Изменения в налоговом законодательстве при режиме УСН

Изменения в налоговом законодательстве при режиме УСН

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ о прогрессивной шкале единого налога по УСН. Текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

  • Закон содержит поправки в НК РФ, которые позволяют применять УСН тем организациям и ИП, которые превысили допустимые лимиты по доходам и численности работников.
  • Напомним, в настоящее время применять УСН разрешается тем компаниям, доходы которых не превышают 150 млн рублей в год, а среднесписочная численность работников не превышает 100 человек.
  • С 1 января 2021 года НК РФ будет предусматривать переходный период для тех плательщиков УСН, которые незначительно превысят вышеуказанные значения лимитов по доходам и численности работников.

В частности, компании, у которых максимальный размер выручки находится в пределах от 150 млн до 200 млн рублей, а средняя численность работников – от 100 до 130 человек, сохранят право на применение УСН. При этом единый налог они станут уплачивать по повышенным налоговым ставкам.

Так, плательщики УСН с объектом налогообложения «доходы» будут уплачивать налог по ставке 8% (общая ставка – 6%). Плательщики с объектом «доходы минус расходы» станут платить налог по ставке 20% (общая ставка – 15%). Повышенный налог будет уплачиваться с начала квартала, в котором плательщик допустил превышение лимитов по доходам и количеству работников.

В случае возврата налогоплательщика к параметрам выручки и средней численности работников, предусмотренных для УСН, он сохранит право на применение УСН в последующих налоговых периодах.

Новые нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

БУХПРОСВЕТ

В уведомлении о переходе на УСН в обязательном порядке должен указываться выбранный объект налогообложения. Объект налогообложения может быть изменен с начала нового года, если плательщик уведомит об этом ИФНС до 31 декабря. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения (ст. 346.14 НК РФ).

Действующие организации и ИП, которые желают перейти на УСН с нового года, должны подать уведомление до 31 декабря, а вновь создаваемые организации и ИП должны уведомить о применении УСН не позднее 30 дней с момента постановки на учет в налоговом органе. Кроме того, не вправе применять УСН предприниматели, перешедшие на ЕСХН.

Не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы, банки, страховщики, ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых.

Плательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Они могут перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган.

Уведомление необходимо направить в ИФНС не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Фнс начала «проектировку» нового налогового режима для малого бизнеса — рбк

ФНС прорабатывает концепцию нового налогового режима для малого бизнеса. Вести учет, сдавать декларации будет не надо, исчислять налоги станет ФНС. Режим может предусматривать отмену страховых взносов и рост налога на деятельность

Изменения в налоговом законодательстве при режиме УСН

Виталий Аньков / РИА Новости

Федеральная налоговая служба (ФНС) изучает возможность внедрения нового специального налогового режима для микро- и малого бизнеса, рассказали РБК два источника, знакомых с планами ведомства. Сейчас ФНС, по их данным, опрашивает предпринимателей, чтобы понять, существует ли спрос в бизнес-среде на такой режим (формулировки опроса есть в распоряжении РБК).

В пресс-службе ФНС подтвердили РБК, что в настоящее время проектируется концепция нового налогового режима, предусматривающая для субъектов МСП исчисление налогов непосредственно налоговыми органами.

«В целях исследования востребованности проектируемого налогового режима и отдельных его параметров для потенциальных пользователей ФНС России проводит соответствующие опросы, в том числе совместно с кредитными организациями среди их клиентов.

Опросы проводятся анонимно для налогоплательщиков», — указали в ведомстве.

Для нового режима, который предназначен как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц, могут быть предусмотрены следующие условия, свидетельствуют сведения из опроса.

  • Малый бизнес могут освободить от уплаты страховых взносов за себя (для индивидуальных предпринимателей) и сотрудников (для компаний) за счет увеличения ставки налога на деятельность. В одном из пунктов ФНС спрашивает предпринимателей, станет ли для них приемлемым повышение ставки налога на 4 п.п., если будут отменены страховые взносы.
  • ФНС сможет получать информацию об операциях по расчетному счету налогоплательщика напрямую от его банка. И налоговые органы на основании предоставленных данных банков и контрольно-кассовой техники (ККТ) будут самостоятельно рассчитывать налоговые обязательства и предоставлять их налогоплательщикам.
  • Налоговый период будет равен одному месяцу.
  • Расходами будут считаться только операции, совершенные с использованием безналичных расчетов и проведенные по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.
  • Бизнес должен выплачивать заработную плату только через банк. При этом банк будет выступать налоговым агентом по исчислению и уплате НДФЛ на основании зарплатных реестров.
  • Бизнес освобождается от бухгалтерского и налогового учета, подачи отчетности по упрощенной системе налогообложения (УСН), по НДФЛ и страховым взносам, не должен будет подавать отчетность в социальные фонды и Росстат.

Как сейчас платят налоги

Сейчас малый и микробизнес может пользоваться следующими системами налогообложения: общая система налогообложения (ОСНО), которая предусматривает ставку налога на прибыль 20% для юрлиц (плюс НДС) и НДФЛ 13% для ИП; упрощенная система налогообложения (УСН) с двумя вариантами взимания налогов — со всех доходов (по ставке 6%) и с доходов за вычетом расходов (по ставке 15%); патентная система налогообложения (ПСН, только для ИП, специализирующихся на одной сфере бизнеса) со ставкой 6% от потенциального дохода. Кроме того, для сельхозпроизводителей есть еще специальный режим — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) со ставкой 6% (плюс НДС).

Бизнес, работающий по ПСН, и так освобожден от налогового и бухгалтерского учета, а индивидуальные предприниматели и юрлица, работающие по УСН, не ведут бухучет.

По словам представителя ФНС, исключение обязанности представления отчетности сократит непроизводственные издержки для бизнеса, связанные с ведением учета и сдачей деклараций.

«Это позволит бизнесу сэкономить и направить освободившиеся средства на развитие», — указал он, добавив, что благодаря технологии онлайн-касс в ФНС «есть все средства, чтобы самостоятельно рассчитывать налоги и присылать платежные уведомления по аналогии с режимом самозанятых».

В России работает около 5,5 млн микропредприятий, где заняты около 12 млн человек, напоминает президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.

«Сейчас даже небольшим компаниям необходимо держать в штате бухгалтера, заполнять 17 видов отчетов.

За несдачу отчетности вовремя или сдачу в неправильной форме предусмотрены штрафы и другие санкции», — подчеркивает он.

Сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo Денис Кутергин согласен, что новый налоговый режим в перспективе сможет «сильно улучшить прозрачность, легальность, открытость бизнеса и, сократив некоторые процессы, повысить удобство работы с государством». «Предприниматель будет совершать меньше операционных процессов, соответственно, нагрузка на бухгалтерию станет меньше, потому что некоторые операции на себя возьмет ФНС», — отмечает он.

Идея увеличения налога на 4 п.п.

для ИП при отмене страховых выплат также «может быть интересна» бизнесу, но эффект будет зависеть от его оборотов: «Те ИП, которые не имеют сотрудников, смогут перейти на формат самозанятых, что уже сейчас происходит, а те, у кого они есть, но кто имеет не очень большой оборот, смогут перейти на новый режим. Однако без подробностей пока сложно о чем-то говорить более детально».

По мнению адвоката, партнера юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимира Ефремова, предложенный режим подойдет «исключительно для белых компаний, проводящих все платежи с клиентами, сотрудниками и контрагентами через расчетный счет».

Инициатива может быть использована ФНС «как дополнительный стимул для обеления экономики», говорит он, указывая, что такой налоговый режим направлен «на вывод микробизнеса из серой зоны и перевод всех платежей в легальное банковское поле».

Это выгодно и банкам: любое потенциальное увеличение оборотов и транзакций на счетах клиентов неминуемо приводит к росту их прибыли, добавляет Ефремов.

В то же время, по его словам, на количество банковских клиентов такие изменения вряд ли повлияют, поскольку расчетные счета и сейчас открыты у подавляющего числа компаний из микро- и малого бизнеса.

Налоговый юрист, управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин не видит запроса от бизнеса на то, чтобы у него забрали расчет налогов. «Предложение освободить бизнес от расчета налогов — не новое, это давняя мечта ФНС.

Но только слепой не увидит, что схема предусматривает скрытое повышение налогового бремени и конфликт интересов, — отмечает Костальгин.

 — И тем более такой режим не может быть принудительным для бизнеса или полностью заменить текущие спецрежимы».

Сокращение налогового периода до одного месяца, по мнению представителя Taxadvisor, приведет к тому, что у бизнеса будет меньше свободных ресурсов: сейчас, вместо того чтобы платить налоги каждый месяц, предприниматели могут направлять свободные средства на развитие.

Наконец, Костальгин уверен, что ведение учета нужно в первую очередь не ФНС, а самому бизнесу. «ФНС уже какое-то время проводит пилот по расчету УСН по банковскому счету. Однако нет и не будет автоматических инструментов, позволяющих отделить выручку от иных, необлагаемых поступлений на счет.

Читайте также:  В чеке ККТ нужно обязательно обозначать должность и фамилию кассира

А облагать весь оборот по счету — это за гранью», — говорит эксперт.

«Режим спорный — получается, что твой бизнес будет довольно открытым и для банка, и для налоговиков», — добавляет еще один собеседник РБК, знакомый с планами ФНС.

Он обращает внимание на то, что от внедрения нового режима могут пострадать работники, поскольку за них не будут выплачиваться взносы в Пенсионный фонд России.

«Банки вряд ли станут этим заниматься, так что только сами работники должны будут позаботиться о пенсионных накоплениях», — рассуждает он.

Кто должен одобрить предложение

Представитель ФНС подчеркнул, что ведомство не обладает законодательной инициативой, а решение о критериях и введении налогового режима будут принимать «компетентные органы власти».

«Решение о сроках введения, параметрах и условиях нового налогового режима будет принято после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными участниками и изучения общественного мнения со стороны бизнес-сообщества», — добавил он.

Представитель пресс-службы Минфина говорит, что прорабатываемая сейчас концепция направлена на упрощение процесса ведения бизнеса микропредприятиями и пока ФНС готовит итоговые параметры ее реализации.

Какого дохода могут недосчитаться бюджеты социальных фондов из-за отмены взносов для индивидуальных предпринимателей, он не пояснил. РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минэкономразвития.

По мнению Александра Калинина, обсуждение предложенного ФНС концепта по-настоящему начнется, скорее всего, только в октябре, когда к работе приступит новый состав Госдумы.

По его словам, подобная инициатива не будет принята без одобрения парламентом и без учета мнения участников рынка, в том числе «Опоры России».

У идеи, скорее всего, будут противники, например из числа представителей Пенсионного фонда, считает Калинин. Представитель ПФР воздержался от комментариев.

Специальные налоговые режимы: что изменится с 2021 года?

Каждый бухгалтер привык, что налоговое законодательство динамично меняется. В 2021 году налогоплательщиков ждут очередные изменения по специальным налоговым режимам. Чтобы вы могли подготовиться к ним заранее, Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант, ответила на распространённые вопросы и подробно рассказала о новом для плательщиков ЕНВД, УСН и ПСН.

Приближается конец 2020 года, и мы предлагаем вам начать знакомиться с грядущими налоговыми нововведениями. В этой статье мы расскажем об изменениях по специальным налоговым режимам с 2021 года.

  • Напомним, что к специальным налоговым режимам согласно пункту 2 части 2 статьи 18 НК РФ[1] относятся:
  • 1) СНО для с/х (далее ЕСХН);
  • 2) упрощённая система налогообложения (далее ‒ УСН или, как называют в народе, упрощёнка);
  • 3) СНО в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее ‒ ЕНВД или, как называют в народе, вменёнка);
  • 4) СНО при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • 5) патентная система налогообложения (далее ‒ ПСН или патент);
  • 6) налог на профессиональный доход.

Итак, посмотрим, что же подготовили законодатели для ЕСХН, ЕНВД, УСН и ПСН. Обратите внимание, в этой статье не будут рассмотрены СНО при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход. Предупреждаем, что мы смогли описать только те изменения, о которых было известно на момент подготовки статьи.

На момент подготовки статьи об изменениях для плательщиков ЕСХН в 2021 году известно не было.

  1. УСН – самый «любимый» спецрежим как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

В первую очередь хотелось бы ответить на пару волнующих вопросов: отменят ли сам спецрежим УСН и отменят ли декларацию УСН?

Многие уже слышали или читали, что какой-то спецрежим отменяют. Успокоим наших читателей: в 2021 году УСН точно не отменят, так как на 2021 год упрощенцев ждут некоторые изменения. К тому же считаем, что УСН будет действовать как минимум до 2024 года. Этот вывод следует из того, что период действия налоговых каникул для ИП на УСН продлили[2] до 1 января 2024 года.

Также в 2019 году появилась информация о том, что налогоплательщики на УСН с объектом «Доходы» смогут перейти на бездекларационный режим, при котором ИФНС будет сама за налогоплательщика исчислять налог на основе данных, полученных от онлайн-ККТ.

В Госдуму РФ был внесён соответствующий проект федерального закона № 875583-7, и соответствующий законопроект Госдума РФ приняла в первом чтении. Сейчас на сайте Федеральной налоговой службы размещена информация, как реализовать эту возможность (https://www.nalog.ru/rn77/rn77/rn77/rn77/news/activities_fts/9611398/).

Но согласно Протоколу заседания Совета ГД ФС РФ от 13.04.2020 № 259[3], принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 14 апреля 2020 года на более поздний срок. Таким образом, на сегодня законопроект не принят.

Упрощенная система налогообложения. Новое с 2021 года

(Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Комментируемый закон в основной части вступает в силу с 1 января 2021 года.

Право на применение УСН

Размер доходов и численность работников

В настоящее время согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и п.п.

1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст.

346.13 НК РФ).

В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

С 1 января 2021 года не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек, если иное не установлено п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода средняя численность работников превысила 130 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В настоящее время согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, не превысили 150 млн рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.

14 НК РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, не превысили 200 млн рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 111, 13, 14 и 1621 п. 3, п. 4 ст. 346.

12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное п.п. 15 п. 3 ст. 346.

12 НК РФ, более чем на 30 человек (то есть не более 130 человек), такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

Налоговая база

В соответствии с п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0%.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено п. 1, 1.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8% в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения (новый п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).

  • То есть вводятся дифференцированные ставки налога.
  • В настоящее время в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
  • Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 15% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено п. 2, 2.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Согласно новому п. 2.1 ст. 346.

20 НК РФ с 1 января 2021 года налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п.

 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20% в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.

Порядок исчисления и уплаты налога

Согласно п. 1 ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

С 1 января 2021 года в отношении налогоплательщиков, у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.

20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть данную налоговую базу умножить на 15% или 6%;

величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.

20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть полученную разницу умножить на повышенные налоговые ставки 20% или 8%.

В настоящее время согласно п. 3 ст. 346.

21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

С 1 января 2021 года налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 346.21 НК РФ.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6% или от 1% до 6%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 1.1 ст. 346.

20 НК РФ (8%), и части налоговой базы, рассчитываемой как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ (15%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ (20%), и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налоговые каникулы

Согласно п. 4 ст. 346.

20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В период действия налоговой ставки в размере 0% индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» было установлено, что положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ не применяются с 1 января 2021 года.

Действие нормы п. 4 ст. 346.20 НК РФ продлено до 1 января 2024 года.

АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса

Бизнесу

/ 30 ноября 2021 09:30

Госдума рассматривает законопроект об автоматической упрощенной системе налогообложения. АУСН разработали для малого бизнеса: предприятия со штатом до 5 человек, доходом до 60 млн руб. смогут отказаться от заполнения деклараций, уплаты страховых взносов.

Новая система налогообложения позволит малому бизнесу перевести все процессы в онлайн, но повысится налоговая ставка, и налоги придется платить каждый месяц

Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.

Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.

Кто будет рассчитывать налоговую базу:

  • плательщик (компания, ИП);
  • налоговая инспекция;
  • банки;
  • операторы фискальных данных.

Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.

Вы вкладываете много сил и средств в собственный бизнес. А Совкомбанк позаботится о том, чтобы финансирование дела приносило выгоду. Уже знаете точную сумму? Рассчитайте ее онлайн на калькуляторе и заполните онлайн-заявку на кредит для бизнеса.

Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.

Где:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Татарстан;
  • Калужская область.

Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

Кто попадет под действие нового режима

Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.

Кто не может применять автоматическую систему:

  • микрокредитные организации;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • ломбарды;
  • производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
  • НКО;
  • фермы;
  • компании с работниками-иностранцами;
  • нотариусы, адвокаты;
  • некоммерческие пенсионные фонды;
  • и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.

Как стать участником 

Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление. 

Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.

Параметр Традиционная упрощенка Новый проект
Ставка 6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата 8% от доходов, 20% от доходов минус расходы
Минимальные отчисления 1% 3%
Штат До 130 чел. До 5 чел.
НДФЛ 13% 15% (ведет бухгалтерия)
Доходный максимум 200 млн руб. 60 млн руб.
Льготы от регионов Есть Нет
Расходы Закрытый перечень Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ
Как можно уменьшить взносы При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор Снижается торговый сбор

Как рассчитать налог и выбрать более выгодную схему

Рассмотрим два примера.

Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».

  • В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
  • ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
  • Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
  • Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).

А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.

Владельцы своего дела часто сами заполняют декларации и отчеты, а новый режим позволит сэкономить время и автоматизировать часть процессов

Представим другой пример: индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «Доходы минус расходы».

  • В 2022 году его бизнес принес 420 тысяч руб.
  • Региональная ставка УСН – 15%, расходы – 56 тысяч руб.
  • Считаем: 420 000 – 56 000 × 15% = 54 600.
  • Вычтем страховые взносы – 43 211, получим 11 389 руб к уплате.

При аналогичных показателях по АУСН придется заплатить (420 000 – 56 000) × 20% = 72 800 руб.

Плюсы и минусы автоматической упрощенной системы налогообложения

1. Сначала рассмотрим преимущества автоматической упрощенки.

Как понятно из названия, если все операции автоматизированы (банковские проводки, выплата зарплаты, кассовые операции), то государственная инспекция сама рассчитает сумму сборов на основании данных безналичных расчетов. Нельзя сказать, что предлагаемый режим полностью заменит традиционную бухгалтерию. Но он позволит бизнесу вести ее в удобном для себя формате, отслеживая основные показатели.

Предприниматель сможет выбирать из двух вариантов сборов: только от доходов либо от доходов минус расходы. На практике это будет выглядеть так: банк будет отмечать расходные операции для ФНС. Фактически под параметр «расходы» попадает только заработная плата, которую все налогоплательщики, выбравшие автоматический учет, проводят через зарплатные проекты.

Работать с самозанятыми станет проще – все платежи нужно проводить через банк, а самозанятые принимают переводы от юрлиц или ИП совершенно официально. Если нет страховых взносов, то почти нет разницы – работать по трудовому договору с наемным работником или самозанятым.

Приведем пример. У Артема небольшое кафе, работают в нем две официантки, сам Артем, повар, помощник. Они работают через онлайн-кассу, зарплату сотрудники получают на карту – нет препятствий для перехода на новый режим.

Наоборот, если раньше сотрудничество с самозанятыми (кондитерами, пекарями, курьерами) было трудно оформить, то теперь с этим нет никаких сложностей.

У Артема отпала необходимость платить страховые взносы, возиться с декларациями, заполнять формы отчетов или отдавать это специалисту на аутсорс.

Любые виды платежей – телефоном, умными часами, картами – будут обработаны банком и учтены налоговой

Предприниматели на АУСН смогут перейти на «светлую сторону» – показывать всю зарплату, которую получают сотрудники, так как от этого уже не зависит сумма отчислений в страховую. Для сотрудников такой выход из серой зоны, безусловно, плюс.

Начисляет и отчисляет НДФЛ за работников банк, а компания передает финансовой организации информацию о доходах. Стандартные вычеты начисляет ФНС по безналичным операциям и данным контрольно-кассовых аппаратов.

Важно: дополнительный плюс прозрачности бизнеса и его открытости банкам – возможность получить кредит без справок и предоставления обширного пакета документов.

Как будет происходить оплата налога:

  • информацию нужно будет передавать до 5 числа ежемесячно: то есть информацию за октябрь подаете до 5 ноября;
  • до 15 ноября ФСН рассчитает сумму взноса;
  • до 25 вы его оплачиваете. И так каждый месяц.

Больничные листы начинают отправлять в страховую в электронном виде напрямую из поликлиник и больниц с 1 января 2022 г., работодатель будет передавать только информацию об отпусках по уходу за ребенком.

Согласно проекту, расходы учитываются в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, они оплачиваются с расчетного счета предпринимателя или проводятся через кассу.

Микробизнес не будет заполнять 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам.

2. Теперь посмотрим на минусы новой системы.

Проект системы налогообложения для микробизнеса и ИП оставляет в силе зарплатные взносы и НДФЛ. ИП не платят налог на доходы физлиц, но таковы были условия и традиционной УСН.

Компаниям, которые перейдут на АУСН, будет сложнее работать с иностранными гражданами – нанимать в качестве работников или привлекать как инвесторов. Со всеми привлекаемыми работниками нужно будет заключать трудовой договор или привлекать как самозанятых.

Налог, хоть и один, упрощенный, станет выше, а платить его нужно будет чаще – каждый месяц. 

После перехода на автоупрощенку вернуться к традиционным способам уплаты налогов можно только через 12 месяцев.

Если компания откроет новый филиал, наймет сотрудников, расширится, увеличит доход, то ее снимут с АУСН

Режим онлайн-налогообложения будет одним из вариантов наряду с другими, и каждый владелец бизнеса сможет выбрать для себя оптимальный способ расчетов с ФНС.

Анна Молчанова

Доступно пишу о финансовых возможностях, которые помогают жить лучше и интереснее. Рассказываю про осознанный подход к деньгам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector