Как будет проводиться ужесточение борьбы с отмыванием доходов с 2022 года

Как будет проводиться ужесточение борьбы с отмыванием доходов с 2022 года С 1 июля 2022 года в России должна заработать обновленная редакция «антиотмывочного» закона, которая еще больше ужесточит порядок осуществления операций по банковским счетам организаций и ИП. Рассказываем, к чему готовиться бизнесу.

Что изменится в «антиотмывочном» законодательстве

В ближайшее время Госдума планирует принять законопроект № 1116371-7 (уже принят в первом чтении), который в значительной мере ужесточит действующее «антиотмывочное» законодательство и существующий порядок осуществления банковских операций организациями и ИП.

В указанных целях законопроект дополняет Федеральный закон от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» новыми статьями и положениями, призванными акцентировать работу кредитных организаций в части противодействия легализации только на действительно сомнительных клиентах.

В связи с этим законопроект предусматривает создание общероссийского информационного онлайн-сервиса «Знай своего клиента» (платформа ЗСК), который будет функционировать на базе ЦБ РФ.

Через него все банки смогут получать информацию о рискованности своих клиентов – компаний и ИП.

Именно на основании этой информации банки станут блокировать операции подозрительных клиентов и «замораживать» их счета.

Степень риска (низкий, средний, высокий) организациям и ИП будет присваивать ЦБ РФ, а также сами кредитные организации на основе рекомендаций Центробанка.

Определяться он станет в зависимости от видов и характера деятельности компаний, характеристик их банковских операций, сведений об учредителях и руководителях и об аффилированности с иными компаниями, осуществляющими подозрительные операции. 

Так, низкую степень рискованности присвоят компаниям, по которым вообще не было выявлено никаких сомнительных операций, средний – тем компаниям, которые время от времени практикуют вывод денежных средств в теневой сектор экономики или ведут деятельность в секторах экономики с повышенными рисками.

Высокий уровень риска присвоят компаниям и ИП, если они:

  • не осуществляют реальной хозяйственной деятельности;
  • зарегистрированы на подставных физлиц;
  • контролируются третьими лицами;
  • препятствуют установлению реальных бенефициаров своих сомнительных операций (например, не предоставляют соответствующую информацию по требованию кредитной организации или правоохранителей);
  • обеспечивают расчеты теневого сектора экономики.

Если компания замечена в проведении подозрительных операций, то этого будет достаточно, чтобы отнести ее к рискованной (со средним или высоким уровнем рискованности).

Причем подозрительными будут считаться любые операции, в отношении которых у банка возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации преступных доходов, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения (будущая редакция ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Присвоенная клиенту степень риска непосредственно будет влиять на порядок его обслуживания (осуществления операций) в соответствующей кредитной организации. И если порядок проведения операций нерискованных клиентов останется без каких бы то ни было изменений, то вот с проведением операций рискованных компаний могут возникнуть значительные трудности.

Обслуживание клиентов в зависимости от степени их рискованности

Компании, отнесенные к низкой степени риска, в принципе не должны заметить на себе никаких изменений от ужесточения «антиотмывочного» законодательства. Напротив, как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, административная нагрузка на такие компании в результате законодательных изменений только снизится.

Так, в отношении нерискованных клиентов банки будут не вправе отказать в осуществлении перевода денежных средств на счет (вклад, депозит), открытый в том же или любом другом банке на территории РФ.

Как будет проводиться ужесточение борьбы с отмыванием доходов с 2022 года

Если же организации или ИП был присвоен высокий уровень рискованности, то в отношении таких клиентов банк будет обязан (будущая ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • отказать в совершении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • отказать в выдаче остатка денежных средств на счете либо его перечислении на другой счет клиента или на счет третьего лица при расторжении договора банковского счета по инициативе клиента;
  • отказать в осуществлении переводов денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей, а также прекратить использование таким клиентом электронного средства платежа.

При этом ряд операций рискованных клиентов банк все же будет обязан совершать в порядке исключения. К таким операциям относятся (п. 5 будущей ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • операции, направленные на уплату налогов, сборов, таможенных платежей, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • операции, направленные на оплату труда персонала в соответствии с трудовым законодательством при условии, что с выплат в пользу работников платятся все полагающиеся налоги и страховые взносы;
  • операции, направленные на денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения;
  • снятие и перевод денежных средств в целях обеспечения жизнедеятельности ИП и его семьи, но не более 30 000 рублей в месяц на человека;
  • операции, направленные на выплату пенсий, стипендий и иных социальных выплат, алиментов, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • операции, связанные с оплатой расходов, необходимых для ликвидации организации/ИП;
  • операции, связанные с исполнением обязательств по кредитным договорам.

Таким образом, счета высокорисковых клиентов будут заморожены, и никакие операции, кроме вышеуказанных, провести будет невозможно.

Что делать высокорисковым клиентам банков

Если компании присвоят высокий уровень риска и ее счета будут «заморожены», то она сможет оспорить соответствующее решение в межведомственной комиссии при ЦБ РФ или в суде, предоставив документы и пояснения, опровергающие законность действия банка. Причем в суд можно будет обратиться только после обращения в межведомственную комиссию Центробанка.

Компания сможет оспорить свой статус высокорискованной и, соответственно, отказ в осуществлении операций по ее счету в течение 6 месяцев после присвоения ей данного статуса (будущая ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

По итогам оспаривания комиссия/суд примут либо решение о снижении уровня рискованности клиента, либо об оставлении данного решения без изменения.

Во втором случае в отношении высокорискованной компании, чьи банковские счета были «заморожены», начнут процедуру принудительного (административного) исключения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. После ликвидации компании все имеющиеся на ее счетах денежные средства (за вычетом тех, что ушли на ликвидацию) вернут собственникам бизнеса (учредителям).

Кстати, в первоначальной версии законопроекта такие средства предлагалось изымать в пользу государства, однако доработанные ко второму чтению поправки предлагают отказаться от такой меры, как от чрезмерно радикальной.

Ожидается, что поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ вступят в законную силу уже с 1 июля 2022 года.

Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=FOw3Dfv_ChM

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой.

В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Как будет проводиться ужесточение борьбы с отмыванием доходов с 2022 года На пороге нового кризиса: как спасти сбережения?

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

Читайте также:  Статья 330.4 ТК РФ. Отстранение от работы работников, занятых на подземных работах

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки.

Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу.

И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет.

Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения.

Идите и разбирайтесь!»

Как будет проводиться ужесточение борьбы с отмыванием доходов с 2022 года Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других.

У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки.

И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов.

— В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает.

И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

Леонид Смирнов

Банки усилят контроль за счетами граждан

Как будет проводиться ужесточение борьбы с отмыванием доходов с 2022 года Артем Геодакян/ТАСС

Банки до конца ноября усилят контроль за денежными операциями своих клиентов — они должны будут оперативно выявлять подозрительные счета и постоянно отслеживать трансакции, пишут «Известия». Такая задача поставлена перед ЦБ в дорожной карте правительства по регулированию криптовалют. Также банкам рекомендовано принимать дополнительные меры по аутентификации пользователей и недопущению роботизированного заполнения платежных инструкций при использовании онлайн-сервисов.

Для борьбы с нелегальными трансакциями ЦБ рекомендовал банкам оперативно выявлять счета, по которым проводятся операции с «необычно большим количеством» граждан — более десяти в день и свыше 50 в месяц, а также более 30 трансакций с физлицами в день. Кроме того, под подозрение подпадают «значительные объемы» операций между гражданами — более 100 тыс.

рублей в день, свыше 1 млн рублей в месяц. При выявлении таких операций банкам рекомендовано рассматривать их на предмет использования для легализации преступных доходов или финансирования терроризма, а при наличии оснований — блокировать трансакции.

В случае двух и более отказов в выполнении переводов в течение одного года банкам следует рассматривать вопрос о расторжении договора с клиентом.

Рекомендации по усилению контроля за операциями физлиц уже применяются банками, ЦБ оказывает им методологическую помощь, сообщили в регуляторе. Они направлены против платежей участников теневого игорного бизнеса, криптообменников, нелегальных форекс-дилеров и организаторов финансовых пирамид, подчеркнули в ЦБ.

Проводимая Банком России и кредитными организациями работа не предполагает тотальный контроль за операциями физических лиц и направлена на выявление отдельных зон риска, связанных с использованием нелегальными субъектами финансовых услуг для расчетов с российскими гражданами. Эта работа не затронет малый и микробизнес, отметили в ЦБ.

Введения новой отчетности для банков в связи с выполнением рекомендаций не планируется, добавили в регуляторе.

Крупнейшие банки уже применяют рекомендации ЦБ, заявили в профильных ассоциациях, а также в банках «Открытие», «Зенит», РНКБ и «Ренессанс Кредите».

При наличии оснований финансовая организация отказывает клиенту в проведении операции в соответствии с «антиотмывочным» законом, что позволяет оперативно пресекать подозрительные трансакции, в том числе нелегальные переводы, подчеркнули в «Открытии».

В «Зените» отметили, что рекомендации в совокупности с другими мерами позволят сократить нелегальный денежный поток.

Для банков в большинстве случаев выпущенные ЦБ рекомендации выступают нормативным документом и применяются фактически в обязательном порядке, пояснил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

По его словам, возможно, контроль станет более строгим. Ужесточения могут привести к тому, что кредитные организации будут в отдельных случаях отказывать в операциях добросовестным клиентам, опасается Войлуков.

ТПП предложила Минфину считать майнинг видом бизнеса

Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин направил письмо министру финансов Антону Силуанову с предложением считать майнинг видом предпринимательства, чтобы исключить данный вид деятельности из «серой зоны». Об этом говорится в обращении, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.

03.02.2022 13:36

Самый большой  финансовый супермаркет в России*

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

*На основании исследования Tiburon Research, июнь 2021 года

Новая версия «антиотмывочного» закона: каким клиентам банки откажут в совершении операций

В «антиотмывочный» закон внесены поправки, согласно которым банки будут обязаны распределить своих клиентов по степени риска совершения подозрительных операций. Тем, кто попадет в группу высокого риска, не разрешат снимать наличные и делать переводы. Кроме того, их могут исключить из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. О том, как не «попасть под санкции», читайте в нашей статье.

Читайте также:  Соглашение об отсутствии взаимных претензий. Бланк и образец 2021-2022 года

Новшества утверждены Федеральным законом от 21.12.21 № 423-ФЗ. Основной блок изменений внесен в Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Главное новшество заключается в том, что банковских клиентов распределят по группам, исходя из степени риска совершения подозрительных операций:

  • низкая степень;
  • средняя степень;
  • высокая степень.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Подозрительные операции — это операции с деньгами и иным имуществом, предположительно совершаемые с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и с целью финансирования терроризма. Соответствующее определение появится в статье 3 Закона № 115-ФЗ.

Определять группу риска будут дважды. Первый раз это сделает банк, который обслуживает клиента. Такая обязанность появится у кредитных организаций с марта 2022 года. Второй раз — Центробанк (с июля 2022 года).

Как банк оценит степень риска

Начиная с марта 2022 года, кредитные организации станут оценивать степень риска совершения подозрительных операций при приеме клиентов на обслуживание, а также в процессе обслуживания.

Как банки определят степень риска? Четких критериев в законе не прописано. Известно лишь, что банкиры должны проводить оценку клиентов «…в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов (услуг)…». Об этом сказано в новом подпункте 3.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Распределять клиентов по группам, исходя из степени риска совершения подозрительных операций, будут не только кредитные организации. В марте 2022 года аналогичная обязанность появится, в частности, у нотариусов и адвокатов. А также у лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

Им предписано определять степень риска, если они по поручению или от имени клиента совершают определенные сделки. Например, покупают или продают недвижимость, управляют ценными бумагами, банковскими счетами и проч.

Добавим, что в настоящее время обслуживающие бухгалтерии, аудиторские, страховые компании и ряд других организаций обязаны регулярно проверять своих клиентов и отказывать в обслуживании тем, кто попал в «черные» списки ЦБ РФ или Росфинмониторинга.

Проверить потенциального или действующего контрагента можно с помощью сервиса «Контур.Призма». Подробнее см. ««Антиотмывочный» закон: о чем спрашивают бухгалтеры».

Получить демодоступ к сервису Контур.Призма

Как ЦБ оценит степень риска

С июля 2022 года кредитные организации будут обязаны передавать в Центральный банк сведения о клиентах — организациях и предпринимателях с указанием их ИНН. В свою очередь Центробанк проведет собственную оценку степени риска этих лиц и определит одну из трех групп (новая ст. 7.6 Закона № 115-ФЗ).

При оценке риска ЦБ учтет, в частности, сведения: о видах и характере деятельности клиентов; операциях по их счетам; их учредителях, участниках и руководителях; аффилированности с другими компаниями или ИП, которые проводят подозрительные операции; количестве счетов, вкладов или депозитов и др. Это следует из новой статьи 9.1 Федерального закона от 10.07.

02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (внесена Законом № 423-ФЗ).

Каждая кредитная организация вправе решить, использовать или нет информацию о группах риска, назначенных Центробанком для ее клиентов — юрлиц и ИП. Принятое решение необходимо отразить в правилах внутреннего контроля банка.

Что ожидает клиентов с низкой степенью риска

С марта 2022 года банки не смогут отказывать юрлицам и ИП с низкой степенью риска (присвоенной кредитной организацией):

  • в заключении договора банковского счета или вклада. Данное правило должно выполняться, даже если компанию (ИП) заподозрят в том, что счет (вклад) нужен для отмывания доходов и финансирования терроризма. Сейчас запрещено отказывать в заключении договора только клиентам-физлицам.
  • в расторжении договора банковского счета (вклада), даже если в течение года банк два раза и более отказывал в совершении подозрительной операции. В настоящее время такой запрет действует только в отношении физлиц.

Соответствующие изменения внесены в пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

С июля 2022 года кредитные организации в общем случае станут обновлять информацию о клиентах с низкой степенью риска (их представителях, бенефициарах, выгодоприобретателях) один раз в три года. Сейчас подобные сведения обновляются чаще, а именно один раз в год.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

С июля 2022 года начнет действовать правило, согласно которому банки в общем случае не смогут отказывать клиентам с низкой степенью риска в осуществлении некоторых переводов (см. табл.).

Нарушить данное правило и отказать в переводе разрешено только при наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма. Тогда не позднее следующего рабочего дня банк должен повысить клиенту степень риска (п.

 2 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ).

Таблица

Переводы, в осуществлении которых банк не вправе отказать клиенту (в общем случае)

ОтправительПолучатель
Юрлицо или ИП с низкой степенью риска (по оценке кредитной организации) Юрлицо или ИП, открывшее счет, вклад или депозит в этом же банке на территории РФ и отнесенное к группе с низкой степенью риска (по оценке кредитной организации).
Юрлицо или ИП, открывшее счет, вклад или депозит в другом банке на территории РФ и отнесенное к группе с низкой степенью риска (по оценке ЦБ).

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Что ожидает клиентов со средней и высокой степенью риска

Если кредитная организация присвоила компании или ИП средний, либо высокий уровень риска, с июля 2022 года банк вправе (но не обязан):

  • отказать в заключении договора банковского счета (вклада);
  • отказать в совершении подозрительной операции;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада), если в течение календарного года клиенту два раза и более было отказано в совершении подозрительных операций (п. 3 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ).

Более жесткие правила установлены для тех, кого и кредитная организация и Центробанк отнесли к группе высокого риска. В отношении таких юрлиц и ИП банк обязательно примет следующие меры.

  1. Не станет: списывать деньги со счета (вклада, депозита); выдавать наличные; уменьшать остаток электронных денежных средств; делать переводы с использованием сервиса быстрых платежей; совершать операции с иным имуществом.
  2. При расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) в общем случае не отдаст остаток денег со счета и не переведет его на другой счет клиента, либо иного лица.
  3. Лишит клиента возможности пользоваться электронным средством платежа.

Но предусмотрены исключения. Даже если корпоративный клиент причислен к группе высокого риска (по оценке кредитной организации и ЦБ), некоторые операции ему все же позволят совершать. Например, перечислять налоги, страховые взносы и иные обязательные платежи в бюджет.

Также он сможет переводить работникам зарплату в определенных пределах, погашать расходы на ликвидацию и проч. Предпринимателю разрешат совершать операции для обеспечения себя и членов своей семьи без самостоятельного источника дохода — из расчета 30 тыс. руб. в месяц на каждого.

Но эти и другие операции будут возможны только в том случае, если они не вызовут у банка подозрения. Данные новшества прописаны в пунктах 5 и 6 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Что может предпринять клиент с высокой степенью риска

Организации и ИП с высокой степенью риска могут обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения перечисленных выше ограничительных мер (отказа выдать наличные, списать деньги со счета и проч.). На это отводится 6 месяцев с момента, когда клиент узнал о присвоении ему высокой степени риска.

Заявление нужно направить в специальную межведомственную комиссию. По результатам рассмотрения заявления может быть вынесено решение об отсутствии оснований для применения ограничительных мер. В этом случае банк обязан отменить такие меры и понизить клиенту степень риска.

Если комиссия оставит ограничительные меры в силе, у организации или ИП останется еще одна возможность отстоять свои права — обратиться в суд. Направить иск в суд, минуя процедуру подачи заявления в межведомственную комиссию, нельзя (п. 1 — 3 новой ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ).

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

Кого исключат из реестра юрлиц и ИП

Клиентов с высокой степенью риска могут принудительно исключить из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это произойдет в случае, если компания (или предприниматель):

  • пропустит срок для обращения в межведомственную комиссию;
  • получит отрицательное решение межведомственной комиссии и не обжалует его в суде;
  • обжалует отрицательное решение, но суд оставит его в силе.

В каждом из перечисленных случаев Центробанк направит в ФНС сведения, необходимые для исключения организации или ИП из соответствующего госреестра. Данная норма новой статьи 7.8 Закона № 115-ФЗ будет применяться с октября 2022 года.

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

  • Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
  • Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
  • В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Читайте также:  Статья 312.4 ТК РФ. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные.

Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах.

На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

В середине  2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне.

Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики.

Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 06.04.2022

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – один из самых нашумевших в предпринимательской среде. Даже если бизнес не сталкивался с ним напрямую, то точно наслышан.

Несколько лет назад прошла волна блокировок, вызвавшая много вопросов и обсуждений. В 2019 г. бизнес был готов к новым подвохам, но с серьезными ограничениями и значительными изменениями не столкнулся.

Что изменилось сейчас и ждать ли бизнесу новых ударов в 2020 г.?

В 2017–2018 гг. многие предприниматели попали под волну запросов и ограничений со стороны банков со ссылкой на 115-ФЗ, отдельные компании сталкивались с закрытием счетов.

В России началась активная борьба с обналичиванием, жизнеспособные много лет схемы переставали работать.

Страдали не только однодневки и специально созданные для этого компании, под подозрение попадали и честные предприниматели, поэтому обсуждений было очень много.

Каждое цунами – это лишь последствие землетрясений. В случае со 115-ФЗ эта волна блокировок – последствие изменившихся подходов регуляторов к контролю за операциями бизнеса.

Обналичивание позволяет уходить от налогов, оплачивать сомнительные сделки, в наличных расчетах скрываются и преступные деньги. Это слепая зона для государства.

И с ней нужно было начинать работать, предпосылок для этого было несколько.  

Россия с 2003 г.

является участником FATF, международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force), которая готовит единые для всего мира стандарты в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

FATF также проводит регулярный мониторинг соблюдения этих стандартов в каждой конкретной стране. Положительная оценка FATF отражается на оценке инвестиционного климата, она значит, что страна соблюдает общепринятые в мире нормы и в нее можно инвестировать. 

В конце 2000-х гг. в России проходила проверка FATF, после которой наша страна получила детальные рекомендации по соблюдению мировых стандартов, а ближе к середине 2010-х гг. ЦБ и Росфинмониторинг оформили их в конкретные регуляторные рекомендации, началась активная борьба.

Банки должны были стать ее действенными участниками, самостоятельно выявлять обнал и транзит, иначе могли быть признаны теми, кто обналичиванию содействует. Начались проверки клиентов, порой поспешные, но всем банкам приходилось действовать незамедлительно. Черные клиенты должны были уйти, а работающие в серой зоне – научиться работать по-белому. Стало шумно.

Вторым фактором, который сыграл свою роль, были технологии. Технологичные банки всегда будут обладать преимуществом – это быстрые процессы, глубокая обработка данных, более качественный сервис. Технологии работают и на усиление контроля.

Многие банки уже давно научились проводить проверку клиента и его транзакций в онлайне, это тоже стало одной из важнейших причин зачистки. Потому что стало возможным.

Если еще лет пять назад контроль за обналичиванием выполнялся после проведения транзакций и сомнительные клиенты успевали забрать деньги и бросить счет, то в последние несколько лет обнальный бизнес стал для банков гораздо более прозрачным, а операции теперь проверяются в момент их проведения. Банки увидели если не всё, то многое, что ранее было недоступно. Получается, что все совпало: государство предприняло активные шаги, а банки смогли их реализовать технически.

В прошлом году бизнесу было спокойно, многие предприниматели вышли в белую зону, к комплаенсу банка попадали лишь те, кто искал новые лазейки.

Для банков 2019-й был годом калибровки процессов и тестирования технологий в сфере соблюдения регулирующих норм. Банки научились проверять бизнес еще глубже и уже без ограничений для него.

Число вопросов от банков снизилось в разы, это касается и ограничений дистанционного банковского обслуживания.

Внимание к 115-ФЗ снизилось. Но это не значит, что контроль стал слабее, наоборот, технологически он стал более совершенным и точным, а требования регуляторов – еще более строгими.

Центробанк регулярно сообщает о снижении объемов операций с признаками обналичивания: в 2019 г. их стало в 1,9 раза меньше по сравнению с 2018 г. Аналогичный результат был в 2018 г. – снижение в 1,9 раза, в 2017 г. – в 1,6 раза.

Тенденция очевидна для всех, регуляторы останавливаться не будут.

Во второй половине 2019 г. в России прошла очередная проверка FATF, в ходе которой регуляторы получили новые рекомендации. В 2020 г. мы увидим новые требования и новые шаги со стороны регуляторов, но вторая волна изменений должна пройти гораздо мягче для действующего реального бизнеса.

И причины здесь также две. Первая – к новой реальности уже успели адаптироваться все стороны.

Регулирующие органы более точно сформулировали свои ожидания от банков, а те максимально точно настроили процессы проверок и сформировали для предпринимателей рекомендации, как не попасть под ограничения.

Банки научились разговаривать с бизнесом и обосновывать свои вопросы и требования. И самое главное – бизнес теперь знает, что может столкнуться с запросом и успешно на него ответить, а его деятельность не пострадает.

Вторая причина – технологии. У банков становится все больше сведений о клиентах, уже сегодня технологии скоринга позволяют более точно оценивать бизнес клиента на стадии его входа в банк. Это снижает риски для нас и значительно затрудняет процессы обналичивания.

Сейчас мы активно используем технологии машинного обучения, которые позволяют автоматизировать отдельные этапы проверок и точнее оценивать бизнес клиентов.

Банки видят не только черных и белых, мы работаем со всеми оттенками серого, но все же помогаем бизнесу без проблем обелять процессы и выходить из зоны риска.

Технологически развиваются не только банки. По темпам внедрения новых технологий им не уступают контролирующие органы, Росфинмониторинг, налоговая. Как следствие, контроль будет усиливаться.

Банки же взяли на себя роль союзников, которые могут внимательно оценивать транзакции клиентов и обладают достаточной экспертизой, чтобы рекомендовать им изменить свои бизнес-процессы так, чтобы успешно работать в новых условиях.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector