Когда нельзя учесть затраты на туруслуги персонала в оплату труда, напомнил Минфин

Компенсация на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников, находящихся под увольнением, составит увеличенный размер МРОТа

Когда нельзя учесть затраты на туруслуги персонала в оплату труда, напомнил Минфин

Артем Геодакян / ТАСС

Министерство труда и социальной защиты России намерено в условиях санкционного давления компенсировать работодателям расходы на частичную оплату труда при временной нетрудоспособности из расчета одного МРОТ на сотрудника. Об этом говорится в официальном ответе ведомства на запрос главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, передает ТАСС.

«В условиях введения внешнего санкционного давления Минтрудом России разрабатываются дополнительные мероприятия по поддержке занятости населения и рынка труда.

В частности, по организации временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, что позволит сохранить занятость на период адаптации предприятий к новым производственным и логистическим условиям и поддержит доходы граждан», — говорится в ответе Минтруда.

Согласно документу, для работодателей предусматривается компенсация расходов на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также материально-техническое обеспечение работ. Размер выплаты на одного работника в месяц буден равен размеру одного МРОТа, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент.

В 2021 году МРОТ составлял 12 792 руб. 1 января 2022 года эта сумма выросла до 13 890 руб.

С конца февраля после введения санкций странами Запада работу в России прекратили десятки иностранных компаний. Только «Макдоналдс», который решил временно закрыть все свои 850 ресторанов в России, оценил число сотрудников в 62 тыс. человек. Пока компания будет выплачивать им зарплату. Шведская компания IKEA также обещала «оказывать поддержку» всем 15 тыс. своих сотрудников.

После появления сообщений об уходе зарубежных компаний пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков выразил надежду, что «не миллионы людей останутся без работы, а меньше». Он назвал обеспечение социальной стабильности в этом ключе приоритетным вопросом правительства.

17 марта правительство решило направить на поддержку занятости 40 млрд руб., из них 25,5 млрд руб. уйдут на создание временных вакансий и организацию оплачиваемых общественных работ, 7 млрд руб. — на реализацию региональных программ занятости и 6 млрд руб. — на обучение безработных.

28 марта министр труда и социальной защиты Антон Котяков заявил, что работодатели уведомили Минтруд о планах сократить примерно 50 тыс. сотрудников, в то время как всего по найму в стране работают около 55 млн граждан. «Массовых сокращений на рынке труда на данный момент не планируется», — сказал он.

Минфин напомнил, как учитывать расходы на оплату санаторно‑курортных путевок для работников

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть расходы по оплате санаторно-курортных путевок, приобретенных для работников.

Но только в том случае, если соответствующий договор заключен с турагентством или туроператором.

А с 2022 года в расходы можно будет учесть компенсации, которые были выплачены работникам, купившим путевки самостоятельно. Об этом напомнил Минфин в письме от 02.06.21 № 03-03-06/1/42814.

Скачать письмо Минфина от 02.06.21 № 03-03-06/1/42814

Авторы письма ссылаются на пункт 24.2 статьи 255 НК РФ.

В нем сказано: в расходы на оплату труда включаются, в том числе, затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям и подопечным до 18 лет, а также детям и бывшим подопечным в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме в образовательных организациях.

Туристский продукт, как сказано в статье 1 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ, —это комплекс услуг по перевозке и размещению по договору о реализации туристского продукта. В Минфине полагают, что под реализацией туристского продукта следует понимать, в частности, деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта. 

Соответственно, расходы на оплату услуг по организации санаторно-курортного лечения работников могут быть учтены в целях налога на прибыль только в том случае, когда договор о реализации туристского продукта заключен работодателем непосредственно с туроператором или турагентом. Если же договор оформлен с исполнителем этих услуг (например, с гостиницей, перевозчиком и т.п.), то учитывать такие расходы нельзя.

При этом упомянутые расходы можно списать в размере фактически произведенных затрат, но не более 50 тыс. рублей за год на каждого из отдыхающих. И при условии, если такие затраты в совокупности с расходами на добровольное медицинское страхование, указанными в абзаце девятом пункта 16 статьи 255 НК РФ, не превышают 6% от суммы расходов на оплату труда.

Также чиновники напомнили, что с 1 января 2022 года вступит в силу новая редакция пункта 24.2 статьи 255 НК РФ.

При расчете налога на прибыль можно будет учесть не только расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению работников (включая расходы на проживание и питание), но и расходы в виде сумм полной или частичной компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату данных услуг. Подробнее об этом см. «Изменен порядок учета расходов и уплаты НДФЛ при оплате санаторных путевок работодателем».

Учёт расходов, связанных с приглашением иностранных сотрудников | «Правовест Аудит»

Общество несёт расходы на проживание приглашённых иностранных лиц, до момента заключения с ними трудового договора. На наш взгляд, данные расходы являются экономически обоснованными, направлены на получение дохода и могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Положения главы 25 НК РФ не содержат требований о нормировании подобных расходов. Вместе с этим, данный подход с высокой вероятностью повлечёт претензии контролирующих органов, позиция которых заключается в том, что подобные расходы носят социальный характер и осуществляются не в интересах организации, а в интересах самих приглашённых лиц.

Шансы отстоять свою позицию в судебном порядке оцениваются нами как ниже среднего.

По общему правилу, налогоплательщик вправе учесть расходы при налогообложении прибыли в случае, если расходы удовлетворяют следующим условиям (п. 1 ст. 252 НК РФ):

  • экономически обоснованы;
  • направлены на получение дохода;
  • документально подтверждены;
  • прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Также можно включить в состав прочих иные обоснованные расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

По нашему мнению, расходы на проезд и проживание работников, с которыми налогоплательщик планирует заключить трудовой договор, являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода.

Читайте также:  Счет 62 в бухгалтерском учете в 2022 году. Проводки

Привлечение иностранных работников производится для обеспечения хозяйственной деятельности Общества.

Кроме того, зачастую гарантия оплаты проживания до заключения трудового договора — единственно возможное условие для привлечения персонала из других стран.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Привлечение к работе в России иностранных граждан осуществляется с учетом положений Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» (далее — Закон № 115-ФЗ).

В силу положений Закона № 115-ФЗ основанием для выдачи визы иностранному гражданину (либо для въезда иностранного гражданина в РФ в порядке, не требующем получения визы) является приглашение на въезд в РФ. Приглашение на въезд выдаётся территориальным органом МВД РФ по ходатайству приглашающей стороны — юридического лица (п.1, п. 4 ст. 16 Закона № 115-ФЗ).

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ (п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ).

Приглашающая сторона принимает меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в РФ в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ», далее — Порядок).

Гарантиями жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (подп. «г» п. 3 Порядка).

Необходимо учитывать, что обязанность по обеспечению иностранного работника жильем возникает, у работодателя, привлекающего работника из страны, для которой установлен визовый режим въезда в РФ. Для привлечения к работе данной категории иностранных граждан необходимо оформить приглашение на въезд в РФ в соответствии со ст. 18 Закона № 115-ФЗ.

Следовательно, работодатель в этом случае признается приглашающей стороной и обязан предоставить соответствующие гарантии жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина.

Позиция Минфина РФ в отношении оплаты жилья иностранным работникам сводится к тому, что у приглашающей стороны в силу п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ существует обязанность по предоставлению, но не по оплате жилья иностранным гражданам — работникам организации.

Данные затраты не подпадают под действие п. 4 ст. 255 НК РФ, однако могут быть в расходах на основании п. 25 ст.

 255 НК РФ в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной оплаты труда (в качестве оплаты труда в натуральной форме) при условии заключения соответствующего трудового договора с работником.

При этом в период, когда договор не заключен и иностранный работник не состоит в штате организации, расходы на оплату жилья не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8392, от 18.05.2012 № 03-03-06/1/255, от 18.11.2011 № 03-03-06/1/767).

Вместе с этим, в постановлении АС МО от 01.10.2015 № Ф05-11410/2015 по делу № А40-6591/15 арбитрами был сделан следующий вывод:

Довод инспекции о том, что п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ на организацию возложена обязанность только по предоставлению, но не по оплате жилья иностранным гражданам — работникам, правомерно признан судами необоснованным.

Общество несло расходы на наем жилых помещений для своих иностранных сотрудников в соответствии с требованиями миграционного законодательства РФ, а также в целях обеспечения возможности выполнения иностранными сотрудниками своих непосредственных трудовых обязанностей.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно исходил из того, что расходы общества на наем жилых помещений для своих иностранных сотрудников являются экономически оправданными, документально подтвержденными.

(Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11, от 10.07.2012 по делу № А40-82827/11-129-357).

Необходимо учитывать, что арбитражная практика рассматривает случаи оплаты жилья иностранным работникам, т.е. лицам, с которыми заключен трудовой договор, и указанные примеры не гарантируют отсутствие налогового риска.

Вместе с этим, суд признал правомерным учёт расходов, осуществляемых в силу требований миграционного законодательства. Поскольку положения ст.

 16 и 18 Закона № 115-ФЗ не содержат условий, что гарантии жилищного обеспечения распространяются исключительно на лиц, с которыми уже заключен трудовой договор, в случае возникновения налогового спора у налогоплательщика существуют шансы отстоять свою позицию в суде, так как расходы понесены в соответствии с требованием действующего закона.

При этом необходимо учитывать, что положения п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ распространяются только на иностранных граждан, для которых установлен визовый режим въезда в РФ.

Следовательно, в случае если въезд иностранного гражданина на территорию РФ не требует получение визы, то и обязанность по предоставлению жилищного обеспечения у Общества отсутствует, и учесть расходы по данному основанию при налогообложении прибыли будет затруднительно.

Однако в постановлении АС МО от 27.10.2014 № Ф05-12749/14 по делу № А40-119798/13-107-447 судьи пришли к выводу о том, что согласно положениями подп. 8 п 1. ст.

 264 НК РФ расходы на подбор персонала включают в себя затраты на поиск работников, соответствующих требованиям работодателя, а не затраты на оплату проезда лиц, устраивающихся на работу, в отношении которых впоследствии принято решение о приеме на работу. Судьи отметили, что положениями ст.

 264 НК РФ предусмотрен закрытый перечень расходов, связанных с проездом работника от места жительства до места работы. Причем данные расходы (в том числе при направлении в командировку) несет официально принятый в штат работник.

В свою очередь, право на включение в состав расходов оплаты проезда физического лица, не являющегося работником организации, положениями НК РФ не предусмотрено. Выплата компенсации лицу до его устройства на работу на проезд к месту работы не предусмотрена и трудовым законодательством. По нашему мнению, аналогичные выводы могут быть сделаны и в отношении расходов на проживание соискателей.

Учитывая наличие арбитражной практики в пользу налоговых органов, риск отказа в учёте расходов на проживание сотрудников до заключения с ними трудового договора является высоким (при условии, что у Общества отсутствует обязанность по гарантии жилищного обеспечения приглашённых иностранных лиц в силу Закона № 115-ФЗ).

Также отмечаем, что расходы на встречу приглашённых иностранных соискателей на такси в аэропорту относятся к расходам на служебные поездки работников Общества и могут быть учтены в составе прочих расходов на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Оплата проживания в гостинице и оплата проезда — налогооблагаемый доход соискателей в натуральной форме. Если Общество примет решение не исполнять функции налогового агента, налоговый спор весьма вероятен. Учитывая существующую судебную практику, Общество может отстоять позицию в суде. В отношении доходов нерезидентов (в том числе ВКС) применяется ставка 30%.

Поскольку оплата проживания соискателей осуществляется до заключения трудового договора, то она не облагается страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ).

В бухгалтерском учёте данные затраты включаются в состав общехозяйственных расходов.

Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В соответствии со ст.

 211 НК РФ оплата организациями полностью или частично за физическое лицо товаров (работ, услуг) признается налогооблагаемым доходом последнего, полученным в натуральной форме (ст. 211 НК РФ).

При этом единственный способ вывести данные расходы из-под налогообложения — доказать, что данные расходы производятся не в интересах физических лиц, а в интересах Общества (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ (утв.

Президиумом ВС РФ 21.10.2015), письма ФНС России от 03.09.2012 № ОА-4-13/14633, от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926).

Однако в Письме Минфина РФ от 06.08.2010 № 03-04-06/6-170 указано:

Ссылка на то, что приглашение на собеседование осуществляется исключительно в интересах организации, является необоснованной, поскольку такое собеседование проводится и в интересах физического лица, претендующего на поступление на работу в данную организацию.

Таким образом, оплата организацией стоимости проезда и проживания участников собеседования в месте проведения собеседования является доходом, полученным данными лицами в натуральной форме, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Аналогичные выводы сделаны в письмах Минфина РФ от 22.09.2014 № 03-04-06/47325, от 30.06.2014 № 03-04-06/31359).

Противоположной позиции по данному вопросу придерживаются суды. Так, в постановлении ФАС СЗО от 17.08.2012 № А56-35143/2011 указано:

Норма статьи 211 НК РФ подразумевает не только получение налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде услуг, но и оказание таких услуг исключительно в интересах налогоплательщика.

При этом суды сослались на письмо ФНС РФ от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926, согласно которому, если оплата услуг физическому лицу, в том числе проживания в гостинице и проезда, производится в интересах пригласившей его организации, оплата таких услуг не приводит к образованию дохода в натуральной форме, подлежащего налогообложению.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что заинтересован в транспортных услугах был исключительно Банк, а физические лица, не принятые на работу, экономической выгоды не получили.

Затраты Банка по стоимости проезда и проживания лиц, принятых в дальнейшем на работу, относились в расходы по налогу на прибыль, а расходы Банка по стоимости проезда и проживания лиц, не принятых в дальнейшем на работу, относились в расходы за счет чистой прибыли заявителя.

Таким образом, учитывая однозначную позицию Минфина РФ, неисполнение функции налогового агента в отношении данных расходов может повлечь претензии налоговых органов. При этом у Общества существует возможность отстоять свою позицию в судебном порядке.

К доходам нерезидентов подлежит применению налоговая ставка 30%. Данная ставка применяется в том числе к доходам ВКС, так как данные доходы не являются доходами от трудовой деятельности (письмо Минфина РФ от 07.08.2018 № 03-04-06/55674).

Расходы на проезд и проживание иностранных соискателей непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью организации. Следовательно, согласно п. 5 и п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина Р» от 06.05.1999 N 33н) данные расходы подлежат учёту в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) в бухгалтерском учёте данные расходы отражаются записями:

Дт26 — Кт60 отражены услуги такси и расходы на проживание иностранных соискателей

Учет расходов на ОСНО

Не тратьте время на задачи, которые не приносят прибыль!

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

Узнать подробнее

Перечень расходов по налогу на прибыль при ОСНО, которые общество с ограниченной ответственностью вправе учесть при расчете облагаемой базы, делится на 2 группы: связанные с производством и реализацией, и внереализационные.

Затраты, связанные с производством и реализацией, приведены в ст. 253 НК РФ. В этот перечень входят, в частности, следующие виды затрат:

  • на изготовление, хранение и доставку продукции;
  • на выплату заработной платы и страховых взносов;
  • на эксплуатацию и содержание основных средств;
  • на НИОКР;
  • прочие, непосредственно связанные с производством и реализацией.

Перечень внереализационных расходов, которые ООО на ОСНО учитывает при расчете налоговой базы, приведен в ст. 265 НК РФ. К ним относятся, например:

  • лизинговые платежи;
  • проценты по обязательствам;
  • затраты на выпуск собственных ценных бумаг и обслуживание приобретенных;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • судебные сборы;
  • услуги банков.

Есть 3 главных критерия, на которые обращают внимание проверяющие (п. 1 ст. 252 НК РФ). Принимаемые расходы должны быть:

  • документально подтверждены;
  • экономически обоснованы;
  • направлены на дальнейшее получение прибыли.

Помимо общих перечней затрат в НК РФ есть отдельный список расходов, которые могут быть учтены для уменьшения налоговой базы только в пределах установленных лимитов. К лимитируемым затратам относятся:

Виды затрат
Лимит
Нормативный акт
Отдельные виды затрат на рекламу 1% от выручки за год пп. 28 п. 1 и п.4 ст. 264 НК РФ
Представительские расходы 4% от затрат на оплату труда за отчетный период пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ
Потери В пределах норм естественной убыли пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ
ДМС, пенсионное страхование 12% от затрат на оплату труда п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ
Затраты на организацию санаторно-курортного лечения Не более 50 тыс. руб. на каждого сотрудника за налоговый период п. 24.2 ч.2 ст. 255 НК РФ
Компенсация за использование личного транспорта В зависимости от объема двигателя Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92

Лимитируемые затраты

Сэкономьте время и деньги

Полный функционал бухгалтерского обслуживания в «Моё дело» — первые 3 дня бесплатно!

Подробнее

Минфин РФ регулярно дает разъяснения по поводу того, как учитывать отдельные виды затрат. В частности, ООО на ОСНО не могут учесть для расчета налога на прибыль:

Оплачиваем обучение сотрудников и иных физлиц: что с налогами и взносами | Компания права Респект

Расходы на обучение и прохождение независимой оценки квалификации работников относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

При этом обучение должно производиться по следующим программам:

  • основные профессиональные образовательные программы;
  • основные программы профессионального обучения;
  • дополнительные профессиональные программы.

Перечень основных и дополнительных профессиональных образовательных программ установлен в Законе об образовании.

Например, услуги по подготовке к экзамену для иностранных рабочих и его проведению не относятся к образовательным программам. Поэтому затраты на их оплату нельзя отнести к расходам на обучение.

Учесть затраты на обучение сотрудников в составе прочих расходов можно, если оно проводится в интересах организации, что подтверждает их экономическую обоснованность. Кроме того, одновременно должны быть выполнены два условия:

  • обучение осуществлено по договору с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, которые имеют право вести образовательную деятельность;
  • обучение должны проходить работники либо физлица, заключившие с налогоплательщиком договоры, по которым они обязаны не позднее трех месяцев после окончания обучения заключить с налогоплательщиком трудовой договор и отработать не менее одного года.

По мнению Минфина, договор на обучение с образовательной организацией должен быть заключен именно работодателем. Если работник заключит договор с образовательным учреждением от своего имени, компенсацию стоимости его обучения нельзя отнести к расходам на обучение.

Следует отметить, что нормы НК РФ такого условия не содержат. Однако, чтобы исключить претензии со стороны проверяющих, целесообразно оформить договорные отношения именно между образовательной организацией и работодателем.

  • Требования к договорам, заключаемым с образовательными учреждениями, в НК РФ также не установлены.
  • Например, для подтверждения расходов организации на обучение сотрудника в иностранном образовательном учреждении достаточно иметь договор с этим учреждением.
  • По мнению Минфина, документами, подтверждающими расходы на обучение, являются:
  • приказ руководителя о направлении работника на обучение;
  • договор на обучение с российской организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, или с иностранной образовательной организацией;
  • документ о прохождении обучения или его этапа, например семестра. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

А вот организация, которая привлекает к работе сотрудников сторонней организации, не вправе включать в расходы затраты на их обучение.

Стоимость обучения, отнесенную на расходы, нужно учесть в доходах в следующих ситуациях:

  • трудовой договор расторгнут до истечения одного года с даты начала его действия. Исключение — прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;
  • трудовой договор физлица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения.
  1. Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
  2. Минфин считает, что доходы не возникают и тогда, когда между физлицом и организацией договор не был заключен ввиду обстоятельств, не зависящих от воли сторон.
  3. Доходы учитывают в том периоде, в котором прекратил действие трудовой договор или истек трехмесячный срок заключения трудового договора.

В расходах на обучение можно признать затраты на прохождение независимой оценки квалификации работников. Для ее проведения необходимо получить письменное согласие работника. Учесть расходы организация вправе, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ее прошло лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор.

К расходам на обучение также относят расходы налогоплательщика, осуществленные по договору о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенному с образовательной организацией.

К ним можно отнести расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Такие расходы признают в том налоговом периоде, в котором они были понесены.

При этом должно соблюдаться условие: в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в этих образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.

Минфин считает, что к расходам на обучение относят расходы, понесенные в рамках заключенных организацией договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме только по той образовательной программе, по которой физлицо прошло обучение и заключило трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.

Нельзя учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.

НДФЛ

  • Сумма платы за обучение физлица по основным и дополнительным образовательным программам в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо иностранных организациях, имеющих право на ведение образовательной деятельности, не облагается НДФЛ.
  • Например, если организация оплачивает обучение физлиц в аспирантуре, объекта обложения НДФЛ не возникает.
  • Отсутствие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения сумм такой оплаты.
  • Также суммы частичной оплаты стоимости обучения не подлежат обложению НДФЛ при условии, что договор об образовании заключен между образовательной организацией, физлицом, зачисляемым на обучение, и юрлицом, оплачивающим обучение.
  • Ограничений в отношении способа оплаты организацией стоимости обучения физлиц (оплата непосредственно образовательному учреждению либо возмещение документально подтвержденных расходов физлиц на обучение) нормы НК РФ не содержат.
  • А вот суммы оплаты организацией проезда к месту обучения и проживания в месте обучения от налогообложения не освобождаются.

Страховые взносы

  1. Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам не облагают взносами.
  2. Не нужно начислять взносы и в случае частичной оплаты обучения работников по дополнительным профессиональным программам при условии заключения договора об образовании между организацией, оплачивающей обучение, сотрудником и образовательной организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность.
  3. При оплате обучения физлиц, не являющихся работниками, объекта обложения взносами также не возникает, поскольку отсутствуют трудовые отношения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector