Новая схема расчета прожиточного минимума в России

Прожиточный минимум на 2021 год составит 11,6 тыс. руб., а МРОТ — 12,8 тыс. руб. Их значения рассчитаны исходя из медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Однако эксперты не видят прогресса в новом подходе правительства

Новая схема расчета прожиточного минимума в России

Frank Augstein / AP

Правительство предложило новый подход к определению прожиточного минимума в России. Он будет зафиксирован на уровне 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян за предыдущий год, следует из проекта поправок в законы «О прожиточном минимуме в РФ» и «О минимальном размере оплаты труда» (есть в распоряжении РБК). Его подлинность подтвердил представитель Минтруда.

Проект поправок, закрепляющих новую модель формирования ключевых социальных показателей, одобрен на заседании правительства 23 сентября и будет внесен в Госдуму на этой неделе, сообщили в ведомстве.

Новые основы расчета

Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году составит 11 653 руб., сообщили в Минтруде. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год (по данным Росстата (*.doc), 26 365 руб.).

Медианный среднедушевой доход — это уровень, выше которого доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже.

Согласно предложенному правительством подходу, прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.

Рассчитанный по старой методике — на основе стоимости потребительской корзины — прожиточный минимум в России во втором квартале 2020 года составил 11 468 руб. (для трудоспособного населения — 12 392 руб., пенсионеров — 9 422 руб., детей — 11 423 руб.).

Соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом (сейчас 44,2%) будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России.

Вводится дополнительная защитная норма — прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года.

«Такая гарантия введена на тот случай, если по каким-либо причинам в отдельные годы произойдет снижение медианного дохода», — подчеркнули в Минтруде.

Прожиточные минимумы трудоспособного населения, пенсионеров и детей, согласно проекту поправок, предлагается устанавливать в соотношении с прожиточным минимумом на душу населения в целом по России: для трудоспособного населения — 109% от этого уровня, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%. Эти соотношения были определены на основе действующей потребительской корзины, рассчитанной с учетом рекомендаций по здоровому питанию ВОЗ, уточнили в Минтруде.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет устанавливаться в соотношении 42% медианной зарплаты за предыдущий год и не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде. Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Новый подход к определению прожиточного минимума и МРОТ в России потребует дополнительных расходов федерального бюджета (в 2021 году —увеличение на 48,2 млрд руб., в 2022 году — на 13,4 млрд руб., в 2023 году — на 60,1 млрд руб.

), а также региональных бюджетов (в 2021 году — на 28,5 млрд руб. во всех регионах, в 2022 году — на 32,8 млрд руб., в 2023 году — на 49,6 млрд руб.). Одновременно дополнительные расходы внебюджетного сектора оцениваются Минтрудом в 253 млрд руб.

за три года.

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов.

Сейчас во многих субъектах РФ региональные прожиточные минимумы занижены, и к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, пояснили в Минтруде.

 В 2021 году проектом поправок закрепляется норма, что все региональные прожиточные минимумы по всем социальным группам не должны быть ниже величины прожиточного минимума за второй квартал 2020 года.

Влияние на уровень бедности

Прожиточный минимум используется Росстатом для оценки уровня бедности в стране. В соответствии с федеральным планом Росстат продолжает ежеквартально рассчитывать число жителей с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности), сообщили в ведомстве.

«Таким образом, в случае принятия законопроекта Росстат будет рассчитывать численность жителей с доходами ниже прожиточного уровня на основе утвержденной величины прожиточного минимума и данных о среднедушевых доходах, которые мы продолжаем рассчитывать ежеквартально на основе утвержденной методологии», — пояснил РБК представитель Росстата, добавив, что для внесения изменения в план статистических работ необходимо отдельное постановление правительства.

Разработка нового подхода к определению прожиточного минимума и МРОТ велась в достаточно закрытом режиме, отмечает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, добавляя, что не видит оснований для введения соотношения 44,2% от медианного дохода для определения прожиточного минимума.

«Вы не найдете ни в одной стране линию бедности на уровне 44,2% от медианного дохода. Это сугубо наше творчество», — сказала она.

Согласно международным оценкам, 40% от медианного дохода — это крайняя бедность, 50% — это базовый стандарт для относительной линии бедности, а уровень 60% от медианного дохода используется для программ, адресованных малоимущим категориям населения, но являющихся программами развития, пояснила Овчарова.

Предложенный правительством подход, по мнению Овчаровой, на практике то же самое, но переведенное на иные измерительные инструменты: «Прогресса в этом мы не видим».

«Дискуссия по поводу пересмотра линии бедности уводит от обсуждения значимых, действенных мер по сокращению бедности.

Любой подход к определению линии бедности реального влияния на уровень жизни не оказывает», — сказала Овчарова, указав, что для повышения уровня жизни необходимы рост зарплат и реальных доходов населения.

Изменение подхода не привело к серьезному увеличению величины прожиточного минимума и МРОТ, согласен проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

По его мнению, это связано с тем, что в основу расчета был взят медианный, а не среднедушевой доход населения. По его мнению, справедливее при определении прожиточного минимума было бы исходить именно из последнего.

Теперь ключевой станет прозрачность методологии Росстата при расчете медианного дохода и медианной зарплаты, заметил Сафонов.

Федеральный план статистических работ предусматривает публикацию данных о медианной зарплате населения по итогам исследования, которое пройдет в апреле 2021 года (раскрытие данных в июле 2021 года), уточнили РБК в Росстате.

Медианная зарплата, по данным исследования Росстата в 2019 году, составила 34 335 руб. Медианное значение зарплат россиян значительно ниже средней зарплаты по стране — 47 657 руб. в 2019 году (рассчитывается только по крупным и средним предприятиям) — и более приближено к реальной зарплате значительной части населения.

Медианные данные по доходам населения в 2020 году Росстат опубликует в апреле—мае 2021 года, добавили в Росстате. С 2013 года медианные доходы россиян постепенно росли с 19 тыс. до 26,4 тыс. руб. в месяц в 2019 году.

Как сейчас определяют прожиточный минимум и МРОТ

Действующий с 1997 года подход предполагает, что прожиточный минимум на душу населения и по всем основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры и дети) устанавливается каждый квартал на основе потребительской корзины.

В состав потребительской корзины входят продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Для трудоспособного населения учитываются также обязательные платежи и сборы.

Действующая корзина (не пересматривалась с 2012 года) включает в среднем на одного взрослого человека в год 126,5 кг хлебобулочных изделий, 290 кг молока и молочных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, а также 23,8 кг сахара и кондитерских изделий.

В структуру корзины входят непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, белье, школьные принадлежности, лекарства, а также услуги — электроэнергия, водоснабжение, транспорт и другие.

Состав продуктов питания в действующей потребительской корзине не соответствует рекомендациям ВОЗ в части нормативов здорового питания и требует существенного пересмотра, признают в Минтруде.

С 2018 года МРОТ устанавливается ежегодно в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. В 2019 году размер МРОТ составлял 11 280 руб., в 2020 году — 12 130 руб.

Утверждены новые правила определения прожиточного минимума в регионах

Новая схема расчета прожиточного минимума в России

Правительство утвердило правила установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в регионах.

Соответствующее постановление от 26.06.2021 № 1022 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

Напомним, с 2021 года изменились правила установления прожиточного минимума в целом по России. Теперь он устанавливается не ежеквартально, а ежегодно, и зависит от медианного среднедушевого дохода по стране.

Величины прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по РФ Правительство РФ определяет в процентах от среднего прожиточного минимума на душу населения.

В частности, прожиточный минимум трудоспособного населения составит 109% от величины среднего прожиточного минимума, прожиточный минимум пенсионеров — 86%, прожиточный минимум детей — 97%.

Теперь Правительство РФ утвердило аналогичные правила для регионов. В частности, постановление содержит основные понятия, сроки установления величины прожиточного минимума в субъекте РФ, основные социально-демографические группы и порядок установления величин прожиточного минимума.

Так по аналогии с общероссийским порядком устанавливаются коэффициенты соотношения величины регионального прожиточного минимума на душу населения с величинами прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам: 1,09 – ‎для трудоспособного населения, 0,86 – для пенсионера, 0,97 – для детей. То есть прожиточный минимум по группам населения в каждом субъекте РФ будут определять умножением регионального прожиточного минимума в среднем на душу населения на указанные выше коэффициенты.

При этом региональный прожиточный минимум в среднем на душу населения будет устанавливаться в зависимости от общероссийского. Для этого постановление вводит коэффициенты региональной дифференциации, используемые для установления величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ.

Читайте также:  Ответственность дистанционных работников в 2022 году

Это значит, что прожиточный минимум в среднем на душу населения в каждом субъекте РФ на очередной год будет рассчитываться умножением общероссийского прожиточного минимума на специальный региональный коэффициент.

Данные коэффициенты выведены на основе эталонных величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах РФ, рассчитанных на основе норм потребления, приведенных в соответствие с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Максимальные региональные коэффициенты прожиточного минимума установлены для Чукотского автономного округа (2,61), Камчатского края (1,76) и Магаданской области (1,74). Минимальные коэффициенты установлены для Липецкой и Тамбовской областей (0,83), Белгородской, Пензенской и Саратовской областей (0,84). В Москве этот коэффициент составит – 1,2, в Санкт-Петербурге – 1,09.

  • Для тех регионов, в которых соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по России, сложившееся в 2021 году, выше коэффициента региональной дифференциации, предусмотрен отдельный порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения, основанный на ИПЦ.
  • Также постановление дополнительно предусматривается возможность пересмотра коэффициентов региональной дифференциации в сторону увеличения по решению Правительства РФ.
  • Указанные правила вступили в силу с 29 июня 2021 года.

Прожиточный минимум в регионах будут считать по новой методике — через региональные коэффициенты

19:10   17 мая 2021

Минтруд разработал новый порядок расчета региональных прожиточных минимумов (ПМ), который начнет применяться с 2022 года.

Теперь ПМ в регионах России будет определяться кратно величине федерального ПМ, установленного на соответствующий год, с использованием специальных коэффициентов региональной дифференциации, величина которых была утверждена Постановлением Правительства № 1022 от 26 июня 2021 года.

Новая схема расчета прожиточного минимума в России

Фото pixabay.com

Новая методика расчета прожиточного минимума по регионам с 2022 года

Раньше величина как регионального, так и федерального ПМ устанавливалась на основании стоимости потребительской корзины.

Однако с 2021 года методика расчета федерального ПМ была изменена — теперь он определяется в долях от медианного среднедушевого доходаДля справкиМедианный среднедушевой доходЭто такой доход, больше которого получает половина населения страны (соответственно другая половина будет иметь доходы меньше этой величины).Читать далее, который рассчитывается Росстатом.

В связи с этим с 2022 года меняется также и порядок расчета регионального ПМ — теперь он тоже не будет привязан к стоимости товаров, входящих в потребительскую корзину, а будет определяться в соотношении с величиной федерального ПМ.

Еще одно важное отличие — теперь величина ПМ устанавливается один раз в год (на год вперед), а не по итогам очередного квартала. При этом в целях сохранения социальных гарантий ПМ на очередной год не может быть меньше его текущего значения.

Как отмечает Минтруд, региональные коэффициенты для расчета ПМ по новой методике будут отражать разницу в ценообразовании между регионами России, а также отличия в природно-климатических условиях.

В некоторых субъектах федерации также сохранится возможность устанавливать дополнительные районные коэффициенты для учета социально-экономических и природно-климатических особенностей на отдельных местностях, расположенных в пределах одного региона.

Значения региональных ПМ по отдельным социально-демографическим группам также будут определяться путем умножения ПМ, установленного по новой методике в целом по региону, на следующие коэффициенты:

  • 0,97 — для детей (от 0 до 15 лет);
  • 1,09 — для трудоспособного населения (от 16 лет до достижения пенсионного возраста, за исключением неработающих инвалидов);
  • 0,86 — для пенсионеров (лица пенсионного возраста и неработающие инвалиды).

Поскольку теперь и федеральный, и региональный ПМ будут рассчитываться исходя из медианного дохода, то ежегодное увеличение (индексация) прожиточного минимума будет обеспечиваться ростом доходов россиян. Кроме того, предусмотрена возможность изменять соотношение федерального ПМ и медианного дохода не реже 1 раза в 5 лет.

Единая шкала региональных коэффициентов разработана Минтрудом и утверждена Правительством (см. значения в таблице ниже).

Величина прожиточного минимума (ПМ) в регионе с 2022 года по новой методике будет определяться путем умножения соответствующего коэффициента на значение федерального ПМ на соответствующий год.

Для справки: в 2021 году ПМ на душу населения по всей России составляет 11653 рубля.

Таблица — Коэффициенты региональной дифференциации для расчета ПМ по регионам России с 2022 года

№ п/п
Регион
Коэффициент
1 Чукотский автономный округ 2,61
2 Камчатский край 1,76
3 Магаданская область 1,74
4 Ненецкий автономный округ (НАО) 1,64
5 Республика Саха (Якутия) 1,51
6 Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) 1,37
7 Сахалинская область 1,36
8 Мурманская область 1,32
9 Еврейская автономная область (ЕАО) 1,25
10 Хабаровский край 1,22
11 г. Москва 1,20
12 Приморский край 1,19
13 Забайкальский край 1,17
14 Архангельская область 1,16
15 Амурская область 1,15
16 Республика Коми 1,15
17 Красноярский край 1,11
18 Республика Карелия 1,11
19 Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра 1,11
20 г. Санкт-Петербург 1,09
21 Республика Бурятия 1,09
22 Кабардино-Балкарская Республика 1,07
23 Ленинградская область 1,07
24 Иркутская область 1,06
25 Калининградская область 1,03
26 Московская область 1,03
27 г. Севастополь 1,02
28 Республика Хакасия 1,02
29 Вологодская область 1,01
30 Республика Тыва 1,01
31 Тульская область 1,00
32 Тюменская область 1,00
33 Ярославская область 1,00
34 Псковская область 0,99
35 Свердловская область 0,99
36 Смоленская область 0,99
37 Новгородская область 0,98
38 Новосибирская область 0,98
39 Республика Калмыкия 0,98
40 Тверская область 0,98
41 Томская область 0,98
42 Астраханская область 0,97
43 Владимирская область 0,97
44 Республика Крым 0,97
45 Калужская область 0,96
46 Краснодарский край 0,96
47 Чеченская Республика 0,96
48 Республика Алтай 0,95
49 Ивановская область 0,94
50 Карачаево-Черкесская Республика 0,94
51 Курганская область 0,94
52 Нижегородская область 0,94
53 Республика Ингушетия 0,94
54 Ростовская область 0,94
55 Самарская область 0,94
56 Орловская область 0,93
57 Брянская область 0,92
58 Костромская область 0,92
59 Пермский край 0,92
60 Челябинская область 0,92
61 Кемеровская область 0,91
62 Республика Дагестан 0,91
63 Республика Северная Осетия — Алания 0,90
64 Ставропольский край 0,90
65 Алтайский край 0,89
66 Кировская область 0,89
67 Республика Башкортостан 0,89
68 Рязанская область 0,89
69 Удмуртская Республика 0,89
70 Ульяновская область 0,89
71 Воронежская область 0,88
72 Республика Марий Эл 0,88
73 Курская область 0,87
74 Омская область 0,87
75 Оренбургская область 0,87
76 Чувашская Республика — Чувашия 0,87
77 Волгоградская область 0,86
78 Республика Адыгея 0,86
79 Республика Мордовия 0,85
80 Республика Татарстан 0,85
81 Белгородская область 0,84
82 Пензенская область 0,84
83 Саратовская область 0,84
84 Липецкая область 0,83
85 Тамбовская область 0,83

Как видно из представленной выше таблицы, максимальное значение регионального ПМ по новой методике будет предусмотрено в Чукотском автономном округе (в значениях, установленных на 2021 год, это было бы соответственно 2,61 × 11653 = 30414,33 рубля). Самый маленький ПМ будет предусмотрен в Липецкой и Тамбовской области (соответственно 0,83 × 11653 = 9671,99 рубля). Однако значения в таблице могут быть не окончательными, Правительство еще не утвердило это постановление.

Когда начнет применяться новый расчет прожиточного минимума в регионах

Новая методика будет использоваться при определении величины регионального ПМ на очередной год, начиная с 2022 года. При этом, согласно проекту постановления, значения ПМ в целом по региону и по отдельным социально-демографическим группам на очередной год должны устанавливаться в срок до 15 сентября текущего года.

  • Если у региона не будет финансовой возможности увеличить значение регионального ПМ, определенного по новой методике, одномоментно с 2022 года, то по согласованию с Минтрудом будет предусмотрена возможность поэтапного его увеличения до 2025 года с использованием специальной «дорожной карты».
  • Если соотношение значения регионального и федерального ПМ, сложившееся в 2021 году, превышает коэффициент дифференциации, предусмотренный новой методикой с 2022 года, то регион будет вправе сохранить текущее значение ПМ (то есть не снижать его до расчетного) исходя из финансовых возможностей.
Читайте также:  Главбух утаила от ИП результаты проверки ФНС - суд продлил срок их обжалования

Что такое прожиточный минимум

Согласно законодательству, рядовому россиянину вполне хватит 12 654 Р в месяц, чтобы обеспечить себя всем необходимым.

Сергей Антонов

любит статистику

Профиль автора

В этой статье расскажем, что представляет собой прожиточный минимум и зачем он вообще нужен.

Прожиточный минимум рассчитывается для трех категорий населения:

  1. Взрослых трудоспособного возраста — от 16 лет до возраста получения пенсии по старости.
  2. Пенсионеров.
  3. Детей — до 15 лет включительно.

Кто устанавливает. Прожиточный минимум устанавливает правительство Российской Федерации исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Медианный доход рассчитывает Росстат. Прожиточный минимум на следующий год определяют до 1 июля текущего года.

Правительство РФ установило прожиточный минимум на 2022 год в размере 11 950 Р в месяц. Однако в ноябре по предложению президента размер прожиточного минимума для населения увеличили до 12 654 Р.

Для трудоспособного населения он составил 13 793 Р, для пенсионеров — 10 882 Р, для детей — 12 274 Р.

Фактически в 2022 году величина прожиточного минимума определена не постановлением правительства, а законом о федеральном бюджете.

Отличия от МРОТ. МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. То есть та сумма, меньше которой зарплата при полном рабочем времени быть не может. Если даже очень простую и низкоквалифицированную работу человек выполняет 8 часов 5 дней в неделю, ему нужно за месяц заплатить не меньше МРОТ. Минимальный размер оплаты труда устанавливают на год.

Региональный прожиточный минимум устанавливают местные власти один раз в год до 15 сентября.

Как и федеральный, он определяется в среднем на душу населения и отдельно для трех групп: трудоспособных, пенсионеров и детей. Коэффициенты для них такие же, как для федерального уровня.

Прожиточный минимум трудоспособного населения устанавливается в размере 109% от регионального, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%.

Прожиточный минимум по регионам устанавливают в нормативных актах этого региона — найти нормативку можно по фразе «закон о прожиточном минимуме» с указанием названия региона.

На душу населения

13 160,2 Р

Для трудоспособного населения

14 344,6 Р

Для пенсионеров

11 317,8 Р

На душу населения

12 654 Р

Для трудоспособного населения

13 793 Р

На душу населения

10 756 Р

Для трудоспособного населения

11 724 Р

На душу населения

20 277 Р

Для трудоспособного населения

22 047 Р

На душу населения

11 895 Р

Для трудоспособного населения

12 966 Р

На душу населения

12 654 Р

Для трудоспособного населения

13 793 Р

На душу населения

12 775 Р

Для трудоспособного населения

13 925Р

Аналоги этого показателя для планирования экономики и статистического учета используют практически во всех странах мира. Чаще всего прожиточный минимум привязывают к минимальной зарплате. Например, нижней границей оплаты оперируют в Евростате — главном статистическом органе ЕС. Есть и международный аналог МРОТ — Всемирный банк считает минимальным доход 1,25 $ в день.

В США помимо прожиточного минимума рассчитывают так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, который составляет американский Минсельхоз. Его делают в четырех вариантах, рассчитанных на разный уровень расходов на продукты: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план используют для расчета стоимости продуктовых талонов для нуждающихся.

В США помимо прожиточного минимума Минсельхоз составляет так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, которую рассчитывал Росстат. Food Plan делают в четырех вариантах, рассчитанных на разный уровень расходов на продукты: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план используют для расчета стоимости продуктовых талонов для нуждающихся.

Все расчеты делаются для трех категорий граждан — дети до 12 лет, а также взрослые мужчины и женщины. Каждую из этих категорий разбивают в свою очередь на пять возрастных групп.

Хлеб, попкорн, крупы, выпечка, макаронные изделия

251,6

Безалкогольные напитки

108,6

Мясо и мясные продукты

54,6

Замороженные блюда и закуски

18,7

Подливы, соусы и специи

8,3

Сахар и кондитерские изделия

5,2

Орехи и ореховое масло

4,3

Супы сухие и консервированные

0,6

Если вы из СМИ и хотите сослаться на этот материал, поставьте активную ссылку на эту страницу. Нам будет приятно, а вам спокойно.

От нищеты к бедности: что изменит новая методика расчета МРОТ — Газета.Ru

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты оценили инициативу Минтруда о новом механизме расчета прожиточного минимума в России и показателя МРОТ — минимального размера оплаты труда. Теперь МРОТ привяжут к медианному среднедушевому доходу. Новый подход назван революционным и приближающим Россию к нормам развитых стран. Но реального улучшения благосостояния россиян ждать не стоит.

С 2021 года правительство планирует изменить систему расчета прожиточного минимума в России и МРОТ — минимального размера оплаты труда.

Сейчас прожиточный минимум в России рассчитывается так, как это было еще в СССР.

Этот минимум привязан к так называемой «потребительской корзине», на две трети состоящей из продуктов питания (макароны, картофель, крупы, мясо и и т.п.

) и на треть из непродовольственных товаров (одежды, обуви и т.п.). Набор товаров для корзины определяет государство, сами товары обычно брали для расчетов самые дешевые.

МРОТ, согласно закону, не может быть ниже прожиточного минимума, и работодатель обязан платить своим сотрудникам зарплату не ниже официально установленной «минималки». Каждый регион определяет свой МРОТ, но он не может быть ниже федерального.

Минтруд предлагает со следующего года отказаться от привязки прожиточного минимума к потребкорзине и считать этот показатель как 44,2% от медианного среднедушевого дохода.

Медиана — это значение, которое делит всех получателей заработной платы ровно пополам – половина получает зарплату ниже этого медианного значения, вторая половина — выше.

В итоге со следующего года для трудоспособного населения прожиточный минимум должен составить 109% от медианного среднедушевого дохода, для детей — 97%, для пенсионеров — 86%. МРОТ при этом министерство предлагает установить на уровне 42% медианной зарплаты в России.

Эксперты оценили эту инициативу Минтруда по просьбе «Газеты.Ru»

Уйти от пары башмаков и половинки яблока

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, доктор экономических наук, экс-министр труда Оксана Дмитриева считает, что минимальный размер оплаты труда, рассчитанный по потребительской корзине, — это когда «гражданам полагалось пол-яблока в день и одна пара обуви на полгода, и фактически, это были нормы физического выживания».

«Это даже не уровень бедности, а уровень нищеты. То, что предложено сейчас, гораздо более соответствует общепринятым мировым нормам», — прокомментировала депутат и экс-министр.

«Казалось бы, все это справедливо. В одном случае — 44% от среднедушевых доходов, в другом случае – 42% от медианной заработной платы. Но, как всегда, черт прячется в деталях. Дело в том, что специфика именно российского распределения граждан по уровню среднедушевых доходов и по уровню средней заработной платы чрезвычайно неравномерна и несправедлива», — заметила Дмитриева.

Она отметила, что сейчас в России примерно две трети граждан получают зарплату ниже среднего.

«По последним данным, при средней зарплате 45 тысяч рублей по стране, медианный доход составляет 35 тысяч, то есть, на 25% ниже, чем среднеарифметическое.

Очень большая доля высоких зарплат приходится на очень небольшое количество людей. Это следствие формирования двух полюсов – полюса богатых и полюса бедных», — говорит Дмитриева.

  • Поэтому, то, что правильно для других стран – устанавливать МРОТ в процентах от медианного дохода, в нашем случае приводит к занижению МРОТ.
  • И чем более неравномерно распределена заработная плата, чем больше разрыв между высокими и низкими зарплатами, тем больше среднеарифметическая зарплата отличается от медианной — и тем больше происходит занижение МРОТ, если он исчисляется в процентах от медианной заработной платы, отмечает депутат.
  • «В условиях российских реалий правильно было бы исчислять МРОТ в процентах от средней (среднеарифметической) заработной платы», — уточнила Дмитриева.
  • Также она считает неправильным рассчитывать прожиточный минимум пенсионера на уровне 86% от минимума, положенного взрослому трудоспособному гражданину.
  • «Минимальные потребности пенсионера включают расходы на медицинскую помощь, уход, лекарства и так далее, которые отнюдь не ниже минимальных расходов граждан в трудоспособном возрасте», — заключает Дмитриева.

Не стоит еще больше запутывать россиян

Член экспертного совета по эффективности управления и производительности труда при комитете ГД РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Калмыков считает, что прожиточный минимум не должен быть некоей цифрой в головах чиновников, а реальным минимумом, который должен быть обеспечен человеку.

«Показатель среднедушевого дохода никак не отражает физиологические и жизненные потребности простого человека — у нас и так многие за чертой бедности, а вдруг новый кризис, тогда среднедушевой доход упадет, но минимальные потребности не изменятся же», — отмечает Калмыков.

При этом он считает, что сама идея введения нового параметра для МРОТ, ниже которого он не может быть, в привязке к медианному среднедушевому доходу — вполне здравая идея.

Власти должны обеспечить МРОТ выше реального прожиточного минимума, а если будет второй параметр, задающий нижние границы МРОТ, то предложения Минтруда позволят еще больше защитить интересы трудящихся, в том числе от статистических манипуляций», — говорит Калмыков.

Другая проблема, с которой столкнутся авторы инициативы — это невозможность «простому человеку» объяснить те сложные расчеты, которые легли в основу цифр, предлагаемых Минтрудом. К примеру, далеко не всем будет понятно, почему детям положено 97%, а пенсионерам 86% от медианного среднедушевого дохода.

«Реальные расходы на ребёнка явно не ограничиваются тем, что сейчас учитывают чиновники Минтруда», — считает эксперт, добавляя, что большинство россиян до сих пор не разобрались в максимально запутанной чиновниками пенсионной системе.

Читайте также:  Хозяйственный учет и его виды

Градусником грипп не вылечишь

Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман называет изменение принципа расчёта прожиточного минимума революционным. По его мнению, нынешний подход к расчету прожиточного минимума архаичен.

Это наследие послевоенных лет XX века, он был принят тогда в большинстве европейских стран для определения грани нищеты как массового явления в условиях разрушенных хозяйств.

«Но в современную эпоху потребительская корзина очень быстро устаревает, да и невозможно определить её единый оптимальный состав для очень разных групп населения. Еще в 1990-е годы страны ОЭСР отказались от такого расчёта и перешли к более динамичному принципу.

Бедным считается тот, у кого менее 50% или 60% медианного дохода. Этот показатель таков: половина населения получает больше, и половина – меньше. Чем выше уровень жизни людей в целом, тем выше и медианный доход, и прожиточный минимум», — отмечает эксперт.

Переход к данной модели в России — это приближение к мировым стандартам. Причём для России особенно важно, что в расчёт принимается не средняя зарплата или доход, а именно медиана.

Средний показатель при большом расслоении доходов в России не отражает реального положения дел. Богатые получают очень много, бедные — очень мало, в среднем получается относительно приемлемая величина.

Но она имеет мало отношения к действительности, считает Гойхман.

Медианный же доход — честнее, правильнее. Эксперт предлагает учитывать именно медиану.

«Но! Не так, как предлагается — в размере 42%. У нас, похоже, опять «особый путь». Очевидно, 42% рассчитаны математически, чтобы новый прожиточный минимум мало отличался от нынешнего. Иначе при его повышении до стандартных в мире 50-60% сильно увеличатся расходы бюджета», — говорит Гойхман.

Он также указывает на возможность статистически манипулировать показателем медианного дохода. Это делать даже легче, чем стоимостью потребительской корзины. «Её состав известен, и примерную цену можно рассчитать и проконтролировать без сложных статистических выкладок. При расчете медианы велик соблазн объявить заниженный уровень медианных доходов», — говорит Гойхман.

В любом случае, новый подход к расчёту прожиточного минимума — это не инструмент борьбы с бедностью, а лишь индикатор, измеритель, отмечает эксперт. «Нельзя, например, вылечить человека от гриппа, только измерив его температуру.

Поэтому сам по себе метод способен содействовать преодолению нищеты лишь в случае, если на его основе будут применяться нужные «лекарства» — меры социальной поддержки, стимулы для здоровой и счастливой жизни», — говорит эксперт.

На сто рублей больше

Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева утверждает, что предлагаемое Минтрудом решение означает переход от концепции «абсолютной бедности» к концепции «относительной бедности». В первом случае бедные – это часть населения с доходами ниже определенной на национальном уровне «черты бедности» (в России такая черта – это прожиточный минимум).

«Во втором случае бедные выделяются на основе сравнения их доходов с медианой доходного распределения в обществе и/или на основе имеющихся у них лишений, нехарактерных для основной части населения. Например, плохое питание и условия проживания, отсутствие необходимой бытовой техники, недоступность медицинских и образовательных услуг и т.п.)», — говорит Киселева.

Первый подход характерен для развивающихся стран, второй – для развитых. Например, в статистике ОЭСР уровень бедности определяется исходя из критерия 50% медианного дохода (то есть бедными считаются те, у которых доход составляет менее половины медианного дохода).

«В статистике ЕС используется критерий 60% медианного дохода. То, что сейчас предлагается сделать в России (44,2% медианного дохода в качестве критерия бедности) — некая полумера на пути к критериям, используемым в развитых странах», — говорит эксперт ИКСИ.

По новым критериям, если учесть расчеты Минтруда, уровень дохода, который станет формальной границей между бедными и небедными россиянами, вырастет менее чем на 100 рублей в 2021 году. Очевидно, что это мало повлияет на количество бедного населения в стране и доступ бедных к социальной помощи.

«МРОТ по новым критериям станет выше на 662 рубля, что тоже нельзя назвать существенным увеличением. Само по себе изменение методики не решает проблему бедности, для этого нужен устойчивый экономический рост», — заключает эксперт.

«Новый вариант социального мошенничества»: Госдума поддержала изменение расчета МРОТ

Государственная дума в первом чтении поддержала законопроект, в котором прописана новая схема расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как передает корреспондент РИА «Новый День», думская оппозиция назвала этот документ «новым вариантом социального мошенничества».

Представляя законопроект, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов заявил, что страна нуждается в «серьезной модернизации модели определения прожиточного минимума и МРОТ». «Анализ прежнего подхода при внешней простоте выявил серьезные недостатки – он жестко ограничивает увеличение МРОТ и препятствует росту уровня жизни малообеспеченных граждан», – сказал он.

Пудов также сообщил, что новый проект предусматривает установление прожиточного минимума в соотношении с медианным доходом, а минимальный размер оплаты труда – с медианной заработной платой.

«Кроме этого, закрепляется норма, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума на очередной год. А сам прожиточный минимум снижаться не может, и будет ежегодно устанавливаться федеральным законом.

Предусмотрено, что прожиточный минимум трудоспособного населения составит 109% от прожиточного на душу населения по стране, на пенсионера – 86%, на детей – 97%», – сказал замминистра.

По его словам, в регионах показатели будут устанавливаться в соответствии со среднедушевым доходом по РФ. «Коэффициенты по регионам планируется утверждать правительством РФ с учетом региональной особенности потребления. Работа по их систематизации будет завершена к концу первого квартала 21 года», – уточнил чиновник.

Вместе с тем Пудов отметил, что законопроект также предусматривает переходный период с 2021 до 2025 годы, «во время которого регионы будут должны довести прожиточный минимум до новых размеров». «Значение прожиточного минимума составит 11 тысяч 653 рубля, МРОТ в 2021 году составит 12 792 рубля.

За основу расчета данные взяты из Пенсионного фонда по полному кругу предприятий», – пояснил Пудов.

Тем не менее, представители думской оппозиции раскритиковали законопроект. Депутат от КПРФ Алексей Куринный заявил, что изменение расчетов обосновано отнюдь не заботой о населении.

«К 2021 году правительство обещало нам сформировать новую методику расчета продуктовой корзины – стоимость ее должна была вырасти на 10%. Вместо этого, нам предлагают разорвать понятие прожиточного минимума, который вырастет всего на 3,7%, и МРОТ, который вырастет на 5,5%.

Рост прожиточного минимума предполагается на 200 рублей, а МРОТ – 400 рублей. Если бы мы взяли методику, которую сегодня уже отклонили, рост бы составил 1 100 рублей», – подчеркнул он.

При этом парламентарий обратил внимание, что ранее Госдума заказала и оплатила исследование, в рамках которого «ряд ведущих научных учреждений рассчитали, что для того, чтобы прожить в России, нужно, чтобы прожиточный минимум и МРОТ составляли от 31 до 34 тысяч рублей». «Но это все легло под сукно, про это все забыли…» – констатировал Куринный.

«Методика допускает безграничные возможности для фальсификации данных. Все эти коэффициенты, отклонения, среднеквадратичные логарифмы….

Сегодня правительство создает видимость прогресса, но все это укладывается в новый вариант социального мошенничества.

Сначала отменили индексацию пенсий работающим пенсионерам, потом – повысили пенсионный возраст, а теперь прожиточный минимум привязываем к медианной заработной плате», – возмутился депутат.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин также скептически оценил предложение правительства. «Действующие правила нам всем известны, и их изъяны действительно хорошо поняты. Но есть два медианных дохода.

Один – медианный доход от Росстата, который нужен, ровно как и размер средней заработной платы, чтобы Росстат и правительство показали, как люди живут хорошо. А другой (из Пенсионного фонда) – предлагается для расчётов минимального уровня жизни и минимальной зарплаты.

Первый 35 тысяч рублей, а второй – 30 тысяч», – подчеркнул он.

«Доходы населения могут не только расти, но и падать. Означает ли, что и расчёт прожиточного минимума будет падать?» – отметил Шеин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector