Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Рассказываем, какие российские законы о жилье, земельных участках и машино-местах вступят в силу в новом году

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Andrii Yalanskyishutterstock

В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Строительство домов

С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.

«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.

Льготы для семей

С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:

  • налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
  • семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
  • общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
  • на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Evgeny Atamanenkoshutterstock

Налоговая декларация

С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества.

«С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб.

Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.

Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.

Сведения в ЕГРН

С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.

Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов.

Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group.

Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

Регистрация новостроек

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.

«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства.

Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр.

Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

AP911_Studioshutterstock

Увеличение кадастровой стоимости

С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.

«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2020 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».

Коммунальные тарифы

Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.

Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).

Отказ в субсидии на ЖКУ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ.

Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.

Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

fizkesshutterstock

Временные участки

С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.

Квартиры соцнайма

С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями.

Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.

Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.

Переоценка земли

В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».

Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Arthur Lookyanovshutterstock

Размер машино-мест

С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.

«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.

Читайте также:  Выбрал электронную трудовую - нельзя вернуться к бумажной

Изменения-2022 в зарплате и кадрах

Анфимычева Ирина, главбух

Корчагина Ксения, юрист

Более 100 новых законов и постановлений принято в конце 2021 года. Что-то вступило в силу в 2021, что-то действует с 01.03.2022.

В статье рассказываем о самых значительных, на наш взгляд, изменениях, которые влияют на работу кадровиков. Даем рекомендации, как бухгалтерам избежать в 2022 штрафов соцстраха, зарплатных комиссий налоговой.

Что изменить во внутренних документах и какие формы отчетов теперь использовать в работе.

В ноябре 2021 года законодатели разрешили не издавать Приказ о приеме на работу. По новой редакции статьи 68 ТК РФ для приема сотрудника достаточно трудового договора.

Те, кто решил работать без приказов, столкнулись с проблемой. Как теперь заполнять бумажные трудовые книжки и форму СЗВ-ТД, чтобы не нарушить Порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный приказом Минтруда 320н от 19.05.2021?

В конце года чиновники подтвердили: если приказ не издается, тогда указываем реквизиты трудового договора. В СЗВ-ТД в графах подраздела «Основание». В трудовой книжке в графе 4. Такие разъяснения дал Пенсионный фонд РФ 21.12.21, Минтруд в письме 14-6/ООГ-11862 от 13.12.21 и на своем сайте пояснил Роструд.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

С 8 января 2022 года ввели отдельные карточки по воинскому учету. Их нужно завести по работникам-призывникам, военнообязанным и отражать там приемы, увольнения, информацию о воинском учете. Ведут карточки в электронном и бумажном виде. Хранить в алфавитном порядке.

Форма карточки № 10, установлена Приказом Министра обороны РФ 700 от 22.11.21. Теперь военкоматы и органы местного самоуправления сверяют данные по этим карточками.

Раньше эти сведения вносили в личные карточки Т-2. Но с 1 сентября 2021 карточки Т-2 фактически отменили, когда разрешили работодателям самим решать, вести Т-2 или нет

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Воинский учет на автомате

Нужные формы и отчеты для военкомата умеет заполнять СБИС. Программа возьмет данные о приеме, внесет их в отчеты и предложит распечатать или отправить.

Работодатели, у которых среднесписочная численность работников за 2021 год больше 25 человек, а также организации с государственным или муниципальным участием, обязаны в 2022 году размещать на портале «Работа в России» информацию обо всех вакансиях и наличии рабочих мест, оснащенных для работы инвалидов. Это требование п. 3.2. ст. 25 закона 1032-1 от 19.04.91 «О занятости населения».

Как отправлять сведения на сайт «Работа в России». Правительство в Постановлении 2576 от 30.12.2021 установило 2 способа отправки:

  • Электронно на сайте «Работа в России» или на электронку службы занятости.
  • На бумаге непосредственно в службу занятости или почтой с описью о вложении.

С ноября 2021 года в Трудовой кодекс РФ ввели новые статьи 22.1–22.3. Теперь любой работодатель может вести кадровые документы электронно, без дублирования на бумаге. Работники получили возможность подписывать в мобильном телефоне трудовые договоры, приказы об отпусках, переводах и даже заявления об увольнении.

Чтобы перейти на КЭДО, работодателю потребуется:

  • Положение о кадровом ЭДО;
  • Электронные подписи работникам;
  • Система для электронного взаимодействия с работниками, такая как СБИС.

О переходе на электронный кадровый документооборот работников придется уведомить и получить у них согласие на электронное взаимодействие.

С 1 января 2022 можно не спрашивать согласие на электронный документооборот у новых сотрудников без стажа работы.

Не забудьте обновить ЛНА и ПВТР.

Увеличили список работников, у которых надо получать письменное согласие на командировку, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу. По ст. 259 ТК РФ это:

  • женщина с ребенком до 3 лет;
  • работник с ребенком-инвалидом;
  • тот, кто ухаживает за больным, которому требуется уход по медзаключению;
  • родитель без супруга или с супругом-вахтовиком с ребенком до 14 лет;
  • работник с 3 детьми до 18 лет.

Еще у работников-инвалидов надо получать согласие на командировку (ст. 167 ТК РФ).

Работники и работодатель могут установить в коллективном договоре дополнительные льготы для сотрудников. По ст. 263 ТК РФ это могут быть 14 дней отпуска без сохранения зарплаты для работников:

  • с двумя детьми до 14 лет;
  • с ребенком-инвалидом до 18 лет;
  • одиноких родителей с ребенком до 14 лет.

С 2022 года на такой отпуск смогут претендовать и работники, ухаживающие за инвалидом I группы.

Родитель ребенка-инвалида имеет право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплачиваются дни в размере среднего заработка. Это правило ч. 1 ст. 262 ТК РФ.

С 2022 года ФСС возмещает работодателям затраты на оплату выходных по правилам, установленным в Постановлении Правительства РФ 1320 от 09.08.2021.

Теперь, чтобы оформить выходные, работник сдает работодателю: заявление, справку МСЭ об инвалидности ребенка, документ о регистрации ребенка по месту жительства или пребывания, свидетельство о его рождении и справку от второго родителя о том, что он не воспользовался льготой.

Работодатель для получения возмещения отправляет в ФСС:

  1. Заявление по форме Приложения 10 Приказа ФСС 26 от 04.02.21;
  2. Копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней.

Как действовать работнику и работодателю, читайте в разъяснениях на сайте ФСС.

В 2022 году праздничные дни перенесли. 23 февраля отдыхаем 1 день. Международный женский день отмечаем 3 дня с 6 по 8 марта 2022. В майские праздники отдыхаем по 4 дня с 30.04.22 по 03.05.22 и с 07.05 по 10.05.22. День России отмечаем 3 дня с 11 по 13 июня. День народного единства с 4 по 6 ноября 2022.

Видеонаблюдение на рабочих местах положительно влияет на скорость работы продавцов и сохранность товаров на складе. Но некоторым работникам видеоконтроль не нравился. С 1 марта 2022 работодателя поддерживает Трудовой кодекс. Новая статья 214.2 ТК РФ прямо разрешает записывать работу сотрудников на видео и аудио с целью контроля безопасности производства работ.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Как оформить видеонаблюдение за сотрудниками, чтобы исключить претензии:

  1. Разместить при входе табличку «Ведется видеонаблюдение».
  2. Внести в Локальный нормативный акт компании фразу о применении видеонаблюдения.

    Пример формулировки ПВТР: «Работодатель может вести видеозапись офисных помещений и запись телефонных разговоров в целях обеспечения безопасности, контроля количества и качества выполняемой работы, сохранности имущества, проверки соблюдения требований по охране труда и технике безопасности».

Многие знают про обычное видеонаблюдение в точке продаж. Оно помогает выявить явные нарушения. Как продавец пьет чай и игнорирует клиентов. Как бармен прячет алкоголь или рабочий вывозит стройматериалы. А есть еще умное видеонаблюдение СБИС. Программа выявляет подозрительные операции по кассе и отправляет на смартфон директора чек с видеозаписью действий кассира.

СБИС сообщит, если кассир:

  • аннулировал чек;
  • отменил предзаказ в ресторане;
  • удалил товар или оформил возврат;
  • вручную изменил цену или вес товара;
  • часто проводит скидку для сотрудников или по дисконтной карте;
  • назначил или отменил скидку вручную.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Умное видеонаблюдение СБИС

Контроль всех офисов и точек продаж. Видео-отчеты по подозрительным чекам.

С 1 марта 2022 вступают в силу глобальные изменения по охране труда. Федеральный закон 311-ФЗ от 02.07.2021 обновляет 31 статью Трудового кодекса РФ.

Дополнительные права и обязанности работодателей по охране труда в 2022:

  1. Вести электронный документооборот по охране труда и сдавать документы в ГИТ электронно.
  2. Отстранять от работы без оплаты труда сотрудников, не применяющих выданные средства индивидуальной защиты (новая редакция абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

    Но если СИЗ не обеспечил работодатель, тогда придется заплатить работнику за время простоя в размере среднего заработка (редакция ч. 6 ст. 216.1 ТК РФ с 01.03.2022).

  3. Расследовать микротравмы сотрудников и вести Журнал учета микроповреждений. По новой статье 226 ТК РФ работник вправе сообщить работодателю о полученном во время работы ушибе или ссадине. У работодателя есть 3 дня на выяснение причин травмы. По итогам он обязан составить Справку о результатах расследования по образцу из приказа Минтруда 632н от 15.09.2021. И сделать запись в Журнал учета микроповреждений. Срок хранения журнала не менее года. Правила учета микротравм надо определить в ЛНА и ознакомить с ним работников.

С 1 января 2022 минимальный размер оплаты труда увеличили до 13 890 рублей. В 2021 году МРОТ был меньше — 12 792 рубля.

https://www.youtube.com/watch?v=SzUmmE7k25s

Это означает, что зарплату сотрудников надо проверить и увеличить. Иначе инспектор труда может выписать штраф работодателю по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ: 10–20 тысяч рублей для директора, 30–50 тысяч рублей для организации.

Оклад может быть меньше МРОТ. Поскольку с размером МРОТ сравнивают не оклад, а зарплату. То есть и оклад, и премии, и доплаты, и надбавки.

Не учитывают только следующие суммы:

  • Выплаченные за работу сверх нормальной продолжительности рабочего дня, ночную, в выходные и праздники. Это соответствует позиции Конституционного суда в Постановлении 40-П от 16.12.2019.
  • Районные коэффициенты и северные надбавки за работу в Магадане, Мурманске, иных местностях Крайнего Севера и приравненных к ним. Кстати, с 1 января 2022 принят единый перечень районов Крайнего Севера.

Зарплата может быть меньше МРОТ при неполном рабочем дне, после удержания НДФЛ, после удержаний по исполнительным листам.

Если зарплата меньше МРОТ, нужно ее увеличить, а за прошедшие месяцы — доплатить до МРОТ. Для этого кадровику придется оформить:

  1. Приказ о доплате до МРОТ;

  2. Штатное расписание;
  3. Допсоглашение к Трудовому договору с новым размером зарплаты с учетом МРОТ.

С 1 января 2022 медучреждения выдают листки нетрудоспособности только в электронном виде (ЭЛН). Бумажные отменили на основании Федерального закона 126-ФЗ от 30.04.21

Работник сможет получить номер электронного больничного в поликлинике, на портале госуслуг, если имеет подтвержденную учетную запись, или в личном кабинете на сайте ФСС. Работодателю он сообщает только номер ЭЛН.

Что требуется работодателю для работы с ЭЛН:

  • регистрация в личном кабинете работодателя на сайте ФСС;
  • или СБИС.

Для работы с электронным больничными можно использовать ту же электронную подпись, что и для сдачи отчетности.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Организации со среднесписочным числом сотрудников больше 10 теперь обязаны предоставлять в электронном виде отчеты СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС. Ранее действовал порог в 25 человек. Порядок действует с 10.01.2022.

Обзор изменений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования

Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которые вступили в силу 12 февраля 2022 года.

Такими индикаторами являются:

  1. Увеличение или уменьшение на 30% и более по сравнению с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, если отсутствует информация об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или об изменении категории такого объекта;
  2. Расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов в двух и более видах отчетности (документах), которые представлены в Росприроднадзор за отчетный период:
  • декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • декларации о воздействии на окружающую среду;
  • отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • отчете о выполнении программы повышения экологической эффективности;
  • статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

Дополнение перечня объектов высокой энергетической эффективности

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.

Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.

Регулирование обращения озоноразрушающих веществ

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Документ вступил в силу 22 февраля 2022 года.

Читайте также:  Платить за НВОС с объектов IV категории без госрегистрации нужно как обычно

Постановлением определен перечень озоноразрушающих веществ, которые попадают под государственный контроль. Также изменена форма отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой. Из нее исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании.

Утверждение федеральной программы по экологическому развитию России

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.

Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.

Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:

  • обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
  • изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
  • обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;
  • принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.

Программа реализуется по следующим основным направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата;
  • смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;
  • адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.

Ожидаемые результаты Программы:

  • разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;
  • создание многоцелевой системы моделирования и прогнозирования регионального климата;
  • формирование системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;
  • разработка системы мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;
  • использование в практической деятельности разработанных наукоемких технологий с подтвержденной в рамках Программы эффективностью.

Предоставление водного объекта в пользование

С 27 февраля 2022 года решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, будет выдаваться по обновленной форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51.

Ранее Правительством РФ были утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов

С 1 марта 2022 года обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 № 160).

Поправки коснулись проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия. Установлена возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности для иностранных юридических лиц.

Уточнены сроки принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий):

  • до 30 рабочих дней — по заявлениям, поданным на бумажном носителе;
  • до 23 рабочих дней — по заявлениям, поданным в виде электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Обновление формы заявки на получение КЭР

Для получения комплексного экологического разрешения с 1 марта нужно подавать заявку по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780.

Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.

Изменение Порядка проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно.

Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
  • самолеты и иные воздушные суда;
  • ж/д транспорт;
  • водные суда.

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников.

Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

Нововведения в области обращения с отходами

С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.

  1. В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.

    1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

    ИП и юридические лица, образующие отходы I и II классов опасности, должны самостоятельно обезвреживать и (или) размещать такие отходы, если имеют на это законные основания.

    В противном случае они обязаны передать такие отходы федеральному оператору, заключив с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

    Причем федеральный оператор не вправе отказаться от заключения договора.

    Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании соответствующего договора, заключение которого для федерального оператора является обязательным.

  2. Устанавливаются требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.

    Их должны соблюдать все граждане, юридические лица и ИП, в чьей деятельности образуются отходы:

    • батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
    • минеральные и синтетические масла;
    • компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
    • шины, покрышки, камеры.

    Причем юридические лица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.

    Соблюдение введенных требований будет способствовать реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.

  3. Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399 устанавливается порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.

    Также Приказом определены образцы этих специальных отличительных знаков.

    Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

    Стоит обратить внимание, что если транспортным средством осуществляется перевозка отходов нескольких классов опасности, на нем размещается табличка наиболее высокого класса опасности отходов.

С 1 марта 2022 года становится обязательным внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.

  • Перечисленными изменениями совершенствование законодательства в области обращения с отходами не заканчивается.
  • 18 февраля депутатами Государственной Думы РФ внесен на рассмотрение в качестве законодательной инициативы Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами».
  • Законопроектом предлагается установить обязательное раздельное накопление отходов, что позволит использовать их в качестве вторичных ресурсов, вовлекая в хозяйственный оборот.
  • Проектом, разработанным совместно с Минприроды России, утверждается определение новых понятий:
  • вторичные ресурсы — виды отходов, которые или компоненты которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
  • вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов, которая может использоваться в производстве другой продукции (за исключением пищевой) или иной хозяйственной деятельности.

Предполагается ввести раздельное накопление или передачу в пункты сбора отходов как обязательное для всех требование. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации будут самостоятельно.

Также предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства. К ним относятся вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции, но не являются целью производства и могут применяться в качестве сырья или продукции. Особые правила обращения с такими веществами предполагают их использование в течение 3 лет.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно принимать решение о том, к чему относить образуемые в ходе производства вещества и предметы — к отходам, или к побочным продуктам.

Кроме того, предлагается установить перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых можно будет осуществлять только с использованием в их составе определенной доли вторичных ресурсов.

В отношении таких перечней будут разработаны меры стимулирования.

Производство некоторых видов продукции станет запрещенным, если оно будет сопровождаться образованием неперерабатываемых или трудноперерабатываемых отходов.

«Антиотмывочная» платформа Центробанка: чего бояться и к чему готовиться бизнесу

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года С 1 июля 2022 года в России должна заработать обновленная редакция «антиотмывочного» закона, которая еще больше ужесточит порядок осуществления операций по банковским счетам организаций и ИП. Рассказываем, к чему готовиться бизнесу.

Что изменится в «антиотмывочном» законодательстве

В ближайшее время Госдума планирует принять законопроект № 1116371-7 (уже принят в первом чтении), который в значительной мере ужесточит действующее «антиотмывочное» законодательство и существующий порядок осуществления банковских операций организациями и ИП.

В указанных целях законопроект дополняет Федеральный закон от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» новыми статьями и положениями, призванными акцентировать работу кредитных организаций в части противодействия легализации только на действительно сомнительных клиентах.

В связи с этим законопроект предусматривает создание общероссийского информационного онлайн-сервиса «Знай своего клиента» (платформа ЗСК), который будет функционировать на базе ЦБ РФ.

Через него все банки смогут получать информацию о рискованности своих клиентов – компаний и ИП.

Именно на основании этой информации банки станут блокировать операции подозрительных клиентов и «замораживать» их счета.

Степень риска (низкий, средний, высокий) организациям и ИП будет присваивать ЦБ РФ, а также сами кредитные организации на основе рекомендаций Центробанка.

Определяться он станет в зависимости от видов и характера деятельности компаний, характеристик их банковских операций, сведений об учредителях и руководителях и об аффилированности с иными компаниями, осуществляющими подозрительные операции. 

Так, низкую степень рискованности присвоят компаниям, по которым вообще не было выявлено никаких сомнительных операций, средний – тем компаниям, которые время от времени практикуют вывод денежных средств в теневой сектор экономики или ведут деятельность в секторах экономики с повышенными рисками.

Высокий уровень риска присвоят компаниям и ИП, если они:

  • не осуществляют реальной хозяйственной деятельности;
  • зарегистрированы на подставных физлиц;
  • контролируются третьими лицами;
  • препятствуют установлению реальных бенефициаров своих сомнительных операций (например, не предоставляют соответствующую информацию по требованию кредитной организации или правоохранителей);
  • обеспечивают расчеты теневого сектора экономики.
Читайте также:  Кредиты на строительство гостиниц предоставят по льготным ставкам

Если компания замечена в проведении подозрительных операций, то этого будет достаточно, чтобы отнести ее к рискованной (со средним или высоким уровнем рискованности).

Причем подозрительными будут считаться любые операции, в отношении которых у банка возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации преступных доходов, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения (будущая редакция ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Присвоенная клиенту степень риска непосредственно будет влиять на порядок его обслуживания (осуществления операций) в соответствующей кредитной организации. И если порядок проведения операций нерискованных клиентов останется без каких бы то ни было изменений, то вот с проведением операций рискованных компаний могут возникнуть значительные трудности.

Обслуживание клиентов в зависимости от степени их рискованности

Компании, отнесенные к низкой степени риска, в принципе не должны заметить на себе никаких изменений от ужесточения «антиотмывочного» законодательства. Напротив, как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, административная нагрузка на такие компании в результате законодательных изменений только снизится.

Так, в отношении нерискованных клиентов банки будут не вправе отказать в осуществлении перевода денежных средств на счет (вклад, депозит), открытый в том же или любом другом банке на территории РФ.

Нововведения законодательства, действующие с 1 июля 2022 года

Если же организации или ИП был присвоен высокий уровень рискованности, то в отношении таких клиентов банк будет обязан (будущая ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • отказать в совершении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • отказать в выдаче остатка денежных средств на счете либо его перечислении на другой счет клиента или на счет третьего лица при расторжении договора банковского счета по инициативе клиента;
  • отказать в осуществлении переводов денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей, а также прекратить использование таким клиентом электронного средства платежа.

При этом ряд операций рискованных клиентов банк все же будет обязан совершать в порядке исключения. К таким операциям относятся (п. 5 будущей ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • операции, направленные на уплату налогов, сборов, таможенных платежей, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • операции, направленные на оплату труда персонала в соответствии с трудовым законодательством при условии, что с выплат в пользу работников платятся все полагающиеся налоги и страховые взносы;
  • операции, направленные на денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения;
  • снятие и перевод денежных средств в целях обеспечения жизнедеятельности ИП и его семьи, но не более 30 000 рублей в месяц на человека;
  • операции, направленные на выплату пенсий, стипендий и иных социальных выплат, алиментов, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • операции, связанные с оплатой расходов, необходимых для ликвидации организации/ИП;
  • операции, связанные с исполнением обязательств по кредитным договорам.

Таким образом, счета высокорисковых клиентов будут заморожены, и никакие операции, кроме вышеуказанных, провести будет невозможно.

Что делать высокорисковым клиентам банков

Если компании присвоят высокий уровень риска и ее счета будут «заморожены», то она сможет оспорить соответствующее решение в межведомственной комиссии при ЦБ РФ или в суде, предоставив документы и пояснения, опровергающие законность действия банка. Причем в суд можно будет обратиться только после обращения в межведомственную комиссию Центробанка.

Компания сможет оспорить свой статус высокорискованной и, соответственно, отказ в осуществлении операций по ее счету в течение 6 месяцев после присвоения ей данного статуса (будущая ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

По итогам оспаривания комиссия/суд примут либо решение о снижении уровня рискованности клиента, либо об оставлении данного решения без изменения.

Во втором случае в отношении высокорискованной компании, чьи банковские счета были «заморожены», начнут процедуру принудительного (административного) исключения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. После ликвидации компании все имеющиеся на ее счетах денежные средства (за вычетом тех, что ушли на ликвидацию) вернут собственникам бизнеса (учредителям).

Кстати, в первоначальной версии законопроекта такие средства предлагалось изымать в пользу государства, однако доработанные ко второму чтению поправки предлагают отказаться от такой меры, как от чрезмерно радикальной.

Ожидается, что поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ вступят в законную силу уже с 1 июля 2022 года.

Что изменилось в налогах и учете в 2022: обзор главных нововведений

 21 минута на чтение Налоговое законодательство РФ обновляется регулярно. Но большинство нововведений приходится на начало года. Мы подготовили дайджест важнейших изменений на 2022 год. Рассказываем, как было и что изменилось в сфере налогов и бухучета. Но это еще не все — материал постоянно дополняется.

Содержание

Общее

1.Банки распределят своих клиентов по трем «группам риска» 

Нововведение с 01.07.2022. Каждому клиенту (ИП или юрлицу) банки присвоят «уровень риска» проведения сомнительных операций — высокий, средний и низкий. Если клиент попал в высокий уровень риска, банк обязан сообщить ему об этом не позднее 5 рабочих дней.

Критерии для занесения клиента в ту или иную группу риска будут разрабатываться ЦБ совместно с Росфинмониторингом. 

Исходя из присвоенной «группы риска», банк решает, можно ли обслуживать такого клиента или ограничить его возможности:

  • Высокий уровень риска — клиенту запрещено открывать счета, проводить платежи, пользоваться эквайрингами и пр. Разрешено платить налоги, платежи по кредитам, выплачивать зарплату сотрудникам. ИП сможет забрать не более 30 тыс.р. в месяц на себя и каждого члена семьи без собственного дохода.
  • Средний уровень риска — предпринимателю могут отказать в открытии счета и проведении банковских операций, если есть подозрения, что он занимается отмыванием или финансирует терроризм.
  • Низкий уровень риска — клиент «чист». Такому клиенту не вправе отказать в открытии счета или в проведении операций. Однако при возникновении подозрений, банк вправе изменить уровень риска на более высокий. 

Пересматривать свои выводы о клиентах со средним и высоким уровнем банки будут ежегодно, а о тех, кто попал в категорию с низким уровнем риска — раз в 3 года. Клиент вправе досрочно инициировать пересмотр своей «оценки» — подать в банк заявление с приложенными аргументами в свою пользу.

Оспорить ограничения можно будет в Межведомственной комиссии при Центробанке. Если заявления (жалобы) от клиента не поступило, регистрирующий орган получает право исключить такого субъекта из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Централизованный электронный сервис «Знай своего клиента» с информацией о всех клиентах банков планирует стать доступным для кредитных организаций с 01.07.2022.

2. Федеральный МРОТ

Было: Федеральный МРОТ в 2021 = 12 792 руб.

16 изменений в ГК РФ 2020-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

  • 15
  • 1 января
  • Вступят в силу изменения, уточняющие правила приобретения права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в рамках госконтракта.
  • Изменения направлены на установление единого правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта.

Нововведение основано на модели, согласно которой, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения принадлежат исполнителю госконтракта, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные безопасностью и обороной, принадлежат РФ. В ряде случаев права могут закрепляться прямо за исполнителем.

Предусматривается возможность включения в государственный или муниципальный контракт условия о том, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежат совместно исполнителю и публичному субъекту (Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию). Определено, какие именно результаты интеллектуальной деятельности, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относятся к охраняемым.

Законом устанавливается, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный в рамках госконтракта за счет бюджетных средств, принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает госзаказчик, если:

  • результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных или муниципальных услуг либо для осуществления государственных или муниципальных функций;
  • исполнитель в течение года с даты приемки государственного или муниципального контракта не обеспечил совершение действий по признанию за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
  • результат интеллектуальной деятельности создан в рамках госконтракта, заключенного в целях реализации международных обязательств;
  • в иных установленных законом случаях.

Исполнитель, в случае принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности публичному субъекту, должен заключить со своими работниками или с третьими лицами соглашения и приобрести исключительное право или право использования для передачи соответствующему публичному субъекту. При этом исполнитель имеет право на возмещение средств, затраченных на такое приобретение, в пределах цены государственного или муниципального контракта.

В случае если право на результат интеллектуальной деятельности не принадлежит публичному субъекту, правообладатель по требованию госзаказчика обязан предоставить указанному им лицу безмозмездную простую неисключительную лицензию на использование такого результата интеллектуальной деятельности для госнужд.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ «О внесении изменений в ч.ч. 2 и 4 ГК РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector