Владимир Серых25.05.2021 5402
Фрагмент экспозиции выставки Марселя Бротарса «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018–2019. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»
Владимир Серых: Что сегодня происходит со службами безопасности в России? По каким принципам работают охранные организации?
Сергей Ключерев: Единого стандарта по безопасности или охране не существует. На сегодняшний день есть указания, рекомендации, документы федерального масштаба, музейные документы о безопасности на объекте. Но единого стандарта, по сути, нет. Все упирается в личную инициативу должностных лиц и финансовые возможности.
Если чего-то не хватает, охрана живет по принципу «Слава богу ничего не произошло». Люди, которые идут работать в охрану или службу безопасности, заведомо держат в голове следующую мысль: «Мы пришли сюда не для того, чтобы…, а чтобы не». По призванию в охрану в России никто не идет. Люди устраиваются туда, потому что им платят деньги.
Многие воспринимают охрану как вид бездумной работы, не требующей какой-либо отдачи. Именно поэтому большая часть соискателей отсеивается, когда начинается погружение во внутренний мир безопасности. Все потому, что работа требует приложения усилий, постоянных тренировок и проверок. Нужно это далеко не всем.
Хочется сидеть, разгадывать сканворды, получать небольшие, но все же деньги. Желательно с удобным графиком и с небольшими бонусами типа парковки машины. Это современные реалии охраны. Во всем остальном мире нет должности «вахтер» или «сторож». У нас большая часть охраны — те самые «сторожа».
Профессиональная охранная безопасность на сегодняшний день в России — редкость. Огромная редкость.
Сергей Ключерев. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»
Владимир Серых: Вы сказали, что профессиональных стандартов нет. Есть только инструкции и предписания, которые не объясняют все тонкости работы. Как в таком случае музеи определяют собственные стандарты безопасности?
Сергей Ключерев: Давайте посмотрим на документы, которые регламентируют нашу деятельность. Что-то нам предлагает Минкульт, что-то есть у региональных департаментов в сфере безопасности культуры, но четких предписаний, как охранять, скажем, картину — стоя справа или слева, — нет.
Есть общие фразы: «Произведение искусства должно быть защищено средствами инженерной техники, должны быть выставлены физические посты охраны частных охранных организаций или Росгвардии, должны быть установлены средства оповещения». Нет ни слова про спецификацию камер, какие секторы они должны закрывать, какие предметы должны защищаться несколькими рубежами охраны.
Эти вопросы решает служба безопасности на объекте. После того как в Третьяковке вынесли «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи, начался разбор: решили оборудовать произведения искусства третьим рубежом охраны. Но никто не сказал про первые два рубежа, а ведь они тоже должны быть улучшены и модернизированы.
После этого случая все музейные институции озаботились разработкой всех рубежей защиты, но опять же стандарты к ним необходимо создавать на общем уровне.
Владимир Серых: А как вы попали в службу безопасности? Можете вспомнить свой первый рабочий день?
Сергей Ключерев: Я отслужил десять лет в ФСБ, служба безопасности в музее «Гараж» — моя первая гражданская работа. Начал с позиции обычного охранника. Потом я стал старшим смены, только через два года — руководителем.
Я увидел все изнутри и понял, что нужно что-то менять. Музейной безопасности не подходит формула «Круглое носить, квадратное катить». Мы охраняем не ларьки с шаурмой. В музее все вещи требуют индивидуального подхода со всех сторон.
В иллюстрации использована фотография экспозиции выставки Марины Абрамович «В присутствии художника» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2011. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»
Когда я пришел в музей в 2011 году, у нас были посты охраны, системы видеонаблюдения и сигнализации, но не было системного подхода к безопасности. Мы начали изменения с собственного образа, показали людям, что занимаемся безопасностью не только объектов, но и каждого посетителя.
Начали изучать все аспекты оказания первой помощи, работы с людьми с инвалидностью, профайлинг, стали улучшать физическую подготовку сотрудников, учить английский язык и русский жестовый. Мы даем нашим сотрудникам кучу знаний, чтобы они стали профессионалами.
Чтобы они были не обычными «охранниками», а сотрудниками службы безопасности.
Мой первый рабочий день прошел на выставке Марины Абрамович «В присутствии художника» в бывшем здании «Гаража», Бахметьевском автобусном гараже. Тогда какой-то художник попытался совершить суицид на глазах у девушек-перформеров.
Он был акционистом и просто решил провести свой перформанс — при помощи бритвенного лезвия. Первый порез получился неглубоким, а вот второй — почти до кости. Крови было много, он стал громко кричать. Мы его, соответственно, остановили и начали оказывать первую помощь.
Никто из нас не встречался с такими инцидентами. Сотрудники службы безопасности смотрели на эту ситуацию квадратными глазами. После оказания помощи спросили, зачем он это сделал. Он сказал, что он — художник, он так видит.
В тот момент я понял: безопасность в музее — это не стоять в коридоре с палкой.
Когда я стал старшим смены, объяснил ребятам, что мы не сотрудники полиции. Мы должны работать на выявление, предупреждение и пресечение проблем, а не на локализацию последствий.
Если злоумышленник порежет, разрисует, сломает или украдет произведение искусства, мы его, конечно, поймаем. Но работу уже не вернешь. Как музей мы потеряем свое лицо, если будем мыслить в категориях последствий и говорить, что это не наше дело. Потерялся ребенок — это наше дело.
Девушка упала в обморок — это наше дело. Кто-то попытался причинить себе вред — это тоже наше дело.
Владимир Серых: Как в этом случае распределяются обязанности смотрителей и сотрудников службы безопасности?
Сергей Ключерев: Четкой границы обязанностей нет. Смотрители находятся на другом уровне взаимодействия с посетителями. Они ненавязчиво следят за сохранностью экспонатов.
Сотрудник службы безопасности нужен только в том случае, если человек вступает в спор со смотрителем и не реагирует ни на какие просьбы. В эти моменты появляется сотрудник безопасности, который очень прямо, но тактично просит, например, отойти от экспоната.
Продолжать спор с крепким мужчиной труднее, чем не следовать просьбам смотрителя.
В иллюстрации использована фотография экспозиции выставки Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2017–2018. Источник: garage.vice.com
Владимир Серых: А как строится взаимодействие с другими отделами музея?
Сергей Ключерев: Когда я пришел в музей, мы почти никак не взаимодействовали с другими отделами. Нас ставили перед фактом: объектов будет пять, висеть будут там, камер столько-то.
Постепенно мы начали прорабатывать каждый выставочный проект с нашими менеджерами.
Вместе с ними мы обсуждаем планы развески, застройки, расположение света, экспонатов и средств безопасности, которые планируется использовать.
Владимир Серых: На парах магистратуры «Гаража» и «Вышки» вы рассказывали, как обеспечивали безопасность инсталляции Такаси Мураками — так, чтобы ни одна из игрушек не пропала. Тогда вы разместили специальные датчики, которые фиксировали любые движения рядом с ними. На каких выставках приходилось так же гибко подходить к безопасности экспонатов?
Сергей Ключерев: Каждый проект требует индивидуального подхода. На выставке «Марсель Бротарс. Поэзия и образы», например, у нас лежал слиток золота.
Пришлось придумать интересное решение со стробоскопами: если посетитель подходил слишком близко к экспонату, стробоскопы срабатывали.
К тому же мы сделали так, чтобы объект не пропадал из поля зрения сотрудника и системы видеонаблюдения.
Владимир Серых: Мы очень много говорим о техническом оборудовании. Какую роль оно играет в безопасности музея?
Сергей Ключерев: Техническая и физическая безопасность взаимодополняемы и неразрывно связаны друг с другом. Ни одна камера и ни один датчик еще не поймал человека за руку. Физическая охрана никогда не уйдет из музея.
Если мы хотим, чтобы музей был доступен в эстетическом смысле — чтобы не было бронированных стекол, решеток и закрытых саркофагов, — мы должны оставить рядом сотрудников службы безопасности. Конечно, камеры увидят злоумышленника, но не смогут ему помешать.
В любом случае действия совершает человек. Технические средства — хорошие помощники только в том случае, если люди умеют и хотят с ними работать. За всеми техническими средствами стоят люди.
Если за камерой наблюдения сидит человек, который пьет чаек, заедая печеньками, то шансы увидеть что-то минимальны.
Почему в нашем музее мы пользуемся ручным металлодетектором вместо рамки? Последняя расхолаживает сотрудника. Если человек зашел, а рамка не запищала, то у него нет металла. Но мы не металл ищем, мы же не на рудниках. Мы ищем запрещенные вещи. В бутылке с кислотой, дымовой гранате, керамическом ноже или в пластиковом кастете нет металлических элементов.
В иллюстрации использована фотография экспозиции выставки Марселя Бротарса «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018–2019. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»
Владимир Серых: Получается, сотрудник службы безопасности должен быть сверхчеловеком, который знает английский язык и русский жестовый, обладает хорошей физической подготовкой, умеет тактично решать проблемные ситуации, оказывает первую помощь, продумывает безопасность выставок и умело обращается с техническими устройствами… Вы учите этому своих сотрудников, но какие требования вы предъявляете к тем, кто только приходит в профессию?
Сергей Ключерев: Хочется предъявлять самые жесткие требования к людям, но тогда мы встретимся с кадровым голодом, который и без того испытываем. На сегодняшний день найти идеальных специалистов невозможно, поэтому мы пытаемся их воспитать из тех, кто к нам приходит.
Если человек не имеет идеальной физической формы или знания английского языка, но он хочет привести себя в порядок, то нет преград для патриотов, как говорится. У нас есть спортзалы, к нам приходят инструкторы, мы проводим на постоянной основе занятия, соревнования, проверки, приближенные к реальным.
Прямо с жестью.
Владимир Серых: Что вы имеете в виду под проверками?
Сергей Ключерев: Проверки, на которых мы смотрим, как сотрудник ведет себя в той или иной ситуации. Мы проводим их спонтанно — с задымлением, эвакуацией «пострадавших», взрывами и так далее. На роль посетителей мы приглашаем наших знакомых из других музеев, допустим, на частную экскурсию. Выставляем, как всегда, посты охраны.
«Посетители» знают, что сейчас что-то случится, например взрыв или задымление. Кто-то внезапно начинает разговаривать на английском, кому-то приходится объяснять все на русском жестовом языке, кто-то теряет сознание. Наш сотрудник должен успокоить людей, эвакуировать их и даже обеспечить пледами, так как при эвакуации мы сразу закрываем гардероб.
Владимир Серых: Как я понимаю, обучение складывается из анализа прецедентов, на основе которых вы составляете наиболее оптимальные тактики поведения. Были ли в вашей практике случаи, когда приходилось импровизировать?
Сергей Ключерев: Каждая ситуация по-своему отличается от предыдущей. Например, человек теряет сознание.
На этот случай существует определенный порядок действий, но если этот обморок является предвестником инфаркта, то действовать нужно немного иначе. Новые ситуации дают нам материал для анализа.
В этом смысле у нас нет горизонта — мы постоянно совершенствуемся, работаем над собой и улучшаем качество своей работы.
В иллюстрации использована фотография фрагмента художественного проекта Антона Морокова «Вас обслуживает… Сегодня к вашим услугам…» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2020. Источник: daily.afisha.ru
Владимир Серых: Можете рассказать про психологию злоумышленников?
Сергей Ключерев: За всеми действиями всегда есть какой-то мотив: вандализм и другие виды «-измов». Люди, которые готовятся к тому, чтобы похитить что-то, отлично подготовлены к преступлению — и физически, и технически. Они прекрасно понимают, что против них стоят крепкие ребята. В иных случаях мотивация совершенно другая.
Когда негодяи режут нам баннер вокруг шестигранника — это обычное хулиганство. Некоторые пытаются похитить экспонаты, а когда мы их ловим, искренне удивляются, что это противозаконно. В большинстве своем людьми движет блажь, которая приходит в голову в самое неожиданное время.
Профессионалы работают иначе, но в нашей практике они не встречались — мы имели дело исключительно с любителями. Мы их задерживаем, передаем в полицию.
Владимир Серых: Можете рассказать о профессиональной коммуникации между службами безопасности — иностранными и российскими?
Сергей Ключерев: Мы стараемся максимально часто ездить в зарубежные командировки, чтобы пообщаться не только с музейными службами безопасности, но и со службами безопасности вообще.
Все майские праздники мы провели с коллегой в Европейской академии безопасности, перенимая опыт.
Там абсолютно другой подход к обеспечению безопасности — есть некоторые сходства с нашим, но все же он касается более глобальных вопросов.
С российскими службами все куда сложнее. Обычно знания в них передаются от «от дедушки к внуку» — у нас нет учебных заведений, где учили бы заниматься безопасностью. Есть организации, которые выдают лицензию охранника, но к сожалению, они не выдают знаний.
На сегодняшний день в России несколько групп охранных организаций, которые можно назвать эффективными. Это личная охрана — наверное, верхняя ступень всех охранных организаций.
Далее идут службы, которые занимаются охраной частных объектов — зачастую состоятельные люди тренируют, готовят своих сотрудников, вкладываясь не только в их развитие, но и в экипировку и снаряжение. Затем — службы безопасности частных коллекций и музеев. Дальше начинаются «сторожа» и «вахтеры».
Не потому что они плохие люди, а потому что ими никто не занимается. Государственные музеи в большинстве своем имеют хорошую охрану, но тут важен подход — он разнится от музея к музею.
Если мы возьмем уровень подготовки сотрудников Эрмитажа и уровень подготовки сотрудников краеведческого музея небольшого города, поверьте, он будет разным. Я считаю Эрмитаж нашим старшим братом — периодически я приезжаю к ним, чтобы перенять какие-то новинки в области технической безопасности. На мой взгляд, это передовой в области технической безопасности музей.
В иллюстрации использована фотография экспозиции выставки Марселя Бротарса «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018–2019. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»
Владимир Серых: Вы около десяти лет работаете в музее. Как изменилось ваше отношение к искусству и к музею за это время?
Сергей Ключерев: Я пришел из другой профессиональной среды, которая делает человека немного черствым и отрешенным от обычного мира. Здесь же приходится работать с людьми. Для меня музей — дом.
Здесь я провожу больше всего времени, занимаясь своим делом и вникая в проблемы коллег глубже, чем в свои собственные. И это не героический поступок, а образ жизни, который ведет каждый сотрудник нашего музея. Я попросту начал заниматься тем делом, которым мне нужно было заниматься.
Предыдущая работа дала необходимый опыт, который я начал применять здесь с оглядкой на гражданское общество. Здесь нельзя быть прямым, как рельса. Нужно уметь смягчать углы.
Наша работа — как большой кубик Рубика, где нужно постоянно все крутить и вертеть, чтобы сложить определенную сторону. Мне пришлось приложить много усилий, чтобы развить в себе все это.
Владимир Серых: И, соответственно, чтобы привить эти качества всей службе?
Сергей Ключерев: Конечно. Музей начинается не с гардероба, а с сотрудника службы безопасности. Он — первый человек, с которым посетитель встречается в музее. И настроение, с которым человек пойдет на выставку или в кафе, во многом определяется этим сотрудником.
Наша задача — показать, что посетитель находится в безопасности. И это серьезная работа, которая ничем не отличается от, как у нас принято говорить, престижных профессий. До сих пор жив стереотип, что охранник — это тупиковая ветвь развития человечества.
И немногие понимают, что эти люди могут обладать огромным багажом знаний и умений.
Кто такой музейный смотритель и чем он занимается?
Источник фото rawpixel.com/freepik
Всех специалистов, которые работают в музеях и галереях, принято называть общим термином – «музейный работник». Однако это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество разных специалистов:
-
хранители архивов;
-
научные сотрудники;
-
методисты;
-
экскурсоводы;
-
экспозиционеры;
-
музейные смотрители;
-
художники;
-
реставраторы;
-
таксидермисты.
Обывателю довольно трудно разобраться, кто из них за что отвечает. К примеру, чем занимается музейный смотритель и в чем суть его работы?
Особенности профессии музейный смотритель
У профессии музейного смотрителя достаточно много стереотипов. Чаще всего их представляют в виде женщины пенсионного или предпенсионного возраста, которая сидит на стуле в музейном зале и повышает голос, если кто-то пытается дотронуться до картины или скульптуры.
Доля правды в этом стереотипе, конечно, есть. Но на самом деле у музейного смотрителя гораздо больше обязанностей, чем следить за посетителями. В первую очередь он несет ответственность за сохранность музейных экспонатов, поэтому все чаще на эту работу нанимают мужчин с крепким телосложением, а вовсе не бабушек.
При этом сам музейный смотритель должен хорошо разбираться и в искусстве, и в людях. Иными словами, его работа с первого взгляда выявлять проблемных и подозрительных личностей, которые могут что-либо украсть или испортить дорогую картину.
Именно из-за невнимательности смотрителя могут случиться серьезные проблемы. Как это было в январе 2019 года в Третьяковской галерее, где вор просто-напросто вынес картину Архипа Куинджи «Ай Петри» прямо на глазах у изумленной публики.
В перечень ключевых обязанностей музейного смотрителя можно отнести следующее:
-
наблюдение за представленной в музее экспозиции;
-
отслеживание сохранности выставленных произведений искусства и нормам их содержания;
-
контроль поведения посетителей;
-
помощь при работе с различными экспозициями.
Осуществление этих обязанностей возможно, если смотритель музея имеет следующие знания:
- история музея;
- справочные данные по работе музея;
- специальная учетная документация.
При трудоустройстве любой смотритель музея подписывает трудовой договор, а также документ о материальной ответственности. Иными словами, за любую кражу и порчу имущества он будет расплачиваться из своего кармана. Если объект представляет культурную и историческую ценность, то может наступить и уголовная ответственность. Все это прописывается в должностной инструкции смотрителя музея.
Источник фото bearfotos/freepik
Бытует мнение, что к музейному смотрителю нет особых требований и в связи с этим занимать данную должность может любой человек вне зависимости от уровня подготовки. Но на самом деле данный концепт на сегодняшний день не является актуальным и существует ряд требований, которым он должен соответствовать:
-
образование в области искусства;
-
хорошая память;
-
знание человеческой психологии и особенностей поведения;
-
навыки использования музейного оборудования;
-
отсутствие медицинских противопоказаний.
Место работы музейного смотрителя
Данная должность представлена исключительно в музеях и галереях, поэтому вариантов для трудоустройства у них крайне мало. Обычно в этих организациях специалистам предлагается сменный график, а работать необходимо в течении всего времени открытия музея.
Где выучиться на музейного смотрителя?
Образовательного учреждения, которое бы предлагало подобное образование, на сегодняшний день не существует. Более того, долгое время в качестве музейных смотрителей брали людей без профильного образования. Знакомство с обязанностями и принципами работы музея или галереи происходило уже в процессе трудовой деятельности.
Сейчас, правда, требования к смотрителям постепенно меняются и требуются сотрудники с гуманитарным образованием:
- искусствоведение;
- культурология;
- архивное дело;
- история.
Особенно такая ситуация характерна для крупных столичных музеев и галерей.
Личностные качества профессии музейный смотритель
В список необходимых для работы в данной области качеств можно отнести следующее:
-
хорошая память;
-
внимательность;
-
ответственность;
-
аккуратность;
-
коммуникабельность;
-
терпение;
-
выносливость;
-
стрессоустойчивость.
Сколько зарабатывает смотритель музея в месяц?
Представители данной профессии имеют весьма низкий уровень заработной платы, которая колеблется в районе от 10 000 до 15 000 рублей в месяц. Стоит также отметить, что этим сотрудникам музея также полагаются ежеквартальные премии, но они незначительно влияют на общую сумму.
График работы музейного смотрителя помогает совмещать данный род деятельности с учебой или иной работой. Поэтому чаще всего музейными смотрителями становятся люди пенсионного возраста, чтобы иметь дополнительный источник дохода, помимо пенсионных выплат.
Плюсы и минусы профессии музейный смотритель
К числу положительных моментов данной профессии следует отнести следующее:
- возможность работать с редкими и ценными экспонатами;
- участие в создании экспозиций;
- общение с посетителями музея.
Минусами стоит считать:
- низкий уровень заработной платы;
- высокий уровень ответственности.
Видео:
Автор статьи Юркин Алексей
Образец должностной инструкции смотрителя музея в 2021-2022 году
В должностной инструкции смотрителя музея даны его должностные полномочия, квалификационные требования и параметры ответственности за нарушения. Поскольку инструкция обладает юридической значимостью, а её качество исследуется при проверках Роструда, ФСС и ПФР, от работодателя требуется повышенное внимание к написанию и оформлению данного документа.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции смотрителя музея .doc
Образец должностной инструкции смотрителя музея
- Смотритель музея подчиняется заместителю директора музея по АХЧ.
- Смотритель музея нанимается и увольняется приказом директора музея.
- Требования по трудовому опыту к кандидату не предъявляются.
- Кандидат на эту должность обязан иметь образование искусствоведческого профиля.
- При временном отсутствии смотрителя (лечение болезни, отпуск и т.д.) его обязанности выполняет другой сотрудник музея, назначенный замдиректора музея по АХЧ.
- Смотритель музея должен разбираться в:
- нормативно-правовой базе, регулирующей его деятельность;
- значимости и роли музея и его фонда;
- нормах взаимоотношений с посетителями музея;
- правилах, регулирующих осмотр и обращение с музейными ценностями;
- правилах, регулирующих поведение посетителей музея;
- кадровом составе персонала музея;
- порядке действий при возникновении ЧС;
- нормативах безопасности и иных требованиях, обязательных к соблюдению в музее;
- графике работы музея.
- Смотритель музея руководствуется:
- соответствующей документацией музея;
- профильными нормами и законами;
- сведениями из должностной инструкции.
Смотритель музея отвечает за следующие задачи:
- Общий контроль поведения посетителей музея.
- Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
- Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
- Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
- Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
- Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
- Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
- Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
- Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
- Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.
3. Ответственность
Смотритель музея отвечает за следующие проступки:
- Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
- Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
- Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
4. Права
Смотритель музея обладает правами:
- Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
- Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
- Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
- Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
- Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.
Особенности создания должностной инструкции
В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.
Стандартная инструкция включает 4 раздела:
- Общие положения.
- Трудовые функции работника.
- Вероятную ответственность за нарушения.
- Должностные права.
Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:
- Особенности труда.
- Должностные взаимосвязи.
- Принципы оценки сотрудника (KPI).
- Правила, регулирующие изменения инструкции.
- Иные моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.
Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.
Общие положения
Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:
- Кто руководит работником.
- Каков процесс его найма и увольнения.
- Какие положения регулируют его действия.
- Каким требованиям по уровню опыта, образования и владения практическими умениями должен соответствовать кандидат на позицию.
- Прочие параметры общего характера.
Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.
Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.
Функции
Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:
- Профильные — те обязанности, которые характерны для конкретной профессии.
- Вспомогательные — их перечень зависит от особенностей должности, трудовой политики нанимателя и иных факторов.
- Обязательные — они входят в инструкции для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, норм охраны труда и т.д.
Если работодатель хочет увеличить степень управляемости сотрудником, то он может в отдельном параграфе обязать его «Выполнять иные поручения своего руководителя», оговорив, что эти распоряжения не могут выходить за пределы, обозначенные в трудовой документации.
Ответственность
Этот раздел составляется в упрощенном виде, поскольку сложность и объемность существующего законодательства, регламентирующего наказания за должностные нарушения, препятствуют его полноценному включению в инструкцию. Поэтому описание ответственности ограничивается несколькими пунктами, в общем виде описывающих вид нарушения и соответствующее наказание.
Права
Значимость прав, предоставленных сотруднику его нанимателем, как и их объем, зависят от специфики конкретной должности, её важности, отраслевых особенностей и других параметров.
Если сотруднику предоставляются дополнительные льготы, то их также можно поместить в этот раздел.
Так, здесь можно описать повышение работником своей квалификации за счет нанимателя или компенсацию части его рабочих расходов (связь, транспорт и пр.).
Написание должностной инструкции проходит ряд стадий:
- Составление чернового варианта с опорой на типовые инструкции, справочники профессий и отраслевые стандарты.
- Его обсуждение с юрисконсультом, секретарем-делопроизводителем и кадровиком на предмет соответствия законодательству и внутренним правилам организации-работодателя.
- Составление чистового варианта и его печать на бланке организации, с учетом правил оформления деловой документации.
- Подписание чистовика руководителем организации-работодателя и лицами, которые согласовывали составление инструкции.
- Проставление подписи работником, который, таким образом, соглашается с параметрами документа.
Внимание! Сотрудник вправе затребовать в кадровой службе работодателя свою отдельную копию инструкции. Она предоставляется ему в виде бумажной копии или электронного файла, выложенного во внутреннюю сеть. Во втором варианте из копии документа предварительно удаляется персональная информация.
Скачать документна сайте Ассистентус
Музейный смотритель
- -искусство;
- — наука;
- — образование;
- — обслуживание
- Тип профессии по предмету труда: смотритель музея работает с людьми, это позволяет отнести профессию к типу «Человек – Человек».
- Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
- Тип профессии по средствам труда: ручной.
- Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
- Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия музейного смотрителя предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
- Музейный смотритель – сотрудник музея, осуществляющий надзор за музейной экспозицией и процессом экскурсионного обслуживания населения.
- Основная деятельность музейного смотрителя связана с обеспечением порядка при проведении экскурсий, наблюдением за сохранностью экспонатов, консультированием посетителей по содержанию постоянной экспозиции, временных выставок.
- К основным обязанностям работника относятся:
- обеспечение сохранности музейных экспонатов от порчи и хищения;
- контроль чистоты, порядка, температурно-влажностного режима в залах экспозиции;
- наблюдение за посетителями;
- консультирование посетителей по содержанию экспозиции, истории музея и др.;
- участие в монтаже и демонтаже музейных экспозиций.
- Музейный смотритель должен обладать такими личностными качествами, как:
- — хорошая память и внимание;
- — аккуратность;
- — ответственность;
— терпение. - К профессионально важным качествам музейного смотрителя относятся:
- — доброжелательность;
- — терпение;
- — выдержка;
- — общительность.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Катаракта осложненная.
- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
- Музейный смотритель должен знать:
- — схему осмотра экспозиции;
- — правила поведения посетителей в музее;
- — стоимость входных билетов в музей и иных услуг;
- — структуру и краткое содержание экспозиции;
- — краткие сведения по истории музея;
- — приемы эксплуатации музейного оборудования;
- — порядок оформления журнала регистрации посетителей и приема-сдачи экспозиции;
- — правила внутреннего трудового распорядка;
- -правила и нормы охраны труда;
- — правила техники безопасности и противопожарной защиты.
- Музейный смотритель должен уметь:
- — осуществлять надзор за сохранностью музейных экспонатов;
- — давать консультации посетителям по составу и содержанию экспозиции;
- — работать с музейным оборудованием;
- — обеспечивать порядок и тишину во время экскурсий.
Музейные смотрители могут работать в государственных и частных музеях, музеях предприятий.
Музейные смотрители проводят весь рабочий день в помещении. Большую часть дня смотрители проводят в положении сидя, при необходимости – стоя.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Для смотрителей музея может быть предусмотрена специальная форма.
Смотритель общается с большим количеством людей, поэтому существует опасность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.
Специальное образование не требуется. Подготовка осуществляется в музеях.
Перспективы карьерного роста связаны с получением высшего образования (историк, культуролог, искусствовед и пр.), повышением квалификации.