Система аккредитации медицинских работников в России появилась не так давно – переход на нее идет с 2016 года. Сейчас аккредитацию проходят все, кто выпускается из медицинских учебных заведений или повышает квалификацию, однако основной массы медиков новая процедура коснется с 2022 года. Мы подробно разобрали все, что касается аккредитации – как она должна работать и как работает по факту в условиях пандемии, а также все, что уже известно о новом проекте Положения об аттестации.
Практически во всех сферах трудовой деятельности существует понятие непрерывного образования.
Так, педагоги, медики и представители других социально значимых профессий должны периодически проходить дополнительное обучение, чтобы всегда оставаться в курсе последних достижений науки.
Для медицинских работников долгое время существовала система сертификации – каждые 5 лет после окончания профильного учебного заведения врачи и средний медперсонал должны были проходить обучение, по результатам которого получали сертификат специалиста.
Но с 2016 года эту систему начали постепенно менять – вместо сертификации начали вводить систему аккредитации.
Это было нужно, чтобы перейти на новый формат проверки знаний и компетенций, основанному на принципе непрерывности образования специалиста. Переходный период должен был закончиться в 2021 году – и частично он закончился.
Так, с 2021 года медику в принципе невозможно получить сертификат специалиста (но здесь есть некоторые особенности, о которых речь пойдет дальше).
Аккредитация – это процедура соответствия лица с медицинским или фармацевтическим образованием требованиям к осуществлению своей профильной деятельности. С 2016 года аккредитация постепенно становилась обязательной – сначала это была ежегодная первичная аккредитация выпускников, потом – первичная специализированная аккредитация (после ординатуры или профессиональной переподготовки).
С 2021 года должна была быть введена периодическая аккредитация медработников, но из-за пандемии были сделаны некоторые исключения.
В перспективе аккредитация станет постоянной формой допуска медиков к работе – так они смогут подтверждать свое право заниматься основной деятельностью на базе клинических протоколов.
Пока же, до 2026 года было продлено право осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность на основании сертификата (которые с 2021 года нельзя получить, но выданные ранее действуют 5 лет).
Система аккредитации будет включать в себя три ее вида:
- первичная – для тех, кто только завершил получение высшего или среднего медицинского образования;
- первичная специализированная – для тех, кто завершил полное освоение программы подготовки кадров или профессиональной переподготовки;
- периодическая – для тех, кто прошел образовательную программу в рамках непрерывного образования, повысил профессиональный уровень или расширил квалификацию.
Требование проходить дополнительное обучение и повышать квалификацию каждые 5 лет никуда не уходит – соответственно, аккредитацию медработник тоже будет проходить минимум раз в каждые 5 лет.
Как проходит аккредитация медиков?
Если в прежней системе основной упор был на то, что медработник должен пройти повышение квалификации в лицензированном и аккредитованном учебном заведении хотя бы раз в 5 лет, то сейчас все строится вокруг системы непрерывного медицинского образования (НМО). Однако на данный момент все еще не утвержден приказ Министерства здравоохранения, которым вводятся конкретные требования и процедуры.
Так, в Минздраве рекомендуют ориентироваться на 250 зачетных единиц (ЗЕТ) – по сути, это часы подготовки в течение 5-летнего цикла. Однако в 2021 году, судя по всему, требования по ЗЕТ применяться не будут, а потому медикам рекомендуется пройти:
- программу повышения квалификации с суммарным временем обучения не менее 144 часов за отчетный период (если программы не аккредитованы на портале НМО);
- программу повышения квалификации с временем не менее 74 часов по программам, аккредитованным на портале НМО (и не менее 70 часов – в отчетный период).
Портал НМО находится на сайте Министерства здравоохранения, и на нем можно найти все аккредитованные программы – там указаны основные параметры программы, включая ее стоимость. Через портал можно также сформировать заявку на обучение.
Следующий этап – собрать портфолио, которое теперь считается обязательным для прохождения аккредитации. Портфолио включает в себя две части:
- сведения об освоении программ повышения квалификации (то есть, о прохождении обучения);
- отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого за последние 5 лет (с получения последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации). Отчет включает в себя данные о том, как медик осуществляет лечебно-профилактическую, реабилитационную, диагностическую и иные виды деятельности, как он относится к пациентам, насколько соблюдает инструкции и корректно заполняет документацию.
Считается, что аккредитация медиков будет опираться именно на портфолио, а именно – на вторую его часть (ведь прохождение обучения по аккредитованной программе – скорее формальность).
Собранный пакет документов (включая заявления, паспортные данные, СНИЛС и не только) нужно отправить на электронную почту, или заказным письмом, или принести лично в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ). Для медиков и фармацевтов с высшим образованием и фармацевтов со средним образованием – по адресу: 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, электронная почта – info@fca.rmapo.ru.
Для медиков со средним образованием – 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2 или akkred@fgou-vunmc.ru.
Затем ФАЦ проверяет все документы, и если все в порядке – в течение 10 дней отправляет из в Центральную аккредитационную комиссию или в аккредитационную комиссию в регионе.
Комиссия проводит заседание, где рассматривает все заявления об аккредитации – и о принятом решении медика уведомляют в течение 3 дней.
Затем данные о прохождении аккредитации вносятся в Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР).
Пройдя аккредитацию, медик получает возможность осуществлять свою основную деятельность в обычном формате.
Важно: мы расписали процедуру периодической аккредитации, которая касается большинства медиков в России. При этом первичная и первичная специальная аккредитация сложнее – там медик проходит тестирование уровня знаний и компетенций.
Особенности аккредитации в 2021 году
В 2020 году планы по переходу на модель НМО были несколько изменены – из-за пандемии медикам стало попросту не до аккредитации.
В 2020 году был введен мораторий на прохождение аккредитации и сертификации, в сентябре его сняли, но затем снова ввели.
На данный момент действуют временные правила – до 1 января 2022 года медики не могут проходить аккредитацию (те, у кого подходил к концу 5-летний срок), соответственно, до конца года медики могут работать даже без нее.
Это не касается ситуаций, когда:
- медработник претендует на присвоение квалификационной категории впервые;
- медработник претендует на присвоение более высокой квалификационной категории.
Срок действия уже присвоенных медикам и фармацевтам квалификационных категорий продлевается автоматически на 12 месяцев, если он истекает с 1 января по 31 декабря 2021 года. То есть, проходить аккредитацию этим медработникам придется в 2022 году – а в текущем году они могут работать даже без подтверждения квалификации.
Кроме того, все медики, которые прошли обучение и получили сертификат в 2020 году, смогут не проходить аккредитацию вплоть до 2025 года – все эти годы будут действовать их сертификаты специалиста.
Однако главная интрига года – когда министр здравоохранения подпишет приказ «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
Что появится в новом приказе?
На данный момент аккредитация медработников регламентируется 8 разными приказами Минздрава, причем в них до сих пор нет главного – критериев оценки портфолио медиков.
Исправить проблему должен новый приказ министра здравоохранения, вводящий новое Положение об аккредитации специалистов – оно не только заменит собой (и признает утратившими силу) 8 старых приказов, но и внесет ясность в основную процедуру аккредитации.
Сейчас документ размещен на портале нормативно-правовых актов, но до сих пор находится в стадии сбора отзывов. Тем не менее, проанализировать и понять, как будет работать процедура аккредитации после его принятия, можно уже сейчас. В СМИ уже изучили документ и выделили 8 главных изменений в процедуре:
- центральные и региональные аккредитационные комиссии будут создаваться сроком на 1 год, и будут состоять из специалистов с высокой квалификацией. При этом заниматься аккредитацией будут именно региональные комиссии – а центральная будет разбирать жалобы на региональные;
- будет создан федеральный аккредитационный центр, причем за счет бюджетных средств. Именно ФАЦ будет заниматься техническим сопровождением, а региональным комиссиям будут помогать научные и медицинские организации;
- ФАЦ определять количество тестовых и ситуационных заданий и время для их выполнения (установленный минимум для практических заданий утверждается положением);
- при процедуре аттестации будет вестись видеосъемка – она поможет в дальнейшем при возникновении разногласий (и запись будут оценивать члены центральной комиссии);
- при необходимости процедуру переведут в онлайн-формат (хотя изначально оценка документов по аккредитации будет проходить очно);
- появятся четкие требования к портфолио – в проекте Положения уже есть образец, к нему нужно будет приложить подтверждающие документы;
- меняются правила оценки портфолио медиков – часы обучения по программам в системе НМО переведут в баллы (те самые ЗЕТ, которых нужно минимум 250). Например, за курс от 6 до 14 часов дадут 2 балла, а за программу на более чем 71 час дадут до 20 баллов. Также будут предоставляться дополнительные баллы и за другие достижения, и за прошлые годы работы медика;
- вместо бумажных свидетельств об аккредитации будут полным ходом вводить электронные документы (но по желанию можно будет оставить себе бумажный вариант).
Отметим, что на данный момент проект приказа уже достаточно долго находится в подвешенном состоянии, как и сама процедура аккредитации. Что изменится в ней дальше и когда это произойдет – неизвестно.
Вопросы — ответы
Главная / Вопросы — ответы / Назад
Уважаемые коллеги! Приоритет для ответов на вопросы имеют специалисты проходящие повышение квалификации на Образовательном портале СИБФАРМА: https://sibfarm.com и организации заключившие с академией договор о сотрудничестве и консультативных услугах. Будем рады видеть вас и ваших коллег для повышения квалификации без отрыва от работы на нашем образовательном портале. Обучение начинается с первого числа каждого месяца. Условия приема и обучения: https://ano.sibfarm.com/usloviya-priema-i-obucheniya/ Форму договора о сотрудничестве и консультативных услугах можно скачать здесь.
Задать вопрос
- 30 Августа 2021 Колокольников В.А. Риски и заблуждения по поводу периодической аккредитации фармацевтических специалистов, введенной Минздравом с 1 января 2021 года
- Отвечает: Гришин Александр Владимирович Профессиональное сообщество долго осознавало: надо или нет включаться в непрерывное (ежегодное) повышение квалификации в надежде на изменение планов Минздрава о переходе на аккредитацию специалистов. И вот в июле 2021 года туман развеялся, и появился реальный контур требований к процессу всеобщей аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Разбору деталей этого «НОВОГО ЯВЛЕНИЯ» был посвящен вебинар доктора фарм. наук, профессора А.В. Гришина (с видеозаписью можно познакомиться по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4O2SILJ9Ypg ) По итогам вебинара на сайт СИБФАРМА поступила масса вопросов от провизоров и фармацевтов. Мы обобщили эти вопросы и попросили А.В. Гришина дать дополнительные пояснения. Корр. Александр Владимирович, у фармацевтических специалистов почему-то сложилось устойчивое убеждение, что для успешной аккредитации надо набрать за предшествующие пять лет 250 часов. Они называются баллами, зачетными единицами. Это верно?А.В. Нет, это фейк (обман/заблуждение), который навязывается отдельными образовательными организациями, вероятно для повышения своей доходности. Показатель 250 часов не отражен ни в одном из действующих нормативных документов Минздрава России, регламентирующих процедуру периодической аккредитации. Нормативными документами также не регламентируется и обязанность специалистов ежегодно набирать 14 часов вебинаров. Корр. Тогда просветите нас и фармацевтических специалистов, в каком объеме надо повышать свою квалификацию, чтобы пройти успешно периодическую аккредитацию? А.В. На сегодняшний день для успешного прохождения периодической аккредитации, в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 02.02.2021 г. № 40н, достаточно набрать 144 часа. Указанный приказ определяет этот показатель пока только для 2021 года. И этим показателем могут воспользоваться специалисты, у которых срок действия сертификатов специалистов или свидетельств об аккредитации истекает в 2021 г. Подчеркиваю, это положение федерального нормативного акта, и оно обязательно для исполнения всеми аккредитационными органами Минздрава! И еще позволю с вами поделиться неофициальной информацией о перспективах минимально достаточного числа часов повышения квалификации для прохождения успешной периодической аккредитации на ближайшие годы. На сайте: https://e.zamglvracha.ru/ директор Департамента медобразования и кадровой политики Минздрава России И.В. Купеева сообщила, что Минздрав планирует сохранить правило 144 часов для периодической аккредитации еще в ближайшие три года. Кроме того, хочу напомнить, что Минздравом вынесен на обсуждение общественности проект нового Положения об аккредитации специалистов: https://regulation.gov.ru/projects#npa=110051 и там норматива 250 часов тоже нет. Ровно как нет обязанностей фармработников ежегодно набирать 14 часов на вебинарах. По указанной ссылке вы можете познакомиться с этим проектом и даже внести предложения по его совершенствованию. Поэтому позволю посоветовать провизорам и фармацевтам не позволять себя вводить в заблуждение и оплачивать избыточные образовательные услуги. Корр. Очень много вопросов, как можно привести свою фармацевтическую специальность в соответствие с квалификационными требованиями к занимаемой должности? Например, специалист работает провизором («первостольником»), а у него сертификат по специальности «Управление и экономика фармации». Что ему делать? А.В. Этот вопрос четко регламентирован нормативными документами Минздрава и профстандартами. Самодеятельность в его решении недопустима, так как, если смена специальности проведена с нарушением установленного Минздравом порядка, аккредитационная комиссия может опротестовать факт законности получения сертификата специалиста по новой специальности. Принимая во внимание то, что фармацевтические специальности: «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» являются основными, то их получение провизором возможно по итогом обучения в интернатуре/ординатуре.Правда, есть и исключения, оговоренные в пункте 8 приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н, но они на сегодняшний день не совсем синхронизированы с процедурой периодической аккредитации. И крайне важно в этом случае предусмотреть все правовые тонкости. Поэтому в случае обращения к нам за консультацией мы подбираем для специалиста самый надежный с правовой точки зрения вариант решения обсуждаемой проблемы. С другой стороны, очень часто приходится сталкиваться с неправомерным использованием указанного положения псевдообразовательными организациями, которые, ссылаясь на 66-й приказ, по итогам профпереподготовки оформляли сертификаты по фармацевтическим специальностям лицам, даже не имеющим фармацевтического образования, что недопустимо согласно квалификационным требованиям к фармацевтическим работникам. Я думаю, сейчас по этой причине многие медсестры, фельдшеры и врачи лишатся допуска к фармацевтической деятельности по причине отсутствия у них фармацевтического образования, которое может быть подтверждено только дипломом государственного образца. Хочу напомнить, что диплом о профпереподготовке имеет лишь статус «установленного образца» образовательной организации.Думаю, такой же риск лишиться новой специальности распространяется на некоторых провизоров, получивших ее в нарушение установленного Минздравом порядка, без обучения в интернатуре или без надлежащего стажа. Думаю, периодическая аккредитация наведет в этом вопросе порядок, так что будьте щепетильны в решении этого вопроса. Корр. Александр Владимирович, в одном из своих вебинаров на сайте «Катрен-Стиль» вы указали на то, что если в сертификате специалиста не указаны номер протокола, дата экзамена или имеются другие неточности оформления, сертификат может рассматриваться как недействительный. По итогам вашего выступления ООО «Фармзнание» опровергло ваше высказывание на своем сайте: https://pharmznanie.ru/training/valid-certificates . Поясните, изменилось ли ваше мнение по этому вопросу сейчас? А.В. Нет, я свое мнение не поменял, а только подкрепил его официальной позицией Минздрава. По оспариваемым ООО ФЦ «Знание» вопросам я направил запрос в Минздрав. Не вдаваясь в детали здесь, советую познакомиться с этой серьезной проблемой, прочитав мой запрос и ответ Минздрава на него (смотрите по ссылке). Согласно мнению Минздрава, которое я продублировал во время вебинара, сертификаты, оформленные без соблюдения требований приказа Минздрава России от 29.11.2012 г. № 982н, должны быть признаны недействительными и заменены. Корр. В интернете была информация, что фармацевты должны проходить периодическую аккредитацию с 2022 года. Это так и есть? А.В. Нет. Это очередной фейк, исходящий опять же от малокомпетентных работников образовательных организаций. Это пример того, как невнимательно читаются нормативные документы. Если же придерживаться точных формулировок приказа Минздрава России РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н, все специалисты, в том числе и фармацевты, не проходившие ранее аккредитацию, приступают к периодической аккредитации с 1 января 2021 года. А 2022 год в этом документе вообще не фигурирует. Можно только посоветовать провизорам и фармацевтам воздержаться от контактов с источниками подобных фейков, дезинформирующих профессиональное сообщество. С нормативно обоснованным порядком периодической аккредитации можно ознакомиться на Образовательном портале СИБФАРМА по ссылке: https://ano.sibfarm.com/files/files/rukovodstvo/kratkaya-instrukciya-nmo-nn.pdf Корр. Будут ли приниматься для периодической аккредитации удостоверения о повышении квалификации, выданные за 144 часовые курсы повышения квалификации не аккредитованные на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования и если этот вид образовательной активности не отражен в личном кабинете специалиста на Портале НМиФО? А.В. С аналогичным вопросом мы обратились в Федеральный аккредитационный центр Минздрава и получили ответ от его официального представителя Фокеева П.В. Позволю его процитировать дословно: «Удостоверения о повышении квалификации, выданные после освоения подготовки в объеме 144 часов, неаккредитованной на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования, принимаются для прохождения периодической аккредитации. Также обращаем Ваше внимание, что данные удостоверения о повышении квалификации, выданные после прохождения подготовки по программам дополнительного профессионального образования, должны быть внесены в Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.» Корр. Специалисты интересуются, после какого перерыва в профессиональной деятельности теряет действие диплом о фармацевтическом образовании? А.В. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста. Так что, диплом не теряет своей юридической силы. Корр. Вы затрагивали этот вопрос, но специалисты хотели бы получить еще более точные ссылки на нормативные документы. Почему врачи и медсестры не могут работать на фармацевтических должностях? А.В. Хорошо. Давайте детализирую ответ. Если открыть приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н, то там написано, что в отношении должностей: «фармацевт», «младший фармацевт» и «старший фармацевт» оговорено обязательное условие – наличие среднего профессионального образования по специальности «Фармация». Аналогичная норма указана и в профстандарте «Фармацевт». В приказе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н и в профстандартах провизоров в отношении всех фармацевтических специальностей и должностей указано обязательное требование – наличие высшего образования — специалитет по специальности «Фармация». Так могут ли врачи или медсестры соответствовать этому обязательному требованию Минздрава? Однозначно нет, без диплома государственного образца по специальности «Фармация»! И еще, в соответствии с пунктом 13 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 647н), несоблюдение этих квалификационных требований может быть расценено как грубое нарушение лицензионных требований, что карается штрафом до 200 тыс. руб. или закрытием аптеки на срок до 90 дней. Так что, руководителям фармацевтических организаций следует хорошо взвешивать последствия приема на работу врачей и медсестер на фармацевтические должности.Предлагаю на сегодня завершить обсуждение. Благодарю за внимание! При необходимости мы сможем продолжить в дальнейшем. Корр. Если у вас остались вопросы? Вы можете их задать через сайт СИБФАРМА. Для этого пройдите в раздел «Консультации» по ссылке: https://ano.sibfarm.com/voprosy—otvety/
Об утверждении профессионального стандарта "Фармацевт" от 31 мая 2021
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Фармацевт».
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
МинистрА.О.Котяков
- Зарегистрировано
- в Министерстве юстиции
- Российской Федерации
- 29 июня 2021 года,
- регистрационный N 64003
УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерации
от 31 мая 2021 года N 349н
1382 |
Регистрационный номер |
- I. Общие сведения
- II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
- III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск»
3.2. Обобщенная трудовая функция «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»
3.3. Обобщенная трудовая функция «Оптовая торговля лекарственными средствами»
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
Ведение фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств | 02.075 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Удовлетворение потребностей граждан в безопасных, эффективных и качественных лекарственных препаратах и товарах аптечного ассортимента |
Группа занятий:
3213 | Фармацевты | — | — |
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
- ________________
- Общероссийский классификатор занятий.
- Отнесение к видам экономической деятельности:
46.46 | Торговля оптовая фармацевтической продукцией |
47.73 | Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) |
47.74 | Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах |
52.10 | Деятельность по складированию и хранению |
86.90 | Деятельность в области медицины прочая |
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование |
|
наименование | код |
|
A | Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск | 5 | Подготовка помещений фармацевтической организации для осуществления фармацевтической деятельности | A/01.5 | 5 |
Фармацевтическое консультирование | A/02.5 | 5 | |||
Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента | A/03.5 | 5 | |||
Оформление документации по учету реализации лекарственных препаратов | A/04.5 | 5 | |||
Приемочный контроль в фармацевтической организации | A/05.5 | 5 | |||
Хранение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента в фармацевтических организациях | A/06.5 | 5 | |||
B | Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных | 5 | Изготовление лекарственных препаратов по индивидуальным назначениям медицинских работников и требованию медицинских организаций и ветеринарных организаций | B/01.5 | 5 |
организаций | Оформление документации по изготовлению лекарственного препарата | B/02.5 | 5 | ||
C | Оптовая торговля лекарственными средствами | 5 | Работа с институциональными потребителями по приему и обработке заявок на лекарственные средства | C/01.5 | 5 |
Поставка лекарственных средств институциональными потребителями | C/02.5 | 5 |
Наименование | Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск | Код | A | Уровень квалификации | 5 |
Происхождение обобщенной | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
трудовой функции | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Фармацевт |
________________
Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г.
, регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591) и от 4 сентября 2020 г.
N 939н (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2020 г., регистрационный N 60181).
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Фармация» |
Требования к опыту практической работы | — |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
|
________________
Приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).
Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г.
, регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729) и от 10 февраля 2016 г.
N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).
Пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2016, N 1, ст.9).
Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).
Статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2016, N 1, ст.9).
Новый профессиональный стандарт «Фармацевт»
Изучаем новый профессиональный стандарт «Фармацевт» — в нем подробно описаны трудовые функции первостольника
29 июня 2021 года произошло, можно сказать, историческое событие — был официально опубликован профессиональный стандарт «Фармацевт». Наконец-то Минтруд вспомнил о скромных работниках аптек со средним специальным образованием.
Ведь было как: профессия есть, а профстандарта нет! При этом и работодатель, и регулятор предъявляют все новые и новые требования. Коллеги-провизоры, по крайней мере, имели возможность опираться на одноименный профессиональный стандарт. А фармацевтом как ни понукай, доказать ничего невозможно — официального документа от Минтруда ведь нет! Вот теперь есть.
Заглянем в него, чтобы понять — кто такой этот «фармацевт» и чем он занимается на работе.
Профессиональный стандарт «Фармацевт» содержит перечисление трех обобщенных трудовых функций и их более подробную расшифровку. Помимо этого, в самом начале документа сформулирована основная цель вида профессиональной деятельности «Фармацевт»:
«Удовлетворение потребностей граждан в безопасных, эффективных и качественных лекарственных препаратах и товарах аптечного ассортимента».
Интересная формальность — среди относящихся к профессии кодов ОКВЭД, помимо разных видов торговли и «деятельности по складированию», присутствует «Деятельность в области медицины прочая» (код 86.90). Таким образом, фармацевты, хоть и косвенно, но все же относятся к медицинским работникам.
Три обобщенных трудовых функции фармацевта выглядят следующим образом:
- Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск
- Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций
- Оптовая торговля лекарственными средствами
- Таким образом, профессиональный стандарт охватывает работников аптек и ветеринарных аптек, а также сотрудников складов фармацевтических дистрибьюторов и производителей.
- Розничная торговля
- Рассмотрим подробней трудовую функцию «Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск» — именно она касается деятельности подавляющего большинства работников аптек. В эту обобщенную трудовую функцию входит шесть более конкретных трудовых функций:
- 1) Подготовка помещений фармацевтической организации для осуществления фармацевтической деятельности.
Под подготовкой в данном случае подразумевается проверка помещений аптеки на предмет соответствия санитарным нормам и температурным требованиям по хранению ЛС, а также проверка исправности оборудования и доступности для потребителя информации о ЖНВЛП. Сюда же относится соблюдение требований к личной гигиене, а также выкладка товара на витрины. О мытье полов и полировке витрин, к слову, в стандарте ничего не сказано.
- 2) Фармацевтическое консультирование
- 3) Розничная торговля ЛП и отпуск ЛП и товаров аптечного ассортимента
- 4) Оформление документации по учету реализации ЛП
- Здесь речь идет, в частности, об оформлении рецептов и ведении предметно-количественного учета.
- 5) Приемочный контроль в фармацевтической организации
- 6) Хранение ЛС и товаров аптечного ассортимента в фармацевтических организациях
Особого внимания требуют вторая и третья функции, так как в представлении многих работников аптек (особенно специалистов «старой закалки») между ними существует конфликт. Кто я? Продавец, который должен побольше «втюхать» и выполнить план по выручке? Или медик, оказывающий фармацевтическую помощь населению?
В понимании Минтруда «фармацевтическое консультирование» и «торговля» не конфликтуют, а дополняют друг друга (приводим формулировки в сокращенном варианте):
Табл. Трудовые действия
Фармацевтическое консультирование |
Выявление потребностей граждан в ЛС и товарах аптечного ассортимента |
Предоставление гражданам информации о правилах отпуска ЛП |
«Консультирование граждан об имеющихся в продажах ЛП, в том числе о наличии других торговых наименований в рамках одного МНН и ценах на них». Сюда же относятся консультации касательно способов приема, режимов дозирования, терапевтического действия, взаимодействии, противопоказаниях и режимах хранения ЛП. |
Оказание «информационно-консультационной помощи» при выборе безрецептурных ЛС с учетом их взаимодействия и совместимости |
Оказание консультативной помощи по эксплуатации медизделий |
Регистрация обращений потребителей о нежелательных реакциях на ЛС (фармаконадзор) |
Розничная торговля |
Фармацевтическая экспертиза рецептов на предмет их соответствия нормам и требованиям |
Контроль внешнего вида отпускаемых ЛП, а также оценка соответствия дозировки и лекарственной формы возрасту и весу пациента |
Определение цены ЛС, изготовленного в аптеке, а также таксировка рецептов |
Выдача кассового чека и произведение расчетов за товар |
Продажа ЛС и товаров аптечного ассортимента |
Отпуск ЛП и товаров аптечного ассортимента в подразделениях медицинских организаций. |
Прием и сборка заказов от потребителей на приобретение ЛП с доставкой |
Фиксация отсуствующих ЛП на основании неудовлетворенного спроса |
Передача данных в систему МДЛП |
Как видно, дел у фармацевтов невпроворот, однако ни одно из перечисленных трудовых действий напрямую не подразумевает так называемые «активные продажи».
Наоборот, стандарт намекает на некую объективность фармацевта в пункте про перечисление разных торговых марок в рамках одного МНН.
Теоретически, первоочередное озвучивание тех или иных предложений (СТМ, акции) можно косвенно отнести к «оказанию информационно-консультационной помощи» при выборе ОТС-препаратов.
С тем же успехом профстандарт ограничивает работников аптек, не давая им «заходить на территорию врачей» — консультировать по симптомам, даже косвенно «ставить диагноз» или советовать рецептурные ЛС.
Трудовые обязанности, касающиеся приемочного контроля и хранения ЛС, вы можете изучить самостоятельно, скачав файл приказа по ссылке в начале статьи. Большинство операций, касающихся этих трудовых функций подробно прописаны в СОПах аптеки и обязательных к исполнению нормативно-правовых актах, поэтому возможности разночтений там минимальна.
Остается надеяться, что официальная публикация профессионального стандарта поможет фармацевтам и их работодателям лучше взаимодействовать друг с другом в рамках правового поля, а также восстановить престиж профессии, пострадавший от «перегибов» аптечного маркетинга.