Рассмотрим где взять код профессиональной деятельности для СЗВ-ТД.
Как выглядит и где взять код профессиональной деятельности для СЗВ-ТД
С 1 августа 2021 года в СЗВ-ТД используется код выполняемой функции по классификатору ОКЗ. Подробнее о нем в статье Код ОКЗ для СЗВ-ТД в ЗУП 3.1
Согласно правилам заполнения СЗВ-ТД код профессиональной деятельности заполняется с 1 января 2021 г. при его наличии.
Он состоит из семи цифро-буквенных знаков в формате «ХХ.ХХХ-Х-Х» (п. 2.5.5 Правил заполнения СЗВ-ТД), где:
- первые пять цифровых знаков, разделенные точкой — это код наименования вида профессиональной деятельности (раздел I профессионального стандарта), содержащего обобщенную трудовую функцию, к которой относится выполняемая работником работа по должности (профессии), специальности (раздел III профессионального стандарта);
- последние два цифро-буквенных знака (раздел II профессионального стандарта) – буквенный знак кода обобщенной трудовой функции и цифровой знак – уровень квалификации, к которому относится данная обобщенная трудовая функция.
Коды профессиональной деятельности указаны в профессиональных стандартах. Перечень утвержденных профессиональных стандартов можно найти на сайте Минтруда:
- Реестр профессиональных стандартов
Применение профессионального стандарта обязательно, если работа по должности имеет какие-либо ограничения в соответствии с федеральными законами или связана с предоставлением льгот. В других случаях использование профессионального стандарта рекомендовано, но не обязательно.
Рассмотрим на примерах как найти код профессиональной деятельности.
Пример 1. Код профессиональной деятельности для менеджера
Найдем код профессиональной деятельности для СЗВ-ТД для менеджера по продажам программного продукта.
- Для этого на сайте Минтруда на странице с реестрами профессиональных стандартов в строке поиска зададим наименование искомой должности – менеджер:
- В нашем случае подойдет стандарт — Менеджер продуктов в области информационных технологий:
- Первые пять символов – 06.012:
- Следующие два символа А-4:
Таким образом код профессиональной деятельности для менеджера по продажам программного продукта получается — 06.012-А-4.
Пример 2. Код профессиональной деятельности для бухгалтера
Найдем код профессиональной деятельности для СЗВ-ТД для бухгалтера, занимающегося составлением и представлением бухгалтерской отчетности.
- Код профессиональной деятельности будет иметь следующий вид:
- Первые пять символов – 08.002:
- Следующие два символа В-6:
Код профессиональной деятельности в программах 1С
- Код профессиональной деятельности в программах 1С хранится в специальном справочнике Трудовые функции (Главное меню – Все функции – Справочники — Трудовые функции):
- Подробнее см. — «Трудовая функция» и «Код профессиональной деятельности» в 1С ЗУП
- Заполнение СЗВ-ТД в программах 1С
- Примеры заполнения СЗВ-ТД
- О форме СЗВ-ТД
- Если Вы еще не подписаны:
- Активировать демо-доступ бесплатно →
- или
- Оформить подписку на Рубрикатор →
- После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С ЗУП, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
![]() |
Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).
С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда.
Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.
Обязанности работодателей и работников
Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ.
С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.
Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях.
С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз.
6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ.
В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).
Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст.
2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст.
221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда.
«Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают.
Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки.
Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ», – пояснил Иван Шкловец.
Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст.
14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ).
Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда.
Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.
После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться.
Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец.
В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.
Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.
Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н).
Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда.
Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст.
218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.
Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст.
214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.
Производственный травматизм и профессиональные заболевания
С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма).
Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.
Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.
Новые права работодателей в сфере охраны труда
В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:
- порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
- при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.
Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию.
Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ.
Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст.
96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.
***
Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.
Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.
Образец профстандарта тракториста в 2021-2022 году
ГлавнаяФормы документовПрофстандарты
Профессиональный стандарт тракториста разработан для оказания помощи работодателям в определении функций специалиста, уровня его трудовой нагрузки и критериев оценки эффективности. Дополнительно документ используется для модернизации кадровой документации, проведения аттестации сотрудников и определения направлений повышения уровня их квалификации.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта тракториста .doc
Правовое регулирование применения профстандартов
После того как в 2015-м году был принят №122-ФЗ, профстандарты стали активно внедряться в область кадровых отношений. Их использование на обязательной основе происходит в следующих случаях:
- Если профессия имеет законодательно указанные квалификационные параметры – статья 195.3 ТК РФ.
- Если должность имеет определенные законом льготы, компенсации, ограничения – статья 57 ТК РФ.
- Когда организация-работодатель полностью или более чем на 50% принадлежит государству – Постановление Правительства №584.
В остальных случаях, по смыслу ч. 2 ст. 195.3, наниматели используют профстандарты в качестве базы при разработке квалификационных параметров сотрудников. К этому нужно добавить, что их применение позволяет работодателям получить следующие преимущества:
- Привести в норму документацию по персоналу, что полезно как с точки зрения делопроизводства, так и предотвращения конфликтов с контролирующими качество документов государственными инстанциями.
- Провести оценку персонала, а также его дальнейшую переаттестацию.
- Провести анализ действующей нагрузки сотрудников и её соответствия актуальным нормативным актам.
- Выстроить систему критериев оценки деятельности сотрудников и кандидатов на работу.
Внимание! Наряду с профстандартами продолжают применяться традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Поэтому наниматели могут сами выбрать наиболее полезный для себя документ, в том числе при возникновении противоречий между ними.
Содержание профстандарта для тракториста
Описывающий деятельность тракториста профстандарт 13.006 состоит из четырёх частей.
В первой части описываются общие характеристики профессии: наименование, цель, область деятельности по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
В следующем разделе содержится информация по лежащей в основе профессии трудовой функции «Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния средств механизации» и 12 её составляющих: выполнение различных профильных операций, техническое обслуживание трактора и т.д. Для них приведены данные по кодам и уровням сложности.
Третья часть включает подробные данные как по функции, так и по каждой из её составляющих.
Данные по функции:
- её наименование и происхождение;
- разновидности специалистов, готовых к её выполнению;
- требования к их образованию – среднее профильное;
- требования к опыту работы не предъявляются;
- особые параметры их допуска к выполнению функции: наличие удостоверения тракториста-машиниста, а также прохождение медобследования;
- дополнительные характеристики: коды специалистов по классификаторам ОКЗ, ЕТКС, ОКНПО.
Данные по составляющим включают:
- трудовые операции;
- нужные для них знания и умения;
- дополнительные сведения.
К примеру, составляющая по техобслуживанию трактора описана следующим образом:
- пять операций – сезонное обслуживание трактора, проверка качества его состояния и пр.;
- шесть умений – чистить и мыть трактор, проверять его крепления и пр.;
- знания в двенадцати областях – знать нормы хранения техники, параметры её подготовки к работе и т.д.;
- дополнительные сведения – возможность работы под руководством другого специалиста.
В заключительной части дан перечень организаций-разработчиков документа.
Внимание! Параметры, не упомянутые в этом документе, – полномочия, принципы взаимодействия, права – более подробно разбираются в должностной инструкции.
Параметры использования профстандартов
Качественное внедрение профстандартов требует выполнения следующих шагов:
- Составление регламента, расписывающего основные стадии внедрения, – сроки, документы, уполномоченных лиц.
- Исследование деятельности компании-работодателя в части степени и характера трудовой нагрузки персонала.
- Изменение кадровой документации на основе соответствующих профстандартов.
- Создание системы параметров, с помощью которых можно проверять сотрудников и оценивать качество их работы.
- Внесение корректировок в кадровую деятельность компании-работодателя: изменения в трудовой нагрузке, создание новых позиций, переименование старых.
В результате данных шагов работодатель получит возможность корректно, с точки зрения трудового законодательства:
- оценивать сотрудников и проводить их аттестацию;
- требовать от них выполнения определенных трудовых операций;
- отправлять их на дополнительное обучение.
Так, если тракторист не подходит под параметры своего профстандарта, от него можно правомерно потребовать действий по повышению уровня квалификации, в том числе с помощью переподготовки.
Скачать документна сайте Ассистентус
Скопировать урл
Распечатать
Теги по теме
профстандарт
Профессиональные стандарты 2020 года: Минтруд России
Государственные профессиональные стандарты 2021 года — нормативы и требования, которые содержат описание обязанностей сотрудника с учетом его квалификации, занимаемой должности, и предписывают перечень требований к опыту, знаниям и утвержденные в установленном порядке для определенных категорий работников, в том числе специалистов, преподавателей (педагогов), воспитателей.
Ст. 195.1 ТК РФ регламентируется использование профессиональных стандартов в России. Профстандарт в отличие от квалификационного справочника дает более точное представление о задачах сотрудников, работающих на той или иной должности.
Государственные профессиональные стандарты регламентируется на федеральном уровне ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, а также постановлением Правительства от 27 июня 2016 года N 584, письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 года N 14-0/10/В-2253, информацией Минтруда России от 10 февраля 2016 года.
Профстандарты, утвержденные Минтрудом, находятся в специальном государственном реестре на официальном сайте.
Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.
3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон N 238-ФЗ).
Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.
Государственные профессиональные стандарты: где скачать?
Скачать государственные профессиональные стандарты 2021 года в соответствии с перечнем, утвержденным Минтруда России Вы можете абсолютно бесплатно на нашем сайте.
Минтруд разработал проект профессионального стандарта для школьных учителей
Документ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов. В случае его утверждения он вступит в силу с сентября текущего года и будет действовать до сентября 2028-го.
В пояснительной записке к документу уточняется, что необходимость нового профстандарта вызвана изменениями, ранее внесёнными в ФЗ «Об образовании». Речь идёт о допуске студентов педагогических вузов к работе в школе, а также о внедрении типовых учебных программ. А ещё в 2021 году утвердили новые наименования квалификаций и требования к ним.
Кроме того, предыдущая редакция не отвечает федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Поэтому новая предусматривает требования к цифровым навыкам учителей.
В связи с этим авторы инициативы считают необходимым внести некоторые корректировки и уточнения, касающиеся:
- наименований видов и целей профессиональной деятельности школьных педагогов;
- обобщённых и отдельных трудовых функций и действий;
- привязки обобщённых трудовых функций к уровням квалификации;
- требований к образованию и опыту специалистов;
- формулировки требований к необходимым умениям и знаниям, в том числе с учётом информационных технологий.
Стоит уточнить, что если старая редакция касалась как школьных педагогов, так и тех, кто работает в детских садах, то в предлагаемой содержатся требования только к учителям системы общего образования.
Поскольку теперь к преподаванию в школе допускаются студенты-старшекурсники, в документе отсутствует требование о наличии среднего профессионального или высшего образования. В новой версии говорится, что кандидат должен иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года учёбы в вузе.
Поскольку внедряемые учебные программы являются типовыми, для педагогов, которые ими пользуются, не будут действовать требования, относящиеся к разработке нетиповых программ.
В новом документе появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Так, учителям полагается:
- владеть навыками в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий;
- владеть методами подготовки и проведения мероприятий с использованием видеосервисов, проводить видеоконференции, использовать необходимое для этого оборудование;
- использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей;
- использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации;
- использовать средства цифровой коммуникации с учениками и их родителями, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
- использовать в учебном процессе такие ресурсы, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеосервисы, а также работать над учебными цифровыми материалами и уметь создавать собственные;
- применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
- вести документацию в электронном формате;
- придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.
Что касается преподавания в целом, то проект предполагает, что учителя должны уметь:
- формировать у учащихся (в том числе с ОВЗ) общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
- обучать школьников информационной безопасности, учитывая их возрастные особенности;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять подходящие предметам обучения ресурсы и сервисы;
- применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Кстати, в феврале прошлого года «Образовательная инициатива „Яндекса“» подсчитала, что цифровыми навыками владеют 87% российских учителей. Почти тогда же замглавы Минцифры Евгений Кисляков заявил, что до конца 2024 года педагогам оборудуют 700 тысяч «цифровых» рабочих мест.
Минтруда подготовило проект профстандарта учителя
На официальном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован текст проекта приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (далее – Проект). Если Проект будет утвержден Минтруда, то он вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2028 г.
Проект представляет собой доработанный с учетом изменений, внесенных в ФЗ «Об образовании в РФ» и других документов, а также цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», действующий с 2013 года профстандарт для педагогов. Профстандарт в представленном Проекте предназначен только для учителей.
В Проекте скорректированы наименования видов и целей профессиональной деятельности; обобщенные и отдельные трудовые функции, а также трудовые действия; уточнена привязка обобщенных трудовых функций к уровням квалификации, требования к образованию и опыту специалистов; изменены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям учителя.
Кроме обычных функций педагога, в профстандарт учителя добавлены новшества, связанные с цифровизацией школы: введены требования к знаниям, владению и использованию учителем цифровых технологий и инструментов. какие навыки он должен формировать у обучающихся в цифровой сфере. Так, согласно Проекту, в области цифрофизации учителя должны:
- — знать:
- требования к информационной образовательной среде, установленные ФГОС, в том числе для обучающихся с ОВЗ;
- средства цифровых коммуникаций, рекомендованные для использования в образовательном процессе; ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предмету обучения, в том числе для детей с ОВЗ;
- — владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
- общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
- общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе);
- — владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;
- -адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
- — принимать участие в образовательных коммуникациях (социальные сети, группы, блоги, видеосервисы) в системе информационной образовательной среды с участниками образовательного процесса с соблюдением норм информационной безопасности и профессиональной этики;
- — использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- — применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
- — вести электронные формы документации;
- — использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ;
- — избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
- Согласно Проекту, учителя в процессе образовательной деятельности должны уметь:
- формировать у учеников, в том числе с ОВЗ, общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
- обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников;
- учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять ресурсы и сервисы по предметам обучения;
- применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Обратим внимание, что согласно закону об образовании, теперь к преподаванию в школе допускаются студенты-старшекурсники.
Поэтому Проектом предусмотрена должность педагога с возможным наименованием «Учитель-студент», который должен иметь образование в объеме не менее чем 3 курсов вуза по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», подтверждённое справкой об успешном прохождении им промежуточной аттестации в вузе.
Справочно
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Применяется при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации.
Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Профстандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)») утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года № 544н, введен с 1 января 2017 года, в случае утверждения Проекта, утрачивает силу.
Согласно ТК РФ, если работник не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку.
По своей инициативе или инициативе работодателя учитель для получения сертификата соответствия может пройти независимую оценку квалификации в Центре оценки квалификаций, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.
11.2016 N 1204. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то он может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».
Источник:
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) (garant.ru)
- К сведению
- Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238 «О независимой оценке квалификации».
- Распоряжение Минпросвещения России от 30 апреля 2019 года N МР-4/02вн «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего»