Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС Право распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочее Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
  • Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
  • Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
  • Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Читайте также:  Работодателям могут позволить трудоустраивать заключенных

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция Дебет Кредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению 0 401 10 271 0 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях 0 401 10 273 0 101 ХХ 410
Прочие причины 0 401 10 172 0 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ 0 105 ХХ 340 0 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта 0 401 20 200 0 302 ХХ 730

Порядок списания основных средств: оформление, документы, комиссия

Каждое действие с имуществом компании подлежит документальному оформлению. Мы не вправе просто выкинуть или иным образом утилизировать актив, который не можем или не хотим использовать в деятельности.

Как списать основные средства с баланса? Кто должен инициировать эту процедуру, а кто будет ее участником? Какие документы потребуется оформить для списания основных средств?

Процедура списания основных средств включает в себя несколько этапов, на каждом из которых оформляются определенные документы.

Этап 1. Первоначальное информирование руководства

На этом этапе сотрудник, которому поручено следить за сохранностью конкретного актива, сообщает руководству, что основное средство пришло в негодность. При этом до руководства доводятся причины списания ОС: актив устарел морально, износился физически, пришел в негодность из-за поломки и т. д.

Документ первого этапа — служебная записка.

Этап 2. Организационный

Руководитель, получивший служебную записку, не может исключительно на ее основании дать бухгалтеру распоряжение о списании актива с учета. Сначала необходимо объективно оценить состояние основного средства и получить обоснованные выводы о невозможности использовать его в деятельности компании.

Документ второго этапа — приказ о создании комиссии по списанию основного средства.

Этап 3. Работа комиссии по списанию основных средств

На этом этапе объекты основных средств, подлежащие списанию, всесторонне обследует созданная в компании комиссия.

Она не только изучает сам актив, но и исследует причины, по которым он пришел в неработоспособное состояние, выясняет виновных лиц, изучает техническую документацию, запрашивает экономическую и финансовую информацию об объекте, производит необходимые расчеты, выявляет условия эксплуатации ОС и иные обстоятельства, позволяющие сделать обоснованные выводы о необходимости списания актива с балансового учета.

Документы третьего этапа — дефектный акт, протокол заседания комиссии, заключение комиссии о списании (как отдельный документ или как раздел протокола, акта).

Если не организовать работу комиссии, возможны претензии со стороны налоговых органов. При списании основных средств с остаточной стоимостью отраженные в налоговом учете расходы могут быть признаны необоснованными.

Этап 4. Распорядительный

После того как выводы комиссии попадают к руководителю компании и если он с ними согласен (считает выводы комиссии обоснованными), оформляется еще один приказ. В нем подробно расписывается последующая процедура списания с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения поручений руководства.

Правила списания основных средств описаны в пп. 75–86 Методических указаний по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н).

При необходимости эти рекомендации могут быть дополнены другими процедурами и документами исходя из специфики работы предприятия.

Дополненный порядок следует зафиксировать в локальном акте (например, в положении о списании основных средств предприятия или инструкции о порядке учета и списания активов).

Документ четвертого этапа — приказ о списании основного средства.

Этап 5. Итоговый

Чтобы отразить списание основного средства в учете, необходим специальный документ, содержащий все необходимые сведения о списываемом объекте, в том числе его натуральные и стоимостные показатели.

Он должен быть подписан ответственными лицами и утвержден руководителем.

Этот документ в комплекте с иными бумагами, собранными и оформленными на предыдущих этапах, будет служить основанием для списания основного средства с баланса и признания соответствующей суммы расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Документ пятого этапа — акт о списании основного средства.

Фактически документальное оформление списания на этом может не закончиться. Если списываемый объект подлежит разборке, годные детали и узлы нужно оприходовать на склад и отразить в учете.

Для этого также должны быть оформлены соответствующие документы.

Если объект утилизируется силами стороннего подрядчика, для обоснования расходов на утилизацию также потребуется отдельный документ — акт приема-сдачи выполненных работ.

https://www.youtube.com/watch?v=7KwuWSoxssc\u0026t=1s

Остановимся подробнее на оформлении отдельных документов по списанию основных средств, а также нюансах процедуры списания и особенностях их отражения в учете.

Служебная записка

Служебная записка — это внутренний документ, с помощью которого подчиненные доводят до руководства необходимую информацию.

Записка оформляется в разных компаниях по-разному. Для нее может быть предусмотрена специальная форма (шаблон) или сотрудники могут оформлять ее по своему усмотрению.

Принципы составления служебной записки:

  • писать записку нужно на имя руководителя (или по иерархии, принятой в компании);
  • излагать информацию следует без излишней детализации, но с отражением необходимых фактов;
  • завершать записку надо указанием своей должности, Ф. И. О., личной подписи и даты составления.

Вручают записку тем способом, который принят в компании для таких бумаг (отдают лично руководителю, отправляют по электронной почте, передают через секретаря с фиксацией в журнале полученной корреспонденции и др.).

Следование этим принципам придаст записке статус официальной бумаги и избавит ее составителя от необходимости давать дополнительные пояснения по изложенным в записке сведениям.

Образец служебной записки:

Основное назначение служебной записки — своевременно сообщить руководству об имеющейся проблеме и тем самым запустить процесс по списанию основных средств с баланса.

Создание и работа комиссии (приказ, дефектный акт, заключение комиссии)

Для формирования комиссии руководитель издает приказ, в котором определяет ее состав и порядок работы:

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

По результатам обследования объектов основных средств, подлежащих списанию, комиссия оформляет дефектный акт, где перечисляет причины выхода активов из строя. А также формулирует выводы о непригодности активов и необходимости их списания с учета. Этот документ будет основанием для оформления акта на списание основных средств.

В зависимости от принятой в компании системы списания активов комиссия может оформлять результаты своей работы в виде отдельного документа (например, протокола). А на утверждение руководителю передавать заключение комиссии о необходимости списания объектов основных средств.

Все выводы должны быть объективными и обоснованными. Например, технико-экономическое обоснование списания основных средств, разработанное специалистами предприятия или сторонними экспертами, поможет подтвердить нецелесообразность ремонта объектов, а в экспертном заключении будут технически грамотно изложены причины непригодности активов к дальнейшей эксплуатации.

Образец заключения комиссии:

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Все члены комиссии проставляют свои подписи под заключением, и оно включается в комплект документов по списанию объектов с учета.

Частичное списание основных средств

  • Частичное списание основных средств возможно в том случае, если удаление или разборка ненужного элемента конкретного объекта не повлияет на его дальнейшее функциональное использование (например, разборка крытой веранды или ненужного крыльца, пристроенных к основному корпусу здания).
  • Тот факт, что списывается не весь объект, а только его часть, на порядок списания имущества никак не влияет: также следует создать комиссию и оформить все сопутствующие документы.
  • Узнайте из нашего материала, что учесть при частичном расторжении договора.

Проводки в бухучете

Как списать основное средство в бухгалтерском учете? Какие счета задействованы в этом случае? На каком из этапов процедуры списания можно делать проводки?

Проводки в учете — это всегда итоговые (заключительные) действия в процедуре списания объекта. Они производятся только после формирования полного комплекта документов. Акт на списание объекта (или группы объектов), утвержденный и завизированный ответственными лицами, будет основанием для списания основных средств.

Проводки по списанию ОС, пришедшего в негодность (недоамортизированного):

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Проводки по списанию ОС с нулевой остаточной стоимостью (полностью самортизированного):

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

С разнообразными проводками вас познакомят материалы:

Как списать основное средство в «1С»

Современные учетные программы значительно ускоряют отражение списания объекта на счетах бухучета. Однако саму процедуру комиссионного обследования объекта и оформления таких документов, как заключение комиссии, технико-экономическое обоснование списания или заключение эксперта, программа «1С» оформить не поможет.

Как списать ОС в 1С? С помощью автоматизированной учетной программы можно сформировать и провести документ на списание по следующему алгоритму (последовательность выбора разделов и элементов): «ОС и НМА» → «Выбытие основных средств» → «Списание ОС» → «Создать» → Заполнить поля нового документа на списание (выбрать организацию, местонахождение, вид списания, счет списания, причину списания, статью расходов, сведения об основном средстве и т. д.) → нажать кнопку «Провести».

После того как документ на списание будет проведен, программа автоматически сформирует необходимые проводки.

***

Основные средства могут быть списаны с учета по разным причинам: в связи с моральным или физическим износом, из-за возникновения неустранимых дефектов и др. Чтобы списать основное средство с учета, потребуется создать комиссию и оформить комплект подтверждающих документов, а также сделать записи на счетах бухучета.

***

Больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».

Порядок функционирования комиссии по поступлению и выбытию ОС

Некоторые юридические лица создают специальную комиссию для приемки и списания основных средств.

Цели создания комиссии

В бухгалтерском учете нет законодательных актов, которые бы регламентировали порядок создания таких комиссий. Единственный документ, на который могут опираться организации, это Методические указания Министерства финансов. Комиссия создается для оформления поступления или выбытия объектов основных средств.

Состав комиссии и функционал

Членами комиссии являются бухгалтер предприятия и те сотрудники, кто отвечает за обеспечение сохранности ОС.
Основной функционал комиссии следующий:

  • проведение осмотра ОС, которое готовится к выбытию, определение возможности его использовать еще некоторое время, а также определение целесообразности его восстановления;
  • определение причины необходимости списать основное средство (это может быть износ, неправильная эксплуатация объекта, авария, ЧС и др.);
  • установление перечня лиц, причастных к внеплановому досрочному выбытию ОС. Если установлена вина конкретных лиц, то комиссия вносит предложения о дисциплинарных взысканиях;
  • определение возможности использовать отдельные узлы, детали, какие-либо составляющие объекта, который планируется списать с учета. Эти отдельные части основного средства необходимо оценить по рыночной стоимости;
  • если в основном средстве, которое выбывает, есть металлы (цветные или драгоценные), то комиссия обязана проконтролировать процесс их изъятия, взвесить и сдать на склад;
  • в завершение всех процедур комиссия составляет акт списания.

Важно! Согласно законодательству, организация вправе создать комиссию не только при выбытии ОС, но и при выбытии любых других активов (МПЗ, финансовые вложения и проч.). Комиссия может быть создана на каждую группу активов отдельно, а может быть одна, которая будет использоваться для разных целей.

Для чего еще можно создавать комиссию

Кроме проведения процедуры списания основных средств, комиссию можно создать и для других целей, в частности, для того, чтобы проанализировать насколько эффективно используются другие активы на предприятии.

Читайте также:  7 стран, где дешево жить

Например, расчет уровня производительности актива. Такое исследование может провести комиссия, созданная для рассмотрения вопроса о необходимости продажи активов. Или можно создать комиссию для целей приобретения активов и надлежащего оформления покупки.

Даже расчет срока, в течение которого объект может эксплуатироваться в организации, может произвести специально собранная для этого комиссия. Направлений функционала может быть очень и очень много. Под любую цель в рамках использования активов компании, можно создать комиссию.

Особенно это актуально, когда организация не знает кто должен принять то или иное решение – например, автомобиль уже не может эксплуатироваться — что с ним делать, кто должен это решить, как это оформить. В этом случае собираем комиссию и оформляем все решения актами. При проверках организация точно не получит нареканий со стороны надзорных органов.

На какой период создается комиссия

Этот вопрос организация вправе решить самостоятельно. Комиссия может действовать на постоянной основе, а может создаваться для разовых ситуаций, под конкретный запрос.

Оставлять на «постоянку» имеет смысл, если есть чем ее нагрузить. Но в случае, если ситуации, когда требуется участие комиссии, редки, то логичнее создавать ее на временной основе под решение конкретного вопроса.

Порядок создания комиссии и особенности ее работы определяются не только требованиями законодательства, но и спецификой каждой конкретной организации, характером и масштабом ее деятельности. Работа комиссий в организации может вестись на основании разрабатываемых положений, в которых предусматриваются вопросы полномочий и ответственности членов комиссий.

Отражение в учетной политике

Как правило, наличие комиссии и ее функционал прописывается в учетной политике предприятия. Для этого достаточно создать приложение к учетной политике. Что необходимо отразить в нем:

  • указать какими документами в своей деятельности руководствуется комиссия (например, ФЗ «О бухгалтерском учете», инструкция по применению плана счетов и т. д.);
  • прописать, что состав комиссии будет утверждаться распоряжением руководителя;
  • определить наличие председателя и его функции.

В учетной политике сразу можно отразить с какой периодичностью комиссия будет собираться – например, можно указать, что собрания проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода (может быть указан абсолютно любой период на усмотрение руководителя).

Важный момент, который также необходимо осветить, это количество присутствующих членов комиссии на собрании, при котором оно считается состоявшимся и при котором комиссия вообще правомочна принять решение (чаще всего, это две трети от общего числа участников).

Если есть такая необходимость, то на собрание могут быть приглашены эксперты, специалисты в конкретных областях. Их включают в состав на добровольной основе. Тот сотрудник, который является материально-ответственным лицом по объекту, который на повестке дня на выбытие, не может быть привлечен как эксперт.

О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов министерства экономического развития российской федерации от 23 июня 2020

  • ____________________________________________________________________Утратил силу на основании
  • приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2021 года N 567
  • В целях контроля за движением финансовых и нефинансовых активов Минэкономразвития России
  • приказываю:

____________________________________________________________________

1. Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Министерство) в составе согласно приложению N 1*.

________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

2. Утвердить Положение об организации работы постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства согласно приложению N 2*.

________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

3. Предоставить право утверждения актов о поступлении нефинансовых активов на баланс центрального аппарата Министерства:

— стоимостью менее 500000 (Пятьсот тысяч) рублей за единицу — врио директора Департамента управления делами Болдину А.А.;

— стоимостью, равной или превышающей 500000 (Пятьсот тысяч) рублей за единицу, — заместителю Министра Федулову В.В.

4. Предоставить право утверждения актов о выбытии (списании) финансовых и нефинансовых активов, числящихся на балансе центрального аппарата Министерства:

— стоимостью менее 500000 (Пятьсот тысяч) рублей за единицу — врио директора Департамента управления делами Болдину А.А.;

— стоимостью, равной или превышающей 500000 (Пятьсот тысяч) рублей за единицу, — заместителю Министра Федулову В.В.

5.

Предоставить право утверждения актов о поступлении и выбытии финансовых и нефинансовых активов (за исключением принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей, паев и акций, находящихся за рубежом юридических лиц, технических средств защиты, а также недвижимого имущества), числящихся на балансе Постоянного представительства Российской Федерации при Всемирной торговой организации, Постоянного представительства Российской Федерации при ООН, Постоянного представительства Российской Федерации при отделении ООН и других международных организаций в г.Женеве, соответственно Постоянному представителю Российской Федерации при Всемирной торговой организации, Торговому советнику Постоянного представительства Российской Федерации при ООН, Постоянному представителю Российской Федерации при отделении ООН и других международных организаций в г.Женеве независимо от их стоимости.

  1. 6. Установить, что:
  2. а) списание особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Министерству федеральными бюджетными учреждениями либо приобретенного федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных Минэкономразвития России на приобретение такого имущества, а также списание недвижимого имущества осуществляются по согласованию с Министерством;
  3. б) списание федерального имущества (движимого и недвижимого), закрепленного за подведомственными Министерству федеральными казенными учреждениями, осуществляется по согласованию с Министерством;

в) списание числящихся на балансе Постоянного представительства Российской Федерации при Всемирной торговой организации, Постоянного представительства Российской Федерации при ООН, Постоянного представительства Российской Федерации при отделении ООН и других международных организаций в г.Женеве технических средств защиты и их утилизация, а также списание числящихся на балансе указанных организаций объектов недвижимого имущества осуществляются по согласованию с Министерством независимо от их стоимости.

7. Предоставить право согласования актов о списании федерального имущества, указанного в пункте 6 настоящего приказа, заместителю Министра Федулову В.В.

8. Установить, что принятие решений по поступлению федерального недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, относящихся к федеральному недвижимому имуществу, расположенного как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, принимается специальными комиссиями, создаваемыми для этих целей приказами Министерства.

9.

Установить, что приобретение, эксплуатация, учет и списание автотранспортных средств в Постоянном представительстве Российской Федерации при Всемирной торговой организации, Постоянном представительстве Российской Федерации при ООН, Постоянном представительстве Российской Федерации при отделении ООН и других международных организаций в г.Женеве осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством.

10. Установить, что списание печатей, штампов, факсимиле осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством.

11. Признать утратившими силу:

— приказ Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981 «О создании и порядке постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации»;

— приказ Минэкономразвития России от 6 июня 2016 г. N 352 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 3 июля 2017 г. N 319 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 1 февраля 2018 г. N 31 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981 «О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации»»;

— приказ Минэкономразвития России от 20 апреля 2018 г. N 219 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. N 515 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 17 октября 2018 г. N 551 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 27 ноября 2018 г. N 651 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 23 апреля 2019 г. N 234 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981»;

— приказ Минэкономразвития России от 15 августа 2019 г. N 491 «О внесении изменений в состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов Министерства экономического развития Российской Федерации, созданной приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 981».

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Федулова В.В.

МинистрМ.Г.Решетников

  • Электронный текст документа
  • подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  • рассылка
Читайте также:  Чем будем удивляться в каннах?

Первичные документы по учету основных средств

Первичные документы утверждаются руководителем и должны содержать все обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Организация может утвердить в Учетной политике унифицированные формы документов, ранее утвержденные Госкомстатом РФ (Постановление N 7 от 21.01.2003). В 1С используются именно такие бланки.

В данной статье вы узнаете об основных видах первичных документов, оформляемых при учете объектов основных средств и возможности формирования печатных форм в 1С.

  • при поступлении оборудования, требующего монтажа;
  • при принятии к учету и вводу в эксплуатацию объектов ОС;
  • при прочих операциях, связанных с использованием объектов ОС;
  • при выбытии ОС.

Поступление оборудования, требующее монтажа

Акт о приеме (поступлении) оборудования по форме ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования оформляется при поступлении на склад оборудования, которое в последующем будет принято к учету в качестве ОС.

Составляется данный акт в 2-х экземплярах комиссией по приему оборудования, утверждается руководителем или иным уполномоченным лицом. В состав комиссии может входить подрядчик, выполняющий дальнейший монтаж этого оборудования.

После заключения комиссии акты передают:

  • первый экземпляр в бухгалтерию;
  • второй экземпляр на склад или забирает подрядчик с пометкой «на ответственное хранение».

В 1С печатная форма Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) формируется из документа Поступление (акты, накладные). PDF

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж по форме ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж оформляется при передаче оборудования в монтаж, который может быть выполнен как подрядным способом,так и хозяйственным способом.

Составляется данный акт в 2-х экземплярах приемочной комиссией:

  • один экземпляр передается в бухгалтерию;
  • второй экземпляр забирает подрядчик, выполняющий монтаж оборудования.

Если монтаж осуществляется подрядной организацией, осуществляющей поставку оборудования, то Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) не составляется. В таком случае оборудование в монтаж передается подрядчику по Акту о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14). При этом подрядчик:

  • должен входить в приемочную комиссию;
  • расписывается в Акте о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) и забирает себе его копию с пометкой «на ответственное хранение».

В 1С печатная форма Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) при подрядном способе формируется из документа Передача оборудования в монтаж. PDF

По результатам монтажа оформляется:

  • Акт о приеме передачи объекта основных средств – если объект ОС готов к эксплуатации;
  • Акт о выявленных дефектах оборудования – если обнаружены дефекты и объект не пригоден к эксплуатации.

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования оформляется, если выявлены дефекты:

  • во время приема оборудования;
  • в процессе монтажа, наладки;
  • по результатам испытаний;
  • в процессе использования, по результатам контроля.

Акт составляется в количестве, равном заинтересованным участникам. Например, экземпляр для организации, подрядчика, изготовителя, перевозчика и т.д.. Он подписывается представителем с каждой стороны.

В акте должны быть указаны:

  • выявленные дефекты;
  • мероприятия (работы) по их устранению;
  • исполнители;
  • сроки исполнения.

В 1С печатная форма Акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16) не реализована.

Принятие к учету и ввод в эксплуатацию ОС

Особенности документального оформления

При поступлении ОС поставщик составляет документы в зависимости от квалификации ОС у себя в учете:

  • если объект ОС учитывается поставщиком как товар, то как правило отгрузка осуществляется по обычной товарной накладной, например, по форме ТОРГ-12;
  • если осуществляется передача объекта ОС, бывшего в употреблении, то как правило составляется акт о приеме передачи объекта ОС, который будет являться первичным документом при принятии к учету объекта в состав ОС.

Также для учета дополнительных затрат, связанных с поступлением ОС и доведением их до рабочего состояния, должны быть в наличии правильно оформленные первичные документы, например, акты на оказание услуг, бухгалтерские справки и др. (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Объекты, удовлетворяющие критериям ОС, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 4 ПБУ 06/01).

Комиссия по основным средствам (активам)

Иногда у предприятия может возникнуть необходимость создать комиссию по основным средствам (активам), которая будет отслеживать их движение – от поступления до выбытия. Рассказываем, как её создают, чем именно она занимается, и какие документы от неё исходят, их значение.

Зачем нужна комиссия по поступлению и выбытию активов

Интересно, что действующее бухгалтерское законодательство не регулирует вопрос создания комиссии по основным средствам, которая отвечает за приём и списание активов организации. Однако нормативные документы по бухгалтерскому учету отдельных объектов раскрывают ряд особенностей создания таких комиссий.

Например, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н) предусмотрено создание комиссии для:

  • установления целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС;
  • возможности и эффективности его восстановления;
  • оформления документов при выбытии активов.

Также см. «Какие активы непрофильные и их продажа».

Кто входит

Что касается состава комиссии по поступлению/выбытию активов, то её формируют из соответствующих должностных лиц. В том числе:

  • главбуха (просто бухгалтера);
  • лиц, которые отвечают за сохранность объектов ОС.

Также см. «В чём экономическая выгода и потенциал активов».

Круг вопросов

Согласно приказу о комиссии по основным средствам, который утверждает своей подписью глава предприятия, в её компетенцию могут входить:

  • осмотр объекта ОС, подлежащего списанию, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта ОС (это могут быть физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные ЧС, длительное неиспользование объекта и др.);
  • выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие ОС, внесение предложений о привлечении их к ответственности, установленной законодательством;
  • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;
  • составление акта на списание объекта основных средств.

По аналогии с поступлением и/или выбытием основных средств можно создавать комиссию и по другим активам. К примеру, комиссию по нефинансовым активам, материально-производственным запасам или финансовым вложениям.

Также см. «Образец акта списания материальных ценностей».

Такой орган можно создавать не только для процедуры вывода активов, но и для анализа эффективности использования тех или иных активов. Например, для решения вопроса о:

  • целесообразности продажи активов;
  • замещения активов;
  • изучения отдачи от активов (их производительности и т. п.).

Также можно создавать отдельную комиссию по поступлению активов – для оформления их приобретения.

Срок полезного использования ОС (в рамках, установленных законом) тоже может устанавливать решение специально созданной в организации для этой цели комиссии.

Также см. «Как происходит прекращение признания активов и обязательств по МСФО».

Виды комиссии

Комиссия может заниматься каждым отдельным видом или группами активов, так и всеми сразу.

Кроме того, комиссия как внутренний орган может функционировать на постоянной или временной основе.

СОВЕТ

Создавать постоянную комиссию по списанию основных средств или их приёму логично, только если для нее есть работа.

Если же такие поводы не часты, лучше сформировать временную структуру для выполнения конкретной задачи.

Порядок создания комиссии и особенности ее функционирования определяют не только требования закона, но и особенности каждой конкретной организации, характер и объемы ее деятельности.

Работа комиссий в организации, как правило, основана на внутреннем положении, в котором прописаны вопросы полномочий и ответственности её членов.

Также см. «Образец приказа о создании комиссии по охране труда».

Разукомплектование основных средств: учет в бюджетных организациях

Расскажем, какие правила нужно учитывать при делении (разукомплектации) основного средства на несколько самостоятельных объектов ОС.

Зачем нужна разукомплектация

Необходимость в разукомплектации основного средства может возникнуть вследствие частичной ликвидации объекта или стать самостоятельной хозяйственной операцией, в результате которой образуется несколько самостоятельных объектов, которые нужно оформить и поставить на учет.

Признаки разукомплектации основного средства:

  • основное средство было ранее принято к бухгалтерскому (бюджетному) учету как один инвентарный объект (единица инвентарного учета);
  • есть решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении (п. 34 Инструкции № 157н);
  • основное средство разбирается (делится) на отдельные части, которые принимаются к учету как самостоятельные объекты основных средств или подлежат демонтажу и уничтожению.

Разукомплектацию основного средства необходимо правильно оформить, отразить в бухгалтерском (бюджетном) и в налоговом учете, если ваше основное средство амортизируемое.

Проводить мероприятия по разукомплектации основного средства без документального основания, то есть до утверждения Комиссией соответствующего акта не допускается.

Как оформить разукомплектацию

При разукомплектации основного средства его нужно исключить с учета. Основанием для бухгалтера при отражении такой операции будет являться решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленное соответствующим актом в зависимости от вида основного средства (п. п. 34, 51 Инструкции № 157н):

  • актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
  • актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  • актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Какими записями отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете

Рассмотри корреспонденции для учреждений различных типов.

Первый шаг — списание основного средства. Напомним, что все операции с ОС в учете отражаются по первоначальной (балансовой) стоимости.

Проводки в бюджетном учете казенного учреждения:

Содержание операции Дебет Кредит Обоснование
Списание с учета балансовой стоимости ОС КДБ 1.401.10.172
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector