Правительство будет проверять ежегодно больше организаций и ип

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать — читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

  • Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
  • Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
  • Возможные процедуры:
  • Истребование документов у налогоплательщика,
  • Истребование документов у контрагентов,
  • Допрос свидетелей,
  • Проведение экспертизы,
  • Участие переводчика или стороннего эксперта,
  • Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
  1. Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
  2. Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
  3. Возможные процедуры:
  • инвентаризация,
  • осмотр,
  • выемка,
  • требование документов (информации),
  • экспертиза,
  • допрос,
  • вызов свидетеля,
  • получение экспертного заключения,
  • привлечение переводчика.

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок

Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.

Правительство будет проверять ежегодно больше организаций и ИП

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Правительство будет проверять ежегодно больше организаций и ИП

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

  • осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • организации здравоохранения,
  • образовательные организации,
  • сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

  • компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
  • субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
  • Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

  1. Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

  2. Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

  3. Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

  4. Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

  • Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
  • Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
  • Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
  • Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
  • Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
  • Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
  • Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
  • Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

  • информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
  • обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
  • меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
  • объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
  • самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
  • профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
  • создают счета и договора
  • заполняют декларации
  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Читайте также:  Нельзя выдать заем физическому лицу, не проведя выручку через счет - напомнил цб компаниям

Узнайте подробнее

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

02.04.2021

Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?

Правительство будет проверять ежегодно больше организаций и ИП

  • Петропольская Светлана
  • Эксперт по правовым вопросам Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ», сооснователь и совладелец юридической компании URVISTA
  • специально для ГАРАНТ.РУ

На фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 чиновникам в 2020 году пришлось существенно скорректировать правила проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении юрлиц и ИП. Снижение бремени госконтроля было заявлено в качестве одной из мер поддержки бизнеса со стороны государства. В этой связи в начале апреля появилось Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438), которое полностью запрещало проведение проверок в плановом режиме в отношении субъектов МСП с апреля по декабрь включительно, а внеплановые проверки субъектов МСП и иных юрлиц и ИП ограничивало только основаниями, прямо перечисленными в п. 1 Постановления № 438. 

Таким образом, с апреля этого года контрольно-надзорные органы были вправе проводить плановые проверки только в отношении юрлиц и ИП, не являющихся субъектами МСП, и то только при условии, что их деятельность относится к первому классу опасности, либо сопряжена с высокими или чрезвычайными рисками, либо их деятельность подпадает под режим постоянного госконтроля или госнадзора.

Что же касается внеплановых проверок, то они могли проводиться как в отношении субъектов МСП, так и в отношении любых юрлиц и ИП только в случаях, если основаниями для их проведения являлись факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновению техногенных или природных чрезвычайных ситуаций и некоторые другие случаи, прямо перечисленные в Постановлении № 438. 

Как будут скорректированы проверки в 2021 году? 

В наступающем году влияние коронавирусной повестки будет продолжаться и вносить свои коррективы в контрольно-надзорную деятельность над субъектами предпринимательской деятельности. Новая нормативно-правовая база уже сформирована и в ближайшее время мы увидим новые правила в действии.

В целях корректировки регулирования контрольно-надзорной деятельности Правительство РФ выпустило Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 1969), которое определяет особенности проведения проверок в плановом режиме на 2021 год. Оно уже вступило в силу. Кроме этого, с 1 июля следующего года вступают в силу большинство норм нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Этим законом устанавливаются базовые «правила игры» в сфере осуществления госконтроля во многих сферах деятельности. В этих документах прописывается множество различных правовых нюансов, которые будут непосредственно влиять на процесс проведения проверок в отношении бизнеса. Но в рамках этой колонки мы рассмотрим только три очень важных момента, правильное понимание которых убережет отечественный бизнес от многих иллюзорных ожиданий и совершения роковых ошибок. Итак, нас прежде всего интересует: 

  1. Продление моратория на плановые проверки;
  2. Дистанционные проверки;
  3. Появление новой формы контроля под названием «инспекционный визит».

 Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее.

Особенности и подводные камни моратория на проверки в 2021 году

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий субъектов так называемого малого предпринимательства, под которыми понимаются представители малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП.

Однако, в отличии от полного «табу» на проверки в плановом режиме, установленного Постановлением № 438 в этом году, новые правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки.

Иными словами, окно возможностей для проверяющих оставили приоткрытым.

Пункт 8 Постановления № 1969 позволяет проведение проверочных мероприятий в плановом режиме у субъектов МСП, в отношении которых контролирующие органы располагают информацией о:

  • привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения;
  • дисквалификации или приостановки деятельности;
  • приостановке или аннулировании лицензии.

При этом, негативная информация на субъекта МСП рассматривается в рамках трех лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания.

Таким образом, очевидно, что если контролирующие органы имеют на субъекта МСП компромат в пределах трехлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2021 году, невзирая на мораторий.

Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2021 год и не вникнув во все детали, расслабятся и не будут готовиться к проверке.

Между тем, прежде чем забыть о плановых проверках, вначале следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок. Подробную информацию об этом можно получить уже с 15 декабря 2020 года, поискав себя в планах контролирующих органов на 2021 год. 

Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в текущем году.

Дистанционные проверки: развеиваем мифы

Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи.

Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно. Если мы откроем Постановление № 1969 и внимательно его прочитаем, то становится абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того.

Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан. 

Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы

Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст.

70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля.

В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений. Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст.

2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п.

2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса.

Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п.

Читайте также:  Документы на внж по браку 2020: особенности получения и сроки

3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам. 

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано: 

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго. 

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

26 августа 2020

16109

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон,  который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

  • Пробежимся по основным изменениям.
  • Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
  • В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.
  • Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.
  1. Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.
  2. Определены способы сокращения количества проверок
  3. Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.

А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в  объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно
ст.

20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки).

Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным
старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам
нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со
старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Источник:
ИС 1С:ИТС

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.Legal

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг.

бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях.

Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г.

Читайте также:  Новый патент для рабочих иностранцев начнет действовать в декабре

№ 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г.

, прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г.

регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст.

1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство.

Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г.

При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г.

, например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п.

8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст.

2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г.

следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Сотрудник решил поработать дома во время болезни. Если компания сообщит об этом в ФСС – он получит пособие по нетрудоспособности в уменьшенном размере или вовсе останется без него. Если не сообщит – компании будет грозить штраф. Чтобы работники не страдали от недостатка средств в период болезни, работодатель может закрепить в локальном нормативном акте пункт о доплате Даже если сотрудники переведены на удаленную работу, работодателю по-прежнему придется организовывать расследование несчастных случаев. А с 1 марта 2022 г. он отвечает еще и за рассмотрение обстоятельств, приведших к возникновению ссадин и ушибов у сотрудников. Дистанционный характер их работы не убережет работодателя от штрафов в случае неисполнения им этих обязанностей В случае банкротства юрлица директор-займодавец не сможет вернуть ни рубля, если суд переместит его в конец длинной очереди кредиторов. Чтобы этого не случилось, о мерах предосторожности нужно подумать еще до выдачи займа

Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку

От выездной налоговой проверки не застрахован никто.

Даже работающий строго «по букве закона» бизнесмен понимает, что выездная налоговая проверка его предприятия имеет риски доначисления налогов, пеней и штрафов, по статистике в 98 % случаев так и происходит.

Но даже если проверка пройдет удачно и учет велся идеально, серьезная нервотрепка будет обеспечена. Логично, что все стараются ее избежать и лишний раз не попадать под прицел контролеров.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ).

Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала.

Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет.

По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет.

Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д.

К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки.

ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к.

юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила.

ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).   

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector