Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации

Сокращение численности работников – один из эффективных способов уменьшить расходы или снизить темпы производственной деятельности, если продукт организации перестал приносить достаточную прибыль. В статье мы расскажем, как избежать ошибок при сокращении штата работников.

Если работодатель решил сократить численность работников, ему необходимо учесть все нюансы этого сложного процесса. Допущенные ошибки не снижают, а, напротив, значительно увеличивают расходы на персонал.

Например, суд может восстановить работника на работе и обязать работодателя выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула (ст. 394 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ), а также возместить моральный ущерб (ст. 237 ТК РФ). При этом работодатель обязан оплатить все судебные расходы (ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Кроме того, если работник обратится за защитой своих прав в инспекцию труда, при неправильном оформлении сокращения работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Рассмотрим типичные ошибки, которые совершают работодатели, оформляя сокращение штата.

1. НЕПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯЮТ УВЕДОМЛЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ

Предупреждая работников о сокращении, необходимо учесть все требования закона, а также сложившуюся практику, чтобы снизить в дальнейшем риск споров. Рекомендуем оформить уведомление о сокращении численности (штата) работников. Чем подробнее будет составлен документ, тем меньше вопросов, непонимания и раздражения он вызовет у работников (Пример 1).

2. РАБОТНИКОВ НЕ УВЕДОМЛЯЮТ О СОКРАЩЕНИИ ИЛИ УВЕДОМЛЯЮТ С НАРУШЕНИЯМИ

Важный нюанс – о сокращении должны быть предупреждены абсолютно все сокращаемые работники и в срок.

Согласно части второй ст. 180 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме предупредить работников под роспись об их сокращении не менее чем за два месяца до увольнения.

Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации

Если работник отказывается ознакомиться с уведомлением или расписаться об ознакомлении с ним, то работодателю придется прочитать уведомление работнику вслух и составить акт, в котором должны расписаться два-три работника, присутствовавшие при ознакомлении (Пример 2).

Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации

Однако в сроках уведомления работника есть исключения.

Уведомление за несколько дней.

Например, если с работником заключен срочный трудовой договор сроком до двух месяцев, то о сокращении его нужно предупредить в письменной форме не менее чем за три календарных дня (часть вторая ст.

292 ТК РФ). Работника, который занят на сезонных работах, о сокращении следует письменно предупредить не менее чем за семь календарных дней (часть вторая ст. 296 ТК РФ).

Уведомление при болезни и отпуске. Если работника необходимо уведомить о сокращении, а он находится в отпуске или на больничном, лучше дождаться его выхода на работу и вручить уведомление лично. Но если это дистанционный работник либо руководство требует известить работника несмотря на отпуск?

В этом случае нужно отправить уведомление о сокращении по всем известным адресам нахождения работника ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (Пример 3). Датой уведомления считается дата получения работником ценного письма.

Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации

Если работник доступен по телефону, стоит позвонить ему и рассказать о необходимости получить уведомление. Причем сделать это нужно по громкой связи и при свидетелях. Разговор нужно зафиксировать актом (Пример 4). Подобный акт говорит о добросовестности работодателя и подтверждает, что он сделал все возможное, чтобы уведомить работника о сокращении.

3. НЕ ПРЕДЛАГАЮТ ВСЕ ПОДХОДЯЩИЕ ВАКАНСИИ

Если в организации имеются вакансии, их следует предлагать сокращаемому работнику (если они подходят ему по квалификации и состоянию здоровья) по мере их появления в течение двух месяцев, пока действует срок предупреждения об увольнении в связи с сокращением (часть третья ст. 81 ТК РФ).

Нередко суды восстанавливают работников именно из-за того, что им предложили не все вакансии. Суды тщательно проверяют, совпадают ли должности в штатном расписании и в предложениях о вакансиях (см., например, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.02.2015 по делу № 33-949/2015, А-9).

  • Предлагать нужно не только должности, соответствующие квалификации работника, но и нижестоящие.
  • ВОПРОС В ТЕМУ
  • Нужно ли предлагать вакантную вышестоящую должность?

Кабмин: срок регистрации медизделий в России сократили до 5–22 дней

Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации © Известия/Павел Волков

В России упростили процедуру государственной регистрации медизделий. Сделали это для того, чтобы «избежать их дефицита». 

Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Документ появился на сайте правительства страны. 

Отмечается, что госрегистрация нужна для того, чтобы вывести на рынок отечественные медицинские изделия и завезенные из других стран. Благодаря упрощенной процедуре все необходимые документы будут выдаваться в минимальные сроки. 

«Госрегистрация требуется для вывода медицинских изделий, ввезенных из-за границы или произведенных в России, на рынок. Упрощенная процедура позволит получить все необходимые для этого документы в максимально короткие сроки», – говорится в сообщении на сайте кабмина. 

Так, для ряда изделий срок регистрации сократят в два, а для других – в десять раз. 

«Для отдельных медизделий срок регистрации будет сокращен с 50 до 22 рабочих дней, для других – до 5 рабочих дней», – сообщается в заявлении.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_959547', params: params }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }

Фнс ускорила предоставление налоговых вычетов для россиян — рбк

ФНС сократила срок проверки деклараций россиян для получения налоговых вычетов до 15 дней, сообщили источники РБК. Мера призвана ускорить возвраты налогов. По итогам 2020 года вычетами воспользовались несколько миллионов человек

Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации

АГН «Москва»

Руководство Федеральной налоговой службы (ФНС) разослало в налоговые инспекции внутреннее распоряжение о необходимости закрывать за 15 дней камеральные налоговые проверки по декларациям 3-НДФЛ, которые граждане подают для получения налоговых вычетов.

Нововведение касается социальных и имущественных вычетов. Раньше на проверки по социальным вычетам давалось три месяца и еще месяц — на перечисление возврата.

По имущественным вычетам с мая 2021 года на проверку отводился один месяц, а еще 15 дней — на зачисление средств.

Об инициативе центрального аппарата ФНС о сокращении сроков процедур РБК сообщили два источника, знакомых с содержанием директивы. Как утверждает один из них, ускорение проверок носит социальное предназначение: так население более оперативно получит возвраты по налогам, что актуально в условиях санкционного давления.

В ближайшее время камеральные проверки действительно будут проводиться в более короткие сроки, подтвердили РБК в пресс-службе ФНС, уточнив, что будет учитываться загрузка сотрудников налоговых органов (ведомство не назвало конкретные параметры сроков). «В текущих экономических реалиях налоговые органы особое внимание уделяют задаче рассмотрения заявлений граждан на получение налоговых вычетов и, как следствие, возврата налога», — сказали в налоговой службе.

Какие бывают налоговые вычеты для физлиц

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Например, налоговый вычет на 1 млн руб. предполагает, что гражданин может либо вернуть 130 тыс. руб. уже уплаченных налогов (по ставке 13%), либо снизить на эту сумму налоговые начисления. Существует несколько типов вычетов:

  • имущественный (полагается при покупке и строительстве жилья и погашении ипотеки, а также при продаже недвижимости). За покупку жилья можно вернуть до 260 тыс. руб., за ипотеку — 390 тыс., при продаже недвижимости — уменьшить НДФЛ на сумму до 130 тыс. руб.;
  • социальные (на благотворительность, лечение, образовательные услуги, занятия спортом, пенсионное страхование и страхование жизни, накопительную пенсию). Совокупно за год максимальный размер вычетов, относящихся к категории социальных, составляет 120 тыс. руб.;
  • инвестиционные (полагаются владельцам индивидуальных инвестиционных счетов, брокерских счетов при долгосрочном владении бумагами и банковских вкладов). Владельцы ИИС могут вернуть по 52 тыс. руб. в год в течение трех лет. Владельцы брокерских счетов получают льготу и могут вывести из-под налогообложения до 3 млн руб. в год. Для банковских вкладов размер вычета зависит от ключевой ставки;
  • профессиональные (можно вернуть часть расходов на ведение частной профессиональной деятельности и создание произведений искусства);
  • стандартные (для льготных категорий граждан и семей с детьми).

На налоговые вычеты имеют право все официально работающие россияне. Но возврату подлежит только сумма уплаченного налога. К примеру, если гражданин претендует на вычет до 120 тыс. руб., но заплатил налогов только на 90 тыс. руб., то именно эта сумма станет предельной.

По данным ФНС за 2020 год (более свежей статистики нет), социальные вычеты разных типов были предоставлены 2,6 млн налогоплательщиков на общую сумму 139 млрд руб.

На получение имущественных вычетов на покупку жилья и по уплате процентов за ипотеку от физлиц было подано 5,3 млн заявлений об уменьшении налоговой базы на сумму 2 трлн руб. По имущественному вычету при продаже имущества подано 1,5 млн заявлений на сумму 1,6 трлн руб.

Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по результатам камеральных проверок деклараций о доходах 2020 года по всем типам вычетов, составила 287,7 млрд руб.

Решение налоговых органов о сокращении срока камеральной проверки по предоставлению имущественных вычетов до 15 дней не только актуально и востребовано обществом, но и позитивно для бюджетного процесса, уверен эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. «Таким образом ФНС сокращает срок оборота средств граждан и ускоряет процесс вовлечения их в оборот реального сектора экономики. То есть фактически замороженные в течение одного-трех месяцев средства будут «заходить» в экономику (в частности, в сектор розничной торговли) быстрее», — поясняет собеседник РБК.

Читайте также:  Статья 330.4 ТК РФ. Отстранение от работы работников, занятых на подземных работах

С прошлого года ФНС упростила получение имущественных и инвестиционных вычетов (с возникшим на них правом после 1 января 2020 года), сократив процедуру до одного шага — от налогоплательщика требуется лишь заполнить заявление, не направляя декларацию о доходах и другие документы.

Для обоих вычетов сократился срок рассмотрения заявлений и перечисления возврата — с четырех до полутора месяцев.

Нововведение облегчило процедуру тем, кто приобрел жилье по антиковидной программе льготной ипотеки, а также владельцам индивидуальных инвестиционных счетов (в пандемию был инвестиционный бум: по данным ЦБ, число ИИС за 2020 год выросло более чем в два раза, до 3,5 млн штук). На социальные вычеты упрощенная процедура не распространилась.

Те послабления для вычетов вносились через соответствующие поправки в Налоговый кодекс, то есть с прохождением всего законодательного цикла — от внесения в Госдуму до подписания президентом.

Сейчас же ФНС провела инициативу в рамках внутриведомственной директивы, для чего не требуется одобрение парламента. Это обусловлено «стремлением оперативно решить вопрос», полагает Саськов.

Вместе с тем распоряжение не носит временный характер, новые сроки будут соблюдаться постоянно, пояснили источники РБК.

Ранее правительство получило полномочия принимать социально-экономические решения без участия парламента, чтобы быстрее реагировать на вызовы в условиях санкционного давления.

При сокращении срока проверок до 15 дней налоговым инспекциям может не хватить трудовых ресурсов для этих функций, предупреждает ведущий юрист практики «налоговые споры» юрфирмы «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Земченков.

Даже при старых сроках профильные сотрудники часто не успевали получить от налогоплательщиков необходимую информацию. Например, инспекторов могло не устроить качество прикрепленного документа, но была возможность запросить у налогоплательщика более четкую копию, на что требовалось время.

Теперь в подобных случаях инспекторы, рискуя не уложиться в сроки, будут вынуждены закрывать проверку, опасается юрист.

Принимать положительное решение о возврате в спорных ситуациях для инспекторов чревато наказанием в случае ошибки. «При рассмотрении вопроса о вычетах речь идет о возврате денег из бюджета.

За неправомерный возврат сотрудник рискует не отделаться только недовольством руководителя или урезанием премии.

Ошибку могут перевернуть в уголовную плоскость и наказать сотрудника за халатность, злоупотребление должностными полномочиями, если посчитают, что в погоне за соблюдением установленных руководством сроков сотрудник закрыл проверку, [ошибочно] подтвердив право на вычет», — рассуждает юрист.

Чтобы увеличить трудовые ресурсы, налоговые инспекции могут бросать на камеральные проверки работников других отделов, предполагает Земченков.

Это опасно тем, что у непрофильных сотрудников может возникнуть такая логика — откажу в возврате, а если буду не прав, налогоплательщик подтвердит свое право на досудебной стадии спора, говорит эксперт.

«Таким образом, решение об уменьшении срока камеральных проверок при всей социальной направленности этой инициативы может привести к увеличению количества досудебных споров, что вызовет дополнительное недовольство у самих налогоплательщиков», — предполагает он.

Однако Саськов не разделяет эти опасения. По его оценке, основная часть процедуры камеральной проверки осуществляется с помощью цифровых процессов. В пресс-службе ФНС сказали РБК, что расширение сервисов для налогоплательщиков «происходит за счет электронных технологий администрирования».

Вопрос недели: можно ли перенести дату сокращения работника на более позднюю?

Правительство решает вопрос о сокращении сроков регистрации

Вопрос: можно ли продлить дату сокращения работника, по факту она сегодня, но выяснились некие обстоятельства, при которых необходимо задержать работника на пару недель.  Можно ли это сделать или сокращение будет считаться несостоявшимся? Нужно прописывать конкретную дату переноса сокращения?

Сообщаем следующее:

ТК РФ предусматривает возможность увольнения не ранее чем через два месяца после предупреждения. Запрета на сокращение работника по истечении данного срока не установлено.

При этом, следует отметить, что действующее законодательство не содержит прямого ответа на вопрос, нужно ли работодателю заново начинать процедуру сокращения штата, если дата увольнения по такому основанию перенесена на более поздний срок.

Как следует из авторского материала, если о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работники были предупреждены работодателем за два месяца до увольнения, в течение которых у работодателя возникла необходимость перенести дату увольнения на более поздний срок, то, работодателю не нужно заново начинать процедуру сокращения штата, но он обязан уведомить работников письменно под роспись о переносе даты увольнения в связи с сокращением штата.

В уведомлении рекомендуется указать дату увольнения. Закон прямо этого не требует, но лучше прописать, чтобы не спорить, когда закончится отведенный срок.

А также прописать дату увольнения, если работодатель планирует сократить сотрудника позже, чем истекут два месяца.

Кроме того, работодателю рекомендуется запастись аргументами, по какой причине он не смог сократить сотрудника в момент истечения двух месяцев с даты предупреждения. Каждый судебный процесс уникален, и, возможно, организации придется доказывать свою правоту.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1.

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тамбовской области

Определена последовательность действий сотрудников уполномоченных органов ФМС России при принятии решений о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ

В соответствии с приказом ФМС России от 29.06.

2015 № 321 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» принятый порядок распространяется на сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, федеральных государственных гражданских служащих, работников территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений и не распространяется на деятельность территориального органа ФМС России или его структурного подразделения, связанную с продлением срока действия виз иностранным гражданам.

При продлении срока временного пребывания в РФ ввиду изменения обстоятельств (по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 5 ФЗ от 25.07.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») иностранный гражданин или принимающая сторона подает в территориальный орган ФМС России соответствующее заявление в произвольной форме.

Порядком установлены сведения, которые должны быть указаны в таком заявлении, а также документы, которые необходимо представить одновременно с таким заявлением.

  • Решение о продлении срока временного пребывания принимает руководитель (начальник) территориального органа ФМС России или его территориального органа, либо его заместитель в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностным регламентом (должностной инструкцией) не позднее трех рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению.
  • Также решение о продлении срока пребывания может быть продлено по ходатайству образовательной организации, в которой иностранец обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
  • В приложениях к приказу приведены рекомендуемые формы решений, отметок, проставляемых в миграционную карту иностранного гражданина и уведомлений о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, и о сокращении такого срока.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В соответствии с приказом ФМС России от 29.06.

2015 № 321 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» принятый порядок распространяется на сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, федеральных государственных гражданских служащих, работников территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений и не распространяется на деятельность территориального органа ФМС России или его структурного подразделения, связанную с продлением срока действия виз иностранным гражданам.

При продлении срока временного пребывания в РФ ввиду изменения обстоятельств (по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 5 ФЗ от 25.07.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») иностранный гражданин или принимающая сторона подает в территориальный орган ФМС России соответствующее заявление в произвольной форме.

Порядком установлены сведения, которые должны быть указаны в таком заявлении, а также документы, которые необходимо представить одновременно с таким заявлением.

  1. Решение о продлении срока временного пребывания принимает руководитель (начальник) территориального органа ФМС России или его территориального органа, либо его заместитель в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностным регламентом (должностной инструкцией) не позднее трех рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению.
  2. Также решение о продлении срока пребывания может быть продлено по ходатайству образовательной организации, в которой иностранец обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
  3. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые формы решений, отметок, проставляемых в миграционную карту иностранного гражданина и уведомлений о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, и о сокращении такого срока.
Читайте также:  Акт о приемке материалов по форме М-7. Бланк и образец заполнения 2021-2022 года

Минприроды России намерено сократить сроки рассмотрения заявлений и предоставления государственных услуг

Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин дал Росприроднадзору поручение подготовить изменения в соответствующие административные регламенты.

В частности, речь идёт о сокращении сроков проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня. В соответствии с действующим Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, срок проведения экспертизы не должен превышать 4 месяцев с начала ее проведения (при изменении срока – общий срок не должен превышать 6 месяцев).

Предлагается установить конкретные сроки проведения государственной экологической экспертизы с учётом вида объекта экспертизы и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. После изменений срок проведения экспертизы может составлять от 1 до 3 месяцев.

Соответствующие поправки должны быть внесены в Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Предлагается также сократить сроки выдачи заключений федерального экологического надзора до 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. В настоящее время данная государственная услуга оказывается в 30-дневный срок и регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Планируется внести изменения в административные регламенты и сократить сроки предоставления госуслуг по выдаче разрешений, в том числе на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ – с 30 календарных дней до 21 рабочего дня; на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания – с 30 календарных дней до 21 рабочего дня; на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты – с 30 до 20 рабочих дней.

Кроме того, рассматривается возможность значительного сокращения сроков предоставления госуслуги по установлению предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ). Так, после изменений, срок установления ПДВ либо предоставления мотивированного отказа может быть сокращен вдвое – с 20 рабочих дней до 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Напомним, ранее Д.Кобылкин дал поручение главам федеральных агентств и служб пересмотреть административные регламенты в части сроков оказания государственных услуг и разрешительной деятельности для предпринимателей.

Ожидается, что сокращение сроков и чёткая регламентация госуслуг позволит сделать процедуру их получения максимально доступной, исключающей затягивания и разного рода манипуляции при предоставлении услуг для бизнеса.

Вс напомнил, как правильно сокращать работников — новости право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Мужчина работал слесарем-ремонтником на комбинате. Его сократили, предупредив об увольнении за два месяца. Но до прекращения трудового договора ему не предложили ни одной вакантной должности, хотя они были. Три инстанции решили, что работодатель ничего не нарушил, потому что рассказал о свободных местах другим работникам, которые тоже попадали под сокращение. Верховный суд с выводом нижестоящих судов не согласился.

В августе 2002 года Данил Белов* устроился на работу в Горно-химический комбинат города Железногорска. На протяжении 15 лет он занимал разные должности на предприятии, а в ноябре 2017-го его назначили слесарем-ремонтником.

Спустя год, 2 октября 2018-го, гендиректор комбината решил провести сокращения. Он подписал приказ, которым исключил из штатного расписания ряд должностей, в том числе слесаря-ремонтника. В тот же день Белову вручили уведомление о предстоящем увольнении, которое должно было состояться 4 декабря 2018 года.

О сокращениях руководство предприятия также сообщило профсоюзу комбината и Центру занятости населения ЗАТО Железногорска.

Начиная с 8 ноября, Белова пять раз уведомляли об отсутствии на комбинате вакантных должностей, которые соответствуют его квалификации, или нижеоплачиваемых позиций, которые могли бы ему подойти.

Обзор практики ВС Подсудность, прогул и утрата доверия: «трудовой» обзор практики ВС

16 ноября Белов попросил своего работодателя запросить у профсоюза «Солидарность», председателем которого он является, мотивированное мнение о его возможном увольнении.

Профсоюз, получив запрос предприятия, решил не давать согласие на увольнение своего члена. Организация не нашла подтверждений, что на комбинате со 2 октября не было вакантных должностей.

Предприятие провело дополнительную консультацию с профсоюзом, но договориться им так и не удалось – 10 декабря Белова уволили.

Мужчина обжаловал решение руководства в суде. В своем иске бывший слесарь указал, что на комбинате со 2 октября по 10 декабря имелось как минимум три вакантных должности, на которые он мог претендовать: инспектор канцелярии, спекальщик и оператор установок спецпоезда.

Но руководство предприятия эти позиции ему не предложило, их заняли другие сотрудники, которые попадали под сокращение. Белов попросил суд восстановить его на работе, взыскать с комбината средний заработок за время вынужденного прогула (почти 41 000 руб.), компенсацию морального вреда (100 000 руб.

) и расходы на представителя.

Первая инстанция встала на сторону предприятия, посчитав, что комбинат не нарушил процедуру увольнения.

Как указал Железногорский горсуд Красноярского края, работодатель сам вправе решать, кому из сокращаемых работников предлагать имеющуюся вакантную позицию.

Поскольку свободные должности заняли другие сотрудники, подлежащие увольнению, комбинат не должен был сообщать о них Белову, решил суд и отказал в иске (№ 2-556/2019). Его выводы подтвердили апелляция (№ 33-16939/2019) и первая кассация (№ 88-8185/2020).

Белова такое исход не устроил, и он подал жалобу в Верховный суд.

Обязанность не предполагает выбора

Работодатель может самостоятельно принимать различные кадровые решения для повышения эффективности работы предприятия. Но, делая это, он должен соблюдать гарантии трудовых прав работников, отметила тройка судей под председательством Светланы Фролкиной.

К таким гарантиям при сокращении работника относится обязанность работодателя предложить все имеющиеся вакантные должности, которые соответствуют квалификации сотрудника, а также нижестоящие позиции. Эта обязанность установлена ч. 3 ст.

81 ТК, и она не предполагает право работодателя выбирать, кому из работников предлагать свободные места, а кому нет, подчеркнул Верховный суд. В противном случае нарушается принцип равенства прав и возможностей работников, который закреплен в ст.

2 ТК.

Таким образом, работодатель должен предложить все имеющиеся вакантные должности всем работникам, которые попадают под сокращение.

А если на одну должность будут претендовать сразу несколько сотрудников, то выбор нужно будет сделать с учетом ст. 179 ТК (о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении), указала тройка.

Она отменила акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в горсуд (№ 53-КГ20-15-К8).

«Обтекаемое» регулирование

Определение по делу Белова последовательно отражает позицию, которую Президиум ВС высказал в своем недавнем «трудовом» обзоре практики, замечает Ольга Чиркова из юрфирмы Федеральный рейтинг.

группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании
. В п. 4 обзора говорится, что работодатель не может выбирать, кому именно из работников предлагать вакантные должности при сокращении. Впрочем, нижестоящие суды нередко ошибочно занимают противоположную позицию по этому вопросу, добавляет эксперт.

Все дело в том, что некоторые вопросы, касающиеся сокращения, ТК регулирует обтекаемо или вовсе не регулирует. Сколько раз предлагать вакансии – не уточняется; как, кому и в какой последовательности – тоже не говорится. Поэтому работодатели часто просто не знаю, как расторгнуть договор, даже если проводят реальную процедуру сокращения.

Елена Кожемякина, управляющий партнер юрфирмы Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 11место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 29место По выручке

  • Внести изменения в штатное расписание. На этом этапе лучше всего подготовить обоснование, почему отпала необходимость в должности или произошло перераспределение функций, советует Чиркова.
  • Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения уведомить о нем органы службы занятости и профсоюза. При сокращении члена профсоюза нужно также учесть мотивированное мнение организации.
  • Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения уведомить о нем работника. Документ надо передать лично в руки, получить подпись сотрудника, а если он откажется – составить акт в присутствии не менее трех работников, обращает внимание Кожемякина.
  • В период действия сокращения (обычно – два месяца) предлагать работнику все имеющиеся вакансии, которые соответствуют его квалификации, а также свободные нижестоящие должности. Практика показывает, что предлагать вакансии нужно не менее трех раз, в том числе в последний день работы, делится Кожемякина. И даже если у компании в этот период нет вакантных мест, то об этом тоже лучше сообщать работнику, добавляет она.
  • Уволить сотрудника, ознакомив его с соответствующим приказом. Если работник болен или находится в отпуске, нужно подождать его выхода на работу, замечает Кожемякина. После чего провести расчет, выплатив сотруднику выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
  • Если работник не сможет быстро найти себе новую работу, то нужно быть готовым выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц (а в исключительных случаях и за третий).
Читайте также:  С 2022 года начнут действовать дополнительные коды вида платежа

При принятии решения о сокращении нужно помнить о требованиях ст. 179 ТК (преимущественное право на оставление на работе), напоминает Кожемякина. «Скажем, вы увольняете четырех из шести продавцов-консультантов.

Тогда надо создать комиссию, которая будет оценивать право сотрудников остаться на работе», – поясняет эксперт.

Такая комиссия должна будет, прежде всего, учитывать квалификацию работников, а если она одинаковая – дополнительные факторы (наличие иждивенцев, профессиональное заболевание и так далее).

* Имя и фамилия изменены редакцией.

  • Верховный суд РФ
  • Гражданский процесс

Большое дело: россиян ждет реформа самоуправления

Государственной думой подготовлен проект нового закона, регламентирующего систему местного самоуправления на всей территории страны. Многие положения могут вступить в силу уже с начала 2023 года. Чего не хватает для эффективной работы местных администраций сейчас, разбирались «Известия».

Больше демократии

Профильные комитеты обеих палат федерального парламента предложили к рассмотрению проект нового закона об общих принципах организации местного самоуправления.

В субъектах РФ предлагается ввести два вида муниципалитета: городской округ и муниципальный округ. Исключение составят лишь города федерального значения, где возможны внутригородские муниципальные образования.

Ожидается, что новая система местного самоуправления сделает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую.

Один из авторов законопроекта, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас пояснил «Известиям», что закон даст возможность более демократичного формирования представительных муниципальных органов. Упразднение двухуровневой структуры муниципалитетов оставляет единственный способ их формирования — прямые муниципальные выборы, подчеркнул сенатор.

— Законопроектом подчеркивается, что местное самоуправление — это форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов местного значения, — рассказывает сенатор Клишас.

— В законопроекте предусмотрены гарантии как собственных полномочий муниципалитетов, так и гарантии защиты от необоснованного (без выделения соответствующих средств) возложения на них государственных полномочий.

В законопроекте сохраняются формы прямой демократии, предусмотренные законом 131-ФЗ, такие как муниципальные выборы, местный референдум, опрос граждан, публичные слушания и другие. «При этом граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не предусмотренных в законе в том случае, если это не противоречит Конституции и законодательству», — пояснил Клишас.

Проект уточняет компетенцию органов местного самоуправления, что позволит покончить с путаницей при распределении полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом. За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач.

При этом регион может забрать ряд полномочий для обеспечения интересов населения. Кроме того, законопроект усиливает ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона.

Одно из оснований для отставки главы муниципального образования — систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (главы муниципального образования или местной администрации).

Сократить число депутатов и чиновников

На взгляд сенатора Клишаса, в системе российского местного самоуправления наиболее остро стоят вопросы, связанные с отсутствием четкого разделения полномочий, как между различными уровнями публичной власти, так и различными уровнями муниципалитетов. Новый закон призван снять противоречия между регионами и муниципалитетами. Устанавливается закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.

Вместо прежних шести закрепляется три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория в городах федерального значения.

Такая организация, с одной стороны, позволит избежать дублирования функций, а с другой, перекладывания ответственности с одного уровня на другой, пояснил сенатор.

На эти задачи в своем послании в 2020 году прямо указывал президент Путин.

Принятие нового закона позволит убрать большую армию местных депутатов и глав муниципальных образований, — считает политолог Денис Ширяев.

— Дело в том, что во многих субъектах Российской Федерации глав территорий и местных депутатов в два, в три раза больше, чем в Москве.

Кому и зачем они нужны в таком количестве? В некоторых поселениях проблемой является даже найти кандидатов в депутаты. Каждому селу достаточно старосты, который будет представлять интересы жителей на районном уровне.

Политический консультант АНО «Центр прикладных исследований и программ» (Центр ПРИСП) Николай Пономарев указывает, что новый законопроект должен закрепить и усилить интеграцию систем государственного и муниципального управления.

— Фактически речь идет о создании особой модели самоуправления, серьезным образом отличающейся от привычной западной, — говорит эксперт.

— В ее рамках муниципальные органы власти будут полностью встроены в вертикаль управления. Но фактически мы будем наблюдать закрепление на уровне закона реально сложившихся практик.

Мэр в России — это давно уже не политическая фигура, а «главный» по ЖКХ и благоустройству.

По словам Пономарева, «законопроект Клишаса-Крашенинникова» касается не столько системы организации местного самоуправления, сколько отношений власти и подчинения между местными и региональными чиновниками.

В рамках сложившейся системы координат уместно говорить о том, что перспективы развития местного самоуправления связаны преимущественно с форматом ТОС — территориального общественного самоуправления граждан.

Субъекты Федерации после принятия закона смогут дать муниципальным депутатам право назначать главу муниципалитета, выбирая из двух кандидатур, представленных главой субъекта, отмечает доцент кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Егор Дорошенко. Он считает, что такой порядок обеспечит активное взаимодействие исполнительной власти с муниципальными администрациями.

— Прерогативой субъекта РФ становится и определение круга полномочий органов местного самоуправления: региональная власть будет самостоятельно решать, передавать ли на муниципальный уровень управление в сфере коммунальных услуг, общественного транспорта, дошкольного и школьного образования, планирования застройки, ремонта дорог, а также многие другие функции, или осуществлять их централизованно, — говорит Егор Дорошенко. — Это повлечет за собой необходимость изменения бюджетного законодательства: при сокращении полномочий уменьшится и объем доходов местного бюджета.

Заслоны развитию

Российская Федерация давно взяла курс на централизацию публичной власти. Оценивать это можно по-разному, но то, что данное решение способствует укреплению федеральной власти на местах, — бесспорно, утверждает сотрудник Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) Максим Двойненко.

— Политические настроения внутри субъектов, как правило, разнятся, внутрисубъектные отношения тоже подвержены влиянию различных политических сил, местных политических элит и групп интересов, — говорит Максим Двойненко.

— Этот законопроект тонко возвращает практику, которая была внедрена в РФ с 2004 по 2012 год, отменив прямые выборы глав регионов с целью преодолеть тенденции регионального сепаратизма.

Редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предполагает возвращение такой возможности.

Двойненко обращает внимание, что процедура избрания глав муниципалитетов оставляется законопроектом на усмотрение субъектов Федерации. Предусмотрены выборы либо депутатами регионального заксобрания, либо как сейчас — прямые выборы населением.

— Стоит обратить внимание и на сроки полномочий.

Теперь полномочия муниципальной власти устанавливаются на пять лет, при этом на данном этапе снято ограничение на замещение должности в течение двух сроков подряд, — говорит уральский политолог.

— В экспертном сообществе обращают внимание на аспект встраивания системы местного самоуправления в иерархию публичной власти, о котором говорили сами разработчики законопроекта.

Предлагаемые новеллы предоставляют президенту право влиять на деятельность губернаторов (делать выговор, досрочно прекращать полномочия), те же самые права губернатор получит и относительно глав муниципальных образований.

— Данные поправки — это лишь институциональное закрепление давно наметившихся политических трендов, предполагающих рост эффективности местного самоуправления за счет централизации власти, — рассуждает Двойненко.

Эксперты центра ПРИСП подчеркивают, что создание эффективного самоуправления в России требует наличия двух объективных основ, без которых любые юридические перемены бессмысленны.

Должна быть перезагружена экономика и пересмотрена политика пространственного развития.

В условиях когда население живет в режиме «маятниковой миграции», невозможно сформировать местное сообщество, заинтересованное в развитии территории, сетуют политологи.

— Проект федерального закона и основа предстоящей реформы — это укрупнение территорий муниципалитетов и сокращение их общего количества: от более чем 20 тыс. до ориентировочно 3 тыс., — говорят в центре ПРИСП.

— Подобная модель местного самоуправления уже была реализована в отдельных регионах, например, в Московской области.

Структура органов и должностных лиц местного самоуправления существенно упрощается, обеспечивается консолидация средств местных бюджетов, но делается это за счет потери самостоятельности городских и сельских поселений.

Пока же частое отсутствие реального самоуправления, заинтересованного в решении фактически существующих проблем развития территории и обладающего возможностями формирования соответствующего бюджета, делает институт территориального планирования и регулирования фиктивным, отмечает профессор Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского Олег Баевский.

— Основными проблемами, ставящими сейчас заслон развитию самоуправления на местах, по-прежнему остаются не только дефицит финансовых ресурсов, но и отсутствие активного гражданского контроля за муниципальными органами, недостаточная вовлеченность населения в повседневный процесс коммунального благоустройства, — говорят в центре ПРИСП. — Не столь важно, как именно будет выглядеть модель территориальной организации муниципалитетов или как будет широка их компетенция. В первую очередь важно поддержать стремление людей к коллективным действиям, направленным на улучшение качества жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector