ФОТО: ИГОРЬ САМОХВАЛОВ / ПГ
Проблемы с занятостью после выхода из колоний толкают на новые преступления почти половину сидящих в тюрьмах.
Помочь им начать другую, полноценную трудовую жизнь собираются, открыв специальный проект в общенациональной базе вакансий «Работа в России».
Он может стать частью новой комплексной государственной программы по ресоциализации отбывших наказание, поделилась мнением с «Парламентской газетой» председатель Комитета Совета Федерации по соцполитике Инна Святенко.
— Инна Юрьевна, за четыре года, как законодательно признали ресоциализацию важной частью профилактики правонарушений, появилось понимание, скольким освобождённым нужна такая поддержка?
— Можно говорить, что она нужна всем, вернувшимся из мест лишения свободы: каждый нуждается в ресоциализации.
По данным ФСИН, за первое полугодие 2020 года 18 187 человек обратились за помощью в поиске работы, и только 3933 трудоустроены. Большая часть обратившихся работу не нашли, это значит, что у них есть риск к рецидиву.
На совещании, которое в конце октября провёл наш комитет в Совете Федерации, был поднят вопрос совершенствования порядка и форм ресоциализации бывших заключённых. Трудоустройство для них — проблема номер один. Ведь около 45 процентов повторно совершивших преступление говорят, что к этому их привело именно отсутствие работы.
Есть программы, которые помогают бывшим заключённым вернуться к нормальной жизни. Но этого недостаточно. Проблема требует не только точечных решений, а фундаментального, комплексного подхода.
— Какие государственные программы помощи действуют сейчас?
— В прошлом году подписано соглашение о взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости и ФСИН России, по которому лицам, освобождаемым из мест заключения, помогают в трудоустройстве.
К концу текущего года Рострудом совместно с ФСИН России планируется запуск специального сервиса, направленного на оказание помощи в трудоустройстве лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, созданного на базе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в рамках заключённого соглашения о взаимодействии. Это шаг к появлению единой государственной комплексной программы по работе с данной категорией граждан.
Сейчас Минюст готовит проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 год
ФСИН тесно сотрудничает с Министерством юстиции по созданию в России системы пробации.
Кроме того, сейчас Минюст готовит проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года.
На уровне регионов вопросы социальной адаптации и трудоустройства бывших осуждённых решаются и путём квотирования рабочих мест, и оказания адресной помощи в соответствии с региональными программами.
— По итогам встречи в Совете Федерации вы заявили о необходимости госпрограммы ресоциализации. О чём она будет?
— Речь идёт о поддержке как работодателей, трудоустраивающих отбывших срок, так и самих бывших заключённых, у которых появится мотивация к поиску работы.
— Опытом других государств будете пользоваться?
— Зарубежный опыт показывает: есть различные реабилитационные меры, программы, но их эффективность зависит от уголовно-исполнительной системы конкретного государства. Без удовлетворения основных потребностей осуждённого — его бытового и трудового устройства — даже самые инновационные программы не могут принести желаемый результат. Это ещё раз говорит о необходимости системного подхода.
В данный момент мы собираем предложения от участников совещания в Совете Федерации, после их обобщения будем решать, какие изменения нужно вносить в действующее законодательство.
— Какие ведомства должны подключиться к их разработке и затем курировать направление?
— Это должна быть комплексная работа всех профильных министерств и служб: Минюст, ФСИН, МВД, Минтруд и другие ведомства. Нужна дорожная карта для осуждённого после его освобождения, необходимо его комплексное сопровождение в период адаптации и ресоциализации.
Нужна дорожная карта для осуждённого после его освобождения, необходимо его комплексное сопровождение в период адаптации и ресоциализации
Это задача не только уголовно-исполнительной системы, она затрагивает полномочия федеральных министерств и ведомств, региональных властей, социально ориентированных некоммерческих организаций, которые оказывают гражданам психологическую, правовую помощь, содействие в их трудовом и бытовом устройстве.
— Наверняка придётся задействовать Минпросвещения, Минобрнауки, Минтруд для создания особых программ образования и переквалификации бывших заключённых?
— Безусловно. Часто проблемой в трудоустройстве бывших осуждённых становится именно отсутствие образования и навыков, соответствующих новым потребностям рынка труда.
По информации ФСИН, сегодня в местах лишения свободы у заключённых есть возможность получать высшее образование дистанционным способом. Созданы учебные площадки, оснащённые персональной компьютерной техникой.
Имеется широкая сеть профессиональных училищ, а также производственная база, позволяющая применять полученные знания на практике.
Важно, чтобы ФСИН, Минпросвещения, Минобрнауки, Минтруд работали в команде, чтобы те умения и знания, которые получит человек во время отбытия наказания, он смог бы применить в законопослушной жизни, чтобы была востребованность в регионе, куда он вернётся после освобождения. Считаю, здесь необходим индивидуальный подход к каждому соискателю, должно быть организовано комплексное сопровождение граждан органами власти и в сфере образования, и в сфере занятости.
Зачем нужна федеральная служба пробации
Распад семей у осужденных не редкость, но специальной федеральной службы их поддержки после освобождения нет / Ilya Naymushin / Reuters
850 руб. – столько в России единовременно получают освобождающиеся из исправительных учреждений от Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Помимо денег они получают билеты до города, где они официально зарегистрированы. Дальше ответственность за поддержку бывших осужденных несут региональные власти, поскольку федеральной службы пробации в России нет.
Судимость создает значительные препятствия для трудоустройства. Работодатель обязан проверить, есть ли у соискателя непогашенная судимость, так как это законное препятствие для работы на некоторых должностях.
Но не только: зачастую работодатели в анкете при приеме на работу задают вопрос и о том, привлекался ли человек когда-либо к уголовной или административной ответственности.
Положительный ответ не может быть законным основанием для отказа в трудоустройстве, но на деле это часто происходит. Не имея возможности заработать на жизнь законным трудом, люди, недавно освободившиеся из мест лишения свободы, могут совершать новые преступления.
Рецидивная преступность – большая проблема: 63% осужденных, которые находятся в исправительных колониях (а это основное место отбытия наказания для осужденных к лишению свободы), – рецидивисты.
Разорвать порочный круг «преступление – невозможность найти работу после освобождения – новое преступление» призвана государственная социальная поддержка бывших заключенных. Какая помощь требуется бывшим заключенным? Многим из них нужно временное жилье, особенно в условиях, когда нет поддержки со стороны семьи, а это не редкость: по данным переписи заключенных 2009 г.
, 83% всех арестованных не состояли в браке или развелись в ходе судебного процесса. Накопить денег на будущую жизнь в исправительном учреждении при зарплате 2000 руб. в месяц после всех вычетов тоже практически невозможно. Кроме того, бывшим осужденным требуется помощь в поиске работы, восстановлении документов, бывает, что у них не хватает денег даже на одежду и продукты.
Для того чтобы разобраться, как работает государственная социальная поддержка бывших осужденных, Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге совместно с Центром стратегических разработок провел исследование ситуации в 14 российских регионах с наибольшим количеством колоний на основе информации, полученной в ответ на запросы в официальные органы.
Специального федерального закона, позволяющего эффективно помогать бывшим осужденным наладить обычную жизнь, не существует. Нет и единой по всей стране специализированной программы помощи таким людям.
Если в регионе нет собственных дополнительных программ помощи, бывшие заключенные могут претендовать только на помощь для бездомных, безработных, малоимущих или инвалидов – и то только если смогут доказать свою принадлежность к одной из этих категорий нуждающихся.
На региональном же уровне работает две государственные службы, в которые могут обратиться освободившиеся осужденные и люди, имеющие судимость: центры социальной адаптации (ЦСА) и центры занятости населения.
В ЦСА бездомные и малоимущие могут жить шесть месяцев и раз в сутки получать бесплатное питание. Однако чаще всего ЦСА не могут обеспечить временным жильем всех желающих. Так, в ЦСА Красноярского края в 2017 г.
обратилось 30% освободившихся из мест лишения свободы, а временное жилье получил лишь 21% обратившихся. В некоторых регионах ЦСА вообще нет.
Центры занятости населения занимаются в том числе трудоустройством бывших осужденных. По закону администрация исправительного учреждения должна уведомить центры занятости за шесть месяцев до освобождения заключенных о том, где они планируют жить, и предоставить сведения о числе нуждающихся в помощи при поиске работы и бытовом устройстве.
Однако в центры занятости в среднем обращается 16–18% освободившихся из мест лишения свободы граждан. Большая часть вакансий для бывших осужденных предполагает неквалифицированный труд.
Так, в Челябинской области самые распространенные виды занятости для бывших осужденных – это подсобный рабочий, уборщик, грузчик, сторож, мойщик автомобилей, кондуктор, упаковщик, рабочий по уходу за животными, дорожный рабочий, вальщик леса, горничная.
Центры занятости дают возможность пройти профессиональное обучение, однако этот механизм работает плохо: в среднем на обучение центры занятости отправляют около 7% от числа обратившихся бывших осужденных.
Но и профобучение не гарантирует трудоустройства: из числа направленных на обучение на работу устраивается меньше трети. Иными словами, лишь каждый 50-й обратившийся в центр занятости бывший осужденный пройдет обучение и найдет работу по новой специальности.
В целом поиск работы через центры занятости для несудимых примерно в 2 раза эффективнее, чем для бывших осужденных. В 2016 г. 64% подавших заявление в центры занятости по всей России получили работу, в то время как среди бывших осужденных – лишь 28%.
Те бывшие заключенные, которых не удалось трудоустроить, получают пособие, сумма которого зависит от прежнего заработка. Так как отсидевшие долгое время не работали, пособие это очень маленькое.
Для повышения эффективности работы центров занятости с бывшими осужденными в нескольких регионах (например, в Татарстане, Челябинской области) работодателей обязали выделять таким соискателям рабочие места в обмен на льготы и субсидии.
Таких мест, однако, создается мало, но при этом в отдельных регионах не все зарезервированные рабочие места оказываются занятыми (например, из 38 таких рабочих мест в Татарстане в 2017 г. занято было 14 – меньше половины). По региональным законам работодатели обязаны создавать вакансии, но не обязаны заполнять их.
Кроме того, эти рабочие места чаще всего предполагают тяжелые условия труда.
Регионам не удается удовлетворить нужды освободившихся из мест лишения свободы в полном объеме. Решением этой проблемы, по мнению экспертов из регионов, может стать создание единой службы пробации для бывших осужденных.
ФСИН будет проще сотрудничать с такой организацией, а бывшие осужденные всегда будут знать, куда обращаться. Кроме того, принятие федерального рамочного закона о социальной реабилитации таких людей помогло бы регионам организовать помощь.
Это первые шаги, необходимые, чтобы снизить долю рецидивистов в исправительных колониях.
Автор — стажер-исследователь Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Предприятия хотят обязать брать на работу бывших зэков
Госдуму просят ввести квоту на трудоустройство отсидевших граждан.
Граждан, вышедших из мест заключения, предлагают трудоустраивать по квоте, как инвалидов. Соответствующий законопроект направил на рассмотрение Госдумы РФ Госсовет Республики Коми. Поправки предлагается внести в федеральный закон «О занятости населения в РФ».
Регионы могут ввести квоты для крупных предприятий (свыше 100 работников) таким образом, чтобы от 2 до 4% сотрудников были вышедшими из тюрьмы гражданами либо теми, кто понес наказание, не связанное с лишением свободы. Обновить предлагается ст.
13 этого ФЗ — «О дополнительных гарантиях занятости для отдельных категорий населения».
Начальник управления Республики Коми по занятости населения, являющегося соинициатором законопроекта, Сергей Козлов пояснил, что такая мера необходима в связи с тем, что наличие работы у отсидевших срок граждан может предотвратить рецидивы преступных деяний.
— Трудоустройство отбывших наказание граждан зависит даже не от их желания, а от позиции работодателей, которые не хотят брать на работу тех, кто в прошлом в чем-то провинился.
Несмотря на то что службы занятости бывшим заключенным предоставляют возможность переобучиться, повысить квалификацию, работодатели нередко сомневаются в компетентности и благонамерении таковых, — говорит Козлов.
— Тем не менее людям нужны социальные гарантии, заработок, чтобы у них не возникало желания совершать противоправные действия снова.
Согласно тексту законопроекта, от квоты на трудоустройство будут освобождены организации, находящиеся в стадии ликвидации или реорганизации, предприятия, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, «в которых деятельность лиц, имеющих судимость, ограничена или запрещена в соответствии с законодательством РФ». Также квотирование не должно распространяться на общественные объединения инвалидов или образованных ими организаций, государственные, муниципальные учреждения и предприятия, в которых численность работников — бывших осужденных уже равна квотированию, 2-4%, или превышает его.
Житель столицы, ранее отбывший наказание за хранение наркотиков и освобожденный досрочно, Виктор Кушнирский рассказал, что найти работу ранее судимому человеку возможно, но ее очень легко потерять.
— Я провел в тюрьме 3 года из четырех назначенных и сразу после освобождения смог с помощью общественников трудоустроиться. Сначала я работал курьером. Это было непросто, потому что работать нужно было по 12 часов, при этом перемещаясь по городу с большим грузом.
Моя зарплата на тот момент составляла 25 тыс. рублей, но от работы я не отказывался. После я устроился сантехником в коммерческое предприятие, однако, когда служба безопасности обо мне узнала, меня сразу же без объяснений сократили, — сказал Кушнирский.
— С судимостью даже внештатным работником непросто устроиться: многие работодатели предвзято относятся к ранее провинившимся и не верят в то, что человек может встать на правильный путь.
А ведь работа, стабильный заработок — залог того, что человек не вернется к преступной деятельности. Сейчас я официально работаю в Москве лифтером.
Кушнирский считает, что квота на предприятиях необходима для тех отбывших наказание граждан, которые выходят из тюрьмы досрочно и имеют положительные оценки со стороны надзирателей.
— То, что работать ранее судимые не хотят и официальное трудоустройство не приветствуется в криминальной среде, — стереотип. Время преступных сообществ прошло, сейчас многие заключенные — обычные коммерсанты или люди, оступившиеся ввиду алкогольного опьянения, на них нельзя ставить крест, — обратил внимание собеседник.
В свою очередь, губернатор Кировской области Юрий Белых уверен в том, что бывшим заключенным нужна прежде всего помощь в социализации.
— Есть проблема в том, чтобы люди, которые уже отбыли срок своего наказания, могли заново построить свою жизнь — обучиться, найти свое место в обществе, и им нужна помощь, однако она не должна быть связана с обязательствами для работодателей, — отметил Белых. — Если мы боремся за то, чтобы наши предприятия выпускали конкурентоспособную и качественную продукцию, то коммерсантам нужно позволить самим решать, кого и на каких условиях трудоустраивать.
По словам председателя совета московского отделения «Опоры России» Александра Жаркова, у бывших заключенных нет никаких ограничений в трудоустройстве и выделять их из общего количества соискателей на работу не стоит.
— Трудоустройство инвалидов — наша социальная обязанность (и то она в полном объеме не исполняется), и бывших уголовников приравнивать к ним нельзя. Бизнес не разделяет потенциальных работников на тех, кто отбывал наказание, и тех, кто никогда не был судим. Самое главное для работодателя — это квалификация, компетентность человека.
Ни на одном сайте по поиску работы организации не пишут, что трудоустройство возможно только для несудимых, — сказал Жарков. — Сейчас сложная в стране экономическая ситуация, вводить какие-то дополнительные обязательства для бизнеса просто нельзя.
Чтобы бывшие заключенные не оставались без заработка, нужно создавать больше рабочих мест, в том числе и с помощью государства, которое могло бы предоставить предпринимателям для этого особые льготы.
В то же время, по данным исследования SuperJob.ru, только 8% работодателей готовы принять к себе на работу граждан с непогашенной судимостью.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ, по состоянию на 1 марта 2015 года всего в учреждениях уголовно-исполнительной системы (тюрьмы, колонии, следственные изоляторы) отбывают наказание 673,818 тыс. человек.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области
Требуется ли заключение трудового договора с осужденным к принудительным работам, а также оформление разрешения на работу (патента), если такой осужденный является иностранным гражданином или лицом без гражданства?
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Иностранные граждане или лица без гражданства, как предусмотрено статьями 13, 133 и 18 Федерального закона от 25.07.
2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115), пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также для занятия трудовой деятельностью обязаны заключать трудовой договор и иметь разрешение или патент.
В то же время положениями статьи 531 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 607, 608 и 609 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) закреплены требования о том, что каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
При их привлечении к труду не применяются установленные ТК РФ правила приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков, а также администрациям организацией, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы.
Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.
Кроме того, положения статьи 607 УИК РФ корреспондируются с нормами, закрепленными в статьях 17 и 21 Закона Российской Федерации от 21.07.
1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которыми установлено, что привлечение осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и соответствующих организаций.
Таким образом, осужденный к принудительным работам привлекается к труду не по его свободному волеизъявлению и соглашению сторон, а согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства на основании вступившего в законную силу приговора суда, что не может влечь за собой обязанность заключения трудового договора между ним и работодателем.
Также, исходя из характера складывающихся правоотношений, привлечение к труду иностранных граждан и лиц без гражданства при отбывании наказания в виде принудительных работ не влечет за собой возникновения предусмотренных статьей 15 ТК РФ трудовых отношений. При этом отбывание такими осужденными принудительных работ не может рассматриваться как осуществление ими трудовой деятельности, требующей получения разрешения на нее или патента в контексте Федерального закона №115-ФЗ.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Иностранные граждане или лица без гражданства, как предусмотрено статьями 13, 133 и 18 Федерального закона от 25.07.
2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115), пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также для занятия трудовой деятельностью обязаны заключать трудовой договор и иметь разрешение или патент.
В то же время положениями статьи 531 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 607, 608 и 609 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) закреплены требования о том, что каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
При их привлечении к труду не применяются установленные ТК РФ правила приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков, а также администрациям организацией, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы.
Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.
Кроме того, положения статьи 607 УИК РФ корреспондируются с нормами, закрепленными в статьях 17 и 21 Закона Российской Федерации от 21.07.
1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которыми установлено, что привлечение осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и соответствующих организаций.
Таким образом, осужденный к принудительным работам привлекается к труду не по его свободному волеизъявлению и соглашению сторон, а согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства на основании вступившего в законную силу приговора суда, что не может влечь за собой обязанность заключения трудового договора между ним и работодателем.
Также, исходя из характера складывающихся правоотношений, привлечение к труду иностранных граждан и лиц без гражданства при отбывании наказания в виде принудительных работ не влечет за собой возникновения предусмотренных статьей 15 ТК РФ трудовых отношений. При этом отбывание такими осужденными принудительных работ не может рассматриваться как осуществление ими трудовой деятельности, требующей получения разрешения на нее или патента в контексте Федерального закона №115-ФЗ.
О трудовой реабилитации бывших осужденных
В вопросе кадрового потенциала страны необходимо более внимательно подойти к проблеме трудовой реабилитации бывших осужденных. Важно сделать особый упор на возвращение к активной и плодотворной экономической деятельности квалифицированных работников и специалистов, вышедших из мест заключения.
Проблема заключается в том, что в стране тысячи подобных специалистов находятся в заключении, еще больше после отбытия срока не могут найти работу по специальности, испытывая с одной стороны трудности к социальной и профессиональной адаптации, а с другой – неготовность отдельных работодателей, используя оперативные данные, принять их в свои коллективы. В результате такие специалисты с погашенной судимостью испытывают еще больший психологический стресс, социально деградируют по мере того, как их социо-культурная дезадаптация продолжает нарастать.
В результате система продолжает наказывать бывших осужденных уже за пределами сроков их наказания, во многих случаях пожизненно.
Сегодня мы получили новую общенациональную проблему: существенная часть нашего квалифицированного потенциала страны парализована и изъята из баланса ресурсов развития страны.
В итоге, наказанию подвергаются не только отбывающие наказание и отсидевшие, но и все общество.
Если уголовно-исполнительная система еще как‑то выполняет свою функцию наказания, то с задачей исправления осужденного, с тем чтобы он после освобождения был способен обеспечивать своё существование как законопослушный гражданин и работник, она не справляется.
Конечно, социальная адаптация всех заключенных — сложная и долгосрочнаязадача, которую в наше время по разным причинам невозможно быстро решить. Но начать ее выполнение для определенной части осужденных можно уже сегодня.
Мы говорим не о всем тюремном населении страны, не о тех, кто в силу длительного воздействия токсичной культурной и социальной среды входил в число лиц, имеющих проблемы с законом.
Задача по исправлению и социальному оздоровлению таких заключенных предполагает кардинальный пересмотр законодательства, резкое увеличение масштабов финансирования, привлечения высококвалифицированных исполнителей. Но есть среди заключенных люди, которым можно и нужно помочь здесь и сейчас.
Речь идет о тех, кто нарушил закон, но в то же время искренне сожалеет о содеянном и проявляет устойчивую склонность к исправлению и реабилитации.
В их числе высокую долю составляют бывшие квалифицированные работники и специалисты, которые хотят и могут пойти по пути исправления, которые могут быть полезны для общества, экономики, страны.
Поэтому следует предусмотреть предварительную фильтрацию будущих кандидатов на законодательном уровне для программы адаптации, используя для этого разные методы социологического мониторинга.
Полагаю, что весь комплекс развернутых и постоянно действующих мероприятий по реабилитации этой категории осужденных можно оформить в виде особой программы адаптации, которая будет включать в себя комплекс мер сопровождения заключенных с подходящими объективными данными (по образованию, квалификации, профессии), готовыми пройти программу личной адаптации.
Эта программа может начинаться уже в период отбывания срока: профориентация, профподготовка, тренинги по навыкам социальной, гражданской и экономической самостоятельности. Важно освободить эту категорию от влияния носителей рецидивной тюремной культуры.
Затем, после освобождения, программа адаптации приобретает вид конкретных целей: обустройство жилья, поиск работодателя или выбор бизнеса и пр.
После отладки программы адаптации и достижения устойчивых результатов можно будет предусмотреть выход этой программы на контрактную основу. Это позволит добиться значительного снижения бремени финансовых затрат общества, имеющих природу экономических инвестиций в человеческий капитал.
Данное предположение не стоит рассматривать как жесткую схему, это один из примеров решения застарелой и в то же время очень актуальной проблемы: возвращение в число социально и экономически активных граждан, однажды переступивших закон. Речь здесь идет о развитии тенденции гуманизации нашей жизни и утверждения справедливости даже для тех, кто когда‑то нарушил закон.
Трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
- Центр занятости населения реализует программу «Об организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы», которая направлена на содействие трудоустройству граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
- К данной категории относятся так же и граждане, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее – УИН).
- В силу низкого уровня конкурентоспособности данная категория лиц является наиболее уязвимой и проблема их трудоустройства является наиболее острой.
- Таким гражданам необходима специальная система реабилитации, в рамках которой они бы получали поддержку и возможность адаптироваться в обществе.
- При обращении в службу занятости данная категория граждан имеет право на получение следующих государственных услуг в сфере содействия занятости:
- содействие в поиске подходящей работы;
- информирование о положении на рынке труда, разъяснение действующего законодательства в сфере труда и занятости;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), дальнейшего трудоустройства или профессионального обучения.
В случае признания гражданина в установленном порядке безработным он будет иметь возможность получить помимо перечисленных выше услуг следующие:
- психологическая поддержка, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда в целях развития качеств, способствующих повышению мотивации к труду, активизации позиции по профессиональной самореализации, получения навыков эффективного поиска работы;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан с целью дальнейшего трудоустройства;
- осуществление выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособия по безработице, а также стипендии на период обучения по направлению органов службы занятости;
- участие в оплачиваемых общественных работах, во временном трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы с целью поддержки доходов и расширения возможностей трудоустройства.
Одной из мер поддержки граждан, освобожденных из УИН, на период поиска работы постоянного характера, является трудоустройство на временные рабочие места, созданные для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Временное трудоустройство граждан данной категории осуществляется на основании договоров центра занятости населения с организациями. На срок действия договора работодателями создаются временные рабочие места.
На период временного трудоустройства безработных граждан с ними заключается срочный трудовой договор. Оплата труда граждан производится работодателем за фактически отработанное время в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Заработная плата не может быть ниже минимального размера, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством, за счёт средств областного бюджета органы службы занятости могут оказать дополнительную материальную поддержку безработным гражданам, принимающим участие во временных работах.
Осуществляется информационное взаимодействие с исправительными учреждениями, на предмет трудоустройства планируемых к освобождению граждан после прибытия по месту проживания.
При обращении в центр занятости населения граждан данной категории, производится их регистрация; признанным в установленном порядке безработными, оказывается весь спектр услуг, таких как содействие в трудоустройстве, социальная адаптация, психологическая поддержка и другие.
Приглашаем работодателей, готовых организовать трудоустройство для граждан данной категории.
Для участия в программе временного трудоустройства обращаться по адресу: г.Семикаракорск, ул.Закруткина, д.93, тел.8(86356) 4-12-41
1С онлайн. Бухгалтерия, Управление торговлей, Зарплата и управление персоналом
В нашем блоге мы периодически обсуждаем трудоустройство различных категорий граждан. Были и несовершеннолетние, и стажеры, и трудоспособные инвалиды. На фоне этого мы не можем упустить из виду достаточно обширный контингент граждан, имеющих действующую или погашенную судимость.
Почему?
Исходя из данных неофициальных источников, на сегодняшний день в России проживает около 20% населения, которые в разное время были осуждены по уголовной статье.
Кто-то из них до сих пор отбывает наказание в «местах не столько отдаленных», кто-то находится на свободе и продолжает заниматься противоправной деятельностью, кто-то же встал «на путь исправления» и пытается наладить свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами.
Ручаться за количество именно таких граждан будет, как минимум, опрометчиво – статистику, даже неофициальную, никто не ведет (хотя стоило бы). Разумеется, каждому из них когда-то пришлось столкнуться со сложностями при трудоустройстве на работу.
Сегодня мы постараемся рассказать об этом, а также укажем на те сферы деятельности, где ранее осужденным гражданам путь закрыт навсегда.
Кратко о смыслах
Подготавливая материал к написанию статьи, нам довелось переброситься парой-тройкой слов с одним нашим клиентом по услуге «1С через облако», касаемо того, что считается судимостью, а что нет.
Нас успели поправить: судимость — правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления, и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера (один в один, как в словаре). Судимостью определяется период времени, который человек находится на «испытательном сроке» (условный срок) или же в местах заключения.
Как только этот период времени заканчивается, с гражданина снимается судимость и на этом его «долг» перед обществом и государством исчерпывается. Это с точки зрения права в нашем же обществе отношение к ранее судимым гражданам по прежнему остается во многом предвзятым.
Считается, что если человек был когда-то осужден по УК РФ (хотя бы даже под следствием), то это клеймо будет оставаться с ним до конца жизни. По факту же гражданин никому ничего не должен и он во многом имеет равные права в сравнении с остальными гражданами. Реальность, как известно, часто отличается от того, что есть в нормативной базе.
Где нельзя работать?
Достаточно широко распространено мнение, что кроме как грузчиком и уборщиком бывшему «уголовнику» трудоустроиться никак нельзя. Не совсем понятно, почему именно так рассуждает большинство обывателей, однако это мнение прочно сидит в сознании большинства граждан. С точки зрения ТК РФ ранее судимый гражданин «гарантированно» не сможет работать в следующих сферах:
- Военная служба (в том числе и полиция. Регламентируется 342-ФЗ и 3-ФЗ);
- Педагогика (ст. 331 ТК РФ);
- Прокуратура (2202-1 ФЗ);
- Органы судебной власти (118-ФЗ);
- Авиация (ст. 52 ВК РФ);
- Работа, связанная с аудиторской деятельностью.
Помимо всего прочего, ранее судимым гражданам не дозволено получить удостоверение адвоката, работать на таможне, занимать должности гражданских служащих и в некоторых других сферах.
Вполне очевидно, что в данном случае практически везде задействована работа в государственных бюджетных учреждениях, а о коммерции практически ни слова.
Мы уверены, что гражданин с судимостью вряд ли будет проходить собеседование на должность полицейского сержантского состава не только потому, что туда «нельзя», а исходя еще из личных соображений.
В то же время нельзя объединять всех людей «под одну гребенку» только за то, что они отбывали наказание по уголовной статье. Может получиться так, что пилот самолета был ранее осужден и теперь он не может восстановиться у себя на работе, очень того желая. Следовательно, у подавляющего большинства осужденных появляется намерение и более-менее существенные возможности реализовать себя в бизнесе.
Где работать можно, но не всегда дают?
Очевидно, что сфера коммерческой деятельности «по Закону» является пристанищем для бывших заключенных, однако это не совсем так. В советское время считалось, что после оглашения приговора гражданам ставились в их паспорта штампы о том, что они осуждены и пока какой статье. Неизвестно, почему бытовала эта легенда, т.к.
такой практики не существовало, если не брать во внимание то, что у осужденных менялся адрес прописки (указывался адрес тюрьмы). Ни тогда, ни сейчас по формальным признакам невозможно определить, был ли судим человек, или же нет – данные сведения содержатся исключительно на серверах МВД, ФСБ и прочих структур схожего назначения.
На фоне этого бывший уголовник ничем не отличается от обычного гражданина и имеет право отправлять резюме в любую коммерческую организацию по своему усмотрению.
Исходя из рассказов наших коллег, было множество случаев, когда к ним обращались люди с погашенной судимостью, успешно проходили первичные и финальные собеседования, но так и не были трудоустроены по причине того, что служба безопасности компании выявляла их «темное прошлое». Как правило, даже самые высококлассные специалисты могут остаться «за бортом» именно в ходе проверки СБ.
Более того, работодатель даже не считает нужным объяснять причину своего отказа, предпочитая просто с таким соискателем не связываться. В отдел снабжения едва ли возьмут человека, осужденного ранее по «воровским» статьям, охраннику не выдадут лицензию, если в его прошлом был опыт «разбоя» и т.д.
Текущие предписания трудового законодательства позволяют гражданам обжаловать решение работодателя, затребовав у того письменное разъяснение причин отказа. Проблема заключается в том, что дирекция фирмы всегда может «съехать» на несоответствие квалификации соискателя на претендующую должность. При желании с такой формулировкой можно побороться в суде, однако, если быть реалистами, едва ли кто-то захочет этим заниматься.
Ввиду этого мы делаем вывод, что именно общество чинит препятствия для бывших осужденных. Не желая подвергать себя гипотетической опасности, директора предпочтут трудоустроить «чистого» сотрудника. С такими темпами нам никогда не удастся снизить уровень безработицы до минимума.
Но не везде же так?
Да, действительно, текущая проблема может возникнуть в случае попытки трудоустройства «в офис» – привычный формат работы рядовых граждан нашей страны. Традиционно бывшие осужденные пытаются найти работу там, где не требуется профессиональная квалификация.
К такой деятельности, как это было сказано, относится логистика, автоперевозки и сфера обслуживания. Водителями берут если не охотно, то по крайне мере, часто. То же самое касается и логистики.
Что касается сферы обслуживания, то здесь все будет зависеть от конкретной фирмы, от конкретного директора и, наверное, от определенной степени везения. Проблема заключается в том, что какой бы ни была работа, уровень ее оплаты далеко не всегда предполагается достойный.
Работодатели прекрасно понимают уязвимое социальное положение бывших осужденных и на фоне этого стараются установить те правила, которые будут для них наиболее приемлемы (требовать большей выработки за меньшие деньги). Данная порочная практика существует и, кажется, будет существовать еще долго, т.к.
именно сложности с трудоустройством на «нормальную» работу вынуждают их (людей с погашенной или действующей судимостью) обращаться туда, где их «просто возьмут», не вдаваясь в подробности того, что там придется делать.
Читайте статью: «По следам трудовой инспекции. 15 кадровых ошибок»
Чем заниматься?
На основании имеющейся у нас информации, а также той практики, которая бытует в данном вопросе, напрашивается единственный выход, который можно посоветовать ранее осужденному гражданину, дабы и закон не нарушать, и иметь возможность не сталкиваться со стереотипами большинства людей – мы предлагаем всерьез задуматься о ведении собственного бизнеса.
Исходя из предписаний российского законодательства, человеку с погашенной судимостью никто не запрещает заниматься предпринимательской деятельностью не только в качестве индивидуального предпринимателя, но также в качестве генерального директора, скажем, общества с ограниченной ответственностью.
Имея даже небольшой стартовый капитал, у человека появляется возможность зарабатывать, хоть и небольшие на первом этапе, деньги, не завися при этом от глупостей и страхов окружающих. В этом случае решается целый ряд проблем, которые могли бы подтолкнуть его к рецидиву.
Не забудем напомнить о том, что для всех, кто задействован в коммерции, у нас существует услуга аренды программы 1С, воспользовавшись которой тоже решается целый ряд проблем. Без «одинэски» сейчас никуда – вот такая вот правда.
Пища для размышления
По завершении нашей статьи мы хотим попросить каждого ее прочитавшего ответить себе всего лишь на один вопрос: «Готовы ли вы принять на работу человека с погашенной судимостью, будь вы правомочны в принятии этого решения»? Признаться, автор этой статьи сам не может ответить на него однозначно.
С одной стороны приходит понимание того, что, в первую очередь, важно смотреть на личные и профессиональные качества человека, а уж потом только на его прошлое.
Правильно-то правильно, но насколько легко это сделать? К большому сожалению, в нас до сих пор живет убеждение, что тюрьма не делает людей лучше, не исправляет их, а только вовлекает их в ту среду, которую принято считать преступной. Но, как говорится, нет дыма без огня… С пустого места так бы судить не стали.
Благодарим за внимание.
Трудоустройство граждан, осужденных к принудительным работам :: Занятость населения Санкт-Петербурга
УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ведет работу по открытию исправительного центра, в котором будут отбывать наказание осужденные к принудительным работам.
Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работ, предоставления отпусков.
- Возмещение расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
- Организация по согласованию с администрацией исправительного центра предоставляет осужденному к принудительным работам ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 дней.
Для трудоустройства осужденных к принудительным работам необходимо подписать соглашение о намерениях, заключить договор с исправительным центром об использовании труда осужденных к принудительным работам на участке исправительного центра организации.
После подписания соглашения организации с УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области организация предоставляет:
- схему размещения участка исправительного центра,
- перечень объектов, предоставляемых в безвозмездное пользование, с указанием информации о соответствии предоставляемых общежитий для проживания осужденных нормам, установленным частью первой статьи 60.5 УИК РФ,
- сведения об оказании содействия администрацией организации в материально бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных к принудительным работам; • количество предоставляемых рабочих мест для осужденных (мужчин, женщин),
виды работ, наименование должностей, предоставляемых для трудоустройства осужденных к принудительным работам. УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области направляет обращение во ФСИН России о возможности открытия участка исправительного центра, при положительном рассмотрении обращения издается приказ ФСИН России о создании участка исправительного центра.
Администрация исправительного центра готовит осужденных к принудительным работам согласно предоставленных рабочих мест для перевода их на участок исправительного центра, обеспечивает соблюдение осужденными порядка и условий отбывания наказания.
После ввода в эксплуатацию исправительного центра организация, изъявившая готовность трудоустроить осужденных к принудительным работам, подписывает соглашение с исправительным центром о намерениях заключить договор с исправительным центром об использовании труда осужденных к принудительным работам на участке исправительного центра.
Форма типового договора между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, утверждена приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 17.12.2019 № 1138.