Статья 23 ТК РФ. Понятие социального партнерства в сфере труда

Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором
Статья 23 ТК РФ. Понятие социального партнерства в сфере труда

Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ СТ 23 ТК РФ.

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Часть вторая утратила силу. Самое читаемое за неделю Введение ковидных паспортов в 2021 году Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году Доллар по 100 рублей в 2021 году Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года 35 банков обанкротятся в 2021 году Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Комментарий к статье 23 ТК РФ:

В современной социально-экономической литературе социальное партнерство определяется как «особый тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства, направленного на достижение социального согласия в обществе» . Оно выступает как важнейший демократический институт управления в различных сферах деятельности, способствующий выявлению и учету общественного мнения участников партнерских отношений по наиболее важным проблемам труда в жизни общества.

Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов наемных работников и работодателей в сфере труда, добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самим предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения. Известно, что в сфере труда интересы работников и работодателей часто не совпадают. Наемные работники как наименее экономически защищенная сторона социально-трудовых отношений заинтересованы прежде всего в получении более высокого вознаграждения за продажу своей рабочей силы и обеспечении безопасных и благоприятных условий для своей трудовой деятельности.

Главный интерес работодателя — постоянное увеличение прибыли, которое достигается не только техническим усовершенствованием производственной базы, созданной на основе собственности работодателя, но и путем установления размеров оплаты труда работников ниже уровня, обеспечивающего достойные условия существования работника и членов его семьи. Кроме того, работодатель стремится увеличить свою прибыль за счет экономии материальных затрат на осуществление мер по улучшению условий охраны труда работников.

Понятие «партнерство» возникло на Западе как антипод классовой борьбе между трудом и капиталом, получившей отражение в многочисленных забастовках и других формах трудовых конфликтов, определявших высокий уровень социальной напряженности в сфере трудовых отношений.

Основным способом ее снижения в начальный период развития капиталистических трудовых отношений стало создание комиссий из представителей работодателя и работников для ведения совместных переговоров и достижения компромисса по важнейшим условиям труда.

Их решения обязывали работодателя обеспечивать работникам соответствующие условия труда, установленные в договоре, а работников — не участвовать в забастовках.

Но такой первоначально сложившийся механизм коллективно-договорного достижения компромисса в последующие годы под влиянием существенных изменений в сфере социально-экономических условий жизни, а также в содержании коллективных договоров, в которые начали включаться условия повышения заинтересованности работников в развитии предприятия, оказал влияние на оценку роли коллективного договора. Он стал рассматриваться прежде всего как способ предупреждения силового противоборства работодателей и работников, содействующий улаживанию конфликтов в сфере труда. Тем самым были созданы идеологические предпосылки для отказа от традиционной характеристики коллективных договоров как договоров тред-юнионистского (соглашательского) типа и преобразования их в существенно новые — договоры социально-партнерского характера. Таким образом, западная система гибко приспособилась к изменяющимся условиям в сфере трудовых отношений с помощью различных форм и механизмов их регулирования и нового идеологического обоснования роли и значения коллективных договоров.

Исследователи трудового права на Западе отмечают, что в странах с развитой рыночной экономикой термин «социальное партнерство» в настоящее время практически не используется. Отсутствует он и в официальных документах МОТ.

Ему предпочитают термины «социальный диалог», «двух- или трехдоговорные консультации».

Вместе с тем в западных публикациях на тему трудовых отношений наряду с «социальным диалогом» стал использоваться термин «механизм социального партнерства», под которым Международное бюро труда понимает совокупность мероприятий, связанных:

  • — с согласованием на национальном уровне социально-экономической политики, касающейся распределения доходов, разработки критериев социальной справедливости и мер по защите интересов заинтересованных сторон;
  • — коллективно-договорным регулированием условий труда;
  • — участием работников и их представителей на постоянной основе в управлении предприятием и корпорациями.

В России первым нормативным правовым актом, направленным на создание системы социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, был Указ Президента РСФСР N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» .

В нем предусматривалось ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей.

Было также признано целесообразным начиная с 1992 г.

заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями работодателей, предусмотрев в них взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации оплаты труда, установления социальных гарантий, порядка найма и увольнения работников. Предусматривалось также включение в них обязательств, обеспечивающих повышение эффективности производства, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов, а также соблюдение интересов трудящихся при проведении приватизации. В настоящее время этот Указ признан утратившим силу.

——————————— ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1611.

Сформулированные в названном Указе Президента РСФСР организационно-правовые меры по обеспечению социального партнерства в сфере труда получили значительное развитие в федеральных законах и иных нормативных правовых актах федеральных органов власти, а также в законодательстве субъектов РФ. В их числе Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Законы о социальном партнерстве, коллективных договорах и соглашениях, о разрешении коллективных трудовых споров были приняты также во многих субъектах РФ (например, Закон города Москвы N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» ). Аналогичные законы имеются в Республике Татарстан, в Свердловской области, Алтайском крае и др.

После введения в действие ТК ранее изданные законы и иные нормативные акты в области социального партнерства могут применяться постольку, поскольку они не противоречат ТК (см. ст. 423 ТК).

Включение в ТК разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», содержащего более 30 статей, существенно расширило правовую базу науки трудового права для более глубокого теоретического исследования многих вопросов: об основных принципах и методах правового регулирования трудовых отношений, о сторонах социального партнерства, его уровнях и формах.

В неразрывной связи с организационно-теоретическими положениями в разд. II ТК сформулированы также нормы, имеющие важное практическое значение для правоприменительной деятельности: о представительстве сторон социального партнерства, его органах, порядке ведения коллективных переговоров при заключении коллективных договоров и соглашений, структуре и содержании и др.

Таким образом, установленный в ТК комплекс норм, всесторонне раскрывающих понятие, содержание и значение социального партнерства как важнейшей правовой базы регулирования трудовых отношений в договорном порядке (ст.

9 ТК), является достаточным обоснованием для признания его в науке трудового права в качестве самостоятельного правового института.

Его становление и развитие происходят в непосредственной взаимосвязи с особенностями социально-экономического развития общества и задачами государства в тот или иной исторический период, а также организацией хозяйственно-управленческой деятельности в сфере экономики и организации труда.

В условиях глобализации экономики социальное партнерство получает все более широкое распространение, выступая как взаимодействие государства, бизнеса и общества.

Специфика развития социально-экономических отношений в современной России выдвинула необходимость более эффективного использования возможностей социального партнерства в сфере дальнейшего совершенствования регулирования социально-трудовых отношений и дальнейшего развития соответствующих правовых актов. Среди них, принятых в последние годы, важно обратить внимание на письмо Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений N П27-14932-РТК «О направлении Рекомендаций по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса».

Они рассчитаны прежде всего на повышение роли социального диалога между работодателями и профсоюзами, представляющими интересы работников в организации на локальном уровне. В ст.

4 Рекомендации подчеркнуто, что реализация комплекса антикризисных мер должна идти при участии широкого круга работников и их представителей.

При этом для предупреждения социальных конфликтов следует максимально учитывать социальные интересы работников.

В этом документе сформулированы 11 принципов оказания содействия экономическому подъему и развитию, определяющих содержание практических мер по их реализации. Среди них особо обращается внимание на участие в социальном диалоге на основе принципов трипартизма и ведения коллективных переговоров между работодателями и работниками.

Читайте также:  Перечень документов для получения гражданства рф в 2020 году

В числе сравнительно новых законодательных актов по вопросам социального партнерства следует иметь в виду Закон города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве», принятый Московской городской Думой. Закон опирается на установленные в федеральных законах основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

В нем большое внимание уделено совершенствованию системы социального партнерства, конкретизации его основных принципов, которые способствуют эффективной реализации предусмотренных в нем различных мероприятий и особенно расширению и укреплению практики договорного установления социально-трудовых стандартов и социально-трудовых нормативов в коллективных договорах и соглашениях.

Таким образом, суть правового понятия социального партнерства заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает достижение согласия и сотрудничества между сторонами социального партнерства по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений. Социальное партнерство содействует пониманию и укреплению общей заинтересованности его сторон в достижении высокой эффективности труда, обеспечивающей повышение жизненного уровня всего населения, снижению социальной напряженности в обществе, предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок.

Статья 23 ТК РФ. Понятие социального партнерства в сфере труда

Адаптация персонала

Обучение персонала Персонал организации Отбор персонала Кадровый потенциал

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83

Звонок по России бесплатный! Статья 23 ТК РФ. Понятие социального партнерства в сфере труда 3 московских + 3 питерских + 3 красноярских + 4 новгородских = ???

Назад | | Вверх

Социальное партнерство в сфере труда

В результате изучения материалов главы б обучающийся должен:

знать

  • • понятие и основные принципы социального партнерства;
  • • перечень сторон социального партнерства и их особенности;
  • • формы социального партнерства;
  • • правила ведения коллективных переговоров;
  • • понятие коллективного договора и его содержание;
  • • понятие и виды соглашений, порядок их разработки и заключения;
  • уметь
  • • решать правовые коллизии при выявлении противоречий между положениями нормативных правовых актов и статьями коллективного договора, соглашения;
  • владеть
  • • навыками составления проектов коллективных договоров и соглашений;
  • • способностью применять положения коллективных договоров и соглашений для решения конкретных практических задач в сфере трудового права.

Понятие и основные принципы социального партнерства. Его стороны и система. Общая характеристика форм социального партнерства

Социальное партнерство – это новый институт российского трудового права, появившийся в ТК РФ с момента его принятия в 2002 г. Ему отведена целая часть – часть вторая Кодекса, содержащая раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Данный раздел состоит из семи глав, с третьей по девятую, ст. 23–55.

Согласно ст.

23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

До введения в ТК РФ легального определения данного понятия специалисты трактовали его по-разному. Так, А. Силин определял социальное партнерство как «систему регулирования трудовых отношений»[1]; Г. Ю. Семигин – как «способ регулирования… социально-трудовых отношений»[2]; И. Я.

Киселев отмечал, что социальное сотрудничество – это взаимодействие партнеров в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров[3]. В. Л.

Михеев, использующий междисциплинарный подход, рассматривал социальное партнерство как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления[4]. По мнению А. Ф.

Нуртдиновой, социальное партнерство является сложным социологическим феноменом. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества[5].

Ряд авторов указывает на «условность» данного понятия, поскольку «истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.

Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой – необходимость заключения соглашения о “социальном мире”, выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя)»[6].

Несомненно, что социальное партнерство – это сложное социальное, правовое, скорее всего, философское и мировоззренческое явление.

Более того, оно является новым для российской истории, поскольку в дореволюционный период оно еще просто не успело сформироваться, а в советский период – не существовало в связи с его ненужностью для этого государственного строя.

И мы только начинаем привыкать к нему: постепенно и медленно; стороны трудовых отношений применяют принципы социального партнерства к общественным отношениям, складывающимся между ними.

Основные принципы социального партнерства изложены в ст. 24 ТК РФ. Их 12:

  • – равноправие сторон;
  • – уважение и учет интересов сторон;
  • – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • – соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – полномочность представителей сторон;
  • – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • – добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.

Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества.

Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.

В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их «выравнивания» с помощью либо предоставления бо́льших прав работникам, либо возложения бо́льших обязанностей на работодателей.

В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.

Следующий принцип – принцип законности – является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.

Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон. Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется.

В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников.

Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28–5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Подробнее о представителях сторон см. параграф 6.2.

Специфической стороной являются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Несмотря на то, что в ТК РФ не конкретизирована ветвь власти, уполномоченная быть представителем государства или муниципального образования, на практике таковыми выступают органы исполнительной власти.

Они участвуют в социальном партнерстве в двух качествах: 1) как работодатели; 2) как третья сторона.

Если органы государственной власти и органы местного самоуправления являются в социальном партнерстве работодателями, то на них в полной мере распространяются все права, обязанности и ответственность представителей работодателей, установленные гл. 4.

Если же им отводится роль третьей стороны социального партнерства, то здесь статус данных органов особый, не похожий на статус иных сторон.

Часто эту роль называют «второстепенной», отводя органам государственной власти и местного самоуправления место «содействующей» стороны в поиске взаимоприемлемых решений, представляющей и защищающей интересы общества в целом.

Между тем в современных условиях без вмешательства (участия) государства взаимодействие социальных партнеров трудно назвать партнерством, пока именно государственные органы обеспечивают начало и продвижение переговорного процесса между работодателями и работниками.

Тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления принимают участие далеко не во всех формах социального партнерства, установленных ст. 27 ТК РФ.

Так, их «сфера присутствия» – это участие в коллективных переговорах по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений, а также проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время участие государства наиболее заметно на федеральном, региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях.

Для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов в сфере трудового права на федеральном уровне создана РТК[7], в состав которой входит координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначаемый им же.

К полномочиям РТК относится в том числе заключение Генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Практически во всех субъектах Федерации приняты региональные законы, учредившие трехсторонние комиссии на уровне соответствующего субъекта. Например, на территории Нижегородской области Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений образована Законом Нижегородской области от 27.04.1999 № 40-3 «О социальном партнерстве».

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

§ 1. В раздел II Трудового кодекса «Социальное партнерство в сфере труда» внесены изменения редакционного и содержательного характера.  Так, существенные изменения внесены в статьи о представительстве работников (ст.

30, 31), порядок ведения коллективных переговоров (ст. 37). Данный раздел дополнен статьями об участии органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1), о действии соглашения (ст.

48), более полно указано на вопросы, включаемые в коллективный договор (ст. 41) и соглашения (ст. 46).

  Отмеченные и другие изменения, внесенные в раздел «Социальное партнерство в сфере труда», комментируются применительно к его конкретным статьям.

§ 2. Новая редакция ст. 23 дополняет ее наименование и содержание указанием на сферу труда. Таким образом определена и уточнена сфера социального партнерства, регулируемых трудовым правом социально-партнерских отношений.

Трудовой кодекс регулирует отношения социального партнерства именно в сфере труда.  Известно, что социальное партнерство понимается достаточно широко.

Им обозначают отношения между государством и гражданским обществом, между государством (его органами), профсоюзами (их объединениями) и предпринимателями (их объединениями) по всему кругу социальных и экономических вопросов.

  Выделение социального партнерства в сфере труда в качестве объекта регулирования трудовым правом, и прежде всего нормами Трудового кодекса, вполне естественно, поскольку отношения социального партнерства в этой сфере неразрывно связаны с трудовыми отношениями. На это прямо указывает ст. 1 ТК.

  Часть 2 из ст. 23 перенесена в ст. 25 и стала ее ч. 2 в уточненной редакции.

§ 3. Социальное партнерство, его правовое регулирование в кодификационном акте впервые нашло отражение в ТК, его разделе II «Социальное партнерство в сфере труда».

Он содержит наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права.

О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.

  Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК).

§ 4.

 Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 6 ТК). Это означает, что законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены и вместе с тем могут быть дополнены и развиты, поскольку как часть трудового законодательства они входят в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (см. п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

§ 5. Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г. (Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.

4558), Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148), законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ (см., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г.

«О социальном партнерстве» // Солидарность. 1997. N 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. «О социальном партнерстве в Томской области» // Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. «О социальном партнерстве» и др.).  После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.

) названные выше Законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г.

и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК).

§ 6. Социальное партнерство — многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.

Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.

  Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, — установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.

  В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.

§ 7. В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее — органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления.

В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29 — 34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.

  Государство как таковое не является субъектом (участником) отношений по социальному партнерству. Оно как властная структура устанавливает правила поведения сторон и участников социального партнерства путем принятия соответствующих законов.

С целью проведения государственной политики в социальном партнерстве выделяются представители от органов исполнительной власти.

§ 8. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

  Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 25 ТК).

  С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.

Глава 2. Социальное партнерство в сфере труда.. Правоведение … 150

Социальному партнерству в сфере труда посвящены семь глав Трудового кодекса. Это новый институт трудового права, обусловленный вхождением России в рыночную экономику, усилением договорных методов регулирования труда.

Теоретические основы этого института трудового права разработаны еще задолго до принятия нового Трудового кодекса профессором А. С. Пашковым.

[104] Основное назначение социального партнерства – упреждать социальные конфликты, добиваться принятия взаимоприемлемых решений путем согласования социально-экономических интересов работодателей и наемных работников.[105]

Определение социального партнерства дается в ст. 23 ТК.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Представителями работников в зависимости от формы социального партнерства выступают: профессиональные союзы и их объединения; иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные избираемые работниками представители в случаях, предусмотренных законодательством.

Таковыми, например, являются комиссии по трудовым спорам, в которых представители работников избираются общим собранием (конференцией) сотрудников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Аналогично избираются представители работников для переговоров с работодателями при возникновении коллективных трудовых споров.

Представителями работодателей также в зависимости от форм социального партнерства могут выступать руководители организаций или уполномоченные ими лица, а также объединения работодателей, создаваемые для представления и защиты интересов своих членов.

Представителями работодателей – государственных и муниципальных предприятий, а также бюджетных организаций могут быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

  • В ст. 24 ТК сформулированы основные принципы, на которых базируется социальное партнерство:
  • • равноправие сторон;
  • • уважение и учет интересов сторон;
  • • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • • полномочность представителей сторон;
  • • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях (ст. 26 ТК).

На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Федеральные соглашения имеют обязательную силу на всей территории России.

На региональном уровне устанавливаются основы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах РФ. Региональные соглашения действуют в пределах субъекта РФ.

  1. На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования социально-трудовых отношений в отрасли (отраслях).
  2. На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях – городах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами РФ), районах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.
  3. На уровне организации (предприятия, учреждения) определяются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

В соглашениях, заключаемых на региональном, отраслевом, территориальном уровне и в организациях, не могут содержаться положения, снижающие уровень правовых гарантий работников по сравнению с нормами, содержащимися в федеральных соглашениях. В то же время включение в указанные соглашения дополнительных льгот, преимуществ и других норм, улучшающих положение работников, вполне допустимо и даже желательно.

  • Статья 27 ТК предусматривает четыре формы социального партнерства:
  • 1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;
  • 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • 3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Коллективные переговоры, а также взаимные консультации (переговоры) между представителями работников и работодателей ведутся по поводу подготовки, заключения коллективных договоров и соглашений, внесения изменений в указанные нормативные акты, а также по другим проблемам социально-трудовых отношений. Инициатива их проведения может исходить от представителей каждой из сторон. Причем представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения оповещения.

Порядок ведения коллективных переговоров и урегулирования возникающих в ходе переговоров разногласий регламентируется ст. 36–38 ТК. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон.

Работники и их представители наделены широкими правами по участию в управлении организациями (предприятиями) – ст. 52, 53 ТК. Эти права могут осуществляться работниками как непосредственно, так и через представительные органы (профсоюзные и др.). При этом работодатель обязан обеспечить работникам и их представителям возможности для реализации их прав.

В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, работодатель обязан при принятии решений учитывать мнение представительного органа работников (ст. 371–373 ТК).

Такая обязанность лежит на работодателе во многих случаях: при увольнении по его инициативе некоторых категорий работников по предусмотренным в законе основаниям; при введении неполного рабочего времени для предотвращения массовых увольнений сотрудников; при привлечении в ряде случаев к сверхурочным работам и во многих других.

Представительные органы работников участвуют в проведении консультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Представители работников вправе получать информацию от работодателя по всем проблемам, затрагивающим интересы работников, в том числе по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических мероприятий, влекущих изменение условий труда; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. При этом они могут участвовать в заседаниях органов управления организацией при их рассмотрении и вносить соответствующие предложения по разрешению возникших проблем.

Этим не исчерпываются возможности социального партнерства. Предусмотрены и некоторые другие формы участия работников в управлении организацией.

Представители работников и работодателей на паритетных началах участвуют в досудебном рассмотрении трудовых споров.

Так, первичным органом по рассмотрению большинства индивидуальных трудовых споров, связанных с применением законодательства о труде, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров является комиссия по трудовым спорам, создаваемая в организациях из равного числа представителей работников и работодателей (ст. 384 ТК). Ее решения имеют обязательную силу для работодателей.

На равноправной основе из представителей сторон (работников и работодателей) формируется примирительная комиссия для разрешения коллективных трудовых споров. Если согласие в этой комиссии не будет достигнуто, стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. 402 ТК).

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии формируются на всех уровнях на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства (ст. 35 ТК).

  1. Комиссии создаются в целях:
  2. • обеспечения регулирования социально-трудовых отношений;
  3. • ведения коллективных переговоров;
  4. • подготовки проектов коллективных договоров и соглашений;
  5. • заключения коллективных договоров и соглашений;

• контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений. На федеральном уровне формируется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ.

  • Членами Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
  • Комиссия создается на основе следующих принципов:
  • • добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;
  • • полномочности сторон;

• самостоятельности и независимости каждого объединения профсоюзов, работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

При этом каждое объединение профсоюзов и работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны Комиссии одного своего представителя.

Количество членов от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

  1. Основными задачами Комиссии являются:
  2. • ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ;
  3. • содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
  4. • проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законодательных актов в области социально-трудовых отношений;
  5. • согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
  6. • рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
  7. • изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector