Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерства

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

  • Статья 25 Трудового кодекса РФ “Стороны социального партнерства”
  • Статья 26 Трудового кодекса РФ “Уровни социального партнерства”
  • Статья 27 Трудового кодекса РФ “Формы социального партнерства”

Понятие и формы соцпартнерства

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваБазовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваФункции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваФормы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваВ качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Система соцпартнерства

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваСистему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваОрганами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваВ качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваГосударство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваПартнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерстваНаиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Скачать пример договора о соцпартнерстве

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о социальном партнерстве

Формы социального партнерства

  • Формы социального партнерства определены статьей 27 ТК РФ. Законодатель по способу взаимодействия сторон социального партнерства и их представителей выделяет четыре формы социального партнерства:
  • 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

А.М. Лушников и М.В. Лушникова предлагают выделять такие формы как регулятивную и охранительную, в рамки которых и укладываются формы, обозначенные в ст. 27 ТК РФ. Охранительная форма сопряжена, по их мнению, не только с разрешением коллективных трудовых споров, но и с применением коллективных форм защиты трудовых прав[21].

Названный в ТК РФ перечень форм не является закрытым. Хотя это напрямую и не установлено законодателем, стороны вправе самостоятельно определять и иные формы социального партнерства, исходя из смысла самого социального партнерства и правила о допустимости установления на локальном уровне любых условий, улучшающих положение работника.

Так, например, Лушниковы предлагают в качестве самостоятельной формы «участие работников в распределении доходов» по следующим направлениям, сложившимся в зарубежной практике: а) дополнительные денежные выплаты работнику помимо заработной платы; 2) социальные услуги и выплаты социального характера, в том числе так называемые «отложенные выплаты»; 3) участие в прибылях (капитале) посредством получения акций. Так, например, в США на каждого работника резервируется определенная сумма, которая перечисляется работодателем из прибыли на специальный счет работника. В части перечисленных средств работодатель освобождается государством от налога на прибыль. Работнику предоставляется право выбора по своему усмотрению в переделах установленной суммы определенных видов социальных услуг из широкого перечня. Такого рода и другие подобные схемы участия работников в финансовой деятельности предприятия существуют и других странах. Достаточно перечислить специальные законы, которые действуют сегодня в большинстве развитых стран : в Германии – Закон «О долевом участии в капитале», во Франции – Закон «Об участии лиц наемного труда в результатах расширения деятельности предприятия» и др. В Мексике право трудящихся на участие в прибылях предприятия закреплено на уровне Конституции. Авторы полагают, что и в России необходимо установить такую форму социального партнерства на законодательном уровне, в частности, путем внесения в ТК РФ специального раздела «Участие работников в долях (прибылях) предприятия» [22].

С.Ю. Чуча предлагает выделить в отдельную форму социального партнерства участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров[23]. Как отмечает по этому поводу И.И.

Бородин, здесь имеется в виду прежде всего Московский трудовой арбитражный суд, созданный в России с 2001 г. Это форма социального партнерства была, по сути, включена в ст. 27 ТК РФ ФЗ от 30 июня 2006 г.

№ 90-ФЗ путем исключения из названия формы слова «досудебное»[24].

Читайте также:  Как оформить СНИЛС новому сотруднику в 2022 году

С.Ю. Чуча в перспективе также предлагает выделить в отдельную форму участие сторон социального партнерства в управлении внебюджетными социальными фондами, поскольку, например, на основании ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1999 г.

№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов[25].

Однако можно сказать, что в ст. 27 ТК РФ формы определены довольно полно.

Скорее на локальном уровне имеет смысл говорить не об установлении новых форм, а о развитии указанных: об установлении перечня случаев, в которых обязательным является поведения взаимных консультаций, установлении порядка проведения консультаций и правовых последствий их результатов, способов участия работников в управлении организацией и т.п.

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерства

Итак, рассмотрим установленные российским законодателем формы социального партнерства каждую в отдельности (за исключением коллективных переговоров, которым будет посвящена отдельная тема). Хотя, конечно, формы социального партнерства связаны между собой.

Коллективные переговоры являются одним из направлений участия работников (их представителей) в управлении организацией (ст. 52 ТК РФ). Консультации имеют характер переговоров (ст. 27 ТК РФ).

Разногласия сторон на коллективных переговорах разрешаются в порядке, предусмотренном для регулирования коллективных трудовых споров (ст. 38 ТК РФ).

Взаимные консультации сторон.ТК РФ устанавливает необходимость проведения взаимных консультаций сторон трудового правоотношения в процессе так называемого учета мнения профсоюза.

В ряде случаев работодатель прежде чем принять то или иное решение в области регулирования труда должен произвести процедуру учета мнения профсоюза.

Можно выделить два направления, требующих такого учета.

1) При расторжении трудового договора с работником по определенным основаниям, в частности, по п.2, 3 и 5 ст. 81 ТК РФ. Порядок учета мнения профсоюза в этом случае определен ст. 373 ТК РФ.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Как видим, мнение профсоюза носит рекомендательный характер. Не взирая на позицию профсоюза работодатель может принять решение по своему усмотрению. Однако, процедура учета мнения произведена должна быть обязательна.

Отсутствие документов, подтверждающих обращение в профсоюз, может послужить основанием для признания расторжения трудового договора незаконным.

Профсоюз же, несмотря на необязательность принятия его мнения, приобретает возможность повлиять на решение работодателя.

Взаимные консультации сторон в указанной процедуре учета мнения должны быть проведены в случае несогласия профсоюза с решением работодателя. Они в обязательном порядке должны быть проведены в течение трех дней и оформлены протоколом.

2) При принятии локальных нормативных актов. Порядок учета мнения в этом случае определен ст. 372 ТК РФ. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Здесь, также как и в процедуре учета мнения профсоюза при расторжении договора, взаимные консультации проводятся при несогласии профсоюза с теми или иными положениями принимаемого локального акта.

Несмотря на то, что мнение профсоюза опять же носит рекомендательный характер, принятие локального акта вразрез с мнением профсоюза есть начало коллективного трудового спора со всеми вытекающими последствиями.

ТК РФ в ряде случаев устанавливает обязательный учет мнения профсоюза при принятии локальных актов. Например, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст.

135), перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 99) и др.

Принятие работодателем решений с учетом мнения профсоюза предусмотрено в ТК РФ и во многих других случаях, это статьи: 48, 59, 74, 81, 96, 99, 101, 105, 112, 113, 117, 123, 135, 136, 139, 144, 147, 153, 154, 157, 159, 162, 180, 196, 211, 212, 222, 225, 253, 268, 282, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 329, 350, 371.

Во всех этих случаях, соответственно, в процессе учета мнения профсоюза при наличии разногласий осуществляются и взаимные консультации сторон.

Это были приведены случаи, где взаимные консультации сторон социального партнерства проводятся в обязательном порядке. Однако, конечно, они могут проводиться и в любых других случаях по инициативе одной из сторон. На важность этой формы социального партнерства и необходимость ее развития указывается Международной организацией труда.

Так, Рекомендация МОТ № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии»[26] (1967) считает необходимым создание на предприятиях системы коммуникативных (социальных) связей между администрацией и работниками, которая содействовала бы формированию атмосферы взаимного доверия.

Для создания такой атмосферы работодатель обязан предоставлять работникам соответствующие сведения, между заинтересованными сторонами должны проводиться консультации.

Самостоятельное урегулирование споров сторонами.В настоящее время законодатель предусматривает возможность разрешения трудовых споров в рамках специального внесудебного порядка самостоятельно сторонами. Стороны социального партнерства участвуют в урегулировании как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.

Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства

«Трудовое право», 2007, N 1

Нормативное определение понятия форм социального партнерства впервые сформулировано в Законе Ленинградской области о социальном партнерстве (ст. 4): это конкретные виды осуществления взаимодействия субъектов социального партнерства в целях формирования и реализации согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики.

В х к ТК РФ формы социального партнерства определяются как способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон (добавим — субъектов) в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений . Данное определение представляется нам вполне приемлемым. Предлагаем включить эту дефиницию в ст. 27 ТК РФ.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 129.

Реализация всех названных в ст. 27 ТК РФ форм социального партнерства носит процедурный характер, а, значит, производится по технологии, состоящей из определенных этапов. При этом возможна комбинация следующих вариантов: 1) каждый из этапов характеризуется наличием социально-партнерских элементов; 2) есть этапы как содержащие, так и не содержащие такие элементы.

Если каждый этап характеризуется отсутствием элементов социального партнерства, такую группу отношений нельзя признать формой социального партнерства.

Выявлению социально-партнерских элементов соответствующих групп отношений сторон (субъектов) способствует рассмотрение следующих оснований деления отношений на группы (классификационные признаки):

  1. субъектный состав — индивидуальные или коллективные;
  2. организационный принцип формирования органа: а) паритетность — орган включает равное число представителей сторон (субъектов); б) отличный от паритетности;
  3. кто формирует орган: а) только стороны; б) стороны с участием других субъектов; в) другие субъекты без участия сторон;
  4. характер процедуры формирования органа: а) сторонами (субъектами) в соответствии с процедурами, не зависящими друг от друга, из числа представителей сторон (субъектов); б) по соглашению сторон (субъектов) из числа лиц, не являющихся их представителями;
  5. характер процедуры принятия решения органом, сформированным из представителей сторон (субъектов): а) по соглашению сторон (субъектов) — консенсусом; б) другими способами, отличными от консенсуса.
  • Формой социального партнерства в узком смысле назовем такую группу коллективных отношений сторон (субъектов), для регулирования которых стороны (субъекты) независимо друг от друга формируют орган из равного числа своих представителей, а решения этого органа принимаются по соглашению представителей сторон (субъектов) в составе органа (каждая сторона — субъект — обладает одним голосом).
  • Формой социального партнерства в широком смысле назовем такую группу коллективных отношений сторон (субъектов), для регулирования которых с участием сторон (субъектов) формируется орган из представителей сторон (субъектов) и (или) третьих лиц, а представители сторон (в той или иной степени) участвуют в принятии решений указанного органа и (или) принимают согласованные обязательства по выполнению его (органа) решений.
  • При анализе различных этапов реализации форм социального партнерства необходимо выявить все элементы, имеющие социально-партнерский характер, оценив при этом степень соучастия сторон (субъектов) в регулировании отношений сторон (субъектов), а также отметить элементы, которые не обладают признаками социального партнерства.
Читайте также:  Нулевая ставка на диведенты после реорганизации

Отдельные этапы реализации форм социального партнерства в широком смысле могут обладать признаками, характерными для формы социального партнерства в узком смысле.

Например, единственным социально-партнерским этапом в узком смысле при рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров в РФ (сама форма — в широком смысле) является формирование сторонами независимо друг от друга состава паритетного органа — комиссии по трудовым спорам.

Поэтому термины «в широком» и «узком» смысле будем применять не только к формам социального партнерства, но и к отдельным этапам их реализации, а также к органам социального партнерства.

При этом следует иметь в виду, что различные этапы реализации форм социального партнерства могут управляться различными органами. Характерным примером является процедура рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, каждый из этапов которой имеет свой специфический орган.

В региональном законодательстве о социальном партнерстве названы следующие формы социального партнерства, дополняющие ст. 27 ТК РФ:

  • совместная работа сторон в комиссиях и других органах (Закон Ивановской области, ст. 4.1). В Законе Ленинградской области (ст. 4) эти органы называются: комитеты, фонды, создаваемые исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • разработка, принятие и выполнение совместных решений (Закон Московской области, ст. 5);
  • совместная подготовка и внесение в Законодательное собрание субъекта РФ проектов законов по социально-трудовым и экономическим вопросам (Закон Краснодарского края, ст. 5);
  • обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований, направленной на стабилизацию и подъем отечественного производства (Закон Калужской области, ст. 3);
  • выработка эффективных методов регулирования социально-трудовых отношений (Закон Новосибирской области, ст. 2);
  • установление порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвующих в заключении данного соглашения, и на организации, не имеющие коллективных договоров, установление порядка присоединения к соглашениям (Закон Новосибирской области, ст. 2);
  • содействие в реализации принятых социальных программ (Закон Нижегородской области, ст. 3).

Эти формы реализуются субъектами социального партнерства — представителями сторон, как правило, с участием органов государственной власти и местного самоуправления. Все они являются формами социального партнерства, по крайней мере в широком смысле (для их квалификации как форм в узком смысле необходим дополнительный анализ, не входящий в задачи настоящего исследования).

Основным недостатком рассмотренных вариантов является декларативность ряда положений. Вместе с тем формы, предусмотренные законодательством субъектов РФ, расширяют возможности сторон по сравнению со ст. 27 ТК РФ. Сформулированный в ст.

27 ТК РФ исчерпывающий перечень форм социального партнерства расширяется как самим ТК (см. например, ст. 53), так и законами субъектов РФ о социальном партнерстве и практикой.

В связи с этим целесообразно предусмотреть в ТК РФ возможность расширения перечня форм социального партнерства, приведенного в ст. 27 ТК РФ.

В настоящее время гл. 5 ТК РФ дополнена ст. 35.1 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».

По нашему мнению, взаимодействие сторон, регламентированное ст. 35.1 ТК РФ, можно считать самостоятельной формой социального партнерства в широком смысле. Предлагаем ее название включить в перечень ст. 27 ТК РФ в следующей редакции: «Участие представителей работников и представителей работодателей в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».

А.М. Лушников и М.В. Лушникова выделяют две основные правовые формы осуществления социального партнерства: регулятивную и охранительную. Последняя из них сопряжена не только с разрешением коллективных трудовых споров, но и с применением коллективных форм защиты трудовых прав. Анализируя обозначенные ст.

27 ТК РФ формы социального партнерства, авторы предлагают в качестве самостоятельной формы «участие работников в распределении доходов» по следующим направлениям, сложившимся в зарубежной практике: а) дополнительные денежные выплаты работнику помимо заработной платы; 2) социальные услуги и выплаты социального характера, в том числе так называемые «отложенные выплаты»; 3) участие в прибылях (капитале) посредством получения акций . На наш взгляд, предложенные авторами направления могут быть признаны элементами социального партнерства (только в широком смысле) при условии, если работники действительно участвуют в распределении доходов (которое, в общем случае, является прерогативой работодателя), а процедуры такого соучастия сторон социального партнерства в распределении доходов предусмотрены законодательством, другими нормативными правовым актами, коллективным договором, локальными нормативными актами и т.п.

Лушников А.М., Лушникова М.В. Указ. соч. С. 279 — 281.

С.Ю. Чуча предлагает выделить в отдельную форму социального партнерства участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров. Здесь имеется в виду прежде всего Московский трудовой арбитражный суд, действующий в России с 2001 г. Это форма социального партнерства в широком смысле, она включена в ст.

27 ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ путем исключения из названия формы слова «досудебное». В перспективе автор предлагает выделить в отдельную форму также и участие сторон социального партнерства в управлении внебюджетными социальными фондами . Такое предложение можно поддержать, поскольку, например, на основании ст.

13 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. ФЗ от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ) профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Следовательно, процедура формирования органов управления ФСС является социально-партнерской в узком смысле. Однако решения управляющих органов ФСС (Центрального и региональных отделений) принимаются управляющими с учетом мнения социальных партнеров (не консенсусом сторон), поэтому эта процедура является социально-партнерской в широком (но не узком) смысле.

Таким образом, и форму в целом следует признать социально-партнерской в широком смысле.

Подробнее см.: Карпова Н.В., Нетеребский О.В. Трудовые суды в России. Начало положено // Труд и социальные отношения. 2002. N 2. С. 100 — 106. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис…. докт. юрид. наук. М., 2004. С. 18.

СЗ РФ. 19.07.99. N 29. Ст. 3686.

Новой формой социального партнерства является работа Европейских производственных советов, созданных во всех крупных компаниях на территории Евросоюза, получивших правовой статус европейских. Их деятельность регулируется Европейским (наднациональным) социальным законодательством . Эта форма является социально-партнерской в широком смысле.

Социальное партнерство: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия труда и социальных отношений, 2002. С. 47 — 49.

Обобщая результаты проведенного выше анализа, сформулируем уточненную редакцию ст. 27 ТК РФ: «Формы социального партнерства — это конкретные виды взаимодействия сторон (субъектов) социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений» .

Читайте также:  Декрет поможет восстановить срок подачи иска

Предложения автора статьи по уточнению форм социального партнерства выделены.

Социальное партнерство реализуется в следующих формах:

  1. коллективных переговоров сторон социального партнерства, их представителей по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений;
  2. взаимных консультаций сторон социального партнерства, их представителей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  3. участие представителей работников и представителей работодателей в формировании и реализации государственной политики в сфере труда;
  4. участие работников, их представителей в управлении организацией;
  5. участие представителей работников и представителей работодателей в рассмотрении и разрешении трудовых споров;
  6. в иных формах, определенных трудовым законодательством, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами.

Для анализа взаимосвязей форм с другими элементами системы социального партнерства необходимо рассмотреть это понятие.

В ТК РФ отсутствует определение понятия системы социального партнерства, однако различные варианты указанного определения имеются в законах субъектов РФ о социальном партнерстве. Рассмотрим их в обобщенном виде.

Система социального партнерства — это:

  • совокупность мер организационного, правового, экономического характера в сфере социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых споров (Закон г. Москвы, ст. 1);
  • совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства на областном (региональном), отраслевом, территориальном уровнях, уровне организации (Закон Красноярского края, ст. 1);
  • совокупность органов социального партнерства, порядка их взаимодействия и функционирования, принимаемых совместных документов (соглашений, договоров) — Закон Нижегородской области, ст. 1;
  • совокупность принципов и процедур организации взаимодействия субъектов социального партнерства, предупреждения конфликтов (Закон Краснодарского края, ст. 1);
  • совокупность следующих элементов: субъектов, объекта (предмета), органов, правовых актов, форм, уровней и механизма реализации социального партнерства (Закон Ленинградской области, ст. 4).

Последнее из рассмотренных определений представляется наиболее полным.

Обобщая приведенные варианты, предлагаем дополнить ТК РФ определением понятия «система социального партнерства» в ст. 27.1 гл. 3: «Система социального партнерства включает стороны и субъекты, принципы, уровни, формы, органы, принимаемые сторонами (субъектами) акты, процедуры их разработки и заключения».

Элементы системы социального партнерства взаимосвязаны.

Понятия сторон (субъектов) используются в определениях всех других элементов системы. В различных формах и на разных уровнях стороны (субъекты) имеют определенную специфику, которая влияет на порядок заключения соглашений и процедуры реализации форм социального партнерства.

Принципы как основные начала, закрепленные в системе трудоправовых норм, оказывают регулирующее воздействие на все другие элементы системы социального партнерства .

Связи принципов социального партнерства с его формами детально анализируются в статье: Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // Трудовое право. 2006. N 1. С. 8 — 23.

На различных уровнях социального партнерства принимаются различные виды соглашений, имеется уровневая специфика реализации форм социального партнерства и процедур разработки соглашений.

Коллективные договоры и соглашения (акты) разрабатываются и заключаются в процессе коллективных переговоров (форма).

Управленческие решения (акты) принимаются работодателем с учетом мнения выборного представительного органа работников (форма) в соответствии с установленным порядком (процедура). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в КТС (форма) путем принятия ее решений (акты).

Коллективные трудовые споры регулируются с участием представителей работников и работодателя (форма) и завершаются заключением соглашения сторон (акт) или составлением протокола разногласий (акт).

Формы реализуются сторонами (субъектами) социального партнерства и взаимосвязаны со всеми другими элементами его системы.

Для каждой формы социального партнерства характерны специфические органы, названные в ст. 35 ТК РФ — первой из двух статей гл. 5 ТК РФ. Такая структура представляется неудачной.

Во-первых, органы социального партнерства тесно связаны с формами социального партнерства и от них неотделимы.

Органами коллективных переговоров являются паритетные комиссии сторон (субъектов), органами консультаций являются временные комиссии, образованные из представителей сторон (субъектов), органами участия работников в управлении организацией являются органы управления организацией и др.

, органом рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в организациях является паритетная комиссия по трудовым спорам (КТС), органами рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются паритетные примирительные комиссии, посредники, трудовые арбитражи, трудовые арбитражные суды.

Во-вторых, в ст. 35 ТК РФ упоминаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Другие органы (а их немало) в ней не названы, например примирительная комиссия, трудовой арбитраж, координационные комитеты содействия занятости населения, комитеты (комиссии) по охране труда .

Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. 2004. N 4 — 5. С. 35.

Формы социального партнерства

Социальное сотрудничество в сфере труда многообразно и не ограничивается способами и механизмами, закрепленными в законодательстве. Различные грани социального диалога раскрываются через категорию «формы социального партнерства».

  • Пол ФОРМАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
  • следует понимать способы осушествления соииального партнерства конкретные виды взаимодействия субъектов соииального партнерства в иелях согласованного регулирования соииально-трудовых отношений.
  • Статья 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:
  • 1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Однако не следует рассматривать данный перечень в качестве исчерпывающего: стороны социального партнерства вправе осуществлять партнерское взаимодействие и в иных формах. В частности, распространенной формой социального партнерства является осуществление контроля за исполнением обязательств социального партнерства.

Наиболее распространенной формой партнерских отношений является проведение коллективных переговоров с целью заключения коллективных договоров, соглашений.

Вместе с тем любая совместно достигнутая договоренность с неизбежностью требует своей реализации в том объеме и теми способами, которые имелись в виду сторонами при принятии обязательств.

Поэтому осуществление социального партнерства в иных формах является не менее распространенным, чем заключение коллективных договоров, соглашений.

О коллективных переговорах см. далее параграф 6.3.

Проведение консультаций в процессе реализации обязательств социального партнерства может осуществляться как путем прямого взаимодействия субъектов социального партнерства, так и путем создания специальных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

  1. Завершив коллективные переговоры, стороны неизбежно сталкиваются с необходимостью определения форм взаимодействия, направленных на наиболее эффективное исполнение достигнутых договоренностей.
  2. Одним из наиболее целесообразных способов сотрудничества является создание особых органов социального партнерства.
  3. К ОРГАНАМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА могут быть отнесены все постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании] социально-трудовые отношения.

Система органов социального партнерства, как правило, создается на всех уровнях, на которых осуществляется партнерское взаимодействие. Работающие в соответствии с заранее определенными процедурными правилами органы социального партнерства позволяют обеспечить непрерывное функционирование системы социального партнерства.

Органы социального партнерства общей компетенции создаются на всех уровнях социального партнерства и подразделяются на следующие виды:

  • а) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК);
  • б) региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • в) отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проектов отраслевых
  • (межотраслевых) соглашений и их заключению (российские, межрегиональные, региональные или территориальные);
  • г) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • д) комиссии, создаваемые на локальном уровне (у конкретного работодателя) для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Указанные комиссии формируются как на трехсторонней (представители работников, работодателей, государства), так и на двусторонней (представители работников и работодателей) основе.

Правовая основа формирования и деятельности РТК определяется Федеральным законом от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений».

Данная комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны комиссии одного своего представителя.

В пределах установленной численности представителей общероссийские объединения профессиональных союзов вправе увеличивать число своих представителей в комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.

Общероссийские объединения работодателей могут увеличивать число своих представителей в комиссии по согласованию с другими членами своей стороны. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями РТК являются регулирование социальнотрудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector