Статья 402 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения кол­лективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.

  • Примирительная комиссия в своей деятельности по уре­гулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральным законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.
  • Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур.
  • Порядок формирования примирительной комиссии.

Примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора между работниками и работодателями.

Сторона (работники либо работодатель в лице представителей получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает и направляет свои встречные предложения о ее количественном и персональном составе.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и др.).

Представителями работников могут выступать члены проф­союзных и других организаций.

Конкретные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе прими­рительных комиссий, либо в качестве посредников или трудовых арбитров. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

  1. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий, в качестве посредника или трудового арбитра входит в их должностные обязанности.
  2. После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон.
  3. В соответствии со ст. 402 ТК РФ работодатель обязан создать условия для обеспечения работы примирительной комиссии:
  4. Работодатель издает приказ, в соответствии с которым члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
  5. Стороны (по договоренности между собой), в пределах своей компетенции и финансовых возможностей, могут использовать дополнительные формы материального стимулирования членов примирительной комиссии.
  6. Работодатель обязан создать условия для работы примирительной комиссии: обеспечить предоставление помещения, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи), информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых работниками требований.
  7. Механизм работы примирительной комиссии.
  8. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
  9. В ходе рассмотрения коллективных трудовых споров примирительной комиссии следует обратить внимание сторон на необходимость соблюдения процедуры выдвижения требований работников и наличия полномочий у сторон.
  10. Полномочия сторон коллективного трудового спора могут быть закреплены: в уставе организации, ином правовом акте организации; в уставе профсоюза или решении собрания (конференции) работников, уполномочивших представителя работников на участие от их лица в процедурах по урегулированию коллективного трудового спора.
  11. Члены примирительной комиссии имеют право:
  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
  • подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Форма принимаемых решений и их обеспечение.

  • Решение примирительной комиссии принимается по сог­лашению сторон, оформляется протоколом.
  • Протокол подписывают члены примирительной комиссии.
  • Решение примирительной комиссии имеет для сторон обязательную силу и исполняется в сроки, которые установлены данным решением.
  • Если согласие сторон не достигнуто, то в протоколе следует четко отразить существо разногласий, то есть оформить протокол разногласий.
  • При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора принимают решение о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража, которое оформляется соответствующим протоколом.
  • Схема рассмотрения спора примирительной комиссией.
  • Приказ работодателя о формировании примирительной комиссии.
  • Протокол заседания примирительной комиссии.
  • Протокол разногласий примирительной комиссии.

Практический пример рассмотрения спора примирительной комиссией (см. лекцию №2 ).

Нормативно- правовые акты. Ст. 402 ТК РФ

Статья 402 с ми. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Комментарий к статье 402 ТК РФ

1. Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно на локальном уровне, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п.

В соответствии со ст. 401 ТК рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательная стадия, которой нельзя избежать.

2. Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведет к эскалации конфликта, с другой — образование такой комиссии труда не составляет, поскольку, кроме представителей сторон, в ее работе никто не участвует.

В установленный срок со дня сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников (истечения двух или трех рабочих дней (в зависимости от уровня, на котором возник спор) со дня получения требований, если работодатель не сообщил о своем решении) комиссия должна быть создана.

3. Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников, если она создается в организации, ее обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Предпринимателю при продаже маркированной продукции можно частично остаться на ЕНВД или патенте

Если примирительная комиссия образуется на отраслевом (межотраслевом), профессиональном, территориальном и других уровнях, решение о ее создании оформляется соответствующими актами объединений работодателей или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов (их объединений).

Это необходимо, чтобы четко определить момент создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

4. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.

В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон.

В том случае, когда спор возникает на стадии разработки и заключения трехстороннего соглашения, необходимо учитывать, что состав его участников может быть шире и включать в себя представителей органов государственной власти (местного самоуправления).

Последние в строгом соответствии со ст. 402 не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т.п.

5. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.

2002 N 57 (далее — Рекомендации N 57), предусматривают, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Конкретные кандидатуры определяются работодателем и представительным органом работников.

Поскольку примирительная комиссия принимает обязательное для сторон решение, в ее состав должны входить представители, уполномоченные такое решение принять и от имени стороны спора подписать его.

6. Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон. Установление такого принципа вполне соответствует международным стандартам: согласно п.

2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.

) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся.

7. Порядок формирования примирительной комиссии законодательством не регламентирован. Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой.

В том случае, когда требования работников отклонены, одновременно с письменным уведомлением об этом представительному органу работников направляется предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.

Если представитель работодателя (работодателей) не сообщает своего решения, то представителю работников (по истечении двух или трех рабочих дней со дня вручения требований) следует направить руководителю организации (объединения работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон (п. 16 Рекомендаций N 57).

8. Стороны спора (их представители) не могут уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. В противном случае представители работодателя несут ответственность, предусмотренную ст. 416 ТК.

В качестве уклонения от создания примирительной комиссии можно рассматривать, например, несообщение в установленный срок о включении членов комиссии со стороны работодателя или отказ оформить создание комиссии приказом.

Уклонение от участия в работе комиссии — более широкое понятие. Оно включает в себя несоблюдение сроков работы этого органа, неявку на заседание комиссии без уважительных причин, невыполнение обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительного органа.

9. Исходя из того, что работодатель всегда находится в более выгодном экономическом положении, закон возлагает на него дополнительные обязанности, связанные с проведением примирительных процедур. Так, он должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Закон не содержит перечня таких условий и не определяет их понятия, оставляя этот вопрос на разрешение сторон.

Учитывая международный опыт и практику разрешения коллективных трудовых споров в нашей стране, можно предположить, что создание благоприятных условий для деятельности примирительной комиссии должно включать в себя следующие мероприятия: а) техническое обеспечение (помещение для заседаний комиссии, средства связи и оргтехники и т.п.

); б) информационное обеспечение (документы и сведения, необходимые для разрешения спора); в) предоставление гарантий членам комиссии (освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка — см. коммент. к ст. 405). В случае необходимости возможна оплата из средств работодателя проводимых консультаций, экспертиз и т.п.

Такие же обязанности возлагаются на представителя работодателей.

10. Закон устанавливает трех- или пятидневный (в рабочих днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией в зависимости от уровня возникновения спора (локальный или более высокий). Предполагается, что члены комиссии знакомы с существом спора и обстоятельствами его возникновения. Поэтому этот срок достаточен, чтобы уточнить позиции сторон и вынести решение.

Основной задачей примирительной комиссии является рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые требования (не заявленные ранее) выдвигаться не должны.

11. Регламент работы комиссии устанавливается самой комиссией.

В ходе рассмотрения спора членам примирительной комиссии должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов и материалов, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения конфликта.

Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы).

12. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон. Очевидно, такое указание законодателя предполагает, что каждая сторона выступает как единое целое и каждый член комиссии действует исключительно как представитель соответствующей стороны.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, т.е. в письменной форме. Обязательность письменной формы закрепляется также ст. 418 ТК.

В протоколе целесообразно указать: дату; предмет спора; представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии.

Необходимо также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы их реализации.

Например, если спор возник по поводу заключения или изменения коллективного договора, установления либо изменения условий труда, решение может исполняться внесением соответствующих условий в проект того или иного акта, а равно в действующий акт.

Протокол скрепляется подписями членов комиссии.

Рекомендации N 57 предлагают форму протокола заседания примирительной комиссии (приложение N 1 к Рекомендациям).

13. Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным.

Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. Это правило ст. 402 подкрепляется общей нормой ст. 408 ТК об обязательности любого соглашения, достигнутого сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора. За невыполнение соглашений представители работодателя и работников несут ответственность по ст. 416 ТК.

14. Рекомендация МОТ N 92 подчеркивает, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, т.е. коллективными договорами, соглашениями.

Надо подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон. Оно выполняется добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от его исполнения, работники имеют право приступить к проведению забастовки (ст. 409 ТК).

Читайте также:  Штраф за нарушение договора уменьшает облагаемую прибыль

Другой комментарий к статье 402 ТК РФ

§ 1. Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора.

Это временный (до разрешения возникшего коллективного трудового спора) совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных (равных) началах в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Цель создания примирительной комиссии — принять решение по коллективному трудовому спору, которое удовлетворяло бы интересы работников и работодателя, и тем самым обеспечить согласие между ними.

Примирительную комиссию не следует путать с комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений (на практике именуется как комиссия по коллективным переговорам — ст. 35 ТК). У этих комиссий разные цели и задачи, хотя они формируются из представителей работников и работодателя (работодателей).

Главное отличие состоит в том, что примирительная комиссия предназначена для разрешения коллективного трудового спора, а комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений — прежде всего для подготовки проекта коллективного договора, решения вопросов, связанных с установлением, изменением коллективных условий труда, для контроля за исполнением коллективного договора, соглашения, иных договоренностей.

§ 2. Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике выражается в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.

Установление такого принципа в полной мере соответствует международным стандартам. Так, согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.

) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.

Решение о создании примирительной комиссии оформляется двумя актами: приказом работодателя, по которому она создается и в нее выделяются представители работодателя; решением выборного профсоюзного органа организации или иного представителя работников, которым в комиссию выделяются представители работников. Это необходимо для того, чтобы четко определить момент создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

Срок полномочий комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений Кодексом не установлен. Он определяется сторонами, создающими указанную комиссию.

Согласно ч. 5 ст. 402 ТК работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии, т.е. выделить для заседания соответственно оборудованное помещение и не препятствовать ее работе.

§ 3. В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективных трудовых споров примирительной комиссией (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 29 — 37), которые оказывают существенную методическую помощь сторонам спора на этой стадии.

Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.

От работодателя в эту комиссию могут направляться руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и др.).

Представителями работников в примирительной комиссии могут быть члены выборного профсоюзного органа организации, а также юристы, экономисты, конфликтологи, социологи и другие специалисты.

Во всяком случае лица, входящие в состав примирительной комиссии, должны обладать умением аргументировать, убеждать и оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия.

Члены примирительной комиссии имеют право: а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора; б) в период рассмотрения коллективного трудового спора проводить совместные или раздельные заседания сторон; в) предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта; г) подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Члены примирительной комиссии должны знать действующее законодательство, относящееся к регулированию социально-трудовых вопросов, урегулированию коллективных трудовых споров, принципам работы профсоюзной организации, кадровой политики и другими сторонами жизни организации, а также методы ведения переговорного процесса при возникновении коллективного трудового спора. При этом необходимо учитывать, что статус, опыт практической работы, а также личные качества членов примирительной комиссии имеют существенное значение и придают вес ее предложениям и рекомендациям.

§ 4. Основной принцип ведения переговоров — добровольность принятия сторонами решений. Примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения.

Рассмотрение в ней разногласий призвано предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения.

Комиссия также должна быть готова дать предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, Рекомендациями Минтруда РФ от 14 августа 2002 г.

Тк рф | статья 402. рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

Читайте также:  Договор на техническое обслуживание оборудования 2021-2022. Бланк и образец

(Статья 402 в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

Вернуться к содержанию документа

Урегулирование коллективного трудового спора примирительной комиссией

Категория: Трудовое право.

Как известно, в разрешении трудовых споров первичными органами по рассмотрению трудовых споров участвуют члены трудового коллектива. Эти органы находятся непосредственно на производстве, поэтому доступны для каждого работника.

 Статья 398 ТК определяет момент начала коллективного трудового спора – день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или не сообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.  С момента начала коллективного трудового спора стороны должны перейти к примирительным процедурам.

Процедура формирования примирительной комиссии регламентируется в законодательстве: предусматриваются сроки и порядок выдвижения кандидатов, количественный состав комиссии. Наряду с этим отмечается, что члены примирительной комиссии могут определиться в порядке, установленном коллективным договором и соглашением.

ТК весьма лаконичен в части формирования примирительной комиссии. В статье 402 закреплен принцип паритетности, лежащей в основе образования примирительной комиссии, срок создания комиссии и способов ее правового оформления.

В связи с этим уполномоченным государственным органом были утверждены рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией  с целью оказания практической помощи территориальным органам по регулированию коллективных трудовых споров, подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию этих споров.

По определению специалистов, примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

В этой связи новациями рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии является установление процедур оформления создания примирительных комиссий на локальном и иных уровнях разрешения коллективного трудового спора. Так, решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора  на локальном уровне оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работника.

Решение же о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях оформляется соответствующими актами (приказом, распоряжениями, постановлением) органов соответствующих представителей работников. Положения ТК полностью соответствует основополагающим принципам Рекомендации МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 года).

Как было выше сказано, соглашение между спорящими сторонами достигается в самой комиссии, оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу. Полагаем, что эта мера способствует оперативному разрешению спора. Однако вызывает возражение указание на обязательность решение комиссии для обеих сторон.

Фактически обязанной стороной является лишь работодателей, ибо только он несет юридическую ответственность за невыполнение соглашения.

Поэтому из статьи 402 ТК целесообразно было бы исключить слова «для сторон», сформулировав этот пункт следующим образом: «Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет обязательную силу и исполняет в порядке и сроки, которые установлены решением».   

Как отмечает В.И.Миронов, примирительная комиссия создается представителями сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. В этом случае работодателем издается приказ, а профком принимает постановление. Равноправие сторон в основе формирования комиссии предполагает равное представительство (одинаковое число членов комиссии) с той и другой стороны.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклонятся от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, так как примирительная комиссия является обязательной стадией разрешение коллективного трудового спора.

Законодатель предусматривает дисциплинарную ответственность в соответствии со статьей 416 ТК и административную ответственность для предъявителя работодателя, уклоняющиеся от участия в создании и работе примирительной комиссии (статья 5.32 КоАП).

По нашему мнению, целесообразно было бы внести изменения в статье 416 ТК.

Оправданно полагать, что за уклонение от участия в примирительных процедурах могли бы привлекать как к дисциплинарной, так и к административной ответственности не только представители работодателя, но и представители работников, которые для этого освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка в соответствии со статьей 405 ТК. При этом членам примирительной комиссии в своей работе следует руководствоваться правилам предусмотренной для них Памяткой. 

В этом документе достаточно подробно освещается порядок формирования и работы примирительной комиссии.

Так, в частности, отмечается, что в случае, когда требования работников работодателем отклонены, ему следует одновременно с письменным уведомлением об этом направить представителю работников предложение об образовании примирительной комиссии, количественном и персональном составе со своей стороны.

Работодатели (их представители) должны создавать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Такими условиями являются: предоставление помещения, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехники); предоставление информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых работниками (их представителями) требований, а также предоставление работникам гарантий, установленных статье 45 ТК.

Что касается непредставления помещения для организации собрания (конференции), воспрепятствования проведению собраний, невыполнения обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, то за эти правонарушения может и должен отвечать только представитель работодателя.

В соответствии со статей 29 ТК представителями работников являются профессиональные союзы, их объединения, первичная профсоюзная организация или иные органы, избранные работникам.

По действующему законодательству они не компетентны, решить самостоятельно ни одной проблемы в организации производства и труда.

Законодательство исчисляет срок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией со дня издания соответствующего акта о ее создании.

Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

В случае необходимости указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон коллективного трудового спора и такая договоренность должна быть оформлена в форме протокола.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора и оформляется протоколом, который подписывается полномочными представителями сторон и членами примирительной комиссии.

Согласно статьи 408 ТК несоблюдение письменного оформления решении комиссии, то есть без протокола,  влечет недействительность заключенных соглашений.

Решение примирительной комиссии имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые в нем установлены.

За невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, представители работодателей привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 5.33 КоАП.

Таким образом, законодатель более четко выделил роль примирительной комиссии в урегулировании коллективного трудового спора и избавляет работников и их представителей от затяжного разрешения коллективного трудового спора. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector