Статья 412 ТК РФ. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового
спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения
переговоров (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N
334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N
48, ст. 6735).

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного
самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять
зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки
общественного порядка, сохранности имущества работодателя и
работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых
представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (в ред.
Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в
период проведения забастовки работниками организаций (филиалов,
представительств или иных обособленных структурных подразделений),
индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с
безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных
интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики
разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной
власти, на который возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по
согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным
союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует
несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума
необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми
действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими
профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня
минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г.
N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N
27, ст. 2878).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на
основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и
утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной
власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с
соответствующими территориальными объединениями организаций
профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов)
региональные перечни минимума необходимых работ (услуг),
конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения
федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг)
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период
проведения забастовки работниками организации (филиала,
представительства или иного обособленного структурного
подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется
соглашением работодателя (представителя работодателя) и
представительного органа работников совместно с органом местного
самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ
(услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении
забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых
работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения
вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых
работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не
предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых
работ (услуг) (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N
90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27,
ст. 2878; Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ —
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.
6735).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ
(услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г.
N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N
27, ст. 2878).

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых
работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного
трудового спора в суд (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006
г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
N 27, ст. 2878).

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг)
забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения
работниками и представительным органом работников соответствующих
требований (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N
334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N
48, ст. 6735).

открыть раздел в документе найти материалы

Статья 412 ТК РФ. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

  • В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  • Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.
  • При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.
Читайте также:  Статья 404 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

1.

В ходе проведения забастовки работодатель и представительный орган работников обязаны продолжать разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур, принимать меры к обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также обеспечивать работу машин и оборудования, остановка которых представляет угрозу жизни и здоровью людей.

При разработке минимума необходимых работ (услуг), которые должны выполняться во время проведения забастовки в организации, активно участвуют профсоюзы (на разных уровнях).

2. Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, определен Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 901.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Госгортехнадзора России от 27 января 2003 г. N 9.

Перечни минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России, в период проведения забастовок, утв. Приказом МПР России от 18 апреля 2003 г. N 330.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. N 193.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной и газовой отраслях экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, и Перечень минимума необходимых работ (услуг) в нефтеперерабатывающей отрасли экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минэнерго России от 9 июля 2003 г. N 306.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения утв. Приказом Минздрава России от 25 июля 2003 г. N 326.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в электроэнергетике, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минэнерго России от 11 августа 2003 г. N 350.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в газораспределительных организациях, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минэнерго России от 11 августа 2003 г. N 351.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в машиностроительной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромнауки России от 25 декабря 2003 г. N 280.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромнауки России от 2 марта 2004 г. N 62.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромнауки России от 2 марта 2004 г. N 63.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22 ноября 2005 г. N 285.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в металлургической отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромэнерго России от 12 декабря 2005 г. N 341.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утв. Приказом Минсельхоза России от 19 января 2006 г. N 3.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромэнерго России от 27 марта 2006 г. N 57.

Перечень минимума необходимых работ в организациях, филиалах и представительствах ракетно-космической промышленности, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья, жизненно важных интересов общества и не может прекращаться в период проведения забастовок, утв. Приказом Роскосмоса от 17 декабря 2007 г. N 124.

Читайте также:  Проверка готовности внж в 29019 году: инструкция

Статья 412 ТК РФ. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей .

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации .
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

  • В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации .
  • Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд .
  • При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

Комментарий к статье 412 ТК РФ

В ходе проведения забастовки участники коллективного трудового спора должны соблюдать ряд требований, установленных комментируемой статьей:

во-первых, объявление забастовки не освобождает стороны от обязанности продолжить переговоры уже в ходе осуществления забастовки;

во-вторых, в ч. 2 комментируемой статьи указывается на обязанность осуществления так называемых минимальных услуг участниками коллективного трудового спора, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Осуществление минимальных услуг следует отличать от связанного с ним ограничения на проведение забастовок в жизненно важных службах (см. коммент. к ст. 413).

Перечень минимума необходимых услуг в соответствии с ч.

3 комментируемой статьи должен разрабатываться и утверждаться для каждой отрасли (подотрасли) экономики федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Постановлением Правительства РФ от 17.12.

2002 N 901 были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

В соответствии с этими Правилами, перечень минимума работ направляется федеральным органом исполнительной власти в отраслевые общероссийские профсоюзы на согласование.

Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников.

———————————
СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5090.

Так, например, федеральные органы исполнительной власти приняли следующие нормативные правовые акты, регламентирующие минимум работ (услуг):

— Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193 ;

———————————
БНА. 2003. N 37.

Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В связи с проведением забастовки определенные обязанности возлагаются на следующих субъектов:

  • – стороны коллективного трудового спора;
  • – работодателя;
  • – органы исполнительной власти, органы местного самоуправления;
  • – орган, возглавляющий забастовку.
Читайте также:  Средняя зарплата в дубае для русских по профессиям в 2020 году

Обязанность сторон коллективного трудового спора заключается в продолжении его разрешения путем примирительных процедур даже в период проведения забастовки.

В этой ситуации уже не могут применяться те примирительные процедуры, которые предшествуют забастовке (рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника, трудовым арбитражем).

Стороны договариваются о продолжении переговоров, консультаций, привлечении экспертов и т.д.

Обязанностью работодателя, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органа, возглавляющего забастовку, является принятие зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Для организаций, филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, разрабатываются и утверждаются в установленном ТК РФ порядке перечни минимума необходимых работ (услуг), которые должны выполняться при проведении забастовок в таких организациях, филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях, у индивидуальных предпринимателей.

Трудовой кодекс РФ (ст. 412) предусмотрел трехступенчатый порядок утверждения минимума необходимых работ (услуг) и соответственно три уровня (вида) этих перечней.

1. Федеральные перечни минимума необходимых работ (услуг) разрабатываются и утверждаются по отдельным отраслям экономики. Право на их разработку и утверждение предоставлено федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены функции по координации и регулированию деятельности соответствующей отрасли (отраслей) экономики.

Так, Министерство образования и науки РФ своим приказом от 22 ноября 2005 г. № 285 утвердило Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования.

Перечни разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими профсоюзами. Если в отрасли (отраслях) действуют несколько общероссийских профсоюзов, перечень утверждается по согласованию со всеми этими профсоюзами.

Так, Перечень Минобразования и науки РФ согласован с Профессиональным союзом работников народного образования и науки РФ, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания «Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ» и Российским профессиональным союзом учителей. Несоблюдение указанного требования может повлечь за собой признание соответствующего акта об утверждении перечня недействующим.

Так, Министерство путей сообщения РФ своим приказом от 27 марта 2003 г. № 12 утвердило Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества.

Данный перечень был согласован с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

Впоследствии выяснилось, что перечень был разработан и утвержден без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, который является общероссийским профессиональным союзом, действовавшим на федеральном железнодорожном транспорте и продолжающим действовать в ОАО «Российские железные дороги».

Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим приказа МПС от 27 марта 2003 г. № 12. При рассмотрении дела было установлено, что в нарушение ч. 3 ст.

412 ТК РФ МПС РФ разработало и утвердило Перечень без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников. В судебном заседании было подтверждено, что заявитель является общероссийским профсоюзом с 31 декабря 1999 г. Решением Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. № ГКПИ06–105 приказ МПС РФ от 27 марта 2003 г. № 12 был признан недействующим. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 6 июля 2006 г. оставила решение без изменения.

Порядок разработки и утверждения перечней минимума необходимых работ (услуг) в отраслях экономики определяется Правительством РФ. Так, 17 декабря 2002 г.

Правительство РФ постановлением № 901 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

  • 2. Руководствуясь федеральными перечнями, органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профсоюзов (объединениями профсоюзов) региональные перечни, которые предназначены для конкретизации федеральных перечней применительно к работодателям, действующим на территории каждого субъекта.
  • 3. Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении, у индивидуального предпринимателя (локальный перечень) определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления. Данный перечень утверждается в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

Основой для локальных перечней выступают федеральные отраслевые и региональные перечни.

Включение того или иного вида работ (услуг) в локальный минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан.

В локальный перечень не могут быть включены работы (услуги), которые не были предусмотрены федеральными и региональными перечнями минимума необходимых работ (услуг).

Если стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно локального перечня минимума необходимых работ (услуг), то он устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Решение этого органа может быть обжаловано в суд сторонами коллективного трудового спора.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector