Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

Единая система, которая включает публичный Портал и Реестр обязательных требований, создана совместными усилиями Минцифры и Минэкономразвития.

Инструмент решает сразу несколько задач:

  • помогает сократить количество нарушений;
  • способствует повышению уровня юридической осведомленности о требованиях у начинающих предпринимателей;
  • снижает административную нагрузку на бизнес;
  • делает работу бизнеса более прозрачной;
  • минимизирует взаимодействие бизнеса с контрольно-надзорными органами;
  • в перспективе может стать удобной альтернативой изучению нормативных правовых актов.

Портал актуализируется по мере наполнения Реестра.

Какую информацию дает реестр обязательных требований

Пока на портал внесены обязательные требования по нескольким сферам деятельности. Но до конца года список будет значительно расширен.

Инициаторы запуска нового проекта для предпринимателей обещают, что реестр будет интегрирован с информационными системами контрольно-надзорной деятельности, что позволит обеспечить сбор и анализ данных о наиболее часто нарушаемых требованиях и барьерах для бизнеса.

На портале есть два раздела:

  • Обязательные требования. В настоящее время в базе их более 4 500. По каждому требованию можно узнать: к каким видам экономической деятельности оно относится, какой орган проверяет соответствие, какой срок действия требования, какая форма оценки соблюдения принята, какая ответственность за нарушения предусмотрена и т.д.

Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

  • Акты. В этом разделе собрано более 500 документов, содержащих обязательные требования.

Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

Сам портал работает наподобие поисковика. Чтобы узнать об обязательных требованиях к конкретной бизнес-деятельности, надо выбрать соответствующий ОКВЭД и далее, при необходимости, установить фильтры.

Кроме того, сервис предлагает предпринимателям пройти самопроверку и убедиться в том, что их бизнес выполняет необходимые требования законодательства. Ответив на ряд вопросов, они могут узнать, какие ведомства могут прийти к ним с проверкой.

Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

Пока на портале везде появляется предупреждение о том, что работа над проектом продолжается, поэтому информацию можно получить только по некоторым сферам деятельности.

Правила формирования реестра обязательных требований

Правила установлены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 128.

В них говорится о том, что актуализация сведений об обязательных требованиях, производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу акта, содержащего новое требование или вносящего изменения в нормативный правовой акт с обязательным требованием. В некоторых случаях сведения будут актуализироваться в течение 10 рабочих дней.

Заработал портал с обязательными требованиями к бизнесу

Минцифры и Минэкономразвития РФ в пилотном режиме запустили портал, на котором организации могут проверить, какие обязательные требования предъявляются к их работе. Достаточно ввести в поиск название или номер ОКВЭДа, чтобы увидеть подробную информацию.

Портал, интегрированный с Реестром обязательных требований, заработал в исполнение вступившего в силу 1 марта 2021 года постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128. В сервисе собрана информация о тех пунктах законодательства, которые проверяют контрольно-надзорные органы.

Это база данных, где систематизированы документы и требования в различных сферах деятельности. Здесь организации получат полную информацию о нормах НПА, которые они должны исполнять.

Сейчас портал работает в пилотном режиме, информация регулярно дополняется. Замглавы Минцифры РФ Олег Качанов отметил: «Во время пилотного запуска портала наша главная задача – получить обратную связь от пользователей. В будущем мы сформируем план по его дальнейшим улучшениям и развитию».

  • Управляющие домами организации уже сейчас могут проверить, какие требования предъявляются к их работе. Для этого в поиске нужно написать название или номер ОКВЭДа:
  • Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу
  • По управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в реестре найдено 1569 требований. Их перечень можно скачать в виде эксель-таблицы:
  • Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

В таблице написано само требование, кто его проверяет, статус и срок действия. Вы узнаете, на основании какого нормативного акта проходит проверка и что будет, если найдут нарушения. Здесь же есть ссылки на утверждённые проверочные листы и руководства по соблюдению обязательных требований.

Создатели портала планируют, что открытый доступ бизнеса к обязательным требованиям поможет снизить количество нарушений и повысить уровень юридической осведомленности о требованиях у начинающих предпринимателей.

Читайте подробнее об ОКВЭДе 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или по договору». Бизнес обязательно должен выполнять требования к пожарной безопасности. Узнайте, как УО соблюсти новые правила, которые действуют с 1 января 2021 года.

Минэкономразвития решило, как пересматривать обязательные требования к бизнесу

Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

Минэкономразвития обещает ослабить контроль за бизнесом / Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития перерабо­тало и еще раз внесло в правительство законопроект, определяющий правила пересмотра обязательных требований для бизнеса («Об обязательных требованиях»). «Ведомости» ознакомились с его копией, представитель министерства подтвердил подлинность. Проект поступил в аппарат правительства, говорит его представитель, теперь он будет направлен в министерства и ведомства.

Законопроект – часть механизма «регуляторной гильотины». По нему министерства и ведомства должны пересмотреть правила своего контроля и до 2021 г. отменить необоснованные требования к бизнесу.

Сейчас существует около 2 млн требований к компаниям и более 200 видов контроля за ними. В 2016 г.

председатель правительства Дмитрий Медведев оценивал потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2024 г. на 50%.

Минэкономразвития предлагает поделить требования на три категории по степени ответственности за их нарушение. Требования, составляющие гостайну, а также относящиеся к сфере госбезопасности, под гильотину не попадут.

Согласно законопроекту, все остальные обязательные требования должны пересматриваться каждые пять лет. Все они будут включены в специальный перечень, требования не из списка применяться не могут.

Но не ясно, что делать, если требование в списке, но не отвечает критериям законопроекта, обращает внимание советник коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Армен Джагарян.

У бизнеса к законопроекту претензии остались.

Он касается только требований, установленных нормативно-правовыми актами, и не затрагивает, например, СанПин, ГОСТы, международные стандарты, жаловался бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко, сообщал «Интерфакс». Проект не распространяется на федеральные законы и технические регламенты, в которых также есть много обязательных и не всегда обоснованных требований, согласен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Не ясно, как новый закон будет регулировать требования, устанавливаемые регионами, говорит директор аналитического центра «Форум» Александр Брагин. В целом в проекте много неопределенных формулировок, жаловался Титов.

Также нужно определить правила пересмотра требований, который должен проводиться каждые пять лет, предупреждает Джагарян. Получается, огромный массив обязательных требований становится временным, нужен переходный период, говорит он.

Еще одна проблема – исключения из гильотины отдельных ведомств и министерств. В начале июня 12 ведомств попросили правительство избавить их от гильотины.

Даже если кого-то выведут из-под действия гильотины, это будет исключительный случай, уверяет федеральный чиновник, исключения должны быть минимальными.

Система обязательных требований сильно устарела, сфер, которые возникли недавно, немного и они формировались на основе старого подхода к регулированию, объясняет он.

Минцифры России запустило реестр обязательных требований к бизнесу в рамках госконтроля

ИТ в госсекторе

01 Марта 2021 17:52 01 Мар 2021 17:52 |

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о запуске в опытную эксплуатацию реестра обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках госконтроля. Федеральная государственная информационная система (ФГИС) создана для реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере контрольно-надзорной деятельности.

Данное обязательство возложено на Минцифры России после утверждения Правительством Российской Федерации правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований 6 февраля 2021 года.

Цель создания реестра — систематизация обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (НПА), ведение актуальной электронной базы данных таких НПА, а также информирование заинтересованных лиц об обязательных требованиях.

«Минцифры России как оператор системы обеспечивает ее бесперебойное функционирование в соответствии с техническими, качественными, функциональными и эксплуатационными требованиями к реестру.

Сведения, содержащиеся в реестре, будут размещаться на специализированном публичном портале, функционирование которого также обеспечит Минцифры России до 1 июля 2021 года.

Все эти инструменты призваны помочь бизнесу соблюдать обязательные требования», — сообщил замглавы Минцифры России Олег Качанов.

Среди функциональных возможностей системы — автоматическое распознавание в текстах НПА обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения. Это упрощает процессы наполнения и поддержания реестра обязательных требований в актуальном состоянии.

Читайте также:  Учет в сельском хозяйстве

Система выступает в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей ФОИВ-регуляторов, контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при Правительстве РФ при дальнейшей актуализации НПА, содержащих обязательные требования.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2022

CNews Analytics Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

Среди прочего функционала, ФГИС имеет возможность планирования и проведения очных и заочных заседаний рабочих групп, учета планов-графиков разработки нормативных правовых актов, мониторинга этапов согласования проектов актов.

Данное решение позволило автоматизировать деятельность 43 рабочих групп, в системе уже работают более 3,5 тыс. пользователей, состоялось более 800 заседаний рабочих групп.

В настоящее время реестр, работа над которым ведется совместно с Минэкономразвития России, позволяет оперативно информировать Правительство Российской Федерации о ходе реализации «регуляторной гильотины» в части пересмотра актов с обязательными требованиями.

«В рамках пилотного проекта будут сделаны первые шаги к выделению обязательных требований и их систематизации.

После завершения эксперимента с 5 федеральными органами исполнительной власти, мы планируем масштабировать Реестр на деятельность остальных органов власти, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность.

Инструменты, реализуемые при создании системы должны быть полезны как предпринимателям, так и органам государственной власти, устанавливающим новые обязательные требования и осуществляющим контроль за их исполнением», — отметил статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.

  • Приложения для слежки за чужим смартфоном, за которые вам ничего не будет

Владимир Бахур

Подписаться на новости Короткая ссылка

Что представляет собой реестр обязательных требований к бизнесу

Ведение бизнеса предполагает исполнение большого числа требований и норм. У предпринимателей то и дело возникает опасность нарушить букву закона, что-то пропустить или неверно интерпретировать.

За нарушением следуют санкции, и развивать бизнес становится проблемой. Решение наше Правительство видит в создании реестра обязательных требований к бизнесу. Сервис уже запущен.

На начальном этапе он работает в пилотном режиме, база сведений постоянно расширяется.

Кто и как формирует реестр

Постановление Правительства № 128 от 6/02/21 г. утверждает касающиеся реестра правила. Документ описывает формирование, ведение и актуализацию (регулярное обновление) сведений, содержащихся в реестре.

Первоначальные сведения органами федеральной исполнительной власти уже внесены согласно плану.

Если в силу вступает новый законодательный акт, который содержит новое требование к бизнесу, не позднее пятидневного срока в рабочих днях обновления должны появиться в реестре. В определенных случаях законодатель увеличивает срок до десяти дней (п.

19, 20 Постановления). Такие же сроки действуют при внесении обязательных изменений в законодательный акт, когда уже действующие требования корректируются.

В формировании базы на сегодняшний день принимают участие:

  • Роструд.
  • Роспотребнадзор.
  • Росаккредитация.
  • МЧС России.
  • Минстрой России.

Контролировать реестр будет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры). Работа ведется совместно с Минэкономразвития.

Что получает бизнес

Реестр обязательных требований представляет собой Федеральную государственную информационную систему (ФГИС).

Минцифры заявляет о широких возможностях системы:

  • автоматическое определение в текстах нормативных актов обязательных требований;
  • проверка нормативно-правовых актов на дублирование;
  • использование ее как единой платформы для взаимодействия всех заинтересованных в развитии ФГИС сторон (правовых экспертов, органов надзора, правительственных аналитиков и пр.);
  • отслеживание устаревших правовых норм и пересмотр актов с обязательными требованиями;
  • возможность анализировать наиболее частые нарушения и выявлять причины.
  • Такая работа, по заверению чиновников, приведет к созданию системы, полезной как органам государственной власти, которые устанавливают новые законодательные требования и контролируют их исполнение, так и бизнесу, работающему по этим нормам.
  • Пока в проекте работают 5 федеральных органов исполнительной власти, но у Минцифры есть планы по его масштабированию в дальнейшем.
  • Уже сейчас представители бизнеса могут использовать ФГИС для упрощения работы с юридическими текстами, что позволит:
  • минимально контактировать с органами контроля и надзора;
  • сократить время на изучение НПА, выбирая лишь самую необходимую информацию из официальных текстов;
  • сориентировать в правовом поле начинающих предпринимателей, открывающих тот или иной бизнес;
  • минимизировать число нарушений;
  • уменьшить административное давление на бизнес.

Работа бизнеса в целом должна стать более легкой и прозрачной.

Как им пользоваться

Структуру реестра можно оценить как простую и удобную. Не нужно обладать углубленными юридическими и иными знаниями, чтобы найти нужную информацию и воспользоваться ею.

Имеется два основных раздела:

  • обязательные требования;
  • акты.

Первая закладка представляет собой общую базу требований для бизнеса. Загружено приблизительно 4,5 тыс. требований, идет дальнейшее наполнение базы. Каждое требование подробно описано.

Пример требования: работники торговли, имеющие контакт с пищевой продукцией, обеспечиваются санитарной одеждой. Пользователь сразу видит краткое описание требования, ОКВЭД, при которых оно актуально (46, 47), какой орган осуществляет контроль (Роспотребнадзор). Большая часть информации – это ссылки, раскрывающие краткие формулировки более полно. Заинтересованный бизнесмен может узнать:

  • описание кодов ОКВЭД;
  • статус требования (действующее или нет);
  • до какого срока действует;
  • каким актом установлено;
  • какова конкретная ответственность за нарушение и пр.

Отдельно собраны актуальные законодательные акты (уже свыше 500) с аналогичным описанием: к какому ОКВЭД относится, кто контролирует исполнение и пр.

Ресурс работает как единая поисковая система. Основная информация, необходимая на старте, – актуальный для фирмы ОКВЭД. Информацию можно при необходимости отфильтровать и уточнить. Как пользоваться поиском, интуитивно понятно сразу, и сложностей обычно не вызывает.

Есть интересная и полезная функция самопроверки бизнеса. Прошедшим по ссылке предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся их фирмы. В результате тестирования сервис выдаст информацию, какие контролирующие органы могут проверить ее работу.

Принимаются предложения по улучшению работы портала. Их можно оставить, используя форму обратной связи внизу страницы. Перейти к форме можно по ссылке или через QR-код. Проект можно найти по адресу https://ot.gov.ru/

Сервис запущен в тестовом режиме. Очевидно, что Минцифры рассчитывает привлечь к работе по его улучшению не только специалистов и чиновников контролирующих органов, но и рядовых пользователей.

Реестр обязательных требований с 2021 года

Реестр обязательных требований – это федеральная государственная информационная система (ФГИС), которая создана в рамках механизма «регуляторной гильотины» в сфере контрольно-надзорной деятельности. То есть, чтобы основные обязательные требования были в одном месте, а не в многочисленных разрозненных нормативных и подзаконных актах.

В итоге, Реестр обязательных требований создан с целью:

  • систематизация обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах;
  • введения актуальной электронной базы данных таких актов;
  • информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.

Основные практические плюсы Реестра обязательных требований для бизнеса в том, что из него можно узнать:

  • в чем суть конкретного обязательного требования (условия, ограничения, запреты, обязанности);
  • действует оно или утратило силу (причём все недействующие требования будут в Реестре на постоянной основе);
  • срок действия требования;
  • каким нормативным актом установлено (реквизиты и текст со ссылкой);
  • на кого или на что оно распространяется (например, оценка соответствия продукции);
  • как проверяют соблюдение требования;
  • какие документы или сведения подтверждают его выполнение;
  • ответственность за нарушение и нормативный акт, которым установлена.

Соответственно, будет понятно, насколько обоснованы претензии проверяющих.

Как формируется Реестр

Правила формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 128. Этим же документов закреплён план-график формирования этого реестра.

НАИМЕНОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ФОРМА ОЦЕНКИ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СРОК ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ В РЕЕСТР
Роструд охрана труда федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 30 апреля 2021
Роспотребнадзор предоставление услуг населению
оказание услуг общественного питания
оказание услуг предприятиями торговли
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор 30 апреля 2021
Росаккредитация аккредитация юрлиц и ИП в национальной системе аккредитации федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, аккредитация юрлиц и ИП в национальной системе аккредитации 30 апреля 2021
МЧС обеспечение пожарной безопасности федеральный государственный пожарный надзор 31 мая 2021
Минстрой управление многоквартирными домами лицензионный контроль в отношении лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами 30 апреля 2021
Читайте также:  Как получить гражданство испании гражданину россии и другим: необходимые документы

Оператором Реестра обязательных требований выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Оно обеспечивает его бесперебойную работу.

Вносить сведения в Реестр обязательных требований могут федеральные органы исполнительной власти, в том числе осуществляющие государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений и аккредитацию.

До 1 июля 2021 года должен заработать официальный сайт Реестра обязательных требований.

Среди функциональных возможностей системы – автоматическое распознавание в текстах законов обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения. Это упрощает наполнение и поддержание Реестра обязательных требований в актуальном состоянии.

Система выступает в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей фед. органов исполнительной власти (регуляторов), контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при Правительстве РФ при дальнейшей актуализации законов, содержащих обязательные требования.

Среди прочего функционала, данная ФГИС имеет возможность:

  • планирования и проведения очных и заочных заседаний рабочих групп;
  • учета планов-графиков разработки нормативных правовых актов;
  • мониторинга этапов согласования проектов актов.

Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев:

«В рамках пилотного проекта будут сделаны первые шаги к выделению обязательных требований и их систематизации.

После завершения эксперимента с 5 федеральными органами исполнительной власти, мы планируем масштабировать Реестр на деятельность остальных органов власти, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность.

Инструменты, реализуемые при создании системы должны быть полезны как предпринимателям, так и органам государственной власти, устанавливающим новые обязательные требования и осуществляющим контроль за их исполнением.»

  • Все эти инструменты призваны помочь бизнесу соблюдать обязательные требования.
  • Обновлять сведения в Реестре обязательных требований по общему правилу будут не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу нормативного акта с новыми требованиями или с поправками к действующим.
  • Использованы материалы: сайт Минцифры.

Контроль и надзор замкнут в реестре

С марта 2021 года Минэкономики рассчитывает запустить единый реестр обязательных требований, которые предстоит соблюдать бизнесу после срабатывания «регуляторной гильотины».

Реестр консолидирует информацию по всем требованиям в зависимости от сферы экономической деятельности — от нормативных источников требований до возможных санкций за их нарушения.

Сам реестр будет регулярно обновляться — в целом же информационный ресурс может повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности, ожидают эксперты.

Минэкономики готовится запустить с марта 2021 года единый реестр обязательных требований к бизнесу, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства. Речь идет об обязательных требованиях, которые предстоит соблюдать бизнесу после срабатывания «регуляторной гильотины» — отмены избыточных и устаревших требований к бизнесу.

Напомним, что в течение 2020 года ведомства совместно с экспертами должны пересмотреть обязательные требования на их соответствие риск-ориентированному подходу, заложенному в основу реформы контрольно-надзорной деятельности (см. “Ъ” от 18 июля).

С 1 января 2021 года все неактуализированные требования будут отменены, а их оценка недопустима, как и привлечение бизнеса к ответственности за их несоблюдение.

Новые требования должны вступить в силу 1 марта 2021 года — к этому сроку Минцифры (предполагаемый оператор реестра) должно обеспечить его запуск и функционирование.

Первыми сведения о своих требованиях в реестр внесут четыре ведомства: Роструд (в сфере охраны труда), Роспотребнадзор (общепит и бытовые услуги населению), Росаккредитация (аккредитация юрлиц и ИП), МЧС (противопожарной безопасности населения) — до 1 апреля.

Реестр должен систематизировать все предъявляемые к бизнесу требования: так, в него войдут сведения об их составе (условия, ограничения, запреты и обязанности) и ссылки на нормативно-правовые акты, содержащие эти требования.

Ведомства при внесении требований в реестр также будут указывать сроки их действия и круг лиц, на который они распространяются. В реестр войдет и информация о возможных санкциях за нарушения поднадзорных — например, количественные характеристики санкций, формы юридической ответственности и перечень госорганов, которые уполномочены привлекать бизнес к административной ответственности.

Как указывают авторы проекта, документ должен создать правовые основы «доведения обязательных требований до сведения лиц, обязанных их соблюдать». В деловых сообществах идею создания реестра оценивают положительно.

По словам главы экспертного центра по уголовно-правовой политике «Деловой России» Екатерины Авдеевой, проект за счет доступности сведений должен повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и снизить административную нагрузку на бизнес.

«Сам по себе реестр должен стать неким справочником, чтобы подконтрольные могли убедиться в том, что от них не требуют соблюдения требований, которых нет»,— пояснил “Ъ” вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Предполагается, что сам реестр будет регулярно обновляться: так, при актуализации обязательных требований сведения об изменениях должны быть внесены минимум за пять дней до вступления поправок в силу, следует из проекта.

Отметим, что такие изменения могут стать постоянными: работа по пересмотру обязательных требований с 2021 года также должна стать постоянной — решения об их отмене или пролонгации будут зависеть от эффективности требований (см. “Ъ” от 9 сентября).

Диана Галиева

Минцифры запустило онлайн-реестр обязательных требований к бизнесу

Реестр представляет собой федеральную государственную информационную систему (ФГИС), цель ее создания — систематизация обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, ведение актуальной электронной базы данных таких актов, а также информирование заинтересованных лиц об обязательных требованиях, поясняет Минцифры. ФГИС создана создана для реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере контрольно-надзорной деятельности. Обязательство по запуску реестра возложено на Минцифры России вступившим в силу с 1 марта постановлением правительства, которым утверждены правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований.

Как поясняет Минцифры, среди функциональных возможностей системы — автоматическое распознавание в текстах правовых актов обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения, что упрощает процессы наполнения и поддержания реестра обязательных требований в актуальном состоянии.

Система выступает в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей федеральных органов власти, контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при правительстве РФ при дальнейшей актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

Кроме того, ФГИС имеет возможность планирования и проведения очных и заочных заседаний рабочих групп, учета планов-графиков разработки нормативных правовых актов, мониторинга этапов согласования проектов актов.

«Данное решение позволило автоматизировать деятельность 43 рабочих групп, в системе уже работают более 3,5 тысячи пользователей, состоялось более 800 заседаний рабочих групп», — отмечает Минцифры.

Отмечается, что в настоящее время реестр, работа над которым ведется совместно с Минэкономразвития, позволяет оперативно информировать правительство РФ о ходе реализации «регуляторной гильотины» в части пересмотра актов с обязательными требованиями.

»Сведения, содержащиеся в реестре, будут размещаться на специализированном публичном портале, функционирование которого также обеспечит Минцифры России до 1 июля 2021 года. Все эти инструменты призваны помочь бизнесу соблюдать обязательные требования», — приводятся в сообщении слова замглавы Минцифры Олега Качанова.

«В рамках пилотного проекта будут сделаны первые шаги к выделению обязательных требований и их систематизации.

После завершения эксперимента с 5 федеральными органами исполнительной власти мы планируем масштабировать реестр на деятельность остальных органов власти, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность.

Инструменты, реализуемые при создании системы, должны быть полезны как предпринимателям, так и органам государственной власти, устанавливающим новые обязательные требования и осуществляющим контроль за их исполнением», — отметил статс-секретарь — замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Херсонцев.

Читайте также:  Надо ли доплачивать работнику, если он подменяет другого работника в период обеда?

Предпринимателям больше не придется соблюдать ненужные обязательные требования

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.

Legal

«Регуляторная гильотина» освободила бизнес от обременительных обязанностей: теперь во время государственных проверок будет оцениваться выполнение новых правил, а не устаревших.

Но эта реформа законодательства не коснулась некоторых важных сфер – налоговой, таможенной и др.

В условиях экономического кризиса, помноженного на пандемию коронавируса, государство пытается уменьшить административную нагрузку на бизнес. Этой цели служит и «регуляторная гильотина» – реформа законодательства на основе Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступившего в силу 1 ноября 2020 г.

Этот закон отменяет многочисленные нормативы времен СССР/РСФСР, принятые в условиях государственно-плановой экономики и не соответствующие современным реалиям.

До последнего времени эти правила оставались обязательными, а их несоблюдение предпринимателями могло повлечь наложение административного штрафа, приостановление деятельности, лишение лицензии и прочие негативные последствия.

По новому закону отменяются и содержащие обязательные требования акты государственных органов и Правительства РФ, утратившие свою актуальность. Перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых отменяются устаревшие нормативные акты, утвержден федеральным правительством 15 декабря прошлого года. С 1 января 2021 г.

при осуществлении государственного контроля (надзора) проверке и оценке подлежит соблюдение только тех требований, которые вступили в силу с 1 января 2020 г. и позже. Таким образом, исполнять акты с обязательными требованиями, принятые до этой даты, не потребуется даже в том случае, если они не были отменены.

Однако «регуляторная гильотина» затрагивает не всё законодательство. В силе остаются нормативные акты, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г.

№ 2467, среди которых постановления правительства и нормативы основных министерств и ведомств – Минтранса, Минздрава, Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития и др.

Кроме того, действие нового закона не распространяется на обязательные требования в сфере обороны и оборонного заказа, налогов и сборов, таможенного, валютного регулирования и контроля, стандартов оказания медицинской помощи и в некоторых иных отраслях, имеющих большую публичную значимость.

Помимо отмены устаревших норм, налагавших на предпринимателей обязательные, но на деле ненужные и обременительные обязанности, «регуляторная гильотина» вносит в жизнь бизнес-сообщества и другие позитивные изменения.

В частности, любые обязательные требования теперь изначально должны соответствовать принципам законности, обоснованности, правовой определенности и системности, исполнимости, открытости и предсказуемости.

Эти принципы призваны сделать условия взаимодействия власти и бизнеса сбалансированными, понятными и прогнозируемыми.

Важным проявлением принципа законности является запрет на применение обязательных требований по аналогии, что исключает для органов государственного контроля возможность в отсутствие специальных требований распространять на предпринимателей действие похожих требований.

Принцип обоснованности предусматривает необходимость установления обязательных требований не произвольно, а для устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям при условии, что это будет возможной и достаточной мерой защиты таких ценностей. При этом оценка наличия риска причинения вреда должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации.

Принцип правовой определенности и системности означает, что обязательные требования должны быть ясными, логичными, понятными для тех, кому они адресованы, а также для контрольно-надзорных органов. Обязательные требования не должны дублировать друг друга и вступать между собой в противоречие.

Принцип открытости и предсказуемости чрезвычайно важен для предпринимательского сообщества. Так, проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению.

Сроки их вступления в силу должны определяться с учетом времени, необходимого бизнесу для подготовки к ведению деятельности в соответствии с вводимыми обязательными требованиями.

Не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах.

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов.

Обязательные требования должны быть исполнимыми и учитывать затраты предпринимателей на их исполнение. Эти затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым соблюдением обязательных требований при обычных условиях ведения предпринимательской деятельности.

Перечисленные принципы, закрепленные в ст. 4–9 Закона «Об обязательных требованиях», помогут предпринимателям отстаивать свои права в спорных ситуациях, связанных с проведением государственных и муниципальных проверок. Обязательные требования, не соответствующие этим критериям, не подлежат исполнению и могут быть эффективно оспорены в суде.

С 1 января этого года при проведении проверок, выдаче лицензий и иных разрешений, аккредитации государственным органам запрещено оценивать соблюдение обязательных требований, содержащихся в не опубликованных официально нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.

С 1 февраля этого года начал действовать п. 1 ст. 3 Закона «Об обязательных требованиях».

Согласно этому пункту обязательные требования должны вступать в силу с 1 марта или 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования акта законодательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.

Это положение направлено на реализацию принципа открытости и предсказуемости обязательных требований, оно позволит предпринимателям подготовиться к исполнению будущих требований и заранее спланировать свою деятельность.

По новым правилам большинство актов с обязательными требованиями должны действовать не более 6 лет со дня вступления в силу. Срок может быть продлен не более чем на 6 лет. Это правило направлено на своевременное и систематическое обновление обязательных правил для того, чтобы нормативная база не устаревала, соответствовала текущим реалиям и отвечала потребностям бизнеса и общества.

Если имеются противоречащие друг другу обязательные требования, установленные нормативными актами разной юридической силы, следует руководствоваться актами большей юридической силы. Например, если в противоречии оказались приказ министерства и постановление правительства, нужно руководствоваться последним.

Для систематизации обязательных правил и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень таких требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.

Федеральные органы исполнительной власти, от которых исходят нормативные правовые акты с обязательными требованиями, обязаны давать официальные разъяснения таких требований. Это позволит избежать их ошибочного толкования и упростит исполнение.

Органы исполнительной власти должны информировать контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, об их правах и обязанностях, о полномочиях федеральных контролирующих и надзорных органов и их должностных лиц и т.д.

Такое информирование осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований.

Необходимость отмены устаревших нормативных актов, содержащих обязательные требования и учитываемых госорганами при проведении мероприятий по контролю и надзору, назрела давно.

Тормозящий развитие экономики эффект этих правил заключался в том, что их соблюдение налагало на предпринимателей дополнительную финансовую и организационную нагрузку, что негативно сказывалось на конечных результатах их деятельности.

Хочется надеяться, что с применением «регуляторной гильотины» большая часть таких проблем уйдет в прошлое вместе с массивом отмененных правовых актов, а новые обязательные требования будут приниматься государством на гораздо более понятных и приемлемых для бизнеса условиях.

Плюсы нововведений очевидны: вести бизнес станет немного проще; требования госорганов станут более адекватными текущей экономической ситуации в стране; предпринимательское сообщество будет избавлено от лишних расходов, связанных с соблюдением никому не нужных, но обязательных требований. Это позволит высвободить часть ресурсов для развития бизнеса и увеличения зарплат работников.

Минусы состоят в том, что законодатель, как это часто бывает, ограничился полумерами. Реформа, направленная на сокращение числа обязательных требований и отмену устаревших правил, не коснулась некоторых важных сфер, таких как налоговое и таможенное законодательство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector