Сокращение численности работников – один из эффективных способов уменьшить расходы или снизить темпы производственной деятельности, если продукт организации перестал приносить достаточную прибыль. В статье мы расскажем, как избежать ошибок при сокращении штата работников.
Если работодатель решил сократить численность работников, ему необходимо учесть все нюансы этого сложного процесса. Допущенные ошибки не снижают, а, напротив, значительно увеличивают расходы на персонал.
Например, суд может восстановить работника на работе и обязать работодателя выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула (ст. 394 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ), а также возместить моральный ущерб (ст. 237 ТК РФ). При этом работодатель обязан оплатить все судебные расходы (ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Кроме того, если работник обратится за защитой своих прав в инспекцию труда, при неправильном оформлении сокращения работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Рассмотрим типичные ошибки, которые совершают работодатели, оформляя сокращение штата.
1. НЕПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯЮТ УВЕДОМЛЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ
Предупреждая работников о сокращении, необходимо учесть все требования закона, а также сложившуюся практику, чтобы снизить в дальнейшем риск споров. Рекомендуем оформить уведомление о сокращении численности (штата) работников. Чем подробнее будет составлен документ, тем меньше вопросов, непонимания и раздражения он вызовет у работников (Пример 1).
2. РАБОТНИКОВ НЕ УВЕДОМЛЯЮТ О СОКРАЩЕНИИ ИЛИ УВЕДОМЛЯЮТ С НАРУШЕНИЯМИ
Важный нюанс – о сокращении должны быть предупреждены абсолютно все сокращаемые работники и в срок.
Согласно части второй ст. 180 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме предупредить работников под роспись об их сокращении не менее чем за два месяца до увольнения.
Если работник отказывается ознакомиться с уведомлением или расписаться об ознакомлении с ним, то работодателю придется прочитать уведомление работнику вслух и составить акт, в котором должны расписаться два-три работника, присутствовавшие при ознакомлении (Пример 2).
Однако в сроках уведомления работника есть исключения.
Уведомление за несколько дней.
Например, если с работником заключен срочный трудовой договор сроком до двух месяцев, то о сокращении его нужно предупредить в письменной форме не менее чем за три календарных дня (часть вторая ст.
292 ТК РФ). Работника, который занят на сезонных работах, о сокращении следует письменно предупредить не менее чем за семь календарных дней (часть вторая ст. 296 ТК РФ).
Уведомление при болезни и отпуске. Если работника необходимо уведомить о сокращении, а он находится в отпуске или на больничном, лучше дождаться его выхода на работу и вручить уведомление лично. Но если это дистанционный работник либо руководство требует известить работника несмотря на отпуск?
В этом случае нужно отправить уведомление о сокращении по всем известным адресам нахождения работника ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (Пример 3). Датой уведомления считается дата получения работником ценного письма.
Если работник доступен по телефону, стоит позвонить ему и рассказать о необходимости получить уведомление. Причем сделать это нужно по громкой связи и при свидетелях. Разговор нужно зафиксировать актом (Пример 4). Подобный акт говорит о добросовестности работодателя и подтверждает, что он сделал все возможное, чтобы уведомить работника о сокращении.
3. НЕ ПРЕДЛАГАЮТ ВСЕ ПОДХОДЯЩИЕ ВАКАНСИИ
Если в организации имеются вакансии, их следует предлагать сокращаемому работнику (если они подходят ему по квалификации и состоянию здоровья) по мере их появления в течение двух месяцев, пока действует срок предупреждения об увольнении в связи с сокращением (часть третья ст. 81 ТК РФ).
Нередко суды восстанавливают работников именно из-за того, что им предложили не все вакансии. Суды тщательно проверяют, совпадают ли должности в штатном расписании и в предложениях о вакансиях (см., например, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.02.2015 по делу № 33-949/2015, А-9).
- Предлагать нужно не только должности, соответствующие квалификации работника, но и нижестоящие.
- ВОПРОС В ТЕМУ
- Нужно ли предлагать вакантную вышестоящую должность?
Как на данные о численности работников получателей льготных кредитов влияла отчетность СЗВ-М?
Организации, возобновлявшие деятельность в условиях распространения коронавируса, получили право обратиться в банк за льготным кредитом по ставке 2%.
Льготный кредит могли получить только те работодатели, у которых был сформирован штат сотрудников, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696.
- Этот порядок, в том числе, предусматривает, что численность работников заемщика надо определять исходя из сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года.
- В него включалась информация из расчетов страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные от ПФР.
- Таким образом, первоисточником информации о численности сотрудников была отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в ПФР.
- При этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежали актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Как определялась численность сотрудников организаций — получателей кредита
Минэкономразвития России в письме от 17.07.2020 № Д13и-22474 привела примеры того, как рассчитывалась численность сотрудников организации, претендующей на получение льготного кредита на возобновление деятельности.
- Пример 1. Заявка введена банком 3 июня 2020 года
- Поскольку на 1 июня 2020 года система ФНС не содержала данные о численности сотрудников заемщика по отчету СЗВ-М за май 2020 года, использовались фактические сведения по состоянию на 1 мая 2020 года исходя из отчета СЗВ-М за апрель 2020 года.
- В таком случае банк мог предложить кредит заемщику на основании расчета или обратиться за ним после 15 июня 2020 года.
- Пример 2. Заявка введена банком 23 июня 2020 года
- Поскольку данные по отчету СЗВ-М за май 2020 года в ФНС поступили, они были использованы для проведения расчетов и мониторинга.
- Размер кредитного лимита рассчитывался на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился после 15-го числа.
- Пример 3. Заявка введена банком 23 июня 2020 года
- Получатель субсидии рассчитал лимит в соответствии с отчетностью СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 г.
- Но плательщик 24 июня 2020 года подал корректирующую отчетность, в которой изменил численность.
- Система фиксировала данные, по которым был рассчитан кредит и не изменяла их в случае корректировки сведений в отчетности.
- Поэтому, размер кредитного лимита рассчитывался на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился после 15-го числа.
- Пример 4. Заявка введена банком 10 июля 2020 года
Банк рассчитал лимит в соответствии с отчетностью СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 года. Размер кредитного лимита рассчитывался на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился до 15-го числа.
- Пример 5. Заявка введена банком в систему 15 июля 2020 года
- Получатель субсидии рассчитал лимит в соответствии с отчетностью СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 года, несмотря на то, что от ПФР поступили данные по отчету за июнь.
- Размер кредитного лимита рассчитывался на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился до 15-го числа.
- Датой обращения заемщика является дата внесения банком заявки заемщика в информационный сервис ФНС.
- Заемщик должен обеспечить осуществление предпринимательской деятельности, сохранение общей численности работников и уровня заработной платы, предусмотренного трудовым договором, но не ниже МРОТ.
- При этом в информационном сервисе отслеживаются общая численность работников заемщика и общая сумма выплаченной заработной платы.
- В качестве риск-факторов выступает снижение показателя численности работников ниже 80% по отношению к данным сервиса по состоянию на 1 июня 2020 года, а также выплата заработной платы ниже МРОТ в расчете на одного сотрудника.
На это обратила внимание ФНС России в письме от 20.11.2020 № АБ-4-19/19051@.
Власти регионов могут получить доступ к налоговой тайне
26.11.2019
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал
Счетная палата РФ выступила с предложением предоставить региональным властям доступ к информации, составляющей налоговую тайну. По мнению специалистов главного органа финансового контроля, это позволит на местах оценить эффективность льгот по налогу на прибыль.
«… Необходимо внести изменения в статью 102 Налогового кодекса в части доступа должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к необходимой для оценки эффективности налоговых расходов информации, составляющей налоговую тайну», — цитирует аудитора Андрея Батуркина официальный сайт Счетной палаты.
В этой связи Коллегия Счетной палаты приняла решение направить соответствующее письмо в Правительство РФ. Предлагаемые изменения, по мнению аудиторов, позволят региональным властям четко определить цели предоставления льгот и необходимые критерии оценки их эффективности.
БУХПРОСВЕТ
По закону не признаются налоговой тайной, в частности, сведения об ИНН субъекта, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Не является налоговой тайной информация о специальных налоговых режимах, применяемых плательщиками, об участии в консолидированной группе плательщиков, о среднесписочной численности работников организации за календарный год.
Также не относятся к налоговой тайне общедоступные сведения, ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
Налогоплательщик может добровольно выразить согласие на то, чтобы сведения о нем, которые составляют налоговую тайну, стали общедоступными. Для этого плательщик направляет в налоговые органы согласие по форме, утвержденной приказом ФНС от 15.11.
2016 № ММВ-7-17/615@. Согласие на снятие режима налоговой тайны делает общедоступными следующие сведения:
- об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов, сборов и взносов (по каждому налогу и сбору);
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год;
- о контрагентах организации.
Чтобы рассекретить лишь часть сведений, в согласии, направляемом в ИФНС, следует указать, какие именно сведения необходимо считать общедоступными.
Подписаться на комментарии Написать комментарий
Фнс создаст соцсеть для обмена налоговой тайной
Компании смогут делиться друг с другом закрытыми сведениями. Ожидается, что инициатива будет реализована в формате «соцсети для бизнеса» на платформе ФНС / Евгений Разумный / Ведомости
Минфин предложил усовершенствовать институт налоговой тайны – инициатива вошла в проект Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг.
Представитель министерства пояснил «Ведомостям», что речь идет о планах узаконить передачу налоговой тайны по заявлению ее собственника. Фактически компаниям будет предоставлено право распоряжаться налоговой тайной по своему усмотрению через налоговые органы.
Переданы будут только те данные, доступ к которым открыл налогоплательщик, и исключительно тем, кому он разрешил, подчеркнул представитель Минфина. Инициатива рассматривается в ответ на современные потребности налогоплательщиков, уточнил собеседник «Ведомостей».
Они не всегда готовы раскрывать информацию в режиме общего доступа – как предполагает действующий сегодня механизм, но при этом заинтересованы в передаче данных узкому кругу доверенных лиц, пояснил представитель Минфина.
Ранее начальник контрольного управления ФНС Максим Чаликов анонсировал запуск сервиса, который должен будет расширить возможности оценки предпринимательских рисков. С таким заявлением он выступил на конференции образовательного проекта «Поддержка», видеозапись с мероприятия была опубликована 9 июня.
«Зная о проблеме отсутствия актуальной информации о потенциальных контрагентах на этапе заключения договорных отношений, мы решаем эту проблему созданием определенного сервиса, который позволил бы, не нарушая нормы ст.
102 НК (о налоговой тайне), доводить информацию, которой мы распоряжаемся, в личный кабинет каждого налогоплательщика», – рассказал тогда Чаликов. Он уточнил, что система будет работать по принципам социальной сети.
Налогоплательщик для получения информации о контрагенте сможет «постучаться» в его личный кабинет и получить необходимую для себя информацию. «Сейчас это решение уже в опытной эксплуатации», – говорил Чаликов на конференции. Условное название сервиса – «Климат-контроль», уточнил он.
ФНС планировала запустить «Климат-контроль» уже к концу 2020 г., указано в Паспорте проекта развития автоматизированной системы «Налог 3». Сервис предназначен как для компаний на общей системе налогообложения, так и для бизнеса на спецрежимах и индивидуальных предпринимателей, следует из документа. Пресс-служба ФНС не ответила на вопросы «Ведомостей».
Обмен налоговой тайной действительно потенциально очень интересный компаниям сервис – например, для более качественной реализации принципа «знай своего контрагента», заявил «Ведомостям» представитель Российского союза промышленников и предпринимателей.
При этом активное внедрение услуги не должно привести к повышению административной нагрузки на бизнес, добавил он, например к необходимости давать множество разрешений на доступ к налоговой тайне для каждого конкретного контрагента.
В запуске сервиса заинтересованы участники госзакупок, честные компании высококонкурентных отраслей, которые надеются на защиту от недобросовестных предпринимателей, демпингующих на рынке за счет налоговой экономии, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Налоговую тайну составляют любые, кроме общедоступных, сведения, полученные налоговыми и таможенными органами, полицией и следствием, а также внебюджетными фондами.
В частности, это первичные документы бухгалтерии, налоговые декларации, закрытая финансовая документация, документы о движении активов, персональные данные работников.Налоговая служба с 2018 г.
ежегодно раскрывает данные предприятий, не составляющие налоговую тайну: о доходах, расходах, суммах уплаченных налогов, численности сотрудников. Но в выборке не все компании.
ФНС объясняла, что публикует данные только хозяйственных товариществ и обществ, а из-за санкций не раскрывает данные крупнейших налогоплательщиков, стратегических компаний, предприятий оборонно-промышленного комплекса. Также ФНС ведет отдельный ресурс на основе бухгалтерской отчетности, который тоже отражает данные не по всем компаниям.
Идея актуальна в свете обеления отдельных отраслей, согласен исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Кроме этого на данный момент доступ к налоговой тайне существенно ограничен даже для госструктур.
Институты развития, большинство ведомств, не говоря уже о банках, не имеют возможности ознакомиться с налоговой историей потребителей своих услуг – только с согласия налогоплательщика, пояснил Шубин.
Либерализация законодательства о налоговой тайне – это шаг вперед по созданию систем обмена данными, построению скоринга для получения налогоплательщиками различных услуг, в том числе от государства, продолжил он. В частности, субсидий, заранее предодобренных кредитов и др., резюмировал Шубин.
Впрочем, компании уже сейчас могут раскрывать налоговую тайну по личной инициативе, например показывать конкретным контрагентам налоговые декларации и/или выписки из книги покупок/продаж, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в СНГ Галина Акчурина.
ФНС активно продвигает добровольный отказ от налоговой тайны в проектах по обелению определенных отраслей и борьбы с недобросовестной конкуренцией. Первыми с 2017 г. начали делиться конфиденциальными сведениями экспортеры зерна и другие игроки сельхозрынка, подписав Хартию АПК.
В обмен на раскрытие части налоговой тайны компания получает доступ к аналогичным данным других игроков. Выявив разрыв по НДС, налоговая направит уведомления всем участникам цепочки, подписавшим согласие на раскрытие налоговой тайны. На решение сомнительной ситуации дается один месяц.
Сейчас ФНС активно продвигает аналогичные проекты в сфере профессиональной уборки (клининга) и техобслуживания помещений – реестр «Белый.ФМ», а также перевозок – Хартия АТС.
На практике инициатива нередко приводит к принуждению участников рынка раскрывать налоговую тайну под угрозой отказа в сотрудничестве, рассказала Акчурина. Налоговые инспекции также настоятельно рекомендуют крупным заказчикам услуг клининга выбирать поставщиков из реестра «Белый.ФМ», сообщали «Ведомости».
Статья 54.1 НК, по которой проходит большинство выездных проверок, требует от бизнеса «осмотрительности» при выборе поставщиков и заключении сделок.
«Если подрядчик оказался недобросовестным налогоплательщиком, инспекция часто предъявляет претензии заказчику, начисляя ему налоги, которые не заплатил контрагент», – отмечает Данилов-Данильян.
Поэтому сервис будет выгоден и заказчикам, которые не хотят рисковать, заключая сделки «непонятно с кем», отмечает он.
Главный вопрос в другом, возражает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Раз у налогового органа достаточно информации, что компания является однодневкой, то почему нет реакции или такая реакция наступает через несколько лет?» Польза от нового сервиса будет только при гарантии, что к компаниям не возникнет налоговых претензий, если, по данным сервиса, у контрагента нет признаков технической компании, подчеркивает Акчурина. Раскрытие налоговой тайны может лишить бизнес коммерческих преимуществ, предупредил Костальгин. Например, у молодых предприятий формально нет бизнес-истории, и многие будут отказываться с ними работать. Другой риск – заказчик, узнав, что у потенциального поставщика мало людей в штате, может настаивать на снижении цены за услуги.
О направлении ответов на вопросы кредитных организаций — получателей субсидии о порядке работы с информационным сервисом фнс россии от 17 июля 2020
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г.
N 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» (далее — Правила, Программа) Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства направляет ответы на вопросы кредитных организаций — получателей субсидии о порядке работы с информационным сервисом ФНС России в рамках Программы.
Абзацем третьим пункта 24 Правил установлено, что численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г.
Источником данных для информационного сервиса ФНС России являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, — Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 г.
В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Примеры разбора ситуаций представлены в приложении к настоящему письму.
Кроме того, обращаем внимание, что расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями, с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Вместе с тем обращаем внимание, что при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) базовый период определяется следующим образом: количество полных месяцев по кредитному договору (соглашению), считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, в случае если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, в случае если он обратился после 15-го числа месяца. При этом обращаем внимание, что датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
- Также отмечаем, что льготный кредит по Программе вправе получить только те индивидуальные предприниматели, кто владеет штатом сотрудников, с которыми заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, при этом Программа не распространяется на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
- В случае осуществления работниками заемщика трудовой деятельности в нескольких субъектах Российской Федерации при расчете размера оплаты труда учитываются районные коэффициенты субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
- Заместитель директора Департаментаинвестиционной политики и развитияпредпринимательства
А.А.Тараканов
Приложение 1
Кейс 1. Заявка введена получателем субсидии (кредитной организацией) в систему ФНС России 3 июня 2020 года.
Поскольку на 1 июня 2020 г. система ФНС России не содержит данные о численности сотрудников заемщика по отчету СЗВ-М за май 2020 г., используются фактические сведения по отчету СЗВ-М (за апрель 2020 г., по состоянию на 1 мая 2020 г.). Указанная численность сотрудников фиксируется для осуществления расчетов и мониторинга.
Получатель субсидии предлагает кредит заемщику на основании расчета или предлагает обратиться за кредитом после 15 июня 2020 г. (после обновления сведений в информационной системе ФНС России).
Кейс 2. Заявка введена получателем субсидии в систему ФНС России 23 июня 2020 года. Поскольку данные по отчету СЗВ-М за май 2020 г. в ФНС России поступили — система использует их для проведения расчетов и мониторинга. Размер кредитного лимита рассчитывается на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился после 15-го числа.
Получатель субсидии предлагает кредит заемщику на основании расчета.
Кейс 3. Заявка введена получателем субсидии в систему 23 июня 2020 г. Получатель субсидии рассчитал лимит в соответствии с отчетностью СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 г. Но плательщик 24 июня 2020 г.
подал корректирующую отчетность, в которой изменил численность. Система фиксирует данные, по которым был рассчитан кредит и не изменяет их в случае корректировки сведений в отчетности.
Размер кредитного лимита рассчитывается на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился после 15-го числа.
Получатель субсидии предлагает кредит заемщику на основании расчета или предлагает дождаться обновления сведений в информационной системе.
Кейс 4. Заявка введена получателем субсидии в систему 10 июля 2020 г. Получатель субсидии рассчитал лимит в соответствии с отчетностью СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 г. Размер кредитного лимита рассчитывается на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился до 15-го числа.
Получатель субсидии предлагает кредит заемщику на основании расчета.
Кейс 5. Заявка введена получателем субсидии в систему 15 июля 2020 г. Получатель субсидии рассчитал лимит в соответствии с отчетностью СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 г.
(несмотря на то, что от Пенсионного фонда Российской Федерации поступили данные по отчету за июнь (по состоянию на 1 июля 2020 года)).
Размер кредитного лимита рассчитывается на 5 полных месяцев, так как заемщик обратился до 15-го числа.
- Получатель субсидии предлагает кредит заемщику на основании расчета.
- Электронный текст документа
- подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
- рассылка
Сведения о среднесписочной численности в 2022 году
Раньше все организации и ИП с работниками были обязаны сообщать в ФНС о том, сколько человек у них работает. Для этого была утверждена специальная форма КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности работников». Установленный срок — 20 января года, следующего за отчетным.
Начиная с отчета за 2020 год, отправлять сведения о среднесписочной численности отдельной формой больше не нужно. Уже по итогам 2020 года эти данные вошли в состав расчета по страховым взносам и стали подаваться ежеквартально. Также их приводят на титульном листе 4-ФСС.
Сроки представления РСВ со сведениями о среднесписочной численности в 2022 году:
- за 2021 год — 31 января 2022;
- за 1-ый квартал 2022 года — 4 мая 2022;
- за первое полугодие 2022 года — 1 августа 2022;
- за 9 месяцев 2022 года — 31 октября 2022;
- за 2022 год — 30 января 2023 года.
Если опоздать или не сдать расчет, ФНС наложит штраф в размере 5 % от не уплаченной в срок суммы за каждый месяц просрочки. Общая величина штрафа не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченных вовремя взносов. Кроме того, за задержку РСВ на 20 рабочих дней налоговая может заблокировать расчетный счет.
Показатель «среднесписочная численность» в РСВ должны отражать и вновь созданные организации, и предприниматели с работниками.
Заполните и отправьте сведения о среднесписочной численности работников (ССЧ) прямо сейчас! Пользуйтесь Экстерном 14 дней бесплатно!
Попробовать бесплатно
Чтобы посчитать среднесписочную численность (ССЧ) в 2022 году, пользуйтесь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 24.11.2021 № 832. Для расчета численности за 2021 год применялся приказ Росстата от 27.11.2019 № 711.
При расчете действуйте в соответствии со следующим алгоритмом.
Этап № 1. Рассчитайте среднесписочную численность (ССЧ) в каждом месяце
Для этого вычислите, сколько работников числилось за каждый календарный день, сложите полученные цифры и разделите на число календарных дней в месяце. В расчет берутся все работники на трудовом договоре, в том числе нетрудоспособные из-за болезни, командированные и пр.
В выходные и праздники количество сотрудников принимается равным тому, сколько их было в предыдущий рабочий день. Но если сотрудник уволился в пятницу, с субботы его учитывать не нужно.
Есть и те категории лиц, которые не участвуют в расчете численности (п. 78 Приказа Росстата от 24.11.2021 № 832).
Пример. У ИП в феврале 2022 года трудилось семь человек. Шестеро отработали все 28 дней, седьмой лишь 18 дней, т. к. был принят на работу 11.02.2022.
Среднесписочная численность работников в ноябре составит:
(6 × 28) + (1 × 18) = 186 / 28 = 6,64 (округлять не нужно).
Этап № 2. Рассчитайте ССЧ тех, кто работал неполный рабочий день
Сотрудники с неполным рабочим временем учитываются пропорционально отработанному времени исходя из продолжительности рабочего времени, установленной трудовым договором, штатным расписанием.
Пример. В ООО «Кот» с установленной продолжительностью рабочего дня 8 часов в ноябре был задействован сотрудник на 3 часа работы в течение 11 рабочих дней. Таким образом, всего сотрудник отработал в ноябре 33 часа (11 х 3).
Общее количество отработанных человекодней = 3 часа в день / 8 рабочих часов стандартно × 11 рабочих дней = 4,13. Месячная ССЧ сотрудников, занятых неполный рабочий день = 4,13 человекодня / 21 рабочий день в ноябре = 0,2 человека.
Обратите внимание, что этот порядок расчета не действует для сотрудников, которым неполный рабочий день полагается по закону. Их учитывайте как полностью занятых.
Этап № 3. Рассчитайте ССЧ за отчетный период
На данном этапе нужно сложить все показатели, полученные на первом и втором этапах. Полученную сумму разделить на количество месяцев в отчетном периоде: 3 месяца для квартала, 6 для полугодия, 9 для 9 месяцев и 12 для года.
Пример. ООО «Санта» создано 01.11.2021.
Продолжительность рабочего дня 8 часов.
В ноябре полный рабочий день отработали 12 человек, а в декабре — 14. Все дни отработаны полностью.
(12 + 14) / 12 = 2,16.
Полученную цифру округляем и получаем 2 человека. Это и будет численность, которую следует указать в расчете по страховым взносам за 2021 год.
Среднесписочная численность работников: как рассчитать
С 2021 года сведения о среднесписочной численности отражаются в отчетности по новым правилам. Разберемся, где и когда надо показывать ССЧ, как правильно рассчитать этот показатель. Тонкости вычислений посмотрим на примерах. Расскажем, как вычислить среднесписочную численность при неполном рабочем дне, за неполный месяц, за год. Чем она отличается от средней и списочной численности.
Под среднесписочной численностью работников (ССЧ) понимается усредненное число сотрудников, которые работали на протяжении отчетного периода. Показатель нужен для отражения в РСВ и 4-ФСС.
Отдельный отчет о среднесписочной численности с 2021 года не подается, все необходимые сведения контролирующие органы получат из Расчета страховых взносов.
Так как отчеты по взносам подаются по итогам 1 квартала, полугодия, 9 месяцев и года, показатель ССЧ надо выводить за аналогичные периоды.
Заполнение и подача 4-ФСС регламентируется Приказом ФСС от 26.09.2016 г. № 381.
В соответствии с этим нормативным документом на титульном листе надо ввести значение среднесписочной численности за период с начала отчетного года.
Форма подается в ФСС не позднее 20 числа после окончания отчетного периода при сдаче на бумажных носителях или до 25 числа после отчетного периода при сдаче в электронном виде.
Заполнение показателя среднесписочной численности в РСВ регламентировано Приказом ФНС от 18.09.2019 г. № ММВ-7-11/470@ — данные отражаются на титульной странице.
Расчет по страховым взносам работодатели направляют в налоговый орган в течение 30 календарных дней после завершения отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Благодаря изменению формы РСВ подавать отдельную отчетность по сведениям о среднесписочной численности не надо (норма актуальна с января 2021 года).
Алгоритм расчета ССЧ за месяц и иные отчетные периоды описан в Приказе Росстата от 27.11.2019 г. № 711.
Сведения о среднесписочной численности работников нужны субъекту хозяйствования в следующих случаях:
- для заполнения отчетности по всем видам страховых взносов — РСВ и 4-ФСС;
- при определении доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение в соответствии с нормами ст. 288 НК РФ;
- при подтверждении права на льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения отдельных операций (сравнивается среднесписочная численность инвалидов с показателем общей ССЧ в соответствии с требованиями п. 3 ст. 149 НК РФ);
- информация о среднесписочной численности важна при подаче налоговых деклараций и расчетов на бумажных носителях — ССЧ должна быть не более 100 человек (ст. 80 НК РФ);
- для заполнения форм статистической отчетности, например, П-4, которая подается всеми юридическими лицами (за исключением тех, кто относится к малому бизнесу) до 15 числа после отчетного периода (ежемесячно);
- для отнесения к малым или средним предприятиям — ССЧ не должна превышать 100 или 250 человек соответственно (ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);
- для применения пониженных тарифов страховых взносов. Например, для ИТ- компаний ССЧ должна быть не менее 7 человек (п. 5 ст. 427 НК РФ).
Списочная численность и среднесписочная численность — разные показатели. Списочный состав персонала является основой для выведения ССЧ. Частая ошибка — отождествление понятий средней и среднесписочной численности.
При расчете первого показателя учитываются все оформленные у работодателя физические лица по трудовым контрактам, по договорам ГПХ и внешние совместители, а среднесписочная численность ориентируется только на штатных работников, то есть ССЧ является составляющим элементом средней численности.
Средняя численность нужна субъектам хозяйствования, например, при оценке возможности перехода на УСН (не более 100 человек в соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) или ПСН (не более 15 человек — п. 5 ст. 346.43 НК РФ).
Срок сдачи среднесписочной численности в 2021 году не установлен, так как эта форма отчетности как самостоятельный документ отменена с января текущего года. Информация подается в составе Расчета по страховым взносам (РСВ). За срыв срока при сдаче РСВ ответственность предусмотрена ст. 119 НК РФ — штраф в размере от 5% до 30% от суммы неуплаченных вовремя взносов, но не менее 1000 руб.
Если субъект хозяйствования не подаст сведения по форме П-4, к нему могут быть применены меры воздействия в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ:
- административный штраф в отношении должностных лиц выписывается в сумме от 10 до 20 тыс. руб.;
- штраф применительно к юридическим лицам в размере от 20 до 70 тыс. руб.;
- при повторном нарушении максимальный уровень взыскания для должностных лиц возрастает до 50 тыс. руб., для предприятий до 150 тыс. руб.
Создавайте РСВ в СБИС. Программа сама сформирует отчет по данным бухучета и сведениям о сотрудниках. Узнать подробнее.
Так как основу ССЧ составляет списочная численность, необходимо определить сначала общее количество работников в штате за каждый день. Далее выводится среднесписочный состав наемного персонала за месяц, после чего можно определить ССЧ по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев или года.
Списочный состав за каждый день определяется на основе табелей учета рабочего времени. Субъекты хозяйствования могут применять собственные формы табелей или использовать рекомендованные Госкомстатом шаблоны Т-12 и Т-13 (унифицированные формы представлены в Постановлении Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1).
Для расчета среднесписочной численности работников по итогам месяца используется следующая формула:
ССЧ за месяц = Сумма показателей СЧ за каждый день / Число календарных дней в месяце.
Учитывается численность наемного персонала за все календарные дни, а не только за рабочие смены (в расчет принимаются и праздничные, выходные дни).
Например, если в рассматриваемом месяце 30 дней, суммировать надо 30 показателей численности и разделить полученную сумму также на 30. В нерабочие дни количество работников приравнивается к показателю за предшествующий рабочий день.
Специалисты, которые отработали неполный месяц, в расчете участвуют как целая единица.
Условия для включения сотрудников в списочную численность:
- физическое лицо трудоустроено по трудовому договору;
- для человека это место работы является основным, даже если он работает на неполную ставку;
- трудовые функции в рассматриваемом месяце выполнялись физическим лицом один день или более;
- сотрудники, работающие на условиях неполного рабочего времени, учитываются в ССЧ пропорционально отработанному времени.
В расчет принимаются лица, работающие в период испытательного срока, надомники, студенты, зачисленные на штатные должности на период прохождения ими производственной практики, декретницы, работники с иностранным гражданством, прогульщики, вахтовики, трудоустроенные лица, находящиеся под следствием. В численность должны входить и собственники предприятия, получающие заработную плату, временно отсутствующие работники (находящиеся на больничных, в отпусках и командировках).
Кто не входит в среднесписочную численность работников:
- внешние совместители;
- лица, привлекаемые к работам по договору ГПХ;
- работники, направленные за границу или переведенные в другую организацию при условии, что за ними не сохраняется заработная плата;
- сотрудники, направленные на учебу с отрывом от выполнения рабочих функций с условием выплаты им стипендии;
- лица, изъявившие желание уволиться и прекратившие выполнение трудовых функций, не включают в списочную численность с момента невыхода на рабочее место;
- собственники, которым не платится заработная плата;
- адвокаты, военнослужащие.
- Формула среднесписочной численности работников за год:
- ССЧ годовая = Сумма показателей ССЧ за все месяцы отчетного года / 12
- Полученный результат округляется до целых единиц.
Некоторые категории работников будут участвовать в формировании показателя списочной численности, но они исключаются из ССЧ.
Такие особенности присущи женщинам, находящимся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком (норма не касается тех, кто работает на условиях неполного рабочего времени).
Также не должны влиять на значение ССЧ специалисты, оформившие учебный отпуск, если за этот период им не сохраняется зарплата.
Предприятие функционирует по графику 5-дневной рабочей недели, все трудоустроенные лица работают полный день. По итогам февраля 2021 года надо вывести среднесписочную численность. В соответствии с табелем рабочего времени имеются следующие данные:
По итогам февраля для расчета ССЧ берется численность . ССЧ за февраль 2021 года составляет
Среднесписочная численность за квартал выводится путем сложения ССЧ за соответствующие месяцы в квартале и деления суммы на 3. Если организация проработала не весь квартал, при определении среднесписочной численности делить надо все равно на 3.
Аналогично расчету показателя ССЧ за квартал проводятся вычисления за другие отчетные периоды. Делить надо на то количество месяцев, за которые берутся данные по списочной численности.
- Задача — определить ССЧ по итогам года. Среднесписочная численность по месяцам представлена в таблице:
- ССЧ за год на предприятии равна
- Для предприятий, созданных не с начала года, и для организаций, осуществляющих сезонную работу, ССЧ выводится путем деления сумм списочного состава за все календарные дни работы на общее число дней в соответствующем месяце.
- Предприятие начало работу с 22 июля 2021 года. Данные по списочной численности за июль:
- ССЧ за июль 2021 года составляет Если у работодателя в отчетном периоде есть сотрудники, которые работают неполный день, учет их численности ведется пропорционально отработанному времени.
- Если сотруднику неполный рабочий день введен по инициативе работодателя, при расчете ССЧ такой работник берется как целая единица.
В Письме ФНС от 22.01.2021 г. № БС-4-11/663@ оговаривается механизм расчета ССЧ для предприятий с обособленными подразделениями.
Информация по среднесписочной численности представляется в составе РСВ по месту нахождения организации. В этом показателе должны быть учтены работники головного офиса и обособленных структур.
В отчетности обособленных подразделений поле для отражения ССЧ в 2021 году не заполняется, в данных за 2020 год ставится «0».