ФСБ будет отправлять информацию ФНС об итогах своей оперативной деятельности

14.01.2020

ФСБ будет отправлять информацию ФНС об итогах своей оперативной деятельностиКоллаж: Legal.Report

ФСБ и ФНС подготовили совместный приказ, в рамках которого спецслужба будет предоставлять налоговикам результаты оперативно-разыскной деятельности. Документ опубликован на портале проектов НПА.

Приказ, как говорится в проекте документа, подготовлен в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях определения порядка представления органами ФСБ  результатов ОРД налоговому органу.

Информация будет использоваться  для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере госрегистрации юридических лиц.

В налоговый орган могут направляться результаты ОРД, при условии, что передача такой информации не угрожает интересам спецслужбы. Решение о предоставлении данных ФНС будет приниматься руководством соответствующих подразделений ФСБ и оформляться постановлением.

Еще одно постановление потребуется, если данные ОРД нужно рассекретить. Результаты ОРД оформляются в виде справки, в которой излагается информация без раскрытия способов, тактики и методики ее получения. А также видов оперативно-разыскных мероприятий, в ходе которых она была получена.

Этот документ направляется в налоговый орган с сопроводительным письмом.

Результаты ОРД также могут  быть представлены по мотивированному запросу налогового органа при наличии у последнего данных, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, законодательства о несостоятельности (банкротстве) и законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влекущих уголовную ответственность.

При этом налоговый орган будет обязан отчитываться перед ФСБ о ходе и результатах использования полученной информации.

Правительство предложило расширить доступ налоговиков к банковской тайне — РБК

Налоговой службе стоит дать больше возможностей для получения информации о клиентах банков, считают в кабмине. Сейчас ФНС может запрашивать банки об операциях физлиц только в рамках налоговых проверок

ФСБ будет отправлять информацию ФНС об итогах своей оперативной деятельности

Антон Вергун / ТАСС

В ближайшие три года российские налоговики могут получить больше возможностей для изучения информации о клиентах банков. Расширение прав Федеральной налоговой службы (ФНС) предусмотрено в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики», которые правительство внесло в Госдуму.

Документом предусмотрено «расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства».

Согласно пояснениям, реализация такой меры «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков». Но какую именно информацию о клиентах и по какой схеме смогут получать налоговики, в документе не сказано.

Правительство также предлагает законодательно закрепить возможность обмена данными между Банком России и ФНС: тогда регулятор получит доступ к сведениям, представляющим налоговую тайну, а налоговая служба — к банковской тайне. Как следует из документа, этот обмен может быть необходим ЦБ «для исполнения возложенных на него функций».

Банк России и ФНС не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Что сейчас ФНС знает о клиентах банков

Российские банки уже обязаны передавать в налоговые органы данные об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний (ст. 86 Налогового кодекса).

С 1 апреля 2020 года в ФНС также поступают сведения об открытии или закрытии электронных кошельков: это затрагивает клиентов таких сервисов, как «Яндекс.

Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других, поскольку они работают через банки.

Кроме того, кредитные организации должны выдавать налоговикам справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определенные периоды. Такое возможно, если в банк поступит мотивированный запрос от налогового органа.

Если речь идет о клиентах-юрлицах или индивидуальных предпринимателях, то основанием для обращения в банк считается проведение налоговой проверки или решение о взыскании задолженности по налогам. Если ФНС хочет проверить банковскую информацию о гражданине, подача запроса возможна только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа.

Еще один повод для проверки счетов и операций физлица — запрос иностранного налогового органа, с которым у России налажен обмен фискальной информацией.

Зачем ФНС новые полномочия

ФНС стремится получить неограниченный доступ к банковской тайне давно, с начала 2000-х годов, напоминает партнер юридической Paragon Advice Group Александр Захаров.

«Действующий премьер Михаил Мишустин в то время уже работал в Министерстве налогов и сборов (было преобразовано в налоговую службу в 2004-м. — РБК), он эту тему прекрасно знает.

Еще с тех пор Центробанк активно защищал банковскую тайну, поскольку открытие доступа ко всем банковских проводкам могло снизить доверие к банковской системе», — поясняет собеседник РБК.

Планы расширить полномочия ФНС можно трактовать как желание дать налоговым органам возможность получать банковские данные клиентов-физлиц вне налоговых проверок, допускает партнер ФБК Legal Надежда Орлова.

Подобная инициатива обсуждалась еще летом 2018 года. ФНС направляла такое предложение в Минфин, писал «Коммерсантъ».

Но Илья Трунин, на тот момент занимавший пост заместителя министра финансов, заявлял, что налоговикам не нужны новые полномочия для повышения сборов налогов с физлиц.

Налоговых проверок физлиц сейчас проводится немного — это трудоемкий процесс с неочевидной эффективностью, замечает Орлова. Но все может измениться, если ФНС получит больше данных о гражданах от банков.

В этом случае служба сможет анализировать данные о движениях денежных средств, выделять конкретные группы налогоплательщиков и точечно проводить проверки, говорит эксперт.

Аналогичный подход ФНС уже применяет к юрлицам, по которым у службы больше данных, напоминает она.

Что это значит для банков

Налоговики часто требуют от банков информацию и документы, которые прямо не относятся к финансовым операциям, отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

«Например, это информация об IP и MAC-адресах, с которых осуществляется дистанционное управление счетами, а также о карточке образцов подписей и оттиска печати организации или индивидуального предпринимателя», — перечисляет юрист.

Такая проблема — запрос расширенных данных у банков о клиентах от налоговой службы — есть, но участники рынка ничего с этим сделать не могут, говорит начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко.

«Сейчас, если в банк приходит запрос от налоговой, никто не знает, проводится ли действительно проверка, идет она в отношении конкретного клиента или другого налогоплательщика, с которым он проводил операции, или нет.

У кредитных организаций нет полномочий узнавать основания для проверки, то есть ограничение на запрос банковских данных о физлицах можно обойти», — поясняет он.

В августе российские банки уже столкнулись с всплеском запросов от налоговиков — количество сообщений выросло примерно в четыре раза, говорилось в письме АБР в ФНС.

Впрочем, ФНС позднее поясняла, что количество камеральных проверок в июне—июле выросло только на 11%, а по итогам полугодия показатель снизился. Налоговики заявляли, что запросы инспекторов не касались клиентов-физлиц.

«За первое полугодие 2020 года в рамках выездной налоговой проверки ФНС проверила всего 60 человек на всю Россию», — говорилось в сообщении ведомства. По оценкам ФНС, в среднем на физлиц приходится лишь 3% выездных проверок в год.

Если доступ налоговиков к банковской информации будет расширен и упрощен, нагрузка на банки вырастет, признает Клименко. Он, однако, не считает, что это вызовет протест со стороны участников рынка: «Все-таки организации не заинтересованы в том, чтобы портить отношения с госструктурой. Если это будет требование, основанное на нормативных актах, то банки будут [его] исполнять».

Фсб пришла в фнс: за что прессуют столичную налоговую

ФСБ будет отправлять информацию ФНС об итогах своей оперативной деятельности

С конца прошлого года в Москве не прекращаются следственные действия в структурах ФНС, их итогом становятся массовые посадки сотрудников налоговой — только в апреле сообщалось о пяти задержаниях по делам о взятках. Ранее ФСБ и правоохранительные органы работали по межрайонным инспекциям, но накануне обыски затронули офис столичного управления, что вызывает опасения его работников. Кого и за что “приняли” силовики — в материале ПАСМИ.

Охота на инспекторов 

Сотрудники налоговых органов столицы пребывают в легкой панике. Как сообщил ПАСМИ источник в УФНС по Москве, 15 апреля в здании управления на Хорошевском шоссе проводились следственные действия с участием сотрудников ФСБ. С чем они были связаны, собеседник редакции сказать затруднился, но, похоже, обыски, выемки и задержания в налоговых органах столицы носят масштабный характер.

В середине марта  в сети появились сообщения о том, что еще с конца прошлого года сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводят следственные действия в районных инспекциях ФНС, интересуясь деятельностью рядовых сотрудников.

По данным телеграм-канала Baza, правоохранители работали по стандартной схеме: приходили в инспекции с серьезной силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход. Затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах. 

Читайте также:  Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Они в курсе:— руководитель УФНС по Москве Марина Третьякова— глава УФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев— начальник ГУ МВД Москвы Олег Баранов

Тогда выдвигались две версии происходящего. Первая — массовое обогащение налоговиков на регистрации “левых компаний”, вторая — сотрудничество со всеми инспекциями некоего обнальщика. И, судя по дальнейшему развитию событий, лицо, объединяющее сомнительные схемы во многих ИФНС, нашлось. 

Первая пара 

Первые плоды масштабные оперативные мероприятия принесли уже в начале апреля. Первого числа появилась информация об аресте сразу двух московских налоговиков по делу о коррупции.

Басманный суд заключил под стражу на месяц начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 на Старокаширском шоссе Романа Евлуженкова. А Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС России № 10 Мурата Мурадова. 

Обоим сотрудникам ФНС вменилич. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере).

Но если подробности дела Евлуженкова не сообщались, что в случае с Мурадовым было обнародовано имя взяткодателя — им оказался  предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года.  В Москве ИП Мартинсона занималось службой такси и арендой легковых автомобилей с водителем, оно было ликвидировано 25 марта текущего года.

Миллионер из ИП

12 апреля появились сообщения об аресте еще двух представителей Федеральной налоговой службы, правда, на этот раз бывших. Владимир Купцов и Михаил Александров ранее занимали должности государственного налогового инспектора ИФНС России №15 и старшего государственного налогового инспектора ИФНС России №26. 

В СИЗО их отправил все тот же Хамовнический суд, обвинение предъявлено также по статье о получении взятки в крупном размере, а разоблачил их опять же Даниил Мартинсон. Признательные показания о том, что в течение длительного времени передавал деньги двум столичным инспекторам, Мартинсон дал в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве.

А 15 апреля стало известно еще об одной “жертве” Мартинсона. Правоохранители задержали старшего налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максима  Бекшаева. Ему вменяют уже особо крупный размер взятки — ч. 6 ст. 290 УК РФ.

В отличие от предыдущих историй называется и сумма незаконного вознаграждения — около 1,8 млн рублей, и то, за что были уплачены эти деньги.  Бекшаев якобы скрыл от межрайонной ИФНС № 46 тот факт, что по адресу, который предоставил взяткодатель, не зарегистрированы никакие юридические лица. 

Они должны быть в курсе:— руководитель ФНС Даниил Егоров— директор ФСБ Александр Бортников— глава МВД Владимир Колокольцев

Кстати, все сообщения о задержаниях и арестах в столличных налоговиков информагентства и СМИ дают со ссылкой на источники. Официально ни в Федеральной налоговой службе, ни в правоохранительных органах эту информацию ни разу не прокомментировали. 

  • ПАСМИ также пыталось получить комментарий у пресс-службы ФНС, но безуспешно — по телефону нам сказали, что информацией не располагают, а на письменный запрос не ответили. 
  • Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФНС в Москве и других регионах, — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Государственная защита силовиков будет распространена на имущество

ФСБ будет отправлять информацию ФНС об итогах своей оперативной деятельности

Теперь государственной защите будут подлежать не только персональные данные силовиков, но и сведения об их имуществе  / Евгений Разумный / Ведомости

Внесенный 8 декабря в Госдуму депутатами Василием Пискаревым (председатель комитета по безопасности), Дмитрием Вяткиным и Дмитрием Савельевым законопроект существенно упростит закрытие данных о личностях и имуществе для правоохранителей.

Основная часть поправок вносится в закон «О госзащите судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов».

Этот закон был принят, чтобы защитить от угроз и давления судей и сотрудников других структур, которые борются с правонарушениями, но меры госзащиты могут быть приняты и в отношении «иных лиц», определяемых постановлением правительства России.

К ним до сих пор отнесены лишь чиновники субъектов Федерации и местного самоуправления, которые занимаются выявлением и профилактикой правонарушений.

К конфиденциальным данным этих лиц, которые должны быть защищены операторами персональных данных (т. е. всеми организациями, которые ими располагают, включая реестры, органы здравоохранения и соцобеспечения, операторов сотовой связи и т. д.

), теперь добавляются и сведения об имуществе лиц, подпавших под госзащиту.

Причем меры по защите этих данных могут применяться не только в связи с угрозами в их адрес, но и «при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, имущество и здоровье одновременно с вступлением их в должность, а также в отношении их близких».

Решение о закрытии информации принимается по требованию «органа, обеспечивающего безопасность». Кому-либо выдавать упомянутую информацию после такого решения запрещено, за исключением случаев, если данные запрашиваются в установленном порядке по уголовному делу. Кроме того, информацию – декларации об имуществе – надо будет передавать и для антикоррупционных проверок.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом уже установлена в КоАПе (ст. 13.14) и осенью было предложено увеличить санкции за такое нарушение, говорит один из соавторов законопроекта, Вяткин.

Что касается отвечающих за безопасность органов, требования которых должны будут выполнять операторы персональных данных для обеспечения «конфиденциальности сведений» о защищаемых лицах, то их достаточно, сказал Вяткин. Это ФСБ, ФСО, Росгвардия, МВД и др., «которые участвуют в обеспечении безопасности в отношении ряда лиц».

По словам сотрудника правоохранительных органов, очевидно, что эта функция будет возложена на службы собственной безопасности в тех ведомствах, где они имеются, – ФСБ, МВД, ФТС, Росгвардии и др.

Это очередная порция мер, направленных на ограничение свободы информации, говорит адвокат Иван Павлов: «Еще недавно была введена профессиональная тайна для сотрудников ФСБ. Не успели высохнуть чернила от пера президента на том законе, как мы наблюдаем продолжение этой тенденции».

Законопроект легализует практику удаления из публичных реестров информации о высших чиновниках, говорит юрист «Трансперенси интернешнл – Россия» Григорий Машанов. Удаление, например, из реестра недвижимости (ЕГРН) данных о владельцах, которые, по-видимому, находятся под охраной ФСО, практикуется уже несколько лет, отмечает он.

А поскольку списки лиц, данные которых будут закрывать, утверждает руководитель соответствующего госоргана, это действительно несет достаточные коррупционные риски – часто именно «коррупционным путем» и будет решаться, чьи данные удалить, а чьи нет, считает Машанов.

Во всяком случае, в законопроекте нет никаких ясных критериев, по которым того или иного человека надо внести в соответствующие списки, а из пояснительной записки к нему ясно, что законопроект направлен против антикоррупционных расследований – их авторов просто хотят лишить информации, уверен Машанов.

Еще одна поправка в пакете вносится в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД). Сведения, которые содержатся в запросах, направляемых оперативниками в рамках ОРД, не подлежат разглашению, о чем запрашиваемых следует уведомлять.

Однако эти сведения можно использовать в официальных жалобах, в открытых судебных заседаниях (с разрешения следователя) и с разрешения начальника органа, ведущего ОРД. «Любая информация [при ОРД] не подлежит разглашению кем-либо», – пояснил «Ведомостям» Вяткин.

Потребность таких ограничений он объяснил обнаруженными «проблемами в законодательстве».

По смыслу положений законопроекта, ограничения по распространению сведений об ОРД будут касаться обычных граждан и организаций – получателей запросов и иных требований от правоохранительных органов, считает управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. «Так, например, если из запроса УМВД о предоставлении информации и документов вы узнали, что в отношении вашего контрагента проводится проверка, то сообщить ему эту информацию вы будете не вправе», – поясняет он. 

Фактически данный запрет является полной аналогией всем известного правового института «тайны следствия» (ст.

161 УПК России), когда у обвиняемого и его защитника в рамках уголовного дела берут подписку о неразглашении, продолжает Добрынин.

Однако в отличие от него какой-либо ответственности за разглашение конфиденциальных сведений об ОРД законопроект пока не предусматривает. Вероятно, это следующий шаг законодателя, предполагает юрист.

Теперь «если мне захочется проверить, не является ли мой сосед сотрудником ФСБ или полиции, то достаточно за 50 руб.

запросить выписку ЕГРН и, если в ней отказано, значит, точно является», говорит лицензированный частный детектив, пожелавший сохранить анонимность.

В то же время, обращает он внимание, «закрытым» сотрудникам будет трудно купить или продать недвижимость или автомобиль – ведь сложно будет проверить их чистоту.

На самом деле применение мер госзащиты не должно создавать значительного дискомфорта защищаемым, говорит управляющий партнер бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов. По тому же закону «О госзащите судей…» защищаемое лицо может просить об отмене каких-либо мер, а в случае отказа – обжаловать его в вышестоящий орган безопасности, в прокуратуру или в суд, замечает он. 

Ответственность за разглашение закрываемых данных устанавливается ст. 311 УК России – это штраф в размере до 200 000 руб., либо обязательные работы до 480 часов, либо ограничение свободы до двух лет. В случае тяжких последствий – лишение свободы сроком до пяти лет, продолжает Бишенов.

Для операторов персональных данных самой очевидной санкцией «видится штраф за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом; но штрафы тут невелики: на граждан – от 500 до 1000 руб., на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.», говорит Бишенов. 18 сентября 2020 г.

Читайте также:  Как в 2022 году изменилась декларация 6-НДФЛ

в Думу был внесен закон, который увеличивает эти штрафы в 10 раз, напоминает Вяткин.

Фсб будет передавать оперативные данные налоговикам

Налоговая сможет получать оперативные данные напрямую от ФСБ. Две федеральных службы подготовили проект соответствующего приказа. 

Спецслужбы в ходе оперативно-розыскной деятельности могут найти что-то, что будет интересно налоговикам, и если передача таких данных не будет угрожать интересам ФСБ, их отправят в ФНС. В справке, которую получат налоговики, не будет ничего о методах получения информации, а также, само собой, тактике и методике оперативников.

При необходимости для налоговиков могут даже рассекретить сведения, составляющие государственную тайну. 

Согласно приказу, налоговая сможет использовать сведения, чтобы:

  • контролировать, как соблюдается законодательство о налогах и сборах;
  • обеспечивать интересы государства в делах о банкротстве;
  • осуществлять государственную регистрацию юридических лиц.

Налоговый орган каждые полгода должен будет отправлять в ФСБ отчет о том, как использовал предоставленные данные оперативно-розыскной деятельности.

У налоговой также есть возможность сделать специальный мотивированный запрос в ФСБ, если они подозревают кого-то в нарушениях налогового или банкротного законодательства, а также законодательства о регистрации юрлиц и ИП (если речь идет об уголовной ответственности). Тогда у ФСБ будет 10 дней, чтобы ответить.

Схема по передаче информации работает и в обратную сторону — из ФНС в ФСБ.

Так, участники «амнистии капиталов», которым обещали, что их данные будут налоговой тайной, потом обнаруживали, что сведения из их деклараций получила и использовала в уголовных делах ФСБ.

Прецедентом стало дело Валерия Израйлита. А на днях стало известно, что в аналогичной ситуации оказался бывший российский партнер IKEA Константин Пономарев.

Тесное сотрудничество ФСБ и ФНС — не новость. Налоговики часто вместе с представителями спецслужбы изымают документы в компаниях или проводят совместные выездные проверки.

Что еще почитать:

  • Что подлежит разделу при разводе с супругом — индивидуальным предпринимателем
  • Развод и раздел имущества
  • Можно ли вывозить ребёнка за рубеж без согласия второго родителя. И что делать, если согласие не дают?

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Фсб подключится к борьбе с неплательщиками налогов. изучаем новый приказ

Пожалуй, ни один государственный орган не работает с таким энтузиазмом, как Налоговая, которой действующее законодательство предоставляет очень широкие полномочия.

Не так давно на государственном портале появился проект совместного приказа Федеральной службы безопасности и Федеральной налоговой службы (ссылка), касающийся порядка взаимодействия двух органов для розыска налоговых уклонистов и привлечения их к ответственности. Давайте рассмотрим документ подробнее и выясним, что нового он принесет и кого коснется.

Проект совместного приказа ФСБ и ФНС

Некоторые интернет-издания начали подавать искаженную информацию, заявляя, что речь в документе идет об установлении особого контроля за доходами всех граждан и совместной работе по их поимке. Спешу успокоить – гражданина не увезут на Лубянку просто за то, что он утаивает деньги, полученные от сдачи квартиры.

Проект приказа устанавливает порядок предоставления Налоговой результатов оперативно-розыскной деятельности ФСБ.

В первую очередь запросы будут касаться налоговых преступлений юридических лиц, махинаций в процедурах госрегистрации и банкротства, а также дел о сокрытии особо крупных сумм.

Так что из-за 20 000 рублей в месяц от сдачи квартиры или подработки никто запрашивать информацию не станет. Вместо этого Налоговая выявит такого неплательщика при помощи банков и отработанных годами методов.

Стоит отметить, что ФСБ будет предоставлять сведения Налоговой не только в ответ на соответствующий запрос, но и по собственной инициативе в случае выявления налоговых преступлений.

Чего ждать от приказа?

Собственно говоря, подготовка указанного документа вовсе не означает, что на сегодняшний день ведомства не сотрудничают и не предоставляют друг другу информацию.

В соответствии со статьей 11 федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 года (ссылка), результаты оперативно-розыскной деятельности могут предоставляться налоговым органам для исполнения возложенных на них задач.

Новый приказ лишь установит порядок направления запросов, предоставления в ответ на них сведений (в том числе относящихся к государственной или иной тайне) и отчета о результатах расследования на основании предоставленной информации.

Можно предположить, что такой документ разрабатывается в рамках подготовки к ужесточению контроля за юридическими лицами с целью наполнения бюджета дополнительными средствами.

Борьба с налоговыми преступлениями в России дается нелегко, но общими усилиями двух служб и судов, стоящих на страже бюджета, результата добиться будет легче.

Так что бухгалтерам и руководителям скоро надо будет отучаться от привычки обсуждать дела в мессенджерах и позаботиться о поиске специалиста, способного оспорить правомерность привлечения к ответственности по результату налоговой проверки. Так, на всякий случай.

Предлагаю вам принять участие в обсуждении данного проекта и высказать в х свое мнение о нем. Благодарю за внимание.

Как подготовиться к проверке ФСБ по персональным данным

Однако здесь кроется масса нюансов: учет и хранение средств шифрования, допуски к СКЗИ, регламент их использования должны проводиться в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Нарушение правил защиты информации, согласно статье 13.12 КоАП РФ, может повлечь ряд санкций: штрафы для должностных лиц и организации, а также конфискацию самих средств криптозащиты. Следствием может стать невозможность отправить электронную отчетность или блокировка работы учреждения в системе обмена данными.

Регулярный контроль использования шифровальных средств, применяемых для обеспечения безопасности персональных данных (далее ПДн), проводится на основании требований следующих нормативных актов:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Приказ ФСБ России от 10.07.2014 № 378;
  • Инструкция ФАПСИ от 13.06.2001 № 152;
  • и ряд других нормативных документов.

План проверок ФСБ на год публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Здесь любая организация по своему ИНН или ОГРН может узнать о предстоящих проверках в текущем году, их длительности и периоде проведения.

Для того чтобы подготовиться к проверке ФСБ, необходимо провести ряд организационных мер, разработать и утвердить документы, связанные с работой с СКЗИ.

Ответы на следующие вопросы помогут систематизировать работу по подготовке к проверке и сосредоточиться на необходимых мерах:

  1. Есть ли в организации средства криптографической защиты информации? Есть ли документы на их приобретение, ведется ли учет? Какими документами регламентируется передача СКЗИ в отчуждение и в пользование?
  2. Какой отдел на предприятии отвечает за работу с СКЗИ, а именно: составление заключений о возможности эксплуатации СКЗИ, разработку мероприятий по обеспечению функционирования и безопасности применяемых СКЗИ в соответствии с условиями выданных на них сертификатов, поэкземплярный учет используемых СКЗИ, эксплуатационной и технической документации к ним, учет обслуживаемых обладателей конфиденциальной информации, контроль за соблюдением условий использования СКЗИ, расследование и составление заключений по фактам нарушения условий использования СКЗИ, разработку схемы организации криптографической защиты конфиденциальной информации?
  3. Какими документами регламентируется создание обозначенного выше отдела, а также какими документами назначаются лица, ответственные за выполнение действий в рамках данного подразделения?
  4. Выработан ли регламент учета и хранения СКЗИ?
  5. Утверждены ли формы журналов учета СКЗИ?Как они ведутся?
  6. Определен ли круг ответственных лиц и ответственность в случае нарушения правил работы с СКЗИ?
  7. Каким образом производится хранение и предоставление доступак СЗКИ?

Все документы должны быть утверждены руководителем либо уполномоченным лицом организации, грифов секретности не требуется, однако документы должны быть предназначены только для сотрудников организации и проверяющих.

Опыт поддержки клиентов в ходе проверок ФСБ позволил нам выделить наиболее типичные блоки, на которые обращает внимание контролирующий орган.

Подготовить документы к проверке ФСБ помогут специалисты «Контур-Безопасность».

Узнать больше

Рекомендации по выполнению основных требований ФСБ: 

1. Организация системы организационных мер защиты персональных данных

Что проверяется Какие документы должны быть предоставлены  Совет
– область применения СКЗИ в информационных системах персональных данных; – наличие ведомственных документов и приказов по организации криптографической защиты Ведомственные документы и приказы по организации криптографической защиты информации Необходимо сослаться на документы, определяющие обязательное использование СКЗИ для обработки и передачи информации. В части защиты ПДн в государственных системах это 17 и 21 Приказы ФСТЭК

2. Организация системы криптографических мер защиты информации

Что проверяется Какие документы должны быть предоставлены  Совет
  • – наличие модели угроз нарушителя;
  • – соответствие модели угроз исходным данным;
  • – наличие документов по поставке СКЗИ оператору
– модель угроз, разработанная оператором; – документы по поставке СКЗИ оператору Необходимо сослаться на документы, определяющие обязательное использование СКЗИ для обработки и передачи информации. В части защиты ПДн в государственных системах это 17 и 21 Приказы ФСТЭК. При необходимости предоставить модель угроз ее обходимо составлять индивидуально, с учетом реальной ситуации в ИС организации

3. Разрешительная и эксплуатационная документация

Что проверяется Какие документы должны быть предоставлены  Совет
  1. – наличие необходимых лицензий для использования СКЗИ в информационных системах персональных данных;
  2. – наличие сертификатов соответствия на используемые СКЗИ;
  3. – наличие эксплуатационной документации на СКЗИ (формуляров, правил работы, руководство оператора и т п.);
  4. – порядок учета СКЗИ, эксплуатационной и технической документации к ним 
– лицензии и сертификаты на используемые СКЗИ; – эксплуатационная документация на СКЗИ
  • Какие документы имеются в виду:
  • 1) лицензии на ПО,
  • 2) наличие дистрибутивов к этим лицензиям, полученных законным путем,

3) инструкция по работе с СКЗИ

4. Требования к обслуживающему персоналу

Что проверяется Какие документы должны быть предоставлены  Совет
  1. – порядок учета лиц, допущенных к работе с СКЗИ;
  2. – наличие функциональных обязанностей ответственных пользователей СКЗИ;
  3. – укомплектованность штатных должностей личным составом и его достаточность для решения задач по организации криптографической защиты информации;
  4. – организация процесса обучения лиц, использующих СКЗИ
  • – утвержденные списки;
  • – документы, подтверждающие функциональные обязанности сотрудников;
  • – журнал учета пользователей криптографических средств;
  • – документы, подтверждающие прохождение обучения сотрудников 
  1. Необходимо иметь следующие документы:
  2. 1) инструкция по работе с СКЗИ,
  3. 2) назначение внутренними приказами ответственных за работу с СКЗИ

5. Эксплуатация СКЗИ

Что проверяется Какие документы должны быть предоставлены  Совет
  • – проверка правильности ввода в эксплуатацию;
  • – оценка технического состояния СКЗИ;
  • – соблюдение сроков и полноты технического обслуживания;
  • – проверка соблюдения правил пользования СКЗИ и порядка обращения с ключевыми документами к ним
  1. – акты ввода СКЗИ в эксплуатацию;
  2. – журнал поэкземплярного учета СКЗИ;
  3. – журнал учета и выдачи носителей с ключевой информацией
  • Необходимо разработать следующие документы:
  • 1) акты установки СКЗИ,
  • 2) приказ по утверждению форм журналов учета

6. Организационные меры

Что проверяется Какие документы должны быть предоставлены  Совет
  1. – выполнение требований по размещению, специальному оборудованию, охране и организации режима в помещениях, где установлены СКЗИ или хранятся ключевые документы к ним;
  2. – соответствие режима хранения СКЗИ и ключевой документации предъявляемым требованиям;
  3. – оценка степени обеспечения оператора криптоключами и организация их доставки;
  4. – проверка наличия инструкции по восстановлению связи в случае компрометации действующих ключей к СКЗИ
– эксплуатационная документация на СКЗИ; – помещения, выделенные для установки СКЗИ и хранения ключевых документов к ним; – инструкция на случай компрометации действующих ключей СКЗИ  1) Выполнение требования Инструкции 152 ФАПСИ. Зависит от конкретных условий, может потребовать монтажа охраны, установки штор на окна, покупки сейфа и пр. 2) Инструкция по работе с СКЗИ 

Все перечисленные требования вытекают из Регламента проведения проверок ФСБ. Конкретные действия проводятся согласно Приказу ФАПСИ от 13 июня 2001 года №152.

Выполнение хотя бы части требований существенно поднимет вероятность пройти все регламентные процедуры без штрафа. В целом в требованиях нет избыточности, все действия действительно важны и работают на защиту интересов организации.

Составить модель угроз, разработать инструкции по работе с СКЗИ, создать акты установки СКЗИ помогут специалисты «Контур-Безопасность».

Узнать больше

Никита Ярков, руководитель группы лицензирования компании «СКБ Контур», проект «Контур-Безопасность» 

Проверки ОЭБиПК, полномочия сотрудников ОБЭП

  • Проверка ОЭБиПК
  • Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.
  • Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП
  • Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.
  • В статье даны ответы на вопросы:
  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • нажмите ссылку и узнаете какие действия проводят в отношении поставщиков Налогоплательщика-смотреть здесь;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • узнайте, к чему быть готовым в ходе допроса как в ФНС, так и в ОБЭП и СК РФ-смотреть здесь;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на  консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено.

В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются  свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по  линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д.

6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании.

При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации.

Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

  ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2020, 2021 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях.

Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности  за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector