Можно ли учитывать проценты за рассрочку по уплате налогов при расчете налога на прибыль

Проценты по кредиту, принимаемые для налогообложения в 2021-2022 годах, регламентированы ст. 269 НК РФ. Несмотря на отмену нормирования, для большинства компаний вопрос налогового учета «кредитных» процентов по прежнему актуален. С какими нюансами могут столкнуться заемщики, включая в налоговые расходы проценты по кредиту, узнайте из нашего материала.

Ранее (до 2015 года) в налоговом учете было единственное правило для всех — «заемные» проценты включались в расходы в размере, не превышающем специально установленного норматива.

Сейчас применяется следующий алгоритм:

  • проценты по кредитам (займам) при расчете налога на прибыль не нормируются (если заем не относится к контролируемым сделкам);
  • нормирование действует только в отношении договора займа (кредита), признаваемого в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой.

С понятиями «контролируемая сделка» и «взаимозависимые лица» знакомьтесь в этом материале.

Действующий в настоящее время общий подход к учету и расчету процентов заключается в соблюдении 4 основных принципов:

  • учетного — проценты учитываются отдельно от основной суммы займа;
  • суммового — при расчете налога на прибыль проценты учитываются в полной сумме, размер которой указан в договоре (кроме займов и кредитов, признаваемых контролируемыми сделками);
  • расчетного (для нефиксированной процентной ставки) — для займов и кредитов применяется единая формула, с помощью которой определяется величина включаемых в расходы процентов (∑%):
  • ∑% = ∑К × СК × КД / КГ,
  • где:
  • ∑К — сумма кредита;
  • СК — ставка процента;
  • КД и КГ — количество дней: пользования заемными средствами и в году соответственно (365 или 366).
  • временно́го — проценты отражаются в учете:
    • для компаний на ОСНО — на дату возврата заемных средств или на последнюю дату каждого месяца на протяжении всего периода пользования заемными средствами;
    • для «упрощенцев» — в периоде оплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Какие расходы можно учесть «упрощенцу», узнайте из материала «Перечень расходов при УСН «доходы минус расходы»».

С алгоритмом нормирования процентов в ситуации заключения договора займа, признаваемого контролируемой сделкой, мы познакомим вас в следующем разделе.

Как учитывать проценты по кредитам и займам на строительство в бухгалтерском и налоговом учете, а также обзор судебной практики, см. в материале от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

«Контролируемые» проценты: налоговое нормирование — 2021-2022

Основными особенностями применяемого в настоящее время, согласно НК РФ, алгоритма налогового нормирования процентов является:

  • его двухстороннее действие — нормируются не только «процентные» расходы заемщика, но и «процентные» доходы займодавца;
  • наличие «безопасных» интервалов ставок  — если проценты укладываются в этот интервал, вся их сумма без ограничений включаются в налоговые расходы.

Интервалы нормирования и безопасные интервалы указаны в п. 1.2 ст. 269 НК РФ. К примеру, в 2020 году все показатели интервала по рублевому долговому обязательству, возникшему в результате сделок, признаваемых контролируемыми, должны рассчитываться одинаково — от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ.

«Интервальное» правило для нормирования процентов прописано в п. 1.1 ст. 269 НК РФ и заключается в следующем — если ставка:

  • превышает минимальное значение интервала — «процентный» доход признается по фактической ставке;
  • меньше максимального значения интервала — расход в сумме процентов признается по фактической ставке;
  • вышла за пределы интервала — доходы (расходы) рассчитываются с учетом применения методов ценообразования для взаимозависимых лиц, перечисленных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ (метод сопоставимых рыночных цен, затратный метод и др.).

С 2017 года перечень случаев, когда задолженность признается контролируемой, расширился: контролируемой задолженностью признается в том числе задолженность по долговому обязательству перед российскими компанией или физлицом, которые являются взаимозависимыми по отношению к следующим иностранной организации или физлицу:

  • доля их участия (прямого или косвенного) в налогоплательщике превышает 25%;
  • или такие иностранные лица участвуют в налогоплательщике через прочие организации и доля прямого участия в каждой из прочих организацией превышает 50%.

Для признания процентов по контролируемой задолженности по налогу на прибыль нужно:

  • сравнить ее размер с собственным капиталом организации-заемщика на последнее число отчетного (налогового) периода;
  • рассчитать предельный размер учитываемых в расходах процентов с учетом коэффициента капитализации (по нормам пп 4-5 ст. 269 НК РФ), если контролируемая задолженность превышает собственный капитал более чем в 3 раза (для компаний, осуществляющих лизинговую деятельность, — более чем в 12,5 раза);
  • признать проценты исходя из фактических ставок, если такого превышения нет.

Необходимо отметить, что налоговый учет процентов по займам затрагивает не только налог на прибыль, но и другие налоги. Об этом узнайте из следующего раздела.

Нормирование процентов в различных ситуациях

Заем компании предоставил ее сотрудник или иное физлицо

Случается, что в качестве займодавца выступает сотрудник фирмы или не связанный с ней трудовыми отношениями гражданин. В договоре с ним также могут быть прописаны проценты в качестве оплаты за пользование заемными средствами.

В такой ситуации в налоговые суммы фирма вправе включить всю сумму процентов без ограничений (если сделка не признается контролируемой). Но при этом у заемщика возникает дополнительная налоговая обязанность — по начислению и удержанию подоходного налога.

Обязанности налогового агента по НДФЛ в данном случае заемщику необходимо исполнять с учетом следующего:

  • заемщик рассчитывает и удерживает НДФЛ исходя из суммы процентов и по соответствующим налоговым ставкам (п. 1 ст. 210, п. 1, 3 ст. 224, п. 2 ст. 226 НК РФ);
  • заемщик перечисляет на карту займодавца (или выдает ему из кассы) проценты уже за вычетом НДФЛ;
  • перечисление в бюджет удержанного НДФЛ производится в сроки, указанные в п. 6 ст. 226 НК РФ;
  • в обязанности заемщика входит отражение начисленного «процентного» дохода и соответствующая уплата НДФЛ в налоговом регистре и отчетности (6-НДФЛ, включая справку о доходах).

Если фирма выплачивает физлицу «процентный» доход не деньгами (например, товаром или продукцией), алгоритм действий следующий:

  • НДФЛ нужно удержать из любых выплачиваемых компанией-заемщиком доходов в адрес займодателя-физлица (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • при отсутствии у заемщика возможности удержать НДФЛ он обязан сообщить об этом налоговикам и займодавцу (п. 5 ст. 226 НК РФ) — сделать это необходимо до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кредит на приобретение (строительство) инвестиционного актива

Налоговый учет процентов по кредитам (займам), выданным для приобретения (создания) имущества, производится по простой схеме — включением процентов во внереализационные расходы. Инвестиционный это актив или обычный — значения не имеет. Так, по крайней мере, говорят чиновники.

В тоже время есть письмо Минфина РФ, из которого следует, что проценты за кредит, уплачиваемые в период создания основного средства, должны учитываться в составе первоначальной стоимости объекта строительства.

Вы можете получить бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомиться с двумя точками зрения.

При этом в бухучете применяется другое правило — проценты увеличивают первоначальную стоимость инвестиционного актива, если этот актив создается с участием заемных средств.

Кредит потрачен на выплату дивидендов

Если за счет полученных кредитных средств выплачены дивиденды, в налоговом учете проценты все равно можно включить в расходы — в НК РФ отсутствуют ограничения для признания связанных с выплатой дивидендов расходов.

С этим утверждением согласны чиновники, судьи и контролеры:

Коммерческий кредит. Бухгалтерский учет и налогообложение

Одна из разновидностей коммерческого кредита, предоставляемого продавцом покупателю, является рассрочка оплаты за приобретенный товар. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет у продавца и покупателя расчетов по такой сделке.

Гражданско-правовые отношения

Коммерческий кредит не является самостоятельной сделкой.

Как следует из п. 1 ст.

 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит). Хорошей заменой потребительского кредита сможет стать микрозайм. Узнать все тонкости выдачи и найти самые выгодные предложения вы сможете на http://prozaim.net/

К коммерческому кредиту применяются правила главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Поэтому коммерческий кредит является сопутствующим денежным обязательством для иных сделок.

Такими сделками в хозяйственной деятельности чаще всего выступают договоры поставки.

Коммерческий кредит по своей сути — это проценты, начисляемые на денежное обязательство (отсрочку платежа) или обязательство по передаче товара (аванс) по договору.

Проценты за отсрочку платежа, признанную сторонами коммерческим кредитом, уплачиваются в размере и в порядке, предусмотренными договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Указанные проценты являются платой за пользование денежными средствами (абзац 3 п. 12, п. 14 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 8.10.98 г. «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»).

Обязанность по уплате процентов за коммерческий кредит при отсрочке платежа возникает с момента получения товаров и прекращается при исполнении стороной, получившей кредит своих обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором (абзац 4 п. 12 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14).

Бухгалтерский учет

Учет у продавца

В общем случае выручка от продажи товара признается доходом по обычным видам деятельности организации на дату передачи продукции покупателю (пп. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 32н).

При признании выручки фактическая себестоимость проданного товара, сформированная на базе расходов по обычным видам деятельности, учитывается при формировании финансового результата от деятельности организации в текущем отчетном периоде (пп. 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н).

Читайте также:  Образец должностной инструкции социального педагога в 2021-2022 году

В соответствии с п. 6.2 ПБУ 9/99 выручка от продажи товара на условиях коммерческого кредита должна отражаться в полной сумме дебиторской задолженности.

В данном случае общая задолженность покупателя по договору представляет собой сумму договорной стоимости отгруженных товаров и процентов по коммерческому кредиту, подлежащих начислению на эту стоимость.

Право на получение дохода в виде процентов по коммерческому кредиту возникнет у организации по мере предоставления коммерческого кредита.

Поскольку ПБУ 9/99 не устанавливает специального порядка для признания в учете дохода в виде процентов по коммерческому кредиту, предоставленному в виде отсрочки оплаты товара, то такой порядок необходимо закрепить в учетной политике организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н) по следующим основаниям.

Так, исходя из положений пп. 6.2 и 6.4 ПБУ 9/99 можно установить, что сумма процентов по коммерческому кредиту увеличивает выручку от продажи товара. При этом признание процентов по коммерческому кредиту можно производить в порядке, аналогичном установленному п. 16 ПБУ 9/99 для начисления процентов, т. е. за каждый истекший отчетный период (ежемесячно).

В то же время доход в виде процентов по коммерческому кредиту может быть признан и прочим доходом (как проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (п. 7 ПБУ 9/99). Это обусловлено тем, что, как было указано, проценты по коммерческому кредиту являются платой за пользование денежными средствами.

Признание дохода в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств производится в порядке, установленном п. 16 ПБУ 9/99.

На основании ст. 488 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.

  • В связи с этим товар, переданный на условиях коммерческого кредита, по стоимости, указанной в договоре, учитывается на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».
  • В соответствии с Планом счетов этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам).
  • Сумма обеспечений, указанная на счете 008, списывается по мере погашения задолженности.
  • Учет у покупателя

Приобретенный товар учитывается в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплачиваемая поставщику по договору поставки (без учета НДС) (пп. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 9.06.01 г. № 44н).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе по коммерческому кредиту), установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 107н (п. 1 ПБУ 15/2008).

Проценты по коммерческому кредиту в виде отсрочки оплаты, подлежащие уплате поставщику товара, признаются прочими расходами равномерно в течение срока предоставленной отсрочки оплаты и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (пп. 3, 6, 7, 8 ПБУ 15/2008, пп. 11, 14.1 ПБУ 10/99).

Следовательно, организация ежемесячно включает в состав прочих расходов сумму процентов, рассчитанную исходя из суммы предоставленного коммерческого кредита (неоплаченной стоимости товара), установленной договором процентной ставки, количества календарных дней в году и календарных дней действия предоставления кредита в месяце.

Отметим, что расходы в виде процентов по коммерческому кредиту учитываются обособленно от суммы основного обязательства перед поставщиком товара (п. 4 ПБУ 15/2008).

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, товар, принятый на условиях коммерческого кредита, по стоимости, указанной в договоре, учитывается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (ст. 488 ГК РФ).

В соответствии с Планом счетов этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей.

Суммы обеспечений, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолженности.

В бухгалтерской отчетности должника информация об активах, являющихся предметом залоговых отношений в силу закона (например, признанные в бухгалтерском балансе организации-покупателя активы, не оплаченные на отчетную дату), раскрывается обособленно (Информация Минфина России от 22.06.11 г. № ПЗ-5/2011).

Для раскрытия указанной информации предусмотрена таблица 4.2 «Запасы в залоге», рекомендованная в составе пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (приказ Минфина России от 2.07.10 г. № 66н).

Налог на добавленную стоимость

НДС у продавца

В общем случае реализация товара на территории РФ является объектом обложения НДС (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налоговая база определяется как стоимость товара, установленная договором купли-продажи (без учета НДС) (п. 1 ст. 154, 105.3 НК РФ).

Если за предоставленный коммерческий кредит в виде отсрочки оплаты товаров предусмотрены проценты, то их получение организацией не влечет никаких налоговых последствий по НДС. Это обусловлено следующим.

Как было указано, к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа, а проценты по коммерческому кредиту являются платой за пользование денежными средствами.

Следовательно, такие проценты не относятся к денежным средствам, получение которых связано с оплатой реализованных товаров. Поэтому они не признаются объектом обложения НДС по п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Кроме того, проценты по займам в денежной форме не подлежат обложению НДС на основании п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, и проценты за предоставленный коммерческий кредит не включаются в налоговую базу по НДС.

Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 4.06.15 г. № 03-07-05/32290, от 21.05.15 г. № 03-07-05/29303.

НДС у покупателя

НДС, предъявленный поставщиком товара, приобретаемого для перепродажи, организация вправе принять к вычету на основании счета-фактуры поставщика, оформленного с соблюдением требований, установленных пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ после принятия товара на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п.п. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, пп. 1, 2 ст. 169 НК РФ).

Отметим, что проценты за пользование коммерческим кредитом не образуют у поставщика объекта обложения НДС и не включаются в налоговую базу.

Соответственно у покупателя в отношении уплачиваемых процентов налоговых последствий по НДС не возникает.

У организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», сумма «входного» НДС по этому товару включается в состав расходов организации на основании п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

По мнению Минфина России, датой признания этого расхода также является дата реализации товара (письма от 27.10.14 г. № 03-11-06/2/54127, от 17.02.14 г. № 03-11-09/6275 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 18.03.14 г. № ГД-4-3/4801@).

Налог на прибыль организаций

У продавца

Выручка от продажи товара признается доходом от реализации в сумме, установленной договором купли-продажи (без учета НДС) (п. 1 ст. 248, 249 НК РФ).

При применении метода начисления выручка признается на дату передачи товара покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

При определении доходов и расходов по кассовому методу выручка признается на дату поступления денежных средств от покупателя (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Сумма дохода от реализации товара уменьшается на стоимость приобретения этого товара, определяемую с учетом положений ст. 320 НК РФ (п. 1, п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то для признания в составе расходов стоимости товара она должна быть также оплачена поставщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Проценты по коммерческому кредиту, полученные от покупателя, в целях налогообложения прибыли включаются в состав внереализационных доходов (п. 6 части 2 ст. 250, п. 3 ст. 43 НК РФ).

При применении метода начисления на основании п. 6 ст. 271, абзаца 3 п. 4 ст. 328 НК РФ доходы в виде процентов признаются ежемесячно на последнее число текущего месяца, а также на дату погашения коммерческого кредита (дату получения оплаты за реализованные товары).

Организация, применяющая кассовый метод, проценты учитывает в составе доходов на дату поступления денежных средств от покупателя в уплату процентов (п. 2 ст. 273, п.1 ст. 346.17 НК РФ).

  1. Применение ПБУ 18/02
  2. В случае применения в налоговом учете кассового метода организация признает в бухгалтерском учете выручку и проценты по коммерческому кредиту ежемесячно, тогда как в налоговом учете выручка и проценты признаются в полной сумме на дату получения денежных средств от покупателя.
  3. В связи с этим в учете организации могут возникать вычитаемые временные разницы (ВВР) и налогооблагаемые временные разницы (НВР) и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО).

На дату поступления денежных средств от покупателя НВР, ВВР, ОНО, ОНА будут погашаться (пп. 18, 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 г. № 114н).

Пример 1

Реализация оплаченного товара произошла в одном месяце, а денежные средства от покупателя были получены в следующем месяце.

Тогда на дату признания выручки в бухгалтерском учете в месяце реализации товара сумма признанной выручки образует налогооблагаемую временную разницу (НВР), приводящую к возникновению отложенного налогового обязательства (ОНО) (пп. 12, 15 ПБУ 18/02). При этом стоимость приобретения проданного товара образует вычитаемую временную разницу (ВВР), приводящую к возникновению отложенного налогового актива (ОНА) (пп. 11, 14 ПБУ 18/02).

Кроме того, в месяце отгрузки сумма начисленных в бухгалтерском учете процентов по коммерческому кредиту образует НВР и в учете отражается соответствующее ей ОНО (пп. 12, 15 ПБУ 18/02).

На дату поступления денежных средств от покупателя и признания рассматриваемых дохода и расхода в налоговом учете указанные НВР, ВВР, ОНО, ОНА погашаются (пп. 18, 17 ПБУ 18/02).

Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налога — Контур.НДС+

С каждым годом суммы налогов и сборов, уплачиваемые юрлицами и ИП, значительно увеличиваются. При этом за просрочку их уплаты предусмотрены санкции вплоть до блокировки счетов и взыскания имущества. НК РФ предусмотрена рассрочка или отсрочка по уплате налогов и взносов. В статье рассмотрим, как их получить.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов

Если есть достаточные основания, юрлица, ИП и физлица могут уплатить налоги, сборы и страховые взносы позже установленного законом срока, воспользовавшись рассрочкой или отсрочкой.

  1. Рассрочка предполагает погашение задолженности путём разработки графика платежей с конкретными суммами, сроками уплаты налогов и процентами по ним.
  2. Отсрочка предполагает изменение срока уплаты налогов на более поздний. При его наступлении нужно полностью погасить сумму отсроченных платежей и начисленных процентов.

Срок предоставления рассрочки или отсрочки зависит от вида налога, а также от бюджета, в который он уплачивается.

  1. Рассрочка и отсрочка по налогам и сборам в региональные и местные бюджеты предоставляется на срок до года.
  2. Рассрочка и отсрочка по федеральным налогам и взносам предоставляется на срок, не превышающий 3-х лет.

Кому предоставляется рассрочка и отсрочка

Рассрочка или отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов предоставляется заинтересованным лицам, финансовое положение которых не позволяет произвести оплату в установленный срок. При этом учитывается возможность произвести оплату в течение вновь установленного срока.

Читайте также:  Обновился порядок совместной сверки расчетов с налоговой

По п. 2 ст. 64 НК РФ юрлица и ИП могут получить рассрочку или отсрочку, если:

  1. Бизнесу нанесён ущерб в результате стихийных бедствий, технологических катастроф или других обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Государственный или муниципальный заказ выполнен, но оплата не получена.
  3. Финансирование из бюджета не предоставлено или задерживается.
  4. Возникает угроза банкротства при единовременной уплате налогов.
  5. Деятельность носит сезонный характер (см. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382)
  6. Импортёр желает получить рассрочку или отсрочку налогов в соответствии с таможенным законодательством (ст. 59 ТК ЕАЭС)
  7. В ходе налоговой проверки доначисляются налоги, сборы, страховые взносы, пени и штрафы при отсутствии возможности их погасить единовременным платежом.

По п. 2.1 ст. 64 НК РФ рассрочка по уплате налогов предоставляется лишь на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации.

По п. 12 ст. 64 НК РФ субъекты РФ и муниципальные образования вправе устанавливать дополнительные основания и иные условия предоставления рассрочки или отсрочки по налогам.

Обратите внимание: основание для рассрочки или отсрочки требует документального подтверждения. Например, чтобы подтвердить угрозу банкротства при единовременной уплате налогов, нужно провести финансовый анализ.

Для этого используется методика, утверждённая приказом Минэкономразвития от 26.06.2019 № 382. При этом налогоплательщику следует самостоятельно провести финансовый анализ, после чего подать заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки платежей.

По п. 5.1 ст. 64 НК РФ, чтобы получить рассрочку по доначисленным в результате налоговой проверки платежам, юрлица и ИП должны соответствовать дополнительным критериям:

  • осуществлять деятельность не менее одного года с момента регистрации
  • нет возбужденной процедуры банкротства
  • не находятся в процессе реорганизации или ликвидации
  • могут погасить доначисленное в течение срока, на который предоставляется рассрочка
  • не обжалуют решение налоговой проверки по доначисленным платежам.

Дополнительные ограничения срока, на который предоставляется рассрочка, при условии доначисления налогов при проверке по требованию зависит от размера доначисленных платежей:

  • на период до одного года, если сумма доначисленного составила менее 30% от суммы выручки, полученной за год, предшествующий вступлению в силу решения налоговиков
  • на период до трёх лет, если сумма доначисленного 30% и более от суммы выручки, полученной за год, предшествующий вступлению в силу решения о доначислении

Кому не предоставляется рассрочка и отсрочка

Ст. 62 НК РФ устанавливает, что рассрочка и отсрочка не предоставляются, если:

  1. В отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело за совершение налогового преступления.
  2. В отношении налогоплательщика возбуждено производство по делу об административном или налоговом правонарушении.
  3. Есть подозрения, что налогоплательщик совершил незаконные платежи, чтобы обналичить денежные средства, укрыть имущество и т.п.
  4. Налогоплательщик нарушил условия, на которых ранее предоставлялась рассрочка, отсрочка или инвестиционный кредит (если с момента их нарушения до подачи нового заявления не прошло три года).
  5. Срок уплаты налога на прибыль компанией, входящей в консолидированную группу налогоплательщиков, переносится.
  6. По п. 9 ст. 61 НК РФ заинтересованное лицо является налоговым агентом.

Сумма, на которую предоставляется рассрочка и отсрочка

Рассрочка и отсрочка могут быть предоставлены как на всю сумму налога, так и на её часть. При этом размер перенесённого платежа не может превышать стоимость чистых активов компании. Однако указанное ограничение не распространяется на следующие случаи:

  • когда налогоплательщик не получил финансирование из бюджета
  • когда государство или муниципалитет не оплатили выполненный заказ
  • на другие ситуации, связанные с ограничениями из-за коронавируса

Правила, по которым производится оценка чистых активов компании, утверждены приказом Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н. Их стоимость определяют как разницу между активами и обязательствами. При этом из активов вычитают дебиторскую задолженность учредителей, а из обязательств – доходы будущих периодов.

Процент, взимаемый при рассрочке и отсрочке

При предоставлении рассрочки или отсрочки по налогам практически всегда начисляются проценты. Для разных оснований свои процентные ставки.

Основание Процентная ставка
  • задержка финансирования
  • неоплата выполненного госзаказа
  • форс-мажорные обстоятельства
  • обстоятельства, вызванные коронавирусом
проценты не начисляются
  • возникновение банкротства при единовременной уплате налога
  • сезонная деятельность
  • таможенные пошлины
  • доначисления по решению налоговой проверки
½ ключевой ставки Центробанка РФ на остаток задолженности
доначисления по результатам налоговой проверки полная ключевая ставка Центробанка РФ на остаток задолженности

Обратите внимание: проценты включаются в состав внереализационных расходов в конце каждого месяца на протяжении всего периода предоставления рассрочки или отсрочки.

Пошаговая инструкция, как получить рассрочку или отсрочку

Чтобы перенести срок уплаты налогов и иных платежей, нужно собрать необходимые документы, заручиться обеспечением обязательств и получить одобрение компетентных органов.

Подготовка документов

Прежде всего нужно составить заявление и указать причины, по которым невозможно своевременно уплатить налоги. Форма заявления утверждена приложением № 1 к Приказу ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

(скрин)

По п. 5 и 5.1 ст. 64 НК РФ к заявлению нужно приложить:

  • банковские справки о ежемесячных оборотах по счетам за 6 месяцев до подачи заявления
  • банковские справки о наличии или отсутствии расчётных документов, помещённых в соответствующую картотеку
  • банковские справки об остатках денежных средств и драгметаллов на счетах компании
  • список дебиторов с указанием сроков договоров и денежных сумм (с предоставлением копий указанных договоров и других документов, подтверждающих дебиторскую задолженность)
  • обязательство, которое предусматривает соблюдение условий для предоставления рассрочки или отсрочки
  • график погашения задолженности по налогам
  • документы, предусмотренные п. 5.1 ст. 64 НК РФ, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов.

Рекомендуемые формы перечисленных документов представлены в приложениях к Порядку, утверждённому Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@, среди которых форма самого заявления и форма обязательства, предусматривающего соблюдение условий для получения рассрочки или отсрочки.

Порой у налогоплательщиков возникает вопрос, какие документы нужно представить, чтобы подтвердить право на рассрочку или отсрочку.

При задержке финансирования следует предоставить гарантийные письма распорядителей бюджетных денежных средств, в которых должно быть сказано о задержке финансирования, а также о сумме недофинансирования на дату подготовки налогоплательщиком заявления о рассрочке или отсрочке.

При получении рассрочки или отсрочки в связи с сезонным характером деятельности нужно предоставить документ, подтверждающий, что сумма сезонных доходов составляет не меньше 50% от общей суммы доходов. Кроме того, отрасль деятельности налогоплательщика должна входить в Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382).

Подготовка обеспечения обязательств

Перенос сроков уплаты налогов возможен лишь в том случае, когда имеются гарантии платёжеспособности заинтересованного лица. Обеспечить обязательство можно:

  • залогом имущества
  • поручительством третьих лиц
  • банковской гарантией

При подаче заявления о рассрочке доначисленных в ходе проверки сумм обеспечить обязательства можно только банковской гарантией. В других случаях обеспечение возможно любым из указанных способов.

Способы обеспечения Пояснения Последствия нарушения обязательств
Залог имущества Залогу подлежит как собственное имущество, так и имущество третьих лиц. Предметом залога могут выступать офисные здания, имущественные права и ценные бумаги. Закладывать нельзя только вещи, не подлежащие взысканию (например, единственное жильё).
Имущество казённого учреждения не может быть предметом залога (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
При нарушении обязательств налоговая служба конфискует имущество, реализует его и компенсирует из вырученных средств понесённые убытки.
Поручительство третьих лиц Поручители наравне с налогоплательщиком несут субсидиарную ответственность. При неполном исполнении обязательств налоговая служба обратит взыскание на имущество налогоплательщика и поручителей. Взыскание с поручителей производится в бесспорном порядке без решения суда.
Банковская гарантия Если налогоплательщик не уплачивает налог самостоятельно, банк даёт гарантию налоговой службе погасить долг.
Налоговики принимают гарантии только тех банков, которые входят в Перечень, размещённый на сайте Центробанка РФ.
Если плательщик не исполнит обязательство перед налоговой службой, банк погасит его долг самостоятельно, после чего плательщику придётся рассчитываться с банком на условиях, предусмотренных договором.

Подача документов в компетентный орган

В течение месяца, после того как документы были подписаны, их нужно направить в компетентный государственный орган. Если возникли какие-либо изменения, на оповещение налоговой службы и предоставление новых документов даётся 7 дней.

В какой орган подать заявление, зависит от налога.

Наименование налога Компетентный орган Основание, предусмотренное НК РФ
ФНС России по согласованию с финансовыми органами регионов РФ и муниципалитетов (через УФНС по субъекту РФ)
  • подп. 1 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ
  • п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
НДФЛ, подлежащий уплате физлицами в части доходов, с которых налог не удерживается налоговыми агентами УФНС России по согласованию с финансовыми органами регионов РФ и муниципалитетов
  • подп. 6 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ
  • п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
госпошлина органы, которые уполномочены совершать юридически значимые действия, требующие уплаты госпошлины (глава 25.3 НК РФ) подп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ
налоги, уплачиваемые при перемещении продукции через таможенную границу ТС ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы подп. 3 п. 1 ст. 63 НК РФ
страховые взносы с 01.01.2017 ФНС России (через УФНС по субъекту РФ)
  • подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ
  • п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • налоги субъектов РФ
  • местные налоги
УФНС по субъекту РФ по согласованию с финансовыми органами регионов РФ и муниципалитетов
  • подп. 2 п. 1 ст. 63 и п. 3 ст. 63 НК РФ
  • п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
Читайте также:  Образование в португалии для русских: лучшие вузы

П. 5 ст. 64 НК РФ устанавливает, что копию заявления, поданного в компетентный орган, нужно в течение 5 дней направить в налоговую инспекцию по месту учёта.

Решение о предоставлении рассрочки или отсрочки (отказ в их предоставлении) принимается в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом налогоплательщик вправе ходатайствовать о приостановке уплаты налогов на период рассмотрения заявления.

Положительное решение вступает в законную силу с указанной в нём даты. Пени, начисленные в период просрочки уплаты налога, включаются в сумму задолженности. Если срок переносится под залог имущества, решение вступает в законную силу после подписания договора о залоге.

Если рассрочка или отсрочка не предоставлены, налоговый орган обязан сообщить причину, по которой принял такое решение. По п. 9 ст. 64 НК РФ отказ может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или суд.

Инвестиционный кредит как способ изменения срока уплаты налогов

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) позволяет организациям уплачивать лишь часть налогов в течение определённого срока (от 1 года до 10 лет). Получить ИНК можно для уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов.

Рассмотрим, как работает ИНК.

Компания получает ИНК, чтобы уплатить определённую сумму налога. В конце каждого отчётного или налогового периода она рассчитывает сумму налога в общем порядке. Уменьшенная сумма налога перечисляется в бюджет до тех пор, пока сумма долга не станет равна сумме ИНК. Со всей суммы долга компания начисляет и уплачивает проценты. Сумму ИНК нужно погасить в сроки, установленные графиком платежей.

По договору предоставления ИНК платежи по налогу постепенно уменьшаются. Однако в каждом отчётном периоде платёж может быть уменьшен не более чем в 2 раза. Также по ст. 66 НК РФ кредит за весь налоговый период не может превышать 50% от суммы налога, подлежащего уплате.

Ст. 67 НК РФ устанавливает: размер ИНК зависит от основания, по которому организация его берёт. Перечень оснований закрытый.

Они связаны не с финансовой ситуацией организации, а с видом её деятельности.

Например, ИНК предоставляется компаниям, создающим новые технологи, выполняющим гособоронзаказ, инвестирующим в возобновляемые источники энергии, занимающимся научными исследованиями.

Прослеживаемость товаров: как оформить документы и составить отчёт

Получить рассрочку по уплате налогов стало проще

Для предоставления возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно будет использоваться новая методика оценки финансового положения налогоплательщика

Федеральная налоговая служба сообщила об упрощении порядка получения рассрочки по уплате налогов. Это поможет налогоплательщикам – физическим лицам и организациям, испытывающим временные финансовые трудности, стабилизировать свою деятельность и уплатить налоги по согласованному графику.

Под рассрочкой понимается изменение срока уплаты налогов, а также сборов и страховых взносов. В этом случае налогоплательщик получает возможность выплачивать сумму задолженности поэтапно.

Рассрочка предоставляется не более чем на один год. Для уплаты той части налогов, что зачисляется в федеральный бюджет, дается не более трех лет – например, 3% по налогу на прибыль.

Причем Налоговый кодекс не ограничивает перечень налогов, на которые распространяется возможность рассрочки.

Получить ее могут налогоплательщики, чье финансовое положение не позволяет уплатить налоги в установленный законом период. Однако должны быть основания полагать, что в течение срока рассрочки налогоплательщик сможет расплатиться.

Для предоставления рассрочки должно быть установлено одно из обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ:

  • Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Например, во время паводка затопило поле, на котором предприниматель выращивал сельхозпродукцию.
  • Непредоставление или несвоевременное предоставление бюджетных ассигнований, достаточных для уплаты налога. В такой ситуации, когда бюджетное финансирование задерживается или прекращается, довольно часто оказываются сельхозпредприниматели.
  • Возникновение признаков банкротства при единовременной уплате налогов.
  • Имущественное положение физического лица исключает возможность уплаты налога. Например, человек для выплаты долгов кредиторам распродал свое имущество. Но он имеет небольшой доход, благодаря которому налоги могут быть уплачены равными платежами в течение года.
  • Производство и реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер. При этом нужно руководствоваться перечнем отраслей, который установлен Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382. Если отрасль налогоплательщика указана в перечне, то применить рассрочку будет можно, если не указана, то нет.
  • Наличие оснований для рассрочки по таможенному законодательству. Например, задержка налогоплательщику финансирования из федерального бюджета, осуществление поставок по международному договору России.
  • Невозможность уплаты налога до истечения срока исполнения требования налогового органа о погашении задолженности.

Чтобы установить, что налогоплательщик не может исполнить денежное обязательство, во внимание принимаются поступления денежных средств на его счет за трехмесячных период до подачи заявления о рассрочке. Поступления должны быть меньше суммы его краткосрочных обязательств по финансовой отчетности (срок погашения которых не превышает 12 месяцев), уменьшенных на доходы будущих периодов.

Например, за три месяца на счет налогоплательщика поступило 100 руб. При этом у него есть долг перед поставщиками – 60 руб. и долг по займу – 50 руб. Доходы будущего периода – 30 руб.

Получается: 100 > (60 + 50 – 30) – в данном случае все в порядке. Но если доходов будущих периодов не будет, получаем: 100 < (60 + 50) – т.е.

будет считаться, что налогоплательщик не сможет исполнить денежные обязательства.

Для принятия решения о предоставлении рассрочки в связи с риском возникновения банкротства в случае уплаты налогов будет использоваться новая методика. Сначала оцениваются степень платежеспособности налогоплательщика по текущим платежам и текущая ликвидность. Напомним, что ликвидность, это способность активов быстро быть проданными по цене, близкой к рыночной.

Коэффициент ликвидности определяется путем деления оборотных активов на сумму краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов.

То есть из баланса на последнюю отчетную дату берем сумму оборотных активов (денежные средства, финансовые вложения, запасы и т.д.) и делим ее на сумму краткосрочных долгов (займы, кредиторская задолженность со сроком погашения не более 12 месяцев и т.д.

), из которой предварительно вычтем сумму доходов будущих периодов (будущие денежные поступления в виде арендной платы от арендатора, например).

  • Если степень платежеспособности > 3 месяцев и коэффициент ликвидности < 1, то проводится анализ:
  • 1) суммы налога, подлежащей уплате;
  • 2) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности с учетом суммы налога;
  • 3) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога;
  • 4) суммы поступлений денежных средств на счета в банках за трехмесячный период, предшествующей подаче заявления.

На основании этих данных делается вывод: если сумма из п. 4 больше или равна сумме из п. 2, а также если она меньше суммы из п. 3, то рисков нет. В остальных случаях есть угроза возникновения признаков банкротства, и тогда рассрочка будет предоставлена.

Для анализа будут использовать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три и более месяцев, а не только годовую, как это было раньше. Это значит, что новый порядок учитывает, например, возможные кассовые разрывы.

Так, налогоплательщик в первом полугодии может быть платежеспособен, а в остальные шесть месяцев нет.

При оценке платежеспособности в третьем квартале текущего года можно будет воспользоваться данными промежуточной отчетности, а не ждать составления годовой и не пользоваться отчетностью предыдущего года, когда все было хорошо.

Для этого налогоплательщик должен обратиться с заявлением в налоговый орган, которому уплачивается налог, а также:

  • приложить справки из банков о ежемесячных оборотах за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления, и об остатках денежных средств;
  • подготовить в письменной форме, например в виде таблицы, перечень дебиторов, указать цены, сроки договоров и приложить их копии;
  • дать письменное обязательство о соблюдении условий, на которых принимается решение о рассрочке (для этого предусмотрена специальная форма – Приложение № 2 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденному Приказом ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@);
  • прописать предполагаемый график погашения задолженности;
  • представить иные документы, подтверждающие право на предоставление рассрочки, согласно п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Нужно иметь в виду, что налоговый орган может потребовать предоставить залог, поручительство или банковскую гарантию (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

Решение принимает налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком заявления и документов.

Нельзя исключать вероятность возникновения спора по поводу предоставления рассрочки. По этому вопросу накопилось большое количество судебных актов.

Например, часто суды принимают решения в пользу налоговых органов, когда налогоплательщики просят о рассрочке по причине сезонности производства и реализации товаров или услуг, но отрасли их бизнеса не включены в перечень сезонных отраслей, установленный постановлением Правительства.

Главное при подаче заявления – сопоставить основания для предоставления рассрочки с имеющимися документами, подтверждающими это право. Можно обратиться к налоговым консультантам, которые помогут в этом.

Кроме того, нужно помнить, что у налогоплательщика есть право на подачу жалобы на акты, действия и бездействие налоговых органов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector