Закрытие филиала юридического лица реализуется в соответствии с действующим законодательством. Изначально такое подразделение компании создается для ведения деятельности удаленно от основного места расположения компании. Однако необходимость в такой структурной единице может отпасть. Тогда рекомендуется закрытие филиала с целью экономии средств на его содержание.
Понятие филиала юридического лица
Такое подразделение выполняет функции предприятия полностью или в какой-то части. Главная особенность его состоит в том, что он находится в ином месте (при этом необязательно в ином населенном пункте).
На практике, филиалы часто создаются, чтобы вести какое-то отдельное направление, которое отличается от основной деятельности юридического лица.
Например, ООО занимается предоставлением юридических услуг, но в процессе деятельности начало выступать посредником в сделках с недвижимостью. Для удобства создается филиал, который действует отдельно, но в рамках первоначальной фирмы.
Все сведения о филиале обязательно должны вноситься в ЕГРЮЛ, то есть такое подразделение подлежит государственной регистрации. В связи с этим возникают особенности налогообложения и подачи отчетностей.
Общая информация о закрытии филиала
С точки зрения действующего законодательства, понятия филиал и представительство имеют определенные отличия. Филиал ведет полноценную деятельность, а представительство – ограничено по функционалу. Также существует понятие обособленного подразделения. И каждый тип дополнительного расположения организации должен быть зарегистрирован необходимым способом, то есть поставлен на учет в ФНС.
Любое подразделение организации ведет свою деятельность только до того момента, когда будет работать сама фирма. При этом на вспомогательную единицу действуют все лицензии и разрешения.
При ликвидации структурного подразделения организация обязана:
- закрыть специальный банковский счет, который создавался для обслуживания деятельности филиала;
- расторгнуть договор аренды, если он заключался;
- передать имущество подразделения головной организации;
- перевести персонал в другие подразделения, головной филиал или расторгнуть с ними трудовые договора.
Также стоит помнить, что если филиал проверяется налоговыми органами, то закрыть его можно будет только после завершения такой проверки.
Причины закрытия филиала
На практике, в качестве причин чаще всего выступают:
- отсутствие прибыли филиала или ее недостаточный размер;
- прекращение ведения того вида деятельности, которым занимался филиал;
- наличие нарушений, неоднократно допускаемых филиалом;
- прекращение деятельности основного предприятия;
- отзыв или окончание срока действия лицензии, если лицензируемой деятельностью занимался филиал.
Подразделение закрывается всегда, когда продолжение деятельности представляется невозможным, либо не имеет смысла.
Прочтите: Ликвидация ООО путем реорганизации через слияние
Как оформить филиал: особенности
На основании действующего законодательства, у организаций нет обязанности указывать в уставных документах возможность открытия филиалов. Однако такое требование существовало ранее, и некоторые организации, которые создавали подразделения в соответствии с ранее действующими нормами, такое указание в уставе имеют. Это не запрещается, и убирать данный пункт вовсе не обязательно.
Получается, что перед закрытием филиала, если в уставе отражено его наличие, изменение документации все же придется провести. Если в уставе таких сведений нет, то исключение из реестра проводится при помощи заявления по форме Р13014.
Пошаговая инструкция закрытия филиала
При закрытии филиала необходимо соблюдать определенный порядок, то есть выполнять действия в строгой последовательности:
- Составление и оформление решения о закрытии филиала юридического лица. На основании Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение принимается собранием участников или советом директоров (в зависимости от уставной документации). Филиал не может быть закрыт решением одного исполнительного органа. Но так может прекратить свою деятельность иное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством.
- Передача оформленного решения в ФНС. Это нужно сделать в форме уведомления С-09-3-2. Документ отправляется почтой, лично, с помощью представителя по закону или доверенности или через личный кабинет на сайте налоговой.
- Заполнение формы Р13014 и передача такого документа в ФНС. Сделать это можно через налоговую, а также через МФЦ.
- Дождаться ответа из ФНС.
При этом не нужно будет обращаться в ПФР, а также в иные органы. Налоговая Служба все сделает самостоятельно.
Если филиал находится в другом городе
Так, если филиал располагается в другом населенном пункте, руководство фирмы при закрытии подразделения вправе уволить оставшихся сотрудников (на основании статьи 81 ТК РФ). Данная возможность вполне объяснима, так как перевод был бы возможен только в иное муниципальное образование.
В данной ситуации увольнение может быть реализовано по отношению к любой категории работников. Даже беременные женщины не являются исключением. При этом при увольнении сотрудников иногороднего структурного подразделения необходимо выполнить следующие действия:
- Предупредить всех сотрудников под подпись в срок не менее двух месяцев.
- Направить уведомления в профсоюз, а также в службу занятости.
- Оформить документацию, указывающую на прекращение действия трудовых договоров в связи с ликвидацией филиала. Данные документы будут именоваться приказами.
- Откорректировать личные карточки сотрудников, попадающих под такое увольнение.
- Внести в трудовые книжки записи об увольнении и выдать их сотрудникам.
- Произвести выплату заработной платы и т. д.
Получается, что закрытие филиала, который функционирует в ином населенном пункте, подразумевает и прекращение трудовых обязательств перед всеми сотрудниками, работавшими в данном подразделении. Фирма может уволить всех, независимо от их категории.
Прочтите: Ликвидация ООО сменой директора и учредителей
Что еще нужно сделать при закрытии филиала
Увольнение сотрудников и уведомление ФНС – далеко не единственные действия, которые необходимо выполнить при закрытии филиала. Также следует обратить внимание на следующие моменты:
- определить налоговые обязательства. Если филиал находился в ином населенном пункте, то он мог оплачивать некоторые налоги по месту своего нахождения. С одной стороны, филиал не является самостоятельным плательщиком, так как не есть индивидуальным юридическим лицом. С другой стороны, налоговые обязательства могут возникнуть, но они неразрывно связаны с центральной фирмой. На практике, даже если налог не оплачивается филиалом, обязанность переходит к центральной фирме;
- передать дела филиала. Редко случается так, что филиал закрывается, не имея никаких обязательств перед контрагентами. Несомненно, любые договора заключаются от имени основной фирмы, но часть контрактов реализуется через филиал. Соответственно, такие дела необходимо передать либо другому обособленному подразделению, либо юридическому лицу. Также рекомендуется уведомить всех контрагентов о закрытии;
- передать собственность и документацию. Часть документов передается в архив, иные – в личные дела и по другим направлениям. Важно передать и собственность, которая была в распоряжении у филиала.
Закрытие филиала – это не просто формальное прекращение его деятельности. Оно представляет собой целый ряд сопутствующих действий, направленный на фактическое завершение работы и передачу полномочий другому подразделению или юридическому лицу в целом.
Подведем итоги
Филиал организации создается с целью ведения определенной деятельности на отдельной территории, в том числе в ином населенном пункте. При необходимости закрытия такого структурного подразделения, фирма должна действовать в соответствии с действующим законодательством. Необходимо исключить запись о филиале из ЕГРЮЛ и выполнить ряд сопутствующих действий.
Приложение
Скачать сообщение по форме N С-09-3-2
Скачать протокол о закрытии филиала (образец)
Требования к оформлению формы N Р13014
Скачать уведомление работнику о закрытии филиала (образец)
Куда сдавать отчетность, если поменялся юридический адрес
Из нашей статьи вы узнаете:
При переезде компании меняется её юридический адрес, а также некоторые реквизиты. Расскажем, куда и как сдавать отчётность после переезда.
Когда платить налоги по новому адресу: основное правило
По нормам НК РФ юридическое лицо ставится на учёт в налоговых органах по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений. Поэтому при переезде компании она снимается с налогового учёта в своей ИФНС и закрепляется за инспекцией по новому адресу.
Как происходит переезд юридического лица:
- Компания подаёт в свою ИФНС документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе.
- ИФНС, в котором компания была зарегистрирована по старому адресу, в течение 5 рабочих дней перешлёт документы в ИФНС по новому месту нахождения.
- Новая ИФНС ставит компанию на учёт в течение одного дня после получения выписки из реестра и выдаёт компании новое свидетельство о постановке на учёт.
Датой постановки организации на учёт в новую ИФНС считается дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.
По общему правилу с этой даты организация должна платить налоги и сдавать отчетность по новому адресу. До этого она всё ещё относится к ИФНС по старому адресу.
Для того чтобы узнать дату внесения изменений в ЕГРЮЛ, нужно заказать выписку.
Налог на прибыль и НДС
Уплата НДС происходит по общему правилу. Как только в ЕГРЮЛ были внесены в изменения, налог нужно платить в новую ИФНС, а ОКТМО в платежках — указывать по новому адресу организации.
То же самое с налогом на прибыль: юрлица уплачивают авансовые платежи и сам налог, зачисляемый в федеральный бюджет, по месту нахождения головной организации. А платежи, зачисляемые в региональные бюджеты — по месту нахождения головной организации и каждого её ОП.
После смены адреса в ЕГРЮЛ во всех формах отчётности указывают КПП, который присвоила новая ИФНС. Это правило действует даже в том случае, если организация отчитывается за период, предшествующий переезду.
При сдаче отчётности по НДС и налогу на прибыль в новую ИФНС также указывают новый ОКТМО. Декларации подаются в одном комплекте — делить сведения в отчётах на периоды «до переезда» и «после» не нужно.
«Астрал Отчёт 5.0» — удобный сервис для сдачи отчётности онлайн с технической поддержкой 24/7. Ведите сразу несколько организаций одновременно и переключайтесь между ними даже во время заполнения отчёта.
Единый налог по УСН
Налог по УСН и авансовые платежи по нему нужно перечислять по месту нахождения организации. Декларации по УСН также сдаются в ИФНС по месту нахождения. Такие нормы содержатся в статье 346.21 НК РФ.
Это значит, что при переезде организации действует общее правило: до изменений в ЕГРЮЛ налог и отчётность направляются в «старую» ИФНС, а после изменений — в новую, с указанием новых КПП и ОКТМО.
Транспортный налог
Транспортный налог и авансовые платежи по нему перечисляются по месту нахождения ТС. За исключением водных и воздушных ТС, местом нахождения транспорта считается место нахождения организации, на которую он зарегистрирован.
Получается, что и в отношении транспортного налога должен действовать общий принцип уплаты налогов при переезде организации. Но есть нюансы.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ, организации подлежат отдельной постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств. Такая регистрация происходит автоматически на основании данных ГИБДД.
То есть, при переезде организация будет находиться на учете в «старой» налоговой в качестве владельца транспортного средства до момента поступления в эту ИФНС из ГИБДД данных о снятии ТС с учёта в связи с переездом налогоплательщика.
Минфин считает, что при переезде уплачивать транспортный налог нужно в том же порядке, что и при продаже или покупке автомобиля, то есть, с учётом коэффициента периода владения.
В этом случае ориентироваться нужно на дату перерегистрации автомобиля в базе ГИБДД. В зависимости от этой даты возможны два варианта уплаты авансового платежа за соответствующий отчетный период: в полном размере в «старую» или «новую» инспекцию, либо — в обе ИФНС частями.
Важно: декларации по транспортному налогу за 2020 год и последующие периоды сдавать не нужно.
Налог на имущество
Налог на имущество и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения юрлица. То есть снова применяется общее правило.
Но есть исключения:
- когда в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость объекта;
- когда объект находится вне места нахождения организации или её «обособок», имеющих отдельный баланс;
- когда объект находится по адресу ОП и числится на его отдельном балансе.
В первых двух случаях уплата налога и авансовые платежи вносятся по месту нахождения объекта, а в третьем — по месту нахождения ОП.
Налог на доходы физлиц (НДФЛ)
Если налог платит организация-налоговый агент, также применяется основное правило. Но немного отличается порядок сдачи отчётности.
Этот порядок подробно изложен в письме ФНС от 27 декабря 2016 года № БС-4-11/25114@. Если организация переехала в течение года, то по итогам отчётного периода, в котором произошел переезд, подаётся 2 комплекта форм 6-НДФЛ:
- комплект со старым ОКТМО, который содержит сведения с начала отчётного периода и до даты внесения изменений в ЕГРЮЛ;
- комплект с новым ОКТМО, который содержит сведения с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ до конца отчётного периода.
- При этом отчитываться подобным образом юрлицу придется до окончания налогового периода, ведь форма заполняется нарастающим итогом.
- То есть если переезд был в мае, то нужно сдавать по 2 комплекта отчётности по итогам полугодия, 9 месяцев и года.
- Вероятно, что эти правила относятся и к новой форме 6-НДФЛ, действующей с I квартала 2021 года: порядок её заполнения в части указания доходов, а также кодов ОКТМО и КПП мало изменился.
- Подробнее об изменениях в форме 6-НДФЛ читайте в нашей статье.
Страховые взносы
При уплате и сдаче отчётности по страховым взносам действует основное правило. Сдавать двойной комплект отчётов не нужно — после регистрации изменений в ЕГРЮЛ расчёт по страховым взносам представляется в новую ИФНС с указанием нового кода ОКТМО.
Уточнённая отчётность
Отчётность с уточнениями сдают в новую инспекцию независимо от отчётного периода, за который предоставляется отчёт. Но если уточнения относятся к периоду до переезда, нужно указать старый ОКТМО — тот, который был указан в первичном отчёте.
Важно: ИФНС не имеет права отказать в приёме декларации с ошибочным ОКТМО. А если компания указала неправильный КПП или ОКТМО в платёжке, то это не препятствует поступлению налога в бюджет. Но платёж придётся уточнить, подав соответствующее заявление в ИФНС.
Взносы на травматизм
ФНС сама сообщает в фонды о смене адреса организации в ЕГРЮЛ в течение 5 рабочих дней. А фонды самостоятельно передают сведения об организации в свои отделения.
Переезд не влияет на регистрационный номер страхователя в ФСС. Но код подчиненности юрлицу присвоят новый. Фонд сообщит страхователю о снятии с учёта в одном отделении и постановке на учёт в другом.
Взносы на травматизм и отчёт 4-ФСС направляются в то отделение, в котором на дату уплаты взноса или сдачи отчетности организация состоит на учёте. Уточнить дату постановки на учёт, если уведомление из фонда еще не поступило, можно по выписке из ЕГРЮЛ.
Отчетность в Пенсионный фонд
При смене отделения ПФР меняется номер страхователя. Но общий порядок сдачи отчётности сохраняется. Сдавать отчётность нужно в то отделение, в котором организация состоит на учёте на дату сдачи.
Заключение
Датой смены места нахождения компании считается дата, когда новый адрес был зарегистрирован в ЕГРЮЛ. От этой даты зависит, в какую ИФНС уплачивать налоги и сдавать отчётность. Уточнить эту дату можно, запросив выписку из ЕГРЮЛ.
По общему правилу — до смены адреса налоги и отчётность направляются в «старую» ИФНС со старыми же реквизитами КПП и ОКТМО. После смены адреса — в новую, причём организации присваиваются новые КПП и ОКТМО. Но есть нюансы при уплате транспортного и имущественного налогов, а также НДФЛ.
Снятие и постановка на учёт по новому адресу проводятся путём межведомственного взаимодействия. ИФНС сама сообщит новые сведения в ФСС, ПФР и Росстат в течение 5 рабочих дней с даты внесения изменений.
Вс указал, что при преобразовании юрлица оно сохраняет за собой право применять усн
Публичное акционерное общество было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью. До преобразования общество применяло упрощенную систему налогообложения и продолжило ее применять после смены организационно-правовой формы, при этом после преобразования оно не представило в установленный налоговым законодательством срок уведомление о переходе на УСН.
Полагая, что вновь созданное общество не воспользовалось своим правом на переход на УСН ввиду непредставления уведомления, налоговая инспекция пришла к выводу об отсутствии у налогоплательщика права применять данный режим налогообложения.
В связи с непредставлением обществом налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016 г. налоговым органом было вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Жалоба общества на действия инспекции была оставлена без удовлетворения.
В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд, решением которого производство по делу в части признания незаконным решения управления ФНС прекращено в связи с отказом общества от указанных требований, в остальной части в удовлетворении заявления отказано. Решение устояло в апелляции и кассации.
Суды исходили из того, что в результате преобразования создано новое юридическое лицо, которое вправе применять УСН только при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления.
Поскольку заявление о переходе на УСН общество не подавало и декларация по НДС за 3 квартал 2016 г.
им в установленный законодательством срок в инспекцию не представлена, суды пришли к выводу, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика вынесено правомерно.
Общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. Изучив материалы дела № А47-164/2017, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
ВС отметил, что в рассматриваемом случае суды применили п. 2 ст. 346.13 НК РФ, которым установлена обязательность уведомления о переходе на УСН для вновь созданных организаций, однако применение данной нормы к организациям, поставленным на налоговый учет в результате реорганизации в форме преобразования, с однозначностью из ее содержания не вытекает.
Судебная коллегия указала, что, поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательности составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ, от одного лица другому. Такая правовая позиция выражена в Определении ВС РФ от 19 июля 2016 г. № 310-КГ16-1802 и нашла отражение в Обзоре судебной практики ВС РФ № 3 за 2016 г.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия пришла к выводу, что при отсутствии в гл. 26.2 НК РФ специальных правил, регулирующих применение УСН в случае реорганизации, общество было вправе исходить из сохранения у него в неизменном состоянии права на применение данного специального налогового режима как неотъемлемого элемента своей правоспособности.
Коллегия также отметила, что налогоплательщик однозначно выразил намерение продолжить применение УСН, исчислив авансовый платеж по специальному налоговому режиму и совершив действия по его уплате в бюджет.
Как указано в решении ВС, волеизъявление налогоплательщика относительно сохранения за ним права на применение УСН должно быть учтено налоговым органом, поскольку применение данного специального налогового режима носит уведомительный, а не разрешительный характер, и согласно п. 1 ст.
7 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства выступает одной из мер, предусмотренных в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
«Действия инспекции, приостановившей операции общества по счетам в банке, по существу привели к принудительному изменению условий налогообложения субъекта предпринимательства в худшую для налогоплательщика сторону и вопреки его волеизъявлению, что не может быть признано правомерным», – считает Верховный Суд.
На основании изложенного судебные акты нижестоящих инстанций были отменены, а требования общества о признании незаконным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке – удовлетворены.
По мнению адвоката Ивана Белова, данное определение Верховного Суда направлено на дальнейшее закрепление концепции неизменности прав и обязанностей юридических лиц в результате их реорганизации в форме преобразования – теперь и в налоговых правоотношениях.
Как отметил эксперт, Верховный Суд последовательно применяет новую редакцию п. 5 ст. 58 ГК РФ, действующую с сентября 2014 г.
, установившую, по сути, режим сохранения юридического лица как хозяйственной единицы при его преобразовании с изменением лишь организационно-правовой формы. «Ранее Верховный Суд делал это в определениях от 28 апреля 2016 г.
№ 302-ЭС15-16979 – спор об отношениях процессуального правопреемства, от 19 июля 2016 г. по делу № 310-КГ16-1802 – спор о неизменности зарегистрированных прав на недвижимость», – уточнил Иван Белов.
При этом адвокат пояснил, что, с точки зрения налоговых органов, которые осуществляют в соответствии с законом государственную регистрацию реорганизованных компаний и их постановку на налоговый учет, реорганизованное в результате преобразования юридическое лицо – новый хозяйствующий субъект, которому присваиваются новые ОГРН и ИНН. При этом прежнее юридическое лицо прекращает деятельность. По этой причине реорганизованное предприятие воспринимается ими как вновь созданная организация с применением к ней специальных требований налогового законодательства.
Старший партнер, руководитель налоговой практики адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Алексей Пауль пояснил, что данное дело, несмотря на свой налогово-правовой характер, в качестве причины возникновения спора имело неправильное понимание гражданско-правовых механизмов.
Налоговые органы и суды трех инстанций решили фактически, что при преобразовании юридического лица создается новая организация. При этом, как указал Алексей Пауль, ВС РФ обратил внимание на свою сформулированную еще в 2016 г.
позицию, свидетельствующую о сохранении юридической личности организации при преобразовании.
Для налоговых отношений в такой ситуации не требуется совершать действия, предусмотренные для вновь созданных организаций, в том числе подавать уведомление о применении УСН.
Алексей Пауль отметил, что ВС РФ предложил также учитывать фактическое намерение налогоплательщика на сохранение УСН, выразившееся в уплате авансового платежа. Из смысла подп. 19 п. 3 ст. 346.12, ст.
346.13 НК РФ следует, что волеизъявление должны быть прямым. По мнению эксперта, эта позиция ВС РФ, возможно, может быть применена для смягчения правоприменительной практики и по иным близким спорам.
Реорганизация юридического лица
В первую очередь необходимо выбрать форму реорганизации.
В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:
- При этом права и обязанности каждого юридического лица переходят к вновь возникшему лицу.
- При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного лица.
- При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам в соответствии с передаточным актом.
- При выделении из состава юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.
- При изменении организационно правовой формы (например, из АО в ООО) права и обязанности реорганизованного лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников).
Формы реорганизации могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.
Заявителем может быть лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности/лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщает в письменной форме (форма № Р12003 Уведомление о начале процедуры реорганизации) в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц, такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации);
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации (Журнал «Вестник государственной регистрации») уведомление о своей реорганизации (в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации), за исключением случая реорганизации в форме преобразования;
Информацию о реорганизации необходимо также публиковать в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс).
Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
О государственной регистрации в связи с завершением реорганизации
Документы, необходимые для государственной регистрации завершения процедуры реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган через 30 календарных дней со дня второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», но не ранее чем через 3 календарных месяца с момента регистрации в ЕГРЮЛ уведомления о начале процедуры реорганизации.
1
- С помощью данного online-сервиса при наличии у заявителя электронной подписи;
- Через нотариуса или МФЦ;
- Лично или через своего представителя при наличии у него нотариальной доверенности;
- Почтовым отправлением.
Если Вы собираетесь подать документы непосредственно в регистрирующий орган: лично или через своего представителя, подать документы через нотариуса или МФЦ, отправить документы почтовым отправлением, подпись заявителя должна быть заверена нотариально.
2
Размер государственной пошлины составляет 4000 рублей за каждое создаваемое при реорганизации юридическое лицо, оплата может производиться непосредственно через данный online-сервис
оплачивать государственную пошлину не требуется при направлении документов в электронном виде, подписанных электронной подписью заявителя, в том числе через МФЦ и нотариуса.
3
Сервис предоставит возможность подписать документы электронной подписью заявителя и направить их в регистрирующий орган напрямую из сервиса.
Подробнее об этапах реорганизации можно ознакомиться здесь.
Показать Скрыть
Особенности определения регистрирующего органа для отдельных случаев регистрации реорганизации:
- Для реорганизации в форме преобразования, разделения или выделения начало процедуры реорганизации, отмена данной процедуры или внесение записи о завершении реорганизации ЮЛ осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого ЮЛ.
- Для реорганизации в форме присоединения начало процедуры реорганизации осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ЮЛ, последнего принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации. Завершение процедуры реорганизации осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ЮЛ, к которому осуществляется присоединение. Отмена процедуры реорганизации в отношении одного из ЮЛ, участвующих в процессе, осуществляется регистрирующим органом, которым в ЕГРЮЛ внесены записи, содержащие сведения о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации.
- Для реорганизации в форме слияния начало процедуры реорганизации осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ЮЛ, последнего принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации. Завершение процедуры реорганизации осуществляется регистрирующим органом, осуществившим внесение в ЕГРЮЛ записей. Отмена процедуры реорганизации в отношении одного из ЮЛ, участвующих в процессе, осуществляется регистрирующим органом, которым в ЕГРЮЛ внесены записи, содержащие сведения о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации.
- Для совмещенных видов реорганизации, если разделение или выделение осуществляется одновременно со слиянием или присоединением начало процедуры реорганизации осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ЮЛ, последнего принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации. Завершение процедуры реорганизации осуществляется регистрирующим органом, осуществившим внесение в ЕГРЮЛ записей, содержащих сведения о том, что ЮЛ находятся в процессе реорганизации. Отмена процедуры реорганизации в отношении одного из ЮЛ, участвующих в процессе, осуществляется регистрирующим органом, которым в ЕГРЮЛ внесены записи, содержащие сведения о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации.
Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов:
Преобразование:
- Заявление о регистрации
- Учредительные документы (за исключением создания при реорганизации ООО, использующее типовой устав)
- Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб. руб за каждое создаваемое при реорганизации юридическое лицо) может не оплачиваться в случае направления документов в электронной форме
Слияние:
- Заявление о регистрации
- Учредительные документы (за исключением создания при реорганизации ООО, использующее типовой устав)
- Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.руб за каждое создаваемое при реорганизации юридическое лицо) может не оплачиваться в случае направления документов в электронной форме
- Договор о слиянии
Разделение:
- Заявление о регистрации
- Учредительные документы (за исключением создания при реорганизации ООО, использующее типовой устав)
- Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.руб за каждое создаваемое при реорганизации юридическое лицо) может не оплачиваться в случае направления документов в электронной форме
- Передаточный акт
Выделение:
- Заявление о регистрации
- Учредительные документы (за исключением создания при реорганизации ООО, использующее типовой устав)
- Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.руб за каждое создаваемое при реорганизации юридическое лицо) может не оплачиваться в случае направления документов в электронной форме
- Передаточный акт
Присоединение:
- Заявление о регистрации
- Договор о присоединении
В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации.
Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.
Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.
Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.
Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами — они тоже прописываются.
Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого ЮЛ, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Перед подачей документов в регистрирующий орган о завершении процедуры реорганизации пожалуйста убедитесь, что все расчеты с кредиторами, бюджетом, внебюджетными фондами завершены и все обязательства исполнены.
Также необходимо обязательно удостовериться в сдаче отчетности по персонифицированному учету в полном объеме, включая период, в котором будет завершаться реорганизация в ПФР, посредством получения подтверждения (устного или в виде справки) из ПФР о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Данный документ не обязателен для представления в регистрирующий орган.
Как бывшему директору исключить себя из ЕГРЮЛ, если компания это сделать не торопится
Нередко встречаются ситуации, когда срок полномочий генерального директора компании истек, либо он увольняется по собственному желанию, а сведения о нем продолжают содержаться в ЕГРЮЛ. Юрлицо бездействует и не вносит необходимые изменения в сведения о своем генеральном директоре.
Не внесенные изменения в реестр могут вводить в заблуждение третьих лиц, а также, в целом, нарушают интересы бывшего генерального директора хозяйственного общества.
Поэтому одним из краеугольных вопросов является правомерность обращения прежнего директора хозяйственного общества в регистрирующий орган с требованием об исключении сведений о себе из ЕГРЮЛ, в случае, если общество самостоятельно не вносит сведения о новом директоре.
На сегодняшний день ни законодательство, ни судебная практика не выработали однозначного подхода. Так что же делать?
Согласно п. 5 ст. 5 закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган, направив подписанное заявителем заявление.
Что более важно, и вызывает ряд неопределенностей, так это положение п. 1.3 ст. 9 Закона, согласно которому правом подписи указанного заявления обладает вновь избранный руководитель либо лицо, действующее на основании доверенности.
- Исходя из смысла, вложенного законодателем в данную норму, при подаче заявления по форме № Р14001 заявителем не может быть бывший руководитель юридического лица, что по сути лишает его возможности защитить свои права, обратившись в регистрирующий орган за исключением сведений о себе.
- Прекращение трудовых отношений заявителя в связи с расторжением трудового договора или истечением срока его действия влечет для заявителя утрату права на подачу заявления об исключении сведений из реестра, поскольку заявитель не является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Общества.
- На практике бывший генеральный директор Общества, при обнаружении в ЕГРЮЛ сведений о себе, как о действующем лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, подает в инспекцию заявление об исключении таких сведений.
- Однако инспекция отказывает в удовлетворении такого заявления на том основании, что оно подписано неуполномоченным лицом.
- Именно данное основание лежит в основе судебных решений при признании неправомерным требования бывшего генерального директора о возложении на регистрирующий органа обязанности по исключению из ЕГРЮЛ сведений о себе.
- Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, вынося решение по делу № А45-19060/2014, исходил из того, что правом подписи заявления о внесении изменений в реестр по форме № Р14001, которое направляется в трехдневный срок в регистрирующий орган, обладает только вновь избранный руководитель.
- Более того, многими судами также отмечается, что нарушение формы заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, его не подписание уполномоченным лицом, свидетельствует о том, что данное заявление нельзя признать законным.
- Что касается бывшего директора, то взаимоотношения между юридическим лицом и бывшим работником не регулируются законом № 129-ФЗ.
Действительно, действующее законодательство не регулирует процедуру исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, если хозяйственное общество бездействует.
Данный пробел в праве является основанием возникновения ряда трудностей для бывшего директора, чьи права в сложившейся ситуации ущемляются.
Во-первых, наличие в ЕГРЮЛ записи о бывшем директоре ущемляет право последнего на труд на основании ст. 37 Конституции РФ. До тех пор, пока бывший директор числится в реестре как руководитель хозяйственного общества, у него могут возникнуть сложности при новом трудоустройстве.
- К примеру, при трудоустройстве на государственную службу факт о том, что он занимает руководящую должность в коммерческой организации, может стать причиной для отказа в приеме на работу.
- Во-вторых, к бывшему генеральному директору могут обращаться налоговые органы, иные учреждения в связи с ненадлежащим исполнением Обществом своих обязанностей.
- Более того, если Общество не вносит сведения о новом генеральном директоре, оно создает ситуацию, при которой в ЕГРЮЛ будут содержаться недостоверные сведения, что будет вводить в заблуждение третьих лиц.
- Недостоверной записью в ЕГРЮЛ могут также воспользоваться недобросовестные участники оборота в своих интересах.
Вставая на сторону бывшего генерального директора общества, Арбитражный суд Московского округа по делу № А40-124409/2014, исходил из того, что гражданин, занимавший должность директора общества, исполнил все возложенные не него обязанности, связанные с расторжением его договора с Обществом.
Поэтому не вызывает сомнений, что после расторжения договора он не может считаться лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. А записи о нем должны быть исключены из Реестра.
Важным является вывод суда об отсутствии правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о бывшем директоре общества, и его невозможности подать заявления по установленной форме, что, тем не менее, не может служить основанием к отказу в удовлетворении законного требования бывшего директора и восстановления его нарушенных прав.
Таким образом, при наличии правового пробела в законодательстве, ряд судов толкуют данную неопределенность в пользу бывшего директора, который находится в уязвимом положении, поскольку не имеет возможности защитить свои права другими способами, кроме избранного.
С 2016 года были введены п. 5 и п. 6 в ст. 11 закона № 129-ФЗ. Согласно новым положениям физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.