Новые условия перевода предприятий на территорию САР

Новые условия перевода предприятий на территорию САР

Ведомости

Компания Владимира Потанина «Интеррос» зарегистрировалась в специальном административном районе (САР, так называемый российский офшор) на острове Русский.

Компания ООО «Интеррос капитал» была зарегистрирована 10 декабря, передал «Интерфакс» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ. Interros Capital Ltd до регистрации в САР имела «прописку» на Кипре и называлась Bonico Holdings Co.

Ltd. Ей принадлежит 30,17% акций «Норильского никеля».

Ключевые активы «Интерроса» – крупнейший в мире производитель никеля и палладия, крупный производитель платины и меди «Норильский никель» (35,95%), разработчик и производитель фармацевтических препаратов и вакцин «Петровакс фарм», горнолыжный курорт «Роза Хутор». «Интеррос» также является основным инвестором фонда Winter Capital, который управляет активами на сумму более $1 млрд.

САРы на о. Русский во Владивостоке и о. Октябрьский в Калининграде появились в 2018 г., чтобы привлечь в страну капитал зарубежных компаний россиян. Смена корпоративной прописки (редомициляция) позволяет осуществить миграцию иностранных компаний в Россию, то есть сменить налоговое резидентство и страну регистрации. 

При этом переезжающие в САРы международные компании, как и в случае с зарубежными офшорами, могут рассчитывать на льготы.

Основные преференции в САРах следующие: 0% на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%; 5% на перевод дивидендов за рубеж (для ПАО); 0% на доходы от продажи акций/долей в компаниях (при доле в капитале от 15% и сроке владения более года); доходы российских бенефициаров международных холдинговых компаний (МХК) в виде прибыли МХК не облагаются налогом; доходы МХК от «дочек» за рубежом также не облагаются налогом.

Первыми о своем желании переехать в САР (на о. Октябрьский в Калининградской области) в 2018 г. заявили основанная Олегом Дерипаской UC Rusal и ее основный акционер En+. Последняя стала резидентом офшора в июле 2019 г.

, а UC Rusal – в сентябре 2020 г. В декабре 2021 г. резидентом САР стала компания «Уралхим холдинг» Дмитрия Мазепина. А в феврале на о.

Русский зарегистрировалась компания  «СУЭК лтд» – дочерняя структура крупнейшего в России производителя угля – СУЭКа Андрея Мельниченко.

К настоящему моменту в САРе на острове Октябрьский зарегистрировано 60 участников.

Крупнейшие резиденты САР – это в основном дочерние или холдинговые структуры либо фонды таких международных групп, как En+, UC Rusal, «Уралхим», ПИК, агрокомплекс «Содружество», «Яндекс», Газпромбанк, Совкомбанк, «Лента». На острове Русский «прописаны» 4 резидента – банк «Восточный», две структуры СУЭКа и «дочка» «Роснефти».

Перевод «Интерроса» в САР связан не столько с санкционными рисками, сколько с оптимизацией управления компанией, считает руководитель департамента по правовой работе компании «Ресурс лекс», доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Моисеев.

Еще несколько лет назад чиновники из США начали взаимодействие с Кипром по вопросам движения капиталов, поясняет он. Очевидно, что тенденция перерегистрации бизнеса в России продолжится, считает эксперт.

Пример «Интерроса» привлекает внимание тем, что это одна из самых крупных компаний, которая «переехала» в САР.  

Плюсом для резидентов САРов, по мнению Моисеева,  является проявление лояльности государству в самой идее создания САРа. Но пока большинство компаний остаются в привычных безналоговых режимах, отмечает эксперт, из чего можно сделать вывод, что у предпринимателей невысокий уровень доверия к подобным проектам.

В подготовке статьи участвовал Дмитрий Гринкевич

Плюсы и минусы законодательства о САР для публичных компаний — новости Право.ру

ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (далее – «Закон») действует уже больше 2 лет. За это время на территориях САРов были зарегистрированы две международные компании со статусом публичных, т.е. акции которых публично обращаются. Не так много, но зато какие.

Сперва в 2019 году на территорию РФ «перебралась» компания ЭН+, а уже в сентябре 2020 года в Калининградской области было зарегистрировано ее дочернее общество, МКПАО «ОК РУСАЛ». В обоих случаях компаниям удалось сохранить зарубежный листинг: депозитарные расписки ЭН+ продолжают обращаться в Лондоне, а акции Русала – в Гонконге.

Это стало возможным в том числе благодаря ряду особенностей, которые содержатся в Законе.

Прежде всего, речь идет о возможности применения международной компанией норм корпоративного права, а также правил зарубежных бирж после редомициляции, при условии, что такие положения применялись к иностранному юридическому лицу и до «переезда». Но необходимо иметь в виду, что релевантные нормы Закона действуют только до 1 января 2029 года – к этой дате международные компании должны привести уставы в соответствие с российским законодательством. 

Также следует отметить, что Банком России для «обычных» эмитентов установлено ограничение: за пределами РФ может обращаться не более 25% от общего количества акций той же категории.

Но для международных компаний это ограничение не применяется, если на дату утверждения проспекта за рубежом обращается большее количество акций.

В этом случае компания, которая «переехала» в РФ, может продолжать поддерживать обращение за границей прежнего количества акций (например, исходя из раскрытого проспекта «Русала», это 39,9% акций); при этом эмитент может перевести все или часть таких акций на другую иностранную биржу, не запрашивая на это дополнительного разрешения российского регулятора. В отличие от «обычных» эмитентов также не потребуется разрешение Банка России при размещении за рубежом дополнительных акций (депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции), при условии соблюдения указанного выше ограничения, зафиксированного в проспекте.

Кроме того, в Законе предусмотрены специальные типы лицевых счетов, открываемых в реестре акционеров, что, в целом, позволяет перенести на российскую почву всю цепочку учета, которая существовала до изменения личного закона иностранного юридического лица.

Одним из таких счетов является лицевой счет иностранного регистратора – он открывается в тех случаях, когда реестр акционеров до «переезда» был условно разделен на 2 части, одна из которых является основной, а вторая – дополнительной, обеспечивающей прямое обращение акций на зарубежных биржах.

Тем не менее, в практике применения норм законодательства о международных компаниях (МК) и САРах были выявлены некоторые недостатки, о которых ниже. Надеемся, что это станет поводом для последующей доработки регулирования.

1. Регистраторам не всегда ясно, какие лицевые счета подлежат открытию в реестре акционеров международной компании

Для международных компаний в Законе предусмотрены специальные виды лицевых счетов, открываемых в реестре акционеров, и это, безусловно, положительный момент в регулировании.

Между тем, как показывает опыт, держатели реестра сталкиваются с трудностями в определении того, какой конкретно счет подлежит открытию в том или ином случае. Представим, к примеру, что в реестре акционеров компании, принявшей решение о редомициляции, зарегистрировано иностранное юридическое лицо.

Как определить, держит ли оно акции в своем интересе или в интересах третьего лица? На каких основаниях? Закон не разъясняет.

А ведь от этого зависит, следует ли открывать такому лицу в реестре международной компании счет владельца, счет иностранного номинального держателя или счет так называемого иностранного уполномоченного держателя. 

2.  Необходимо предусмотреть переходный период для адаптации корпоративного управления международных компаний

Для включения акций в котировальный список высшего уровня российские эмитенты (в том числе международные компании с даты их регистрации в ЕГРЮЛ) должны соответствовать требованиям, предусмотренным Положением Банка России от 24 февраля 2016 года № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» (далее – «Положение»), в том числе требованиям к корпоративному управлению.

Так, например, Положение требует, чтобы в компании был избран совет директоров, причем среди директоров часть должна быть «независимыми».

Это проверяет биржа по специальным критериям, установленным ею с учетом положений российского Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России.

Но критерии «независимости» директоров за рубежом могут отличаться от российских, в связи с чем не все директора, признаваемые независимыми за рубежом, могут считаться таковыми в России.

Положение также требует, чтобы совет директоров сформировал ряд комитетов (комитет по аудиту, комитет по номинациям, а также комитет по вознаграждениям), выполняющих функции, прямо указанные в Положении. При этом на практике обычно требуется, чтобы внутренние документы, регулирующие деятельность указанных комитетов, дословно воспроизводили отдельные формулировки Положения и правило листинга биржи.

В числе иных требований можно отметить, например, обязательное наличие фигуры корпоративного секретаря, назначаемого на должность единоличным исполнительным органом с согласия совета директоров или по согласованию с ним.

В иностранной компании может применяться иной порядок назначения корпоративного секретаря; более того, в силу специфики применяемого к ней иностранного права у неё может попросту отсутствовать единоличный исполнительный орган. 

К сожалению, Положение в настоящее время пока еще не адаптировано под специфику листинга ценных бумаг международных компаний. При этом иностранная компания не всегда может до «переезда» обеспечить свое соответствие требованиям, установленным для «обычных» российских эмитентов.

Для компаний, имеющих высокий уровень листинга на зарубежных биржах, репутация которых признается в РФ, целесообразно установить возможность включения акций в котировальный список, предусмотрев специальный переходный период для адаптации корпоративного управления МК к российским правилам.  

3. Необходимо уточнить порядок регистрации проспекта ценных бумаг международных компаний

Согласно Закону, одним из условий регистрации проспекта является заключение иностранным юридическим лицом с российской биржей договора о листинге акций международной компании и представление копии такого договора в Банк России.

По нашему мнению, указанная норма рассчитана на тот случай, когда у иностранного юридического лица отсутствует договор о листинге акций.

В этом случае иностранное лицо должно предварительно заключить договор о листинге акций международной компании со сроком вступления в силу не ранее даты государственной регистрации МК на территории РФ.

Однако на практике возникают ситуации, когда акции иностранного юридического лица уже до «переезда» имеют листинг на российской бирже. Мы считаем, что в этом случае предоставления ранее заключенного договора листинга должно быть достаточно. Однако для этих целей необходимо уточнить положения Закона.

Читайте также:  Учет расходов в рамках получения профессионального вычета

Доработка ведется

В настоящее время уже ведется работа по доработке положений законодательства о САРах. Так, в рамках Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2020 г.

№ 1723-р, Минэкономразвития России разработало ряд законопроектов по уточнению правового регулирования международных компаний.

Например, в рамках законопроекта «о разных типах акций» планируется создать механизм выпуска МК акций, предоставляющих разный объем корпоративных прав их владельцам (Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» (в части разных типов акций)», ID проекта 02/04/07-19/00092975). Эти поправки позволят международным компаниям переносить на российскую почву структуру владения акциями, которая существовала до «переезда». 

Полагаем, что данная работа будет способствовать формированию инвестиционно-привлекательной среды для инвесторов, а также привлечению новых резидентов в САР, в том числе публичных компаний.

«Русские офшоры» приоткрыли двери

Госдума одобрила законопроект, позволяющий теперь и российским компаниям «переезжать» в «русские офшоры» — в специальные административные районы (САР) в Калининграде и Владивостоке.

Смена концепции САР, ранее предназначенных исключительно для возврата капиталов из-за рубежа, связана с угрозой Евросоюза включить Россию в черный список стран, предоставляющих неравные налоговые условия.

Эксперты отмечают, что из-за сопутствующего ужесточения правил получения налоговых льгот положение резидентов САР ухудшится — и при этом желающих «переехать» может оказаться немного.

Вчера сразу во втором и третьем чтениях Госдума одобрила законопроект об изменении режима спецадминрайонов, созданных на островах Октябрьский (Калининград, 61 резидент) и Русский (Владивосток, пять компаний).

Они, напомним, были образованы для возвращения капиталов в российскую юрисдикцию и их защиты от санкций.

Депутаты провели инициативу в ускоренном порядке — в качестве поправок ко второму чтению в законопроект об автоматизированном налоговом режиме для микробизнеса (см. “Ъ” от 11 февраля).

Напомним, сейчас «переехать» в САР могут только иностранные компании, перерегистрировавшись в России и получив статус международной холдинговой компании (МХК).

Как пояснил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, поправки вызваны «серьезной политической необходимостью» — претензиями Евросоюза.

Они были связаны с недостаточным уровнем присутствия компаний для получения льгот, а также предоставлением преференций только иностранному бизнесу. Претензии могли обернуться внесением РФ в список стран с недобросовестной налоговой конкуренцией.

Теперь резидентами САР смогут стать и российские компании. Но далеко не все — лишь если они созданы до 2018 года, а состав контролирующих лиц не менялся с января 2017-го.

При этом власти региона смогут не «отпустить» важного для него налогоплательщика в САР (если вклад компании в сборы налога на прибыль в бюджет субъекта хоть раз за три последних года превысил 1%).

Другой блок поправок касается применения налоговых льгот резидентами САР — речь идет, в частности, о нулевом налоге на дивиденды (при доле в капитале резидента от 15% вместо 50%), а также о безналоговой продаже акций или долей.

Поправками устанавливаются требования к фактическому присутствию в САР — владение офисом площадью от 50 кв. м, наличие штата не менее 15 сотрудников, вложение в течение трех лет не менее 300 млн руб. в инфраструктуру региона. Также не допускается наличие обособленных подразделений за пределами САР.

Управление компанией и 70% расходов должны осуществляться на территории России, как минимум одно контролирующее лицо должно быть резидентом РФ, а доля пассивных доходов (например, дивидендов) должна быть более 90%.

Привести свой бизнес в соответствие с новыми требованиями придется и действующим резидентам — без их соблюдения применение льгот допускается до конца 2025 года.

Как отмечает партнер налоговой практики PwC в России Галина Науменко, предусмотренные проектом требования, касающиеся офиса, численности штата и вложения не менее 300 млн руб., «кажутся завышенными для базового пакета налоговых льгот — они гораздо жестче европейских требований по фактическому присутствию».

Это, по ее оценкам, ухудшает текущие условия как для уже «заехавших» в САР иностранных компаний, так и для тех, кто только планирует «переезд».

Управляющий партнер Tax Compliance Михаил Бегунов соглашается: «Требования могут оказаться избыточными для среднего и даже крупного бизнеса, поэтому есть основания полагать, что новым режимом смогут воспользоваться только крупнейшие российские компании».

Однако, добавляет партнер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Наталья Кузнецова, вероятность того, что регионы «отпустят» своих крупнейших налогоплательщиков в САР, как и того, что компании сами решат полностью «переехать» (перевести исполнительный орган, не имея обособленных подразделений вне САР), невысока.

«Тем более что дополнительные требования о доле пассивных доходов не менее 90% закроют доступ к льготам для компаний, ведущих активную хозяйственную деятельность»,— говорит она.

С другой стороны, добавляет Михаил Бегунов, это требование выглядит последовательным — «САР изначально создавались для размещения холдинговых компаний, которые, как правило, не ведут такой деятельности».

Евгения Крючкова

Упрощение редомициляции иностранных компаний и расширение налоговых льгот для участников САР

23 марта 2022 г. Советом Федерации РФ одобрен законопроект, направленный на упрощение условий и процедуры редомициляции иностранных компаний на территории Специальных административных районов («САР»).

Напомним, что в августе 2018 года был принят Федеральный закон № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (далее — «Закон»), позволяющий осуществить редомициляцию иностранных компаний на территорию САР в РФ.

Что изменится по сравнению с Законом в действующей редакции

  1. В САР смогут редомицилироваться компании, созданные не позднее 1 марта 2022 года (в действующей редакции Закона – не позднее 1 января 2018 года);
  2. Возможность редомициляции компании более не будет обусловлена осуществлением компанией деятельности на территории нескольких государств;
  3. Срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции в размере 50 млн. рублей, увеличится с шести месяцев до одного года с даты государственной регистрации международной компании;
  4. Срок для предоставления в управляющую компанию документов, подтверждающих осуществление инвестиций, увеличится с 10 рабочих дней до 30 рабочих дней по истечении срока, в течение которого должны быть произведены инвестиции;
  5. Срок для исключения иностранного юридического лица из реестра иностранных юридических лиц увеличится с шести месяцев до двух лет с даты регистрации международной компании в порядке редомициляции;
  6. Возможность применения международной компанией норм иностранного права продлится до 1 января 2039 г. (в действующей редакции Закона период составляет до 1 января 2029 г.);
  7. Доступ на территорию САР будет открыт для международных личных фондов.

Временные меры, предусмотренные законопроектом

В течение 2022 года непредоставление в управляющую компанию отдельных документов, необходимых для целей государственной регистрации международной компании и/ или выпуска акций международной компании (перечень таких документов определен законопроектом для каждого из случаев), не является безусловным основанием для отказа в такой регистрации международной компании и/или выпуска акций международной компании в случае обоснования невозможности их предоставления.

* * *

23 марта 2022 г.

Советом Федерации РФ был также одобрен законопроект, который вносит изменения в налоговое законодательство в части получения статуса международной холдинговой компании (далее — «МХК») международными компаниями и российскими организациями, а также в части расширения налоговых льгот для резидентов САР. Как было указано в пояснительной записке к данному законопроекту, изменения вводятся в целях повышения привлекательности САР, формирования адекватной инвестиционной среды и, таким образом, стимулирования перевода иностранных компаний в РФ.

Ниже представлен краткий обзор ключевых поправок.

  • Законодатель предлагает предоставить возможность получения статуса МХК иностранным компаниям, созданным до 1 марта 2022 г., если с даты создания до регистрации в качестве МК прошло не менее 3 лет. При этом возможность получить статус МХК была также предоставлена российским организациям при соблюдении ряда условий 1.  Некоторые из этих условий были также несколько либерализованы законопроектом. Так, Законопроект смягчил условие в части даты создания российской компании, претендующей на статус МХК: до 1 марта 2022 г. вместо 1 января 2018 г., если с даты создания до даты подачи заявления о приобретении статуса МХК прошло не менее 3 лет. Помимо этого, законопроект также вносит коррективы в части требования про контролирующих лиц, а именно, предлагается установить, что на дату получения статуса МХК доля контролирующих лиц должна составлять не менее 75% доли лиц, являвшихся таковыми по состоянию на 1 марта 2022 г.
  • Законопроектом предлагается расширить перечень льгот в отношении МХК, в частности:
    • 5% ставка налога на прибыль на дивиденды/проценты/роялти, полученные МХК, при соблюдении условий, установленных ст.284.10 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2023 г.). Напомним, что данная статья устанавливает требования к уровню присутствия МХК и инвестированию2.
    • 10% ставка налога у источника на дивиденды/проценты/рояли, выплачиваемые с уровня МХК при соблюдении условий, установленных ст.284.10 НК РФ, а также лицо-получатель дохода должно иметь фактическое право на доход и не должно числиться в «списке офшоров» Министерства финансов РФ (вступает в силу с 1 января 2023 г.).
    • исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов и расходов МХК от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных работ, предусмотренных указанными проектами, при соблюдении ряда условий (вступает в силу с 1 января 2023 г.).
    • освобождение от обложения налогом на имущество имущества МХК, расположенного за рубежом РФ и используемого МХК в добычных проектах (применяется к налоговым периодам, начиная с 2022 г.).
    • освобождение от обложения налогом на прибыль курсовых разниц, которые возникли при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), требований, выраженных в иностранной валюте, а также при уценке обязательств, выраженных в иностранной валюте (вступает в силу с 1 января 2023 г.).
  • Законодатель также устанавливает особенности применения ст.275.3 НК РФ в отношении МК, зарегистрированных в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г., включительно:

    • ценные бумаги принимаются по стоимости, равной рыночной цене или рыночной котировке, на дату регистрации МК;
    • стоимость долей участия в капитале российских и иностранных организаций принимается по рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком.
  • Законопроект устанавливает невозможность ухудшения правил по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, которые действовали на момент получения организацией статуса МХК (вступает в силу с 1 января 2023 г.). Так, для применения данной оговорки статус МХК должен быть получен организациями до вступления в силу правил, ухудшающих положение налогоплательщика.

    Помимо указанных выше изменений, законопроект также вносит поправки в ст.284.10 НК РФ, смягчающие критерии к уровню присутствия МХК для применения налоговых льгот, с учетом практики переезда компаний в САР (в частности, в отношении состава бенефициаров МХК и требования по офисным помещениям).

Читайте также:  Фото на загранпаспорт новый и старый 2020: требования и образцы

На фоне уже одобренных изменений в режиме САР и с учетом планируемых изменений необходимо детально проанализировать, какие льготы и при каких условиях могут быть применимы МК и МХК, а также будут ли такие льготы давать необходимый эффект на налоговую нагрузку по группе в целом.

Чем EY может помочь?

  • Команда EY готова оказать всестороннюю поддержку при редомициляции на территорию САР и в России, и за границей, обеспечить постановку и ведение учета международной компании в соответствии с законодательством РФ по БУ и НУ, а также проанализировать, какие льготы и при каких условиях могут быть применимы к МК и МХК, и будут ли такие льготы давать необходимый эффект на налоговую нагрузку по группе в целом.
  • Авторы: Марина Белякова Анастасия Харичкина-Кавешникова
  • Дмитрий Заикин
  • 1 Федеральный закон №18-ФЗ от 25 февраля 2022. 2 Данная статья введена Федеральным законом №18-ФЗ от 25 февраля 2022 г. Вступает в силу с 25 марта 2022 г.

Госдума приняла закон о правилах регистрации иностранных компаний в CАР

Законом предусматривается, что международные фонды, зарегистрированные на территориях САР, расположенных в Калининградской области и Приморском крае, подразделяются на общественно полезные фонды и личные фонды. При этом на общественно полезные международные фонды будут распространяться нормы, регулирующие в настоящее время деятельность международных фондов, а для регулирования деятельности международных личных фондов вводится самостоятельное регулирование — за международными компаниями, зарегистрированными на территориях САР, закрепляется право осуществлять деятельность на территории РФ через филиалы, представительства, иные обособленные подразделения, место нахождения которых на территории РФ может быть расположено независимо от пределов территории САР.

Закон корректирует требования к дате создания иностранной компании для регистрации в САР (1 марта 2022 года вместо действующей сейчас — 1 января 2018 года), дает возможность отказаться от необходимости подтверждать деятельность на территории нескольких государств, увеличивает до 1 года срок, в течение которого иностранными компаниями должны быть осуществлены инвестиции (сейчас — шесть месяцев), увеличивает до 30 рабочих дней срок предоставления документов, подтверждающих осуществление инвестиций (сейчас этот срок составляет 10 рабочих дней).

Также продлевается до 1 января 2039 года (еще на 10 лет) возможность применения норм иностранного корпоративного права для международных компаний, увеличивается до двух лет срок по исключению переехавшей в САР международной компании из иностранного реестра юридических лиц (сейчас общий срок — шесть месяцев), также увеличивается до двух лет срок до проведения первой ревизии для участников САР (сейчас — один год), вводятся временные послабления (в течение всего 2022 года) к комплекту документов для переезда в САР, а также устанавливаются возможности регистрации на территории САР международных личных фондов и вносить туда российское имущество стоимостью не менее 5 млрд рублей.

До 31 декабря 2022 года включительно приостанавливаются плановые и внеплановые ревизии на предмет соответствия международных компаний и международных фондов, получивших статус участника САР, предъявляемым к ним требованиям.

Поправки ко второму чтению

Согласно принятым поправкам, в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций в отношении РФ, российских юрлиц и граждан РФ, правительством в 2022 году могут быть установлены особенности выполнения и (или) признания выполненными, а также освобождения от выполнения требований, касающихся представления иностранным юрлицом документов при госрегистрации международной компании в порядке редомициляции и, по согласованию с Центральным банком РФ, — документов при государственной регистрации выпуска акций международной компании.

Также эта норма коснется требований к подаче заявки на осуществление деятельности в качестве участника САР.

Минфин предложил усовершенствовать налоговый режим в САР

Минфин России подготовил изменения по совершенствованию налогового режима в САР, чтобы создать комфортные налоговые условия для международных холдинговых структур, упростить для них переезд в Россию и повысить инвестиционную привлекательность этих районов.

Законопроект разработан совместно с Минэкомразвития, ФНС, представителями бизнес-сообщества и предусматривает ряд новаций для международных холдинговых компаний (МХК) – резидентов САР:

  1. Снижение ставки налога на прибыль до 5% по доходам МХК при соблюдении ряда условий:
  • осуществить инвестиции в размере не менее 300 млн рублей в строительство социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры в регионе регистрации;
  • доля доходов от пассивной деятельности должна быть более 90%;
  • в штате должны числиться не менее 15 сотрудников;
  • площадь офиса составляет более 100 квадратных метров.
  1. Снижение до 10% налоговой ставки по доходам в виде дивидендов и процентов, полученным от МХК, применяющей пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 5 %;
  2. Изменение критериев для иностранных организаций, претендующих на статус международной холдинговой компании при редомициляции в САР, в частности за счет предоставления возможности получения статуса иностранным организациям, созданным до 1 января 2020 года и смягчения требований по неизменности состава контролирующих лиц иностранных организаций;
  3. Освобождение от налогообложения в России доходов иностранных филиалов МХК при выполнении ряда условий;
  4. Введение стабилизационных оговорок, направленных на сохранение и неухудшение налоговых условий в части НДФЛ и налога на прибыль для резидентов САР. 

«В этом году мы приняли ряд налоговых новаций, направленных на деофшоризацию российской экономики. На следующем этапе проводимой работы важно создать стимулы для возврата российского капитала и привлечения налоговых резидентов в страну.

Одним из ключевых инструментов достижения этой цели для нас являются САРы, поэтому предлагаем создать такие налоговые условия, которые будут стимулировать международные холдинговые компании перерегистрировать свой бизнес в эти районы.

При этом предполагается физическое присутствие компании в САР, а не просто формальное, что будет способствовать развитию регионов. Разрабатывая параметры налогового режима, мы исходили из того, чтобы  удалось соблюсти баланс интересов как бизнеса, так и государства.

После реализации всех этих изменений в САР будет создан конкурентный налоговый режим для холдинговых компаний по сравнению с теми, которые  сейчас предлагаются в других странах», – отметил статс-секретарь – замминистра Алексей Сазанов, комментируя предложенные изменения.

Законопроект опубликован для общественного обсуждения на regulation.gov.ru .

https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=112461

«Русские офшоры»: компаниям разрешат регистрацию в Калининграде и Приморье

Какие выгоды для российской экономики?

Госдума накануне сразу во втором и третьем чтениях приняла закон о правилах получения российскими компаниями статуса резидентов специальных административных регионов (САР) в Калининграде и Приморском крае — так называемых «русских офшоров». Документ предусматривает изменения в налогообложении международных холдинговых компаний в САР.

Надо отметить, что статус эти регионы имеют уже несколько лет, но резиденство до сих пор было доступно только иностранным юридическим лицам, которые меняли регистрацию на российскую и приобретали статус международных холдинговых компаний по российскому праву.

Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин предлагает разобраться, какие выгоды сулит эта инициатива российской экономике.

По сути, это территории с льготным налоговым режимом для инвесторов. История проекта началась в 2018 году с организации таких районов на острове Октябрьском в Калининградской области и на острове Русском в Приморском крае.

Целью являлось возвращение российского капитала из-за рубежа и защита бизнеса от санкций после украинских событий 2014 года.

До текущего момента осуществить так называемую редомиляцию (возвращение домой) могли только иностранные юридические лица: они меняли регистрацию на российскую и приобретали статус международных холдинговых компаний (МХК). В настоящее время в них зарегистрированы более 50 резидентов, большинство — в Калининградской области.

Основные льготы этих территорий — нулевой налог на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%, пятипроцентный налог на перевод дивидендов за рубеж (для ПАО), 0% на доходы от продаж акций/долей в компаниях, 0% на доходы российских бенефициаров компаний-резидентов в виде прибыли компаний.

Поправки в Налоговый кодекс были мотивированы решением Евросоюза внести Россию в серый налоговый список. Фото irzs.ru

Суть предложенных изменений

Стоит сразу отметить, что поправки в Налоговый кодекс были мотивированы решением Евросоюза внести Россию в серый налоговый список из-за возникшей нечестной налоговой конкуренции в результате введения режима САР.

Чтобы избежать внесения в данный список, куда входят такие страны, как Коста-Рика, Гонконг, Малайзия, Уругвай, Ямайка, Северная Македония, правительство решило внести изменения в Налоговый кодекс.

Читайте также:  Как выдать трудовую книжку при увольнении, которой нет?

Требование Евросоюза заключалось в предоставлении возможности российским компаниям использовать данный режим при обязательном условии для них иметь реальные офисы при переезде.

Сами поправки предусматривают получение российским юридическим лицом аналогичного статуса при выполнении следующих условий:

  1. Компания была создана до 1 января 2018 года и местом нахождения на момент подачи заявления о признании МХК являются два острова, указанные выше. В данном случае место нахождения предусматривает присутствие исполнительного органа (директор) в этих регионах.
  2. Контролирующие лица компании стали таковыми до 1 января 2017 года (это и физлица, и юрлица с долей участия более 15%). Для юридических лиц есть и дополнительное условие: либо более 25% их акций должны обращаться на российской бирже, либо не менее 50% уставного капитала должно принадлежать государству (России или любому другому из тех, кто обменивается налоговой информацией в автоматическом режиме с Россией), если имеется разрешение данного государства на перенос компании в САР.
  3. Компания подала соответствующее заявление и информацию о контролирующих лицах в налоговый орган.
  4. Правительство региона, в котором до этого располагалась компания, не имеет возражения касательно перерегистрации в САР на момент подачи заявления. Интересно, что регион будет иметь право возразить, если доля поступлений налога на прибыль от компании превышает 1% всех поступлений этого налога в бюджет региона хотя бы в один год из предыдущих трех лет.

Есть и штрафные санкции в виде потери статуса МХК российскими компаниями, которые переехали в САР. В частности, они наступят в случае слияния с другой организацией, если та не является МХК, или в случае появления нового контролирующего лица в течение одного года после смены юрисдикции.

История проекта началась в 2018 году с организации таких районов на острове Октябрьском в Калининградской области и на острове Русском в Приморском крае. Фото wikipedia.org

Поправками также предусмотрены дополнительные налоговые льготы для резидентов САР в виде пониженных ставок по налогу на прибыль. Для этого компаниям будет необходимо выполнить следующие условия:

  1. Минимум одно контролирующее лицо должно быть резидентом России.
  2. Доля расходов компании на территории России составляет не менее 70%.
  3. Доля пассивных доходов (процентов, дивидендов, роялти от различных услуг) превышает 90%.
  4. Управление компанией происходит на территории РФ.
  5. Штат сотрудников составляет не менее 15 человек на постоянной основе.
  6. У компании есть офис на территории САР площадью не менее 50 квадратных метров.
  7. Обязательство осуществить капитальные вложения в размере не менее 300 млн рублей в течение трех лет после регистрации в САР.

Выгоды и риски для экономики

Надо понимать, что востребованность варианта переезда в «русские офшоры» будет зависеть от того, какие налоговые льготы предложит Минфин для резидентов САР. Пока что точной информации нет.

Для применения льгот предусмотрено ограничение по доле пассивных доходов в общей выручке — более 90%. В этом случае САР не будут интересны компаниям, которые получают такие активные доходы, как выручка от продажи товаров.

В то же время для компаний, обладающих пассивными доходами, была бы интересна ставка по налогу на прибыль в размере 5%, что пока не гарантируется Минфином.

Помимо этого, есть целый пласт претензий к данному решению, которые высказывают текущие резиденты САР. В частности, они считают, что переезд публичных обществ с регистрацией в других регионах подорвет доверие инвесторов и снизит стоимость компаний.

Аргументом служит тот факт, что изначально САР создавались для возврата капитала подконтрольных россиянам иностранных компаний. Как следствие — резидентам давалась свобода в корпоративных вопросах, чтобы облегчить переезд в Россию.

Это предусматривало сохранение зарубежного права и устоявшихся правил корпоративного управления.

По сути, распространение режима САР на российские компании не является редомициляцией и не соответствует изначальным целеполаганием создания САР.

Ао «корпорация развития дальнего востока и арктики»

Специальный административный район (САР) — это территория с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую.

Цели САР

  • Формирование благоприятных финансовых и административных условий для развития бизнеса
  • Привлечение капиталов в РФ
  • Деофшоризация экономики РФ
  • Инфраструктурное развитие территории

Роль управляющей компании

Ао «корпорация развития дальнего востока и арктики» является управляющей компанией САР на территории о. Русский в соответствии с федеральным законом от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Основные задачи АО «КРДВ»:

  • Участие в регистрации Международной компании
  • Принятие решений о предоставлении статуса участника САР
  • Ведение реестра участников САР
  • Координация деятельности и административная поддержка участников САР
  • Оказание участникам САР услуг, необходимых для осуществления деятельности (в том числе юридических услуг, бухгалтерских услуг)
  • Мониторинг деятельности международных компаний

Для кого

Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона.

Что такое МХК (Международные холдинговые компании) и зачем нужен этот статус?

Международные холдинговые компании — это такие же международные компании, но обладающие особым правовым статусом в целях получения налоговых льгот.

Преимущества

Переводы без ограничений иностранной и российской валюты с территории и на территорию России без открытия счетов

Расчеты в наличной иностранной валюте и валюте РФ

Режим «одного окна» для инвестора

Помощь в выборе места регистрации

Юридические и бухгалтерские услуги

Возможность строить объекты инфраструктуры

Международная компания или ее дочерняя компания могут быть резидентами СПВ

Налоговые льготы

Дивиденды в пользу МК

При доле в капитале > 15% и сроке владения < 1 года

Если плательщик иностранная компания, то НЕ из офшора (в соответствии с перечнем Минфина РФ)

Дивиденды иностранным лицам от МК

  • При их доле в капитале > 15% и сроке владения > 1 года
  • Иностранная компания НЕ из офшора (в соответствии с перечнем Минфина РФ)
  • Не более 50 % активов = недвижимому имуществу
  • Акции не были внесены в уставный капитал МК в течение 1 года до или после даты регистрации МК (а также при условии приобретения такой компанией в результате реорганизации)

Прибыль МК в составе прибыли контролирующего лица

Прибыль КИК в составе доходов МК

Не учитывается до 2029 года

НДС на ввоз судов на территорию РФ

Регистрация в Российском открытом реестре судов

Доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль от эксплуатации судов

Регистрация в Российском открытом реестре судов

Транспортный налог для воздушных и морских судов

Регистрация в Российском открытом реестре судов или Государственном реестре гражданских воздушных судов

Налог на имущество для воздушных и морских судов

Регистрация в Российском открытом реестре судов или Государственном реестре гражданских воздушных судов

Тарифы страховых взносов для членов экипажей судов

Регистрация в Российском открытом реестре судов до 2027

1 Требования к иностранным компаниям

  1. Ведение хозяйственной деятельности на территории нескольких государств, в том числе России, через филиалы, представительства, группу лиц, подконтрольные лица или самостоятельно 1 января 2018 года и на текущий момент
  2. Принятие обязательств по инвестициям на территории РФ в простой письменной форме (50 млн рублей в течение 6 мес. в форме взноса в уставной капитал или капитальные вложения)
  3. Подача заявки на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника САР
  4. Регистрация на территории государства, являющегося членом ФАТФ и (или) Манивэл

Не могут стать МК:

  • Кредитные организации
  • Некредитные финансовые организации
  • Операторы платежных систем
  • Операторы услуг платёжной инфраструктуры
  • Преимущества и льготы в САР для МК

Условия получения статуса МХК:

  1. Международная компания зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая была создана в период до 1 января 2018 года
  2. Контролирующие лица (более 15 %) редомицилируемой иностранной организации стали таковыми до 2017 года (не применяется для публичных компаний и лиц, попавших под санкции)
  3. В течении 15 рабочих дней после получения статуса МК предоставить в налоговую:

    • финансовую отчетность иностранной организации за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год
    • положительное аудиторское заключение
    • сведения о контролирующих лицах международной компании (более 15%)
    • Условия, при которых не применяются критерии о контролирующих лицах для получения статуса МХК:
    • по состоянию на 1 января 2018 года являются публичными компаниями
    • если МК совокупная доля прямого и (или) косвенного участия другой МК составляет 100%
    • контролирующие лица МК (при доле > 25%) находятся в санкционных списках по состоянию на 1 января 2017 года

МК утрачивает статус МХК:

  • в случае принятия МХК решения о реорганизации в форме присоединения или слияния не с МК
  • в случае, если в течение 1 года меняется состав контролирующих лиц МК (не применяется для публичных компаний и санкционных лиц)
  • в случае потери статуса МК в соответствии с Федеральным Законом № 290-ФЗ «О международных компаниях»

2 Подготовьте комплект документов

Основные документы

  • Заявка
  • Заявление о государственной регистрации МК и документ, подтверждающий государственную регистрацию иностранного ЮЛ
  • Копия устава иностранного ЮЛ, а также решение иностранного ЮЛ об изменении его личного закона и об утверждении устава МК
  • Утвержденный устав МК и годовая финансовая отчетность
  • Документ, подтверждающий полномочия лица, подающего заявку действовать без доверенности и решение об определении единоличного исполнительного органа
  • Сведения о бенефициарах иностранного ЮЛ
  • Заверение иностранного ЮЛ об отсутствии обстоятельств, препятствующих государственной регистрации МК
  • Документы, подтверждающие соответствие требованиям МК
  • Документы, необходимые для регистрации выпуска акций МК
  • Документы, подтверждающие прохождение процедуры листинга акций (только для ПАО)

Перечень документов, единовременно подаваемых в Акционерное Общество «Корпорация Развития Дальнего Востока» Процесс получения статуса резидента САР Презентация САР

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector