Опубликовано 16.07.2020 11:41 Administrator Просмотров: 4250
Вы ещё не запутались в видах выплат и субсидиях? Мы – нет. Поэтому расскажем вам сегодня еще об одной мере поддержки от государства.
В связи с тем, что организациям для осуществления своей деятельности необходимо проводить дезинфицирующие мероприятия, законодатели предусмотрели отдельную субсидию на профилактику коронавирусной инфекции. Утверждён список получателей такой субсидии, её размер и правила предоставления Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.
2020г. № 976. В этой статье мы не только подробно расскажем о данной субсидии, но и покажем, как такие выплаты отразить в программе.
Кто может рассчитывать на получение субсидии?
На субсидию могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, включённые в реестр МСП по состоянию на 10 июня 2020 года и имеющие основной ОКВЭД 2 на 10 июня 2020г. из перечня: 55, 56, 85.41, 86.90.4, 88.91, 93, 95, 96.01, 96.02, 96.04.
Также есть особое условие для гостиниц (номерной фонд не более 100 номеров), горнолыжных трасс и пляжей. Они должны быть включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года.
Ещё одним получателем субсидии являются некоммерческие организации, а именно: частные образовательные организации, входящие в реестр наиболее пострадавших НКО на 1 июля 2020 года и поставщики социальных услуг, находящиеся в реестре социально ориентированных НКО на 1 июля 2020 года.
Для всех предприятий также действуют обязательные правила – это не находиться в стадии ликвидации или банкротства, для ИП – не находиться в стадии прекращения деятельности. А также не должно быть задолженностей по налогам и сборам, а если они есть, то они не должны превышать 3000 рублей на 1 июня 2020 года.
На какой размер субсидии можно рассчитывать?
Размер субсидии состоит из двух частей: сумму в размере 15000 рублей получат организации и предприниматели без наёмных работников, подходящие под критерии, описанные выше и подавшие заявление на получение. Вторую часть, равную произведению количества работников в мае на 6500 рублей, получат предприятия, имеющие трудовые взаимоотношения, которые подали отчётность по форме СЗВ-М за май 2020 года.
Как получить субсидию?
Для получения субсидии необходимо направить заявление в налоговый орган в срок с 15 июля 2020 года по 15 августа 2020 года (включительно). Направить заявление можно по почте, заполнить через личный кабинет налогоплательщика или при помощи программного продукта фирмы 1С.
Как заполнить заявление на субсидию в программе?
В программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 реализована возможность заполнения и отправки заявления на получение субсидии, начиная с релиза 3.0.79.21. Проверить, на каком вы работаете релизе можно, нажав на кнопку «Сервис и настройки» в правом верхнем углу окна программы и выбрав пункт «О программе».
Для заполнения заявления в программе нужно перейти в раздел «Отчёты» и выбрать пункт «Регламентированные отчёты».
В открывшемся окне «1С–Отчётность» следует нажать на вкладку «Уведомления», а затем на кнопку «Создать». В папке «Прочее» находится необходимое нам «Заявление на получение субсидии на профилактику».
- Заявление заполняется автоматически, исходя из тех данных, которые уже есть в программе.
- Если какие-то поля при формировании заявления остались незаполненными, например, «ИНН банка», то их следует внести вручную.
После завершения заполнения у вас есть возможность отправить данное заявление прямо из программы. Но для этого у вас должен быть подключён сервис «1С-Отчётность».
Либо, если вы используете другого провайдера для отправки писем и отчётов в налоговую, то воспользуйтесь кнопкой «Выгрузить» и выберите место хранения файла до его отправки внешней программой или сервисом.
Как отразить получение субсидии в программе?
Согласно ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесённых организацией в предыдущие отчётные периоды, относятся на увеличение финансового результата организации. Исходя из этого получение субсидии на дезинфекцию следует отразить на счёте 91.01.
При этом в статье 251 Налогового кодекса РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» сказано, что к таким доходам относятся субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Соответственно для счёта 91.01 нужно создать такую статью затрат, которая относила бы субсидию к прочему доходу в бухгалтерском учёте и не отражала её в налоговом.
Перейдём в раздел «Справочники» и выберем пункт «Прочие доходы и расходы».
В открывшемся окне нажмём на кнопку «Создать» и введём наименование «Субсидия из федерального бюджета». В графе «Вид статьи следует выбрать «Возмещение убытков к получению (уплате)» и снять флаг «Принимается к налоговому учёту».
Теперь введём документ «Поступление на расчётный счёт», для этого перейдём в раздел «Банк и касса» и выберем пункт «Банковские выписки».
В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Поступление», а затем выбрать вид операции – «Прочее поступление». Графу «Счёт расчётов» нужно заполнить счётом 91.01 и ранее созданным нами субконто «Субсидия из федерального бюджета».
Проведённый документ создаст следующие движения по счетам:
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить субсидию на дезинфекцию?
О.В. Ковредоваавтор ответа, консультант Аскон
Вопрос
Если субсидия из бюджета на дезинфекцию получена на малое предприятие (УСН доходы-расходы), как правильно ее отразить в бухгалтерском и налоговом учете?
Ответ
В бухучете субсидии учитывайте как целевое финансирование — по общим правилам для коммерческих организаций. Специальных правил учета для УСН нет.
В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании бюджетных субсидий регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (п. 4 ПБУ 13/2000).
В налоговом учете сумму полученной субсидии не нужно включать в доходы на УСН.
Расходы, которые вы оплатили за счет полученных субсидий, также не учитывайте при расчете налога на УСН.
Обоснование
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 утверждены правила выплаты субсидии из Федерального бюджета на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции.
Субсидию могут получить организации и ИП, включенные на 10.06.2020 в реестр СМП, чей основной вид деятельности по ЕГРЮЛ (ЕГРИП) есть в Перечне отраслей, требующих поддержки.
А также владельцы гостиниц до 100 номеров и иных объектов туристской индустрии из перечня Минэкономразвития (п. п.
1, 3 Правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным НКО на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее — Правила)).
Предоставляется субсидия в 2020 году единоразово на безвозмездной основе. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 регулируют выдачу субсидии на дезинфекцию, оговаривается ее целевое назначение.
Специального механизма контроля за расходованием субсидии на дезинфекцию не установлено, однако органы казначейства и финансового контроля имеют право проверять целевой характер соответствующих трат (п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ). Соответствующие документы могут быть запрошены у получателей субсидии (ст. 267.1 БК РФ).
Бухгалтерский и налоговый учет субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
В налоговом учете сумму полученной субсидии не нужно включать в доходы на УСН (пп. 60 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Расходы, которые вы оплатили за счет полученных субсидий, также не учитывайте при расчете налога на УСН (п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270, ст. 346.16 НК РФ).
Как уже было упомянуто, субсидия имеет целевое направление, но ни в Постановлении Правительства РФ от 02.07.2020 № 976, ни в Правилах не оговорено, что субсидия выделяется на покрытие уже понесенных затрат.
А это значит, что налогоплательщик не может направить бюджетные деньги на другие нужды, даже если ранее он уже потратил аналогичные суммы на профилактические мероприятия. Такое расходование субсидии может быть признано нецелевым. Хранение полученных денег на банковском счете таковым не является.
В Постановление Правительства № 976 также не указаны конкретные сроки, в которые нужно потратить деньги.
В бухучете субсидии учитывайте как целевое финансирование — по общим правилам для коммерческих организаций. Специальных правил учета для УСН нет.
В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании бюджетных субсидии регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (п. 4 ПБУ 13/2000).
В бухгалтерском учете возможны следующие проводки:
Содержание операций | Дебет | Кредит | Первичный документ | Основание |
Бюджетные средства приняты к бухгалтерскому учету до их фактического получения | ||||
Средства получены на финансирование предстоящих расходов | ||||
Отражена сумма выделенной субсидии на финансирование расходов, в том числе затрат капитального характера | 76 | 86 | Соглашение о предоставлении субсидии, Бухгалтерская справка | Пункты 5, 7 ПБУ 13/2000 |
Получены бюджетные средства | 51 | 76 | Выписка банка по расчетному счету | Пункт 7 ПБУ 13/2000 |
Бюджетные средства направлены на финансирование расходов (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги) | 86 | 98-2 | Бухгалтерская справка | Пункт 9 ПБУ 13/2000 |
Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов (по мере начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство и т.п.) | 98-2 | 91-1 | Бухгалтерская справка-расчет | Пункт 9 ПБУ 13/2000 |
Субсидия на профилактику коронавируса: нужно ли включать ее в доходы при ОСНО и «упрощенке»?
Какие «коронавирусные» субсидии не относятся к налогооблагаемым доходам? Ответ — в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Из него следует, что все зависит не столько от самой субсидии, сколько от ее получателя. Право не включать в доходы полученные от государства деньги есть у компаний и ИП, которые соответствуют двум условиям:
- Состоят в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.
- Ведут деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от пандемии.
Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, а также проверить, включено ли ООО либо ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».
Подключиться к сервису «Контур.Фокус»
Указанная норма действует и для «упрощенщиков». Им разрешено не учитывать доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Минфин заявил: получатели субсидии «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (постановление Правительства от 02.07.20 № 976) не относятся к категории налогоплательщиков, упомянутых в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
А значит, эти средства необходимо включить в состав доходов при расчете налога на прибыль или единого налога при УСН. Такая точка зрения изложена в письме от 02.09.20 № 03-03-06/1/76953 (см.
«Какие «коронавирусные» субсидии надо учитывать в доходах: читаем разъяснения Минфина»).
Вести учет и рассчитывать налог по УСН по правилам 2022 года Попробовать бесплатно
При этом другую субсидию — «на сохранение занятости» (постановление Правительства от 24.04.20 № 576) — чиновники Минфина разрешили не учитывать в доходах. Для получателей этих выплат оба приведенных выше критерия выполняются. Данный вывод также сделан в письме № 03-03-06/1/76953.
В чем именно заключается разница между получателями первого и второго видов госпомощи? К сожалению, специалисты финансового ведомства об этом умолчали.
Кому полагаются бюджетные средства
Давайте сравним получателей двух субсидий: «на сохранение занятости» и «на мероприятия по профилактике вируса». Они в целом похожи. И те и другие работают в отраслях, пострадавших от пандемии. (см.
«Правила предоставления государственной субсидии изменены» и «Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить»). Правда, перечни конкретных отраслей утверждены разными постановлениями Правительства. Список для выплат, которые можно использовать на профилактику коронавируса, короче.
Но все вошедшие в него пункты есть в списке отраслей для субсидии, направленной на сохранение рабочих мест.
Таблица
Отличия в категориях получателей «коронавирусных» субсидий
Цель предоставления | Вид субсидии | |
На сохранение занятости (12 130 руб. на каждого сотрудника за апрель и за май 2020 года). | На меры по профилактике инфекции (15 000 руб. + 6 500 руб., умноженное на число сотрудников в мае 2020 года). | |
Для кого предназначена | Для субъектов МСП из отраслей экономики, перечисленных в постановлении Правительства от 03.04.20 № 434. | Для субъектов МСП из отраслей экономики, перечисленных в постановлении Правительства № 976; а также для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). |
На какую дату получатель субсидии должен состоять в реестре субъектов МСП | на 1 марта 2020 года | на 10 июня 2020 года |
Подобрать коды ОКВЭД в специальном веб‑сервисе Подобрать бесплатно
Можно ли считать, что различия существенны?
А теперь попробуем разобраться, действительно ли получатели субсидии «на профилактику коронавируса» относятся к другой категории, нежели получатели выплат «на сохранение занятости».
Тот факт, что в одном случае субсидия предоставляется только малым и средним предприятиям, а в другом — субъектам МСП и СОНКО, не является решающим.
Если получатель бюджетных денег — малое или среднее предприятие, то для него это условие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ так или иначе выполняется.
Если же получатель — СОНКО, то он не включает субсидию в доходы по иному основанию: согласно подпункту 3 пункта 2 стать 251 НК РФ.
Разница в датах, на которые получатели выплат должны быть включены в реестр субъектов МСП, тоже не принципиальна.
Ведь налогоплательщик (организация или ИП) мог числиться в данном реестре как по состоянию на 1 марта, так и по состоянию на 10 июня.
В такой ситуации, при выполнении всех остальных условий, ему могли перечислить госпомощь на профилактику коронавируса. И при этом, на наш взгляд, он получил право не включать субсидию в облагаемые доходы.
Делаем выводы
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Требование чиновников включать субсидию «на профилактику коронавирусной инфекции» в облагаемые доходы лишь отчасти соответствует Налоговому кодексу.
Это требование применимо только к налогоплательщикам, которые не числились в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Что касается компаний, состоявших в этом реестре и на 1 марта, и на 10 июня 2020 года, то у них есть полное право не принимать бюджетные средства к доходам.
Вместе с тем нужно понимать, что инспекторы при проверках, скорее всего, будут руководствоваться письмом № 03-03-06/1/76953. А значит, добавят субсидию «на профилактику коронавируса» к облагаемым доходам. И свою правоту налогоплательщику придется отстаивать в суде. Поэтому спорить с проверяющими можно лишь в случае, когда компания готова тратить силы, время и средства на судебные тяжбы.
Учёт коронавирусных кредитов и субсидий
Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.
Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.
Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.
Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)
В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).
Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).
Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976
При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).
Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В КУДиР сумма субсидии отражается так:
- сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
- расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.
Льготный кредит под 2 % годовых
Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.
Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).
Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.
Бухучёт кредита на возобновление деятельности
Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).
- В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
- Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
- Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:
Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.
После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:
- Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
- Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.
Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).
Бухучёт коронавирусных субсидий
Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.
Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)
В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.
Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:
- Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
- Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
- Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
- Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
- Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.
Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.
Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)
Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.
Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.
В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.
В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:
- Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
- Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
- Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).
Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».
Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.
Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств
Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.
Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).
В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.
Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор
«Коронавирусная» субсидия: как учесть в бухгалтерском и налоговом учете
Наше государство раздает деньги малому и среднему бизнесу. Не всем, конечно, а только пострадавшим отраслям. И денег не сказать, чтобы много — всего по 12130 рублей на работника в апреле-мае. Но хоть что-то.
Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и ИП. И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет субсидии. Самые частые вопросы собраны в этой статье.
ФНС объяснила, как будут давать субсидии малому и среднему бизнесу
Должны ли мы выплатить эту субсидию работникам?
Нет. Эта субсидия хоть и рассчитывается от количества работников, дается самому работодателю. На покрытие его расходов.
Надо ли платить налоги с полученной субсидии?
Полученная субсидия не является налогооблагаемым доходом у организаций и ИП. Основание: подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК (внесен законом от 22.04.
2020 № 121-ФЗ)
Так что налог на прибыль, так же как налоги по УСН или ЕСХН платить с неё не надо. ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, тоже налог с субсидии не уплачивает.
И тем более этот доход не облагается НДС, ведь никакой реализации государству не производилось. Деньги получены безвозмездно.
Как провести субсидию в бухгалтерском учете?
Учет государственной помощи (а обсуждаемая субсидия таковой является) ведется в соответствии с ПБУ 13/2000. При получении субсидии делается проводка Д51-к86.
Если вы считаете, что вам компенсировали уже понесенные расходы, то можно сразу сделать проводку д86-к 91.1 на всю полученную сумму. Обратите внимание, что по сути субсидия нецелевая. Т.е. она не дана на определенные расходы.
Если вы считаете, что субсидию надо потратить на определенные цели, то проводка д86-к91.1 делается тогда, когда эти затраты будут произведены.
Некоторые эксперты предлагают задействовать еще и счет 98 Доходы будущих периодов. Но ввиду незначительности сумм и того, что субсидия вряд ли будет потрачена на покупку какого-либо актива, автор статьи считает это излишним.
Примеры:
Получена субсидия в размере 121300 рублей 19 мая. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.
Проводки:
19 мая д51-к86 — 121300 руб.
19 мая д86-к91.1 — 121300 руб.
Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:
19 мая д51-к86 — 121300 руб.
19 мая д86-к91.1 — 21300 руб. — сумма зарплаты за апрель
31 мая д86-к91.1 — 100000 руб. — сумма аренды за май.
Как провести субсидию в налоговом учете?
Как выше уже указывалось, доходом субсидия не является. Поэтому отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается.
А при ЕНВД доходы по определению вменные, а не реальные.
ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, также не включает в свою декларацию эту субсидию и налог с неё не уплачивает.
Не показывает он её и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
При УСН и ЕСХН в книгу учета доходов и расходов, а также в книгу учета доходов по ПСН, полученная субсидия не включается.
С расходами сложнее. Законом 121-ФЗ в статью 270 НК внесены изменения, туда добавлен пункт 48.26, согласно которому в расходы нельзя поставить затраты, произведенные за счет субсидии.
Из этой ситуации можно выйти обходным путем. У организации (ИП) могут быть затраты, которые в принципе не включаются в расходы при расчете налогооблагаемой базы. Например, уплата того же налога по УСН.
Субсидия ведь может быть потрачена на любые цели.
В любом случае, налогоплательщик сам решает, на что потратил субсидию, налоговики не в праве ему указывать.
Если субсидия потрачена на расходы с НДС, то НДС можно взять к вычету как обычно. По мнению ФНС, положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ к обсуждаемой субсидии не применяются.
Мы за счет субсидии выплачиваем работникам зарплату. Надо ли удерживать с неё НДФЛ и начислять страховые взносы?
Субсидия дается не для выплаты работникам зарплаты, а просто на покрытие расходов организации (ИП). Заработная плата облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно.
Надо ли отчитываться о том, куда потратили субсидию?
Никакой отчетности по субсидии нет. И требовать её не имеют права.
Я ИП. Могу я просто взять и положить в карман полученную субсидию?
Да, можете. Это ваши деньги, и вы можете потратить их на любые цели, в том числе и личные. Только если у вас есть работники, не забывайте, что им нужно платить зарплату.
Субсидия на профилактику коронавируса 2020: на что и как можно потратить
Также смотрите:
Новая субсидия – целевая
Порядок выдачи и использования субсидии на профилактику COVID-19 регулирует постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.
Вот, основное, что должно привлечь внимание уже с названия этого постановления: средства выделяют не просто так, а на конкретные цели. А именно:
“… на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.”
Далее в п. 5 Правил выдачи субсидии, утвержденных Постановлением № 976, снова читаем: деньги выделяют на:
- первоначальные расходы по профилактике коронавируса – 15 000 руб.;
- текущие расходы по профилактике – 6500 руб. на каждого сотрудника.
ИП, не имеющие работников, получают субсидию только на первоначальные расходы.
Вроде бы можно сделать вывод, что новая профилактическая субсидия – целевая. Следовательно, тратить полученные деньги можно только на определенные мероприятия, связанные с профилактикой COVID-19.
Однако ни само Постановление № 976, ни утвержденные им правила получения и расходования субсидии не содержат указаний на то, что следует считать целевым расходованием средств.
Так же нет никаких положений о том, какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование полученной субсидии. Хотя целевое назначение выплаты оговорено и «черновик» механизма контроля за её использованием в Постановлении № 976 заложен.
Поскольку субсидия целевая, далеко не все субъекты МСП могут получить её. В основном это те компании и ИП, чей вид деятельности подразумевает постоянный прямой контакт с физлицами. Перечень таких счастливчиков смотрите в КонсульатнтПлюс:
Во-вторых, основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на ту же дату должен относиться к одному из следующих кодов по ОКВЭД: … (читать далее).
Как же разобраться, на что можно потратить деньги и не получить в будущем проблем, связанных с нецелевым использованием субсидии на профилактику, которая изначально задумана как целевая?
На что можно потратить «профилактические» средства
Определяя, на что потратить полученную профилактическую субсидию, следует опираться на положения Постановления № 976. В нем нет конкретики, но общая цель, на которую выделяют деньги, сформулирована – “проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Это означает, что если вы можете привязать какой-то свой расход к профилактическим мероприятиям – можно показать и расходование средств субсидии. Очевидные затраты:
- покупка дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты (масок, перчаток);
- оплата анализов персонала на коронавирус;
- приобретение приборов для измерения температуры у сотрудников и посетителей и т. п.
Что можно ещё привязать:
- ремонт в рабочих помещениях (например, перепланировку с целью обеспечить работникам отдельные рабочие места, установку приборов для обеззараживания воздуха и прочее);
- расходы на транспортировку сотрудников до работы и обратно за счет нанимателя;
- расходы на курьерскую доставку с целью минимизировать визиты посетителей в офис или магазин;
- некоторые рекламные расходы – к примеру, организацию онлайн-показов, создание видеороликов, описывающих продукцию и т. п.
Как видно, очень многое из того, что и так вынуждены делать сейчас многие фирмы и ИП, можно отнести к профилактическим мерам по борьбе с коронавирусом.
ВАЖНО!
Ни в Постановлении № 976, ни в Правилах не сказано, что субсидию выделяют на покрытие уже понесенных затрат. Таким образом, бюджетные средства нельзя направить на другие нужды, если ранее потратили сопоставимые суммы на профилактические мероприятия.
Такое расходование денег может быть признано нецелевым.
О том, как отражать в учете использование средств госсубсидии, читайте в статье «Особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете субсидий из-за COVID-19».
Что с налогами по новой субсидии
В общем Налоговый кодекс РФ содержит требование о соблюдении целевого назначения бюджетных средств. В подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогов и должны попадать в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль. Относится ли это к “профилактической» субсидии?
Похоже, что нет. Указанный подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется норма об обязательном целевом расходовании. И субсидий по поводу COVID-19 там нет.
Для выплат из-за коронавируса 2020 законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт 60. И он не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных субсидий и ответственности, если целевое предназначение не соблюдено.
Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не должна попадать в налоговую базу по прибыли или УСН, независимо от того, на какие цели получатель ее потратит.
Такое же «освобождение» от налогообложения действует и в случае, если бюджетные деньги вообще не потрачены, а остались на счете получателя.
Есть ли штрафы по бюджетному законодательству
Поскольку субсидирование происходит из бюджета, к отношениям по выплате и использованию субсидии могут быть применены нормы бюджетного законодательства.
Порядок выплаты дотаций получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) описан в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Она содержит общее положение о том, что правила, по которым выделяют госдотацию, должны включать норму о контроле за целевым использованием денег. При этом ответственности за нецелевое расходование субсидий ст. 78 БК РФ не устанавливает.
Не предусмотрена ответственность за нецелевое расходование коронавирусных субсидий и в ст. 306.4 БК РФ. Санкция в виде безусловного взыскания использованных не по назначению средств там установлена только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. Субсидия к таковым не относится: деньги на нее выделяют напрямую из федерального бюджета.
Поэтому расходование «профилактической» субсидии на другие цели формально хоть и подпадает под действие ст. 306.4 БК РФ (нецелевое использование бюджетных средств), но правило п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности в данном случае не применимо.
Административная ответственность по КоАП РФ
А вот в отношении административной ответственности за нецелевое расходование средств целевой госсубсидии как раз никаких разночтений и недочетов нет.
Статья 15.14 КоАП РФ так и называется – «Нецелевое использование бюджетных средств». А определение нецелевого использования из п. 1 ст. 306.4 БК РФ охватывает и получателей коронавирусных субсидий.
Следовательно, если будет установлено нецелевое расходование полученных из бюджета дотаций на профилактику COVID-19, получатель субсидии может быть со всеми основаниями оштрафован:
- ИП – на сумму от 20 000 до 50 000 рублей;
- компания – в размере от 5% до 25% использованных не по назначению денег.
Дополнительно руководство компании может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3-х лет.
ВАЖНО!
Если сумма потраченных не по назначению средств составит 1,5 млн руб. и более, возможна и уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ. Максимальное наказание за подобный проступок – лишение свободы на срок до 2-х лет с ограничением права занимать определенные должности (или вести определенные виды деятельности) на срок до 3-х лет.
Но, учитывая размеры выделяемой субсидии на профилактику, под уголовную ответственность вряд ли кто-то попадет.
Кто может проверять
Поскольку в правила выдачи и расходования субсидии заложен базовый механизм, проверять целевое использование средств могут:
- органы Казначейства РФ;
- органы финансового контроля.
Если этим структурам будет дано соответствующее указание, они имеют право запрашивать необходимые документы и информацию у всех участников процесса, включая получателей субсидии.
Будут ли они проводить подобные проверки? Покажет время. Пока же получателям следует:
- самим контролировать, на что пошли средства;
- правильно отражать расходование субсидии в учете;
- запасаться первичкой.
Также следует помнить, что если субсидия останется неизрасходованной (остаток средств на счетах будет покрывать размер оприходованной и не потраченной субсидии), то никакого наказания за нецелевое использование средств не будет.
Подводим итоги
За нецелевое расходование субсидии на профилактику коронавируса пока нет санкций в налоговом и бюджетном законодательстве.
Однако согласно положениям БК РФ, данная субсидия является целевой и подпадает под действие правил целевого расходования бюджетных средств. Поэтому ответственность за траты на что-то другое, кроме профилактики COVID-19, наступает по ст. 15.14 КоАП РФ.