Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года

Время чтения: 3 минут(ы)

Ни одно образовательное учреждение не обходится без педагога-психолога, поскольку такой работник помогает детям адаптироваться к учебной среде, а учителям – наладить взаимоотношения с детьми в процессе обучения в детском саду или школе. После принятия специалиста на работу руководство должно ознакомить его с должностной инструкцией педагога-психолога.

О том, что содержит в себе этот документ, читайте в нашей статье.

Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции педагога-психолога в школе или другом образовательном учреждении рекомендуется подробно прописать следующие моменты:

  • должность относится к категории специалистов (педагогических работников);
  • педагог-психолог подчиняется своему непосредственному руководителю (c указанием должности и ФИО конкретного лица);
  • работник принимается на работу и увольняется с нее на основании приказа директора образовательного учреждения.

Требований к стажу работы педагога-психолога зачастую не предъявляется, однако образование специалиста должно быть высшим или средним по направлению подготовки «Педагогика и психология» либо непрофильным с дополнительным профобразованием по соответствующему направлению.

По должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ и школе в соответствии с ФГОС (по профстандарту), на эту работу должен быть назначен гражданин, который:

  • не лишен права быть педагогом в соответствии с судебным приговором;
  • не имеет судимости, и в отношении него было уголовного преследования по ряду составов преступлений из УК РФ;
  • не имеет неснятой или непогашенной судимости за тяжкие преступления и особой тяжести, совершенные умышленно;
  • является полностью дееспособным;
  • не имеет заболеваний, включенных в официальный перечень болезней, запрещающих работать с людьми (и, тем более, детьми).

Деятельность педагога-психолога разнообразна, поэтому в основных положениях инструкции необходимо перечислить все нормативные акты и положения, которые он должен знать и которыми ему следует руководствоваться. Вот некоторые из них:

  • трудовое законодательство и законы об образовательной деятельности;
  • сведения о профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защите;
  • Декларация прав и свобод человека и Конвенция о правах ребенка;
  • общая и педагогическая психология, их различные направления;
  • основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
  • методы диагностики причин конфликтов, их профилактики и разрешения;
  • техники и приемы работы с обучающимися, воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья и другие.

Как и любой другой работник, педагог-психолог должен знать нормативные документы, регулирующие охрану труда, пожарную безопасность, здравоохранение и правила внутреннего трудового распорядка учреждения.

Должностные обязанности: на что имеет право педагог-психолог и его ответственность

В обязанности педагога-психолога входит несколько важных моментов. Главная задача специалиста – это рассмотрение вопросов и принятие решений строго в рамках профессиональной компетенции. Иными словами, он должен решать только те проблемы, которые решаются при помощи психологии (в теории и на практике).

Педагог-психолог обязан:

  • работать над сохранением психического, соматического и социального благополучия учащихся во время учебного процесса;
  • способствовать гармонизации внутри учреждения и не допускать усугубления конфликтов;
  • определять факторы, которые препятствуют развитию детей, и принимать меры по оказанию психологической помощи нужного вида;
  • проводить психологическую диагностику;
  • составлять психолого-педагогические заключения;
  • участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности, учитывая особенности учеников;
  • психологически поддерживать творчески одаренных учащихся и содействовать их развитию и поиску;
  • определять степень физических, умственных и эмоциональных отклонений в развитии детей с дальнейшим проведением психолого-педагогическую коррекции;
  • формировать психологическую культуру учеников, других педагогов и родителей, в том числе полового воспитания.

Права педагога-психолога сводятся к основным правомочиям работника:

  • знакомиться с теми проектами решений руководителя, которые касаются его работы;
  • вносить предложения по улучшению своей деятельности и замечания по работе других специалистов, давать рекомендации по устранению недостатков в ней;
  • запрашивать у других сотрудников нужные для выполнения обязанностей любые документы и информацию;
  • привлекать специалистов их других подразделений учреждения (с разрешения руководства);
  • требовать от руководителя совершенствования условий своей работы, организации нормального и комфортного рабочего места.

Раздел «Ответственность» в должностной инструкции педагога-психолога является обязательным, ведь деятельность педагога-психолога подразумевает активную работу с людьми (в том числе несовершеннолетними).

К работнику могут применяться следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная (трудовое законодательство);
  • гражданская (ТК РФ и ГК РФ);
  • административная (КоАП РФ);
  • уголовная (УК РФ).

Образцы должностной инструкции

Типовая

Шаблон типовой инструкции педагога-психолога находится здесь: https://yadi.sk/d/Uy25aYPv3Uafdg

Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года

В школе

Должностные обязанности сотрудников школ выглядят так: https://yadi.sk/i/x2E4BLm93Uafjn

Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года

В доу

  • В детском саду может быть использована инструкция следующего типа: https://yadi.sk/i/ty-cAu0e3Uafor
  • Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года
  • Таким образом, должностная инструкция данного работника почти не отличается от тех, что должны приниматься для любых педагогов, но специфика работы (связанная с психологией) в ней должна быть отражена в полной мере.

Должностная инструкция педагога-психолога — образец

Должностная инструкция педагога-психолога — это документ, раскрывающий обязанности, квалификационные требования и другую необходимую информацию, которая описывает служебное положение данного специалиста в организации. Разберемся, как составляется инструкция и как пользоваться готовыми образцами подобных документов.

Кто такой педагог-психолог?

Профессия педагога-психолога относительно молода. Впервые эта должность появилась в образовательных учреждениях в начале 1990-х годов.

О том, что многие проблемы в учебе и жизни детей имеют психологическую природу, известно было давно, но именно тогда работу с детьми специалиста в этом направлении поставили на профессиональную основу.

Читайте также:  Планируется ввести обязанность сообщать об окончании ведения некоторых видов деятельности

Теперь должность педагога-психолога — неотъемлемая часть штата многих детских учреждений: школ, летних лагерей, детсадов и т. д.

Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года

Нужно также сразу отметить: психолог — это не психиатр. Если проблемы ребенка слишком глубоки и рассматриваются уже как серьезные расстройства — ему требуется не психологическая, а медицинская помощь (в частности, прием специфических препаратов).

Психолог не имеет медицинского образования и соответствующего рода помощь не оказывает. Впрочем, такого рода заболевания не слишком распространены, поэтому психиатрическая помощь детям и подросткам оказывается не в школе, а в медицинских учреждениях.

Также не нужно путать педагога-психолога и педагога-дефектолога. Дефектолог работает с детьми, чьи психологические проблемы возникают из-за психических (к примеру, глубокая умственная отсталость) или соматических заболеваний (таких как недостаток зрения, глухота и т. д.). Психолог же в основном имеет дело со здоровыми детьми и подростками, не нуждающимися в глубокой коррекционной работе.

Работа педагога-психолога состоит в том, чтобы ненавязчиво и мягко скорректировать духовное развитие ребенка, помочь ему решить проблемы в учебе и общении со сверстниками, при необходимости — найти причины излишней зажатости или, напротив, агрессивности ребенка в школе или детском саду. Этот специалист также налаживает внутренние взаимоотношения в коллективе, улучшает психологический климат, проводит анализ психологического состояния детей. 

Зачем нужна должностная инструкция педагога-психолога?

Как и для любого другого работника в штате организации, для педагога-психолога нужна должностная инструкция. Этот документ не является обязательным, однако польза от него несомненна:

  • он определяет требования по квалификации работника. Применительно к педагогу-психологу это означает, что в организации сразу закрепляется правило, кто может занимать эту должность. Такое ограничение позволяет отсеять низкоквалифицированных психологов и обеспечить детей достойным уровнем психологической помощи. Кроме того, инструкция может содержать обязанность психолога-педагога повышать уровень своей квалификации и профессиональной компетентности;
  • инструкция определяет обязанности работника. В результате и сам психолог знает сферу своей ответственности и может надлежащим образом готовиться к выполнению своих задач, и работодатель не имеет права требовать от сотрудника лишней работы;
  • инструкция закрепляет порядок субординации в образовательном учреждении. К примеру, педагог-психолог может быть непосредственно подчинен директору (заведующему) либо его заместителю по воспитательной работе;
  • наконец, инструкция обосновывает порядок, в котором работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае, если им допускаются какие-то нарушения своих обязанностей. 

Чем нужно руководствоваться при разработке инструкции?

В том случае, если в образовательном учреждении есть должность педагога-психолога и для него нужно подготовить инструкцию — этот документ должен опираться на нормативные акты. Важнейшими из них являются следующие:

  • Трудовой кодекс РФ. Особенно важна та его часть, которая регулирует особенности труда педагогов;
  • ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ЕКСД в той части, где он касается должностей в образовательных учреждениях;
  • письмо Роструда от 30 ноября 2009 г. № 3520-6-1;
  • ГОСТы, касающиеся правил делопроизводства;
  • действующие ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Дополнительно можно учитывать и нормы, действующие в конкретном регионе. Кроме того, при разработке документа должны быть применены условия, описанные в уставе образовательного учреждения. 

Что должен содержать образец должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ или в школе?

Образец должностной инструкции педагога-психолога 2021-2022 года
Скачать форму должностной инструкции

В том случае, если в ДОУ (детское либо дошкольное образовательное учреждение — так обычно официально именуются детские сады) требуется должностная инструкция для психолога, ее можно разработать, опираясь на готовые образцы. Их достаточно много — как на официальных сайтах разных образовательных учреждений, так и на интернет-порталах правовой и кадровой направленности.

Вне зависимости от источника правильный образец инструкции должен содержать определенные структурные части.

  1. Вводная часть, где дается определение должности педагога-психолога. Там же приводится ссылка на нормативные акты, в соответствии с которыми составляется этот документ, а также указываются квалификационные требования. Главным из них является наличие высшего образования по соответствующему профилю (психологический либо психолого-педагогический факультет вуза). Требования по стажу в ДОУ обычно не предъявляются.
  2. Должностные обязанности. Их можно формулировать самостоятельно, однако лучше всего воспользоваться в качестве образца перечнем, закрепленным в Едином квалификационном справочнике в разделе, касающемся работников образования.
  3. Права педагога-психолога. Здесь надо ориентироваться не только на нормы трудового права, но и на акты, принятые в отношении работников образования на федеральном, региональном и местном уровнях. В частности, там могут закрепляться не только стандартные права на обращение к руководству, на обеспечение нормальных условий работы, но и на получение каких-либо льгот, действующих для работников образования (например, на сокращенное рабочее время, на досрочную пенсию и т. д.). С другой стороны, включать весь перечень льгот в должностную инструкцию или нет — этот вопрос остается на усмотрение руководства ДОУ. Даже если льготы включены в документ не будут, от этого они действовать не перестанут.
  4. Виды ответственности психолога и порядок, в котором он привлекается к ответственности. Поскольку речь идет о работе с несовершеннолетними, сюда обязательно нужно включить пункт о том, что педагог-психолог не имеет права применять к детям недозволенные методы воспитания (в частности, физическое воздействие). Дело в том, что даже однократное применение таких мер может стать поводом для увольнения педагогического работника. Помимо этого, нужно указать, что работник несет ответственность в порядке, установленном трудовым (к примеру, за неисполнение обязанностей, прогулы и т. д.), гражданским (за материальный ущерб ДОУ, допущенный по вине сотрудника), административным и уголовным законодательством. 
Читайте также:  Служебное задание на командировку 2021-2022 года. Образец

Служебные обязанности по должностной инструкция педагога-психолога в школе и детском саду

О должностных обязанностях педагога-психолога нужно поговорить особо. Именно с их перечнем часто возникают проблемы при составлении инструкций. В соответствии с ЕКСД исходить нужно как минимум из следующего перечня обязанностей:

  • сохранение психического и телесного здоровья и благополучия детей;
  • охрана личных прав ребенка;
  • работа по социальной адаптации воспитанников и учащихся;
  • психологическая помощь и коррекция неблагоприятных психологических факторов;
  • консультация как детей, так и их родителей в связи с возникающими проблемами. При необходимости консультация может проводиться и по отношению к сотрудникам образовательного учреждения;
  • психодиагностика, при необходимости — реабилитация;
  • дача заключений по материалам исследования личности детей;
  • ведение установленных типов документации;
  • планирование программ обучения и воспитания с учетом как индивидуальных, так и групповых особенностей детей;
  • адаптация несовершеннолетних и подготовка их к жизни и профессиональному определению;
  • поддержка одаренных детей и психологическая помощь в их развитии;
  • формирование психологической культуры (в том числе и половое воспитание), коррекция возникающих нарушений;
  • консультация педагогов по вопросам психологических методик в образовании, методическая помощь в проведении школьных мероприятий в пределах компетенции психолога;
  • оценка эффективности работы школы или ДОУ применительно к развитию детской личности.

Кроме того, как и любой другой сотрудник образовательного учреждения, педагог-психолог обязан охранять здоровье и жизнь детей. 

В какой форме готовится должностная инструкция?

Должностная инструкция для педагога-психолога может составляться в одном из 2 вариантов: в качестве самостоятельного документа и в виде приложения к трудовому контракту. Каждый из вариантов имеет свои плюсы:

  • если инструкция оформляется как часть трудового договора, не возникает сомнений, что работник с ней ознакомился. В этом случае копия инструкции вместе с экземпляром договора просто выдается ему на руки;
  • если же должностная инструкция оформляется как самостоятельный документ, она выступает как локальный нормативный акт и действует применительно не к конкретному работнику, а к любому лицу, которое будет занимать в школе или ДОУ должность педагога-психолога.

Последнее обстоятельство особенно важно, и именно поэтому чаще всего такого рода инструкции готовятся как отдельный акт. В этом случае в экземпляре документа должно быть отведено место, где каждый новый педагог-психолог поставит отметку о том, что он ознакомлен с установленными правилами.

Кроме того, нужно учесть, что ст. 62 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя бесплатно выдавать копии документов, связанных с трудовыми отношениями, по заявлению работника.

Поэтому нет необходимости отдельно вручать педагогу-психологу экземпляр его инструкции: если текст этого документа ему постоянно нужен, работник в любой момент может запросить себе копию и получить ее в срок не позднее 3 дней с момента обращения.

Должностная инструкция педагога психолога

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции педагога психолога, образец 2022 года.Должностная инструкция педагога психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности педагога психолога, права педагога психолога, ответственность педагога психолога.

Должностная инструкция педагога психолога относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования«.

В должностной инструкции педагога психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности педагога психолога

1) Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.

Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Читайте также:  Водителей общественного транспорта начнут контролировать приборы

Педагог психолог должен знать

2) Педагог психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации педагога психолога

3) Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция педагога психолога — образец 2022 года. Должностные обязанности педагога психолога, права педагога психолога, ответственность педагога психолога.

Методические рекомендации по организации функционирования психологической службы в образовательной организации в 2021-2022 уч. г. Республика Крым, КРИППО

Об особенностях
функционирования психологической службы в образовательных организациях
Республики Крым в 2021/2022 учебном году

 

Состояние
системы образования на современном этапе, психологические особенности детской
популяции ХХIвека, вызовы и риски социальной
среды актуализируют задачу активного участия педагогов-психологов в реализации
основных и дополнительных образовательных программ общеобразовательной
организации (ОО) и дошкольной образовательной организациии (ДОО), в разработке
программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы
позитивного взаимодействия и развития всех субъектов образовательных отношений.
Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов
психологической службы ОО и ДОО с педагогическим коллективом, наличие у них
профессиональных и меж профессиональных компетенций, обеспечивающих возможность
работать в междисциплинарных командах.

Своевременное
оказание адресной помощи субъектам образовательной деятельности
являетсяфактором успеха обучения и воспитания, необходимым условием
профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических
расстройств.

Эффективное
функционирование психологической службы ОО и ДОО обеспечивает готовность
специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и
мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают
пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально
дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и
педагогическим коллективом в целом.

 

Нормативно-правовое
обеспечение деятельности психологической службы на федеральном и региональном
уровнях

В своей деятельности педагоги-психологи
образовательных организаций различных видов и форм собственности в 2021/2022
учебном году должны руководствоваться нормативно-правовыми документами
международного, федерального, регионального, локального уровней. Электронная
база документов федерального уровня доступна на официальном сайте Федерации
психологов образования России https://rospsy.ru/npa.

Документы
международного и федерального уровней

Конвенция о
правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, вступила в силу для
СССР 15.09.1990)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector