Помните: «Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать ее».
(У. Ченинг, американский ученый)
Социальный педагог школы: Михеева Ольга Сергеевна
График работы: понедельник — пятница 8:00-15:00, обед 13:00-14:00
Социальный педагог — это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.
- Основная цель:
- – не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
- Главными задачами своей работы я считаю:
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направления моей работы следующие:
- Организация социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).
- Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
- Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
- Выявление и работа с неблагополучными семьями.
- Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.
- Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).
- Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период
- Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.
- Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.
-
-
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
- у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- вам положены социальные льготы (бесплатное питание, компенсация на покупку школьной формы).
- если вашего ребенка кто — либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- при оформлении опеки;
- если ваш ребенок уже совершил правонарушение, то ему тоже необходима защита и контроль социального педагога.
Важные телефоны:
Социальный педагог школы Михеева Ольга Сергеевна — 8 987 6174985 Отдел опеки и попечительства МО —
Гпоу яо ростовский педагогический колледж
Страница обновлена 20.12.2018
___________Ромашёва Т.В. «___»_______20___г. |
- Должностная инструкция социального педагога
- Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
- На должность социального педагога принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.
- Социальный педагог принимается и освобождается от должности директором учреждения.
- Социальный педагог должен знать:
- Конституцию РФ;
- Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
- Общую и социальную педагогику;
- Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
- Основы валеологии и социальной гигиены;
- Социально педагогические и диагностические методики;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Основные направления деятельности
- Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях учреждения и по месту жительства (в социуме) категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам решения проблемной ситуации, а так же экстренная помощь в кризисной ситуации;
- Реализация мер социальной помощи и защиты обучающихся и контроль за ними;
- Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательном учреждении и по месту жительства с целью оптимального развития и благополучия.
Социальный педагог осуществляет следующий комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательном учреждении и по месту жительства обучающихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; с ограниченными физическими возможностями; противоправным и девиантным поведением, а так же попавшим в экстремальные и трудные жизненные ситуации:
- Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;
- Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы со студентами, способы решения личных и социальны проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные;
- Обеспечивает контроль за материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготавливает докладные о зачислении на полное государственное обеспечение обучающихся данной категории и осуществлении выплат, определенных законодательством Российской Федерации;
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья студентов во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
- Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- Проводит индивидуальные и групповые консультации по вопросам социальной защиты;
- Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям обучения в учреждении;
- Выступает посредником между обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учреждением, организацией, семьей, средой специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности студентов;
- Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лица их заменяющих) обучающихся;
- Планирует работу на учебный год с утверждением плана работы заместителя директора по воспитательной работе в течение 5 дней с начала планируемого периода;
- Предоставляет отчет о проделанной работе за учебный год до 30 июня каждого года;
Социальный педагог имеет права:
- Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
- Представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
- Получать от руководства и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
- Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
- На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
- Повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
V. Ответственность
Социальный педагог несет ответственность:
- За неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в соответствии с действующих трудовым законодательством;
- За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
- За причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
- «_____»______________20___г.
- С инструкцией ознакомлена ______________ (_______________)
- (подпись) (расшифровка)
рабочая программа социального педагога 2021-2022
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 609
Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
ПРИНЯТАна заседании Педагогического советаГБОУ школы № 609
|
___________________ М.В.Дорохова |
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- социального педагога
- на 2021 — 2022 учебный год
- Автор — составитель:
Мирошкина А.М.,
- социальный педагог
- Согласована
- на заседании методического объединения Службы психолого-педагогического сопровождения
- протокол № 1
- от «26» августа 2021 года
Председатель МО ______Т.А. Лобанчук
- Санкт-Петербург
- 2021 год
- Введение
Проблема сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья заботит многие образовательные учреждения.
Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
-во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
-во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями. В ГБОУ школе №609 обучаются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, РАС).
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.
1.1. Актуальность программы
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — дети с задержкой психического развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Объектом работы социального педагога образовательного учреждения для детей с ОВЗ является каждый учащийся школы, а также семья в целом.
Особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты адекватные и взаимные.
Поэтому в работе с детьми с ОВЗ необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Профессиональная деятельность социального педагога образовательного учреждения для детей с ОВЗ является важной частью в общей системе образования, которая также направлена на реализацию ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС НОО, ФГОС ООО.
В современных условиях повышается спрос на социальную поддержку и профессиональную помощь со стороны воспитательной службы, в том числе социальных педагогов.
Это связано с развитием социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни России, увеличением девиаций, не только положительных, но и отрицательных (наркомания, алкоголизм, преступность), то есть отклонения в поведении, в том числе и среди подростков. Происходит усиление социальной функции государственных
учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социального
педагога, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.
Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
- Программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования.
- Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
- Социальный педагог школы для обучающихся с ОВЗ координирует работу специалистов школы и осуществляет межведомственное взаимодействие с ОДН УМВД, ЦСПСиД, КДНиЗП, отделом по опеке и попечительству, психоневрологическим диспансером, детской поликлиникой, организациями дополнительного образования, учреждениями профессионального образования и другими учреждениями и организациями для оказания социальной помощи и поддержки обучающихся школы.
Программа предусматривает дальнейшее продолжение и углубление сотрудничества с названными учреждениями и общественными организациями.
Она предполагает расширение организационно-воспитательных, социальных и культурно-образовательных возможностей, для плодотворного обмена опытом между педагогами и социальными работниками, а так же оказания различными учреждениями взаимной помощи и поддержки подростков с девиантным поведением обучающихся в школе.
Как показывает практика, многие родители, определив ребёнка в школу седьмого вида, не уделяют достаточного внимания увлечениям своих детей; часто бывают не в курсе, какие именно занятия внеурочной деятельности посещает ребёнок, каковы его успехи.
Составной частью Программы является работа с семьёй с использованием традиционных форм: регулярные родительские собрания, индивидуальные консультации, родительские лектории, посещения семей по адресам с составлениями актов обследования условий проживания.
- Реализация Программы осуществляется через систему мероприятий по:
- — профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- — защите и охране прав ребёнка в уже возникшей трудной жизненной ситуации;
- — управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребёнка (социальный педагог выступает в роли координатора).
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей (законных представителей) на основе принципов гуманизма с учётом исторических и культурных традиций.
В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.
Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в ГБОУ школе №609 обучаются 260 детей с ЗПР, их них:
Категория обучающихся | Количество обучающихся |
Обучающиеся на дому | 38 |
Обучающиеся, находящиеся под опекой | 5 |
Обучающиеся, проживающие в многодетных семьях | 24 |
Обучающиеся, имеющие категорию «ребенок-инвалид» | 22 |
Обучающиеся-воспитанники «Центра содействия семейному воспитанию №10» | 4 |
Обучающиеся-воспитанники «Дома трудолюбия» | |
Обучающиеся, получающие пенсию по случаю потери кормильца | 21 |
Обучающиеся, проживающие в семьях мигрантов | 5 |
Обучающиеся, состоящие на внутришкольном контроле | 10 |
Семьи, состоящие на внутришкольном контроле | 5 |
Обучающиеся, состоящие на учете в ОДН УМВД | 1 |
Обучающиеся, оставленные на повторный год обучения | 3 |
Обучающиеся, нуждающиеся в дополнительной помощи педагога-психолога | 68 |
Обучающиеся, которые занимаются в «Центрах социальной помощи семье и детям» | 4 |
Обучающиеся, которые занимаются в Центрах инвалидов | 4 |
Всё большее число обучающихся относятся к группе риска — проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении, состоящих на различных видах контроля (ОДН, ВШК, СОП, КДНиЗП и т.д.
). Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
В ГБОУ школе №609 обучаются дети, которые проживают не только на территории Красногвардейского района, но и в других районах города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Социально-педагогическая деятельность (в том числе профилактическая) образовательного учреждения для обучающихся с задержкой психического развития существенно отличается от общепринятой.
Это обусловлено спецификой обучающихся с ЗПР, их поведения, нарушениями в физическом, психическом и интеллектуальном здоровье, проблемами в их семьях, в результате которых обучающиеся вступают в конфликт с законом.
- В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) существует возможность перехода обучения детей с ОВЗ ЗПР на дистанционную форму обучения (ДОТ).
- В процессе обучения детей с ДОТ используются мероприятия в онлайн-режиме, презентации, разработанные социальным педагогом.
- Взаимодействие с обучающимся, родителями (законными представителями), педагогическим коллективом школы и социальными партнерами осуществляется через различные мессенджеры: Viber, WhatsApp, в группах классов «ВКонтакте», электронную почту педагога.
1.2.Анализ условий для реализации программы в ГБОУ школе №609.
В ГБОУ школе № 609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга созданы все условия для психологического комфорта и безопасности обучающихся, удовлетворения их потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Кабинеты школы оснащены всем необходимым оборудованием, в том числе техническим оснащением: компьютерами, мультимедийными установками, интерактивными досками.
Педагогический коллектив школы состоит из 80 человек, в том числе 75 педагогов.
Активно работает Служба психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя заместителя директора по коррекционной работе, трех педагогов-психологов, социального педагога, четырех учителей-логопедов, двух учителей-дефектологов. Все педагогические работники школы имеют курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
- Социальный педагог выступает посредником не только в координации работы внутри школы, а также между школой и ведомствами, административными органами для успешной профилактики правонарушений:
- — для оказания комплексной социальной помощи семьям,состоящим на внутришкольном контроле и учете ОДН УМВД, совместно с СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга» (согласно договору о сотрудничестве) проводятся профилактические мероприятия: консультации, спортивные игры, беседы, лекции, лектории, квест-игры.
- — реализуется взаимообмен информацией по всем вопросам, касающимся жизнедеятельности обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и склонных к совершению правонарушений;
- — осуществляются совместные выходы по адресам проживания контингента школы, выявляют родителей (законных представителей), которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию их несовершеннолетних детей и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
- — взаимодействие с отделами опеки и попечительства муниципальных округов Красногвардейского района (МО «Малая Охта», «Пороховые», «Ржевка»).
- — содействие в определении детей из проблемных семей на социальное обслуживание в СПБ ГБУ «СРЦ «Воспитательный дом» Кировского района;
— организация и вовлечение подростков в досуговую и спортивную деятельность в зависимости от интересов обучающихся (СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга», Дом молодежи «Квадрат» т пр.).
Для реализации программы социальный педагог ежегодно совершенствует свое профессиональное мастерство: повышает свою квалификацию, принимает участие в конференциях, семинарах, вебинарах, заседаниях МО, РМО.
1.3. Законодательная база.
- Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей мною, как социальным педагогом ГБОУ школы № 609, в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
- — Конституция Российской Федерации;
- — Конвенция ООН о правах ребёнка;
— Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред.от 26.07.2019);