В должностной инструкции тренера-преподавателя разбираются полномочия специалиста, его профессиональные обязанности и ответственность за нарушения. Благодаря такому охвату и своей юридической значимости инструкция не только входит в типовой пакет трудовой документации, но и может применяться в разбирательствах по трудовым вопросам как в суде, так и внутри организации-работодателя.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции тренера-преподавателя .doc
Образец должностной инструкции тренера-преподавателя
- Тренер-преподаватель подчиняется руководителю спортивно-образовательного учреждения.
- Тренер-преподаватель нанимается и увольняется приказом руководителя спортивно-образовательного учреждения.
- Тренер-преподаватель повышает свой квалификационный уровень посредством соответствующего обучения не реже чем раз в два года.
- Тренер-преподаватель проходит регулярную аттестацию в соответствии с нормами учреждения.
- Лицо, претендующее на должность тренера-преподавателя, обязано соответствовать нижеперечисленным требованиям:
- высшее либо среднее профильное образование;
- наличие действующей медкнижки и успешного медосмотра;
- соответствие действующим требованиям по работе в педагогической сфере и с несовершеннолетними, указанными в статьях 331 и 351.1 ТК;
- профильный опыт работы от года.
- При временном отсутствии тренера-преподавателя (повышение квалификации, отпуск и пр.) его трудовые функции передаются другому профильному специалисту, назначенному руководителем спортивно-образовательного учреждения.
- Тренер-преподаватель должен разбираться в:
- отраслевых нормах и законах;
- принципах оказания неотложной медпомощи;
- особенностях функционирования спортивно-образовательных учреждений;
- психологических и физиологических особенностях воспитанников;
- принципах планирования преподавательской деятельности;
- формах проведения тренировочных занятий;
- приемах измерения и анализа тренировочных и соревновательных результатов;
- материалах, используемых для подготовки и проведения профильных тренировок;
- факторах, оказывающих влияние на процесс подготовки воспитанников и достигнутые результаты;
- теоретических основах воспитательной работы с детьми;
- приемах профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
- успешном мировом и отечественном профильном опыте по организации соответствующих тренировок;
- особенностях организации и проведения профильных соревнований, на которых выступают воспитанники;
- правилах взаимодействия с родителями воспитанников;
- этических нормах, регулирующих его обращение с воспитанниками;
- правила ведения документооборота в учреждении;
- основах спортивной медицины, в том числе в области оценки готовности и здоровья воспитанников;
- принципах антидопинговой деятельности;
- правилах обеспечения пожарной безопасности и охраны труда;
- обязательных санитарно-гигиенических параметрах в спортивно-образовательных учреждениях.
- Тренер-преподаватель руководствуется:
- действующими нормами и законами;
- документацией учреждения;
- сведениями из этого документа.
Тренер-преподаватель отвечает за:
- Организацию тренировочной работы с воспитанниками.
- Качественное выступление обучающихся в соревновательных мероприятиях.
- Подбор и оценку новых кандидатов для спортивно-образовательного учреждения.
- Мониторинг тренировочной деятельности и поведения своих воспитанников.
- Взаимодействие с другими тренерами и воспитателями в педагогических процессах.
- Участие в работе педагогических советов.
- Оказание воспитанникам помощи в границах своей компетенции.
- Согласование с воспитанниками степени их участия в планируемых соревнованиях.
- Подбор методических и учебных материалов для тренировочных процедур.
- Проведение необходимых профилактических мероприятий в антидопинговой области.
- Отслеживание и анализ медицинских и биохимических параметров воспитанников.
- Информирование руководства спортивно-образовательного учреждения о замеченных проблемных моментах.
- Построение взаимодействия с родителями воспитанников.
- Соблюдение санитарно-гигиенических правил, этических стандартов и других нормативов, обязательных к соблюдению персоналом учреждения.
- Оказание неотложной медпомощи воспитанникам при ЧС.
- Заполнение документов, обязательных по правилам делопроизводства учреждения, в том числе путем внесения записей в электронную базу данных.
3. Ответственность
Тренер-преподаватель отвечает за:
- Ущерб, который получен учреждением по его вине, — в размерах, определенных действующим законодательством.
- Невыполнение своих профессиональных функций — в границах, указанных в трудовом законодательстве.
- Несоблюдение норм взаимодействия с обучающимися — в соответствии с правилами учреждения и актуальными положениями законодательства.
- Правонарушения, совершенные в ходе исполнения должностных обязанностей, — в пределах, обозначенных в соответствующем законодательстве.
4. Права
Тренер-преподаватель наделен правами:
- Предлагать руководству учреждения меры по улучшению его функционирования.
- Участвовать в учебных собраниях преподавателей учреждения.
- Требовать от руководителей учреждения принятия мер по поддержанию условий, нужных для выполнения своей работы.
- Получать от сотрудников учреждения данные, востребованные в своей работе.
- Получать от учреждения компенсацию своих расходов, связанных с выполнением трудовых функций в порядке, определенном в соответствующей внутренней документации.
Параметры должностной инструкции
Типовой вариант инструкции включает 4 обязательных части:
- Общие должностные параметры.
- Функции специалиста.
- Его трудовые права.
- Степень его ответственности.
Для большинства профессий этот вариант вполне достаточен. Но если работодатель хочет документировать какие-то дополнительные должностные аспекты, то он может использовать расширенный вариант документа. В нем к обязательным четырем частям могут добавляться:
- Параметры должностного взаимодействия.
- Особенности работы.
- Принципы оценки результативности специалиста (KPI).
В обоих вариантах инструкция не должна противоречить трудовому договору, внутренним положениям организации-работодателя, а также профессиональным нормативам.
Общая часть
Эта начальная часть закрепляет следующие параметры должности:
- Нужный уровень опыта и образования.
- Необходимые навыки и знания.
- Правила найма, временной замены и увольнения.
- Порядок подчинения.
- Прочие общие характеристики.
Наиболее значимы требования к квалификации, которые должны обеспечить прием на работу сотрудника, готового качественно выполнять задачи, изложенные в следующей части документа.
Внимание! К преподавательской деятельности с несовершеннолетними допускаются лица, удовлетворяющие требованиям, данным в статьях 331 и 351.1 ТК РФ, на что нужно в обязательном порядке указать в разделе.
Функции
Здесь приводится исчерпывающий перечень должностных обязанностей, выполнения которых начальник вправе требовать от подчиненного. Они носят разнообразный характер:
- Обязательные — составляющие основу конкурентной профессии.
- Дополнительные — их полнота и значимость сильно разнится у большинства работодателей в зависимости от их размеров, отраслевой специфики и прочих факторов.
- Базовые — применяются в инструкциях для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, поддержания порядка и т.д.
Внимание! Для написания раздела можно опираться на профстандарт 05.003, утвержденный Минтрудом в 2019 году. В этом профстандарте описываются характеристики профессии тренера, в том числе и уровни его квалификации.
Ответственность
В этой части приведены параметры наказаний сотрудника за совершение им должностных нарушений. Эти параметры описаны в соответствующем законодательстве и профильных документах работодателя. Поэтому, учитывая специфику должностной инструкции, раздел ограничен несколькими общими параграфами.
Права
Список должностных прав схож у большинства работодателей: участие в собраниях, информирование руководства и т.д. Сюда же можно добавлять и служебные льготы: дополнительное обучение или компенсацию сотруднику части его расходов, связанных с работой.
Должностная инструкция проходит следующие этапы утверждения:
- Её согласование с делопроизводителем, юристом, а также с сотрудником отдела персонала.
- Её утверждение профильными специалистами и руководителями.
- Визирование окончательного варианта инструкции главой организации-работодателя.
- Подписание документа самим специалистом.
Внимание! Если работодателю необходимо создание большого количества инструкций, то рекомендуется сначала утвердить специальный регламент, закрепляющий процедуры их создания, оформления и утверждения.
Скачать документна сайте Ассистентус
Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель" от 24 декабря 2020
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266),
приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель».
МинистрА.О.Котяков
- Зарегистрировано
- в Министерстве юстиции
- Российской Федерации
- 25 января 2021 года,
- регистрационный N 62203
УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерации
от 24 декабря 2020 года N 952н
1404 |
Регистрационный номер |
- I. Общие сведения
- II.Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
- III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся»
3.2. Обобщенная трудовая функция «Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)»
3.3. Обобщенная трудовая функция «Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)»
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
Спортивная подготовка и физическое воспитание детей и взрослых | 05.012 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация и проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов; преподавание предметной области физической культуры по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам; физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей и взрослых |
Группа занятий:
2358 | Тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту | ||
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
- ________________
- Общероссийский классификатор занятий.
- Отнесение к видам экономической деятельности:
93.1 | Деятельность в области спорта |
85.41 | Дополнительное образование детей и взрослых |
85.42 | Дополнительное профессиональное образование |
85.2 | Образование профессиональное |
85.1 | Образование общее |
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код |
|
А | Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся | 6 | Планирование содержания занятий физической культурой и спортом | A/01.6 | 6 |
Проведение мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора для обеспечения индивидуального подхода в соответствии с целями программ, реализуемых организацией | A/02.6 | 6 | |||
Проведение занятий физической культурой и спортом | A/03.6 | 6 | |||
Психолого-педагогическое, информационное, техническое сопровождение занятий физической культурой и спортом | A/04.6 | 6 | |||
Организация участия в спортивных соревнованиях, в спортивных и физкультурных мероприятиях | A/05.6 | 6 | |||
Формирование осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, воспитание социально значимых личностных качеств для профилактики негативного социального поведения | A/06.6 | 6 | |||
Обеспечение профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом | A/07.6 | 6 | |||
Проведение работы по предотвращению применения допинга | A/08.6 | 6 | |||
Осуществление контроля и учета подготовленности с использованием методик измерения и оценки | A/09.6 | 6 | |||
Осуществление организации и судейства соревнований по виду спорта и физкультурно-спортивных тестовых мероприятий с населением | A/10.6 | 6 | |||
Обеспечение хореографической и акробатической подготовки спортсменов и обучающихся | A/11.6 | 6 | |||
Организация и проведение дистанционных занятий физкультурно-спортивной направленности | A/12.6 | 6 | |||
Организация и координация работы тренерско-преподавательской бригады | A/13.6 | 6 | |||
B | Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной | 7 | Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/01.7 | 7 |
дисциплине) | Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/02.7 | 7 | ||
Обобщение и распространение передового опыта деятельности тренера-преподавателя | B/03.7 | 7 | |||
Оказание экспертной и методической помощи по вопросам компетенции | B/04.7 | 7 | |||
Планирование, организация и координация тренерско-преподавательской работы в спортивной сборной команде муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/05.7 | 7 | |||
Контроль, учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/06.7 | 7 | |||
Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями, организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, в целях пополнения резерва спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/07.7 | 7 | |||
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/08.7 | 7 | |||
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/09.7 | 7 | |||
Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/10.7 | 7 | |||
Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) | B/11.7 | 7 | |||
C | Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | 7 | Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/01.7 | 7 |
Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/02.7 | 7 | |||
Планирование, организация и координация тренерско-преподавательской работы в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/03.7 | 7 | |||
Контроль, учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/04.7 | 7 | |||
Взаимодействие с физкультурно-спортивными организациями, организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/05.7 | 7 | |||
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/06.7 | 7 | |||
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/07.7 | 7 | |||
Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/08.7 | 7 | |||
Организация привлечения тренерско-преподавательских кадров для спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/09.7 | 7 | |||
Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | C/10.7 | 7 | |||
Руководство подготовкой и переподготовкой тренерско-преподавательских кадров | C/11.7 | 7 | |||
Руководство разработкой и реализацией программ развития вида спорта | C/12.7 | 7 |
Наименование | Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся | Код | А | Уровень квалификации | 6 |
Образец должностной инструкции тренера-преподавателя в 2021 году
Зарплата на 05.05.2021Важные качестваГде учитьсяКурсы бизнес-тренеров
Бизнес-тренер — это специалист по обучению приёмам, методам и алгоритмам работы в бизнесе. Работа бизнес-тренера. Курсы бизнес-тренеров. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Тренинг – это активный метод обучения. Главное в нём не сухая теория, а применение теории на практике. С помощью тренингов отрабатываются умения, навыки, пересматриваются старые психологические установки и внедряются новые.
Тренер помогает участникам выстроить свою работу по-новому, помогает раскрыться, а в каких-то случаях – преодолеть мешающие привычки и представления.
Бизнес-тренер может также называться тренинг-менеджером, если состоит в штате коммерческой компании и отвечает за развитие и обучение её персонала.
Тренер (бизнес-тренер, продукт-тренер)
Источник: «Планета HR»
Тренер — это профессия, которая появилась на российском рынке сравнительно недавно, около 20 лет назад. В начале 90-х годов в России впервые появилось понятие «тренинг», привезенное западными компаниями, поэтому первые тренеры появились именно в иностранных компаниях.
Общее описание профессии
Сегодня уже трудно представить себе организацию, которая не занимается обучением своих сотрудников. За образовательный процесс могут отвечать как опытные сотрудники, транслирующие новичкам собственный опыт и знания, так и непосредственные руководители, вводящие в курс дела своих подчиненных, но чаще всего в крупных компаниях этим занимаются профессиональные тренеры.
Основными обязанностями тренера является разработка, организация и проведение тренинга, а также предтренинговая диагностика и посттренинговая работа. На данный момент в профессии «тренер» можно выделить несколько направлений деятельности.
Тренер — это специалист, который владеет навыками проведения бизнес-тренинга. Бизнес-тренинг — это учебный процесс по передаче знаний и формированию навыков, необходимых для эффективной работы сотрудников компании.
Это такие навыки, например, как навык продаж, презентации, управления персоналом и т. п. Спектр навыков, необходимых сотрудникам формируется в зависимости от задач компании, уровня специалистов и программ развития персонала, существующих в каждой конкретной организации.
В зависимости от масштаба и рода деятельности компании, в задачи бизнес-тренера могут входить разработка и проведение тренингов, выяснение потребностей в обучении и посттренинговое сопровождение работников, а также оценка сотрудников.
Тренер может работать внутри компании или работать на различных проектах, если это внешний тренер от тренинговой или консалтинговой компании.
Задачи проведения бизнес-тренингов могут входит в обязанности сотрудника HR-департамента или отдела обучения (и/или развития) персонала. В таком случае эта должность, как правило, называется менеджер (специалист) по обучению персонала. В крупных компаниях специалисты, ответственные за проведение тренингов, могут быть выделены в целый отдел.
Существует еще одна разновидность данной профессии — тренер по продукту, который проводит обучение сотрудников компании и компаний-клиентов по продукту и/или услугам компании.
Обучение в данном случае лучше всего назвать семинаром или презентацией, поскольку в данном случае важна передача знаний и технологий.
В компаниях, занимающихся продажами оборудования и технологиями, такая должность, как правило, называется технический тренер.
Образование
Базовое образование для бизнес-тренера — на данный момент это открытый вопрос. Чаще всего работодатели требуют базовое психологическое, педагогическое или гуманитарное образование.
Но такое образование далеко не всегда дает навыки проведения бизнес-тренинга, поэтому некоторые компании на должность тренера не рассматривают специалистов с базовым психологическим образованием, чтобы не смешивать опыт проведения бизнес-тренинга и психологического тренинга.
На данный момент существует достаточно много школ для тренеров. Важно найти тренера, с которым вам будет комфортно сотрудничать, и оптимальный по продолжительности и стоимости курс. Например, школа бизнес-тренеров Жанны Завьяловой дает отличные навыки и необходимые знания для работы бизнес-тренером.
Также хорошие знания можно получить в Открытом тренерском университете Марка Кукушкина.
Юлия Окунькова, партнер компании SMG-Solution Management Group, рассказывает: «Курсов по теме «Тренинг тренеров» очень много, какие лучшие из них не скажу, так как сертификации этой профессии на данный момент еще не существует и обучение строится только на основе авторских методик. Но при выборе курсов необходимо обратить внимание на:
- То как выглядят, как общаются преподаватели (они должны производить впечатление успешных профессионалов своего дела и должно возникнуть желание у них поучиться); Логику преподавания — а есть ли она вообще? (у вас должна сложиться ясная картина чему и как вас будут обучать); Темы обучения и основные блоки программы (что будет являться результатом для участников); Продолжительность обучения (за несколько дней вас точно не смогут научить профессии бизнес-тренера); Раздаточные материалы (есть ли они вообще и как они оформлены); Сертификат (выдается ли он после окончания обучения и что в нем написано)».
Оксана Зазиянц, партнер компании SMG-Solution Management Group, говорит: «Для данной профессии в России, к сожалению, пока нет официальной сертификационной комиссии. Некоторые западные тренинговые компании проводят сертификацию тренеров, но это всё-таки уровень внутренней сертификации».
Смежные карьеры
По мнению Юлии Окуньковой, профессия тренера совмещает в себе несколько близких направлений деятельности.
Тренеру должно быть присуще образное мышление и артистизм (элементы актерской профессии), умение точно и ясно передавать знания другим людям (навык преподавательской деятельности), необходимы также знания прикладной психологии (психология), ориентация на результат, структурированность, понимание бизнес-процессов (менеджмент).
Смежными профессиями можно назвать такие профессии как преподаватель, психолог, коуч. Конечно, до известной степени некоторые навыки этих профессий схожи. Довольно часто сегодня можно наблюдать как руководители среднего звена, которым приходилось заниматься обучением своих сотрудников, переходят в профессию тренера, но можно ли считать их смежниками?
В данную профессию можно войти разными путями. В консалтинговую компанию можно прийти без опыта работы, но с хорошим образованием, начав со стартовой позиции ассистента или менеджера по продажам, осваивая постепенно все премудрости профессии.
Оксана Зазиянц объясняет: «Для многих компаний важен опыт практической работы.
Если у вас уже есть опыт продаж и/или управления персоналом (и плюс к этому вы получили еще образование бизнес-тренера), то следующим этапом развития карьеры вполне может стать работа бизнес-тренером.
Такой подход, как правило, используют консалтинговые и тренинговые По поводу лидерства, продолжает Юлия, — не скажу точно, так как я видела успешных тренеров, которые в обычной жизни не были лидерами. Но одно точно должно быть в той или иной степени у каждого — энергетика, обаяние, харизматичность».
Плюсы и минусы
План счетов.
Счет 45 «Товары отгруженные»
Юлия Окунькова рассказывает: «Существуют примеры перехода с тренерской позиции в управленческий состав организации, например руководителем подразделения в составе HR-службы или в подразделение занимающееся продажами». Еще одним плюсом профессии являются обширные связи, приобретаемые в процессе работы, особенно если тренер работает в крупной организации с региональными представительствами.
Из минусов можно назвать:
- эмоциональная усталость; командировки (хотя для некоторых это может быть и плюсом); необходимо всегда поддерживать себя в хорошей физической и энергетической форме, ведь тренер постоянно ведет многочасовые занятия, работая с совершенно разными людьми.
Оксана Зазиянц говорит: «Иногда работодатель ждет от тренера решение таких задач, которые просто не могут быть решены с помощью даже очень хорошего тренинга (например, выявить организационные и/или управленческие ошибки в работе топ-менеджемнта). Или есть еще другая крайность — действительная потребность в обучении сотрудников стоит на самом последнем месте, а наличие в компании тренера — это просто дань моде».
Оплата труда
На данный момент заработная плата тренеров находится в рамках от 30 000 рублей до 100 000 рублей. Оклад зависит от того, какие тренинги нужно проводить, в каком количестве, какое количество командировок и т. п..
Перспективы
Оксана Зазиянц рассказывает: «Если описывать карьеру тренера поэтапно, то это тренер — > тренинг-менеджер, — > ведущий тренинг-менеджер — > руководитель отдела обучения и развития (в маленьких компаниях — руководитель HR-департамента).
Если говорить о человеке, который занимается тренингом по продукту, то движением по карьерной лестнице можно назвать переход в отдел маркетинга на должность бренд-менеджера или продукт-менеджера.
Технические тренеры, как правило, остаются работать в отделах сервиса».
Альтернативным путем развития карьеры можно назвать тренера, который начинает работать в формате «фриланс», либо в консалтинговой компании, а чуть позже открывает собственный центр проведения тренингов.
Личностные качества коуча
Бизнес-тренер должен обладать определенными личностными качествами, чтобы стать профессионалом в своей области.
Специалист должен быть:
- общительным;
- тактичным;
- целеустремленным;
- успешным;
- стрессоустойчивым;
- настойчивым;
- грамотным.
Помимо этого коуч должен иметь хорошее чувство юмора, обладать развитым интеллектом, отличной памятью и постоянно заниматься саморазвитием. Это гарантирует его успех и повышение квалификации.
Бизнес-тренера приглашают на работу руководители организаций, которые занимаются продажей товаров или оказанием различных услуг. Коуч может представлять тренинговое агентство или работать от фирмы, которая проводит курсы повышения квалификации. Также бизнес-тренер может вести частную практику и самостоятельно находить клиентов для сотрудничества.
Какие книги читать
Чтение профессиональной литературы – один из ключей к становлению бизнес-тренера как профессионала. Причем читать нужно всем – и новичкам, и мастерам, ибо знаниям, как и совершенству, нет предела. Существует несколько тематических областей, на которые следует обратить особое внимание при выборе книги:
- Методика разработки и проведения тренинга («Бизнес-тренинг. Как это делается» Григорьева Д., «Технология ведения тренинга. Теория и Практика» Фопеля К.).
- Психология общения («Почему я чувствую то, что чувствуешь ты» Бауэра И., «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Карнеги Д.).
- Работа с группой («Руководство фасилитатора» Кейнера С., «Введение в групповую динамику» Кенига О., Шаттенхофера К.).
- Визуализация («Говори и показывай» Роэма Д., «Инфографика: визуальное представление данных» Крама Р.).
Опыт или теория?
Среди противников и сторонников позиции идет нешуточная битва, главный вопрос которой: должен ли тренер иметь практический опыт в том, чему учит?
Противники говорят, что невозможно качественно научить чему-то, не имея в этом опыта. Как может тренер давать знания и практические советы, когда он сам не вел бизнес, максимум — получил экономическое образование в данной отрасли.
Сторонники же отмечают, что тренинг — это не мастер-класс. На мастер-классе можно получить практические руководства от человека, который имеет успешный (или даже негативный) опыт ведения собственного дела. В таком случае есть смысл прислушиваться к советам и воспринимать их как руководство к действию.
Тренинг же направлен на то, чтобы подтолкнуть человека искать правильные ответы на возникающие вопросы. Задача бизнес-тренера — ставить вопросы так, чтобы слушатели сами находили решения. Для этого необходимо обладать определенными качествами, никак, однако, не связанными с практическим ведением бизнеса.
Основные задачи профессионала
Рассматривая, чем занимается профессиональный бизнес-тренер, стоит сказать, что в сферу его деятельности может входить:
- тестирование персонала для выявления неблагонадежных и несоответствующих занимаемой должности;
- подготавливать материалы и опросники для проведения аттестации сотрудников;
- разрабатывать методические материалы и пособия для обучения новых членов коллектива;
- заниматься составлением эффективных обучающих программ;
- проводит тренинги, в задачу которых входит психологическое стимулирование как руководства, так и сотрудников.
- При составлении программы тренингов, бизнес-тренер обязан учитывать все имеющиеся плюсы и минусы в своей программе, что позволит использовать ее сильные и слабые стороны на пользу учебному процессу.
- Профессиональный тренер, приглашенный на предприятие, обязательно ознакомится с особенностями ведения бизнеса и производства, с особенностями работы и с отчетной документацией.
- Ему необходимо будет составить план, благодаря которому получится эффективно проводить занятия и стимулировать своих подопечных к активным действиям на благо компании.
Спортивные тренеры получат статус педагогов
← Назад
Создано23.04.2021
Совет Федерации на пленарном заседании 23 апреля одобрил закон о наделении тренеров спортивных школ и центров статусом педагогических работников.
При этом чтобы стаж работы в должности тренера был засчитан в стаж педагогической работы, тренеры-преподаватели должны будут не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет пройти аттестацию для подтверждения соответствия занимаемым ими должностям педагогов.
Тогда стаж работы в должности тренера будет засчитан в стаж педагогической работы, равно как и квалификацинные категории.
Одновременно те организации, которые осуществляют спортивную подготовку в качестве основной своей цели деятельности, будут переведены в образовательные организации.
Вводится понятие «тренер-преподаватель» — это человек с соответствующим средним профессиональным или высшим образованием, который организует учебно-тренировочный процесс и проведение соревнований для достижения спортивных результатов.
Разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки будет осуществляться Минспорта.
Документ выделяет организации, основная работа которых связана со спортивной подготовкой юных спортсменов, в отдельную категорию — «дополнительные образовательные организации спортивной направленности». Прописываются обязанности таких организаций, в частности, обсечение участия детей в соревнованиях, медобследование, проведение аттестации тренеров-преподавателей, борьба с использованем допинга.
Как писал «СенатИнформ», накануне рассмотрения закона, в Комитете СФ по бюджету и финансовым рынкам прошло его обсуждение.
Категорически против одобрения инициативы выступил член Комитета СФ по экономической политике Эдуард Исаков.
Он сообщил, что в ходе работы над документом было выявлено много упущений и неучтённых замечаний, а Комитет по экономической политике получил много писем из регионов о том, что нет финансовых возможностей на реализацию нововведений, так как общая сумма затрат достигает 20 млрд рублей.
Кроме того, отметил сенатор, после вступления закона в силу могут вообще исчезнуть те секции, которые находятся не в специальных, а, например, в подвальных помещениях, поскольку все субъекты РФ располагают средствами организовывать детские спортивные кружки в отдельных зданиях.
При этом глава Комитета по бюджету Анатолий Артамонов, напротив, считает, что от такого рода секций регионам лучше избавляться, и находить средства на строительство отдельных зданий для занятий детей.
Вице-спикер СФ Николай Журавлев напомнил, что закон был разработан Правительством во исполнение поручения Президента, а потому лучше не откладывать его одобрение. «Осенью документ можно будет, при необходимости, доработать, а затем вести мониторинг его применения после вступления в силу», — отметил сенатор.
В ходе пленарного заседания председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко напомнила, что этот закон находится на особом контроле у профильного Комитета СФ, а при рассмотрении инициативы в Госдуме ко второму чтению были учтены все поправки сенаторов. «Сейчас надо дорабатывать подзаконные акты, а Минспорта создало дорожную карту по срокам реализации закона, поэтому у него отсроченное действие до 2023 года. Мы продолжим работу по мониторингу принятия подзаконных актов», — уточнила Святенко.
Председатель СФ Валентина Матвиенко напомнила, что именно Эдуарду Исакову, который выступает против закона, поручала активно участвовать в доработке документа и даже согласна с рядом его опасений в реализации закона. Но, уточнила, спикер, принятие закона является важным этапом в решении изложенных в нем проблем.
«Есть время до 2023 года, если что-то нужно будет изменить, дополнить, отразить в нормативных актах. Мне сегодня звонил министр спорта и обратился к сенаторам, чтобы поддержали закон. Он важный и нужный для отрасли», — заключила Валентина Матвиенко.
Это интересно