Время чтения: 4 минут(ы)
- Вопреки распространенному мнению перечень трудовых функций заведующего библиотекой довольно широк, а сама работа на данной должности требует от сотрудника большой внимательности и ответственности.
- Сегодня мы поговорим о том, как составляется должностная инструкция библиотекаря, а также представим несколько готовых вариантов документа, адаптированных под работу в различных учреждениях.
Как составить: общие положения
В «Общих положениях» должностной инструкции библиотекаря необходимо прописать кем он назначается на должность и снимается с нее, кому непосредственно подчиняется, а также кому переходят его трудовые обязанности на время отсутствия сотрудника на рабочем месте.
На должность библиотекаря, как правило, назначается лицо со средним профессиональным образованием без предъявления требований к опыту работы.
Для успешного выполнения трудовых функций библиотекарю необходимо знание:
- постановлений, распоряжений, приказов и других нормативных, руководящих и методических документов по вопросам библиотечной работы;
- профиля и специализации учреждения;
- правил комплектования, поиска, хранения, учета и выдачи библиотечного фонда;
- систем классификации книг и правил составления каталогов;
- общегосударственной системы межбиблиотечного абонемента;
- порядка составления отчетности о работе библиотеки;
- правил внутреннего трудового распорядка;
- правил производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда.
При этом руководствоваться в своей рабочей деятельности библиотекарь должен:
- методическими материалами и нормативными актами по вопросам выполняемой работы;
- правилами трудового распорядка учреждения;
- распоряжениями и приказами руководства;
- должностной инструкцией;
- правилами производственной санитарии, противопожарной защиты и охраны труда.
Должностные обязанности: на что имеет право библиотекарь и его ответственность
Стандартные должностные обязанности библиотекаря включают в себя:
- обеспечение подбора необходимой читателям литературы, оперативное выполнение их заявок;
- выдача литературы в читальном зале и на абонементе;
- изучение интересов и запросов читателей в целях оказания содействия в выборе литературы;
- участие в разработке планов комплектования библиотеки;
- участие в организации библиотечного фонда, обработке литературы и составлении каталогов;
- ведение работы по учету, инвентаризации и комплектованию библиотечного фонда;
- обеспечение сохранности библиотечного фонда;
- составление списков новых поступлений литературы и рассылка их подразделениям учреждения;
- осуществление связи с другими библиотеками в целях обеспечения обслуживания читателей по межбиблиотечному абонементу;
- участие в обработке литературы, поступающей в библиотеку, и составлении тематического и алфавитного каталога;
- участие в организации тематических выставок, оформлении витрин и стендов;
- подготовка предложений, направленных на улучшение обслуживания читателей.
В то же время библиотекарь имеет право на:
- требование от руководства учреждения оказания содействия в исполнении собственных должностных обязанностей;
- повышение собственной квалификации;
- ознакомление с проектами решений руководства, касающимися его профессиональной деятельности;
- представление на рассмотрение непосредственного руководителя предложений по вопросам собственной деятельности;
- получение от работников предприятия сведений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
- подписывать первичную и отчетную документацию по вопросам, входящим в его трудовые обязанности.
В виде отдельного параграфа необходимо прописать ответственность сотрудника за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, правонарушения и причинение материального ущерба.
Образцы должностной инструкции библиотекаря
Типовая (на основе профстандарта)
С типовой инструкцией вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/d/3JEiMvGb3Ts52y
Школы (в соответствии с ФГОС)
Должностную инструкцию школьного библиотекаря мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/7oomu6ct3Ts5BU
Колледжа
Для сотрудников образовательных учреждений данного типа действуют инструкции следующего плана: https://yadi.sk/i/06yoqKD03Ts5Gm
Педагога-библиотекаря
Документ, подходящий для данного работника, вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/xaT46tZ23Ts5NK
Сельской библиотеки
По следующей ссылке мы разместили должностную инструкцию библиотекаря МБУК МЦБ: https://yadi.sk/i/x9DVe4AH3Ts76D
Детской библиотеки
Образец инструкции работника читального зала в детской библиотеке располагается здесь: https://yadi.sk/i/A33ahSxB3Ts7d6
Главного
Главные библиотекари работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/i/D5lrWRfm3Ts7v9
Ведущего
Должностные обязанности ведущего библиотекаря выглядят следующим образом: https://yadi.sk/i/D0gUK4Ro3Ts7rq
1 категории
Чтобы найти бланк документа для специалиста 1 категории, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/_-A_qqof3Ts84n
Помощника библиотекаря
Перечень трудовых функций ассистента библиотекаря вы можете найти по следующему адресу: https://yadi.sk/i/A1ep4tkH3Ts8Av
Отдела обслуживания читателей
Для работника данного отдела инструкцию вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/2WSnt8vO3Ts8TB
Отдела комплектования и обработки
- Инструкцию для библиотекаря отдела комплектования мы разместили по этой ссылке: https://yadi.sk/i/MtzC7dxJ3Ts8ZV
- Таким образом, менять текст должностной инструкции работодатель вправе по собственному усмотрению, главное при этом, чтобы документ не противоречил действующему законодательству.
Каков профстандарт у библиотекаря?
Профстандарт библиотекаря представляет собой документ, устанавливающий определенные требования к специалистам этой профессии. Где можно ознакомиться с профстандартом библиотекаря и какие основные положения он содержит, вы узнаете из нашей статьи.
Что такое профстандарт?
Трудовое законодательство, давая определение профессиональному стандарту, устанавливает его как характеристику совокупности данных, составляющих квалификацию работников и требующихся им для исполнения трудовых функций. Под квалификацией при этом понимаются знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определенного уровня, необходимые для занятия должности.
К моменту написания этой статьи разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам трудовой деятельности и профессий. С 1 июля 2016 года они рекомендованы к применению работодателям при выборе трудовых кадров, а для некоторых видов деятельности следование положениям профстандартов и вовсе является обязательным.
Принят ли профессиональный стандарт библиотекаря?
Чтобы найти нужный документ, нужно обратиться к базе профстандартов на сайте Минтруда по адресу: www.rosmintrud.ru или же на сайте ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России по адресу: http://vet-bc.ru — на обоих ресурсах стандарты можно найти в разделе «Профессиональные стандарты».
Правда, при попытке отыскать здесь профстандарт для библиотекаря по совпадению слов в названии должности или виду деятельности вы увидите, что отдельного профстандарта для профессии библиотекаря пока не принято.
На момент написания статьи (середина 2016 года) идет лишь обсуждение проектов профстандартов «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Библиотекарь-педагог».
Трудовые функции, перечисленные в этих документах, близки к традиционной деятельности библиотекаря: комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами, организация электронных каталогов и т. д.
Однако это всего лишь проекты.
Единственный профстандарт, который имеет отношение к деятельности библиотекаря и утвержден к моменту написания этой статьи, называется «Профессиональный стандарт «Техник по документации плавучей атомной станции»» (утвержден приказом Минтруда РФ от 07.15.2015 № 279н). На примере этого документа и рассмотрим основные положения профстандарта библиотекаря и правила применения его норм.
Содержание профессионального стандарта библиотекаря
Профстандарт включает в себя следующие разделы:
- Общие положения.
- Перечень трудовых функций.
- Описание трудовых функций.
- Сведения о разработчиках стандарта.
Общие положения содержат наименование трудовой деятельности, указание цели деятельности и прочие базовые условия.
Несмотря на то что видом деятельности в профстандарте техника по документации плавучей атомной станции заявлена организация технической эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), в наименовании базовой должности (профессии) заявлено «библиотекарь» с необходимой специальностью «библиотековедение».
Стандарт содержит 2 трудовые функции:
- обеспечение работы техбиблиотеки ПАТЭС;
- обеспечение защиты информации техбиблиотеки ПАТЭС.
Для выполнения каждой из них от работника требуется 4 уровень квалификации. Критерии уровней квалификации установлены приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, согласно которому 4 уровню соответствует среднее профобразование по специальности. Опыта работы в отношении указанного вида деятельности не требуется.
Практическое применение профстандарта
Как применять условия профстандарта на практике? Законодательство устанавливает только 2 случая обязательного следования нормам стандарта:
- при прямом указании на это в законах;
- если работа в должности влечет предоставление каких-либо льгот или наложение ограничений.
Ни к одному из указанных случаев описанный выше профстандарт не относится.
Это значит, что он носит рекомендательный характер, требующий от работодателей учитывать его нормы при формировании кадровой политики, аттестации и обучении сотрудников.
При этом несоответствие работника условиям профстандарта не является основанием для увольнения, а всего лишь предписывает руководству обучить или переобучить сотрудника.
Образец профстандарта библиотекаря в 2021-2022 году
ГлавнаяФормы документовПрофстандарты
Профессиональный стандарт библиотекаря нужен для определения основных должностных параметров: выполняемых обязанностей, уровней их сложности, а также требуемой от специалиста квалификации.
Сейчас он в обязательном порядке применяется в государственных и муниципальных учреждениях, но и в частном секторе этот документ позволяет получить ряд бонусов, связанных с организационными преобразованиями и делопроизводством.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта библиотекаря .doc
Особенности применения профстандартов
Использование профессиональных стандартов регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом 122-ФЗ, утвержденным в 2015 году, где приведены основы их использования.
- Статьей 195.3 ТК РФ, где утвержден обязательный характер профстандартов для позиций, требования по квалификации к которым даны в законодательном порядке.
- Статьей 57 ТК РФ, где указано, что профстандарты необходимы для должностей, имеющих, в соответствии законодательством, льготы или ограничения.
- Постановлением Правительства №584, в котором указано, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций, контролируемых государством (доля в собственности свыше 50%).
Для получения дополнительных сведений по практическому использованию профстандартов можно ориентироваться на Письмо Минтруда №14-0/10/В-2253.
Из вышеперечисленного видно, что профстандарты обязательны в двух случаях: для определенных профессий и для организаций, контролируемых государством. В иных случаях их применяют для:
- Урегулирования конфликтов с проверяющими корректность документации контролерами (ФНС, ПФР и пр.).
- Изменения имеющейся кадровой документации (штатного расписания, должностных инструкций и т.д.).
- Закрепления квалификационных требований к действующим сотрудниками, что позволяет грамотно проводить их переаттестацию, а также требовать от них роста профессионального уровня.
- Документирования параметров, которым должны соответствовать кандидаты на позиции.
Внимание! Пока сохраняют актуальность и российские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем их предполагается объединить с профстандартами в единую систему, а пока организации сами выбирают, какой документ они вправе использовать.
Применение профстандарта библиотекаря
В 2017-м году был утверждён профстандарт 01.005, где даны основные параметры профессии. Он состоит из следующих разделов:
- Общая информация. Здесь даны группа и вид экономической деятельности, к которым относится профессия.
- Информация о профильных трудовых функциях. Они разделены на обобщенные функции и их составляющие. Для каждой функции дан код и уровень сложности её выполнения. Всего описаны шесть обобщенных функций и 18 их составляющих. Библиотечно-педагогическая деятельность относится к обобщенной функции, включая информационно-библиотечное сопровождение, принятие мер по развитию интереса к чтению, а также мероприятия по повышению информационной культуры.
- Подробная характеристика функций. Для обобщенных функций приведены требования к образованию, опыту, а также дополнительные характеристики, необходимые специалисту для её выполнения (прохождение медосмотров и пр.). Для их составляющих даны трудовые действия и нужные для их выполнения знания и умения. Так, обязанности библиотекаря по обеспечению информационно-библиотечного процесса требуют от него владения тринадцатью умениями, от организации электронных каталогов до формирования библиотечного фонда. Также перечислены 21 область теоретических знаний, в которых должен разбираться специалист, от теории библиотековедения до методов формирования книжного фонда.
- Сведения об организациях, принимавших участие в написании документа.
Внимание! Некоторые профессиональные характеристики не затронуты в документе: порядок взаимодействия, права, льготы, принципы ответственности. Для их документирования отдельно используют должностные инструкции и трудовые договора.
Использование профстандартов
Грамотное внедрение профстандартов происходит обычно по следующему алгоритму:
- Изучение функционирования организации с использованием её учетной документации.
- Рассмотрение обязанностей, выполняемых сотрудниками: их соответствия профилю, возможной избыточности и пр.
- Нахождение подходящих по профилю профстандартов и анализ имеющихся кадровых документов на соответствие их положениям.
- Преобразование на их основе имеющейся кадровой документации (штатного расписания, инструкций и пр.).
- Проведение необходимых организационных мероприятий: изменений профилей действующих сотрудников, перераспределение обязанностей и т.д.
После окончания данных процессов работодатель:
- Устанавливает корректные критерии по квалификации для приема новых сотрудников.
- Проводит переаттестацию имеющихся специалистов.
- Требует от своих работников получения новых знаний путем прохождения профильного обучения.
- В случае необходимости предлагает сотрудникам переход на менее ответственные позиции в соответствии со статьей 72.1 ТК РФ.
Внимание! Если планируется большой объем мероприятий, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их проведение. В нем можно описать ответственных, план-график этапов и иные моменты.
Скачать документна сайте Ассистентус
Скопировать урл
Распечатать
Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря. ПРОЕКТ
Разработчиком Профессионального стандарта можете стать и Вы, документ рассчитан на будущее. Радостно, что эта работа объединила наше сообщество и всех тех, кто смотрит в будущее.
Создание новой профессии «Педагог-библиотекарь» потребовало разработки профессионального образовательного стандарта. За его создание взялся профессор СПбГУКИ А.В.Соколов. Были намечены три блока дисциплин: общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный.
Однако скоро стало ясно, что в качестве основы образовательного стандарта новой профессии должен быть положен Стандарт самой профессии «педагог-библиотекарь», ядром которого стала бы профессиограмма нового специалиста, раскрывающая содержание его труда: основные цели, функции, виды деятельности, требования к образовательной подготовке (знания, умения, навыки, компетенции) применительно к условиям формирующегося информационного общества и общества знаний.
Профессиональный стандарт — важнейший нормативный документ, рождающийся в результате коллективного творчества ученых и практиков.
Это корпоративный инструмент, позволяющий лоббировать интересы библиотечных специалистов в государственных и общественных организациях, налаживать и регулировать связи с международными ассоциациями школьных библиотекарей и с многотысячной армией школьных библиотекарей России.
Это системный продукт, представляющий школьную библиотеку как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе. Это связующий инструмент вузов культуры, взявших на себя подготовку кадров для школьных библиотек.
Цель Стандарта продемонстрировать новую реальность для школьных библиотекарей, партнерство с социумом, стать движущей силой перемен, показать учителям, родителям учащимся и обществу в целом ценность продукта своего труда, защитить саму профессию и ее уникальность.
Стандарты профессии «педагог–библиотекарь» существуют во многих странах. В России он создается впервые. Создателями его являются Русская школьная библиотечная ассоциация, во взаимодействии с Центром развития межличностных коммуникаций.
Требование к созданию отечественного Стандарта состоит в том, чтобы он отвечал российским культурным традициям, был тесно связан с гуманистическим воспитанием школьников, обеспечивал существующие образовательные программы и был устремлен к образованию завтрашнего дня.
Следует заметить, что новый статус, какой получил школьный библиотекарь символичен. В нем заложен интегральный смысл — соединение двух социальных институтов — образования и библиотечного дела.
Это не просто сложение двух составляющих: педагог плюс библиотекарь, это специалист в школе, который осуществляет педагогическую деятельность библиотечными ресурсами и методами, а библиотечные ресурсы и методы реализует для совершенствования образовательного процесса и воспитания учащихся.
Профессии «педагог-библиотекарь» и «учитель» это разные профессии. Для учителя характерен предметоцентризм и оперирование оценками по пятибалльной шкале. Педагог-библиотекарь это надпредметная профессия, она шире, чем учитель.
Этой профессии присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу неформального общения, свободу выбора литературы для чтения и свободу интерпретации прочитанного, отличающиеся от стандартизированного диалога на уроке.
Сама профессия «педагог-библиотекарь» олицетворяет тенденцию школьного образования на интеграцию, на межпредметные связи, на соединение печатных и электронных средств информации и потому направлена на перспективу образования, на его будущее.
19.10.2014 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию проект профстандарта «Педагог-библиотекарь», разработанный научно-исследовательским коллективом КемГУКИ.
***
Дорогие коллеги! Один из участников Всемирного Форума IASL-2014 предоставил информацию о работе над национальными стандартами школьных библиотек Канады, которые стратегически совпадают с концепцией развития школьных библиотек России, несколько лет назад разработанной нашей ассоциацией.
Канадские коллеги определяют эффективную работу «школьно-библиотечного образовательного сообщества пятью основными стандартами практической деятельности, призванными в совокупности своей обеспечивать динамичное обучение. В описании каждого из них приведены взаимосвязанные показателей успеха и примеры из практического опыта реальных библиотек.».
Библиотека – это место, где учат учиться, центр интерактивного обучения. Поэтому мы приглашаем вас, дорогие профессионалы, к активному обсуждению и развитию нашего стандарта и для этого предлагаем вам материал наших зарубежных коллег. Ждем ваших отзывов, предложений, суждений.
[ Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи ]
Профстандарты для библиотекарей с 2022 года
Профессиональный стандарт библиотекаря нужен для определения основных должностных параметров: выполняемых обязанностей, уровней их сложности, а также требуемой от специалиста квалификации.
Сейчас он в обязательном порядке применяется в государственных и муниципальных учреждениях, но и в частном секторе этот документ позволяет получить ряд бонусов, связанных с организационными преобразованиями и делопроизводством.
- Общая информация. Здесь даны группа и вид экономической деятельности, к которым относится профессия.
- Информация о профильных трудовых функциях. Они разделены на обобщенные функции и их составляющие. Для каждой функции дан код и уровень сложности её выполнения. Всего описаны шесть обобщенных функций и 18 их составляющих. Библиотечно-педагогическая деятельность относится к обобщенной функции, включая информационно-библиотечное сопровождение, принятие мер по развитию интереса к чтению, а также мероприятия по повышению информационной культуры.
- Подробная характеристика функций. Для обобщенных функций приведены требования к образованию, опыту, а также дополнительные характеристики, необходимые специалисту для её выполнения (прохождение медосмотров и пр.). Для их составляющих даны трудовые действия и нужные для их выполнения знания и умения. Так, обязанности библиотекаря по обеспечению информационно-библиотечного процесса требуют от него владения тринадцатью умениями, от организации электронных каталогов до формирования библиотечного фонда. Также перечислены 21 область теоретических знаний, в которых должен разбираться специалист, от теории библиотековедения до методов формирования книжного фонда.
- Сведения об организациях, принимавших участие в написании документа.
Внедрение профстандартов в учреждениях культуры
Каждая обобщенная трудовая функция соответствует профессиональной деятельности, которая может быть осуществлена одним работником. То есть обобщенная трудовая функция по сути является должностными обязанностями.
А при разработке должностной инструкции работника можно не только использовать не все трудовые функции в обобщенной трудовой функции, но и добавлять свои.
Допускается использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.
реестра профессиональных стандартов (см. сайт Минтруда – http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации, и составить соответствующий список. При составлении списка профстандартов нужно помнить, что в него включаются стандарты, утвержденные для различных категорий сотрудников (то есть не только работники культуры и искусства, но и работники бухгалтерии, отдела кадров и т. д.). В список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов или дата начала действия которых не наступила;
Вам может понравиться => Бытовые товары длительного пользования это
Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, в котором обобщенные трудовые функции представляют собой модель (типовое описание) профессии, должности, в которой раскрывается основной набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
- На должность в государственной компании был назначен субъект, уровень квалификации которого не соответствовал профстандарту, хотя он являлся обязательным к применению. По факту судебного разбирательства, судья постановил необходимость возврата заработной платы субъекта в бюджет. Постановление арбитражного суда № А33/2144/2013 от 12.11.2013г.
Профстандарты для библиотекарей с 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарты для библиотекарей с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Использование профессиональных стандартов регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом 122-ФЗ, утвержденным в 2015 году, где приведены основы их использования.
- Статьей 195.3 ТК РФ, где утвержден обязательный характер профстандартов для позиций, требования по квалификации к которым даны в законодательном порядке.
- Статьей 57 ТК РФ, где указано, что профстандарты необходимы для должностей, имеющих, в соответствии законодательством, льготы или ограничения.
- Постановлением Правительства №584, в котором указано, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций, контролируемых государством (доля в собственности свыше 50%).
Для получения дополнительных сведений по практическому использованию профстандартов можно ориентироваться на Письмо Минтруда №14-0/10/В-2253.
Каков профстандарт у библиотекаря?
В 2017-м году был утверждён профстандарт 01.005, где даны основные параметры профессии. Он состоит из следующих разделов:
- Общая информация. Здесь даны группа и вид экономической деятельности, к которым относится профессия.
- Информация о профильных трудовых функциях. Они разделены на обобщенные функции и их составляющие. Для каждой функции дан код и уровень сложности её выполнения. Всего описаны шесть обобщенных функций и 18 их составляющих. Библиотечно-педагогическая деятельность относится к обобщенной функции, включая информационно-библиотечное сопровождение, принятие мер по развитию интереса к чтению, а также мероприятия по повышению информационной культуры.
- Подробная характеристика функций. Для обобщенных функций приведены требования к образованию, опыту, а также дополнительные характеристики, необходимые специалисту для её выполнения (прохождение медосмотров и пр.). Для их составляющих даны трудовые действия и нужные для их выполнения знания и умения. Так, обязанности библиотекаря по обеспечению информационно-библиотечного процесса требуют от него владения тринадцатью умениями, от организации электронных каталогов до формирования библиотечного фонда. Также перечислены 21 область теоретических знаний, в которых должен разбираться специалист, от теории библиотековедения до методов формирования книжного фонда.
- Сведения об организациях, принимавших участие в написании документа.
Внимание! Некоторые профессиональные характеристики не затронуты в документе: порядок взаимодействия, права, льготы, принципы ответственности. Для их документирования отдельно используют должностные инструкции и трудовые договора.
Грамотное внедрение профстандартов происходит обычно по следующему алгоритму:
- Изучение функционирования организации с использованием её учетной документации.
- Рассмотрение обязанностей, выполняемых сотрудниками: их соответствия профилю, возможной избыточности и пр.
- Нахождение подходящих по профилю профстандартов и анализ имеющихся кадровых документов на соответствие их положениям.
- Преобразование на их основе имеющейся кадровой документации (штатного расписания, инструкций и пр.).
- Проведение необходимых организационных мероприятий: изменений профилей действующих сотрудников, перераспределение обязанностей и т.д.
После окончания данных процессов работодатель:
- Устанавливает корректные критерии по квалификации для приема новых сотрудников.
- Проводит переаттестацию имеющихся специалистов.
- Требует от своих работников получения новых знаний путем прохождения профильного обучения.
- В случае необходимости предлагает сотрудникам переход на менее ответственные позиции в соответствии со статьей 72.1 ТК РФ.
Внимание! Если планируется большой объем мероприятий, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их проведение. В нем можно описать ответственных, план-график этапов и иные моменты.
Внедрение профстандартов в учреждениях культуры
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).
При этом в Рекомендациях по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда РФ, приведены следующие понятия:
- квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ);
- вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (Приказ Минтруда РФ от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»);
- обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (Приказ Минтруда РФ № 170н);
- трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (Приказ Минтруда РФ № 170н).
Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, в котором обобщенные трудовые функции представляют собой модель (типовое описание) профессии, должности, в которой раскрывается основной набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
В профстандартах помимо обобщенных и конкретных трудовых функций отражаются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, способы повышения квалификации, особые условия допуска к работе.
Каждая обобщенная трудовая функция соответствует профессиональной деятельности, которая может быть осуществлена одним работником. То есть обобщенная трудовая функция по сути является должностными обязанностями.
А при разработке должностной инструкции работника можно не только использовать не все трудовые функции в обобщенной трудовой функции, но и добавлять свои.
Допускается использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.
Профессиональный стандарт – это не должностная инструкция. В нем описывается профессиональная деятельность, но не стандартизируются должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть установлены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта.
Профстандарты обязательны только в двух случаях:
1) если по должности (профессии, специальности) законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
2) если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).
Имейте в виду, что в обоих случаях обязательными являются только требования к квалификации работника (в первом – еще и наименование должности). Остальные положения профстандартов всегда рекомендательные.
Если даже профстандарты не обязательны, работодатель может самостоятельно принять такое решение. В этом случае они станут обязательными.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в целях:
- определения трудовых функций работников;
- разработки штатных расписаний, должностных инструкций работников;
- аттестации работников;
- независимой оценки квалификации работников;
- организации подготовки профессионального образования или обучения работников и их дополнительного профессионального образования.
Для учреждений культуры и искусства пока утверждено восемь профстандартов:
Учитель должен соответствовать новому профстандарту. Запуск намечен на сентябрь 2022 года
Новый профессиональный стандарт учителя. Что теперь должен знать и уметь школьный учитель?
Возможно, что с сентября 2022 года будет принят новый профстандарт школьного учителя. Если это произойдет, то действовать он будет до 2028 года.
Источник: Shutterstock
Почему возникла необходимость в изменениях?
Еще не все учителя познакомились с предыдущим вариантом, не все заполнили свои профессиональные дефициты в соответствии с ныне действующим стандартом, как на подходе обновленный документ. В пояснительной записке сказано, что необходимо принять новый документ:
- в связи с принятием Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
(Данные изменения не предусмотрены в действующем профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в силу того, что профессиональный стандарт разработан и утвержден в 2013 году (приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н) ранее, чем введена поправка в закон).
- в связи с разработкой и утверждением наименований квалификаций и требований к квалификациям.
(В 2020 году СПК в сфере образования были разработаны проекты наименований квалификаций и требований к квалификациям).
На что еще нужно обратить пристальное внимание
Источник: https://www.healthcareitnews.comИсточник: https://www.healthcareitnews.com
Есть еще важное замечание, которое мы читаем в Пояснительной записке к проекту профстандарта:
- «Профессиональный стандарт «Педагог (учитель)» актуализирован с учетом цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Кажется, что вроде бы можно уже начинать паниковать. Но что значит «с учетом цифровых технологий»? Какими именно новыми умениями должен обладать современный учитель?
Новые трудовые действия:
- Формирование общих навыков, связанных с использованием ИКТ в учебной деятельности, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
- Формирование правил безопасного поведения в информационной среде в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Формирование навыков, связанных с использованием ИКТ в познавательной и творческой деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями.
- Формирование навыков, связанных с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды по предметам обучения, в том числе для детей с ОВЗ.
Необходимые умения
Источник: i09.fotocdn.netИсточник: i09.fotocdn.net
- Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
- Общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
- Общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
- Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
- Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей
- Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
Необходимые знания
- Требования к информационной образовательной среде, установленные ФГОС, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
- Средства цифровых коммуникаций, рекомендованные для использования в образовательном процессе.
- Правовые нормы информационной безопасности для детей.
- Ресурсы информационной образовательной среды для развития познавательной и творческой деятельности обучающихся.
- Ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предметам обучения, в том числе для детей с ОВЗ.
- Требования к информационной образовательной среде, установленные СанПиН, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
Что нас ждет?
Источник: chudesamag.ru
- Во-первых, изменения профессионального стандарта касаются только учительского сообщества. Воспитателей детских садов эти изменения не коснутся.
- Во-вторых, изменения вносят и по той причине, что теперь в школах могут работать студенты, а значит, необходимо изменить требования к уровню образования.
- В-третьих (а почему-то кажется, что из-за этого и происходят данные изменения), в Стандарте прописаны требования в использованию цифровых технологий и инструментов, которые мы перечислили выше. И кстати перечисленный нами перечень не является исчерпывающим. С полным перечнем для каждого уровня образования вы можете познакомиться по ссылке на документ.
Уверены, что многие учителя ставят вопрос: если использование цифровых ресурсов на уроках является добровольным, если цифровые ресурсы создаются исключительно в помощь педагогу, и он может ими не пользоваться, то для чего тогда в профстандарте закреплять необходимость знания и владения этими цифровыми инструментами, а также обязательность их использования для решения обучающих задач?
Что думаете по этому поводу, коллеги? Вы уже познакомились с новым текстом профессионального стандарта? Ваши компетенции будут достаточными, если профстандарт будет введен, например, уже в сентябре текущего года?
- Познакомиться с документом можно по ссылке.
- ❗️???? Не забудьте подписаться и поставить лайк, нам будет приятно????
- Еще больше информации в telegram-канале Обучение ПРО.