Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

Критерии обязательного аудита в 2021 году пересмотрены – это главное изменение закона 307 ФЗ. Новшества вступили в действие уже с 1 января 2021 года. Многие компании, чьи доходы и стоимость активов не превышают установленный правительством повышенный лимит, освобождаются от ежегодных проверок.

Узнайте:

  • что подразумевает повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ;
  • какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году;
  • причины изменений в законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ;
  • какие разъяснения дает Минфин по поводу изменения критериев обязательного аудита;
  • как критерии обязательного аудита в 2021 году повлияют на бизнес и аудиторскую деятельность.

Или вы можете отправить заявку на консультацию с аттестованным аудитором:

Получить консультацию аудитора

Вы сможете задать вопросы в связи с изменениями в законодательстве, касаемо прохождения обязательных аудиторских проверок.

Критерии обязательного аудита в 2021 году — что изменилось?

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

Аудиторская деятельность регулируется федеральным законом 307 ФЗ. Этим правовым актом установлены требования обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности. О ее соответствии реальному финансовому положению компании, специализированная организация должна высказать свое мнение по итогам контрольных мероприятий.

Законом 307 ФЗ предусмотрено ежегодное прохождение аудита по итогам отчетного года. Статьей 5 этого нормативного акта определен перечень организаций, которые обязаны предоставить свою бухгалтерскую отчетность для проверки. За нарушение этих требований применяются финансовые санкции.

Вы можете скачать с нашего сайта закон 307-ФЗ в редакции от 11.01.2021 по ссылке: Новая редакция закона 307-ФЗ

Критерии обязательного аудита в 2020 году

Критерии обязательного аудита в 2021 году значительно отличаются от требований закона 307 ФЗ до внесения в него изменений. Статья 5 этого нормативного акта полностью поменяла структуру. В 2020 году ежегодные проверки отчетности обязаны были проходить:

  1. Юридические лица, зарегистрированные в виде акционерных обществ любых типов.
  2. Те организации, которые размещают свои ценные бумаги на биржах.
  3. Предприятия, публикующие сводную отчетность.
  4. Кредитные учреждения.
  5. Компании, осуществляющие страховую деятельность.
  6. Любые организации, чьи доходы превысили 400 млн. рублей. Если выручка меньше этого показателя, но стоимость активов выше 60 млн., обязательная проверка была необходима.

В этот список также попадал Центральный банк РФ, политические партии при определенных условиях, СРО, организаторы азартных игр и лотерей, некоторые другие юридические лица.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Законодатели кардинально поменяли критерии обязательного аудита в 2021 году. Статья 5 полностью переработана. Теперь в ней указаны только 4 типа юридических лиц, для которых ежегодный аудит отчетности обязателен.

  1. Юридические лица, выпускающие ценные бумаги, допущенные к торгам на биржах.
  2. Компании, торгующие ценными бумагами на специальных площадках. В этот пункт законодатели также включили БКИ – бюро кредитных историй.
  3. Любые фонды, при поступлении денежных средств или иного имущества на сумму более 3 млн. рублей в год.

Критерии обязательного аудита в 2021 году для организаций по выручке и стоимости активов отнесены в четвертый пункт. Теперь доходы за предыдущий отчетный период должны превысить 800 млн. Стоимость активов должна быть выше 400 млн.

Как и в прошлых редакциях закона 307 ФЗ, превышение может быть по любому показателю – доходу или стоимости активов. Новые критерии обязательного аудита предусматривают определение выручки по правилам налогового учета.

Законодатели увеличили критерии обязательного аудита в 2021 году по доходам в два раза. По стоимости активов почти в семь!

В новой редакции из критериев проведения обязательного аудита исключены упоминания об организациях, проверки которых предусматриваются другими нормативными актами. Указано, что аудит проводится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Разъяснения Минфина

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

В обновленной статье 5 закона 307 ФЗ из списка организаций, для которых аудит обязателен, полностью исчезло упоминание об акционерных обществах, кредитных учреждениях и некоторых других организациях. Однако, это не означает того, что эти юридические лица освобождаются от проверок.

Кроме 307 ФЗ, требования о проведении аудита содержаться в некоторых федеральных законах. Так закон об АО обязывает ежегодно проходить проверку всем акционерным обществам. В этом нормативном акте нет упоминания о лимитах доходов или стоимости активов.

Подобная ситуация у банков, кредитных учреждений, организаций, публикующих сводную бухгалтерскую отчетность и некоторых других юридических лиц.

Минфин выпустил разъяснения по тем организациям, которые были исключены из списка изменениями критериев обязательного аудита.

Ведомством опубликовано сообщение ИС-аудит-37. В этом документе приводятся нормы законов, предусматривающих обязательные ежегодные проверки отчетности.

Вы можете скачать документ ИС-аудит-37 с нашего сайта и ознакомиться с ним: ИС-аудит-37

Также, вы можете ознакомиться с ИС-аудит-37 на официальном сайте Министерства Финансов РФ.

В информационном письме Минфин разъясняет, что подсчет выручки для определения критерия обязательного аудита отчетности будет проводиться новым методом. Теперь используется расчет дохода по правилам налогового учета, указанным в гл. 25 НК.

Финансовое ведомство также сообщает о тех случаях, когда проверки уже ведутся. Если организация освобождена от обязательного аудита, но контрольные процедуры начали проводиться до 01.01.2021 г., заключение за 2020 год необходимо.

Несмотря на то, что повышенные лимиты введены законом с 1 января 2021, организации могут не проводить обязательный аудит за 2020 год и прошлые годы, если:

  • они еще не заключали договор на аудит за 2020 год и прошлые годы;
  • выручка и стоимость активов этих организаций не превышают новые критерии;
  • уже заключили договор на аудит за 2020 год, то сторонам договора необходимо выполнить все обязательства по договору.

Причины изменений в законе 307-ФЗ

Государство проводит политику поддержки малого бизнеса. Законодательство предоставляет различные преференции его субъектам. Одна из них – малые и средние предприятия могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Одним из критериев отнесения компании к малым предприятиям является доход, не превышающий размера 800 млн. в год. Своим постановлением Правительство РФ также определило, что это значение рассчитывается по правилам налогового учета.

Министерство финансов в своем информационном сообщении указывает причины, по которым критерии обязательного аудита в 2021 году изменены. Нормы 307 ФЗ теперь не превышают размеры дохода субъекта малого предпринимательства.

Кроме лимитов, в закон 307 ФЗ введено понятие дохода. До 2021 года использовался термин – выручка. Также введен подсчет этого значения по правилам законодательства о налогах и сборах.

Приняв законопроект о критериях обязательного аудита, депутаты хотят освободить субъекты малого предпринимательства от ежегодных обязательных проверок отчетности. Это нововведение позволит компаниям уменьшить расходы на аудит.

Однако, не все субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться увеличением критериев для обязательного аудита.

Для кого действуют новые критерии обязательного аудита в 2021 году, согласно измененному закону 307-ФЗ?

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

Директор аудиторской фирмы ООО «Радар-Консалтинг» Наталья Шибалкина в офисе

Критерии обязательного аудита в 2021 году действуют не для всех предприятий. В обновленной 5 главе 307 ФЗ есть отсылка на другие федеральные законы, согласно которым проведение ежегодного аудита обязательно.

Акционерные общества (АО)

В статье 88 Закона об акционерных обществах есть требование по проведению ежегодных проверок. Это значит, что для всех предприятий, имеющих организационно-правовую форму АО, ПАО, ЗАО, аудит обязателен. Не имеет значения величина дохода и стоимость активов.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Критерии обязательного аудита в 2021 году для ООО увеличены. Теперь общества с ограниченной ответственностью обязаны проходить ежегодную проверку только если доход за предыдущий год превысил 800 млн. рублей.

Если этот показатель не больше лимита, но стоимость активов на 31 декабря прошедшего года превышает 400 млн. – аудит обязателен.

Иные юридические лица

В новой редакции закона нет упоминаний о кредитных учреждениях, страховых обществах, клиринговых компаниях, организаторах торгов и других юридических лицах, для которых проверки были обязательны.

Читайте также:  Виза в швецию для россиян в 2020 году: оформление анкеты

Это не означает, что критерии обязательного аудита в 2021 году освобождают их от контрольных процедур.

Законодательство указывает, что проверки обязательны. Так кредитные учреждения и страховые компании проходят аудит на основании соответствующих федеральных законов.

Министерство финансов в своем информационном сообщении приводит сводную таблицу. В ней указаны все организации, не перечисленные в главе 5 закона 307 ФЗ, но для которых аудит обязателен. Указываются ссылки на нормативные акты.

Какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году?

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

Работа в офисе аудиторской компании ООО «Радар-Консалтинг»

Законодатели, утвердив повышение критериев для обязательного аудита, решили поддержать малый бизнес. Затраты на проведение проверок будут снижены. Экономится время, которое требуется работникам бухгалтерии для подготовки к контрольным мероприятиям.

Для некоторых небольших компаний, суммы в 50 – 100 тысяч рублей, которые они тратили на обязательный аудит, существенны.

Особенно это сказывается во время спада деловой активности при продолжающейся пандемии. Однако, такая экономия может привести к росту затрат на штрафные санкции.

Влияние изменений на аудиторов и аудиторские компании

Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

Компании, освобожденные от аудита в 2021 году

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

На первый взгляд, компании, для которых повышены критерии обязательного аудита, смогут сократить затраты на проведения проверок. Однако, в связи с такой экономией, могут наступить негативные последствия.

Практика показывает, что почти 100% предприятий, впервые проходящих аудит, имеют ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Это значит, что при отсутствии аудита, нарушения законодательства может выявить ИФНС при выездной проверке.

Ошибки в учете повлекут наложение финансовых санкций, которые могут быть в несколько раз больше, чем оплата за обязательную проверку. Вместо экономии может быть существенный убыток.

По статистике, за одну выездную проверку сумма доначислений налогов и штрафных санкций, превышает 10 млн. рублей. Возможно, проведенный обязательный аудит позволит избежать их уплаты.

Аудиторы не только подтверждают отчетность, но и консультируют работников бухгалтерии. Выявляют слабые сегменты учета. Делятся опытом, указывают на лучшее решение отдельных вопросов, связанных с финансами. Сотрудники предприятия получают дополнительную актуальную информацию по изменениям в законодательстве.

После отказа от обязательного аудита, чтобы получить сопутствующие консультационные услуги, придется заключать дополнительный договор. В этом случае экономия на проведении проверки не оправдается.

Изменившиеся критерии обязательного аудита в 2021 году вызывают критику не только у работников аудиторских организаций. Руководство небольших акционерных обществ, являющихся малыми предприятиями, указывает на необоснованное включение таких компаний в список юридических лиц, для которых проверка обязательна.

Посетители оставляют отзывы о новшествах закона 307 ФЗ на сетевых ресурсах, посвященных аудиторской деятельности. Их мнения совпадают. Основные критерии обязательного аудита позволяют снизить затраты, однако экономия на проверках крайне сомнительна.

Что вы думаете о новых критериях обязательного аудита? Поделитесь своим мнение в х к публикации!

Об авторе

Статьи автора

Аудиторская компания Радар-С

Профессиональные стандарты внутреннего аудита

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный в 2015 году Министерством труда и соцзащиты РФ, стал важным шагом в развитии профессии внутреннего аудитора. В документе подробно описаны цели внутреннего аудита в компании, функции и квалификационные уровни внутреннего аудитора.

Все компании, в которых есть служба внутреннего контроля или служба внутреннего аудита, используют этот профстандарт при разработке должностных инструкций, планировании обучения персонала и формировании кадровой политики.

Как создавались профессиональные стандарты внутреннего аудита

Профессиональные стандарты внутреннего аудита разрабатывали несколько организаций: Институт внутренних аудиторов, Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» и Некоммерческое партнерство «Российский институт директоров».

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

В создании и обсуждении проекта также участвовали Федеральное агентство по управлению государственным имуществом («Росимущество»), Финансовый университет при Правительстве РФ и представители крупных компаний и организаций.

Работа над профстандартом шла 2 года. Приступил к проекту Институт внутренних аудиторов в мае 2013 года. И только 24 июня 2015-го года документ утвердили в Министерстве труда и соцзащиты РФ приказом №398н. Все это время обрабатывались отзывы на проект документа от Министерства финансов и Министерства экономического развития.

После того, как профстандарт внутреннего финансового аудита был утвержден в Минтруда РФ, его зарегистрировали в Министерстве юстиции. И уже с 14 августа 2015 документ вступил в действие.

Трудовые функции внутреннего аудитора

В профстандарте описаны цель трудовой деятельности и функции внутреннего аудитора в компании. Там сказано, что специалист должен проводить независимые внутренние аудиторские проверки и консультации по вопросам ведения бухгалтерской отчетности, управления рисками и эффективности менеджмента в целом.

Также специалисту поручается:

  • проверка достоверности данных о финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ результатов деятельности деятельности организации и обеспечение сохранности ее активов;
  • управление службой внутреннего аудита;
  • контроль за соответствием всех хозяйственных, кадровых и прочих мероприятий в компании, требованиям действующего законодательства и положениям внутренним нормативным актам.

Однако, трудовые функции внутреннего аудитора еще зависят от его квалификационного уровня.

Уровни квалификации внутреннего аудитора

Квалификация специалиста определяет, чем будет он заниматься в компании. И какие навыки, образование и опыт работы у него для этого должны быть. В профстандарте “Внутренний аудитор” описано всего 2 квалификационных уровня специалиста: шестой и седьмой.

  • Внутренний аудитор 6-го уровня квалификации — может проводить внутренние аудиторские проверки, но не руководить ими. Это — специалисты с высшим образованием уровня бакалавр и опытом работы от 2-х лет в любой области деятельности компании. Сюда же относятся специалисты с международными дипломами и сертификатами о прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации в области внутреннего аудита.

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году

  • Специалист 7-го уровня квалификации может управлять службой внутреннего аудита, а также проводить внутренние проверки самостоятельно или в составе группы. У внутреннего аудитора этого уровня должен быть диплом о высшем образовании не ниже магистра или “специалитет”.

Что касается высшего образования — здесь жестких требований нет.

Внутренний аудит проводится в различных компаниях, поэтому у специалиста как 6-го, так и 7-го квалификационного уровня может быть высшее образование по любой специальности.

Однако ему обязательно нужно получить дополнительное образование в области внутреннего аудита. Это могут быть курсы переподготовки, повышения квалификации по внутреннему аудиту или программы международной сертификации.

Для чего необходим профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт подробно описывает, что должен знать и делать внутренний аудитор, чтобы вовремя выявлять, оценивать и снижать какие-либо риски в компании.

Компаниям наличие такого профстандарта позволяет:

  • ввести единую терминологию при формировании внутренней нормативной базы служб внутреннего аудита (положение о подразделении, должностные инструкции и пр.);
  • упорядочить наименования должностей работников служб внутреннего аудита;
  • сформировать требования к опыту работы, знаниям и умениям для подбора, оценки и обучения внутренних аудиторов;
  • разрабатывать программы профессиональной подготовки и повышения квалификации как в организациях, так и на базе высших учебных заведений.

Большинство работодателей уже применяют профессиональные стандарты при подборе специалистов в службу внутреннего аудита, когда планируют обучение, аттестацию работников и разрабатывают систему оплаты труда. Вузы и учебные центры используют стандарт при разработке образовательных программ и программ повышения квалификации.

Для специалистов профстандарт стал неким ориентиром по обучению и профессиональному росту. Чтобы соответствовать требованиям и продвигаться по карьере, внутреннему аудитору необходимо постоянно обучаться и повышать свою квалификацию. Проще всего это делать на онлайн-курсах Финансовой академии Актив.

Применяют ли профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» в вашей компании?

Инструкция: составляем план внутреннего финансового аудита

Бухгалтерия

План внутреннего финансового аудита — это документ, который регламентирует порядок проведения ревизионных мероприятий в организации. Такой контроль обязателен для бюджетников.

20 декабря 2021 Задорожнева Александра

Распорядители бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета проводят внутренний финаудит. Требование устанавливает статья 160.2-1 Бюджетного кодекса. По приказу Минфина № 143н от 21.09.

2015 структурные подразделения Минфина, федеральные казенные учреждения, бюджетные организации-исполнители государственных контрактов, финансируемые из федерального бюджета, подлежат обязательному финаудиту. Рассмотрим упрощенный внутренний аудит в бюджетном учреждении и условия, по которым он проводится.

Особенности и требования к осуществлению финаудита определяются следующими нормативно-правовыми актами:

Зачем нужна внутренняя проверка

Ключевая роль внутреннего финансового аудита в бюджетном процессе главного распорядителя бюджетных средств — оценка надежности системы контроля организации, достоверности отчетности, экономности и эффективности расходования бюджетных средств. Выявленные риски и отклонения анализируются по всем направлениям деятельности проверяемой организации. По результатам контроля разрабатываются рекомендации для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Перечень проверяющих лиц назначает руководитель учреждения. Допускается назначить ответственными за проведение финконтроля лиц из сторонних организаций.

Должностные лица, на которых возложена контрольная функция, несут ответственность за полноту и достоверность аудиторского заключения и качество разработанных рекомендаций.

По правилам финансовый аудит бюджетных учреждений проводится на 45 календарных дней (п. 1 приложения 2 к приказу Минфина № 143н от 21.09.2015).

Приостановление аудиторской проверки допускают в следующих случаях:

  • если отсутствуют первичные учетные документы либо их состояние неудовлетворительно, — на период, необходимый для восстановления указанных документов;
  • когда существуют обстоятельства, которые препятствуют проведению проверки, — на период устранения этих обстоятельств.

Порядок составления плана

Для проведения проверки составляется план контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю, индивидуальный для каждого подведомственного учреждения. Для аудиторской проверки необходимо указать:

  • тему;
  • перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
  • сроки проведения;
  • список ответственных должностных лиц.

Подготавливая карту внутреннего финансового контроля на 2022 год, учитывайте:

  • существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
  • объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
  • возможные риски после проведения контроля;
  • сроки проведения проверки;
  • возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.

Как утвердить план

План утверждается до начала календарного года.

Включаются в программу аудиторского мероприятия при проведении внутреннего финансового аудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.

Как проходит финаудит

Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:

  • запрашивать и получать необходимые документы, материалы и информацию об организации и результатах финаудита;
  • посещать занимаемые объектом помещения и территории;
  • привлекать независимых экспертов.

К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение внутреннего финансового контроля и аудита строго по утвержденной программе, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.

Пример для казенного учреждения

Актуальный пример плана аудиторской проверки — казенного учреждения:

Образец профстандарта внутреннего аудитора в 2021-2022 году Другие статьи автора на gosuchetnik.ru Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Об утверждении профессионального стандарта "Внутренний аудитор" от 24 июня 2015

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266),

  • приказываю:
  • Утвердить прилагаемый* профессиональный стандарт «Внутренний аудитор».
  • ________________

* Приложение в формате .PDF см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

МинистрМ.А.Топилин

     Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации29 июля 2015 года,регистрационный N 38251

Утвержден

  1. приказом Министерства труда
  2. и социальной защиты
  3. Российской Федерации
  4. от 24 июня 2015 года N 398н
441
Регистрационный номер
Внутренний аудит 08.010
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Проведение независимых внутренних проверок и консультаций по вопросам надежности и эффективности функционирования систем управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления, операционной деятельности и информационных систем организации, с целью достижения стратегических целей организации; обеспечения достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации; эффективности и результативности деятельности организации; сохранности активов организации; соответствия требованиям законодательства и внутренних нормативных актов организации

Вид трудовой деятельности (группа занятий):

2139 Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы 1239 Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
2441 Экономисты 2411 Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту
(код ОКЗ ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

01-99 Все виды экономической деятельности
(код ОКВЭД ) (наименование вида экономической деятельности)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта в составе группы 6 Проведение внутренней аудиторской проверки в составе группы A/01.6 6
Выполнение консультационного проекта в составе группы A/02.6
B Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы 7 Проведение внутренней аудиторской проверки самостоятельно или в составе группы B/01.7 7
Выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы B/02.7
C Методическое сопровождение деятельности службы внутреннего аудита 7 Разработка методики планирования деятельности службы внутреннего аудита C/01.7 7
Разработка методологической базы, методик и регламентов для службы внутреннего аудита C/02.7
D Руководство выполнением плана работы службы внутреннего аудита 7 Руководство проведением внутренней аудиторской проверки и (или) выполнением консультационного проекта D/01.7 7
Контроль выполнения плана внутреннего аудита D/02.7
Планирование, организация и координация деятельности службы внутреннего аудита D/03.7
E Управление (руководство) службой внутреннего аудита 7 Управление (руководство) службой внутреннего аудита E/01.7 7
Организация работы по выполнению заданий (поручений) и предоставление отчетов акционерам (собственникам), совету директоров и руководителям организации E/02.7
Стратегическое управление службой внутреннего аудита E/03.7

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта в составе группы Код A Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
  • Специалист по внутреннему аудиту
  • Внутренний аудитор
  • Старший специалист по внутреннему аудиту
  • Старший внутренний аудитор
Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриатДополнительное профессиональное образование (программы переподготовки, программы повышения квалификации, программы профессиональной сертификации) в функциональных областях деятельности организации и (или) в области внутреннего аудита
Требования к опыту практической работы Не менее двух лет в одной из функциональных областей деятельности организации
Особые условия допуска к работе Совмещение должностей с управленческими должностями в организации не допускаетсяПроведение внутренним аудитором оценки структурных подразделений (областей деятельности организации), в которых он ранее занимал должность (был ответственен за область деятельности организации), возможно только по истечении двенадцати месяцев со дня окончания внутренним аудитором работы в этих структурных подразделениях (областях деятельности) организации
Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2139 Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
2411 Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту
2441 Экономисты
ЕКС
ОКПДТР
ОКСО 010000 Физико-математические науки
020000 Естественные науки
030400 История
030500 Юриспруденция
030600 Журналистика
030700 Международные отношения
060000 Здравоохранение
080000 Экономика и управление
090000 Информационная безопасность
100100 Сервис
100200 Туризм
110000 Сельское и рыбное хозяйство
120100 Геодезия
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
180000 Морская техника
190000 Транспортные средства
200000 Приборостроение и оптотехника
210000 Электронная техника, радиотехника и связь
220000 Автоматика и управление
230000 Информатика и вычислительная техника
240000 Химическая и биотехнологии
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
270000 Архитектура и строительство
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

Методический материал о Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита

Денис Вячеславович Малыхин, руководитель Программы сертификации Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов», дипломированный внутренний аудитор (CIA), Заместитель Председателя Правления ПАО МОСОБЛБАНК

Для нормальной жизни в любом обществе, деловой среде и в большой экономике нужны общие правила ведения деятельности. Это позволяет не тратить время на изобретение «своего велосипеда», а сосредоточиться на развитии. Во внутреннем аудите такими правилами являются Международные профессиональных стандарты внутреннего аудита (МПСВА, далее — Стандарты)*.

Стандарты начали разрабатываться Международным Институтом внутренних аудиторов (The IIA) в сороковых годах прошлого века. В них изложены основные правила организации функции «внутренний аудит» и методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества работы внутреннего аудита.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор», утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году (приказ Министерства труда РФ от 24.06.

2015 № 398н), в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики (МОПП). МОПП на сегодняшний день состоят из 7 структурных частей, собственно «Стандарты» – это только одна, но ключевая часть МОПП.

В других частях МОПП изложены миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и т.н. дополнительные руководства. Хочется обратить особое внимание на Руководства по применению Стандартов.

Это гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты – он занимает почти 200 страниц. Скажем так, что под каждый стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно этот Стандарт перевести в практическую плоскость.

Каждый отдельно взятый стандарт – это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф, а Руководство по применению – это толкование стандарта, которое занимает уже 1-2 страницы текста, иногда больше.

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов.

Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости.

В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на сайте Института внутренних аудиторов: https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/professional/

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

  • Определение внутреннего аудита
  • Кодекс этики
  • Стандарты
  • Принципы

Настоятельно рекомендуемые руководства:

  • Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)
  • Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»).

Очень важный раздел Стандартов – это Глоссарий. Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля.

Тем не менее, международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях.

Институт внутренних аудиторов сейчас участвует в проекте (в рамках деятельности Экспертного совета Открытого правительства) по разработке единого глоссария для сферы внутреннего аудита и контроля. Существует много терминов, которые нельзя кратким образом перевести на русский язык, они требуют дополнительных пояснений.

Мы ищем для них аналоги, подбираем как можно более точные определения и формулировки. Возьмем, например, слово «стандарт». Даже оно воспринимается по-разному. В нашей хозяйственной практике «стандарт» представляется объемным документом, утвержденным приказом Росстандарта, в котором всё изложено предельно детально.

В той же концепции, которая реализована в МОПП, другое представление: «стандарт» – это тезисы – короткие формулировки требований к тому или иному элементу деятельности. С дополнительными разъяснениями в других документах.

Изменение Стандартов

Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется.

Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще.

Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

IIA, который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам (The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

Условно, можно назвать 3 драйвера изменений. Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

Во-вторых, это кризисные ситуации, связанные с громкими корпоративными скандалами или лопанием «пузырей» на финансовых рынках, когда задаются вопросы, а всё ли правильно делали внутренние аудиторы, чтобы помочь избежать этих негативных событий и насколько их действия отвечали интересам заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

В-третьих, сбор предложений «снизу».

Когда внутренние аудиторы в ходе своей работы сталкиваются с какими-либо сложностями, в том числе недопониманием со стороны пользователей результатов внутреннего аудита – советов директоров, высшего исполнительного руководства компаний.

Иногда мы обнаруживаем, что приходится давать много разъяснений по некоторым позициям. Тогда мы сообщаем в IIA, что то-то и то-то нечетко изложено, дано не лучшее объяснение. И нужно либо поменять формулировки, либо выпустить дополнительные разъяснения.

Стандарты в российских компаниях

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector