12 января 2021 91582 Время чтения: 16 мин. 0
Какие способы государственной поддержки есть, если вы решили открыть свое дело и развивать бизнес в 2021 году? Какие сложности могут возникнуть при субсидировании? Какие перспективы малого предпринимательства? Статья поможет ответить на эти вопросы.
Содержание
Что такое субсидия?
Открытие малого бизнеса — С чего начать? — Бизнес-план — Причины отказа — Особенности — Персонал
Помощь действующему малому бизнесу — Заявка — Защита проекта — Целевое назначение — Причины отказа
Перспективы
Что такое субсидия?
Субсидия государства на открытие и развитие малого бизнеса — это единоразовая безвозмездная целевая помощь.
Определение предполагает, что:
- средства можно получить только один раз;
- это не кредит, который нужно возвращать;
- поддержка направлена на развитие малого предпринимательства;
- помощь представляет собой определенную сумму денег.
Государство субсидирует предпринимателей, чтобы они могли:
приобрести технологическое оборудование;
закупить сырье и полуфабрикаты;
Забота государства о развитии малого бизнеса позволяет достичь сразу несколько стратегических целей. Как заявляет само правительство, субсидирование новых субъектов предпринимательской деятельности направлено на снижение уровня безработицы и служит поддержкой на начальном этапе. Развитие малого бизнеса положительно отражается на экономике страны, так как создаются новые рабочие места и увеличивается число налогоплательщиков.
Таким образом, поддержка малого бизнеса — это своего рода инвестиции государства, которые затем возвращаются в виде налогов.
Открытие малого бизнеса
Размер субсидии на открытие нового бизнеса равен 60 000 рублей, что составляет пособие по безработице за 12 месяцев.
На первый взгляд при организации собственного дела такая сумма не столь значительна. Тем более, что ее получение сопряжено с рядом бюрократических процедур.
Однако для предприимчивых людей это не становится помехой, многие добиваются успеха и финансовой стабильности, прибегнув к помощи государства.
С чего начать?
Субсидия на открытие малого бизнеса предусматривается государством как мера, направленная против безработицы, поэтому для ее получения следует обратиться в центр занятости. В этом случае на помощь от государства могут рассчитывать лица, имеющие официальный статус безработного.
Открыть свой бизнес с использованием государственной субсидии НЕ могут следующие категории граждан:
- несовершеннолетние, не достигшие шестнадцатилетнего возраста;
- пенсионеры, которые получают пособие по возрасту;
- заключенные и лица, находящиеся под следствием;
- студенты-очники;
- лица, получающие пособие по инвалидности;
- владельцы коммерческих компаний.
Бизнес-план
Перед тем, как подать заявку на получение субсидии на открытие малого бизнеса следует взвесить все за и против. Изучить вопрос поможет инспектор Центра занятости, который даст консультации и окажет информационную помощь.
Кроме этого, начинающие предприниматели должны пройти специализированные курсы, психологические тесты и обучающие программы.
Одновременно с теоретической подготовкой кандидатам предстоит разработать бизнес-план, описывающий работу будущего предприятия. Его состоятельность должны подтверждать экономические расчеты и объективные исходные данные.
Бизнес-план должен обязательно содержать:
-
Область деятельности и направленность бизнеса.
-
Целевую аудиторию с определением покупательской способности.
-
Расходы на начальном этапе и затраты на ведение бизнеса (закупка основных средств, заработная плата, налоги, аренда, кредиты и платежи по договорам).
-
Инвестиционные планы.
-
Прогноз прибыли, рентабельность и окупаемость вложений.
-
Планируемое число новых рабочих мест.
-
Поставщики сырья и каналы сбыта.
-
Используемые технологии и оценка экологической безопасности производства.
-
Стратегия развития (минимум на год).
Приоритетными направлениями деятельности считаются социальные, производственные и инновационные проекты.
При рассмотрении бизнес-плана комиссия учитывает тщательность проработки стратегии развития нового бизнеса и обращает внимание на личностные качества кандидата. Вероятность успеха возрастает, если проект имеет социальную значимость и несет пользу обществу.
После того как бизнес-план будет одобрен, заключается договор с ЦЗН и регистрируется юридическое лицо, от имени которого подается заявление на получение субсидии малому бизнесу.
Для компенсации расходов, связанных с регистрацией, предприниматель может рассчитывать на помощь государства в размере до 20 000 рублей.
Причины отказа
- Законом определены области предпринимательской деятельности, на которые НЕ распространяются государственные программы помощи:
- — Выпуск и торговля подакцизными товарами.
- — Предоставление кредитов, страхование, операции с залоговым имуществом.
- — Азартные игры.
- — Добыча полезных ископаемых.
- Бизнес-план обречен на провал, если он:
- выполнен технически неграмотно;
- слабо проработан;
- не имеет социальной значимости;
- базируется на необоснованных данных.
Особенности
Помощь от государства на открытие малого бизнеса будет безвозмездной только при соблюдении следующих условий:
1) Срок существования созданного бизнеса должен быть не менее одного года.
2) На целевое расходование средств по соответствующей статье бизнес-плана отводится три месяца. Это должно быть подтверждено документами, которые предоставляются в ЦЗН.
Если указанные требования не выполнены, то предприниматель обязан вернуть сумму субсидии в полном объеме, вне зависимости от того, какая часть выделенных средств была израсходована.
Персонал
Максимальный размер государственной помощи на открытие малого бизнеса составляет 60000 рублей на каждое участвующее в проекте лицо, зарегистрированное в центре занятости.
В случае найма официальных безработных размер субсидии увеличивается кратно их числу. При этом они должны находится в проекте не менее одного года.
Помощь действующему малому бизнесу
Молодые предприятия, возраст которых не превышает 1 года, могут рассчитывать на поддержку государства в размере 300000 рублей.
Эту сумму вправе получить каждый из учредителей субъекта предпринимательской деятельности, поэтому сумма субсидии возрастает пропорционально числу людей, участвующих в проекте.
Частный предприниматель не считается безработным, поэтому Центр занятости населения не принимает участия в поддержке предпринимателей.
Этим вопросом занимается Департамент развития и поддержки предпринимательства, в котором бизнесмены могут получить информацию о документах, необходимых для оказания им помощи, и сроках проведения конкурса.
Заявка
Для получения субсидии на развитие малого бизнеса необходимо подать заявку, к которой прилагается пакет документов.
В зависимости от региона требования могут незначительно отличаться, но обязательный минимум следующий:
- Заявка. Содержит описание проекта, его задачи и обоснование социальной важности. В ней раскрываются методы и этапы достижения целей, а также указывается объемы финансирования и экономический эффект от предлагаемых мероприятий.
- Копия свидетельства о регистрации субъекта предпринимательской деятельности и уставные документы.
- Детальный бизнес-план.
- Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера.
К основным документам прилагаются дополнительные материалы, которые служат подтверждением возможности реализации предпринимателем предлагаемого проекта:
- Договор об аренде помещений.
- Контракты с контрагентами.
- Лицензии, патенты, экспертные заключения, разрешительная документация.
- Справка, подтверждающая отсутствие долгов по налогам и бюджетным платежам.
- Финансовые документы: отчетность и банковская выписка.
На основании представленных документов комиссия делает выводы о состоянии бизнеса, имеющихся ресурсах и степени деловой активности предпринимателя, что позволяет определить объем государственной поддержки, необходимой для развития малого предприятия.
Долевое участие государства в проекте составляет 30-50% от общей суммы, остальные средства инвестирует предприниматель.
Защита проекта
Созданный бизнес-план выносится на суд не только чиновников, но и представителей банковских кругов и сообщества предпринимателей. Предлагаемый проект должен выдержать экзамен на соответствие потребностей общества, а его автор — на знание экономики и тенденций рынка.
Шансы получения субсидии на развитие бизнеса возрастают в следующих случаях:
создаются новые рабочие места;
увеличивается размер оплаты труда работающих сотрудников;
проект направлен на производственную деятельность, имеет социальную значимость, учитывает интересы молодежи или носит инновационный характер;
вносятся значительные личные инвестиции;
заключение долгосрочных договоров с коммерческими организациями и городской администрацией;
руководство СПД (субъекта предпринимательской деятельности) — опытные специалисты в сфере, которую охватывает проект;
ожидается рентабельность для бюджета с возможностью быстрого возврата инвестиций путем выплаты налогов.
Целевое назначение
Расходование государственной субсидии должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным бизнес-планом. Выделенные средства могут быть использованы для следующих целей:
Приобретение основных средств, оборудования, инструментов и производственных линий.
Закупка сырья, полуфабрикатов и материалов.
Аренда помещений для размещения производства и расходы, связанные с их поиском.
На освоение средств финансовой поддержки отводится один год. Неизрасходованные в указанный срок деньги возвращаются в государственный бюджет.
Финансовая помощь возмещается в полном объеме в следующих случаях:
- нецелевое расходование государственной субсидии;
- непредставление подтверждающих документов;
- несвоевременная подача отчетности.
Причины отказа
Как показывает практика, начинающие бизнесмены совершают ряд типичных ошибок при подготовке документов на право получения субсидии развивающемуся предприятию.
Отказа не избежать, если:
- в результате экономических расчетов подогнана к размеру государственной помощи;
- проект не предполагает вложения собственных средств;
- отсутствуют подтверждения налаженных экономических связей с контрагентами и долгосрочного договора с арендодателями;
- объем бизнес-плана не дает представления о возможности реализации проекта;
- оформление проекта выполнено технически неграмотно, небрежно, не сопровождается иллюстрациями и графическими материалами;
- экономические расчеты не дают представления о норме доходности, сроках окупаемости, отсутствует взаимосвязь между этими показателями и факторами, которые на них влияют;
- нет конкретного указания целей, которые должны будут достигнуты в результате финансовой помощи государства.
Перспективы
Взаимодействие с бюрократическим аппаратом — испытание, которое не каждый может выдержать. Получение помощи от государства на открытие и развитие малого бизнеса требует от предпринимателей упорства и связано со значительными затратами времени.
Однако на начальном этапе становления собственного дела выделенные деньги и предварительная проработка проекта могут послужить трамплином в большой бизнес.
Сотрудничество с государственными органами, кроме материальной помощи на старте, должно преследовать стратегическую цель — включение в реестр получателей помощи.
В этом случае у предпринимателей появляется перспектива получения доступа к мощным инструментам, которые в денежном эквиваленте измеряются миллионами рублей.
Сюда входят различные льготы, компенсации, уменьшение размера платы за аренду муниципальной собственности, открытие кредитных линий. Бизнесмены, которые видны государству, имеют шансы на получение госзаказов, а это уже другой уровень и большое преимущество перед конкурентами.
—
Статья подготовлена ритейл-экспертами ПОРТ. Информационная поддержка: Сергей Хорош.
Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2022 году: схемы процедур
16.12.2021
С 1 января 2022 года количество способов закупок сократится. Изменятся формы и сроки самих процедур. Разберём алгоритмы их проведения.
Электронный аукцион
Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения.
Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней.
Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе.
Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.
После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).
Рисунок 1. Как провести электронный аукцион заказчику в 2022 году
Электронный конкурс
Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей.
В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки».
Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.
Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства
Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок.
После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день.
Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям.
В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.
Рисунок 2. Как провести электронный конкурс заказчику в 2022 году
Электронный запрос котировок
Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:
- лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
- услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
- товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
- спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
- товаров после одностороннего расторжения контракта;
- изделий народных художественных промыслов;
- жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.
Заявки рассматриваются и оцениваются в один этап. Через четыре рабочих дня после размещения извещения заканчивается срок приёма заявок. В течение одного часа с даты и времени срока подачи заявок заказчик получает доступ к поданным заявкам.
На подготовку итогового протокола отводится два рабочих дня после даты окончания подачи заявок. Разместить проект контрактов в ЕИС и на ЭТП нужно не позднее, чем через три часа после размещения протокола закупки (рисунок 3).
Контракт заключается через два рабочих дня после размещения итогового протокола закупки в ЕИС.
Рисунок 3. Как провести электронный запрос котировок в 2022 году
Всё о новых электронных процедурах по закону № 44-ФЗ и других важных изменениях в регламентированных закупках в 2021-2022 годах за один день, в доступной форме расскажем на семинаре: «Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021-22 годах».
Образец заявки на ремонт оборудования — правила заполнения
Предприятия и фирмы, использующие в своей трудовой деятельности различное оборудование, нередко сталкиваются с его поломками. Чтобы исправить ситуацию, вернуть технику в работоспособное состояние, необходимо произвести ремонт. Для этого на предприятии составляется заявка.
Порядок проведения ремонта оборудования на предприятии
На крупных заводах или в компаниях, работающих на оборудовании, есть специализированные отделы, которые отвечают за техническое состояние аппаратов, станков. Но в маленькие фирмы чаще всего приходится приглашать специалистов.
Независимо от способа проведения ремонта необходимо составить заявку, на основании которой будет приглашаться мастер. Документ должен быть заполнен в двух экземплярах. Один отдается исполнителю, например, приходящему мастеру или в отдел технического обслуживания, а второй остается у заказчика.
Важно! В заявке необходимо подробно описать, в чем именно проявляется неисправность.
В случае, когда в компании есть специализированные отделы для проведения ремонта оборудования, заявку можно составить в электронном виде, письменная форма не требуется.
Заявка должна составляться в обязательном порядке и храниться в бухгалтерии предприятия. Она будет служить основанием для приглашения мастера. После завершения ремонтных работ компания-заказчик проверяет работоспособность техники, подписывает акт, производит оплату за выполненные услуги. Вся документация, включая заявку, чеки об оплате и акт приемки работ должны храниться вместе.
Правила подготовки заявки на ремонт оборудования
Форма заявки может быть произвольной, так как определенного утвержденного законодательно бланка не существует. Организация может самостоятельно разработать для себя бланк, который будет использоваться во всех случаях.
Заявка на проведение ремонта оборудования должна содержать в себе следующую информацию:
- дату составления заявки;
- наименование компании, которой требуется проведение ремонта. Обязательно прописывается ФИО ответственного лица. Если речь идет о заявке для индивидуального предпринимателя, то указывается ФИО физического лица;
- адрес организации и контактная информация;
- наименование работ. Это может быть не только ремонт, устранение неисправностей, но и плановое техническое обслуживание или проведение диагностики;
- наименование оборудования, его марка, серийный номер, модель. В этом же разделе указывается дата, когда началась эксплуатация технического средства;
- описание неисправности. Эта информация должна содержаться в основной части заявки. Рекомендуется составить подробное описание.
Заполненный бланк в двух экземплярах подписывается руководителем. В дальнейшем на нем должен будет расписаться исполнитель работ.
Как составить техническое задание на ремонт оборудования
- Техническое задание
- на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов Городской клинической больницы №123
- Сведения о лифтах:
1 | г. Москва, ул. Здоровья, д. 1, здание главного корпуса | Больничный | 4 | Электронное | 500 кг | 2020 | КДК |
2 | г. Москва, ул. Здоровья, д. 1, корп. 1, здание поликлиники | Пассажирский | 3 | Электронное | 1000 кг | 2021 | КДК |
3 | г. Москва, ул. Здоровья, д. 1, корп. 1, здание поликлиники | Пассажирский | 4 | Электронное | 630 кг | 2021 | КДК |
Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов (далее — Услуги) включают:
- периодические осмотры, проверки лифтов;
- техническое обслуживание лифтов (смазка, очистка, работы по регулировке, наладке и др.), в т.ч. оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов, в соответствии с паспортом на лифт и Руководством по эксплуатации лифтов;
- текущий ремонт лифтов (в т.ч. ремонт или замена вышедших из строя быстроизнашивающихся частей лифта), в т.ч. оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов, с целью восстановления их исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей;
- аварийно-техническое обслуживание, включающее проведение работ по безопасной эвакуации людей из кабины из остановившихся лифтов и пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.
Срок оказания Услуг — с даты заключения контракта по 31 декабря 2021 года, ежемесячно.
Исполнитель должен:
- соответствовать требованиям, предъявляемым к организациям, оказывающим услуги по техническому обслуживанию, ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля работы лифтов;
- иметь материально-техническую базу, технические средства, оборудование для оказания Услуг;
- располагать достаточным количеством специалистов и рабочих, имеющих профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию и имеющих необходимые группы по электробезопасности. Численность квалифицированного персонала должна быть достаточной для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.
- осуществлять контроль качества выполняемых работ в рамках оказываемых Услуг.
Исполнитель обязан оказывать Услуги в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:
Исполнитель обеспечивает:
- содержание лифтов, в т.ч. оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов, в исправном состоянии при эксплуатации в сроки и в объеме, предусмотренные эксплуатационной документацией заводов-изготовителей и иной нормативно-технической документацией по техническому обслуживанию лифтового оборудования;
- выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов, включая регулярные проверки, в соответствии с руководством изготовителя по техническому обслуживанию и производственными (рабочими) инструкциями;
- безопасность для всех рабочих зон и работ по техническому обслуживанию, выполняемых в соответствии с руководством по техническому обслуживанию;
- информирование владельца лифта о результатах оценки рисков, особенно в части доступа к лифтовому оборудованию и/или условий эксплуатации лифта в здании;
- выполнение профилактического технического обслуживания для сокращения времени вывода лифта из использования по назначению;
- выполнение работ только квалифицированным, обученным персоналом, который обеспечен необходимым инструментом и инструкциями;
- корректировку состава и периодичности работ по техническому обслуживанию с учетом режима использования лифта, условия его работы и технического состояния;
- эвакуацию людей из кабины лифта по вызову, в том числе с использованием устройств диспетчерского контроля работы лифта;
- документирование результатов работ по техническому обслуживанию, связанных с выходом из строя элементов лифта. Эти записи должны содержать причину выхода из строя и быть доступными владельцу лифта;
- информирование владельца о выводе лифта из эксплуатации в тех случаях, когда при техническом обслуживании была установлена опасность для пользователей;
- своевременное приобретение и замена быстроизнашивающихся запасных частей;
- участие в проведении третьей стороной работ по оценке соответствия, а также присутствие при проведении строительных работ, работ по видеонаблюдению и ремонту диспетчерской связи в помещениях для размещения лифтового оборудования;
- информирование владельца лифта о необходимости модернизации или замены лифта;
- организацию эвакуации людей из кабины лифта, включая возможное привлечение других организаций.
Исполнитель определяет необходимую потребность запасных частей и материалов для проведения текущих, ежегодных и капитальных ремонтов лифтов путем составления ведомостей дефектов. Ведомость дефектов хранится в паспорте лифта.
Исполнитель участвует в комиссии по разбору аварий, умышленной порчи, хищений лифтового оборудования и составлении актов по результатам расследований, принимает участие в проведении контрольных осмотров и технических освидетельствований лифтов, проводимых инспекторами Ростехнадзора и специалистами инженерных центров.
Исполнитель обеспечивает устранение остановок лифтов, возникающих из-за технических неисправностей, в любое время суток и в любой день (включая выходные и праздничные дни) силами аварийной службы. При этом время высвобождения пассажира не должно превышать 30 минут, а устранение технической неисправности — 1 сутки со времени поступления заявки в аварийную службу.
Исполнитель производит ремонт машинных и блочных помещений, окраску оборудования и работы по ремонту кровли над машинными помещениями, ремонту порогов посадочных площадок, заделке отверстий у вызывных кнопок, замене линолеума в кабинах лифтов, замену сгоревших электроламп в шахтах, машинных помещениях и кабинах лифтов с использованием запасных частей и материалов Заказчика.
Исполнитель обеспечивает не реже 1-го раза в 12 месяцев подготовку лифтов к периодическому техническому освидетельствованию.
Гарантийные обязательства по 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
1 июля 2019 года в 44-ФЗ внесли поправки, которые обязывали заказчиков требовать от поставщиков обеспечения гарантийных обязательств. А с 1 июля 2020 года это обязательство заменили правом.
В этой статье мы разберём, что такое обеспечение гарантийных обязательств и когда оно обязательно. Мы расскажем, чем гарантийное обеспечение отличается от обеспечения исполнения контракта и как поставщик может его предоставить.
Что такое обеспечение гарантийных обязательств
Гарантийные обязательства — это, другими словами, обязательное гарантийное обслуживание товара, работы или услуги. Обеспечение таких обязательств поставщик предоставляет либо деньгами, которые замораживаются на весь период гарантийного обслуживания, либо банковской гарантией.
К понятию «гарантийные обязательства» можно отнести те требования, которые заказчик устанавливает к качеству товара, гарантийному сроку, объёму предоставления гарантий и к гарантийному обслуживанию.
Размер обеспечения гарантийных обязательств в денежном эквиваленте не должен превышать 10% от начальной максимальной цены контракта. Исполняется поставщиком до приёмки по контракту.
Изначально обеспечение было обязательным для каждого, но с 1 июля 2020 года заказчики не обязаны требовать его от поставщиков. Теперь запрашивать или не запрашивать обеспечение — это право, а не обязанность. Но если заказчик устанавливает такое требование, исполнитель должен его соблюдать (п 2.2 ст. 96 44-ФЗ).
Разница между обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта
Обеспечение исполнения контракта — это тоже своего рода гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику. Её цель — снижение возможных финансовых рисков, которым подвергается заказчик при некачественном исполнении договора поставщиком или отсутствия исполнения как такового.
Обеспечения исполнения тоже можно выполнить только двумя способами: либо залогом денежных средств на депозит заказчика, либо получение банковской гарантии. В этом два обеспечения, о которых идёт речь, схожи.
Сумму обеспечения исполнения контракта заказчик обычно выставляет от 5% до 30% от НМЦК — начальной максимальной цены контракта. В исключительных случаях она может составлять и 50%, и даже 100%. Сумма гарантийного обеспечения, напомним, не будет больше 10% от НМЦК.
Обеспечение контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится в момент поставки товара. В этом ещё одно различие этих двух обеспечений.
Стоит также упомянуть, что заказчик может выставить требование к обеспечению гарантийных обязательств, даже когда не устанавливает требование к другому обеспечению.
В каких случаях предоставление гарантийных мер обязательно
С 1 июля 2020 года выставление требования по обеспечению гарантийных обязательств это право заказчика, а не его обязанность. Однако в некоторых случаях он должен выставлять требование по предоставлению обеспечения гарантийных обязательств.
Важно: требование должно быть утверждено в извещении о проведении закупки, соответствующей документации, проекте контракта или приглашении для поставщика. Если такое условия поставлено не было, впоследствии заказчик не может потребовать от исполнителя это обеспечение. При этом в документе должны быть прописаны обязательства, которые предоставляет поставщик.
По закону заказчик выставляет требования в обязательном порядке, если осуществляет закупку машин или оборудования. При этом он устанавливает гарантийный срок товара, требования к качеству, объёму и гарантийному обслуживанию. Если это предусмотрено технической документацией, то требования устанавливаются также к осуществлению монтажа и наладки этого товара.
Во всех остальных случаях заказчик может не устанавливать вышеуказанные требования.
Электронный документооборот — обязательный атрибут любого бизнеса, так как отправка некоторых сведений в контролирующие органы должна быть исключительно в электронном виде. «Астрал.ЭДО» — онлайн-сервис для организации внутреннего и внешнего юридически значимого электронного документооборота.
Размер и сроки предоставления обеспечения
Как уже было сказано выше, размер гарантийного обеспечения не должен превышать 10% от НМЦК (п. 2.2 ст. 96 44-ФЗ). Например, если начальная цена равно 500 тысячам рублей, заказчик может выставить размер обеспечения от 0 до 50 тысяч рублей.
Поставщик предоставляет обеспечение во время приёмки товара, как это прописано в п. 7.1 ст. 94 44-ФЗ, другими словами — сначала вносится обеспечение, а потом оформляется приёмочный документ. При этом подписание договора происходит до предоставления обеспечения гарантийных обязательств.
Срок обеспечения гарантий, зависит от того, в каком виде оно предоставляется. Если это банковская гарантия, тогда срок действия должен превышать срок, указанный в договоре, на один месяц. Если поставщик вносит собственные средства, то у заказчика будет 30 дней на возвращение средств после окончания срока обеспечения, или 15 дней, если закупка проводилась для НКО и СМП.
Важно: поставщик имеет право изменить способ обеспечения гарантий в ходе исполнения контракта, но изменить его стоимость он не может (п. 7 ст. 96 44-ФЗ).
Как и когда возвращают гарантийное обеспечение по 44-ФЗ
Подробнее опишем, как поставщик может выполнить требование заказчика, и как долго будет действовать гарантия в каждом случае.
Способ 1 — перевод средств на счёт заказчика. Переведённые средства замораживаются и возвращаются на счёт максимум в течение 30-ти дней с момента окончания исполнения обязательств. А если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, то заказчик должен вернуть деньги в течение 15 дней.
Способ 2 — использование банковской гарантии. Поставщик может воспользоваться банковской гарантией, тогда ему не придётся вносить собственные средства. Срок гарантии от банка обязательно должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств, установленный договором, не менее, чем на один месяц.
Контракты, заключённые до 1 июля 2020
Если кратко, изменять, отменять или нарушать установленные в контракте требования нельзя. Это правило распространяется и на те контракты, которые были заключены до 1 июля 2020 года, когда обязанность была заменена правом.
Обратившись к п. 4 ст. 5 124-ФЗ, можно сделать вывод, что, даже если договор был составлен до вступления изменений в 2020 году, заказчик всё равно не может его изменить. Для закупок, которые были объявлены в промежуток с 24 апреля 2020 года по 1 июля 2020 года, он может внести изменения, если договор с поставщиком ещё не был подписан.
Подводим итоги
- Требования обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ — это право, а не обязанность заказчика.
- Заказчик обязан выставить требования только, если закупает машины или оборудование.
- Если заказчик указал требование к обеспечению, поставщик обязан его выполнить.
- Поставщик может использовать собственные средства, а может воспользоваться банковской гарантией.
- Сумма обеспечения не может превышать 10% от НМЦК.
- Требования к обеспечению, установленные в госконтракте, нельзя изменять, отменять или нарушать.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение.
Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах за вас.