Платежи за использование недр учитываются как покупка лицензии

Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем в данной статье.

8 июля 2021

Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация получила исключительные права:

  • на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведку полезных ископаемых;
  • геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи взимаются отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

  • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
  • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи полезных ископаемых;
  • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;
  • пользование недрами для разработки технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
  • пользование недрами для разработки технологии изучения, разведки и добычи ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.

Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии или соглашения о разделе продукции. Платить нужно регулярно, начиная с даты государственной регистрации лицензии или с даты вступления в силу соглашения о разделе продукции.

Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

РПН = S × С / 4, где:

  • РПН — регулярный платеж к уплате за квартал,
  • S — облагаемая база,
  • С — ставка регулярного платежа.

Облагаемая база зависит от вида и этапа работ, проводимых пользователем недр. Так, при поиске и оценке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, уменьшенная на площадь возвращенной части участка и площадь территорий открытых месторождений.

При разведке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, за исключением площади горных отводов.

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения.

Сумма регулярных платежей исчисляется в расчете регулярных платежей в полных рублях с учетом правил округления.

В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями в размере ¼ ежеквартально.

Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2021 году нужно:

  • за I квартал — до 30 апреля включительно;
  • за II квартал — до 2 августа включительно;
  • за III квартал — до 1 ноября включительно;
  • за IV квартал — до 31 января 2022 включительно.
  • Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.
  • Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

Сдавайте отчетность в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Попробовать бесплатно

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2019. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Облагаемая площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

Скачать бланк расчета

Скачать образец

Уведомление об отказе от ЕСХН

Чтобы отказаться от единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) и перейти на другую систему налогообложения, нужно подать документ установленного образца. Рассказываем, что такое уведомление об отказе от ЕСХН, как его заполнить и куда подать.

Коды ОКВЭД в 2022 году

Впервые с кодом ОКВЭД компании и ИП сталкиваются при регистрации. Именно на этом этапе бизнесмены должны определить основной и дополнительный виды деятельности. Каждый вид деятельности имеет свой код — ОКВЭД.

Уточненный расчет по страховым взносам в 2022 году

Страховые взносы (начисленные и уплаченные) страхователи фиксируют в расчете по страховым взносам (РСВ). Как и в отчетности по любому налогу, в отчетности по взносам существует уточненный расчет.

Бланк для такого расчета используется тот же, что и при подаче основного расчета. Однако при уточнении информации по взносам страхователь должен учесть ряд нюансов. О них и расскажем в данной статье.

Публичная отчетность для организаций

Некоторые организации должны не только сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговую, но и обнародовать ее для всех: разместить на своем сайте, сайте Мосбиржи или другом специальном публичном ресурсе. Это правило касается акционерных обществ, страховщиков, банков и в некоторых случаях простых ООО. Кто именно обязан публиковать бухгалтерскую отчетность и в какие сроки, разберем в статье.

Об НДС и налоге на прибыль при переоформлении лицензии на право пользования участком недр и компенсации прежнему владельцу лицензии затрат, связанных с ее получением от 07 апреля 2020

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при переоформлении лицензии на пользование участком недр, сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляется в пользование для установленных указанной статьей целей.

На основании части первой статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

При этом положениями Закона о недрах возможность передачи лицензии от одного пользователя недр другому не предусмотрена.

В то же время статьей 1.2 Закона о недрах предусмотрено, что права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Переход права пользования участками недр и связанное с таким переходом переоформление лицензий на пользование участками недр регулируется статьей 17.1 Закона о недрах.

  • Так, согласно данной статье право пользования участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом — пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, а также передачи права пользования участком недр юридическим лицом — пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом.
  • При этом одним из условий для передачи права пользования участком недр является передача соответствующему юридическому лицу (новому владельцу лицензии) имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.
  • Таким образом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и пункта 1 статьи 39 Кодекса в случае перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование участком недр, связанного с таким переходом, передача вышеуказанного имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, от одного юридического лица (прежнего владельца лицензии) к другому юридическому лицу (новому владельцу лицензии) подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
  • В случае, если при переходе права пользования участком недр и переоформлении лицензии на пользование участком недр, связанным с таким переходом, сторонами заключаются договоры (соглашения), предусматривающие выплату прежнему владельцу лицензии сумм в размере осуществленных им затрат (государственной пошлины, сбора за участие в конкурсе (аукционе), разового платежа за пользование недрами, а также иных аналогичных затрат), следует учитывать следующее.
  • В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
  • На основании пункта 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
  • Таким образом, в случае если денежные средства, поступившие прежнему владельцу лицензии, перечислены новым владельцем лицензии в размере, равном затратам по уплате государственной пошлины, сбора за участие в конкурсе (аукционе), разового платежа за пользование недрами, а также иным аналогичным затратам, то в целях налога на добавленную стоимость рассматривать эти суммы в качестве дохода и, соответственно, учитывать при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость оснований не имеется.
  • В части налога на прибыль организаций отмечаем следующее.
  • В силу прямой нормы пункта 6 статьи 325 Кодекса организация, передающая лицензию на право пользования недрами в порядке переоформления, будет продолжать списывать неучтенные расходы, понесенные в связи с получением лицензии, и после ее передачи в порядке, предусмотренном указанной статьей.
  • В случае компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на право пользования этим участком недр в целях ее приобретения, такая компенсация учитывается при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов прежнего владельца лицензии на право пользования этим участком недр.
Читайте также:  Риски работы с самозанятыми гражданами

При этом расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке переходит право пользования участком недр, в виде указанной компенсации расходов в сумме его фактических затрат учитываются в составе прочих расходов, связанным с производством и реализацией (подпункт 48.5 пункта 1 статьи 264 Кодекса).

Что касается имущества, передаваемого прежним владельцем лицензии на право пользования участком недр новому владельцу лицензии на право пользования этим участком недр, то стоимость такого имущества определяется для целей исчисления налога на прибыль организаций у нового владельца лицензии на право пользования этим участком недр в общеустановленном порядке.

Статс-секретарь — заместитель министраА.В.Сазанов

  1. Электронный текст документа
  2. подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  3. Экономика и жизнь. Приложение-вкладыш
  4. «Бухгалтерское приложение»,
  5. N 16 (9832), апрель 2020 год

Как отразить в учете расходы на получение лицензии на пользование недрами — НалогОбзор.Инфо

Предоставление недр в пользование оформляется лицензией (п. 4 ст. 10.1, ч. 1 ст. 11 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1, п. 2.1 положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты госрегистрации этого разрешительного документа (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1).

Бухучет

Затраты, связанные с приобретением лицензии на пользование недрами, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Учитывайте их в составе расходов будущих периодов на дату их возникновения.

Списывайте лицензионные расходы в порядке, установленном организацией, например равномерно в течение срока действия лицензии. Это следует из пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, пунктов 5 и 9 ПБУ 10/99 и подтверждено письмом Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5. Порядок списания нужно отразить в учетной политике для целей бухучета.

  • Указанные операции отразите проводками:
  • Дебет 97 Кредит 76 – отражены в составе расходов будущих периодов затраты на получение лицензии;
  • Дебет 20 Кредит 97 – списана на затраты часть расходов на получение лицензии.

За выдачу лицензии взимается госпошлина в сумме 6000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Расходы на уплату госпошлины учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

  1. Уплату пошлины отразите проводками:
  2. Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина» – отражены расходы на уплату госпошлины;
  3. Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51 – перечислена пошлина в бюджет.

Если организация не выиграла конкурс или отказалась от получения лицензии, предварительные расходы, связанные с ее получением, спишите на прочие затраты. Указанную операцию отразите в месяце, в котором организация получила уведомление о том, что она не выиграла конкурс (или в месяце, в котором принято решение об отказе в участии в конкурсе). Это следует из пунктов 11 и 18 ПБУ 10/99.

  • При этом в учете сделайте следующие проводки.
  • На дату осуществления предварительных расходов, связанных с получением лицензии:
  • Дебет 97 Кредит 76 – отражены в составе расходов будущих периодов расходы, связанные с получением лицензии.
  • На дату получения решения о том, что организация не выиграла конкурс (на дату принятия решения об отказе в участии в конкурсе):
  • Дебет 91-2 Кредит 97 – списаны на прочие расходы предварительные затраты, связанные с получением лицензии.

ОСНО

Затраты, связанные с приобретением лицензии на добычу полезных ископаемых, относятся к расходам на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ). Перечень расходов на приобретение лицензии, а также порядок их учета регламентируются статьей 261 и пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

К лицензионным расходам, в частности, относятся расходы:

  • связанные с проведением аудита запасов месторождения;
  • связанные с предварительной оценкой месторождения;
  • на приобретение геологической и иной информации. При этом расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налога на прибыль в сумме фактических затрат (п. 6 ст. 261 НК РФ);
  • на оплату участия в конкурсе (аукционе);
  • на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.

Порядок учета расходов на приобретение лицензии на пользование недрами зависит от факта заключения лицензионного соглашения (получения лицензии).

Если организация получила лицензию, расходы на ее получение учитывайте одним из следующих способов:

  • в составе нематериальных активов – списанием через амортизацию линейным или нелинейным способом;
  •  составе прочих расходов – путем списания в течение двух лет.

Госпошлину, уплачиваемую за регистрацию лицензии, учитывайте при расчете налога на прибыль единовременно в составе прочих расходов (ст. 264, 272 НК РФ).

Выбранный порядок отразите в учетной политике для целей налогообложения.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого периода начинать списывать расходы на лицензию на пользование недрами в налоговом учете? Организация списывает расходы в течение двух лет.

  1. Расходы начинайте списывать в последний день того отчетного (налогового) периода, в котором произошла госрегистрация лицензии.
  2. Объясняется это следующим.
  3. По правилам подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой признания расходов является одна из следующих дат:
  • дата расчетов по условиям договоров;
  • дата предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последнее число отчетного (налогового) периода, в котором имели место расходы.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты госрегистрации лицензии (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля1992 г. № 2395-1).

Следовательно, датой начала списания лицензионных расходов будет являться последнее число того отчетного (налогового) периода, в котором произошла государственная регистрация лицензии.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/610.

Если организация учитывает расходы в составе нематериальных активов и списывает через амортизацию, в учете возникает отложенный налоговый актив. Это объясняется тем, что расход в виде амортизационных отчислений признается в налоговом учете начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации лицензии, а в бухучете – начиная с месяца регистрации лицензии.

  • Отложенный налоговый актив отразите проводкой:
  • Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – отражен отложенный налоговый актив.
  • В последнем месяце списания амортизации отразите погашение отложенного налогового актива:
  • Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09 – погашен отложенный налоговый актив.
  • Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на получение лицензии. Лицензия организацией получена и впоследствии не отзывалась

ЗАО «Альфа» по результатам конкурса получило лицензию на пользование недрами. Затраты, связанные с получением лицензии, организация понесла в марте. Сумма затрат составила 3 600 000 руб. (в т. ч. сбор за участие в конкурсе, затраты на аудит запасов, сбор за получение лицензии). Дата государственной регистрации лицензии – 1 апреля 2016 г. Лицензия выдана сроком на 10 лет.

  1. За регистрацию лицензии в марте уплачена госпошлина в размере 6000 руб.
  2. Учетной политикой для целей бухучета предусмотрено равномерное списание расходов будущих периодов в течение срока действия лицензии.
  3. Учетной политикой для целей налогового учета предусмотрено равномерное списание затрат на получение лицензии в составе прочих расходов в течение двух лет.

Ежемесячно бухгалтер списывал: – в бухучете – расходы в сумме 30 000 руб. (3 600 000 руб. : 10 лет : 12 мес.);

– в налоговом учете – расходы в сумме 150 000 руб. (3 600 000 руб. : 2 года : 12 мес.).

  • В учете бухгалтер сделал следующие проводки.
  • В марте:
  • Дебет 97 Кредит 76 – 3 600 000 руб. – учтены расходы на лицензию в составе расходов будущих периодов;
  • Дебет 76 Кредит 51 – 3 600 000 руб. – оплачены расходы, связанные с получением лицензии;
  • Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина» – 6000 руб. – учтены расходы на уплату государственной пошлины;
Читайте также:  Новые правила расчета НДПИ с 1 января 2022 года

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51 – 6000 руб. – перечислена пошлина в бюджет.

Сумму госпошлины бухгалтер учел при расчете налога на прибыль единовременно в составе прочих расходов в марте.

В апреле:

Дебет 20 Кредит 97 – 30 000 руб. (3 600 000 руб. : 10 лет : 12 мес.) – списаны расходы на получение лицензии;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 – 24 000 руб. ((150 000 руб. – 30 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.

В течение двух лет (до даты полного списания расходов в налоговом учете) по кредиту счета 77 накопится сумма отложенного налогового обязательства в размере 576 000 руб.

((150 000 руб. – 30 000 руб.) × 20% × 12 мес. × 2 года).

После полного списания расходов в налоговом учете (после истечения двух лет) накопленная сумма отложенного налогового обязательства будет ежемесячно погашаться:

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 6000 руб. (576 000 руб. : 8 лет : 12 мес.) – отражено погашение отложенного налогового обязательства.

Если организация лицензию не получила (не выиграла конкурс), то расходы на ее приобретение включите в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса (аукциона). Расходы списывайте равномерно в течение двух лет.

На практике могут быть ситуации, когда организация после предварительных расходов, связанных с получением лицензии, может принять решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности получения лицензии.

В этом случае произведенные расходы также учитывайте в составе прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято такое решение. Затраты списывайте равномерно в течение двух лет. Указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Расходы можно учесть при наличии экономического обоснования отказа от получения лицензии (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен абзацем 4 пункта 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на получение лицензии. Организация не выиграла конкурс

В апреле ЗАО «Альфа» принимало участие в конкурсе на получение лицензии на пользование недрами. Затраты, связанные с получением лицензии, составили 1 000 000 руб. (сбор за участие в конкурсе, затраты на аудит запасов).

  1. В мае стало известно, что «Альфа» не выиграла конкурс.
  2. В учете «Альфы» бухгалтер отразил данные операции следующим образом.
  3. В апреле:

Дебет 97 Кредит 76 – 1 000 000 руб. – учтены в состав расходов будущих периодов предварительные затраты, связанные с получением лицензии.

В мае:

Дебет 91-2 Кредит 97 – 1 000 000 руб. – отнесены на прочие расходы затраты, связанные с получением лицензии.

В налоговом учете данные расходы бухгалтер учитывал в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение двух лет.

Ежемесячно с месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, бухгалтер признавал в расходах 41 667 руб. (1 000 000 руб. : (2 года × 12 мес.)).

В связи с тем, что в бухучете расходы признаются единовременно, а в налоговом учете списываются равномерно в течение двух лет, в учете возникает отложенный налоговый актив.

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 200 000 руб. (1 000 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Ежемесячно в течение 24 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем участия в конкурсе, отложенный налоговый актив погашается:

68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09 – 8333 руб. (41667 руб. × 20%) – погашен отложенный налоговый актив.

Лицензия на право пользования недрами (подземными водами)

Все недра в нашей стране принадлежат государству. Следовательно, в том случае, если ваше предприятие занимается добычей подземных вод, необходимо иметь соответствующую лицензию на право пользования недрами. Подтверждение этому – Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1.

Лицензия – документ, подтверждающий право ее владельца на пользование участком недр в описанных пределах, с целью, указанной в лицензии, в течение срока, указанного в документе.

Чтобы определить ход работ по получению лицензии, в первую очередь нужно узнать, сколько воды требуется в среднем в сутки. Лицензия на право пользования недрами – очень важный документ, особенности получения которого мы рассмотрим далее.

Типы использования воды

Согласно федеральному законодательству подземные воды характеризуются как полезное ископаемое.  Ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» говорит о том, что недра в пределах территории Российской Федерации, подземное пространство и полезные ископаемые, находящиеся в недрах – государственная собственность.

ЮЛ или индивидуальный предприниматель может пользоваться подземными водами в производственных и других целях только при наличии лицензии. Физические лица, не использующие воду в производственных целях, не нуждаются в лицензии на недропользование.

Различают 2 основных типа использования воды, к ним относятся:

1. Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение Данный способ отличается тем, что воду используют для питья и пищевых целей, мытья и уборки.

2. Технологическое водоснабжение Когда водные ресурсы используются при технологических процессах. Например, в котельных, в пожарных частях для тушения. Кроме того, существует подвид, где также используется технологическое водоснабжение – сельскохозяйственное (для с/х нужд).

На все вышеперечисленные типы использования воды необходимо получать лицензию. Если отбор воды менее 500 кубов в сутки, сделать это можно в исполнительном органе власти субъекта. Если же отбор воды более 500 кубов в сутки, то лицензию получают в Департаменте по недропользованию. Подробнее к этому мы еще вернемся далее.

Получить лицензию на право пользования недрами

Список Территориальных органов Федерального агентства по недропользованию

  • Центральный федеральный округ – Департамент по недропользованию по Центральному ФО;
  • Северо-Западный федеральный округ – Департамент по недропользованию по Северо-Западному ФО, на континентальном шельфе и в Мировом океане;
  • Южный федеральный округ – Департамент по недропользованию по Южному ФО;
  • Северо-Кавказский федеральный округ – Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому ФО;
  • Приволжский федеральный округ – Департамент по недропользованию по Приволжскому ФО;
  • Уральский федеральный округ – Департамент по недропользованию по Уральскому ФО;
  • Сибирский федеральный округ – Департамент по недропользованию по Сибирскому ФО;
  • Дальневосточный федеральный округ – Департамент по недропользованию по Дальневосточному ФО / Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия).

Кому нужна лицензия на право пользования недрами?

Наличие лицензии позволяет недропользователю владеть участком недр, исследовать, искать и добывать подземные воды на этом участке.

Получить лицензию на право пользования подземными водами нужно юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, использующему недра в производственных, технических, питьевых и хозяйственно-бытовых целях.

Не требуется получать лицензию частным лицам, добывающим воду для личных нужд из колодца, т.е. добывающим подземные воды из первого от поверхности водоносного горизонта, в месте, где он не является источником централизованного водоснабжения.

При наличии лицензии можно добывать воду для:

  • Обеспечения водой помещений с хозяйственно-бытовым назначением, производства воды на продажу;
  • Для технических целей;
  • Для подачи воды на сельскохозяйственные объекты;
  • Для питьевых нужд.

Предприятиям, которые добывают воду объемом менее 100 м3 в сутки, не требуется получать лицензию на геологическое изучение недр и проводить на участке недр геологоразведочные работы: согласовывать проект разработки месторождения и отчет по оценке запасов подземных вод. Такие предприятия получают лицензию на добычу подземных вод.

Предприятия, добывающие воду объемом более 100 м3 в сутки, сначала получают лицензию на геологоразведочные работы или совмещенную лицензию на геологическое изучение недр, разведку и добычу. После чего проводят оценку запасов недр с последующей экспертизой отчета по оценке запасов. В конце получают лицензию или вступает в силу право по добыче, если до этого была выдана совмещенная лицензия.

Можно получить лицензию на геологическое изучение недр, лицензию на разведку и добычу подземных вод, лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод (совмещенная лицензия). Участки недр с подземными водами делятся на:

  • Участки недр местного значения, до 500 м3 в сутки;
  • Участки недр федерального значения, больше 500 м3 в сутки (к ним также относятся участки, находящиеся на землях федерального значения, такие участки независимо от водоотбора федеральные).

У каждой категории участка недр есть свой орган, который выдает лицензию. Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию РОСНЕДРА выдаёт лицензию на пользование участками недр федерального значения. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации выдаёт лицензию на пользование участками недр местного значения.

Обозначение и назначение лицензий на воду

Назначение лицензий на воду

Итак, теперь поговорим подробнее об аббревиатурах ВП, ВР и ВЭ. Разберемся с тем, что обозначает каждая.

  • ВП (вода поиски) – лицензия на геологоразведку;
  • ВР – совмещенная лицензия. Это значит, что имея лицензию такого назначения мы можем проводить геологоразведку, а после её завершения –  добычу подземных вод;
  • ВЭ (вода эксплуатация) – лицензия только на добычу подземных вод.
Читайте также:  Виза в азербайджан для россиян в 2020 году: самостоятельное оформление

В каком случае необходимо получать тот или иной тип лицензии на право пользования недрами?

Если водопотребление объекта составляет меньше 100 кубов, то водопользователь может получить лицензию типа ВЭ, без проведения геологоразведочных работ.

Если же водопотребление составляет больше 100 кубов, ситуация немного иная, потому как до проведения геологоразведки добыча воды запрещается законом.

Пакет документов на получение лицензии может подразделяться в зависимости от целевого использования. Это касается санитарно-эпидемиологических заключений на качество и на проект зоны санитарной охраны (ЗСО).

Это значит, что на технологическое водоснабжение все эти документы не требуются.

Штрафы для водопользователей

По завершению сбора всех необходимых на получение лицензии документов, следует учесть:

Участки с добычей меньше 500 кубов в сутки относятся к участкам местного значения. Именно такое определение используется в нормативных документах. Лицензию на добычу меньше 500 кубов в сутки получают в исполнительном органе власти субъекта.

В обратном случае, когда добыча воды на участке больше 500 метров кубических в сутки, то лицензию получают в территориальном отделе Департамента по недропользованию. В результате можно получить лицензию любого типа, всё зависит от того, на какой стадии мы за ней обращаемся.

Главные особенности получения лицензии на воду

В большинстве случаев лицензия типа ВР (совмещенная) выдается водопользователям при наличии действующей водозаборной скважины на участке недр. Если на участке ее еще нет, а только планируется бурение скважины под воду, то выдается лицензия типа ВП на геологоразведочные работы.

Документы для получения лицензии на право пользования недрами

Чтобы подать заявку на получение лицензии необходимо предоставить следующие документы:

  • Информация о заявителе, включая учредительные документы, финансовые документы, информацию о штатных сотрудниках;
  • Информацию об используемом оборудовании на желаемом участке недр и о подрядчиках;
  • Кадастровый номер земельного участка и его границы;
  • Ситуационный план и схему расположения скважин;
  • Обоснование потребности в добыче водных ресурсов;
  • При наличии пробуренной скважины следует предоставить ее паспорт или учетную карточку, анализы воды за 365 дней, информацию о прошлых лицензиях и проектах в случае наличия, список контрольно-измерительной техники.

Данный перечень документов является общим. На практике требуется предоставлять еще более широкий пакет документов. Это зависит от организации, целей добычи водных ресурсов. Точный список можно уточнить у менеджеров компании «ЭкоПромЦентр».

В рамках работы над получением лицензии на недропользование требуется собрать широкий перечень документов, сделать количественный химический анализ воды в случае необходимости.

Наконец, для получения лицензии практически всегда требуется разработка проекта ЗСО (зоны санитарной охраны) источника водоснабжения, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта.

https://www.youtube.com/watch?v=fgdEA9gUq-M\u0026t=81s

Следует отметить, что недропользователю запрещается проводить работы на участке недр до согласования проекта (относится только в водозаборам более 100 кубов).

Этапы выдачи лицензии на пользование недрами

Мы разобрались с тем, что если скважины еще нет – выдается лицензия ВП. В первую очередь, после получения лицензии типа ВП или ВР необходимо разработать проект геологоразведочных работ.

Для разработки проекта геологоразведочных работ санитарно-эпидемиологического заключения не требуется. В данном документе прописывается, какие работы необходимо провести на участке.

Среди таких работ могут быть буровые работы (в случае, если скважины на воду еще нет), либо геофизика, различные гидрогеологические исследования, камеральные работы.

Далее, по результатам этих работ, проект геологоразведочных работ подается на экспертизу в Росгеолэкспертизу. Отметим, что экспертиза проекта по приказу подразделяется в зависимости от стоимости геологоразведочных работ. Средняя стоимость данной экспертизы составляет 10000 рублей.

Оформление учетной карточки скважины

Список Территориальных отделений Росгеолэкспертизы

  • Санкт-Петербург – Северо-Западное территориальное отделение;
  • Калуга – Территориальное отделение по Центральному федеральному округу;
  • Ростов-на-Дону – Южное территориальное отделение;
  • Саратов – Нижне-Волжское территориальное отделение;
  • Ессентуки – Северо-Кавказское территориальное отделение;
  • Казань – Поволжское территориальное отделение;
  • Нижний Новгород – Средне-Волжское территориальное отделение;
  • Екатеринбург – Уральское территориальное отделение;
  • Тюмень – Западно-Сибирское территориальное отделение;
  • Новосибирск – Сибирское территориальное отделение;
  • Красноярск – Красноярское территориальное отделение;
  • Иркутск – Восточно-Сибирское территориальное отделение;
  • Чита – Забайкальское территориальное отделение;
  • Якутск – Якутское территориальное отделение;
  • Магадан – Магаданское территориальное отделение;
  • Хабаровск – Дальневосточное территориальное отделение.

Ранее в статье мы давали описание типов использования воды. В том случае, если водозабор питьевого и хозяйственного водоснабжения, и вода используется для розлива, необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение на качество воды. Для чего предварительно необходимо подготовить проект зоны санитарной охраны (ЗСО) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Для чего необходимо получение санитарной документации? Прежде всего, это нужно для того, чтобы провести оценку запасов подземных вод на водозаборе. Без вышеперечисленных документов протокол об утверждении запасов не может быть выдан.

  • После получения проекта геологоразведочных работ, проведения экспертизы и начала проведения оценки запасов и по завершению всех геологоразведочных работ необходимо отправить отчет на экспертизу. В зависимости от того, каких объемов происходит добыча воды (меньше или больше 500 кубов), отчет по оценке запасов направляется в ту или иную инстанцию:
  • – объём добычи более 500 кубов – отчёт идёт в Государственную комиссию по запасам;
  • – объём добычи менее 500 кубов – отчёт идёт на экспертизу в исполнительный орган власти субъекта.

Следующий этап – сбор документов и предоставление их в соответствующую инстанцию для получения лицензии на добычу, либо внесения изменений в существующую лицензию типа ВР.

То, в какую именно инстанцию – зависит от объема добычи. Более 500 кубов – в Департамент по недропользованию, менее 500 кубов – в исполнительный орган власти субъекта.

После получения от лицензирующего органа указанной документации, появляется право на добычу воды.

Содержание лицензии на право пользования недрами

Лицензия на право пользования недрами содержит следующую информацию:

  1. Данные о заявителе, об органе, который выдал лицензию, основание предоставления лицензии;
  2. Цель выдачи лицензии;
  3. Сведения о границах местности, земельного участка или водного пространства, которые предоставлены для ведения работ на участке недр;
  4. Срок действия лицензии;
  5. Условия пользования недрами, перечень необходимых отчетов, платежей и проектов, которые нужно разработать и предоставить в фонды геологической информации.

Срок действия и подготовки лицензий на воду

В каждой лицензии на право пользования недрами прописаны сроки, в которые нужно выполнить определенные работы, например: «До какого числа разработать проект грр», «До какого числа предоставить протокол об утверждении запасов». Это расписывается во всех лицензиях.

После проведения геологоразведочных работ нужно предоставить отчет в лицензированный орган (далее они внесут изменения в лицензию, в которой напишут новые условия и сроки о геологоразведочных работах уберут).

Лицензия типа ВР позволяет добывать подземную воду, но только после предоставления доказательств того, что геологоразведочные работы уже проведены. Эта лицензия не исключает необходимости проведения геологоразведочных работ. Совмещенная лицензия удобна тем, что на нее нет необходимости проводить сбор документов дважды.

После выполнения оценки запасов в лицензии прописываются сроки (чаще всего о необходимости разработки технического проекта водозабора).

  • Лицензия на добычу воды выдается в пределах 25 лет;
  • Лицензия на геологоразведку – не более 5 лет;
  • На совмещенную лицензию – в пределах 25 лет.

Вся отчетность для недропользователей

Штрафы за отсутствие лицензии и невыполнение ее требований

Согласно статье 7.3 КоАП добыча воды без лицензии влечет за собой штрафы. Для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 рублей.

В случае несоблюдения лицензионных требований на право пользования недрами у недропользователя могут отозвать лицензию и/или назначить выплату штрафа для должностных лиц – от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Компания «ЭкоПромЦентр» помочь вам получить лицензию на право пользования недрами. Опытные экологи ведут всю документацию проекта, что позволяет свести к минимуму возможные ошибки в документах и гарантированно получить положительное экспертное заключение.

ЭкоПромЦентр всегда остается в центре всех изменений в экологическом законодательстве. Мы будем рады оказать Вам помощь в получении лицензии на право пользования недрами и в подготовке экодокументации.

  1. Задать вопрос или заказать услугу можно по телефону +7 (812) 425-61-45.
  2. Обращайтесь за консультацией к нашим специалистам!
  3. Оставить заявку
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector