Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Россию посещают жители многих стран. Кто-то на короткое время, кто-то остаётся надолго. Иностранцам, как и россиянам, надлежит соблюдать законы посещаемой страны.

Та же законодательная сфера обеспечивает им охрану их прав и свобод. Высшим законодательным актом при этом выступает Конституция РФ. Тема, касающаяся субъектов конституционного права, одна из самых актуальных.

В предложенной статье это всего лишь её краткий обзор, своеобразная презентация.

Документальное обоснование положений касательно гражданских зарубежных лиц

Лица, пребывающие в пределах какой-либо страны, например, в России, имеют определённый правовой статус.

Установленные нормы правоотношений относительно статусного положения представителей других государств содержит статья 62 Конституции РФ. Зарубежные граждане и те, кто не имеет гражданства, обладают всевозможными правами и одновременно обязаны одинаково с россиянами соблюдать законы страны.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Конституция

При желании понять то, как на официальном уровне трактуются статусные разделения субъектов, необходимо ознакомиться со статьёй 2 Федерального закона. Согласно данной статье прослеживаются чёткие различия статусных определений людей, не входящих в состав населения страны, но находящихся в ней в настоящий момент.

Правовое положение иностранных субъектов также регулируют отдельные нормативные акты, начиная с гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, таможенного и других.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Характеристика главных субъектов

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

В отношении лиц из других стран и апатридов используется разграничение значений, характеризующих определённый субъект:

  • Иностранцы — люди, не входящие в состав полноправного населения, проживающие в других государствах и имеющие документальное подтверждение данного факта.
  • Апатриды — люди без гражданства. Они не никогда получали паспорт (в конкретной ситуации — российский), не обладают документированными обоснованиями своего отношения к другим странам. Человек из данной категории, по сути, не воспринимается как соотечественник.

Интересно! Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяет их основное различие.

Документальное подтверждение посещения и отъезда из страны

Полис ДМС для иностранных граждан

Официальные договорённости, существующие между странами, позволяют иностранным гостям прибывать в РФ и находиться на её территории, соблюдая ряд условий относительно порядка въезда в страну и выезда из неё. Также в них присутствуют пункты, раскрывающие причины ограничений в данных вопросах.

Все аспекты по посещению и выезду определяют статьи 24-ФЗ и № 114 ФЗ. Иностранным подданным разрешается въезжать и выезжать, имея на руках подтверждённые визы либо соблюдая порядок, при котором подобный документ не требуется. Выдаётся виза по приглашению, полученному в МИДе, либо в МВД. Могут быть привлечены также территориальные органы.

Виза — документ, дающий право на въезд и на транзитное передвижение по Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Российская виза

Помимо визы существует и иная документированная форма, предоставляющая возможность пользоваться правом пребывать в России — миграционная карта. Это документ, где содержатся сведения о прибывающих лицах, независимо от их возраста, временных сроках их нахождения в России.

Важно! При наличии миграционной карты необходимость в выдаче временной визы отпадает. Карта позволяет вести контроль за пребыванием жителей других государств или лиц с отсутствием гражданства.

Уже прибыв в Россию, иностранцы обязаны пройти регистрацию, предъявив письменное заявление от себя лично или приглашение от организации. На эту процедуру им выделяется 3 рабочих дня с момента прибытия. Под исключение подпадают иностранцы, наделённые дипломатическими привилегиями, а также члены их семей.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Миграционная карта

Причины для получения отказа на въезд

Патент на работу для иностранных граждан

Случаются ситуации, когда на въезд уполномоченные российские органы дают отказ. Подобное в отношении отдельных иностранных лиц происходит, если:

  • Лицо нарушает правила пересечения границы. То же самое касается правил, установленных таможенным и медицинским контролем.
  • Использованы поддельные въездные бумаги, либо предоставлены недостоверные данные о личности, о финансовом обеспечении, либо человек скрыл реальные цели своей поездки.
  • Получены сведения о действующей судимости означенного лица за совершённое им ранее умышленное преступное действие в России или в пределах другой страны.
  • В период трех лет человек, подданный другого государства, дважды или более раз совершил административный проступок и ему было предъявлено обвинение со стороны российских судебных органов с последующим привлечением его к административной ответственности.

Обратите внимание! Ограничить въезд могут, если человек скрыл и не сдал миграционную карту или уклонился от выплаты налогов.

Поводы для ограничения отъезда

На отъезд или выезд ограничения формируются на основании следующих причин:

  • Иностранец задержан по подозрению его в совершении уголовного преступления, либо он привлечён к делу как подозреваемый и нужно дождаться судебного вердикта.
  • Иностранное лицо или апатрид на территории РФ отбывает судебный срок.
  • При уклонении соответствующих лиц от выполнения обязательств, которые определены для них судом. Ограничение в этом случае находится в законной силе до полного исполнения данных обязательств или до взаимного согласования вопроса участвующими сторонами. То же самое происходит при уклонении от уплаты налогов.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Камера в российской тюрьме

Перечень прав, свобод и ограничений для иностранцев, находящихся в РФ

Оказавшись за границей, каждый человек думает о том, насколько он защищён с правовой стороны, какими правами обладает и чего должен избегать, чтобы не оказаться в противоречии с местным законом. Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства охватывает большое поле всевозможных услуг государственных сфер.

Иностранцы прибывают в Россию из-за необходимости деловых контактов или преследуя личные мотивы. Как и полноправное местное население, они обладают многими свободами и правами:

  • Они могут свободно передвигаться по различным регионам. У них есть право посещать любые населённые пункты.
  • У постоянно проживающих иностранных граждан есть право устроиться на работу, обучаться в российских вузах. У лиц, получивших образование и имеющих на руках диплом, есть право на применение своих знаний и навыков в трудовой практике.
  • Зарубежные граждане и лица без гражданства могут обращаться за медицинской помощью, решить любой юридический вопрос.
  • Иностранцам, как правило, разрешено приобретать имущество для реализации своих бизнес-планов, проведения предпринимательской деятельности. Основополагающим моментом при этом является законное обоснование действий.
  • Право на отдых, социальные пособия, пенсии.
  • Государство гарантирует для них свободу совести, неприкосновенность личности, жилища.

Помимо прав, есть и ряд ограничений. Иностранные граждане не могут:

  • избирать органы государственной власти;
  • занимать государственные должности;
  • участвовать в референдуме;
  • быть членами политических объединений.

Они также освобождены от воинских обязанностей.

Важно! Совершив преступление на территории РФ, иностранное лицо подлежит ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Разграничение и обоснование временных периодов нахождения зарубежных граждан в пределах России

Гости, прибывающие из-за границы, находятся в России на основе предварительно определённого времени. Все прибывшие иностранцы заранее определяют временные периоды своего присутствия на российской земле:

  • Временное пребывание. Зависит от периода, определённого визой. Получив разрешение временно проживать в России, иностранные лица не могут по личному желанию менять место жительства внутри страны. Разрешение действует 3 года.
  • Право постоянно проживать в РФ получают от российских территориальных властей после подачи заявления. Если всё законно, проводится оформление вида на жительство. Продолжительность проживания по документам ограничивается пятилетним сроком с последующим продлением. Важным обоснованием запроса становится период непрерывного предварительного проживания в России длительностью в один год.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ ВНЖ даёт право постоянно проживать на территории РФ

Факт свободного передвижения иностранных граждан по стране в личных интересах либо по причине деловых контактов обозначен во въездных документах. Исключением считается территория, нахождение на которой требует специального разрешения.

  • Дипломаты и работники зарубежных консульств в РФ, сотрудники, входящие в международные организации, аккредитованные журналисты в праве свободно передвигаться по территории Российской Федерации, основываясь на принципе взаимности.
  • В целом у неграждан почти те же права, что и у граждан: они могут заниматься трудовой и хозяйственной деятельностью, свободно перемещаться по территории РФ и выезжать за её границы, претендовать на медицинскую помощь, судебную защиту и иные права, гарантированные Конституцией.

Источник: https://miemigration.ru/rossiya-migraciya-registraciya-grazhdanstvo/pravovoj-status-inostrannyh-lic-i-lic-bez-grazhdanstva.html

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва.

Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.

), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.).

Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан.

Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется.

Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира.

Читайте также:  Гражданство сингапура: как его получить россиянину в 2020 году

Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права.

Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63).

Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г.

утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом.

Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве.

Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству».

Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах.

Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи.

Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения.

При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.

), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.).

Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ.

Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ).

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ).

Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-polozhenie-inostrannich-lits-i-lits-bez-grazhdanstva-v-rf-pravo-na-politicheskoe-ubezhische

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации

Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

По мере углубления международного сотрудничества с другими странами приток иностранных граждан в Россию значительно увеличился. Наряду с этим прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русских и других русскоязычных людей — граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.

В этих государствах далеко не всегда им обеспечиваются, прежде всего, по языковым и национальным признакам условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России также привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри России.

Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

В последние годы число приезжающих в Россию иностранных граждан возрастает. Они приезжают для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, на учебу и в туристические поездки.

В России постоянно или временно проживает также определенное количество лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации и не имеющих гражданства какого-либо государства (лица без гражданства).

В отношении этих двух категорий лиц часто применяется собирательное понятие “иностранец”.

В части третьей статьи 62 Конституции РФ закреплен принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется Российским гражданам.

В силу этого принципа иностранные граждане ставятся в равное с точки зрения права положение с российскими гражданами.

Они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане, за некоторыми изъятиями, которые прямо предусмотрены в федеральном законе или в международном договоре.

При определении правового положения иностранцев Конституция РФ исходит из принципа равенства всех рас и национальностей (часть вторая статьи 19).

Часть третья статьи 19, предусматривает, что мужчины и женщины имеют в России равные права и свободы. Этот принцип полностью распространяется и на иностранцев.

Женщине — иностранке предоставляются равные права с мужчиной — иностранцем. Поэтому в России не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин.

Нормы законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и ряда других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их нахождения в России. Жена без согласия мужа может поступить на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.п.

Безоговорочное признание принципа равноправия женщины и мужчины приводит к тому, что в России не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщин.

Правовой основой въезда, пребывания и выезда из России иностранных граждан являются федеральные законы и подзаконные акты. К таким правовым актам относятся: Федеральные законы от 25 июля 2002 г.

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г. (с изм. на 10 января 2003 г.

) многие и другие.

Понятие «иностранный гражданин» включает в себя два признака. Во-первых, это лицо постоянно или временно проживает в России, но не является ее гражданином. Во-вторых, это лицо состоит в гражданстве (подданстве) другого государства, что подтверждается наличием у этого лица национального паспорта.

  • Статья 2 Федерального Закона РФ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации:
  • 1) дает ряд основных понятий необходимых для определения правового статуса этих лиц
  • · иностранный гражданин— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • · лицо без гражданства— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • · приглашение на въезд в Российскую Федерацию— документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;
  • · миграционная карта— документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;
  • · разрешение на временное проживание— подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
  • · вид на жительство— документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;
  • · законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • · временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • · временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • · постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, получившее вид на жительство;
  • · трудовая деятельность иностранного гражданина— работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • · иностранный работник— иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
  • · иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя,— иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;
  • · разрешение на работу— документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;
  • · депортация— принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
  • 2) Определяет, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Читайте также:  3 способа экономно и с пользой отдохнуть в сербии

Федеральный закон исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан.

Иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

В отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод наших граждан, правительством могут быть установлены ответные ограничения. Использование иностранными гражданами прав и свобод в нашей стране не должно наносить ущерб интересам отечественных граждан и других лиц.

Законодательство предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории:постоянно проживающих и временнонаходящихся в нашей стране.

Отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с Российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны.

Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение.

Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жильем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, полностью приравниваются к отечественным гражданам. Статус таких лиц отличается, следовательно, от статуса иностранцев, временно приезжающих в нашу страну.

Иностранные граждане имеют в России такую же возможность судебной защиты своих прав, как и отечественные граждане.Они могут обращаться с исками в суды, а иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, — в арбитражные суды РФ в соответствии сАрбитражным законодательством РФ).

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется также и другими законодательными актами. Так, иностранцы могут вступать в брак на территории РФ.

Условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака(Семейный кодекс РФ).

Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство РФ, к условиям заключения брака применяется законодательство РФ.

В случае если ограничения прав и свобод в каком-то иностранном государстве будут иметь дискриминационный характер в отношении российских граждан, то в России могут быть установлены ответные ограничения.

Часть третья статьи 62Конституции предусматривает возможность установления отдельных изъятий в отношения предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами.

Такие изъятия могут быть установлены только федеральным законом или международным договором России. Законодательство субъектов Федерации не может вводить какие-либо ограничения в отношении прав иностранцев.

Имеющиеся в действующем законодательстве изъятия немногочисленны. Укажем на некоторые.

Иностранцы не имеют избирательных прав.

Право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдумах (кроме органов местного самоуправления), иметь доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия (предоставлено только гражданам России ст. 32 Конституции). Иностранцы не несут воинской обязанности. Данная обязанность установлена для граждан России.

Могут быть установлены ограничения в отношении передвижения иностранцев по стране, занятия определенными профессиями или в отношении осуществления определенных видов деятельности. Так, иностранцы не могут занимать должности судьи, прокурора, нотариуса и некоторые другие государственные должности. Эти ограничения предусмотрены соответствующими федеральными законами.

Для РФ, продолжающей перестройку своей экономической системы, заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создания совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений.В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размеры оплаты труда и др.

могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий.

Иные условия регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий.

Правовое положение специальных групп иностранных граждан, таких, как дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др. регулируется нормами российского законодательств с учетом обязательств по международным договорам.

Источник: https://studopedia.net/2_5947_pravovoe-polozhenie-inostrannih-grazhdan-lits-bez-grazhdanstva-i-inih-lits-s-osobennostyami-pravovogo-statusa-v-rossiyskoy-federatsii.html

Правовой статус иностранного гражданина на территории Российской Федерации

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 115-ФЗ), срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.

         Иностранный гражданин, желающий остаться на территории Российской Федерации, имеет право оформить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

          Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение подтверждает право иностранца временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, которое не имеет документа, удостоверяющего его личность ( ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ).

Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ).

          Временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

          В свою очередь, необходимо отметить, что помимо иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации в безвизовым порядке, действующим миграционным законодательством урегулирован порядок пребывания и правовой статус иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации в визовом режиме.

          Виза — разрешение на въезд в РФ, пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина по действительному документу, который удостоверяет его личность и признается в Российской Федерации в этом качестве, в течение срока действия визы.          

          Если иностранный гражданин въезжает в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, ему выдается обыкновенная рабочая виза.

По общему правилу такая виза оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Это следует из ч. 7 ст.

25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ.

           После того, как иностранный гражданин прожил на территории Российской Федерации не менее года на основании разрешения на временное проживание, он имеет право оформить вид на жительство на территории Российской Федерации.

          Вид на жительство — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их прав на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.               Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

  •          Однако, существуют категории граждан, которые могут оформить вид на жительство, не получая разрешение на временное проживание. К ним относятся, в частности:
  • — иностранные граждане, признанные носителями русского языка;
  • -граждане Республики Беларусь и Туркменистана и лица без гражданства, переселяющиеся из Туркменистана в РФ и имеющие в собственности на территории РФ жилое помещение;
  • —    высококвалифицированные специалисты и члены их семей;
  •           Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
  •            Иностранный гражданин, проживающий на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, имеет право обратиться в территориальный орган МВД России с заявлением о приеме в гражданство.
  •  Специалист-эксперт правового направления
  •  МО МВД России «Данковский»

  Е.А.Чумакова

Источник: https://xn--80aeezoh.48.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/12609923/

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Машарова А. Д. Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 333-334. — URL https://moluch.ru/archive/81/14680/ (дата обращения: 25.11.2019).

В результате проводимых исследований, на территории Российской Федерации в настоящее время проживает большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Следуя Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

  • Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в законодательстве для всех, кто прибывает в нашей стране, не являясь ее гражданином:
  • —        данная категория граждан не может занимать посты государственных служащих, а также ряд должностей (Президент России, командир экипажа воздушного судна и пр.);
  • —        их нельзя допустить к деятельности, которая связана с государственной тайной;
  • —        воинская обязанность на них не распространяется;
  • —        административная деликтоспособность в отношении данных лиц имеет определенную специфику (за некоторые правонарушения к ответственности привлекаются только иностранцы и лица без гражданства; к примеру, применение такого административного взыскания, как выдворение;
  • —        они не могут состоять в политических общественных объединениях;
  • —        иностранные граждане и лица без гражданства кроме граждан стран СНГ, с которым было заключено соглашение о безвизовом въезде и выезде, должны въезжать в Российскую Федерацию только после получения визы. В получении визы могут отказать, при угрозе безопасности или по иным причинам, определенным в законодательстве;
  • —        данная категория граждан проживает и осуществляет деятельность основываясь на специальных документах (вид на жительство, заграничный паспорт своего государства и др.);
  • —        их могут ограничить в перемещении и выборе места жительства, при необходимости обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, защиты прав и законных интересов граждан;
  • —        иностранные граждане обладают правом приобретения гражданского оружия по лицензиям ОВД при ходатайстве представительств стран, гражданами которых они являются, однако приобретенное оружие должно быть вывезено за пределы Российской Федерации за пять дней с момента покупки. При нарушении срока вывоза оружия его могут конфисковать;
  1. —        данная категория граждан может получить статус беженца, право на политическое убежище, а также стать гражданином России.
  2. Необходимо указать, что применение иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб законным интересам Российской Федерации и ее гражданам.
  3. Что касается обязанностей, которые иностранные граждане и лица без гражданства несут на территории Российской Федерации, то в данном случае работает то же общее правило, что и в отношении прав: иностранцы несут равные с гражданами Российской Федерации обязанности, кроме случаев, определенных международным договором или федеральным законом РФ.
Читайте также:  Подтверждение бронирования отеля: образец документа

В первую очередь, иностранные граждане и лица без гражданства должны соблюдать нормы Конституции РФ и ее законодательства. Они, в том числе, должны платить сборы и налоги в общем порядке с гражданами РФ, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Их доходы облагаются налогом, в том случае если они приобретены из источников на территории Российской Федерации в денежных (рублях или иной валюте) и натуральных формах, и облагаются налогом в том размере, который предусмотрен законодательствам России для налогообложения подобных доходов граждан Российской Федерации, которые имеют постоянное место жительства на территории России. Таким образом, платеж подоходного налога в Российской Федерации иностранными физическими лицами основан на принципе резидентства (преимущественного или постоянного местожительства).

Для получения статуса резидента, чтобы оплачивать налоги, иностранному гражданину необходимо прожить на территории Российской Федерации 183 календарных дня в году. Следовательно, резидентство в Российской Федерации находится каждый год.

Резиденту устанавливается полная налоговая юрисдикция страны проживания. Резидент оплачивает налог на доход, который получен как в Российской Федерации, так и за ее границами.

Для нерезидентов принцип резидентства совмещается с принципом территориальности, которое подразумевает взыскание налогов и на имущество.

Это проявляется в том, что нерезиденты платят налоги только на доходы, которые получены из источников на территории Российской Федерации, или на имущество, которое находится на территории Российской Федерации.

Разница между резидентами и нерезидентами в том, что у резидента полная налоговая ответственность, а у неризидента — ограниченная.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливается три основных категории граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

Временно пребывающий гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы, не имеющее вид на жительство. К особым категориям временно прибывших лиц относятся: ходатайствующие о признании беженцы, признанные беженцы либо беженцы, получившие временное убежище.

Временно проживающий гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Особую категорию составляют граждане, получившие политическое убежище в Российской Федерации.

04 июля 2014 года в закон «О правовом положении иностранных граждан» были внесены изменения.

Федеральным законом совершенствуется порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России в отношении запрета выдачи разрешения на трудовую деятельность и патентов для иностранных граждан, которые прибыли на территорию России в порядке, который не требует получения визы, с целью, не связанной с трудовой деятельностью.

Тем не менее, необходимо указать, что составление комплексного представления об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства сегодня достаточно проблематично, поскольку центральным законодательным актом в данной сфере социальных отношений является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., в котором не содержится соответствующего раздела. По этой причине можно судить только об отдельных нормах, которые предусматривают особенности обязательств, возложенных на иностранных граждан, заключающихся в разнообразных нормативных актах разных отраслей права Российской Федерации.

Следовательно, можно сказать, что в современном Законе о правовом положении иностранцев 2002 года не выполняется его основная функция — сосредотачивая внимание на отдельных моментах нахождения иностранцев в Российской Федерации, он не предоставляет комплексное представление о конституционно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/81/14680/

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

 Иностранцы – это лица, имеющие документальное доказательство принадлежности к другому государству.

Лица без гражданства (апатриды) – это лица, не имеющие документального доказательства о принадлежности к какому – либо государству.

Иностранцам и лицам без гражданства предоставляются права и налагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленным ФЗ от 25. 07. 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и международными договорами.

  • Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
  • Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
  • Иностранцы в России не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в общероссийском референдуме и референдумах субъектов Федерации.
  • Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
  • Иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем (заказчиком работ (услуг)) в соответствии с законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых (гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)).  В качестве работодателя (заказчика работ (услуг))  может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

  1. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, которые:
  2.   1) постоянно или временно проживают в Российской Федерации;
  3.   2) являются сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  4.   3) являются работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  5.   4) являются журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  6.   5) обучаются в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняют работы (услуги) в течение каникул;
  7.   6) приглашены в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в духовных образовательных учреждениях.
  8.    Временно проживающий в Российской Федерации иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
  9.   Иностранный гражданин не имеет права:
  10.   1) находиться на государственной или муниципальной службе;
  11.   2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
  12.   3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  13.   4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  14.   5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  15.   6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
  16. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50%  акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.
  17. Иностранец не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
  18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.
  19. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
  20. Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном законом.
  21.   Регистрации не подлежат:
  22.   1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также члены семей указанных лиц;
  23.   2) иностранные граждане, въехавшие в Россию на срок не более трех дней;
  24.   3) иностранные граждане — моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, членами экипажей невоенных судов и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств;
  25.   4) члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении.
  26. В целях учета иностранных граждан, пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных.
  27. Контроль за проживанием, временным пребыванием в России и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с российским законодательством. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Источник: https://students-library.com/library/read/72482-pravovoe-polozenie-inostrancev-i-lic-bez-grazdanstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector