Скоро начнут действовать новые правила «антиотмывочного» контроля

Игроки платежного рынка предложили изменить законодательство по борьбе с нелегальным капиталом

Банки и другие финансовые игроки направили в ЦБ предложения по отмене «антиотмывочных» норм. В частности, они не хотят определять бенефициаров мелких транзакций и платежей ЖКХ, а также запрашивать у иностранцев миграционные карты

Скоро начнут действовать новые правила

Евгений Биятов / РИА Новости

Банки, брокеры, страховые компании, пенсионные фонды и участники платежного рынка предложили ЦБ устранить устаревшие нормы «антиотмывочного» законодательства в рамках «регуляторной гильотины», которую ранее инициировал регулятор. Идеи бизнеса обсуждались на совещании с представителями Банка России 16 октября, предложения направлены в ЦБ.

РБК ознакомился с документом, подлинность которого подтвердили два источника, знакомых с ходом обсуждения. Участники рынка обнаружили 27 норм, усложняющих, по их мнению, исполнение законодательства о борьбе с отмыванием денег.

«Банк России получил и начал обсуждение предложений в подгруппе по ПОД/ФТ [противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма] в рамках рабочей группы по оптимизации регуляторной нагрузки», — сообщила пресс-служба ЦБ.

В сентябре Банк России предложил финансовым организациям проанализировать, какие регуляторные нормы мешают развитию рынка или утратили актуальность. После обсуждения их планируется модифицировать или устранить.

«Гильотина» для финансового рынка отчасти повторяет проект правительства: с мая 2019 года в России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности для облегчения работы бизнеса. В частности, к концу года правительство намерено упразднить свыше 20 тыс. нормативных актов времен СССР и РСФСР.

Обсуждать «гильотину» для финансового рынка в Банке России должна специальная рабочая группа, заявлял первый зампред ЦБ Сергей Швецов. До конца 2019 года она определит, на какие изменения готов пойти регулятор. В ЦБ уже направлены предложения по рынку платежных услуг, а также от брокеров и управляющих компаний.

Что предлагают убрать из ПОД/ФТ

Участники финансового рынка в основном добиваются послаблений в вопросах идентификации клиентов и запроса документов.

Инициативы затрагивают основной «антиотмывочный» закон — 115-ФЗ (о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а также восемь дополнительных положений и указаний ЦБ, которые касаются этой темы. Бизнес, в частности, предлагает:

  • Не запрашивать у клиентов-иностранцев миграционные карты или разрешения на пребывание в России. Обязанность устанавливать такие сведения — непрофильная задача банков, отмечают авторы предложения — Росбанк и Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов. «Кредитные организации сталкиваются со значительными временными и трудовыми затратами на выяснение, к примеру, срока действия патента, который может быть установлен только на основании предоставленных клиентом чеков по оплате налога», — поясняется в документе.
  • Установить минимальную сумму транзакции, когда организации могут не устанавливать бенефициара финансовой операции, ЦБ предлагает ассоциация «Финансовые инновации». Проблемы на этом направлении видит и Росбанк: он считает, что в некоторых случаях у клиентов можно вообще не спрашивать, кто получает выгоду от платежа, например если клиент оплачивают учебу ребенка или коммунальные квитанции родственников.
  • Вывести из-под действия «антиотмывочного» закона инвестиционных советников. Сейчас по закону они приравниваются к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и обязаны контролировать операции клиентов как брокеры или управляющие компании. Инвестсоветники не проводят сделок или финансовых операций клиентов, а значит, могут не владеть информацией о состоянии их счетов, считают Национальная ассоциация участников фондового рынка и компания «Локо-Инвест».
  • Убрать из числа субъектов «антиотмывочного» закона страховые компании, не занимающиеся страхованием жизни, предлагает Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Это соответствует рекомендациям FATF, которые предлагают применять его положения только в отношении тех страховщиков, кто осуществляет страхование жизни и иное страхование, связанное с инвестированием, отмечают в союзе.
  • ВСС также просит увеличить с 15 тыс. до 100 тыс. руб. сумму страховых премий, которые можно перечислять клиентам без идентификации. Действующий порог уже не учитывает среднего размера премий, выплачиваемых основной массе клиентов, например по договорам ОСАГО, говорится в документе.

Услышит ли ЦБ просьбы рынка

При изучении предложений участников ЦБ наверняка будет смотреть, не нарушают ли они общей концепции ПОД/ФТ, полагает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов.

«Есть общее правило: определять выгодоприобретателей финансовых операций. Вряд ли ЦБ пойдет на то, чтобы добавлять в него исключения.

А вот внедрение минимального порога может быть более понятно», — комментирует он предложения банков.

Идеи страховщиков, скорее всего, будут восприняты неоднозначно, продолжает Ефремов: «Объем мошенничеств на страховом рынке сейчас зашкаливает. К тому же большинство предложений направлено исключительно на упрощение жизни страховых компаний, а не клиентов».

Банк России вряд ли учтет все просьбы бизнеса, сомневается директор департамента внутреннего аудита и управления рисками ФБК Роман Кенигсберг. «Спрос на «регуляторную гильотину» в этой области существует уже давно.

У финансовых организаций есть очень большой запрос на минимизацию расходов на комплаенс-контроль. Но проблема в том, что эта область регулируется не только ЦБ и российскими законами.

Есть транснациональные требования», — отмечает эксперт.

С 2003 года Россия входит в международную Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). «Российские ведомства и надзорные органы должны выполнять требования организации, чтобы минимизировать риски на страну. Если мы начинаем ослаблять процедуры, это может негативно сказаться при следующей проверке по линии FATF», — добавляет Кенигсберг.

В октябре FATF завершила очередную проверку «антиотмывочной» системы России. Организация рекомендовала усилить надзор за трансграничными операциями. «Скорее всего, такие рекомендации не повод ослаблять гайки для ЦБ и Росфинмониторинга», — констатирует глава департамента ФБК.

Чем готов ЦБ помочь рынку с ПОД/ФТ

  • В январе 2019 года глава Банка России Эльвира Набиуллина пообещала смягчить регламент, по которому должны действовать банки в случае выявления сомнительных операций клиента. В частности, предлагалось исключить устаревшие и неактуальные основания для отказа в проведении операций. Изменения в соответствующее положение ЦБ до сих пор не внесены.
  • На форуме финансовых технологий «Финополис» глава совета директоров Тинькофф Банка Олег Тиньков призвал ЦБ помочь участникам рынка с исполнением «антиотмывочного» законодательства. Он заявил, что банки зажаты между требованиями и желаниями клиентов. Глава ЦБ ответила Тинькову, что банки ни в коем случае не должны быть каналом для отмывания денег.
  • Банк России готов на себя взять часть функций по оценке благонадежности банковских клиентов. Регулятор разрабатывает специальную платформу, которая должна помочь банкам корректнее судить о характере операций юрлиц. Сроки реализации проекта ЦБ не обозначает.

Контроль банков против отмывания денег с 10 января 2021 года — что изменилось?

Скоро начнут действовать новые правила

С 10 января нынешнего года на отечественную банковскую систему легла ещё одна фискальная функция. Новые поправки в и без того снискавший среди предпринимателей дурную славу «антиотмывочный» закон окончательно вменяют банкам в обязанность производить «Учёт и контроль, которые так необходимы для перехода к социализму (В.И. Ленин, «Как организовать соревнование»)»…

В 2019 году «Коммерсант» в отчёте о результатах очередной, XV ежегодной конференции «Регулирование деятельности кредитных организаций Банком России» писал:

«…Заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный сообщил об итогах проверки России FATF (межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Он отметил, что сам отчёт будет опубликован только в декабре, но уже сейчас можно говорить о высоком уровне соответствия, на который указали в FATF.

По его словам, лишь восемь стран FATF имеют столь же высокую оценку.

  • Однако есть ряд моментов, которые были отмечены как замечания.
  • По словам Павла Ливадного, в FATF указали на необходимость выявления банками среди своих клиентов «политически значимых лиц», то есть тех, кто может быть задействован в различных коррупционных схемах в связи с высокими рисками таких схем в стране.
  • Кроме того, FATF отметила недостаточное качество работы банков по выявлению бенефициаров компаний – банковских клиентов, неиспользование альтернативных ЕГРЮЛ источников информации, излишнее доверие представленной клиентам информации о бенефициарах.
  • Как пояснил Павел Ливадный,

«подход ЦБ в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма был признан излишне либеральным». Напомню, это произошло в 2019 году.

В частности, FATF раскритиковала мегарегулятора за отход от выездных проверок кредитных организаций в пользу камеральных. Кроме того, было рекомендовано выделить отдельным пунктом в проверках банков соответствие ими сфере ПОД/ФТ.

По словам господина Ливадного, после официальной публикации документа FATF будет проработана «дорожная карта» по устранению недостатков, которая будет реализовываться уже в следующем году».

Вот после этих отмеченных «Ъ» телодвижений в уходящем году был принят ряд поправок в утверждённый ещё десять лет назад «антиотмывочный» закон, признанный FATF «излишне либеральным».

Суть закона и поправок

Официально «антиотмывочный» закон называется «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (115-ФЗ)».

Задуманный изначально как инструмент для хороших парней пресекать возможности легализоваться плохим парням, со временем (точнее – с принятием самых разных поправок, коих за годы действия закона накопилось почти под сотню) документ превратился в излюбленный властями всех стран «кистень». По определению Володи Шарапова…

Не все сограждане пока ощутили на себе действие этого закона, потому, наверное, есть смысл немного о нём рассказать. Что такое антиотмывочный закон?

Прежде всего, для чего он нужен?

Изначально – чтобы не дать возможности бандосам заработанные на продаже наркотиков, на проституции, скупке краденого (все сделки в таких сферах, ясно, осуществляются за наличные) деньги легализовать.

То есть открыть на них, например, прачечные или закусочные, после чего с этой части бизнеса платить налоги и спать спокойно.

Читайте также:  Льготный кредит под 7% годовых для граждан на НПД и субъектов МСП

И ещё полностью дезавуировать расцветшие было фирмочки-однодневки, предоставляющие тем же бандосам свои счета для дальнейших уже легальных операций с деньгами. В частности, их обналичивания.

Закон обязывает финансовые организации анализировать все операции клиентов на предмет выявления признаков, указывающих на необычный характер сделок. А признаки эти классифицированы, сбиты в кучу и разосланы финансовым организациям в качестве указаний к действиям нашим уже вездесущим Центробанком.

А вот для чего ещё этот закон с почти сотней поправок нужен сейчас – вопрос. То есть борьба с терроризмом и отмыванием денег, конечно, дело святое.

А тотальная слежка финансовых организаций за своими клиентами, осуществлять которую по новому закону они обязаны, а если что – немедленно реагировать, дело совсем не святое. Тухлое это дело.

Чреватое отказами иметь какие-бы то ни было дела с банками, буде представится такая возможность. И финансовые организации это понимают.

На что пристально посмотрят

Банки должны обратить внимание на денежную операцию, если:

  • сделка очень запутанна, и складывается впечатление, что её участники хотят, чтобы банк не понял, что к чему
  • сделка не имеет деловой цели (например, покупатель покупает товар по явно завышенной цене)
  • зачисляется крупная сумма денег на счета физических лиц при том, что эти физические лица снимают эти деньги наличными

Портал urburo1 в опубликованной авторской статье, анализирующей работу этого закона, констатирует и резюмирует:

«В методических рекомендациях, (наштампованных ЦБ РФ – авт.), содержатся признаки операций, на которых коммерческие банки должны обращать внимание. Среди этих признаков есть и такой:

– выдача со счетов физических лиц, в том числе со счетов, предусматривающих осуществление операций с использованием платежных карт.

Если трактовать это буквально, то любая выдача человеку его денег с его счёта может быть отмыванием средств, полученных преступным путём или финансированием терроризма.

Антиотмывочный» закон №115-ФЗ вынудил коммерческие банки превратиться в следственные отделы. Банки, повинуясь закону и требованиям ЦБ РФ, … вынуждены контролировать и анализировать движение денег по счетам клиентов».

Три десятка расстались с лицензиями. Уноси готовенького!

Приняв решение о сомнительности произведённой клиентом операции, банк, имея по закону и новым поправкам на это право, может сделать вот что:

  • затребовать пояснения по операции
  • отказать в выдаче наличных или переводе денег по безналичному расчёту
  • отключить доступ к интернет-банку
  • заблокировать карту
  • отказать в открытии нового счёта или перевыпуске карты

Рейтинговое агентство НКР подсчитало (результаты – в «Российской газете»): в 2021 году покинуть финансовый рынок в той или иной форме могут три десятка банков.

«Активная расчистка банковского сектора от сомнительных игроков началась в 2013 году, когда Банк России возглавила Эльвира Набиуллина. По данным ЦБ, на 1 января 2013 года в стране работали 956 банков. 1 ноября 2020 года – 372 банка. За семь лет их количество снизилось почти на 600, при том, что с 2000 по 2012 год регулятор отозвал 416 банковских лицензий».

Банки лишались лицензий в последние годы в основном из-за нарушения «антиотмывочного» закона, – эту причину «Российская» назвала первой.

В конце октября 2020 года Набиуллина в интервью телеканалу «Россия 24» заявила о том, что расчистка банковского сектора завершилась.

«Основной этап расчистки практически завершен, сейчас идет уже настройка», – рассказала она.

Набиуллина подчеркнула, что и в «нормальной» ситуации происходят отзывы лицензий, в том числе с рынка уходят и сами банки. «Мы очень близки к этим нормальным темпам», – добавила глава ЦБ.

Нас убеждают: честных это не коснётся

В поправках «антиотмывочному» закону, принятых в июле этого года, отмечено:

  • обязательному контролю подлежат почтовые переводы от 100 тысяч рублей, в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублёвый эквивалент перевода превышает эту сумму.
  • банки будут обязаны контролировать все расчеты по сделкам с недвижимостью на сумму 3 миллиона рублей и более. Речь идет о контроле как безналичных расчетов, так и наличных, когда деньги кладутся в банковскую ячейку. По идее, возможность мухлевать с налогами, занижая на бумаге стоимость сделки, таким образом уйдёт в небытие.
  • ужесточаются также требования к переводам и снятию денег в банкоматах.
  • будут следить и за возвратом неиспользованного остатка, внесенного в качестве аванса за услуги связи на сумму 100 тысяч рублей и более. То есть можно легко оказаться «взятым на карандаш», если вы решите рассчитываться с кем бы то ни было через счёт телефона.
  • под контроль попадут также снятие со счета организации или зачисление на него наличных на сумму от 600 тысяч рублей.

Нам говорят: не нарушайте, и «блистающий меч правосудия не сверкнёт над вами красным лучом». Может и так, хотя… Всё же сомнительно.

Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner в России Антон Гусев на портале BFM.ru так анализирует грядущие изменения:

«По поводу бизнеса – риски, скорее всего, возникнут, потому что теперь возложили на банки функцию, по сути, контроля – куда снимаются расходно-денежные средства.

Следующим шагом, скорее всего, будет какая-то ответственность за сообщение недостоверных сведений банку.

Скорее всего, увеличится количество как проверок налоговыми органами, так и правоохранительными органами различного рода сделок, то есть появятся дополнительные основания правоохранительных органов для проверок».

Вот только новых, расширенных прав у наших налоговых и правоохранительных органов и не хватает! Ну вот я весь честный и хочу по-честному снять четыре миллиона наличными со своего счёта – этого требует партнёр по бизнесу, так ему нужно. С моей точки зрения – это его право.

С моей же точки зрения – это и моё право. С точки зрения банка (с новой, узаконенной точки зрения) такая сделка попахивает сомнительностью.

Банк начинает разбираться, об этом узнают налоговая, полицейские, ФСБ, ГРУ, Минфин – кто там ещё? Я собираю чемодан документов и начинаю бегать по всем этим уважаемым организациям, доказывая, что не верблюд. Мой деловой партнёр, подождав, узнаёт обо всём этом шевелении.

Посылает меня куда подальше и даже заявляет кому следует, что он не имеет никакого от ношения к происходящему, а я лишь пытаюсь прицепить его к своим сомнительным схемам.

Результат: сделка сорвана, одним партнёром по бизнесу стало меньше (а может, и другие, узнав о том, что со мной проблематично, предпочтут «слиться»), я в лучшем случае с нервным расстройством, в худшем – в дурдоме. Утрированно? Может быть. Вскоре убедимся…

Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов 10 января вступили в силу поправки в «антиотмывочный» закон № 115-ФЗ. Ужесточились правила по операциям с наличными, они затронут и тех, кто занят в розничной торговле. Закон теперь регулирует и цифровые финансовые активы, и почтовые денежные переводы, и лизинговые сделки. Изменения коснутся как юридических, так и физических лиц. Юристы отмечают, что поправки могут затормозить проведение многих операций и существенно ограничить свободу предпринимательской деятельности, а также предупреждают: новые ограничения уже не за горами.

До 10 января 2021 года «антиотмывочный» закон не действовал для организаций, чья деятельность была связана с наличными денежными средствами. 

Благодаря этой норме некоторые юрлица (например, те, что занимаются розничной торговлей), могли пополнять банковский счет крупными суммами наличных или снимать их и не попадать под контроль 115-го ФЗ.

Операции подобных компаний дороже 600 000 руб. проверялись только в случаях, когда они не были обусловлены характером их деятельности.

Банки выявляли такие операции и передавали информацию о них в Росфинмониторинг – орган, который и проверяет соблюдение «антиотмывочного» закона.

«Теперь же снятие или зачисление наличных денег на счет юридического лица подлежит контролю вне зависимости от характера его деятельности», – объясняет Сергей Водолагин, управляющий партнер Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал
.

Зато теперь сотрудникам банков не придется проверять каждую операцию на предмет соответствия характеру деятельности юридического лица. Поэтому юрист корпоративной практики Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал 2место По количеству юристов
Ольга Кривошейкина не исключает, что процесс отправки данных в Росфинмониторинг будет автоматизирован, что должно облегчить работу ответственных сотрудников.

Читайте также:  Эмиграция на филиппины: как переехать на пмж из россии, способы иммиграции в 2020 году, жизнь в стране после переезда

С другой стороны, возможно, объем отчетности окажется настолько велик, что банкам придется заниматься исключительно отчетностью в ущерб выявлению сомнительных операций, а бизнесу нести повышенные риски блокировки счетов.

Ольга Кривошейкина

Как подчеркнули в ЦБ, цель изменений – «снизить нагрузку на финансовые институты при информировании финансовой разведки об операциях, подлежащих обязательному контролю». А в Росфинмониторинге заверили: вступление поправок в силу «не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями».

В прессе встречались заявления о том, что Росфинмониторинг берет под контроль все операции с наличными, включая снятие физическими лицами средств свыше 600 000 руб. в банкоматах, обращает внимание Кривошейкина. Это не так: изменения по контролю за операциями свыше 600 000 руб. касаются только юридических лиц.

Физических лиц  тоже ждут изменения. Росфинмониторинг возьмет под контроль переводы с использованием счетов мобильных операторов. Любая операция по снятию более чем 100 000 руб. с мобильного номера теперь будет проверяться.

Еще власти взяли под контроль почтовые денежные переводы. Пороговая сумма – те же 100 000 руб.

Наконец, еще одно изменение напрямую не связано с «антиотмывочным» законом, но вписывается в общую тенденцию усиления контроля за расчетами граждан. С 6 января 2021 года банки начали делиться с ФНС информацией об открытии и закрытии электронных кошельков.

Изменения касаются пользователей всех крупнейших платежных сервисов, таких как «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других.

«Такая практика давно уже распространяется на банковские счета, теперь аналогичные правила ввели и для электронных кошельков», – комментирует Ольга Кривошейкина.

Закон об этом вступил в силу еще 1 апреля 2020-го, но применяться начал только сейчас: без указания ЦБ банки не могли начать передавать данные. 

Отменяются «сделочные коды». Новые требования меняют контроль «сделок» на контроль «операций»: отныне обязательному контролю подлежат именно операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а не сами сделки, как раньше.

Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб.

Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется.

Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.

По мнению руководителя уголовной практики Федеральный рейтинг.
Натальи Ушаковой, это позволит «наиболее широко» толковать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. «У банков будет больше возможностей запрашивать документы, возрастут риски привлечения к ответственности за неисполнение требований «антиотмывочного» законодательства», – рассказывает Ушакова.

Поправка относительно контроля за операциями с недвижимостью породила «особенно много спорных заявлений», комментирует Ольга Кривошейкина.

Теперь контролю подлежат все операции дороже 3 млн руб.

при сделках с недвижимостью, а не только сделки, результатом которых становится переход права собственности на недвижимое имущество (как правило, договоры купли-продажи).

«Но на самом деле, нельзя сказать, что регулирование в этой сфере кардинально изменилось», – отмечает эксперт. Ведь риелторы и раньше отчитывались по сделкам с недвижимостью свыше 3 млн руб.

Некоторые эксперты также говорят о возникшей у покупателей обязанности подтверждать происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости дороже 3 млн руб. «Но и в этой части регулирование не поменялось, право финансовых организаций запрашивать подтверждение происхождения средств при крупных операциях было и до вступления в силу поправок», – рассказывает Кривошейкина.

Тем не менее покупателям квартир и земельных участков нужно быть готовыми к тому, что теперь и банки, и Росфинмониторинг могут попросить объяснить, откуда взялись деньги на сделку, которая показалась им подозрительной.

Важное изменение для бизнеса: все операции по договорам лизинга дороже 600 000 руб., будь то списание денег или зачисление денег, будет контролироваться Росфинмониторингом.

Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. По мнению Натальи Ушаковой, это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

Поправки к «антиотмывочному» закону были приняты в июле. Тогда же президент подписал закон о цифровых финансовых активах, который ввел криптовалюты и аналогичные инструменты в правовое поле.

Одновременно с легализацией цифровые финансовые активы попали под контроль 115-го ФЗ, отмечает Сергей Водолагин. Теперь информацией с Росфинмониторингом должны делиться еще и «операторы обмена цифровых финансовых активов».

Пользователям основных криптовалютных бирж (например, Binance), беспокоиться пока не о чем: они в основном не зарегистрированы в России, а значит, требования «антиотмывочного» закона на них не действуют.

Последние уточнения и расширения «антиотмывочного» закона в целом «существенно ограничат» свободу предпринимательской деятельности и повлекут приостановки по многим операциям, уверена Наталья Ушакова.

«А существующая в настоящий момент тенденция позволяет предположить, что законодатель и далее будет оперативно реагировать на актуальные изменения в структуре проводимых операций и продолжать ужесточать законодательство», – делится ожиданиями эксперт.

Нововведения – не первые и не последние в череде поправок, направленных на борьбу с обналичиванием и отмыванием денег, согласна Ольга Кривошейкина.

Так, уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 1064272-7. Его собираются принять уже в весеннюю сессию нижней палаты парламента. Среди прочего, законопроект предусматривает, что Центробанк станет оценивать риски проведения подозрительных операций российскими юридическими лицами и ИП, а также распределять их по группам риска (кроме банков).

Из-под «антиотмывочного» контроля предлагают вывести платежи до 40 тыс. рублей по всем страховым полисам

Лоббисты финансового рынка предлагают разрешить заключение договоров по всем видам страхования с уплатой страховой премии до 40 тыс. рублей без идентификации клиента.

Об этом пишет «Коммерсант», напоминая, что разработанные ранее правительственные поправки к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации освобождают от идентификации только клиентов по ОСАГО и каско. Новое предложение содержится в заключении на законопроект, направленном в Госдуму некоммерческим партнерством «Национальный совет финансового рынка».

Согласно правительственным поправкам, внесенным в Госдуму в начале февраля, упрощается идентификация клиентов — без нее автовладельцы смогут проводить платежи по каско и ОСАГО в размере до 40 тыс.

рублей (сейчас порог — 15 тыс. рублей). Также законопроект предусматривает расширение источников упрощенной идентификации: предлагается разрешить использовать для этих целей водительское удостоверение.

В своем заключении НСФР указывает, что минимальная сумма операций, при совершении которых не проводится идентификация, не менялась уже больше десяти лет.

«С учетом инфляционного фактора за указанный период предлагается увеличить до 40 тыс.

рублей минимальную сумму операций, при совершении которых не проводится идентификация, по всем видам страхования, подпадающим под действие закона № 115-ФЗ», — говорится в документе.

По мнению участников финансового рынка, качество системы противодействия отмыванию преступных доходов в результате не ухудшится, поскольку обязанность страховщиков обращать внимание на любые подозрительные операции клиентов независимо от суммы совершаемой операции сохранится.

Единообразную пороговую сумму в 40 тыс. рублей целесообразно установить по всем видам страхования еще и потому, что с точки зрения «антиотмывочного» законодательства отсутствуют дополнительные риски при иных видах страхования по сравнению с ОСАГО и каско, считают на финрынке.

НСФР также предлагает принять в расчет, что клиент может в один день заключить несколько договоров страхования с премией в 40 тыс. рублей, — в этом случае, по мнению отраслевой организации, его также не стоит подвергать идентификации.

Кроме того, предлагается предоставить страховщикам право проводить обновление информации по клиентам по аналогии с негосударственными пенсионными фондами — один раз в три года.

Что ждёт бизнес в апреле: льготные кредиты и освобождение от административных штрафов

В апреле начнут субсидировать льготные кредиты для технологичных предпринимателей, изменят правила привлечения юрлиц к административной ответственности и расширят список компаний, которые должны подчиняться требованиям 115-ФЗ.

Появятся программы льготного кредитования технологичного бизнеса

В апреле Правительство РФ начнёт субсидировать льготные кредиты предпринимателям, которые выпускают высокотехнологичную и инновационную продукцию. Государство вернёт разницу между банковской ставкой и льготной — она составит 3%. Например, если банк выдал кредит под 15% годовых, Правительство будет выплачивать 12%, чтобы ставка для предпринимателя составила 3%.

Отдельная программа льготного кредитования появится в Москве. Она будет действовать для компаний, которые занимаются важными для города проектами в сфере науки, промышленности и информационных технологий. Для среднего бизнеса льготная ставка составит 5,5% годовых, для малых предприятий и микробизнеса — 7%.

Что это значит: Если вы занимаетесь технологичными проектами, то можете претендовать на льготную ставку по кредитам. Заявки на федеральную субсидию подают через цифровую платформу МСП, на московскую — через личный кабинет на сайте Мэра Москвы.

Основание: Постановление Правительства РФ от 25 марта 2022 г. № 469, сообщение Правительства Москвы от 29 марта 2022 г.

Расширится список компаний, подчиняющихся требованиям 115-ФЗ

Центральный банк России постоянно ужесточает контроль за соблюдением закона о противодействии отмыванию. Например, в прошлом году коммерческие банки начали более тщательно проверять операции клиентов — мы рассказывали в отдельной статье, почему это произошло.

Читайте также:  Как опознать мошенника при трудоустройстве за рубеж

Теперь участниками контроля станут не только банки. С 1 апреля проверять клиентов и следить за соблюдением антиотмывочного законодательства обяжут:

  • лизинговые компании;
  • адвокатов и нотариусов;
  • аудиторские организации;
  • ИП-продавцов ювелирных изделий и драгметаллов;
  • телекоммуникационные компании;
  • организаторов азартных игр.

Что это значит: Участники контроля по 115-ФЗ должны передавать в Росфинмониторинг информацию о собственных и клиентских операциях, если они могут показаться Центральному банку необычными. Их перечень доступен в приказе ведомства. Кроме того, им придётся передавать информацию о проверке клиентов, а также об отказах в проведении операций.

Основание: Приказ Росфинмониторинга от 08 февраля 2022 г. № 18

Станут обязательными коды маркировки в чеках

Новое правило начнёт действовать с 20 апреля и затронет интернет-магазины, которые продают маркированные товары. Теперь на каждом чеке предприниматели обязаны указывать код маркировки по системе «Честный знак».

После 20 апреля за каждый чек без кода маркировки предприниматели будут получать предупреждение или штраф 10 тыс. руб. Должностных лиц тоже могут оштрафовать — на 2 тыс. руб.

Что это значит: Если вы продаёте товары в онлайне, проверьте настройки кассового оборудования. Если добавить поле с кодом маркировки нельзя, свяжитесь с производителем или продавцом онлайн-кассы: они бесплатно настроят технику, иначе им самим придётся оплачивать ваши штрафы.

Основание: Постановление Правительства от 8 июля 2021 г. № 1139

Изменятся правила привлечения бизнеса к административной ответственности

С 6 апреля юридические лица смогут избежать штрафов за административные правонарушения. Это возможно, если одновременно соблюдаются два условия:

  • виновные должностные лица или работники получили административный штраф;
  • юридическое лицо приняло все меры для избежания правонарушения.

Дополнительные льготы получат малые предприятия из реестра МСП и организации из реестра социально ориентированных НКО. Они будут получать штрафы ниже минимального размера по КоАП, если на момент нарушения уже состояли в реестрах. А если к ответственности привлекают ИП, то штраф уменьшится в два раза.

Что это значит: Малый и социально ответственный бизнес будут реже привлекать к административной ответственности, а сами штрафы станут меньше. Это необходимо, чтобы поддержать предпринимателей в кризисное время. 

Если вы не знаете, относится ли ваш бизнес к малым предприятиям, проверьте статус по ИНН в реестре субъектов МСП. А если по какой-то причине компании там нет, почитайте статью «Как предпринимателю попасть в реестр субъектов МСП, чтобы получить льготы».

Основание: Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ

Появится новая форма декларации по акцизам на отдельные виды товаров

Раньше предприниматели сдавали акцизные декларации по старым формам, но с 15 апреля для некоторых товаров начнут действовать новые. Они распространяются на:

  • жидкую сталь;
  • легковые машины и мотоциклы;
  • природный и сжиженный углеродный газ;
  • бензин, бензол, средние дистилляты и дизельное топливо;
  • моторные масла для дизелей и инжекторов;
  • этан и авиационный керосин.

Что это значит: Начиная с мая 2022 года, подавать декларации по акцизам нужно по новым формам. Подача документов старого формата будет приравниваться к непредставлению отчётности — это грозит штрафом в 5% от не уплаченной вовремя суммы акциза. Штраф будет начисляться за каждый месяц, пока не налоговая не получит корректную декларацию.

Основание: Приказ ФНС России от 12 января 2022 г. № ЕД-7-3/8@

ИНН контрагента в платёжках станет обязательным

Раньше предприниматели могли переводить деньги по наименованию и номеру счёта контрагента — без ИНН, КПП и прочих реквизитов. Но с 1 апреля ИНН контрагента станет обязательным полем для заполнения. 

Что это значит: Теперь в каждой платёжке придётся добавлять два обязательных реквизита контрагента:

Если вы забудете указать один из реквизитов, банк не сможет провести платёж и попросит сделать уточнение — на это дают не больше пяти рабочих дней. В противном случае платёж вернут.

Основание: Положение Центрального банка РФ от 29 июня 2021 г. № 762-П

Переводные процедуры: новые штрафы за нарушение «антиотмывочного» закона отложили на полгода

ЦБ до 1 апреля 2022 года не будет штрафовать банки за нарушение новых правил «антиотмывочного» закона, которые касаются отслеживания кредитными организациями операций в адрес НКО и всех денежных переводов из утвержденного властями списка стран.

Об этом сказано в письме регулятора, направленном в кредитные организации («Известия» с ним ознакомились). Соответствующие поправки вступают в силу с 1 октября. Нововведение многократно повысило нагрузку на банки, потребовав масштабной перенастройки комплаенс-систем, утверждают их представители.

В связи с изменениями число блокировок перечислений из-за рубежа вырастет, ожидают эксперты.

Контроль — минус

Поправки в «антиотмывочный» закон, расширяющие перечень подлежащих обязательному контролю операций, были приняты летом 2021 года.

В частности, изменения предполагают контроль за всеми операциями в адрес некоммерческих организаций (за исключением отдельных НКО, например, являющихся госорганами или реализующих программы дошкольного образования).

Кроме того, нововведение требует отслеживать получение физлицами и юрлицами всех денежных переводов, поступающих с территории иностранного государства из специального списка (утверждается Росфинмониторингом). Поправки вступают в силу с 1 октября.

Учитывая, что реализация указанных изменений потребует принятия банками комплекса мер организационно-технического характера, ЦБ считает целесообразным воздержаться в период с 1 октября 2021-го по 1 апреля 2022-го от применения мер за нарушение порядка или сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации об операциях в соответствии с изменениями в «антиотмывочный» закон. Об этом сказано в письме Банка России в кредитные организации. В регуляторе «Известиям» подтвердили, что временно не будут применять меры к банкам.

В документе отмечено, что введение моратория на применение санкций согласовано с Росфинмониторингом. «Известия» направили запрос в службу.

По оценкам Росбанка, нововведение увеличивает нагрузку на банки, что, соответственно, потребует роста численности подразделения, ответственного за выявление операций и отправку сообщений в Росфинмониторинг.

Банк «Зенит» проводит необходимые мероприятия по настройке программного обеспечения по выявлению и заполнению формализованного электронного сообщения, рассказала начальник департамента финансового мониторинга кредитной организации Людмила Соколова. По ее словам, изменения в закон затрудняют процесс автоматизации выявления таких операций, поскольку не определены признаки исключения по НКО, не подлежащие обязательному контролю. Некоторые поля необходимо заполнять вручную, уточнила она.

— Также затруднен мониторинг операций по получению физическими и юридическими лицами денежных средств с территории иностранного государства из разных систем банка.

Перечень государств на данный момент не опубликован Росфинмониторингом.

Чтобы не допустить технических ошибок и предоставления недостоверной информации в уполномоченный орган, у банков увеличатся трудозатраты на операции, подлежащие обязательному контролю, — подчеркнула Людмила Соколова.

Она добавила, что для исключения ошибок кажется целесообразным перенос даты вступления изменений на I квартал 2022 года.

Блокировки ожидаются

Национальный совет финансового рынка еще в день опубликования федерального закона № 230-ФЗ направил в ЦБ письмо с просьбой ввести мораторий на применение мер за его нарушение и в целом пересмотреть предлагаемые нормы, напомнил замглавы НСФР Александр Наумов. По его словам, регулятор совместно с Росфинмониторингом поддержал предложения рынка.

— Банки не могли исполнить новые требования в срок. Затраты на отчетность перед Росфинмониторингом увеличиваются в несколько десятков раз у некоторых организаций. Кроме того, сам закон не продуман с точки зрения технологии его реализации в банках, — заявил Александр Наумов.

Он пояснил, что отслеживать все операции в адрес физлиц и юрлиц без ограничения по сумме — это очень большой объем работы, даже при наличии перечня стран, определяемых Росфинмониторингом.

Кроме того, под установленные критерии попадают ситуации, когда гражданин сам себе перечислит деньги через иностранный банк, или если человек оформил возврат покупки из зарубежного интернет-магазина и должен получить от него средства, рассказал замглавы НСФР.

По его словам, также странно, что из обязательного контроля исключаются НКО, реализующие программы дошкольного образования, при этом нормы по-прежнему затрагивают заведения среднего и высшего образования, медицинские, религиозные и иные социально ориентированные НКО.

Также непонятно где брать реестр зарегистрированных ТПП объединений работодателей, добавил специалист.

Для перестраховки явно будет увеличено количество случаев блокировки счетов и транзакций, связанных с переводами денег из-за рубежа, что создаст неудобства для клиентов банков, считает управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев. Он ожидает, что доказывать легальность средств придется самим россиянам.

— С точки зрения бремени сбора и предоставления документов, оно будет разделено между иностранцами и получателями платежа, но с юридической точки зрения бремя будет возлагаться именно на получателя денежных средств в России. Причина проста и очевидна — Росфинмониторинг и коммерческие банки не могут применять санкции к иностранным лицам, — отметил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.

Перечень стран, переводы из которых подпадут под обязательный контроль, не будет публиковаться в открытом доступе — его направят напрямую в банки, отметил член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев. По его предположениям, туда войдут страны из списка офшорных юрисдикций, такие как Сейшельские и Маршалловы Острова, а также государства из «черного» и «серого» списка ФАТФ, например, Северная Корея и Иран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector