Главной целью проведения ГЭУТ (государственной экспертизы условий труда) является профессиональная и максимально объективная оценка таких моментов, как:
- проведенная СОУТ;
- законность и размер назначенных сотрудникам льгот;
- правильность начисления компенсаций;
- качество рабочей деятельности по фактической оценке УТ;
- правильность проведения лабораторного и инструментального контроля на рабочих местах;
- идентификация ВОПФ;
- определение класса УТ;
- наличие или отсутствие оснований для установления гарантий работникам.
Данные цели и предназначение процедуры прописаны в ст. 216.1 ТК РФ.
Причины инициирования экспертизы
На данный момент отмечается две основные причины для проведения ГЭУТ. Они касаются крайностей проведения СОУТ, которые становится основанием для появления разногласий. Каждую из причин стоит рассмотреть более подробно.
Причина 1
Экспертизу часто требуется проводить по причине высокой стоимости процедуры СОУТ и проведения спецоценки. Повышается она в следующих условиях:
- Монополизация услуги в отдаленных и малонаселенных областях РФ.
- Перенасыщенность рынка компаний и предприятий в центральных областях России.
Проблема с проведением СОУТ основана не только на повышении стоимости. В некоторых регионах ее в принципе сложно провести. Например, в Забайкальском крае специальная оценка осуществляется только для крупных промышленных производств и для деревообрабатывающих организаций. Фермерские хозяйства при этом не стремятся проводить оценки.
В подобном случае необходимые проверки проводятся специальными городскими экспертами, имеющими соответствующие аккредитации. На основе появившегося исключительного права, без непосредственного участия работодателя проводят требуемые замеры.
Стоимость в данном случае зависит от количества выявленных при проверке вредных классов УТ. Именно по этой причине компания выставляет крупные счета за проверку, гарантии и льготы. У работодателей данных регионов обычно нет собственного опытного специалиста ОТ, потому представленные выводы считаются истиной и не оспариваются.
Причина 2
ГЭУТ проводят после обращений в суд и после выявленных нарушений в процессе оценки. Довольно часто экспертная организация вступает в сговор с руководителем компании. В результате проводятся такие действия:
- Занижение классов условий трудовой деятельности.
- Отсутствие полноценного ВОПФ.
- Проведение формального лабораторного контроля.
- Отнесение множества разнородных процессов к аналогичным рабочим местам.
- Игнорирование мнения экспертов.
- Сотрудникам не поясняются их права.
В данном случае комиссия не общается с экспертами. По сути всеми вопросами занимается определенный представитель работодателя. Стоимость проверки здесь зависит от уровня сговорчивости экспертной организации.
Во всех перечисленных ситуациях возникает определенный конфликт. При наличии первой причины руководитель компании рано или поздно начинает сомневаться с том, насколько обоснованными были дополнительные финансовые траты. Вопросы такого плана начинают возникать после понимания, что иные предприятия с аналогичным направлением деятельности платят меньше.
При наличии второй причины сотрудник просто обнаруживает, что его права были нарушены и обращается в суд или к специалистам для проведения ГЭУТ. Профессионалы довольно быстро обнаруживают недочеты в проведенном СОУТ, проводя такие операции:
- анализ деклараций;
- изучение сводных счетов;
- анализ статистики;
- проведение плановых и внеплановых проверок.
Имеющий опыт инспектор довольно быстро обнаружит стройность показателей при достаточно плачевном состоянии условий труда по факту.
Государственная экспертиза условий труда
В последнее время вопросам охраны труда, оценки условий труда уделяется все большее внимание. Контроль в этой сфере осуществляется в виде государственной экспертизы. Попробуем разобраться в том, как она проводится, какие негативные последствия могут возникнуть по ее результатам.
Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций. Основания для проведения экспертизы установлены в приказе Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда». К ним, в частности, относятся:
- обращения работников, профессиональных союзов, работодателей, органов исполнительной власти, органов ФСС РФ и иных страховщиков;
- определения судебных органов;
- представления государственных инспекций труда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований закона о специальной оценке условий труда.
Срок проведения экспертизы определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Проведение государственной экспертизы условий труда предусмотрено трудовым законодательством.
Работодатель может обратиться за проведением госэкспертизы на основании ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ для того, чтобы сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций, а также чтобы исключить риск привлечения к административной ответственности.
Например, на вредных и тяжелых производствах при проведении специальной оценки условий труда специалистов, которые работают неполный рабочий день или неполное рабочее время, а также в части специалистов, которые совмещают вредные условия труда с обычными условиями труда, возникают спорные вопросы в отношении:
- оплаты труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 147 ТК РФ);
- оплаты ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
- затрат на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч.ч. 1, 6 ст. 213 ТК РФ).
Ответить на эти вопросы поможет госэкспертиза.
Приказ на главного инженера строительной организации образец
Кроме того, нередко за проведением государственной экспертизы условий труда обращаются сами сотрудники. Причин для обращения в трудовую инспекцию достаточно много:
- непроведение инструктажей по охране труда;
- несчастные случаи на производстве;
- отсутствие оплаты труда в повышенном размере;
- отсутствие ежегодных дополнительных отпусков;
- непроведение специальной оценки условий труда.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Если с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда обратился работник, то она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).
В этом случае работник не должен информировать непосредственного работодателя об обращении в трудовую инспекцию. Понять, что в отношении работодателя проводится проверка, возможно по следующим документам:
- запрос из трудовой инспекции в отношении предоставления работодателем документации и материалов, необходимых при проведении государственной экспертизы;
- обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места;
- запрос о проведении испытаний на рабочих местах.
Еще одним неприятным случаем проведения государственной экспертизы условий труда является решение суда. Причиной такого решения может стать:
- несоблюдение работодателем требований охраны труда;
- несчастный случай, в результате которого произошла гибель одного и более человек;
- наложение административного взыскания на работодателя.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Государственная экспертиза условий труда проводится Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, ГИТ, определений судебных органов.
Что проверяется в рамках государственной экспертизы условий труда?
Не нужно думать, что при осуществлении государственной экспертизы условий труда трудовая инспекция проверит все, начиная от трудовых договоров и заканчивая бухгалтерской отчетностью. На самом деле в рамках государственной экспертизы условий труда проверяется:
- соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
- наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;
- соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и(или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;
- наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;
- правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;
- соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;
- правильность идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и(или) опасных производственных факторов;
- правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;
- соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений требованиям законодательства;
- соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и(или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и(или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;
- правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- правильность предоставления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций;
- правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах);
- соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Целью экспертизы является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
- Также в рамках экспертизы труда оценивается правильность предоставления:
- а) сокращенной продолжительности рабочей недели;
- б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
- в) оплаты труда в повышенном размере;
- г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.
- Кроме того, эксперт анализирует:
- а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);
- б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);
- в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);
- г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
- Таким образом, в сферу проведения государственной экспертизы условий труда входит исключительно проверка правильности проведения самой спецоценки, а также фактическое соблюдение режимов труда, установленных по ее результатам, предоставление работникам гарантий, установленных законодательно.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Если изменения и исследования должен был оплатить работодатель, но не сделал этого, копия заключения государственной экспертизы направляется в ГИТ по месту нахождения рабочих мест для принятия решения о проведении мероприятий по контролю (надзору) на указанных рабочих местах.
Процедуры государственной экспертизы условий труда и сроки ее проведения
Всего законодательно предусмотрено проведение 4 этапов государственной экспертизы условий труда.
Этапы государственной экспертизы
Первый этапРассмотрение оснований для проведения экспертизы | Второй этапПроведение экспертной оценки условий труда | Третий этапПроведение исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса | Четвертый этапОформление результатов государственной экспертизы |
Срок 1-го этапа составляет 7 дней. В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления государственный эксперт (экспертная комиссия) определяет полноту содержащихся в заявлении сведений об объектах государственной экспертизы, их достаточность для экспертизы и вносит предложение руководителю государственной экспертизы условий труда о ее проведении или непроведении.
На 2-м этапе эксперт анализирует отчет о проведении специальной оценки условий труда. Его задача – проверить соответствие отчета требованиям законодательства, а также соблюдение условий труда на рабочем месте.
На 3-м этапе проводятся конкретные исследования и измерения, на этом этапе эксперт выявляет, не было ли допущено ошибок при осуществлении специальной оценки условий труда.
Обратите внимание: исследования проводятся не за счет государства. Измерения и исследования в основном проводятся за счет заявителя или работодателя, которые в течение 10 дней с момента получения уведомления о необходимости их проведения должны оплатить расходы на указанные исследования и испытания.
В рамках 4-го этапа по результатам экспертизы государственным экспертом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.
В проект включаются следующие сведения:
- о качестве проведения специальной оценки условий труда;
- об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда;
- о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 216.1 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда
Ст 216.1 ТК РФ с ми и изменениями 2020-2021 года.
- Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
- Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- абзац утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;
- фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Статья 216.1. ТК РФ Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда | ГАРАНТ
Статья 216.1. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В случае необеспечения работника в соответствии с настоящим Кодексом средствами коллективной защиты и средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка работника.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создавать для него условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; проводить другие мероприятия.
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Новая редакция Ст. 216.1 ТК РФ
- Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
- Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- абзац четвертый утратил силу с 1 января 2014 г.;
- фактических условий труда работников.
- Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
- Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
- Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Комментарий к Статье 216.1 ТК РФ
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной инспекцией труда. Положение о проведении указанной экспертизы утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Государственная экспертиза условий труда позволяет оценить качество проведенной аттестации и обоснованность выплаты компенсаций за «вредность». Напомним: сотрудникам, которые заняты на тяжелых работах, трудятся в опасных или вредных условиях, положены доплаты к заработку и компенсации.
Перечень таких работ, минимальные размеры и условия повышения заработка гражданам, занятым на «вредных» работах должно определить Правительство РФ (ст. 147 Трудового кодекса РФ).
Но поскольку такого документа все еще на сегодняшний день не разработано, то при назначении доплат руководствуются перечнем, который утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78.
Помимо доплат за вредность работодатели обязаны выплачивать и компенсации. Их размеры, условия и порядок выплаты также должно определить Правительство РФ.
Однако для выплаты такой компенсации недостаточно, чтобы работа сотрудника была поименована в перечне тяжелых, вредных или опасных работ. Работодателю также необходимо будет провести аттестацию рабочих мест.
Ее результаты или заключение государственной экспертизы подтвердят, что условия труда безопасны, компенсацию платить не нужно.
Вообще проводить аттестацию рабочих мест организации должны не реже, чем раз в пять лет. Порядок ее проведения должно разработать Минздравсоцразвития России (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Напомним: сейчас все еще действует Положение об аттестации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.
В ходе аттестации оценивают вредные производственные факторы, травмобезопасность, обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
В свою очередь, государственная экспертиза условий труда позволяет оценить качество проведенной аттестации и обоснованность выплаты компенсаций. Сейчас ее проводят в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Кроме того, госэкспертиза призвана оценить, насколько проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. А также фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
- Комментируемая статья дает ответ на вопрос, на основании чего проводится государственная экспертиза условий труда. Делается это, когда:
- — судебные органы вынесли соответствующее определение;
- — в случае обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, ФСС России.
- Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
- — беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей;
- — запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- — проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий.
- Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
- — составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС России;
- — обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- — обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Другой комментарий к Ст. 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Государственная экспертиза условий труда возведена на законодательный уровень. Она необходима для формирования банка данных об условиях труда на рабочих местах, что позволит работодателям принимать эффективные локальные документы, а государственным органам — разумные управленческие решения.
Государственную экспертизу условий труда осуществляет Всероссийская государственная экспертиза условий труда и государственная экспертиза условий труда субъектов РФ. Положение о проведении государственной экспертизы труда утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (Российская газета. 2003.
6 мая), в соответствии с которым уточнено распределение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, отвечающими за охрану труда.
На федеральные органы возложено определение системы и порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, а на субъекты Федерации — непосредственная организация и осуществление этих работ.
В настоящее время функция государственной экспертизы осуществляется на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти по надзору в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности (см. статьи гл. 57 ТК РФ и комментарий к ним).
2. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выработка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска.
3.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений посещать организации, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения экспертизы документацию, предъявлять работодателям или их представителям обязательные предписания об устранении нарушений или о предоставлении компенсаций за тяжелую работу или работу с вредными и опасными условиями труда.
Государственная экспертиза условий труда
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственная экспертиза условий труда
Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.
Содержание
Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.
Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.
Что такое госэкспертиза условий труда
Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.
Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.
Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.
Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека.
Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.
Органы, осуществляющие экспертизу условий труда
Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.
По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.
Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.
Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:
- федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
- исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.
Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.
1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы).
Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.
Цели государственной экспертизы условий труда
Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.
Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.
Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:
- повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
- отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
- оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
- соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.
Основания проведения экспертизы
Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.
Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.
Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.
Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда.
Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:
- фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
- работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
- применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
- политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.
Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество.
Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.