Статья 378 ТК РФ. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Статья 378 ТК посвящена ответственности за нарушение прав профсоюзов. Эта статья завершает главу 58 ТК, описывающую нюансы защиты прав работников органами профсоюзов.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Статья 378 ТК РФ. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Структура ст. 378 ТК

Данная статья имеет минимальный объём. В её единственном абзаце указывается, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профсоюзов, несут ответственность в соответствии с ТК и иными федеральными законами.

Рассмотренная статья, как видно из её содержания, имеет отсылочный характер. Для её грамотного применения необходимо ознакомиться с источниками, на которые она ссылается.

Основные вопросы по использованию ст. 378 ТК

Какие конкретно источники, описывающие аспекты наказаний за нарушение прав профсоюзов, имеет в виду эта статья?

Актуальное законодательство предусматривает довольно большой спектр наказаний для лиц, нарушивших законные права профсоюзов.

Статья 30 ФЗ № 10 «О профсоюзах» от 12.01.96 указывает, что нарушители прав профсоюзов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. В число этих нарушителей могут входить наниматели, должностные лица государственных и муниципальных структур.

Принципы административной ответственности разобраны в КоАП, который содержит порядка десяти статей, нацеленных на нарушителей в сфере трудовых взаимоотношений. Эти статьи могут применяться и в делах, связанных с нарушением прав профсоюзов:

  • Пункты 1 и 2 ст. 5.27 предусматривают наказание за нарушение законов и иных актов, затрагивающих сферу трудового права.
  • Статьи 5.28-5.31 посвящены наказаниям за разнообразные нарушения, связанные с колдоговорами, соглашениями.
  • Ст. 5.34 описывает ответственность за неправомерное увольнение сотрудников, задействованных в забастовках и пр.

В КоАП предусмотрены следующие возможные формы административной ответственности по упомянутым статьям: предупреждения, штрафы, а в случае рецидива по п. 2 ст. 5.27 дело может закончиться и дисквалификацией.

Дисциплинарная ответственность, как подчёркнуто в вышеупомянутой ст. 30, может доходить до увольнения сотрудника, допустившего соответствующие нарушения. В ней указано, что профсоюзы могут прямо потребовать уволить конкретное лицо, нарушившее их права. Причём под этими сотрудниками в статье подразумеваются не только топ-менеджеры, но и любые должностные лица.

Возможны и менее категоричные способы дисциплинарных наказаний – они перечислены в ст. 192 ТК. К ним относятся замечание и выговор. Также в этой статье говорится, что соответствующие положения отраслевых законов могут предусматривать и иные формы дисциплинарной ответственности. Ключевые принципы реализации наказаний дисциплинарного характера изложены в ст. 193 ТК.

Что касается уголовной формы наказания, то в действующем законодательстве за нарушение прав профсоюзов она не предусмотрена.

Конкретный формат наказания для нарушителя может определяться в судебном порядке. Ст. 29 ФЗ № 10 от 12.01.96 указывает, что профсоюзы имеют право на судебную защиту. Причём заявление в суд может подаваться как прокурором, так и самим профсоюзом или первичной профорганизацией.

Ответственность за нарушение прав профсоюзов, о которой говорится в комментируемой статье, носит особый характер?

Нет, поскольку актуальное законодательство, посвящённое дисциплинарной или административной ответственности, не говорит про наказание именно за нарушения прав профсоюзов.

В рассмотренных выше источниках нарушителей привлекают к ответственности за нарушения трудового законодательства. В конкретном случае эти нарушения могут быть связаны с правами профсоюзов.

Следовательно, привлечение к ответственности лиц, нарушивших эти права, происходит на общих основаниях разбирательств в сфере трудовых взаимоотношений.

Статья 378 ТК РФ, действующая редакция трудового кодекса на 2022 год с ми

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комментарий к статье

Нарушение закрепленных в Трудовом кодексе РФ, федеральных законах и других нормативных правовых актах прав и гарантий деятельности профессиональных союзов — это нарушение законодательства о труде. Следовательно, за нарушение прав профсоюзов наступают те же виды юридической ответственности, что и за нарушение законодательства о труде в целом.

Статья 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гарантирует судебную защиту прав профсоюзов. Это означает, что любое нарушенное право профессионального союза может и должно быть восстановлено в судебном порядке.

Статья 30 названного выше Закона предусматривает, что должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение прав профсоюзов.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым кодексом РФ.

Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен ст. 193 ТК РФ.
Статьей 5.27 КоАП РФ предусматривается, что нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.

; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3 лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Уголовная ответственность за нарушение прав профессиональных союзов Уголовным кодексом РФ не предусмотрена.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь в соц сетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Поделиться с друзьями

Важно знать!

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.

Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты! Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Задать вопрос юристу бесплатно

Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

  • Статья 419. Виды
    ответственности за нарушение трудового
    законодательства и иных актов, содержащих
    нормы трудового права
  • Комментарий к статье
    419
  • Комментируемая статья
    содержит отсылочную норму о привлечении
    к ответственности за нарушение трудового
    законодательства и иных нормативных
    актов, содержащих нормы трудового права.
  • В данной статье
    предусматривается пять видов
    ответственности: дисциплинарная,
    материальная, гражданско-правовая
    (имущественная), административная и
    уголовная.

В зависимости от характера
правонарушений в сфере труда, их мотивов,
способов совершения, степени тяжести,
последствий и т.д.

наступает один из
предусмотренных видов ответственности.

Дисциплинарная
ответственность

работников наступает за нарушение
трудовой дисциплины, т.е. за совершение
дисциплинарного проступка. Понятие
дисциплинарного проступка и перечень
дисциплинарных взысканий закреплены
в ст.
192 ТК.

Общим основанием для
привлечения к дисциплинарной
ответственности является неисполнение
или ненадлежащее исполнение работником
его трудовых обязанностей (ст.
192 ТК). Помимо
этого, в ряде статей ТК специально
говорится о дисциплинарной ответственности
за те или иные дисциплинарные проступки
(ст.
ст. 90, 357,
409,
416,
417
ТК).

Читайте также:  Как организовать бухгалтерский учет маркетплейса

В соответствии со ст.

362 ТК при
виновном нарушении руководителями и
иными должностными лицами организаций,
а также работодателями — физическими
лицами трудового законодательства и
иных актов, содержащих нормы трудового
права, условий коллективных договоров,
соглашений, указанные лица привлекаются
к ответственности, в том числе
дисциплинарной, по правилам, установленным
ст.
ст. 192 — 195
ТК.

Материальная
ответственность

в трудовом праве также является одним
из видов юридической ответственности.
Трудовое законодательство предусматривает
взаимные обязательства сторон трудового
договора (работодателя и работника)
возместить ущерб, причиненный другой
стороне.

Особенностью и отличием
имущественной ответственности по
трудовому законодательству от
гражданско-правовой ответственности
является то, что ни работник, ни
работодатель не обязаны возмещать
упущенную выгоду. Возмещению подлежит
только прямой реальный ущерб, т.е.

расходы, которые необходимы для
восстановления (или приобретения
утраченного) имущества.

Материальная ответственность
руководителя организации, его заместителей
и главного бухгалтера имеет некоторые
особенности. Руководитель организации
на основании ч.
1 ст. 277 ТК несет
полную материальную ответственность
за прямой действительный ущерб,
причиненный организации его виновными
противоправными действиями.

Кроме того,
руководитель организации возмещает
организации убытки, возникшие в результате
его виновных действий, но лишь в случаях,
предусмотренных федеральными законами.

Так, например, Федеральным законом «Об
акционерных обществах» установлена
ответственность перед обществом
единоличного исполнительного органа
акционерного общества (директора,
генерального директора) за убытки,
причиненные обществу его виновными
действиями (бездействием) (ст.
71).

Согласно ст.
243 ТК материальная
ответственность в полном размере
причиненного работодателю ущерба может
применяться к заместителям руководителя
организации, главным бухгалтерам, если
условие о полной материальной
ответственности включено в заключаемые
с ними трудовые договоры.

Гражданско-правовая
ответственность

в виде обязательства по компенсации
вреда возникает, если в результате
нарушения трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, вред
был причинен лицу (лицом), не являющемуся
(не являющимся) стороной трудовых
отношений, по нормам гражданского
законодательства. Так, например, в
соответствии со ст.
417 ТК орган,
объявивший забастовку и не прекративший
ее после признания ее незаконной, обязан
компенсировать вред, причиненный этой
забастовкой, на основе норм гражданского
законодательства.

Вред, причиненный
работникам в результате несчастных
случаев или профессиональных заболеваний
и не возмещенный в полном объеме по
социальному страхованию, влечет
ответственность работодателя по нормам
гражданского права. Работодатель должен
возместить разницу между страховым
возмещением и фактическим ущербом.

Административная
ответственность

за нарушение трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, может
применяться в случаях, указанных в КоАП.

Административная
ответственность руководителя, иных
должностных лиц организации состоит в
применении к указанным лицам мер (видов)
административных взысканий за
административные правонарушения, что
выражается в наложении штрафа на
указанных лиц. В гл.
5 КоАП
«Административные правонарушения,
посягающие на права граждан»
предусмотрены составы административных
правонарушений, совершаемых должностными
лицами, включая сферу труда.

Под должностным лицом
согласно ст.
2.4 КоАП понимается
лицо, постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, т.е.

наделенное в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся в
служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции в государственных органах,
органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных
Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.

Нарушение законодательства
о труде и об охране труда влечет наложение
административного штрафа на должностных
лиц в размере от 1000 до 5000 руб.

; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное
приостановление деятельности на срок
до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс.
до 50 тыс. руб.

или административное
приостановление деятельности на срок
до 90 суток (ст.
5.27 КоАП).

Другой вид административного
наказания — дисквалификация на срок от
одного года до трех лет — применяется в
отношении должностного лица за нарушение
законодательства о труде и об охране
труда, если указанное лицо ранее уже
подвергалось административному наказанию
за аналогичное правонарушение (ч.
2 ст. 5.27 КоАП).

В соответствии с ч.
1 ст. 3.11 КоАП
наказание в виде дисквалификации
назначается судьей.

Дисквалификация
заключается в лишении физического лица
права замещать должности федеральной
государственной гражданской службы,
должности государственной гражданской
службы субъекта РФ, должности муниципальной
службы, занимать должности в исполнительном
органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также осуществлять управление
юридическим лицом в иных случаях,
предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация
устанавливается на срок от шести месяцев
до трех лет.

Дисквалификация может быть
применена к лицам, замещающим должности
федеральной государственной гражданской
службы, должности государственной
гражданской службы субъекта РФ, должности
муниципальной службы, к лицам,
осуществляющим организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции в органе юридического лица, к
членам совета директоров (наблюдательного
совета), к лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, а также
к лицам, занимающимся частной практикой
(ч.
3 ст. 3.11 КоАП).

Административная
ответственность установлена для
работодателя или лица, его представляющего,
за следующие административные
правонарушения в сфере труда: за уклонение
от участия в переговорах о заключении
коллективного договора, соглашения
либо нарушение срока их заключения (ст.
5.

28 КоАП);
непредоставление информации, необходимой
для проведения коллективных переговоров
и осуществления контроля за соблюдением
коллективного договора, соглашения
(ст.
5.29 КоАП). За
указанные правонарушения может быть
наложен административный штраф в размере
от 1000 до 3000 руб.

Необоснованный отказ
работодателя или лица, его представляющего,
от заключения коллективного договора,
соглашения влечет за собой наложение
административного штрафа в размере от
3000 до 5000 руб. (ст.
5.30 КоАП).

За нарушение или
невыполнение обязательств по коллективному
договору, соглашению налагается штраф
в размере от 3000 до 5000 руб. (ст.
5.31 КоАП).

Административная
ответственность работодателя или его
представителя за уклонение от получения
требований работников и от участия в
примирительных процедурах, в том числе
непредоставление помещения для проведения
собрания (конференции) работников в
целях выдвижения требований или создание
препятствий проведению такого собрания
(такой конференции), в соответствии со
ст.
5.32 КоАП влечет
наложение административного штрафа в
размере от 1000 до 3000 руб.

Невыполнение работодателем
или его представителем обязательств
по соглашению, достигнутому в результате
примирительной процедуры, влечет
наложение административного штрафа в
размере от 2000 до 4000 руб. (ст.
5.33 КоАП).

Также предусмотрена
административная ответственность
работодателя за увольнение работников
в связи с коллективным трудовым спором
и объявлением забастовки (локаут).
Указанное правонарушение влечет
наложение административного штрафа в
размере от 4000 до 5000 руб. (ст.
5.34 КоАП).

Административный штраф
налагается государственными инспекторами
труда (ч.
1 ст. 23.12 КоАП)
либо на основании решения суда,
государственный инспектор труда, к
которому поступило дело о таком
административном правонарушении,
передает его на рассмотрение судье (ч.
ч. 1 и 2
ст. 23.1 КоАП).

Виновное лицо привлекается
к уголовной
ответственности

за нарушение трудового законодательства
и нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права. Так, ст.

143 УК установлена
уголовная ответственность за нарушение
правил техники безопасности или иных
правил охраны труда, совершенное лицом,
на котором лежали обязанности по
соблюдению этих правил, если это повлекло
по неосторожности причинение тяжкого
вреда здоровью человека.

Читайте также:  Оформлять ли счет-фактуру, если покупатель на ОСНО передал обратно товар продавцу на упрощенке

Данное преступление
наказывается штрафом в размере до 200
тыс. руб. или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
до 18 месяцев, либо обязательными работами
на срок до 480 часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо
принудительными работами на срок до
одного года, либо лишением свободы на
тот же срок.

То же деяние, повлекшее
по неосторожности смерть человека,
наказывается лишением свободы на срок
до трех лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.

Необоснованный отказ в
приеме на работу или необоснованное
увольнение женщины по мотивам беременности
или женщины, имеющей детей в возрасте
до трех лет, согласно ст.
145 УК наказываются
штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в
размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до 18 месяцев
либо обязательными работами на срок до
360 часов.

Статьей
145.1 УК установлена
уголовная ответственность за невыплату
заработной платы.

Частичная невыплата
свыше трех месяцев заработной платы,
пенсий, стипендий, пособий и иных
установленных законом выплат, совершенная
из корыстной или иной личной
заинтересованности руководителем
организации, работодателем — физическим
лицом, руководителем филиала,
представительства или иного обособленного
структурного подразделения организации,
наказывается штрафом в размере до 120
тыс. руб. или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
до одного года, либо лишением права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью
на срок до одного года, либо принудительными
работами на срок до двух лет, либо
лишением свободы на срок до одного года.
Полная невыплата свыше двух месяцев
заработной платы, пенсий, стипендий,
пособий и иных установленных законом
выплат или выплата заработной платы
свыше двух месяцев в размере ниже
установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда,
совершенные из корыстной или иной личной
заинтересованности руководителем
организации, работодателем — физическим
лицом, руководителем филиала,
представительства или иного обособленного
структурного подразделения организации,
наказывается штрафом в размере от 100
тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до трех лет либо принудительными
работами на срок до трех лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового,
либо лишением свободы на срок до трех
лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или
без такового.

Те же деяния, повлекшие
тяжкие последствия, наказываются штрафом
в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в
размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от одного
года до трех лет либо лишением свободы
на срок от двух до пяти лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до пяти лет или без такового.

Законодательством РФ
закреплены права профессиональных
союзов и гарантии их деятельности.
Статьей
378 ТК предусмотрена
ответственность за нарушение прав
профессиональных союзов.

Гарантируется судебная
защита прав профсоюзов (п.
1 ст. 29 Федерального
закона «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности»).

Дела о нарушениях прав
профсоюзов рассматриваются судом по
заявлению прокурора либо по исковому
заявлению или жалобе соответствующего
органа профсоюза, первичной профсоюзной
организации.

Федеральным законом «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» предусмотрено,
что должностные лица государственных
органов, органов местного самоуправления,
работодатели, должностные лица их
объединений (союзов, ассоциаций) несут
дисциплинарную, уголовную ответственность
в соответствии с федеральными законами
(ст.
30).

ТК установлено, что лица,
нарушающие права и гарантии деятельности
профессиональных союзов, несут
ответственность в соответствии с
федеральными законами (ст.
378).

Лица, нарушающие права
и гарантии деятельности профессиональных
союзов, установленные в ТК,
федеральных законах, иных нормативных
актах, тем самым нарушают трудовое
законодательство и соответственно
привлекаются к тем же видам юридической
ответственности, что и за нарушение
трудового законодательства в целом.

Их привлечение к
дисциплинарной ответственности
осуществляется по правилам ст.
193 ТК,
административная ответственность
наступает в основном по ст.
5.27 КоАП,
уголовная ответственность за нарушение
прав профессиональных союзов не
установлена.

ТК предусмотрена
ответственность за нарушение норм,
регулирующих обработку и защиту
персональных данных работника (ст.
90).

Лица, виновные в нарушении
норм, регулирующих получение, обработку
и защиту персональных данных, несут
дисциплинарную ответственность по
правилам, установленным ст.
ст.

192 — 195
ТК, а также материальную ответственность,
предусмотренную гл.

38 и 39
ТК и иными федеральными законами, а
также привлекаются к гражданско-правовой,
административной и уголовной
ответственности в порядке, установленном
федеральными законами.

За нарушение установленного
законом порядка сбора, хранения,
использования или распространения
информации о гражданах (персональных
данных) накладывается административное
взыскание в виде штрафа (ст.
13.11 КоАП): на
граждан (от 300 до 500 руб.), должностных
лиц (от 500 до 1000 руб.) и юридических лиц
(от 5000 до 10000 руб.).

Уголовная ответственность
предусмотрена за:

— незаконное собирание
или распространение сведений о частной
жизни лица, составляющих его личную или
семейную тайну, без его согласия либо
распространение этих сведений в публичном
выступлении, публично демонстрирующемся
произведении или средствах массовой
информации (ч.
1 ст. 137 УК);

— те же деяния, совершенные
лицом с использованием своего служебного
положения (ч.
2 ст. 137 УК);

— неправомерный отказ
должностного лица в предоставлении
собранных в установленном порядке
документов и материалов, непосредственно
затрагивающих права и свободы гражданина,
либо предоставление гражданину неполной
или заведомо ложной информации, если
эти деяния причинили вред правам и
законным интересам граждан (ст.
140 УК);

— неправомерный доступ
к охраняемой законом компьютерной
информации (ст.
272 УК).

Статья 378 ТК РФ. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.
Читайте также:  Документы по налогам нужно будет хранить в течение 5 лет

Статья 378 ТК РФ. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами .

Комментарий к статье 378 ТК РФ

Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов предусмотрена в ст.

30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которой должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) за нарушение законодательства о профсоюзах несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения виновных должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, предоставлено органам общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичным профсоюзным организациям. При наличии перечисленных нарушений указанные профсоюзные органы могут требовать от работодателя расторгнуть трудовой договор с виновным должностным лицом. Это требование является для работодателя обязательным к исполнению.

Право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей в случаях нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условия коллективного договора, соглашения, предоставлено также представительному органу работников, например выборному органу первичной профсоюзной организации.

Статья 195 ТК обязывает работодателя рассмотреть заявление представительного органа о допущенных нарушениях и сообщить о результатах в представительный орган работников. Если факты нарушения подтвердятся, то работодатель обязан применить к соответствующим виновным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Административная ответственность за нарушение прав профсоюзов, предусмотренных в трудовом законодательстве и иных актах, содержащих нормы трудового права, коллективных договорах, соглашениях, предусмотрена главным образом в КоАП. Эти нарушения связаны с реализацией права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений:

— в уклонении работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения (ст. 5.28 КоАП);

— в непредоставлении работодателем (или его представителем) информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП);

— в необоснованном отказе работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП);

— в нарушении или невыполнении работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП).

Возможны и другие виды нарушений прав профессиональных союзов, связанных с их полномочиями по участию в регулировании социально-трудовых отношений.

Административная ответственность выражается в наложении административного штрафа на виновных должностных лиц в размерах, установленных КоАП, применительно к виду правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливается федеральными законами.

Дела об административных правонарушениях в области трудовых отношений рассматривает Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. Штрафы налагаются государственными инспекторами труда.

Нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Трудовое законодательство устанавливает и гарантирует судебную защиту прав профсоюзов. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Другой комментарий к статье 378 ТК РФ

Нормы ТК РФ устанавливают императивный запрет на нарушение прав и гарантий профессиональных союзов для любых лиц.

В большинстве случаев речь идет об участниках трудовых правоотношений, причем, как правило, такие нарушения допускаются работодателем.

В связи с этим ТК РФ указывает на применение в отношении таких лиц мер юридической ответственности. Отсылочное предписание комментируемой статьи отправляет к иным нормам ТК РФ и иным федеральным законам.

  • Статья 30 ФЗ «О профсоюзах» устанавливает, что за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
  • Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
  • По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Относительно возможности наступления административной ответственности отметим, что непосредственно такого состава КоАП РФ не предусматривает, однако содержит составы, связанные с реализацией профсоюзами предоставленных им прав при заключении коллективных договоров, соглашений (ст.ст.5.28, 5.29, 5.31 КоАП РФ и др.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector