Статья 53.1 ТК РФ. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления компании

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

  • Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
  • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
  • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами,учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;
  • иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
  • Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
  • реорганизации или ликвидации организации;
  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
  • Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Статья 53.1. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса

Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.

Назначать представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с положениями части первой настоящей статьи, вправе представитель (представительный орган) работников, определяемый в соответствии со статьями 29 — 31 настоящего Кодекса. Решение об их назначении оформляется соответствующим протоколом, который направляется руководителю организации и в соответствующий коллегиальный орган управления организации.

Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае, если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Реформа профсоюзов позволит трудящимся усилить контроль за действиями работодателей

Госдума в третьем чтении единогласно приняла закон об участии профсоюзов в управлении предприятиями и организациями.

Член Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от фракции «Единая Россия» Андрей Исаев сказал, что эта инициатива тесно связана с предстоящим совершенствованием пенсионной системы.

По его словам, данная мера позволит трудящимся, профсоюзам усилить свой контроль за действиями работодателей в вопросах занятости людей в том числе предпенсионного возраста.

«Мы хотим подчеркнуть, что принятие этого закона именно сейчас, с нашей точки зрения, является определенным «пакетным» решением с предложениями Правительства по изменению параметров пенсионной системы.

Потому что данная мера позволит трудящимся, профсоюзам усилить свой контроль за действиями работодателей в вопросах занятости людей в том числе предпенсионного возраста, в вопросах предоставления социального пакета»,

сказал Исаев.

Закон вносит изменения в статью 53.1 Трудового кодекса Российской Федерации, дополнив основные формы участия работников в управлении организацией. Это будет выражаться в их представительстве на заседаниях коллегиальных органов предприятия или компании с правом совещательного голоса.

Также кодекс дополняется новой статьей 53.1 «Участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций». Она определяет процедуру назначения представителей работников для участия в заседаниях коллегиального органа организации с правом совещательного голоса, а также их предельную численность.

В заключении Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов говорится, что необходимость внесения указанных изменений обусловлена тем, что в настоящее время в обществе достаточно остро стоит вопрос социальной справедливости.

В современных условиях решения, принимаемые руководителями по актуальным проблемам, затрагивающим интересы всех работников, зачастую до трудовых коллективов не доводятся, не разъясняются, что нередко порождает социальную напряженность.

Законодательная инициатива принимается в целях укрепления социального партнерства, содействия пониманию работниками основных целей, задач и стратегий развития организаций, компаний, в которых они работают, говорится в решении профильного комитета. В связи с этим законом предлагается обеспечить постоянное участие представителей работников в коллегиальных органах управления организациями с правом совещательного голоса.

Для этого федеральным законом конкретизируются положения действующего законодательства, а именно нормы статьи 52 Трудового кодекса Российской Федерации касательно права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы. Исходя из этого, профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.

Кроме того, РФ была частично ратифицирована Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 года, в статье 21 которой подчеркивается право работников на получение информации и проведение консультаций по экономическому и финансовому положению предприятия.

Полное название федерального закона — «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций».

Читайте также:  Расчётный счёт. Вопросы открытия, закрытия, выбора банка

Профсоюзы хотят знать об управленческих решениях

Депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко внесли на рассмотрение Госдумы новый законопроект, по которому представители трудового коллектива смогут участвовать в заседаниях коллегиального органа управления предприятием и получат право совещательного голоса. Есть вероятность, что документ пройдет первое чтение в мае.

Авторы закона “О запрете заемного труда”, профсоюзные депутаты ГД Андрей Исаев и Михаил Тарасенко предлагают внести в Трудовой кодекс изменения, которые позволят работникам участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса.

Предполагается, что орган, уполномоченный представлять рабочий коллектив (как правило, профсоюзная организация) выберет своих представителей, оформит решение протоколом и направит его работодателю.

Последний должен будет в течение трех дней издать локальный нормативный акт, определяющий порядок участия представителей рабочего коллектива в заседаниях коллегиального органа управления организаций.

— Как один из авторов законопроекта я считаю, что трудовой коллектив вправе знать о том, какие управленческие решения принимаются, — сказал Михаил Тарасенко. — Это мировая практика, и у нее есть позитивные результаты. Можно рассуждать о том, что работодатель постарается уклониться от этих обязанностей. Но там, где сильный профсоюз, работодатель ни от чего уклониться не сможет.

По словам депутата, точно сказать, когда закон может быть принят, нельзя:

— Мы только внесли законопроект. В ближайший месяц, согласно законодательству, его должны направить для ознакомления во все субъекты РФ, в правительство, в Общественную палату и так далее.

И только через месяц, то есть в мае, его можно будет рассмотреть и принять в первом чтении. Дальше все зависит от того, много ли поправок решат внести в документ. Если немного, то закон может быть принят к июню.

А если законопроект вызовет сопротивление, а этого нельзя исключить, то его принятие потребует больше времени.

Досье

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций”

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2012, № 50, ст. 6957) следующие изменения:

  • 1) в части первой статьи 53:
  • а) дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
  • “участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций с правом совещательного голоса”;
  • б) абзац восьмой считать абзацем девятым;
  • 2) дополнить статьей 531 следующего содержания:
  • “Статья 531. Участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой статьи 37 настоящего Кодекса, вправе назначить представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса. Решение о назначении представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, оформляется соответствующим протоколом, который направляется работодателю. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня получения протокола о назначении представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, издает соответствующий локальный нормативный акт. Предельное число представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, а также порядок обеспечения этого участия устанавливаются учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями”.

Из рубрики «Парламентская хроника»

4. Участие работников в управлении организацией и законодательство Российской Федерации

К
достоинствам принятого в 2001 г. Трудового
кодекса следует отнести включение в
него специальной главы 8, посвященной
участию работников в управлении
организацией, которая состоит из двух
статей:

  • статья 52 в общем виде закрепляет право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы;
  • статья 53 устанавливает основные формы такого участия. К ним, в частности, относятся:
  • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;
  • проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • иные формы, определенные ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Однако
для создания полноценной системы участия
работников в управлении организацией
приведенных положений главы 8 явно
недостаточно. Кроме того, к недостаткам
главы 8 следует отнести ее явную
декларативность.

Несмотря на то, что
статьи 52 и 53 ТК охватывают достаточно
полный перечень прав и полномочий
работников и их представителей в этой
сфере, данные права не подкреплены
соответствующими обязательствами
работодателя.

Так,
следует законодательно закрепить
обязанность работодателя обеспечивать
и поощрять право работников на участие
в управлении организацией.

Кроме того,
представляется целесообразным
предусмотреть обязанность работодателя
в письменной форме и в определенные
законом сроки ответить на обращение
работника, группы (коллектива) работников
или их представителей.

Закрепление в
законе такой обязанности очень важно
в случаях отказа в предоставлении
информации по вопросам, непосредственно
затрагивающим интересы работников,
обсуждения с работодателем вопросов
работы организации, внесения предложений
по ее совершенствованию и др.

Читайте также:  В 2022 году ФНС ввели новый налог на проценты по вкладам

Некоторые
виды участия работников в управлении
организацией совпадают с формами
социального партнерства (ст. 27 ТК).
Очевидно, они должны быть четко
разграничены.

  • Обращает
    на себя внимание и противоречие между
    нормами статьи 53 Кодекса, предусматривающей
    обязательность учета мнения
    представительного органа работников
    в случаях, предусмотренных ТК и иными
    федеральными законами и статей 371 — 372
    ТК, в соответствии с которыми определяется
    порядок учета мнения выборного
    профсоюзного органа.
  • Иными
    словами, Кодексом предусматривается
    возможность принятия работодателем
    решения как с учетом мнения соответствующего
    представительного органа работников
    (статьи 136, 144, 147, 154, 162, 190, 196), так и с учетом
    мнения соответствующего профсоюзного
    органа (статьи 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299,
    301).
  • При
    применении данных норм на практике уже
    возникает вопрос о том, требуется ли
    учет мнения соответствующего профсоюзного
    органа в том случае, если закон
    предусматривает принятие решения с
    учетом мнения представительного органа
    работников, и наоборот.
  • В
    соответствии со статьей 29 Кодекса
    представителями работников являются:
    профессиональные союзы и их объединения,
    иные профсоюзные организации,
    предусмотренные уставами общероссийских
    профсоюзов, или иные представители,
    избираемые работниками.
  • При
    этом предусматривается, что работники,
    не являющиеся членами профсоюза, имеют
    право уполномочить орган первичной
    профсоюзной организации представлять
    их интересы во взаимоотношениях с
    работодателем (статья 30).
  • При
    отсутствии в организации первичной
    профсоюзной организации, а также при
    наличии профсоюзной организации,
    объединяющей менее половины работников,
    на общем собрании (конференции) работники
    могут поручить представление своих
    интересов указанной профсоюзной
    организации либо иному представителю
    (статья 31).

Правом
представлять и защищать интересы
работников в соответствии с законодательством
и сложившейся практикой обладают, прежде
всего, профессиональные союзы.

При
недостаточной представительности
профсоюза (менее половины работающих
в организации) или при принятии
соответствующего решения работниками,
не являющимися членами профсоюза,
создаются выборные представительные
органы работников.

Международная
практика (Конвенция МОТ N 135) исходит из
того, что права представительных органов
как профсоюзных, так и непрофсоюзных
по общему правилу равны.

Законодатель
может установить нормы, относящиеся к
исключительной компетенции профессиональных
союзов (как, например, это сделано при
заключении соглашений на уровне выше
организации — ст. 37 ТК), однако в
рассматриваемом случае никакой
исключительной компетенции профсоюзных
организаций не установлено.

5.

Необходимость разработки специального
закона, регулирующего участие работников
в управлении организацией, основная
идея, цели и предмет регулирования 

Для
того чтобы создать действительно
работающую, эффективную систему участия
работников в управлении организацией,
необходимо принять специальный
законодательный акт, при разработке и
принятии которого следует руководствоваться
следующим.

Возможность
и даже необходимость участия работников
в управлении организацией базируется
на положениях Всеобщей декларации прав
человека 1948 г.

, провозглашающей, что
каждый человек, как член общества, имеет
право на социальное обеспечение и на
осуществление необходимых для подержания
его достоинства и для свободного развития
его личности прав в экономической,
социальной и культурной областях через
посредство национальных усилий и
международного сотрудничества и в
соответствии со структурой и ресурсами
каждого государства (статья 22). Указанный
общий тезис преломляется в положение
о том, что каждый работник как гражданин
имеет право на свободную реализацию
своих способностей, закрепленный в
конституциях ряда государств, программных
документах профсоюзов и т.п. Эта этическая
сторона участия работников в управлении
подкрепляется и доводами о том, что
работники, своим трудом создающие
материальные блага или занятые в сфере
услуг, имеют право высказать свою точку
зрения о положении дел в организации,
которая может быть принята во внимание.

Социально-политическая
сторона участия выражена в идее
производственной демократии.

Давно
отмечен тот факт, что завоевания
политической демократии не совпадают
с возможностями участвовать в разработке
производственных решений, иметь хотя
бы информацию о принимаемых или
готовящихся решениях, затрагивающих
интересы работников.

Институт участия
призван преодолеть существующий разрыв
между политической и производственной
демократией.

Достигнуть этой цели можно
различными путями: признавая за
работниками и их представителями права
на ведение переговоров с работодателем
относительно условий труда и защиты их
интересов, привлекая профессиональные
союзы к консультациям по поводу общих
проблем производства как в рамках
организации, так и на отраслевом и
национальном уровнях; стимулировать
деятельность социальных партнеров,
направленную на достижение мира и
трудовых отношений и т.п.

Признавая
право работников на участие в управлении,
некоторые исследователи неоднозначно
подходят к решению вопроса о том, кому
должно быть отдано предпочтение:
работающим на предприятии или работающим
акционерам.

Представляется разумным
подход тех исследователей, которые
полагают, что работники проявляют столь
же большой интерес к работе организации,
как и акционеры, а иногда и гораздо
больший. Работники получают заработную
плату, зачастую единственный источник
дохода, что делает их заинтересованными
уже в самом существовании организации.

Решения, принятые в отношении организации
или самой организацией, могут иметь
большое значение для их экономического
положения, как непосредственно, так и
по истечении какого-то длительного
срока.

И поскольку работники участвуют
в деятельности организации своим трудом,
то безотносительно к отношениям
собственности они имеют право голоса
при принятии управленческих решений.
Иными словами, работники, вкладывающие
жизнь в компанию, как и акционеры,
вкладывающие капитал, имеют право влиять
на принимаемые решения.

Экономическая
сторона участия работников сказывается
в первую очередь на эффективности работы
организации.

Читайте также:  Документы по налогам нужно будет хранить в течение 5 лет

Приобщая работников прямо
или косвенно к принятию управленческих
решений, предприниматели рассчитывают
на увеличение объема выпускаемой
продукции, улучшение ее качества, на
более рациональное использование
рабочей силы, быстрейшее внедрение
новой техники и прогрессивной технологии.

Одновременно с помощью участия работников
в управлении организацией работодатели
надеются на уменьшение числа трудовых
споров и на улучшение отношений между
персоналом и менеджментом компании, а
в конечном счете и на укрепление
социального партнерства.

  1. С
    учетом изложенного основная идея
    правового регулирования участия
    работников в управлении организацией
    состоит в необходимости определения:
  2. 1)
    правовой основы участия работников в
    управлении организацией; 
    2)
    сферы и методов его осуществления; 
    3)
    правового положения, а также принципов
    создания и деятельности непрофсоюзных
    представительных органов работников; 
    4)
    форм и способов взаимодействия профсоюзных
    и непрофсоюзных представителей
    работников; 
    5)
    основных задач, прав и обязанностей
    представителей работников, а в некоторых
    случаях и ответственности за принимаемые
    ими решения, затрагивающие существенные
    интересы работников.
  3. Решение
    данной задачи необходимо для того, чтобы
    с помощью правовых механизмов создать
    основу для сотрудничества между
    работниками и работодателями в
    организации, усилить заинтересованность
    работников в развитии организации и
    результатах ее работы, снизить социальную
    напряженность.

Целью
предполагаемого Федерального закона
является развитие производственной и
экономической демократии, социального
партнерства, осуществление эффективного
коллективно-договорного и локального
регулирования, повышение уровня гарантий
трудовых прав граждан, предотвращение
коллективных трудовых споров, создание
условий для наиболее полного согласования
интересов работников и работодателей.
Предмет правового регулирования должны
составить коллективные трудовые
отношения, связанные с ними права
работников в сфере регулирования труда,
установления его условий, распределения
прибыли и др.

Закон
должен определить формы участия
работников в управлении, отграничив
эти формы от коллективно-договорных
методов регулирования трудовых отношений.

К
таким формам можно отнести следующие.

Получение
полной, всесторонней и своевременной
информации по вопросам, затрагивающим
существенные интересы работающих. В
законе необходимо перечислить примерный
перечень вопросов, по которым работодатели
обязаны будут предоставлять такую
информацию работникам и их представителям,
ответственность за разглашение сведений,
составляющих охраняемую законом тайну,
и др.

Проведение
систематических консультаций с
представителями работников по вопросам,
затрагивающим существенные интересы
персонала. Участие в работе коллегиальных
органов управления корпоративных
организаций.

  • Специальные
    способы участия в управлении
    государственными унитарными предприятиями.
  • При
    этом коллективно-договорное регулирование
    будет рассматриваться как один из
    способов закрепления систем участия
    работников в управлении организацией.
  • Круг
    лиц, на которых распространяется действие
    данного закона

Поскольку
данный закон должен регулировать
отношения на уровне организации, он
будет распространяться на работников
и их представителей и работодателей.
При этом особо должен быть рассмотрен
вопрос о представителях работников в
данной сфере.

При
реализации права на участие в управлении
организацией органами коллектива
работающих, которые вправе представлять
его интересы, могут являться: органы
профессиональных союзов, общее собрание
работающих, органы общественной
самодеятельности, создаваемые в
организации, к которым могут быть
отнесены совет трудового коллектива,
рабочие советы, советы организации,
комитеты и комиссии, т.е. любые органы,
уполномоченные коллективом для участия
в решении совместно с работодателем
вопросов, непосредственно затрагивающих
интересы работников.

В
небольших организациях, где формирование
коллегиального органа не представляется
возможным, работники могут избрать
уполномоченного, который вправе от их
имени реализовывать право работников
на участие в управлении.

Основными
представителями прав и интересов
работников по-прежнему должны остаться
профессиональные союзы, права которых
на участие в управлении следует усилить
и упорядочить.

Особо
важно оценить права иных, избираемых
работниками представительных органов.
По нашему мнению, их роль возрастает в
организациях, где отсутствуют органы
профессиональных союзов или такие
органы малочисленны и не представляют
более 50% работающих.

Место
предлагаемого закона в системе
действующего законодательства

Данный
закон будет входить в предмет регулирования
законодательства о труде, дополняя и
конкретизируя нормы ныне действующего
ТК.

Поскольку планируется внедрение в
жизнь систем участия работников в работе
коллегиальных органов управления
корпоративной организацией, необходимо
будет внести изменения и дополнения в
федеральные законы «Об акционерных
обществах» и «Об обществах с
ограниченной ответственностью», для
того чтобы положения указанного закона
не остались пустой декларацией.

  1. Должен
    быть дополнен и Федеральный закон «О
    государственных и муниципальных
    унитарных предприятиях», так как
    права работников таких организаций
    должны быть гарантированы специальным
    федеральным законом.
  2. Изменения
    в восприятии работниками своей роли не
    как бессловесной рабочей силы, а как
    силы, способной отстаивать интересы в
    диалоге с работодателем, может произойти
    далеко не сразу, и поддержка подобного
    изменения путем принятия соответствующего
    законодательного акта, вводимого в
    действие в период бурно развивающихся
    рыночных отношений, возможно, стимулирует
    как работников, так и работодателей
    активизировать свои позиции.
  3. Примерная
    структура Федерального закона «Об
    участии работников в управлении
    организацией»
  1. Общие положения.

  2. Цели закона.

  3. Предмет регулирования закона.

  4. Формы участия работников в управлении: 
    а) общие для всех организаций; 
    б) специальные для государственных унитарных предприятий; 
    в) для корпоративных организаций.

  5. Право на информацию.

  6. Право на проведение систематических консультаций.

  7. Право на совместное принятие решений.

  8. Взаимодействие форм и методов участия работников в управлении организацией с коллективно-договорным регулированием.

  9. Обязанности работодателя.

  10. Представители работодателя.

  11. Представительные органы работников, их права и обязанности.

  12. Общее собрание.

  13. Профессиональные союзы.

  14. Непрофсоюзные представители.

  15. Постоянно действующие комиссии по социальному партнерству.

  16. Порядок реализации права работников на участие в управлении.

  17. Ответственность работодателя.

  18. Ответственность представителей работников.

  19. Заключительные положения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector