Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
- Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами,учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;
- иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
- Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
- по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
- Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Статья 53.1. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса
Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.
Назначать представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с положениями части первой настоящей статьи, вправе представитель (представительный орган) работников, определяемый в соответствии со статьями 29 — 31 настоящего Кодекса. Решение об их назначении оформляется соответствующим протоколом, который направляется руководителю организации и в соответствующий коллегиальный орган управления организации.
Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае, если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Реформа профсоюзов позволит трудящимся усилить контроль за действиями работодателей
Госдума в третьем чтении единогласно приняла закон об участии профсоюзов в управлении предприятиями и организациями.
Член Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от фракции «Единая Россия» Андрей Исаев сказал, что эта инициатива тесно связана с предстоящим совершенствованием пенсионной системы.
По его словам, данная мера позволит трудящимся, профсоюзам усилить свой контроль за действиями работодателей в вопросах занятости людей в том числе предпенсионного возраста.
«Мы хотим подчеркнуть, что принятие этого закона именно сейчас, с нашей точки зрения, является определенным «пакетным» решением с предложениями Правительства по изменению параметров пенсионной системы.
Потому что данная мера позволит трудящимся, профсоюзам усилить свой контроль за действиями работодателей в вопросах занятости людей в том числе предпенсионного возраста, в вопросах предоставления социального пакета»,
сказал Исаев.
Закон вносит изменения в статью 53.1 Трудового кодекса Российской Федерации, дополнив основные формы участия работников в управлении организацией. Это будет выражаться в их представительстве на заседаниях коллегиальных органов предприятия или компании с правом совещательного голоса.
Также кодекс дополняется новой статьей 53.1 «Участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций». Она определяет процедуру назначения представителей работников для участия в заседаниях коллегиального органа организации с правом совещательного голоса, а также их предельную численность.
В заключении Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов говорится, что необходимость внесения указанных изменений обусловлена тем, что в настоящее время в обществе достаточно остро стоит вопрос социальной справедливости.
В современных условиях решения, принимаемые руководителями по актуальным проблемам, затрагивающим интересы всех работников, зачастую до трудовых коллективов не доводятся, не разъясняются, что нередко порождает социальную напряженность.
Законодательная инициатива принимается в целях укрепления социального партнерства, содействия пониманию работниками основных целей, задач и стратегий развития организаций, компаний, в которых они работают, говорится в решении профильного комитета. В связи с этим законом предлагается обеспечить постоянное участие представителей работников в коллегиальных органах управления организациями с правом совещательного голоса.
Для этого федеральным законом конкретизируются положения действующего законодательства, а именно нормы статьи 52 Трудового кодекса Российской Федерации касательно права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы. Исходя из этого, профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
Кроме того, РФ была частично ратифицирована Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 года, в статье 21 которой подчеркивается право работников на получение информации и проведение консультаций по экономическому и финансовому положению предприятия.
Полное название федерального закона — «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций».
Профсоюзы хотят знать об управленческих решениях
Депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко внесли на рассмотрение Госдумы новый законопроект, по которому представители трудового коллектива смогут участвовать в заседаниях коллегиального органа управления предприятием и получат право совещательного голоса. Есть вероятность, что документ пройдет первое чтение в мае.
Авторы закона “О запрете заемного труда”, профсоюзные депутаты ГД Андрей Исаев и Михаил Тарасенко предлагают внести в Трудовой кодекс изменения, которые позволят работникам участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса.
Предполагается, что орган, уполномоченный представлять рабочий коллектив (как правило, профсоюзная организация) выберет своих представителей, оформит решение протоколом и направит его работодателю.
Последний должен будет в течение трех дней издать локальный нормативный акт, определяющий порядок участия представителей рабочего коллектива в заседаниях коллегиального органа управления организаций.
— Как один из авторов законопроекта я считаю, что трудовой коллектив вправе знать о том, какие управленческие решения принимаются, — сказал Михаил Тарасенко. — Это мировая практика, и у нее есть позитивные результаты. Можно рассуждать о том, что работодатель постарается уклониться от этих обязанностей. Но там, где сильный профсоюз, работодатель ни от чего уклониться не сможет.
По словам депутата, точно сказать, когда закон может быть принят, нельзя:
— Мы только внесли законопроект. В ближайший месяц, согласно законодательству, его должны направить для ознакомления во все субъекты РФ, в правительство, в Общественную палату и так далее.
И только через месяц, то есть в мае, его можно будет рассмотреть и принять в первом чтении. Дальше все зависит от того, много ли поправок решат внести в документ. Если немного, то закон может быть принят к июню.
А если законопроект вызовет сопротивление, а этого нельзя исключить, то его принятие потребует больше времени.
Досье
Проект Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций”
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2012, № 50, ст. 6957) следующие изменения:
- 1) в части первой статьи 53:
- а) дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
- “участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций с правом совещательного голоса”;
- б) абзац восьмой считать абзацем девятым;
- 2) дополнить статьей 531 следующего содержания:
- “Статья 531. Участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой статьи 37 настоящего Кодекса, вправе назначить представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса. Решение о назначении представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, оформляется соответствующим протоколом, который направляется работодателю. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня получения протокола о назначении представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, издает соответствующий локальный нормативный акт. Предельное число представителей работников, полномочных участвовать в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, а также порядок обеспечения этого участия устанавливаются учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями”.
Из рубрики «Парламентская хроника»
4. Участие работников в управлении организацией и законодательство Российской Федерации
К
достоинствам принятого в 2001 г. Трудового
кодекса следует отнести включение в
него специальной главы 8, посвященной
участию работников в управлении
организацией, которая состоит из двух
статей:
- статья 52 в общем виде закрепляет право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы;
- статья 53 устанавливает основные формы такого участия. К ним, в частности, относятся:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы, определенные ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Однако
для создания полноценной системы участия
работников в управлении организацией
приведенных положений главы 8 явно
недостаточно. Кроме того, к недостаткам
главы 8 следует отнести ее явную
декларативность.
Несмотря на то, что
статьи 52 и 53 ТК охватывают достаточно
полный перечень прав и полномочий
работников и их представителей в этой
сфере, данные права не подкреплены
соответствующими обязательствами
работодателя.
Так,
следует законодательно закрепить
обязанность работодателя обеспечивать
и поощрять право работников на участие
в управлении организацией.
Кроме того,
представляется целесообразным
предусмотреть обязанность работодателя
в письменной форме и в определенные
законом сроки ответить на обращение
работника, группы (коллектива) работников
или их представителей.
Закрепление в
законе такой обязанности очень важно
в случаях отказа в предоставлении
информации по вопросам, непосредственно
затрагивающим интересы работников,
обсуждения с работодателем вопросов
работы организации, внесения предложений
по ее совершенствованию и др.
Некоторые
виды участия работников в управлении
организацией совпадают с формами
социального партнерства (ст. 27 ТК).
Очевидно, они должны быть четко
разграничены.
-
Обращает
на себя внимание и противоречие между
нормами статьи 53 Кодекса, предусматривающей
обязательность учета мнения
представительного органа работников
в случаях, предусмотренных ТК и иными
федеральными законами и статей 371 — 372
ТК, в соответствии с которыми определяется
порядок учета мнения выборного
профсоюзного органа. -
Иными
словами, Кодексом предусматривается
возможность принятия работодателем
решения как с учетом мнения соответствующего
представительного органа работников
(статьи 136, 144, 147, 154, 162, 190, 196), так и с учетом
мнения соответствующего профсоюзного
органа (статьи 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299,
301). -
При
применении данных норм на практике уже
возникает вопрос о том, требуется ли
учет мнения соответствующего профсоюзного
органа в том случае, если закон
предусматривает принятие решения с
учетом мнения представительного органа
работников, и наоборот. -
В
соответствии со статьей 29 Кодекса
представителями работников являются:
профессиональные союзы и их объединения,
иные профсоюзные организации,
предусмотренные уставами общероссийских
профсоюзов, или иные представители,
избираемые работниками. -
При
этом предусматривается, что работники,
не являющиеся членами профсоюза, имеют
право уполномочить орган первичной
профсоюзной организации представлять
их интересы во взаимоотношениях с
работодателем (статья 30). -
При
отсутствии в организации первичной
профсоюзной организации, а также при
наличии профсоюзной организации,
объединяющей менее половины работников,
на общем собрании (конференции) работники
могут поручить представление своих
интересов указанной профсоюзной
организации либо иному представителю
(статья 31).
Правом
представлять и защищать интересы
работников в соответствии с законодательством
и сложившейся практикой обладают, прежде
всего, профессиональные союзы.
При
недостаточной представительности
профсоюза (менее половины работающих
в организации) или при принятии
соответствующего решения работниками,
не являющимися членами профсоюза,
создаются выборные представительные
органы работников.
Международная
практика (Конвенция МОТ N 135) исходит из
того, что права представительных органов
как профсоюзных, так и непрофсоюзных
по общему правилу равны.
Законодатель
может установить нормы, относящиеся к
исключительной компетенции профессиональных
союзов (как, например, это сделано при
заключении соглашений на уровне выше
организации — ст. 37 ТК), однако в
рассматриваемом случае никакой
исключительной компетенции профсоюзных
организаций не установлено.
5.
Необходимость разработки специального
закона, регулирующего участие работников
в управлении организацией, основная
идея, цели и предмет регулирования
Для
того чтобы создать действительно
работающую, эффективную систему участия
работников в управлении организацией,
необходимо принять специальный
законодательный акт, при разработке и
принятии которого следует руководствоваться
следующим.
Возможность
и даже необходимость участия работников
в управлении организацией базируется
на положениях Всеобщей декларации прав
человека 1948 г.
, провозглашающей, что
каждый человек, как член общества, имеет
право на социальное обеспечение и на
осуществление необходимых для подержания
его достоинства и для свободного развития
его личности прав в экономической,
социальной и культурной областях через
посредство национальных усилий и
международного сотрудничества и в
соответствии со структурой и ресурсами
каждого государства (статья 22). Указанный
общий тезис преломляется в положение
о том, что каждый работник как гражданин
имеет право на свободную реализацию
своих способностей, закрепленный в
конституциях ряда государств, программных
документах профсоюзов и т.п. Эта этическая
сторона участия работников в управлении
подкрепляется и доводами о том, что
работники, своим трудом создающие
материальные блага или занятые в сфере
услуг, имеют право высказать свою точку
зрения о положении дел в организации,
которая может быть принята во внимание.
Социально-политическая
сторона участия выражена в идее
производственной демократии.
Давно
отмечен тот факт, что завоевания
политической демократии не совпадают
с возможностями участвовать в разработке
производственных решений, иметь хотя
бы информацию о принимаемых или
готовящихся решениях, затрагивающих
интересы работников.
Институт участия
призван преодолеть существующий разрыв
между политической и производственной
демократией.
Достигнуть этой цели можно
различными путями: признавая за
работниками и их представителями права
на ведение переговоров с работодателем
относительно условий труда и защиты их
интересов, привлекая профессиональные
союзы к консультациям по поводу общих
проблем производства как в рамках
организации, так и на отраслевом и
национальном уровнях; стимулировать
деятельность социальных партнеров,
направленную на достижение мира и
трудовых отношений и т.п.
Признавая
право работников на участие в управлении,
некоторые исследователи неоднозначно
подходят к решению вопроса о том, кому
должно быть отдано предпочтение:
работающим на предприятии или работающим
акционерам.
Представляется разумным
подход тех исследователей, которые
полагают, что работники проявляют столь
же большой интерес к работе организации,
как и акционеры, а иногда и гораздо
больший. Работники получают заработную
плату, зачастую единственный источник
дохода, что делает их заинтересованными
уже в самом существовании организации.
Решения, принятые в отношении организации
или самой организацией, могут иметь
большое значение для их экономического
положения, как непосредственно, так и
по истечении какого-то длительного
срока.
И поскольку работники участвуют
в деятельности организации своим трудом,
то безотносительно к отношениям
собственности они имеют право голоса
при принятии управленческих решений.
Иными словами, работники, вкладывающие
жизнь в компанию, как и акционеры,
вкладывающие капитал, имеют право влиять
на принимаемые решения.
Экономическая
сторона участия работников сказывается
в первую очередь на эффективности работы
организации.
Приобщая работников прямо
или косвенно к принятию управленческих
решений, предприниматели рассчитывают
на увеличение объема выпускаемой
продукции, улучшение ее качества, на
более рациональное использование
рабочей силы, быстрейшее внедрение
новой техники и прогрессивной технологии.
Одновременно с помощью участия работников
в управлении организацией работодатели
надеются на уменьшение числа трудовых
споров и на улучшение отношений между
персоналом и менеджментом компании, а
в конечном счете и на укрепление
социального партнерства.
-
С
учетом изложенного основная идея
правового регулирования участия
работников в управлении организацией
состоит в необходимости определения: -
1)
правовой основы участия работников в
управлении организацией;
2)
сферы и методов его осуществления;
3)
правового положения, а также принципов
создания и деятельности непрофсоюзных
представительных органов работников;
4)
форм и способов взаимодействия профсоюзных
и непрофсоюзных представителей
работников;
5)
основных задач, прав и обязанностей
представителей работников, а в некоторых
случаях и ответственности за принимаемые
ими решения, затрагивающие существенные
интересы работников. -
Решение
данной задачи необходимо для того, чтобы
с помощью правовых механизмов создать
основу для сотрудничества между
работниками и работодателями в
организации, усилить заинтересованность
работников в развитии организации и
результатах ее работы, снизить социальную
напряженность.
Целью
предполагаемого Федерального закона
является развитие производственной и
экономической демократии, социального
партнерства, осуществление эффективного
коллективно-договорного и локального
регулирования, повышение уровня гарантий
трудовых прав граждан, предотвращение
коллективных трудовых споров, создание
условий для наиболее полного согласования
интересов работников и работодателей.
Предмет правового регулирования должны
составить коллективные трудовые
отношения, связанные с ними права
работников в сфере регулирования труда,
установления его условий, распределения
прибыли и др.
Закон
должен определить формы участия
работников в управлении, отграничив
эти формы от коллективно-договорных
методов регулирования трудовых отношений.
К
таким формам можно отнести следующие.
Получение
полной, всесторонней и своевременной
информации по вопросам, затрагивающим
существенные интересы работающих. В
законе необходимо перечислить примерный
перечень вопросов, по которым работодатели
обязаны будут предоставлять такую
информацию работникам и их представителям,
ответственность за разглашение сведений,
составляющих охраняемую законом тайну,
и др.
Проведение
систематических консультаций с
представителями работников по вопросам,
затрагивающим существенные интересы
персонала. Участие в работе коллегиальных
органов управления корпоративных
организаций.
-
Специальные
способы участия в управлении
государственными унитарными предприятиями. -
При
этом коллективно-договорное регулирование
будет рассматриваться как один из
способов закрепления систем участия
работников в управлении организацией. -
Круг
лиц, на которых распространяется действие
данного закона
Поскольку
данный закон должен регулировать
отношения на уровне организации, он
будет распространяться на работников
и их представителей и работодателей.
При этом особо должен быть рассмотрен
вопрос о представителях работников в
данной сфере.
При
реализации права на участие в управлении
организацией органами коллектива
работающих, которые вправе представлять
его интересы, могут являться: органы
профессиональных союзов, общее собрание
работающих, органы общественной
самодеятельности, создаваемые в
организации, к которым могут быть
отнесены совет трудового коллектива,
рабочие советы, советы организации,
комитеты и комиссии, т.е. любые органы,
уполномоченные коллективом для участия
в решении совместно с работодателем
вопросов, непосредственно затрагивающих
интересы работников.
В
небольших организациях, где формирование
коллегиального органа не представляется
возможным, работники могут избрать
уполномоченного, который вправе от их
имени реализовывать право работников
на участие в управлении.
Основными
представителями прав и интересов
работников по-прежнему должны остаться
профессиональные союзы, права которых
на участие в управлении следует усилить
и упорядочить.
Особо
важно оценить права иных, избираемых
работниками представительных органов.
По нашему мнению, их роль возрастает в
организациях, где отсутствуют органы
профессиональных союзов или такие
органы малочисленны и не представляют
более 50% работающих.
Место
предлагаемого закона в системе
действующего законодательства
Данный
закон будет входить в предмет регулирования
законодательства о труде, дополняя и
конкретизируя нормы ныне действующего
ТК.
Поскольку планируется внедрение в
жизнь систем участия работников в работе
коллегиальных органов управления
корпоративной организацией, необходимо
будет внести изменения и дополнения в
федеральные законы «Об акционерных
обществах» и «Об обществах с
ограниченной ответственностью», для
того чтобы положения указанного закона
не остались пустой декларацией.
-
Должен
быть дополнен и Федеральный закон «О
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях», так как
права работников таких организаций
должны быть гарантированы специальным
федеральным законом. -
Изменения
в восприятии работниками своей роли не
как бессловесной рабочей силы, а как
силы, способной отстаивать интересы в
диалоге с работодателем, может произойти
далеко не сразу, и поддержка подобного
изменения путем принятия соответствующего
законодательного акта, вводимого в
действие в период бурно развивающихся
рыночных отношений, возможно, стимулирует
как работников, так и работодателей
активизировать свои позиции. -
Примерная
структура Федерального закона «Об
участии работников в управлении
организацией»
-
Общие положения.
-
Цели закона.
-
Предмет регулирования закона.
-
Формы участия работников в управлении:
а) общие для всех организаций;
б) специальные для государственных унитарных предприятий;
в) для корпоративных организаций. -
Право на информацию.
-
Право на проведение систематических консультаций.
-
Право на совместное принятие решений.
-
Взаимодействие форм и методов участия работников в управлении организацией с коллективно-договорным регулированием.
-
Обязанности работодателя.
-
Представители работодателя.
-
Представительные органы работников, их права и обязанности.
-
Общее собрание.
-
Профессиональные союзы.
-
Непрофсоюзные представители.
-
Постоянно действующие комиссии по социальному партнерству.
-
Порядок реализации права работников на участие в управлении.
-
Ответственность работодателя.
-
Ответственность представителей работников.
-
Заключительные положения.