Что нужно знать бухгалтеру о плате за НВОС в 2021 году? Расскажем в нашем обзоре этого обязательного для многих платежа.
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Кто должен платить за НВОС
- По общему правилу, платят за воздействие на окружающую среду любые собственники функционирующих объектов НВОС: и юрлица, и ИП.
- Здесь стоит упомянуть, что каждому регистрируемому объекту НВОС присваивается определенная категория. Всего таких категорий четыре:
- Если у юрлица или ИП есть только объект (объекты), относящиеся к категории IV – такой собственник за НВОС может не платить.
- Если же у юрлица или ИП есть хотя бы один объект из других категорий – платить нужно за все объекты, включая те, что относятся к категории IV.
Ставки для платежей
- Ставки НВОС зависят от вида выбросов и установлены за тонну того, что выбрасывается.
- Помимо общего повышающего коэффициента, определенного на 2021 год, по некоторым видам выбросов существуют дополнительные коэффициенты.
Как считать плату за НВОС
Алгоритм расчета общей суммы платежа:
- Вычисляется плата по каждому загрязняющему веществу или классу опасности отходов.
Плата = Платежная база Х Ставка Х Коэффициент
Платежная база – количество того, что было выброшено (сброшено) в окружающую среду в отчетном году. База определяется по каждому источнику, по данным производственного экологического учета. При этом, для применения корректных коэффициентов, считаются отдельно показатели:
- в пределах допустимых нормативов или технологических нормативов;
- сверх допустимых или технологических нормативов;
- в пределах временно разрешенных нормативов;
- сверх временно разрешенных нормативов;
- в пределах лимитов на размещение отходов;
- сверх лимитов на размещение отходов.
Если имеет место сброс в воду и при этом вода забирается для использования из того же водного объекта, то базу считают как разницу между количеством загрязняющих веществ в сточной воде и количеством этих веществ в воде, забранной для использования.
Если по какому-либо виду выбросов применим не один корректировочный коэффициент, то применять нужно все.
- Полученные по каждому виду выбросов результаты суммируются
Плата за НВОС всего = Плата 1 + Плата 2 … + Плата n
Как посчитать авансы по НВОС
Приведенные в предыдущем разделе формулы подходят для расчета за полный год.
Однако, платежи за НВОС обычно ежеквартальные. При этом расчет авансов имеет свои особенности.
Не платят авансы по НВОС только предприятия, отнесенные к малым.
Расчет авансов исходя из платежа за прошлый год
Этот метод применим, если в течение отчетного года на объекте существенно не меняются объемы выбросов (например, в результате модернизации, изменения режима эксплуатации и т.п.).
Тогда при расчете квартального аванса в отчетном году можно опираться на размер платы за предыдущий год.
Аванс = (Плата за прошлый год – Расходы на мероприятия по снижению НВОС)/4
Расчет авансов по нормативам и лимитам
- Этот метод позволяется исходить из установленных норм и лимитов и зависит от того, есть или нет в квартале разрешенные выбросы (сбросы, отходы – далее все будем для простоты именовать выбросами).
- Если временно разрешенных выбросов нет, то для расчета аванса берется плата за выбросы по утвержденным нормативам.
- Если временно разрешенные выбросы есть, то аванс равен плате по временно разрешенным выбросам (нормативам ВРВ).
Аванс = Норматив Х Ставка/4
Расчет производится тоже по каждому виду выбросов, а затем суммируется для получения общей суммы к уплате.
Расчет по фактическим выбросам
Этот метод предполагает расчет по аналогии с общим алгоритмом по году, только выполнять все расчеты и уплату нужно за квартал.
С одной стороны метод более трудозатратный, с другой – он позволяет платить только за фактическое вредное воздействие. Это, например, может быть удобно на производствах, где есть сезонные колебания объема выбросов.
Расчет за год с авансами
Разумеется, если в течение года вы платили авансы, то формула расчета доплаты за год по каждому виду выбросов у вас преобразуется:
Плата = Платежная база Х Ставка Х Коэффициент – Авансы за I,II,III квартал
Далее опять нужно суммировать все полученные значения, чтобы получить величину платы за НВОС к перечислению за год.
Порядок платежей по НВОС
Теперь рассмотрим, как и в какие сроки нужно платить за негативное воздействие.
Сроки уплаты
Авансы следует уплачивать не позже 20 числа месяца, идущего за истекшим кварталом.
Доплату за год нужно делать 1 марта года, который следует за отчетным (расчетным).
Платеж за НВОЗ регламентирован законодательством об охране окружающей среды, которое не содержит положения о том, что в случае попадания на нерабочий день, крайний срок подлежит переносу на следующий рабочий.
Поэтому, если крайний срок это выходной или праздник, то перечислит платеж за НВОС лучше заранее.
Получатель платежей
Плату за НВОС получает территориальное подразделение Росприроднадзора. Реквизиты для уплаты можно найти на сайте ведомства.
- Плату за выбросы в воздух и в воду надо вносить в орган Роспотребнадзора по месту, где находится источник выбросов (объект НВОС).
- Плату за размещение отходов вносят там, где фактически размещаются отходы.
- Если источников загрязнения и объектов размещения отходов несколько, то плату за НВОС придется распределить по территориальному признаку.
- Платежное поручение можно оформить одно по одному виду загрязнений (по выбросам в воздух, в воду, в землю).
Отчетность по НВОС
Те, кто платит за НВОС, ежегодно предоставляют декларацию о плате.
С 2021 года действует новый бланк декларации, утвержденный Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043
Скачать Бланк декларации о плате за НВОС
Сроки декларирования
Отчитаться по платежам за НОВС нужно сдать до 10 марта года, идущего за отчетным. Снова привлечем внимание к тому, что законодательство, по которому платится НВОС, это не Налоговый кодекс, и условия о переносе крайнего дня, выпавшего на выходной, в нем нет.
Поэтому, если 10 марта попадает на нерабочий день – отчитаться лучше заранее.
Куда отчитываться
Администрирует плату за НВОС Росприроднадзор. Поэтому и отчитываться надо туда же.
Выше мы рассказали, что платежи следует направлять по территориальному принципу (месту нахождения объекта НВОС или месту размещения отходов). При сдаче декларации тоже применяется территориальный принцип. Деление идет по субъектам РФ.
Если есть несколько отчетных объектов в одном субъекте РФ – по ним можно сдать одну декларацию в соответствующий орган Роспотребнадзора.
Если объекты НВОС расположились в разных субъектах РФ – отчитываться надо отдельно в каждом субъекте.
Как сдавать декларацию
Декларацию по НВОС нужно сдавать электронно.
Выбрать бумажный вариант отчета допустимо только тем плательщикам, у кого годовой размер платежа за НВОС не превысил 25 тысяч рублей. Причем, и в случае подачи отчета на бумаге, потребуется приложить его копию на электронном носителе.
Все остальные могут сформировать и сдать декларацию через ЛК природопользователя на сайте Росприроднадзора.
Сервис достаточно удобный, в том числе для правильного выбора органа Росприроднадзора, куда следует направить отчет. Если затруднительно сразу выбрать адресата из выпадающего списка, можно вести свой регион и название территориального органа появится в нужном поле автоматически.
Что приложить к отчету
- Если в декларации фигурируют отходы, то к ней прилагают копии договоров на размещение отходов и журналы учета их движения.
- Если в отчетном году проводились мероприятия, расходы на которые уменьшили итоговую плату, то нужно добавить перечень подтверждающих документов.
- При подаче декларации через представителя или подписании ее уполномоченным лицом – добавляют документы, подтверждающие полномочия таких лиц.
Ответственность за неуплату НВОС и неподачу отчета
За несвоевременное внесение (или не внесение) платы за НВОС налагается штраф. Размер его зависит от категории плательщика, которого привлекают к ответственности. Он составляет (Примечание к ст. 2.4, ст. 8.41 КоАП РФ):
- для юрлица — от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 руб. до 6 000 руб.
Помимо штрафа на суммы недополученной платы и авансов начисляются пени.
За сдачу декларации с опозданием тоже предусмотрены штрафные санкции (примечание к ст. 2.4, ст. 8.5 КоАП РФ):
- для юрлица — от 20 000 руб. до 80 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.
Штрафуется и юрлицо, и ответственное должностное лицо одновременно. Штраф, назначенный предприятию, не освобождает от ответственности виновного сотрудника и наоборот.
Автор материала: Оксана Лим
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Если в процессе работы организации или предпринимателя образуются вредные выбросы, сбросы и отходы, нужно платить за это Росприроднадзору. Расскажем, кого это касается и как рассчитать платежи.
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.
Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:
- I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
- II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
- III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
- IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.
Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.
Если на предприятии только объекты IV категории, платить не нужно, но они должны быть зарегистрированы в Росприроднадзоре. Если же кроме IV категории есть и другие, платят за все объекты, включая IV.
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.
При подаче заявки:
- определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
- установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.
Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.
От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:
- на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
- с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
- с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
- с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.
Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.
Сроки внесения платы за НВОС:
- авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
- годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.
Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.
Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:
- за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
- за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.
Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.
По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.
Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.
- 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
- 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
- Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).
Выбранный способ расчёта авансов указывают в декларации о плате за НВОС в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» по каждому объекту негативного воздействия.
Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.
Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:
- Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
- Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
- Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
- Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
- Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.
Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.
С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.
Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.
За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:
- организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
- ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.
Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:
- по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
- по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.
За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.
За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:
- для организаций — 20000 – 80000 руб.;
- для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.
Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».
На ОСНО и на УСН с объектом «Доходы минус расходы» плату за негативное воздействие можно учесть в материальных расходах.
Но только в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов) и лимитов размещения отходов. Суммы превышений в расходы не включают.
Если лимиты на размещение отходов не разработаны, вся сумма платы за НВОС по отходам будет сверхнормативной и в расходы не войдёт.
Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды
Раздел 3.1 декларации заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов отдельно. Если вы не относитесь к данной категории то вам данный раздел заполнять не нужно.
Для начала заполнения данного раздела нажмите в древовидном меню на раздел «3.1. Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов». В правой части экрана отобразится форма с вопросом. В случае, если у Вас есть объект, оказывающий такое негативное воздействие, нажмите кнопку «Да» и затем кнопку «Сохранить». Далее заполните подраздел «Объект негативного воздействия».
Подраздел «Объект негативного воздействия».
В древовидном меню нажмите на подраздел «Объект негативного воздействия». Заполнение раздела производится в соответствии с описанием в предыдущих разделах. После сохранения данных по объекту НВОС в древовидном меню отобразятся подразделы «ОРО» и «Нормоустанавливающий (разрешительный) документ».
Подраздел «ОРО»
В древовидном меню нажмите на подраздел «ОРО». Заполнение раздела производится в соответствии с описанием в предыдущих разделах.
Подраздел «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ»
В древовидном меню нажмите на подраздел «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ». Работа с подразделом осуществляется в соответствии с описанием в предыдущих разделах.
Подраздел «Расчет для каждого вида отходов ФККО»
В древовидном меню нажмите на подраздел «Расчет для каждого вида отходов ФККО» и в открывшейся форме нажмите кнопку «+ Добавить расчет для каждого вида отходов ФККО».
В открывшейся форме заполните все обязательные поля.
В поле «Вид отхода по ФККО *» необходимо выбрать из справочника код отхода по ФККО. Поиск требуемого вида отхода производится по наименованию отхода или по коду отхода.
При выборе кода отхода 5 класса опасности в поле «Вид отхода по ФККО *» в поле «Класс опасности отходов в соответствии с ФККО» необходимо выбрать из справочника уточняющий признак класса опасности.
В поле «Установленный лимит на размещение отходов (тонн) *» указывается установленный лимит на размещение отхода в соответствии с КЭР, декларацией НВОС.
В поле «Образовалось отходов за отчетный период (тонн)» указывается фактическое количество ТКО, образованное за отчетный период (в тоннах). При заполнении поля не учитывается фактическое количество принятых в целях размещения ТКО.
В поле «Принято отходов в целях размещения в отчетном периоде (тонн) *» указывается фактическое количество принятых в целях размещения ТКО в отчетном периоде (в тоннах).
В поле «В пределах установленного лимита на размещение отходов (тонн) *» указывается фактическое количество размещенных собственных отходов в пределах установленного лимита на размещение ТКО в соответствии с КЭР либо не превышающего количества, указанного в декларации НВОС.
В поле «Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (руб./тонна)» проставляется автоматически ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении 1 тонны ТКО (в рублях за тонну) в соответствии с Постановлением № 913 и Постановлением № 758.
Далее заполняем расчетные коэффициенты. Коэффициенты учитывающие в данном разделе аналогичны предыдущему разделу.
Для сохранения введенных данных нажмите на кнопку «Сохранить». Аналогичным образом добавьте расчет на всем отходам ФККО по этому ОРО.
На этом наш расчет завершен. Расчет конечно не сложный но очень муторный по заполнению (структура у программистов получилось очень не оптимизированной и требует очень много времени на заполнение ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользо
вателя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.
Исчисление платы за негативное воздействие на ОС.
Для кого-то прописные истины, но всё же.
Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду
За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
часть 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 «О плате за НВОС»*
Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик — региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ » Об охране окружающей среды») за отчетный период.
- Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
- Сбросы загрязняющих веществ — по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
- Размещенные отходы — по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.
При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:
- в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
- в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
- в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.
Сверхлимитное загрязнение окружающей среды
Сверхлимитное загрязнение окружающей среды — это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.
На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы
статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Разъяснения для ОНВОС 3 категории — что нашла:
В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.
2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Плата за НВОС 2022
Главная » Блог » Новости » Плата за НВОС 2022
Плата за НВОС вносится объектами 1, 2 и 3 категории опасности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – объекты, которым присвоена 4 категория опасности.
С 2021 года действуют новые критерии отнесения объектов к категориям НВОС. Требования к объекту зависят от того, какая у него категория опасности. В первую очередь каждый такой объект должен стоять на учете НВОС. Как это сделать рассказываем здесь.
Давайте разберемся с тем, кто платит и как рассчитать плату за НВОС.
Плата НВОС 2021
Плата НВОС и ее коэффициенты остались прежними на 2021 год. Размер коэффициента составляет 1.08, а применяют его к базовым ставкам 2018 года. Также, без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса;
- Ставки платы за НВОС в 2021 срок корректировки ее величины – не позднее 1.03 года, следующего за отчетным периодом.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду идет на основе Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 №758.
Плата за НВОС: Сроки внесения платежей до конца 2021 года являются следующим:
- за полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- за 2021 год – 1 марта 2022 года.
Ставки платы за НВОС на 2022 год
В 2022 году предлагается установить размер ставок платы за НВОС на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,17. Ставка платы по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля” в 2022 году предусматривается на уровне 66,17 рубля за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен с 2021 по 2022 год.
Предлагаемые проектом ставки платы будут применяться за отчетный период по плате 2022 года. Далее можно ознакомиться с Проектом Постановления Правительства РФ “О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”.
Как рассчитать плату за НВОС?
Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:
1. Определите воздействие организации на окружающую среду: размещение отходов, выбросы в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в воду. 2.
Определите нормативы платы за НВОС по отношению к определенному разделу согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 №913. 3. Определите ставки платы НВОС 2021 для конкретного вещества. 4.
Определите коэффициент по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.08.
5. Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 №255.
Внимание! Если плата НВОС 2021 внесена не полностью или не вовремя, включая квартальные авансовые платежи, организация должна уплатить пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, которая действует в день уплаты пени.
Декларация о плате за НВОС
С 15 января 2021 г. следует использовать новый формуляр для заполнения декларации о плате за НВОС. На титульном листе отображаются стандартные данные природопользователя. В листе расчета суммы платы, которая будет внесена в бюджет, данные по каждому муниципальному образованию вносятся отдельно.
Остались вопросы? Доверьте заполнение Декларации о плате за НВОС профессионалам. Компания «ЭкоПромЦентр» поможет вам заполнить Декларацию о плате за НВОС и даст подробную консультацию по всем вопросам, касающимся платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обратитесь к специалистам ЭкоПромЦентра по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!
Оставить заявку
Плата за нвос: главные изменения в 2021 году
Источник:https://www.ecoindustry.ru/news
Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Напоминаем: от авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
Изменилась форма декларации
За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.
Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) | Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН) |
Временно согласованные выбросы (ВСВ) | Временно разрешённые выбросы (ВРВ) |
Нормативы допустимых сбросов (НДС) | Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН) |
Временно согласованные сбросы (ВСС) | Временно разрешённые сбросы (ВРС) |
Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.
Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.
- В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.
- Выбор способа расчёта авансов
- С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, уведомив при этом РПН о выбранном способе.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Для этого введут дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).