В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

В ближайшее время шесть новых неналоговых платежей могут войти в НК РФ. Контроль за их сбором перейдет в ведение Федеральной налоговой службы. Какие платежи придется сделать россиянам в ближайшее время? Список неналоговых платежей для предпринимателей?

  • Как отмечают эксперты, данная законодательная инициатива направлена на повышение платежной дисциплины, ведь ответственность за неуплату налогов намного выше, чем обычных выплат.
  • Так, среди новых налогов окажется плата за систему «Платон», а также утилизационный и экологический сборы.
  • Представители Минфина считают, что «платежами, имеющими признаки налогов» также являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, плата за негативное воздействие на окружающую среду и курортный сбор.
  • Все эти платежи за 2017 год принесли в федеральный бюджет 255 миллиардов рублей.

Что ждать от неналоговой инвентаризации платежей

Часть новых платежей может быть включена в НК уже в этом году. Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину — в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти.

Напомним, что изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в правительство РФ как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис. Разрешить этот парадокс чиновники рассчитывают в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.

Правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, Торгово-промышленная палата (ТПП) оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

В то же время Минфин настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность».

Вопрос о неналоговых платежах  пока прорабатывается. В НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых — утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может войти в НК уже в этом году.

Такое решение повысит предсказуемость налоговой политики: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства.

К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта. Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно.

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

С 1 апреля вырастет утилизационный сбор на колесные транспортные средства

Пока предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения.

На сегодня довольно много платежей взимается в регионах — у субъектов РФ есть право вводить их. Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него.

У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным, полагают представители бизнеса. В случае интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату.

К примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей. О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей.

О чем представители бизнеса просят правительство

Главы трех бизнес-объединений — Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) обратились  к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором они просят премьера ускорить внесение в Госдуму законопроекта по регулированию неналоговых платежей.

В письме, в частности, отмечено, что правительство не выполнило поручение Владимира Путина внести проект в парламент до 15 декабря 2017 года.

Напомним, что требуемый закон обсуждается властями уже третий год. Последняя редакция проекта была в целом согласована Минфином и Минэкономики, в сентябре 2017 года он был внесен в правительство.

Проект предполагал разнесение платежей на налоговые и неналоговые, содержал процедуры их включения в реестры (если платежа в них нет, он не взимается), определял порядок уплаты и плательщиков.

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

Создается реестр неналоговых платежей. Что такое неналоговые платежи?

До принятия закона объявлен мораторий на введение новых платежей. Однако бизнес-объединения указывают, что де-факто он не соблюдается. Так, на сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих, говорится в письме.

У нас к неналоговым платежам относятся, в частности, утилизационный, торговый, экологический сборы. Последняя версия законопроекта предлагала регулировать порядка 50 платежей, в основном установленных на федеральном уровне. Минфин оценивал нагрузку на бизнес от таких сборов в 0,7–0,8% ВВП.

Задержка с принятием закона возникла в том числе из-за появления новой развилки. В феврале на Сочинском форуме Дмитрий Медведев говорил, что регулирование может быть принято в форме отдельного закона либо интегрировано в Налоговый кодекс.

По этому поводу еще будут дискуссии, пообещал премьер. Есть и соответствующее поручение — Минфин и Минэкономики вместе с Экспертным советом при правительстве до 28 февраля должны были представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в НК.

Однако, по мнению бизнеса, «закатать» все неналоговые платежи в кодекс — это крайность. В письме к премьеру главы бизнес-объединений отмечают, что погружение платежей в НК затянет процесс их регулирования, поскольку потребует значительной переработки отраслевого законодательства.

Кроме того, передача администрирования неналоговых платежей Федеральной налоговой службе займет достаточно много времени и повлечет существенные бюджетные расходы, указывают авторы письма.

Представители ФНС уже высказывали свое отношение к передаче службе таких новых полномочий. В феврале в Совете федерации замглавы службы (на тот момент) Наталья Завилова отмечала, что ФНС не поддерживает такое развитие событий.

По ее словам, систематизировать все неналоговые платежи из отраслевых законов по образцу Налогового кодекса невозможно. Гипотетическая передача администрирования неналоговых платежей ФНС могла бы несколько повысить платежную дисциплину бизнеса, но обернулась бы дополнительными бюджетными тратами на увеличение штата службы и потребовала бы существенной перестройки законодательства.

Полный список существующих неналоговых сборов с предпринимателей 

Перечень неналоговых сборов с бизнеса чиновники представили  общественности на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина. Всего на сегодняшний день насчитали 87 таких платажей. Условно их разделили на три группы. В первую из них, экономическую, вошли 24 платежа. 

В частности: 

  • экологический сбор; 
  • утилизационный сбор; 
  • плата за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой от 12 тонн; 
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду; 
  • патентные пошлины; акцизные сборы; сборы за проведение государственных экспертиз; 
  • платежи за предоставление сведений из регистров.

Во вторую группу чиновники включили 23 платежа за обязательные услуги, оказываемые представителям бизнеса государственными органами и учреждениями на возмездной основе.

Например, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, бесплатное молоко и специального питание работникам вредных производств, а также компенсация за вредные условия труда.

До формирования реестра перечень этих услуг будет уточняться. Кроме того, чиновники собираются провести экспертизу на предмет их экономической обоснованности.

Самая большая группа насчитывает 40 сборов, однако ее чиновники не хотят включать в реестр и, при возможности, отменить совсем. В эту группу вошли такие затраты, как взносы кредитных организаций в фонд страхования вкладов, плата за парковочные места, различные таможенные сборы и даже взносы на капитальный ремонт жилых домов. 

Счетная палата против включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

Чиновники уже несколько лет готовят список обязательных платежей / Андрей Гордеев / Ведомости

Поступления от неналоговых платежей в 2018 г. в федеральный бюджет превысили 1,5 трлн руб., сообщила Счетная палата и предупредила, что такие платежи нужно оптимизировать.

Минфин оценивал поступления от неналоговых платежей ниже – в пределах 1 трлн руб., в 2018 г. – 740 млрд руб. Показатель Счетной палаты включает доходы от государственной собственности, безвозмездные поступления, а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов, объяснил ее представитель.

Власти уже давно пытаются решить проблему неналоговых платежей. Сначала чиновники разработали отдельный законопроект, но позже Минфин решил включить ключевые платежи (сначала шесть) в Налоговый кодекс.

В перечень важнейших платежей, подлежащих внесению в кодекс, по версии Минфина, должны были войти экологический, утилизационный и курортный сборы, плата за проезд большегрузов по автодорогам, за негативное воздействие на окружающую среду и обязательные отчисления операторов связи. В 2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб.

Читайте также:  Акт приема-передачи прицепа. Бланк и образец 2021-2022 года

Это непоследовательное решение, предупреждает Счетная палата, сначала нужно определить критерии обязательных неналоговых платежей, провести их инвентаризацию и оптимизацию. Должен появиться реестр обязательных платежей.

Вносить платежи в Налоговый кодекс можно, только если они действительно нужны и несут фискальную функцию, приводятся в сообщении Счетной палаты слова ее аудитора Сергея Шторгина.

Такая работа займет минимум 2–3 года, считает он.

Однако Минфин уже сам отказался от идеи законопроекта с шестью платежами и предлагает включать платежи в Налоговый кодекс поэтапно, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. В первую очередь, перечислил он, это должны быть утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов связи, курортный сбор и такие неналоговые платежи, как госпошлины.

Включение платы за проезд большегрузов по автодорогам предлагается рассмотреть после того, как завершит действие соглашение между Росавтодором и оператором системы «Платон» (в 2027 г.

– «Ведомости»), а плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор – после завершения реформы Минприроды в сферах экологического нормирования, обращения с отходами, нацпроектов, объяснил представитель министерства.

В марте бизнес просил не торопиться с включением неналоговых платежей в Налоговый кодекс президента Владимира Путина. Бизнес видел риски потерь платежей целевого характера, необоснованного роста ответственности, увеличения административной и фискальной нагрузки, рассказывает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Минфин, напротив, утверждал, что бизнес выиграет от включения сборов в Налоговый кодекс. Например, снизится административная нагрузка за счет объединения утилизационного и экологического сборов в один платеж, появится возможность возвращать излишне уплаченные деньги, перечисляло министерство в проекте основных направлений на 2020–2022 гг.

Сейчас позиции Минфина и бизнеса сблизились: органы власти признали необходимость детальной переработки законопроекта для минимизации рисков, говорит Шохин.

Инвентаризация неналоговых платежей и формирование реестра необходимы, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Нужно оценить обоснованность размера обязательных платежей, эффективность и прозрачность их установления, взимания – да и в целом их необходимости, уверен Шохин. Ревизия должна затронуть в первую очередь платежи федерального, а затем регионального и муниципального уровня, считает он.

Главное – чтобы исполнение не откладывалось, дополняет партнер Taxology Алексей Артюх. Реестр не поможет бизнесу напрямую, но может способствовать тому, что правила расчета и уплаты платежей станут более понятными, замечает он, хотя его значимость переоценивать не стоит.

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

Неналоговые платежи: как не утонуть в море отчислений

По данным министерства финансов РФ, в 2016-ом году неналоговая нагрузка на экономику страны составила 0,74% ВВП. А это сотни миллиардов рублей. По разным оценкам, в России действуют от 70 до 87 видов неналоговых платежей. Для сравнения — в начале 2000-х их насчитывалось около 50-ти.

Причем единого реестра неналоговых платежей в стране пока нет. В этих условиях предприятия вынуждены постоянно отслеживать нормативную базу, чтобы не остаться в должниках и не понести за это наказание, а также искать способы минимизации многочисленных неналоговых платежей.

Как разобраться в таком нескончаемом списке обязательств и когда ждать Кодекс неналоговых платежей?

Неналоговые платежи – участь бизнеса любого масштаба: от гигантов до микропредприятий. Размер таких платежей может составлять от 3% до 25% от оборота компаний. В масштабах России неналоговые доходы в 2016 году оценены в сумму около 600 млрд.

руб. Однако оценка эта все же приблизительная. Точно посчитать весь поток неналоговых платежей затруднительно: на данный момент по этому вопросу нет «единоначалья» — множество структур устанавливают виды неналоговых платежей и ставки по ним.

Основные характеристики неналоговых платежей

Налоговые и неналоговые платежи — гарант финансовой устойчивости государства. Однако если правила игры по налогам прописаны в Налоговом кодексе РФ, с неналоговыми платежами ситуация сложнее, они не регулируются налоговым законодательством. Эти платежи устанавливаются нормативными актами, делаются в адрес множества структур, в том числе государственных органов власти различных уровней.

Получателями неналоговых платежей могут выступать федеральный, региональные и местные бюджеты, целевые фонды, коммерческие и некоммерческие организации. Во многом неналоговые доходы подлежат управлению региональными и местными властями.

По оценке министерства экономического развития РФ, неналоговых платежей сейчас в России насчитывается 87. Все неналоговые платежи можно разделить на несколько видов:

  • Платежи за использование госимущества;
  • Платежи за пользование природными ресурсами;
  • Платежи за услуги госструктур;
  • Платежи за услуги коммерческими и некоммерческими организациями;
  • Платежи штрафного (санкционного) характера;
  • Прочие платежи.

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

Также платежи делятся на универсальные и специальные. Универсальные платежи предназначены для всех организаций, специальные зависят от рода деятельности организации.

Вот лишь несколько примеров таких платежей: за противопожарную безопасность, за вред экологии, платежи за специальную оценку условий труда, за мероприятия по охране труда, за обязательные медицинские осмотры, обязательные сборы (парафискалитеты), платежи СЭС, патентные и лицензионные платежи, платежи за сертификацию, утилизацию и т.п.

Лебедь, рак и щука: 3 «подвоха» неналоговых платежей

Все новые и новые виды платежей появляются без всякой системы, устанавливаются множеством структур, имеют различные порядки взимания, закрепляются большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы.

У организации есть возможность отказаться от ряда платежей. Ее зона прямой ответственности – только обязательные неналоговые платежи. Например, компания имеет право отказаться от услуги, предоставляемой государством. Аргументом для отказа может быть, к примеру, высокая цена. Однако единого реестра обязательных платежей пока нет.

  1. Контроль со стороны государства.

Оплата неналоговых платежей контролируется государством и, так же, как и оплата налогов, может быть проверена.

Неупорядоченность неналоговых платежей взята под контроль

Тема неурегулированности и избыточности неналоговых платежей – одна из горячих в предпринимательском сообществе. Представители бизнес-объединений постоянно поднимают ее на встречах «в верхах» с законодателями и руководителями государства.

В частности, как сообщают СМИ, «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей в феврале 2017 года направили премьер-министру Д.А. Медведеву список из 25-ти предложений по повышению темпов экономического роста, в который входил и пункт о регулировании неналоговых платежей.

И, кажется, предпринимательское сообщество услышано. Государство взялось наводить порядок в этом вопросе и вышло на длинную дорогу создания нового кодекса – неналоговых платежей.

Премьер-министр Дмитрий Медведев издал поручение, которое вводит мораторий на появление новых неналоговых платежей. В рамках данного поручения премьера федеральным государственным структурам нужно воздержаться от принятия и внесения в правительство любых нормативных актов, влекущих за собой новые неналоговые платежи.

Данный запрет должен действовать как минимум до принятия закона, который наведет порядок в этом вопросе, то есть даст определение неналоговым платежам, структурирует и пропишет правила их принятия, расчета и уплаты. Министерства финансов и экономического развития совместно разбираются в сложившейся ситуации с неналоговыми платежами.

Есть ли план по систематизации неналоговых платежей?

9 августа 2017 года первым заместителем председателя правительства РФ И.И. Шуваловым был утвержден план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, а также по закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, повышению эффективности их администрирования.

Данный план включает в себя:

  • Мораторий на новые неналоговые платежи;
  • Проведение инвентаризации существующих неналоговых платежей;
  • Разработка проекта федерального закона о неналоговых платежах;
  • Создание реестра обязательных неналоговых платежей, установление порядка его ведения.

В Налоговый кодекс добавлят несколько неналоговых платежей

Согласно утвержденному плану действий, уже разработан проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К неналоговым платежам он относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

В документе предлагается закрепить правила изменения существующих и появления новых неналоговых платежей.

Например, введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования этих актов.

Предложено установить предельный размер обязательных платежей, сделать возможным зачет переплаты в счет будущих платежей или возврат платежей.

Правом устанавливать неналоговые платежи, согласно данному законопроекту, наделены федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Будущий реестр неналоговых платежей, соответственно, должен состоять их трех списков – федеральных, региональных и местных платежей. Согласно законопроекту, платежи, которые не попадут в реестр, можно будет не платить.

Читайте также:  Статья 393 ТК РФ. Освобождение работников от судебных расходов

В законопроекте указано и на контролирующие функции структур, ответственных за сбор обязательных платежей. Например, эти структуры имеют право потребовать документы от плательщика, вызывать его для объяснений и т. д. Однако, как утверждают юристы, процедура реализации этих прав (сроки, ответственность и т.п.) в законопроекте пока не урегулирована.

Данный законопроект должен стать основой для «Кодекса неналоговых платежей». Реалистичная перспектива его появления – 2019-2020 годы.

Чтобы не запутаться в потоке отчетности и платежей, воспользуйтесь современными электронными сервисами. Один из лидеров рынка электронной отчетности в России – сервис СБИС.

С ним вы будете в курсе всех законодательных изменений и нововведений, станете обладателями полного набора форм отчетности, будете контролировать свою задолженность перед бюджетом, сможете получить консультации в любое время дня и ночи по интересующим вас вопросам.

Неотъемлемой частью современных электронных коммуникаций является электронная подпись. Не забывайте об этом!

Систематизируйте свои платежи и не платите лишнего! Подробнее об этом вам готовы рассказать наши специалисты

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах

2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей.

Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.

Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров.

По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года.

Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Зачем это нужно и почему бизнес выступает против?

Зачем кодифицировать неналоговые платежи

Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества.

За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70.

  Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:

— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);

— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;

— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).

В чем позиции бизнеса и властей расходятся

Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения.

В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.

Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным.

 В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога.

Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.

Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес.

 Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки.

Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.

Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков.

Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора).

Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.

Ожидаемые последствия

С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов.

А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов.

Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.

В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов.

Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков.

Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.

Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.

Если  власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами.

Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне.

После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.

Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса.

Минфин готовится включить в НК РФ несколько неналоговых платежей

Минфин намерен в ближайшее время доработать и внести в Правительство РФ законопроект, который включит в НК РФ несколько неналоговых платежей.

Как поясняют в пресс-службе министерства, в НК РФ должны быть включены главы, регламентирующие порядок уплаты:

  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования;
  • платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой свыше 12 тонн;
  • утилизационного, экологического и курортного (туристического) сборов.

Законопроект также будет содержать 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в Налоговый кодекс РФ, а также увеличен лимит неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности.

В Минфине уверены, что включение в НК РФ неналоговых платежей обеспечит полную предсказуемость и прозрачность этих платежей и позволит не допустить роста нагрузки на бизнес.

Также Минфин провел инвентаризацию, категорирование и детальный анализ остальных неналоговых платежей. Министерство разделило их на условные категории.

Платежи, схожие по признакам с государственными пошлинами, также предлагается включить в Налоговый Кодекс РФ. В данном случае речь идет о плате, взимаемой за сведения из различных государственных реестров и регистров.

По данным Минфина, в России существует около двух сотен различных реестров. По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть – осуществляется бесплатно, часть – за плату, установленную вне рамок НК РФ. Такие платежи должны быть включены в НК РФ.

Министерство также намерено рассмотреть вопрос о включении в НК РФ:

  • патентных пошлин и ряда платежей за обязательную государственную экспертизу документации;
  • платежей, связанных с получением «необходимых и обязательных услуг», предшествующих предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • платежей, связанных с компенсацией вреда.

В отдельную группу министерством были выделены и обязательные в соответствии с законодательством платежи за услуги, которые могут быть получены на конкурентном рынке.

Читайте также:  Новые условия перевода предприятий на территорию САР

По таким платежам не требуется прямое регулирование на уровне Правительства РФ, однако крайне важно обеспечить основные принципы конкурентных условий и не допустить случаев использования государственными учреждениями своего положения для получения необоснованных конкурентных преимуществ.

«Таким образом, создан фундамент, чтобы дальнейшая работа по регулированию неналоговых платежей продолжилась детальной проработкой конкретных проблем, прежде всего, на уровне отраслевого законодательства. И, в первую очередь, надо решить вопрос необходимости сохранения всех указанных обязательных услуг и связанных с ними платежей», — отмечается в сообщении Минфина РФ. 

Минфин уточнил, какие неналоговые платежи войдут в Налоговый кодекс — новости Право.ру

Минфин доработал законопроект о кодификации основных неналоговых платежей. Остальные сборы прошли инвентаризацию, часть из них планируется внести в Налоговый кодекс позже.

Финансовое ведомство подвело промежуточные итоги работы по систематизации и регулированию неналоговых платежей. Шесть из них будут погружены в Налоговый кодекс – это утилизационный, экологический и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с тяжелых грузовиков через систему «Платон», сбор с операторов связи. Соответствующий законопроект ожидает «скорейшее внесение в правительство».

Оставшийся 61 платеж обобщен в шесть групп, пишут «Ведомости». К первой отнесены 10 платежей за получение сведений из 200 госреестров и регистров.

Во вторую попали 15 платежей за обязательные услуги, которые оказываются на конкурентном рынке (подготовка документов, прохождение медицинского обследования для покупки оружия и другие).

Третья группа – это платежи за услуги естественных монополий, четвертая – компенсации (за вред водным объектам или лесам). Пятая состоит из платежей за обязательную экспертизу (регистрация автомобиля), а шестая объединяет девять платежей за услуги обязательного контроля.

По мнению ведомства, некоторые из них впоследствии могут также быть включены в НК. Речь идет о платежах за предоставление сведений из госреестров, которые «схожи по своей природе с госпошлинами».

«По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть осуществляется бесплатно, часть – за плату, установленную вне рамок налогового законодательства и, зачастую, не попадающую в бюджет», – комментирует Минфин. Также могут быть кодифицированы патентные платежи и сборы за обязательную госэкспертизу документов.

Остальные платежи, связанные с получением обязательных услуг, необходимо проанализировать и внести поправки в закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чтобы их размер устанавливался только правительством или законодателем.

Одновременно Минфин предлагает установить 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после того, как они будут внесены в НК, и увеличить лимит налогов, неуплата которых может стать преступлением. Ведомство подчеркивает, что кодификация призвана обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей и не допустить роста нагрузки на бизнес.

«О неналоговых платежах предпринимателей»

  • В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания
    Российской Федерации на весеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации
    по бюджету и финансовым рынкам провел 29 апреля 2021 года заседание
    «круглого стола» на тему «О неналоговых платежах
    предпринимателей».
  • В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской
    Федерации, представители законодательных и исполнительных органов
    государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов
    Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской
    Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства
    Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральной
    налоговой службы, Федеральной таможенной службы, общественных объединений
    предпринимателей, а также научных кругов.
  • Обсудив
    вопросы необходимости систематизации неналоговых платежей субъектов
    предпринимательской деятельности, урегулирования порядка их установления и взимания, осуществления контроля за их расходованием, совершенствования
    законодательства в данной сфере, участники заседания «круглого стола»
    отмечают следующее.

В настоящее время определение неналоговых
платежей законодательно не установлено. Под неналоговыми платежами понимают обязательные
платежи, нормативно закрепленные вне Налогового кодекса Российской Федерации.
Основной признак, объединяющий такие платежи с налогами, – это публичность их
установления, заключающаяся в том, что какой‑либо уполномоченный
государственный орган (или организация) в силу нормативного предписания
обладает полномочиями по установлению и (или) взиманию соответствующего
платежа.

Неналоговые
платежи, которые уплачивают субъекты предпринимательской деятельности, могут устанавливаться
как федеральными законами (при этом отдельные важные элементы устанавливаются
или конкретизируются в подзаконных нормативных актах), так и нормативными правовыми
актами Правительства Российской Федерации. Следует обратить внимание, что данные
платежи могут поступать не только в бюджетную систему Российской Федерации, а взиматься
на основе исключительных полномочий во внебюджетном порядке.

Минфином
России составлен перечень из 167 видов неналоговых платежей, уплачиваемых
субъектами предпринимательской деятельности, как зачисляемых в бюджеты
бюджетной системы, так и не зачисляемых в бюджеты. По данным Счетной палаты
Российской Федерации, на федеральном уровне в реестре источников доходов
содержится 7 192 записи, из них к неналоговым доходам можно отнести 5 479 записей.

Для
субъектов предпринимательской деятельности большое количество неналоговых
платежей создает дополнительную фискальную нагрузку, которая оценивается на уровне 1% ВВП. Также проблема неналоговых платежей состоит в том, что они «рассеяны»
по нормативным правовым актам, принимаются зачастую подзаконными актами и бесконтрольно устанавливаются на всех уровнях власти.

В связи с обращениями представителей бизнеса и поручениями Президента Российской
Федерации Правительство Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием
Российской Федерации с 2017 года активно вело работу по инвентаризации неналоговых
платежей и созданию системы их регулирования.

Согласно Основным направлениям
бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый
период 2020 и 2021 годов предполагалось, что по результатам инвентаризации и анализа действующих неналоговых платежей те платежи, которые обладают
признаками налогов или сборов, следует регулировать в рамках законодательства о налогах и сборах, а по остальным сформировать закрытый перечень с установлением
единых правил регулирования в рамках отдельного законодательства.

Участники
«круглого стола» считают, что проблема регулирования неналоговых
платежей должна быть решена как можно скорее, и поддерживают включение ряда обязательных
платежей, имеющих признаки налогов или сборов, в сферу регулирования Налогового
кодекса Российской Федерации.

Также целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы
на законодательном уровне закрепить норму о введении новых неналоговых платежей
на основании федерального закона при условии, что законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации или представительными органами муниципальных образований принято
решение о необходимости установления такого платежа. При этом законом должны
быть установлены предельные размеры неналоговых платежей в регионе и на муниципальном уровне.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов было
предусмотрено включение трех неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый
характер, в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Это — утилизационный сбор,
обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования и курортный
сбор.

В связи с этим Минфином России был подготовлен пакет проектов федеральных
законов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве
Российской Федерации.

В рамках обсуждения участниками «круглого стола» отмечалась
необходимость создания единого информационного ресурса, содержащего информацию
о неналоговых платежах предпринимателей.

В настоящее время информация о платежах, которые уплачиваются субъектами предпринимательской деятельности и поступают в бюджетную систему, отражена в различных информационных ресурсах,
применяемых для формирования перечня источников доходов Российской Федерации.

Вместе
с тем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кроме платежей,
поступающих в бюджеты, наиболее актуальными являются платежи, взимаемые
государственными учреждениями при проведении государственных экспертиз,
обследований, мониторингов, оказании иных государственных услуг. Поступления от таких платежей, как правило, остаются в распоряжении
данных учреждений, а информация о них не может быть выявлена и проанализирована
в рамках использования информационных ресурсов.

  1. Установление
    единых и прозрачных условий уплаты неналоговых платежей, их качественное администрирование
    будет способствовать формированию равной конкурентной среды для субъектов
    предпринимательской деятельности и созданию условий для поддержания в долгосрочной перспективе стабильной фискальной нагрузки на бизнес.
  2. Учитывая
    изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
  3. 1. Правительству Российской Федерации:
  4. провести
    до 1 октября 2021 года заседание экспертной рабочей группы по вопросам
    неналоговых платежей предпринимателей, утвержденной распоряжением Правительства
    Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 2069-р;
  5. определить
    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
    неналоговых платежей, наделив его соответствующими полномочиями;
  6. сформировать
    до 31 декабря 2021 года единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей,
    определив его правовой статус и федеральный орган исполнительной власти,
    ответственный за ведение указанного реестра;
  7. признать
    неналоговые платежи, не попавшие в единый реестр (перечень) неналоговых
    платежей предпринимателей, подлежащими отмене;
  8. провести
    работу по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов,
    касающихся неналоговых платежей, включенных в единый реестр (перечень) неналоговых
    платежей предпринимателей, в соответствии с критериями экономической
    эффективности платежей, цели их взимания, обоснованности установленных ставок,
    уровня фискальной нагрузки в целях отмены неэффективных платежей;
  9. продолжить
    работу над проектами федеральных законов, направленных на включение отдельных
    неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации;
  10. проработать
    вопрос о едином правовом регулировании отношений по установлению (введению,
    изменению), исчислению и взиманию неналоговых платежей, включая проверку их
    целевого использования.

2.

Министерству финансов Российской
Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации,
Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации
проработать вопрос о создании информационного ресурса (интерактивного
сервиса), содержащего сведения о неналоговых платежах предпринимателей, рассмотрев
вопросы определения функционала указанного ресурса, установления ответственного
за его ведение федерального органа исполнительной власти, внесения необходимых
изменений в нормативные правовые акты в целях неукоснительного представления
администраторами неналоговых платежей данных в информационный ресурс.

3. Органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
провести работу по сбору и систематизации
информации о неналоговых платежах предпринимателей, взимаемых на региональном и муниципальном уровнях.

4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить в Правительство Российской
Федерации рекомендации «круглого стола».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector