![]() |
Скачать приказ о разделении рабочего дня |
Одним из ярчайших примеров разделения рабочего дня на части является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:
- общее количество сверхурочных часов не может быть больше чем 120 за учетный год, рейсы же часто требуется совершать каждый день;
- использовать ненормированное время постоянно, а не эпизодически, от случая к случаю, прямо запрещают и ст. 101 ТК РФ, и разъяснение, данное письмом Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.
Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно.
Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.
Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст.
105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п.
13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.
При этом важно учесть следующие моменты:
- Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
- Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
- Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.
Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при разделении рабочего дня на части время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.
Разделение дня для водителей электротранспорта и метро
Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:
- Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
- Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
- На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.
В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:
- вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
- отдых и питание в перерыв включаются;
- у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.
Условия и порядок оформления разделения трудового дня
![]() |
Скачать форму трудового договора |
Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:
- Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
- Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.
При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания.
Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников.
Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.
Как оформить разделение рабочего дня на части. Примеры
Разделение рабочего дня на части – актуальная процедура в случаях, когда объем работы резко различается в течение рабочего дня. Общие аспекты разделения содержит ст.
105 ТК РФ, однако конкретных рекомендаций, как правильно оформить такой режим рабочего времени, законодательство не содержит.
Практикой кадрового делопроизводства выработаны правила, позволяющие учесть требования законодательства, интересы работника и работодателя при применении особого «разделяющего» режима труда. Рассмотрим их на примерах.
Как издать локальный нормативный акт с условием о разделении рабочего дня (времени) на части?
Общий порядок разделения рабочего времени
Из норм, содержащихся в ТК РФ, вытекает обязательный порядок, который должен быть соблюден при принятии решения о разделении рабочего дня на части. Нарушение этого порядка может привести к конфликту администрации с работниками, жалобам в контролирующие инстанции и разбирательствам, вплоть до судебных.
Порядок:
- Разработка ЛНА, регламентирующего разделение рабочего времени в течение дня.
- Ознакомление членов профсоюзной организации с ЛНА и планами по разделению рабочего времени. Согласование его с профсоюзом. Одобрение ЛНА.
- Утверждение локального документа администрацией.
- Доведение до сведения членов рабочего коллектива нового рабочего распорядка. Целесообразно сделать это под роспись. Разъяснения, касающиеся характера и нюансов работы в новых условиях.
- Заключение и оформление допсоглашений к трудовому договору, регламентирующих режим разделения рабочего дня.
Какие документы оформить, если разделение рабочего дня (времени) на части вводится при приеме на работу?
Как видим, ввести разделение рабочего дня на части единственно волевым решением, приказом руководства фирмы, по трудовому законодательству невозможно.
Важно! Разделенный рабочий день сотрудника не основание для работы без обеденного перерыва. Право на перерыв закреплено ст. 108 ТК РФ. Продолжительность его — от 0,5 до 2 часов.
Перерыв может по договоренности с администрацией присоединяться к периоду, разделяющему части рабочего дня. Рабочий день может считаться разделенным лишь в случае наличия перерыва между двумя его частями более 2 часов.
В противном случае график считается обычным.
Примеры разделения рабочего дня на части
Пример 1
Работнику кафе-закусочной Краснову С.А. установлен следующий рабочий график: первая часть — с 7-00 до 10-00 часов, вторая часть — с 14-00 до 18-00 часов.
Это обусловлено режимом питания основной массы клиентов закусочной – в период, разделяющий две части рабочего дня Краснова С.А., их приток минимальный.
Ко времени, когда Краснов свободен от работы, допсоглашением присоединен и обеденный перерыв продолжительностью 1 час. В общей сложности рабочее время Краснова составляет 7 часов.
Работникам определенных профессий разделение времени труда на части регламентируют отраслевые документы. Здесь разделение обусловлено сложностью, напряженностью труда работников, необходимостью восстанавливать работоспособность в течение дня. Работодатель обязан, устанавливая режим разделения, ими руководствоваться.
Какие документы оформить, если разделение рабочего дня (времени) вводится в процессе работы?
Среди таких работников:
- водители автобусов;
- водители трамваев, троллейбусов;
- экипажи воздушных гражданских судов;
- специалисты ж/д транспорта, обслуживающие служебные и спецвагоны;
- сотрудники метро, непосредственно связанные с обслуживанием пассажиров;
- сотрудники узла связи;
- работающие в организациях наземного электротранспорта и др.
Как вести учет рабочего времени при разделении рабочего дня (смены) на части?
Пример 2
Водителям трамваев и троллейбусов разделение рабочего дня на части регламентирует документ (приказ) Минтранса №127 от 18/10/05 г. Пункт 9 действующей редакции говорит о возможности по желанию водителя разделять его рабочее время 2 части.
При составлении графика надо учесть следующее (по тексту пр. Минтранса №127, п. 8, 9, р. II):
- перерыв между двумя частями рабочей смены должен быть не позднее чем через 4 часа после ее начала;
- перерыв может длиться не более 2 часов (не более 6 ночью);
- перерыв на обед при этом не учитывается;
- продолжительность работы ежедневно не должна быть выше 10 часов (может увеличиваться в исключительных случаях по согласованию с профсоюзом до 12 часов).
Можно ли разделить рабочий день на части водителю?
Таким образом, если (условно) водитель троллейбуса Краснов С.А. начал работать в 6 утра, для него возможен такой график:
- С 6 до 10 часов — рабочее время. Отработано 4 часа.
- С 10 до 13 часов — нерабочее время, в том числе 1 час на перерыв для отдыха и питания.
- С 13 до 18 часов — рабочее время. Отработано 5 часов.
Всего отработано 9 часов за смену, т.е. менее 10 часов. Перерыв, разделяющий рабочее время на части, длится 2 часа. Перерыв на обед — 1 час. Ограничения, установленные приказом Минтранса, соблюдены.
Нюансы
При оформлении кадровых документов необходимо учитывать ряд моментов:
- Рабочий день в общем случае может разделяться более чем на две части.
- График, разделяющий рабочий день на части, содержит по умолчанию неудобства для персонала. Согласно ст. 149 ТК РФ, невыгодные условия следует компенсировать доплатами до основного заработка. Доплаты для отдельных профессий регламентируются федеральными актами (например, женщинам, работающим в сельской местности). В общем случае необходимо внести положение о компенсационных выплатах в принимаемый ЛНА, отразить его в допсоглашении.
- Части, образовавшиеся в результате разделения рабочего дня, – это не отдельные рабочие смены. Использование термина «сменная работа» при подготовке регламентирующей документации ошибочно.
- Период, разделяющий части рабочего дня (смены), не относится к рабочему времени.
Всё по сути
- На основании общих принципов ст. 105 ТК РФ работодатель может разделять рабочий день сотрудников на части.
- Основное ограничение – общий перерыв между частями рабочего дня, включая обеденное время, должен быть более 2-х часов. В противном случае рабочий день разделенным считаться не будет.
- Разделение рабочего времени на части для отдельных категорий работников регламентируется специальными нормативными документами и соглашениями.
- Действующий рабочий график трудового коллектива, учитывающий разделение рабочего времени, должен быть закреплен в ЛНА фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, с учетом мнения профсоюза.
- Основной ошибкой работодателя при принятии решения разделить рабочий день на части можно считать несоблюдение (недостаточно полное соблюдение) порядка, установленного ТК РФ и специальными нормативными актами. Оно может вылиться в разбирательства с органами контроля и работниками, вплоть до судебных.
Устанавливаем разделение рабочего дня на части
Ограничения, введенные из-за коронавируса, оказали значительное влияние на трудовые отношения. Некоторые работодатели стали делить рабочий день сотрудников на части.
С одной стороны, для защиты персонала – чтобы они не ездили в общественном транспорте в час пик на работу, а также для обеспечения требуемой дистанции между присутствующими в офисе сотрудниками во время рабочего дня.
С другой стороны, из-за пандемии у многих перестроился поток клиентов / покупателей и оказалось бессмысленно держать на работе сотрудников в те часы, когда клиентов / покупателей нет. Расскажем, в каких случаях законодатель разрешает поделить рабочую смену / день на периоды и как пошагово перейти на режим разделения рабочего дня на части.
В определенных случаях ТК РФ позволяет разделить рабочую смену (день) на части.
При этом он не содержит каких-либо обязательных требований ни к таким частям, ни к продолжительности перерывов между ними.
На практике чаще всего рабочий день делится пополам, а перерыв составляет от 2 до 6 часов (т. е. превышает предельную величину перерыва на обед, установленную ч. 1 ст. 108 ТК РФ).
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 108 ТК РФ работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания. И длится он не менее 30 минут. В какой из частей рабочего дня его надо предоставлять, ТК РФ не указывает. Соответственно, этот вопрос решается правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.
Перерыв на обед не включается в рабочее время и не оплачивается. Несмотря на то что рабочий день может быть «разобран» на несколько частей небольшой продолжительности, в течение одной из этих частей в обязательном порядке должен быть предоставлен перерыв для приема пищи.
У нас есть небольшая кофейня в спальном районе. Основные продажи происходят утром с 7.00 до 11.00 и вечером с 16.00 до 20.00. Утром посетители заходят за кофе и пирожком по дороге на работу. Во второй половине дня берут выпечку, возвращаясь с работы домой. Один продавец во время наплыва посетителей не справляется. Эту проблему можно решить несколькими путями. Например, выводя:
- двух продавцов в смену либо
- одного из сотрудников оставив на 12-часовой смене, а второго перевести на 8-часовой рабочий день, разбитый на две части по 4 часа.
Соответственно, заработная плата у них будет разная и сменный график для второго сотрудника не потребуется. Как мы видим, основной интерес работодателя к такому режиму работы состоит в экономии на затратах. Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается, а значит, таким нехитрым способом можно оптимизировать фонд оплаты труда (ФОТ).
Когда и кому можно делить рабочий день на части
В ст. 105 ТК РФ указано две категории работ, при которых возможно разделение рабочего дня на части:
- работы с особым характером труда;
- работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).
Критерии, используемые в данной норме, не самые четкие. С одной стороны, изменяющаяся интенсивность – частный случай работы с особым характером труда.
С другой стороны, на практике именно изменение интенсивности является единственным критерием, по которому законодатель относит деятельность сотрудника к работам с особым характером труда для применения в его отношении ст. 105 ТК РФ.
В чем же разница между двумя категориями? Традиционно принято считать, что наличие особого характера труда определяет государство в лице компетентного органа, а работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочей смены, – сам работодатель.
Среди первой категории, прежде всего, выделяются работы, связанные с транспортом и связью. Так, на законодательном уровне установлено, что рабочий день может быть разделен:
- членам экипажей воздушных судов гражданской авиации 1,
- водителям трамваев и троллейбусов 2,
- водителям автобусов 3,
- железнодорожного транспорта 4,
- работникам метрополитена 5,
- работникам связи 6.
Вторая категория более гибкая и здесь могут встречаться самые разные варианты. Отметим, что наиболее часто деление рабочего дня на части встречается:
- у работников, обслуживающих транспортные потоки (например, персонал, осуществляющий подготовку автобусов к рейсу);
- сотрудников торговли и общественного питания, т. е. там, где есть изменение клиентского потока в течение дня.
Трудовые инспекции раньше достаточно жестко подходили к вопросу, есть ли основания для использования такого режима работы. Но указание на разделение рабочего дня на части в письме Минтруда России от 23.04.2020 № 14-2/10/П-3710 позволяет рассчитывать, что критерии оценки изменятся.
Ведь ведомство в п. 2.1 указанного письма обращает внимание: куда важнее тот факт, что разделение рабочего дня на части позволяет «избегать скопления людей на входе и выходе при начале / окончании рабочего дня и увеличивать расстояния между работниками во время рабочего дня».
Все это позволяет нам рассчитывать в настоящее время на более мягкие подходы со стороны проверяющих при определении случаев, когда такой режим можно применять.
Соответственно, можно ожидать, что главным при проведении проверок станет не наличие формальных оснований для введения такого режима, а установление добровольности со стороны работников при переходе на этот режим.
У работодателя может возникнуть вопрос: что делать, если интенсивность работы на самом деле не меняется? Можно ли в такой ситуации установить разделение рабочего дня на части? Можно. С одной стороны, в ст.
105 ТК РФ есть жесткие критерии для установления особого режима труда. Но, с другой стороны, даже для них есть исключение. Согласно ч. 1 ст.
93 ТК РФ сотруднику можно установить неполное рабочее время (неполный рабочий день (смену) и/или неполную рабочую неделю, в том числе с разделением рабочего дня на части) как при приеме на работу, так и впоследствии по соглашению сторон трудового договора.
Более того, неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок. Например, на срок действия ограничений, установленных в связи…
Я знаю, как правильно. разделить рабочий день на части
Иногда условия производства требуют разделить на части рабочий день всех или отдельных сотрудников предприятия. Данное решение легким назвать нельзя.
А уж о том, как оно непопулярно среди работников, и говорить не стоит.
Нередко их негативная реакция и обращение недовольных в органы государственного надзора и контроля может привести к проверкам соблюдения трудового законодательства в части установления рабочего времени сотрудникам.
Процедура разделения рабочего дня на части к тому же далеко не проста и всегда сопровождается большим количеством вопросов: на какое число частей можно разделить рабочий день, должны ли быть эти части равны друг другу по продолжительности, как предоставлять работникам перерыв для отдыха и питания и т. д.?
О том, как разделить рабочий день сотрудников на части, соблюдая при этом и интересы производства, и права работников, нам расскажет тот, кто точно знает, как это сделать правильно.
Прежде всего, необходимо определить, обоснованно ли на предприятии разделение рабочего дня на части и возможно ли оно в отношении всех или только некоторых категорий работников.
Когда возможно разделение?
Разделение рабочего дня определенных категорий работников вводится для рационального использования рабочего времени с учетом специфики труда в некоторых организациях.
Вы должны это знать
Режим разделения рабочего дня на части заключается в разделении часов (смены), в течение которых работник должен трудиться у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности
ПРИМЕР
Разделять рабочий день можно животноводам, водителям городского пассажирского транспорта, работникам общественного питания, торговли, эксплуатационных предприятий связи, коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, учреждений культуры, банковских учреждений и т. д.
Рабочий день может быть разделен на части:
- на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, например на предприятиях общественного питания;
- при выполнении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Например, увеличение количества пассажиров на городском транспорте в утренние и вечерние часы требует привлечения к работе большего числа водителей, чем в обеденное время.
1. Водители трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 127).
Разделение рабочего дня на части по трудовому законодательству
Не всегда рабочее время ограничено конкретными рамками. Например, с 9 до 10 часов. Существую определенные категории специальностей, которые требуют разделение рабочего дня на части.
Но суммируемая длительность трудового дня не должна превышать установленные нормы. Это действия, регулируемые ст. 105 ТК РФ.
Такие решения принимаются работодателем, которое должно быть подтверждено внутренним приказом.
Разделенный рабочий день: юридические принципы понятия
Рабочий день человека не должен превышать 8 часов. Общая недельная продолжительность не менее 41 часа. Но что делать, если у некоторых категорий сотрудников основная деятельность осуществляется 2-3 часа, дальше он вынужден находится без дела, ожидая следующего заказа, клиента или чего-либо другого. Это характерная ситуация для применения 105 статьи, применять которую необходимо:
- при возникновении введения подобного трудового графика;
- установление максимального времени, определенного как рабочее.
В трудовом законодательстве имеется подробное разъяснение и основания, когда подобные действия могут быть применены. Если наступает подобная ситуация, то работодателю не запрещено воспользоваться данной статьей. Приблизительно это выглядит следующим образом.
Если рабочий день разделен на два временных отрезка, между которыми находится перерыв на обед (не менее 2 –х часов), то использование подобных графиков нецелесообразно. Если перерыв больше двух часов, можно использовать разрывной график работы.
В трудовом кодексе именно так идет разъяснение.
Важно! Разделенный день нельзя считать посменной работой. Это регулируется только нормативными внутренними актами.
И если в приказе указано, что считать день разделенным, то так оно и будет. Для посменной работы имеется другой приказ, в котором четко определены временные рамки для каждой смены. Этого нельзя путать, хотя многие мои знакомые не видят особой разницы.
В ролике ниже — особенности регулирования разрывного графика в трудовом законодательстве:
Ситуации, когда необходимо разделить рабочий день
На протяжении одного рабочего дня интенсивность работы может измениться. Например, с утра работы столько, что нет времени даже присесть. Но ближе к обеду заказов, звонков и прочего становится меньше.
Одно дело, когда сотрудники просто сидят и нечего не делают, отсчитывая время до конца рабочего дня.
И совсем другое, когда отправятся на несколько часов домой и выйдут на работу в то время, когда количество работы значительно увеличится.
Это не может быть случайным фактом. Такое должно происходить постоянно. Только так возникает необходимость внедрять разрывной график. Обычно подобные ситуации возникают в транспортных компания, в коммунальных службах у сотрудников авиационных компаний, на железной дороге и так далее. Поэтому в статье ТК точно указаны предпосылки для внедрения разрывного графика:
- специфика деятельности;
- работа различная по интенсивности, которая меняется на протяжении дня;
- в компании действует специальное постановление, принятое по профсоюзной линии;
- невозможность осуществлять обязанности из большого количества людей (например, уборщица в офисе, в отделении банка, в магазине и так далее).
Разбивать рабочий день по часам работодатель имеет право самостоятельно по своему усмотрению. Но в случае возникновения спора, работодателю необходимо предоставить доказательства того, что такие действия были направлены в интересах улучшений условий труда сотрудников.
Особенности таких перерывов
Перерыв между рабочим временем не оплачивается Сотрудник получает оплату только за фактически отработанное время. Но существуют профессии, где перерывы несопоставимы с длительностью трудового дня. Это могут быть:
- сотрудники авиакомпаний, ж/д, водители автобусов, у которых рабочий день может быть гораздо больше 8 часов;
- служащие метрополитена;
- воспитатели, учителя, няни детских учреждений, работающих круглосуточно;
- ветеринары и служащие животноводческих хозяйств;
- специалисты, обслуживающие электросети или другие коммунальные линии.
Непредвиденный вызов на работу, как и большие переработки по времени, несут нагрузку на организм человека и являются грубым нарушением трудового законодательства. Но для того, чтобы официально изменить график работы, руководитель обязан получить согласие от профсоюза. И если на предприятии такой организации не существует, необходимо принимать решении, учитывая мнение большинства трудящихся.
Как определить время на обед
Лица, чей рабочий день разделен, не лишаются права на законный обед. Он учитывается во временном отрезке, который образуется между выходами на работу. Длительность таких обеденных перерывов не должна быть менее 30 минут и не более 2 часов. Этот же время может быть включено в рабочее время.
Существует ли доплата за не совсем удобный график
Разделение рабочего дня не совсем удобно для многих сотрудников. Например, дворник выходит на работу рано утром, а второй выход делает уже вечером. Или офисная уборщица, которая готовит помещение перед трудовым днем и убирает его после того, как все сотрудники уходят. Но для всех такой режим неудобен. Многие говорят, что так появляется много свободного времени для домашних забот.
Но большинство сходится во мнении, что это неудобно. Поэтому законодательством предусмотрена доплата за такие условия труда. Она даже считается не доплатой, а компенсацией и сумма высчитывается в процентах от ставки. Для некоторых категорий это выглядит следующим образом:
- руководящие сотрудники на железной дороге – 30%;
- обслуживающий персонал ЖКХ – 30%;
- женщины, работающие в сельской местности (в основном доярки) – 30%.
Это стандартный показатель компенсации, который может быть изменен в обе стороны по решению работодателя. Размер компенсации и его процентное соотношение обязательно должно быть отмечено в нормативных внутренних актах, приказах.
Если размер компенсации намерено занижен
Такая ситуация является грубым нарушение законодательства. Если сотрудник считает, что руководитель предприятия незакономерно занизил размер выплат компенсации, ему необходимо написать заявление и подать его в инспекцию по защите прав трудящихся или ГИТ (Государственная инспекция труда). Жалоба обязательно будет принята, о чем работодателю поступит официальное уведомление.
Если в ближайшее время руководитель не посчитает нужным исправит ситуации, тогда проводится тщательная проверка и при подтверждении фактов, ему грозит:
- денежный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей для государственных руководителей;
- юридическим лицам придется расстаться с большими суммами – от 30 до 50 тыс. рублей.
Если в постановление Правительства будут внесены поправки, сумма штрафов может измениться, но не в меньшую сторону. Такие разбирательства не лишают сотрудника возможности продолжать дальше свою работу.
Если руководитель не выпалить недостающую сумму компенсации, можно смело обращаться в суд. Здесь уже пахнет ущемлением прав, дискриминацией и я готов оказать юридическую поддержку в решении подобного спора.
Сотрудник имеет право требовать не только сумму недоплаченной компенсации, но и определенные день за моральный ущерб. Самостоятельно справиться с этим достаточно сложно.
Какие налоги предусмотрены для компенсаций
Это вид оплаты, который выплачивается сотруднику по отдельной ведомости и подлежит налогообложению. Это предусмотрено ст. 252 НК. Налог за компенсацию уплачивается как доход физических лиц. Поэтому рассчитывать, что компенсация не облагается налогом и не предвидит отчислений, не стоит. Все придется платить. Это отчисляет бухгалтерия или же сотрудник обязуется оплатить самостоятельно.
Как происходит разделение
Работодатель понимает, что некоторые вакансии на его предприятии требуют разделения рабочего дня. Но не совсем понимает, как это правильно сделать. Определенный порядок действий помоет пройти процедуру безболезненно:
- разработать нормативный акт, где указан порядок распределения;
- направление документа в профсоюзный комитет;
- внутреннее утверждение;
- ознакомление с документом сотрудников, в отношении деятельности которых это сделано;
- заключение дополнительного соглашения с работником.
Это необходимые действия, которые защитят человека от нарушений в его сторону со стороны работодателя. Профсоюзом проводится проверка по поводу того, как соблюдаются нормы, указанные в оглашении.
Заключение
Выбирая должность, которая связана с разрывным графиком, не забывайте о том, что такие должности требуют дополнительных начислений в виде компенсации. Это все официально и закреплено трудовым законодательством. Сумма компенсации не может быть менее 25% от ставки по вакансии. Умейте отстаивать свои права. Не получается — обращайтесь к профессиональной юридической защите.
Разделение рабочего дня на части (ТК РФ, необходимость, доплата)
В зависимости от времени суток интенсивность работы предприятия может различаться. И если такие перепады интенсивности являются значительными, актуальным становится разделение рабочего дня на части.
Что представляет собой разделение рабочего дня на части
Под разделением рабочего дня подразумевается дробление одной трудовой смены на несколько частей, между которыми организуются перерывы в работе. Длительность рабочего времени при этом не может превышать действующие нормативы. Регулирует подобную форму трудовой деятельности статья 105 ТК РФ, регламентирующая:
- предельно возможную продолжительность рабочего времени;
- перечень законных оснований для утверждения подобного графика работы.
Если работодатель планирует осуществить разделение рабочего дня на части, ему следует обратить внимание на следующие моменты:
- Трудовое законодательство регулирует лишь основные принципы разделения рабочего дня на части, но ТК РФ не включает в себя пояснения относительно числа отрезков времени и их длительности. Поэтому наниматель вправе делить рабочий день на сколько угодно частей.
- Тот факт, что производится разделение рабочего дня на части, должен быть зафиксирован в локальных нормативных актах компании.
- Если произвести разделение рабочего дня на 2 части с перерывами менее 2 часов, трудовая смена окажется стандартной.
- В том случае, если каждый из перерывов составляет более 2 часов, смену можно признать разделенной.
В каких случаях актуально разделение рабочего дня на части
Основной целью разделения рабочего дня на части является рациональное распределение времени. Представим ситуацию. Утром и вечером в кафе приходится очень много народу, чтобы позавтракать перед работой или отдохнуть и поужинать после рабочего дня.
В то же время, днем в заведении крайне мало посетителей, поскольку целевая аудитория кафе в течение дня занята работой. В такой ситуации руководству общепита следует раздробить рабочий день на части, чтобы трудящиеся находились в кафе исключительно при наличии работы.
А иначе сотрудники будут впустую тратить время, когда в дневное время с несколькими посетителями может управиться всего один подчиненный. К дроблению рабочего дня предъявляется ряд условий:
- отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность в течение всего рабочего дня (например, тренажерный зал нельзя убирать, когда там занимаются спортсмены – тогда уборщик занимается делами в середине дня, когда тренажерный зал закрыт для посетителей);
- в компании был издан локальный акт, закрепляющий право на разделение рабочего дня на части, согласованный с профсоюзной организацией;
- работа характеризуется различной интенсивностью, меняющейся в течение смены;
- особая специфика деятельности.
Что будет с обеденным временем, если происходит разделение рабочего дня на части
Право трудящихся на обеденный перерыв регламентируется ч. 1 ст. 108 ТК РФ. В случае, если производится разделение рабочего дня на части, сотрудники не лишаются права на обед, но время перерыва на обед может быть присоединено ко времени перерыва между частями смены. Продолжительность обеда составит от получаса до 2 часов.
Разделение рабочего дня на части – особенности перерывов в работе
Важно! Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ, разделение рабочего дня на части не должно нарушать права трудящихся. Если разделение регулируется нормативными актами отрасти, наниматель обязан учесть данный факт при утверждении графика работы.
Количество перерывов в течение рабочего дня будет зависеть от работодателя. Перерывы не оплачиваются. Имеется ряд профессий, для которых перерывы регламентируются отраслевыми актами. Такими профессиями являются:
- работники наземного электрического ТС;
- участники судов гражданской авиации;
- служащие субъектов Спецстоя;
- водители автобусов, троллейбусов, трамваев;
- персонал, ухаживающий за животными;
- работники ж/д транспорта, обслуживающие служебные вагоны;
- сотрудники связи;
- работники метрополитена, обслуживающие пассажиров;
- сотрудники образовательных организаций, в которых учащиеся находится круглосуточно.
Как произвести разделение рабочего дня на части – порядок
Работодателю, желающему разделить рабочий день на несколько частей, необходимо действовать по следующей схеме:
- Составить локальный нормативный акт, регламентирующий разделение рабочего дня на части.
- Передать оформленный акт в профсоюзную организацию с целью согласования и проверки нововведения на вопрос нарушения прав трудящихся.
- Утверждение документа.
- Ознакомление работников с новым графиком рабочего дня, особенностями нововведения.
- Оформление дополнительного соглашения к трудовым договорам работников с целью добавления пункта о дроблении трудовой смены.
статью ⇒ “Право работников на забастовку и его реализация“.
Доплата сотрудникам за разделение рабочего дня на части
Важно! Если работодатель пожелает, он вправе увеличить компенсацию за разделение рабочего дня на части по своему усмотрению, но ухудшать положение работников в сравнении с нормами закона нельзя. Величина компенсации утверждается во внутреннем нормативном акте компании.
Разделение рабочего дня на части сопряжено с определенными неудобствами для работников, поскольку сотрудникам приходится покидать рабочее место посредине дня и снова возвращаться на работу спустя какое-то время.
Именно поэтому работодатель обязан выплачивать трудящимся компенсацию, ориентируясь на требования статьи 149 ТК РФ. В сумму оклада данная выплата не входит – это именно компенсация, а не часть оплаты труда.
Величина компенсационной выплаты зависит от тарифной ставки и оклада:
- руководители РЖД – 30%,
- сотрудники областей бытового обслуживания, ЖКХ – 30%,
- женщины, занятые на сельскохозяйственных работах – 30%.
Что касается налогообложения компенсаций за разделение рабочего дня на части:
- из суммы компенсации вычитается страховые взносы;
- удерживается НДФЛ;
- компенсация включается в состав расходов на оплату труда в целях уменьшения налога на прибыль (для УСН «Доходы минус расходы»);
- средства будут учтены в целях налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если работодатель не выплачивает компенсацию или занижает ее размер, сотрудник вправе пожаловаться в инспекцию труда, и работодатель будет оштрафован на:
- 1000-5000 рублей (должностные лица, ИП);
- 30 000 – 50 000 рублей (юридические лица).
статью ⇒ “Самозащита работниками трудовых прав: формы, способы“.
Типичные ошибки:
- Ошибка: Работодатель признает разделенный день сменной работой.
- Комментарий: Разделенный рабочий день и трудовая смена – это разные формы, регулируемые различными нормативными актами.
- Ошибка: Работодатель раздробил рабочий день на части, не имея на то законных оснований, поскольку ему так было удобно.
Комментарий: Наниматель не вправе производить разделение рабочего дня на части по собственному усмотрению, не имея на то оснований.
Если возникнет судебный спор, придется доказывать обоснованность дробления трудовой смены на части.
Ответы на распространенные вопросы про разделение рабочего дня на части
- Вопрос №1: На каких предприятиях актуально производить разделение рабочего дня на части?
- Ответ: Подобный график труда практикуется в гражданской авиации, в транспортных компаниях, в коммунальных службах.
- Вопрос №2: В организации отсутствует профсоюз, с кем согласовывать возможность дробления рабочего дня на части, если сотрудники против такого графика работы?
Ответ: Чтобы осуществить разделение рабочего дня на части, необходимо издать на предприятии соответствующий локальный нормативный акт. Такое решение должно быть согласовано с профсоюзной организации.
Если же профсоюза нет, решение принимается после согласования ситуации с работниками. Когда сотрудники выступают против, обращаться следует в трудовую инспекцию.