Как отчитаться за средства целевого финансирования

Как отчитаться за средства целевого финансирования

В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке.

Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено.

Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете? 

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование».

На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы).

Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

  • Дебет 01 (04) Кредит 08
  • Дебет 86 Кредит 98.
  • Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:
  • Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)
  • Дебет 98 Кредит 91.

Как отчитаться за средства целевого финансирования

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации — как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части — как доходы будущих периодов.
  1. Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:
  2. Дебет 86 Кредит 91-1
  3. — на сумму начисленной амортизации;
  4. Дебет 86 Кредит 98
  5. — на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Вопрос с начислением амортизации в налоговом учете не так-то прост.

Здесь действует правило: если полученные целевые средства в соответствии с положениями НК РФ не отнесены к облагаемым доходам, то и объекты, купленные за счет этих средств, не могут относиться на «уменьшаемые» расходы (через амортизацию).

Соответственно, если целевые средства, напротив, относятся к облагаемым доходам, то и активы, относящиеся по критериям к амортизируемому имуществу и купленные за счет целевых средств, подлежат амортизации в налоговом учете.

Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.

Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы.

Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом).

А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.

Мы не будем приводить полный список того, что является «целевым финансированием» в рамках налога на прибыль, так как этот список довольно внушителен и в большинстве своем касается «специфичных» организаций (бюджетных учреждений, банков, ТСЖ и др.). Отметим лишь некоторые из них, которые могут быть применимы к коммерческим организациям.

Так, например, к «целевому финансированию» в целях налога на прибыль относятся гранты, в отношении которых выполняется ряд условий.

Одним из условий является предоставление грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных российским законодательством.

Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст.

270 НК РФ, т. е.

за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

Таким образом, если субсидия получена на приобретение амортизируемого имущества, то ее придется включить во внереализационный доход.

При этом в отношении таких целевых средств, как субсидии, действует особый порядок отнесения их на доходы.

Относить на доходы субсидии нужно не сразу в момент получения, а «по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств». Такой порядок следует из абз. 3 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

Как отчитаться за средства целевого финансирования

При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

И вот здесь как раз возникает встречный вопрос: действительно ли можно амортизировать в налоговом учете имущество, приобретенное за счет целевых средств, и относить на «уменьшаемые» расходы начисленную амортизацию? Да, если целевые средства, как уже было сказано выше, включаются в облагаемый доход. Соответственно, если целевые средства не включаются в доход (на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), то те ОС и НМА, которые были приобретены за счет этих средств, амортизировать нельзя.

Как отчитаться за средства целевого финансирования

По действующему законодательству любые средства, полученные в виде целевого финансирования, не подлежат налогообложению. Однако есть исключение из правил, когда с полученных субсидий, грантов, средств инвесторов необходимо заплатить налог на прибыль.

Средства целевого финансирования выделяются организациям из бюджета, а могут поступать от инвесторов или других организаций на реализацию конкретных целей.

Получив целевые деньги, компания обязана использовать их на те цели, которые прописаны в смете. В рамках целевого финансирования предприятие может получить как денежные средства, так и имущество. Ни то, ни другое объектом налогообложения не является.

Когда целевое финансирование не облагается налогом

Условия, при которых средства целевого финансирования не облагаются налогом на прибыль:

  • средства предоставлены под конкретные проекты;
  • средства действительно использованы по назначению.

Важно! Что касается грантов, то для них есть еще одно условие: грант дается безвозмездно и не предполагает возврата. Грантодателем не может быть любой желающий, законом определен список лиц, которые могут предоставлять организациям средства на безвозмездной основе.

К таким лицам относятся следующие: гражданин РФ или иностранного государства, российская или иностранная компания, международная организация, которые получили право заниматься выдачей грантов в России.

В том случае, если хотя бы один из перечисленных критериев будет не соблюден, организация, получившая грант, обязана учесть полученную помощь на счете внереализационных доходов.

Читайте также:  Приказ о замене спидометра. Бланк и образец 2021-2022 года

С полученных денег придется заплатить налог на прибыль.

Отчетность перед ФНС

Организация обязана уведомить налоговую о полученных целевых средства[. Также придется проинформировать налоговиков и об осуществленных расходах полученных денег. Для этого, когда юридическое лицо заполняет годовую декларацию по налогу на прибыль, нужно заполнить и лист №7.

Кроме отчета перед налоговой, организация обязана предоставить отчет целевого использования и тому, от кого получила грант.

Специальных форм отчетов об использовании гранта нет, можно использовать произвольную форму по договоренности между сторонами. Периодичность предоставления информации об использовании средств может быть любой.

Самое главное, чтобы по этим отчетам можно было прослеживать, как происходит исполнение сметы. К отчету могут быть приложены сопровождающие документы:

  1. выписка из регистра;
  2. договор с подрядчиками, соисполнителями;
  3. акт выполненной работы;
  4. счет-фактура;
  5. акты приема-передачи;
  6. документы, подтверждающие оплату выполненной работы и проч.

В случае выявления расхождений в документах, организация обязана рассчитать и уплатить налог на прибыль.
Получатели целевых средств заполняют специальный отчет – «Отчет о целевом использовании средств». Заполняется он по форме №6. Составлять отчет обязаны и коммерческие и некоммерческие организации.

У отчета существует две формы – полная и упрощенная. Упрощенную форму могут заполнять:

  1. организации малого бизнеса (их перечень приведен в федеральном законе №209);
  2. все некоммерческие организации;
  3. члены инновационного центра «Сколково».

Кто не вправе использовать упрощенную форму:

  • юридические лица, которые по закону обязаны осуществлять аудиторские проверки своей отчетности;
  • жилищные кооперативы;
  • строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • государственные корпорации;
  • политические партии;
  • адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов;
  • иностранные агенты в лице некоммерческих организаций.

Остатки целевых средств

Как можно использовать оставшиеся целевые средства? Закон предлагает два варианта – вернуть обратно тому, от кого средства были получены, либо использовать в следующем периоде.

В том случае, если целевые средства остались не израсходованы, а организация не хочет возвращать остатки, необходимо согласовать этот вопрос с инвестором и обосновать необходимость в этих средствах.

Организация-инвестор, выдавшая грант, может позволить грантополучателю оставить не потраченные остатки на своих счетах.

В этой ситуации эти средства необходимо отнести на внереализационные доходы и заплатить с этих сумм налог на прибыль организаций. Эта норма вызвана тем, что остатки будут использованы не на те цели, на которые они были выданы изначально.

Тот, кто выдал грант, вправе потребовать возврата оставшейся суммы. В этом случае грантополучатель обязан ее вернуть.

Учет целевых средств в НКО

Что относится к средствам целевого финансирования в НКО? Почему так важно обеспечить ведение раздельного учета таких средств и чем чревато его отсутствие?

Деятельность НКО не подразумевает основной целью зарабатывание денег, а прежде всего, направлена на удовлетворение потребностей своих членов либо участников. А прибыль НКО могут получать от сопутствующих видов деятельности и направлять ее на осуществление уставной деятельности. То есть полученная прибыль не распределяется между участниками или членами НКО.

Бухгалтерский и налоговый учет НКО ведут по тем же стандартам, что и обычные коммерческие организации. Но в силу специфики организации НКО, большое значение придается учету средств целевого финансирования, в то время как в коммерческих организациях такого финансирования может не быть.

Что относится к средствам целевого финансирования?

Целевое финансирование — это деньги и иное имущество, которое получают НКО от различных источников на строго определенные цели. Это могут быть субсидии из бюджетов всех уровней, гранты, пожертвования от граждан и компаний, бюджетные ассигнования.

Важно! Средства целевого финансирования направляются на ведение уставной, то есть основной деятельности НКО, а также на его содержание.

Средства целевого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и не предполагают возврата источнику получения.

Помимо денег, в качестве средств целевого финансирования, НКО может предоставляться имущество. Чаще всего, это основные средства, которые необходимы для ведения уставной деятельности НКО.

Например, волонтерам благотворительного фонда может предоставляться автомобиль для сбора денег на благотворительные нужды. Для выполнения социально значимых заказов, НКО могут предоставляться в безвозмездное пользование помещения.

Учет средств целевого финансирования

  • Особенностью учета НКО является использование балансового счета 86 «Целевое финансирование».
  • Получение целевых средств отражается по кредиту счета 86, а использование — по дебету счета.
  • На счете 86 также учитываются членские взносы пайщиков НКО.
  • Поскольку целевыми средствами могут быть не только деньги, но и имущество, учет целевых поступлений имеет свои особенности.
  • Например, НКО безвозмездно получен компьютер, рыночная стоимость которого составила 60 тысяч рублей. В этом случае получение имущества отражается проводками:
  • Дт 76 Кт 86 — 60 тыс. рублей — учтено обязательство по получению в дар основного средства;
  • Дт 08 Кт 76 — 60 тыс. рублей — принято к учету основное средство;
  • Дт 01 Кт 08 — 60 тыс. рублей — введено в эксплуатацию основное средство;

Дт 86 Кт 83 — 60 тыс. рублей — отражен источник целевых поступлений.

Организация раздельного учета целевых средств в НКО

Почему так важно обеспечить раздельный учет целевых средств? Раздельный учет целевых поступлений позволяет НКО не включать эти суммы в налогооблагаемые доходы (п.2 ст.251 НК РФ).

При этом раздельный учет целевых поступлений ведется не только в части доходов, но и в части расходов. Это позволяет отследить куда ушли целевые деньги.

В том случае если они использованы не по назначению, то все полученные средства облагаются налогом на прибыль либо единым налогом при УСН.

Раздельный учет начинается в части поступления целевых средств. Так, в случае зачисления целевых денег, необходимо в платежках либо в приходных кассовых ордерах четко указывать назначение платежа. Например, «оплата членских взносов».

Важно! Методику раздельного учета НК РФ не содержит. НКО должны сами разработать конкретный механизм разделения доходов и расходов в разрезе каждого источника поступления.

За основу можно взять регистры учета целевых средств, которые в свое время разработали налоговики. Раздельный учет можно организовать на соответствующих субсчетах счета 86. Выбранную методику необходимо закрепить в учетной политике для налогового учета.

Что является нецелевым использованием средств?

Целевые средства направляются на уставную деятельность и содержание НКО. К содержанию НКО относятся расходы на заработную плату сотрудников, налоги с заработной платы, арендную плату за помещение, коммуналку и т.п.

Полученные целевые средства не учитываются ни в доходах, ни в расходах.

Но при этом использование целевых средств должно четко разделяться по их назначению. Например, больница получила оборудование, которое использовалось для приема пациентов в рамках ОМС, а также для оказания платных медицинских услуг.

В этом случае больницей должен быть обеспечен раздельный учет использования имущества, а в налоговые расходы можно взять только соответствующую часть, которая покрывается доходами от платных медицинских услуг (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.12.

2019 № А70-19872/2018).

Приобретение за счет целевых средств акций и других ценных бумаг также является нецелевым использованием (Письмо Минфина РФ от 24.11.2020 № 03-03-07/102155).

Использование полученных от муниципалитета денег на покупку древесины, ГСМ, пополнения банковской карты, которой рассчитывались за покупку ювелирных изделий, приобретение товаров из кожи и меха, также рассматривается как нецелевое использование (Постановление Второго ААС от 01.12.2020 № А29-3021/2018).

Как показывает судебная практика, споры касаются и классификации полученных средств. Например, членские взносы — это целевые поступления, поэтому расходы за счет них, не учитываются при расчете налога на прибыль (Определение ВС РФ от 07.09.2018 № 305-КГ18-12818).

Рассматривая споры о нецелевом характере использования средств, суды считают возможным существенно снижать размер штрафа. Так, учитывая статус НКО, социально значимый характер деятельности, суд снизил штраф за нецелевое использование денег в 2 раза (Постановление АС Дальневосточного округа от 29.01.2021 № А51-8210/2020, Определение ВС РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС19-26462).

Годовая отчетность НКО: отражение целевых средств в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0

Опубликовано 09.03.2021 08:17 Просмотров: 14440

Продолжаем публикацию статей, посвященных годовой бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций. В этой публикации мы поговорим об отражении целевых средств в отчетности в программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0. 

Согласно Закону №7-ФЗ (п.1 ст.3) некоммерческие организации должны иметь смету доходов и расходов. Смета – основной документ, на основании которого действует некоммерческая организация, поэтому к его составлению нужно относиться очень серьезно. Образец сметы доходов и расходов можете скачать тут.

Смета составляется на календарный год, в некоторых некоммерческих организациях смета может составляться также на выполнение определенной программы, проекта.

Смета по сути является планом, отражающим поступление и расходование целевых средств.

Обратите внимание: в течение планируемого периода в смету могут вноситься определенные изменения, но при условии, что это прописано в учредительных документах.

Поэтому по возможности обязательно уделите свое внимание этому нюансу, пропишите в учредительных документах возможность внесения изменений в смету, ведь при большом несовпадении планируемых и фактических показателей организацию могут обвинить в нецелевом использовании денег.

Смета утверждается высшим органом управления.

Важный момент: утверждение сметы относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией и не может быть передано им для решения другим органам некоммерческой организации, за исключением случаев, когда такое право дано ему уставом организации (п. 3 ст. 29 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

На практике одна из часто допускаемых ошибок – перекладывание утверждение основополагающего документа на постоянно действующий коллегиальный выборный орган НКО. Если это право не прописано в Уставе, то такая смета будет считаться недействующей!

Читайте также:  Понятие уровня существенности в аудите

В случае, если в смету доходов и расходов в течение года вносятся изменения, то они заверяются тем же управленческим органом, что подписывал первоначальный вариант документа.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверьте, соответствуют ли отраженные в учете расходы вашей смете.

Совет: если вы ведете учет в типовой 1С Бухгалтерия 8.3, то Вам будет проще сверяться со сметой, когда наименования расходов в программе будут соответствовать статьям расходов по смете. Как это сделать мы обсуждали в более ранней публикации.

Как уже было написано выше, смета доходов и расходов – плановый документ.

В целях контроля за исполнением сметы некоммерческие организации формируют отчет об исполнении сметы.

Целевое финансирование на науку в налоге на прибыль

Если целевое финансирование получено из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, их нужно учитывать как гранты. Если они использованы по назначению, а результаты выполненных проектов остаются у организации-исполнителя, то ни полученные средства, ни произведенные за их счет расходы не учитываются при налогообложении прибыли.

Гранты и грантодатели

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме в таких областях:

  • образование, искусство, культура, наука, физическая культура и спорт (кроме профессионального спорта);
  • охрана здоровья;
  • охрана окружающей среды;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренная законодательством РФ;
  • социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Кто может быть грантодателем? Список невелик, его можно найти в НК РФ:

  • российские физические лица;
  • российские некоммерческие организации;
  • иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому постановлением Правительства России от 28 июня 2008 г. № 485.

Кроме грантов, фирмы могут получать средства из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ). Они тоже выделяются на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Для целей налогообложения прибыли такие средства приравниваются к грантам.

Целевое назначение выделяемых средств и способы их использования определяет источник финансирования (или федеральный закон).

А в основе расчета суммы гранта лежит смета, которую представляет соискатель.

Как вести учет средств целевого финансирования

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». При использовании средств на финансирование расходов коммерческие фирмы используют счет 98 «Доходы будущих периодов».

Аналитику по счету 86 ведут по направлениям средств и источникам поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы. 

Пример. Учет поступления и расходования гранта

Фирма получила грант на испытание технической установки в сумме 580 000 руб. За счет этих средств будут профинансированы расходные материалы стоимостью 480 000 руб. (в т. ч. НДС – 80 000 руб.) и выплачено вознаграждение приглашенному персоналу в сумме 100 000 руб. (включая страховые взносы).

Бухгалтер сделал в учете записи:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86

– 480 000 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;

Дебет 51 Кредит 76

– 480 000 руб. – получен грант;

Дебет 60 Кредит 51

– 480 000 руб. – оплачены материалы;

Дебет 10 Кредит 60

– 400 000 руб. – оприходованы материалы;

Дебет 19 Кредит 60

– 80 000 руб. – учтен НДС по материалам;

Дебет 20 Кредит 10

– 400 000 руб. – переданы материалы для проведения испытаний; 

Дебет 20 Кредит 70 (69)

– 100 000 руб. – начислена зарплата и взносы на выплаты приглашенным специалистам;

Дебет 86 Кредит 98

– 500 000 руб. – стоимость испытаний отражена в составе доходов будущих периодов;

Дебет 86 Кредит 19

– 80 000 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;

Дебет 98 Кредит 91-1

– 500 000 руб. – стоимость испытаний включена в состав прочих доходов. 

Налог на прибыль

Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

  • грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
  • грантодателем является лицо из приведенного нами перечня;
  • грант предоставлен для осуществления конкретного проекта;
  • грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Что касается целевого финансирования из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, который создан в соответствии с Законом № 127-ФЗ, то для освобождения от налога на прибыль этих средств необходимо еще одно условие. Результаты выполненных проектов должны оставаться у организации-исполнителя.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства гранта подлежат налогообложению с даты их получения.

Отчетность и целевое использование

Важным условием при получении гранта является обязательная отчетность по нему. Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем.

Он вправе требовать даже промежуточных отчетов о выполнении сметы с приложением выписок из бухгалтерских регистров и подтверждающих документов.

Это могут быть копии договоров с соисполнителями, акты выполненных работ, счета-фактуры, документы, подтверждающие фактическую оплату работ и др.

Если грантодатель установит нецелевое использование средств, то они должны учитываться в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с даты их получения.

О получении и расходовании средств целевого финансирования необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций.

Куда относить неиспользованные остатки

А если по итогам проекта у грантополучателя останутся неиспользованные денежные средства?

Грантодатель может разрешить оставить эти суммы в распоряжении получателя. В этом случае их придется включить в состав внереализационных доходов и обложить налогом на прибыль. Ведь в дальнейшем их будут использовать уже не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если же грантодатель не разрешит оставить неиспользованную сумму, то ее придется возвратить.

Целевое финансирование: проводки

Применение данного порядка актуально для некоммерческих предприятий, а также заказчиков строителей, действующих в интересах инвесторов. Целевое финансирование в бухгалтерском учете отражается с использованием сч. 86 (Приказ от 31.10.2000 № 94н): поступление денежных средств отражается по кредиту, расходование — по дебету счета.

Целевое финансирование (проводки) в НКО

Дт 76 Кт 86 — отражены причитающиеся к поступления средства финансирования.

51 (50, 52) Кт 76 — отражено поступление финансирования.

Приобретение ОС

  • Дт 08 Кт 76, включая НДС — приобретен объект ОС за счет целевых поступлений.
  • Дт 01 Кт 08 — объект принят на баланс по первоначальной стоимости.
  • Дт 60, 70, 76 К 51 — произведена оплата объекта ОС и расходов, связанных с его приобретением.
  • Дт 86 Кт 83 — отражено увеличение добавочного капитала.

По объектам ОС амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

При выбытии объекта ОС, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного в качестве целевых поступлений, его первоначальная стоимость списывается следующей записью:

  • Дт 91 Кт 01 — списана стоимость объекта ОС;
  • Дт 83 Кт 84 — уменьшен добавочный капитал;
  • Кт 010 — списан износ.

Расходы, связанные с содержанием НКО и с ведением уставной некоммерческой деятельности

  1. Дт 20, 26 Кт 60, 76 — отражены услуги, выполнены работы, другие расходы, произведенные за счет целевого финансирования.
  2. Дт 60, 76 Кт 51 — оплата за услуги, работы, приобретенные материалы, др.

  3. Дт 20, 26 Кт 10 — отражено использование в деятельности материалов.
  4. Дт 20, 26 Кт 70, 69 — начислена зарплата и взносы.
  5. Дт 69 Кт 51 — страховые взносы перечислены в бюджет.

  6. Дт 70 Кт 50, 51 — выплачена зарплата.

Ежемесячно

Дт 86 Кт 20, 26 — расходы списаны за счет целевого финансирования.

Нередко НКО, кроме некоммерческой, осуществляют и коммерческую деятельность (реализация товаров, работ, услуг). В данном случае возможно применять следующий порядок определения общехозяйственных расходов:

  • определяется сумма денежных средств, поступивших в качестве аванса или выручки от реализации товаров (работ, услуг), и сумма целевых поступлений за отчетный месяц;
  • определяется процент выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общей сумме поступивших средств;
  • полученный по п. 2 процент применяется к сумме общехозяйственных расходов (с НДС), понесенных Организацией в отчетном месяце. Полученная сумма является долей общехозяйственных расходов, относящихся к предпринимательской деятельности. Указанная сумма списывается с кредита счета 26-3 «Общие общехозяйственные расходы» в дебет счета 26-1 «Общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности»;
  • разница между суммой всех общехозяйственных расходов и суммой, полученной по п. 3, является долей общехозяйственных расходов, относящихся к основной уставной (некоммерческой) деятельности. Указанная сумма списывается с кредита счета 26-3 «Общие общехозяйственные расходы» в дебет счета 26-1 «Общехозяйственные расходы на содержание НКО».
Читайте также:  Скоро можно будет подать заявление на субсидию на принятых на работу безработных

Указанный расчет оформляется бухгалтерской справкой.

Целевое финансирование (проводки) у заказчика (застройщика)

  • Дт 50, 51, 52 Кт 76 — поступили денежные средства от инвесторов.
  • Дт 76 Кт 86 — поступления отражены в составе финансирования.
  • Дт 08, 19 Кт 60, 76 — отражено строительство подрядчиками объекта, подлежащего передаче инвесторам.

Дт 20, 26 Кт 60, 70, 69, 02, др.

— отражены затраты заказчика (застройщика) и его вознаграждение за организацию строительства.

  1. Дт 90 Кт 20, 26 — списаны расходы на содержание заказчика (застройщика).
  2. Дт 08 Кт 90 «Выручка» — отражено в доходах вознаграждение.
  3. Дт 19 Кт 90 «Выручка» — НДС, включенный в выручку.
  4. Дт 90 Кт 68 — начислен НДС с вознаграждения.
  5. Дт 86 Кт 08, 19 — построенный объект и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после(до) ввода объекта в эксплуатацию (в зависимости от условий договора инвестирования);

Учет целевого финансирования (проводки) от государства регулируется Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н ПБУ 13/2000.

Содержание операции Дебет Кредит
По мере получения ресурсов
Получена государственная помощь на расчетный счет 51 86
Получена государственная помощь в виде имущества 10 86
По мере возникновения финансирования
Отражено возникновение задолженности по финансированию 76 86
Получена государственная помощь на расчетный счет 51 76
Получена государственная помощь в виде имущества 10 76
Использование финансирования
Оплачено ОС поставщику 60 51
Получено от поставщика ОС 08 60
Полученное ОС принято к учету 01 08
Отражено использование финансирования согласно условиям их предоставления 86 98-2
Ежемесячно с даты ввода ОС в эксплуатацию (если внеоборотный актив не амортизируется, то списание происходит в течение периода признания расходов, на которое ушло финансирование)
Начислена амортизация по ОС 20 02-б
Доходы будущих периодов признаны в составе прочих доходов 98-2 91-1
По мере списания материалов в производство
Списаны материалы в производство 20 10
Доходы будущих периодов признаны в составе прочих доходов 98-2 91-1

Целевое финансирование

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает  от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные  для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
  • Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
  • Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
  • 1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
  • 2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация  уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.

) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

  1. Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

  2. Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование»  предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

  3. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

  4. Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство»  или 26 «Общехозяйственные расходы»  (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

  5. Таким образом, кредитовое сальдо  счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
  6. Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  отражает целевые поступления.
  7. Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  показывает использование средств на запланированные мероприятия.
  8. Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Использование средств      на приобретение       основных средств и нематериальных активов                   86 08
Использование средств на приобретение           материальных ценностей 86 10
 Использование средств на заработную плату   персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования 86 70
Использование средств на оплату счетов      поставщиков 86 60
Возврат  не использованных по назначению средств                  86 51, 76
Образование финансирования за счет    средств, полученных от других предприятий, государственных органов 51 86
Образование финансирования за счет   суммы начисленного          бюджетного финансирования      76 86

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.
  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет,  должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector