Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

Наличие на предприятии факторов, негативно влияющих на состояние здоровья и дееспособность работников, налагает на руководителя обязанность бесплатно обеспечивать персонал соответствующими средствами индивидуальной защиты.

Приобретение, выдача, хранение, уход и контроль за правильностью применения СИЗ осуществляется за счет работодателя. Затраченные средства можно вернуть, обратившись в ФСС за возмещением расходов на спецодежду.

Эта форма государственной поддержки позволяет снизить налоговую нагрузку на предприятие и вложить освободившиеся средства в развитие производства.

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

Основная информация об услуге

Каждый работодатель ежемесячно отчисляет с зарплат сотрудников в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и развития профессиональных заболеваний. Эти средства могут быть израсходованы на:

  • выплату социальных пособий и компенсаций;
  • покрытие дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных лиц;
  • финансирование предупредительных трудоохранных мер.

В последнем случае работодатель имеет возможность направлять страховые отчисления на производственную безопасность, в том числе – на приобретение СИЗ. Воспользоваться предоставляемой государственной льготой могут предприятия, использующие средства индивидуальной защиты:

  • произведенные на территории РФ или ЕврАзЭС;
  • изготовленные из тканей и нетканых материалов российского производства;
  • соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.011-89;
  • имеющие сертификаты или декларации соответствия Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011;
  • приобретаемые и выдаваемые в соответствии с отраслевыми и межотраслевыми типовыми

нормами. 

Разрешение на возмещение стоимости СИЗ выдает территориальный орган ФСС, прикрепленный к месту регистрации работодателя.

Получение разрешения – это государственная услуга, предоставление которой регулируется административным регламентом.

Документ устанавливает сроки и последовательность действий органов Фонда социального страхования, а также порядок взаимодействия с другими органами государственной власти.

Новые правила возврата денег за спецодежду через ФСС

С 19 сентября 2021 года вступили в действие новые правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 467н от 14.07.2021 г. Новая редакция документа отличается от прежней тремя пунктами:

  1. Финансирование мероприятий по охране труда производится не за счет взносов в ФСС, подлежащих уплате, а за счет начисленных сумм. Раньше работодатель-страхователь выделял деньги на приобретение спецодежды из страховых взносов, уменьшая их на затраченную сумму. Теперь он должен перечислять средства в ФСС в полном объеме, покупать СИЗ за счет предприятия, а затем обращаться в Фонд Соцстрахования с заявлением на возмещение расходов. После одобрения заявления ФСС перечисляет деньги на счет страхователя.
  2. Компенсации за счет страховых взносов подлежат расходы, направленные на борьбу с COVID-19 – на приобретение медицинских масок, лицевых щитков, бахил, перчаток, защитных костюмов, одноразовых халатов, бесконтактных термометров, антисептиков, препаратов и оборудования для комплексной дезинфекции помещений, транспортных средств.
  3. В ФСС нужно обращаться дважды. Первый раз – до 1 августа с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, второй раз – до 15 декабря с заявлением о возмещении расходов на предупредительные меры.

Новые условия получения компенсаций продиктованы переходом на систему прямых выплат в соответствии с постановлением Правительства № 294 от 21.04.2011.

Что изменилось в правилах покупки спецодежды за счет средств ФСС:

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

Каков размер компенсации от ФСС за спецодежду?

На предупредительные меры работодатель может направить до 20% страховых отчислений за предшествующий календарный год, за исключением средств, выплаченных работникам при наступлении страховых случаев. Эта сумма может быть увеличена до 30% при условии выделения дополнительных средств на санаторно-курортное лечение сотрудников предпенсионного возраста.

Для организаций с численностью персонала до 100 человек, в течение двух и более лет не пользовавшихся предоставляемой государством льготой, сумма возврата средств рассчитывается от страховых взносов за три предшествующих года. При этом максимальный размер компенсации не может превышать сумму страховых отчислений организации за текущий финансовый год, за вычетом расходов на страховое обеспечение несчастных случаев и профзаболеваний.

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

Покупка спецодежды за счет средств ФСС учитывается как целевое финансирование. В бухгалтерском учете с 2020 года проводки отражаются следующим образом:

  • Дт 76 Кт 86 – начислены денежные средства в рамках целевого финансирования;
  • Дт 86.01 Кт 91.01 – средства целевого финансирования учтены в качестве будущих доходов;
  • Дт 51 Кт 76 – денежные средства поступили на расчетный счет.

НДС по расходам на профилактику принимают к вычету, но после принятия ФСС решения о возмещении расходов на СИЗ его необходимо восстановить. Все бухгалтерские операции следует отражать с использованием счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Перечень мероприятий, на которые можно получить выплаты в ФСС

За счет страховых взносов предприятия могут финансировать не только приобретение СИЗ, но и другие меры по обеспечению производственной безопасности:

  • проведение СОУТ;
  • реализация мероприятий по снижению уровней воздействия вредных факторов производственной среды на рабочих местах;
  • санаторно-курортное лечение сотрудников, работающих во вредных производственных условиях;
  • организация обязательных периодических медосмотров;
  • обеспечение персонала лечебно-профилактическим питанием;
  • приобретения приборов для контроля состояния здоровья и устройств для обеспечения безопасности персонала;
  • обучение сотрудников охране труда;
  • антиковидные мероприятия.

Для получения компенсации от ФСС все трудоохранные мероприятия и произведенные на них расходы должны иметь соответствующее документальное подтверждение. Затраты, не подтвержденные документами о целевом использовании средств или произведенные на основании документов, составленных неправильно, с нарушениями установленного порядка, возмещению не подлежат.

Как получить компенсацию за СИЗ от ФСС?

Для возмещения расходов на СИЗ за счет средств ФСС в 2021 году нужно подать заявление в Фонд соцстрахования и подготовить пакет документов. Форма заявления утверждена приказом ФСС РФ № 237 от 07.05.

2019 года, шаблон и образец заполнения можно увидеть на Едином портале государственных услуг. Цель подачи заявления – получение положительного решения о предоставлении компенсации на приобретение СИЗ.

Вместе с заявлением работодатель должен представить в ФСС следующие документы:

  • План финансового обеспечения предупредительных мер.
  • Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  • Документы, обосновывающие финансовое обеспечение от ФСС.
  • В случае подачи документов уполномоченным представителем заявителя – его удостоверение личности и доверенность.

Для обоснования возврата средств за спецодежду от ФСС в 2021 году нужно представить копии:

  • перечня приобретаемых СИЗ, в котором указаны профессии и должности работников, нормы выдачи, количество, даты изготовления и срок годности спецодежды;
  • договора на приобретение СИЗ;
  • финансовых документов, подтверждающих приобретение спецодежды;
  • сертификатов (деклараций) соответствия Техрегламенту Таможенного союза;
  • заключения о происхождении товара.

Разработка плана финансового обеспечения

Документ составляется по установленной форме, должен включать в себя следующие сведения:

  • год, на который запланированы профилактические мероприятия;
  • наименование каждой предупредительной меры;
  • нормативные акты, обосновывающие проведение предупредительных мер;
  • информация о планируемых расходах (поквартально);
  • единицы измерения, количество приобретаемых СИЗ;
  • сроки исполнения запланированных мероприятий.

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

Скачать шаблон плана [DOCX, 17 КБ]

Образец заполнения плана финансового обеспечения

Наименование предупредительных мер Обоснование для проведения предупредительных мер Срок исполнения Единицы измерения Количество Планируемые расходы, руб.
1 Приобретение средства индивидуальной защиты органов дыхания — многоразовых тканевых масок Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 №20

Обеспечение работников СИЗ: ЕТН вместо ТОН, риск-ориентированный подх

Министерство труда РФ разработало Единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств и Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.

У нас будет один объемный документ (более 2500 стр.) по выбору защитных средств для 5357 профессий. Ожидается, что новые типовые нормы начнем применять с 1 сентября 2023 г.

Разберемся, в чем принципиальное отличие нового подхода обеспечения работников СИЗ и какие проблемы решают Единые типовые нормы.

Нормативное регулирование обеспечения работников СИЗ: три новшества 

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» сформировал основу для реализации нового подхода в обеспечении работников СИЗ. Новая редакция ТК РФ вступит в силу 1 марта 2022 г.

В обновленной редакции раздела Х ТК РФ внесены следующие изменения:

  • уточнено определение понятия «средство индивидуальной защиты»;
  • установлен новый порядок обеспечения работников СИЗ: вместо списочного подхода для работников вводится комплектование с учетом результатов спецоценки условий труда (далее — СОУТ ) и оценки профессиональных рисков (далее — ОПР) в системе управления охраной труда (далее — СУОТ), присущих конкретному рабочему месту;
  • введены Единые типовые нормы (далее — ЕТН) на смену Типовым отраслевым нормам (далее — ТОН).
Читайте также:  Популярные программы для ведения бухгалтерского учета

Следует отметить, что перечни СИЗ содержали зачастую некорректную и устаревшую информацию.

Обновленная ст. 209 ТК РФ, в отличие от действующей, содержит самостоятельное определение понятия «средство индивидуальной защиты»:

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

  • Примечание редакции
  • Ни одно из определений СИЗ в ТК РФ не соответствует требованиям п. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)[1]:
  • Средство индивидуальной защиты — носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

  1. Новацией этой статьи ТК РФ является не только введение «единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», но и сам принцип учета результатов СОУТ и ОПР при подборе СИЗ работникам.
  2. Важно!
  3. В целях реализации норм ст. 221 обновленного ТК РФ Минтруд России утвердил два документа:
  4. • Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами[2];
  5. • Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств[3].

Оба документа вступят в силу 1 сентября 2023 г. и будут действовать до 1 сентября 2029 г. Новые типовые нормы начнем применять с 1 сентября 2023 г.

Проект ЕТН и Правил обеспечения согласован с РТК[4] и рабочей группой «Трудовые отношения и охрана труда» при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы[5].

Обратите внимание!

На момент подготовки нашей статьи к печати проект ЕТН находился на регистрации в Минюсте и не был опубликован, когда статья была полностью готова.

29 декабря 2021 года ЕТН и Правила обеспечения были официально опубликованы, и мы срочно доработали статью, чтобы вы первыми получил нужную в работе информацию и спланировали свою работу по подготовке к переходу на них.

А работы предстоит действительно много, поскольку принципы комплектования СИЗ для работников, заложенные в ЕТН и Правилах обеспечения, отличаются от тех, к которым мы привыкли.

Какие проблемы решает новое регулирование 

Как есть сейчас

В настоящее время существуют и применяются более 60 НПА. Среди них ТОН и межотраслевые правила бесплатной выдачи сертифицированных СИЗ, которые в разное время были разработаны Ассоциацией «СИЗ», отраслевыми профсоюзами и другими структурами.

Правовые акты были утверждены приказами Минтруда России, часть из которых прошла регистрацию в Минюсте России. Требования этих НПА подлежат обязательному исполнению. В них содержится более 2870 позиций и более 350 видов СИЗ.

Из них более 90 позиций не отражены в ТР ТС 019/2011.

Компаниям, обеспечивающим наличие СИЗ, дадут льготы

[6][7][8]

Существующая система подбора СИЗ не учитывает результаты ОПР и не позволяет гибко реагировать и подбирать спецовку под условия на конкретном рабочем месте. ТОН охватывают только 60 % существующих профессий (4844 из 8141).

Причем наименования профессий в нормах не соответствуют наименованиям, указанным в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее — ОКПДТР)[9].

Часто профессии прописаны не единообразно и не корректно.

В ряде существующих ТОН применяются различные нормы выдачи на год для однотипных СИЗ сходных профессий. В действующих ТОН встречается как избыточность выдаваемых СИЗ, так и их недостаточность для выполнения конкретных трудовых функций.

Например, нормы выдачи СИЗ водителю автомобиля в 37 ТОН включают 1248 строк, охватывают 185 видов работ и включают 381 позицию СИЗ.

В частности, вызывают вопросы принципы выдачи водителям СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий[10].

[1] Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 (в ред. от 3 марта 2020 г.); далее — ТР ТС 019/2011.

[2] Утв. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н; далее — Правила обеспечения.

[3] Утв. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н; далее — ЕТН.

[4] Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

[5] https://knd.ac.gov.ru/groups/815/.

[6] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (в ред. от 12 января 2015 г.).

[7] https://regulation.gov.ru/projects#npa=112554.

[8] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н (в ред. от 23 ноября 2017 г.).

[10] Утв. Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н; далее — сквозные ТОН.

В. И. КОТОВ, президент «Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты» (Ассоциация «СИЗ»)

Как компании оформить в ФСС компенсацию на СИЗ

Ежегодно работодатели (страхователи) могут направлять на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний до 20% страховых взносов на их обязательное социальное страхование.

Право на финансовое обеспечение за счет страховых взносов предупредительных мероприятий по охране труда имеют все страхователи независимо от формы собственности, вида деятельности и численности, если они в предыдущем году осуществляли хозяйственную деятельность.

Оплата предупредительных мер осуществляется страхователями за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС России.

В Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников приказом Минтруда России от 29.04.2016 г. № 201н., были внесены изменения.

Объем средств, направляемых ФСС России на мероприятия по охране труда может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов, если страхователь направит дополнительно выделенный объем средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ныне действующим пенсионным законодательством.

Основания и условия выделения финансовых средств работодателям на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников установлены приказом Минтруда России от 10.12.

2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»

Последовательность процедур по принятию ФСС России решений о финансовом обеспечении предупредительных мер установлена приказом Минтруда России от 02.09.

2014 № 598н » Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Финансовому обеспечению за счёт сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на обязательные мероприятия по охране труда, в том числе на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Обращаем внимание работодателей

С 5 октября 2018 года финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на приобретение работникам СИЗ, изготовленных на территории государств — членов Евразийского экономического союза (Приказ Минтруда России от 31.08.

2018 N 570н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н»).

Пошаговые рекомендации по оформлению компенсации:

  1. Подать заявление и документы в территориальный ФСС России на финансирование предупредительных мер лично или с использованием средств почтовой связи. Форма заявления приведена в приложении № 3 приказа № 598н. Можно также воспользовавшись интерактивным сервисом на Портале государственных услуг (функций) — в срок до 1 августа 2019 г. (п.17 приказа Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, п. 4 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
  2. Получить расписку (уведомление) от ГУ — регионального ФСС России о приеме и регистрации заявления и документов.
  3. Приложить к заявлению следующие документы*(п.18 приказа Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, п. 4 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н)

а) План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году (форма плана — в приложении к приказу Минтруда России от 02.09.2014 № 598н);

б) копию Перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копию (выписку) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников (форма Перечня — в приложении № 3 приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н);

в) Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

Образец 

ПЕРЕЧЕНЬспециальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ),  приобретаемых в 201_г. (указать наименование страхователя) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых

Переченьприобретаемых  СИЗ Профессия  (должность)      работников
  • Норма
  •    выдачи
  • СИЗ на год
Пункт типовых   норм и  №  приказа
  1. Количество СИЗ/
  2. какому
  3. количеству    работников
Дата изготовления/срок годности Стоимость одного СИЗ ОбщаяСтоимость
  • Руководитель                                                                                                          Главный бухгалтер
  • ________________                                                                                                  ________________
  • (подпись/ФИО)                                                                                                         (подпись, ФИО)

«__»________20   г.                                                                                                  «__»________20  г.

        МП

Читайте также:  Акт о браке на производстве. Бланк и образец 2021-2022 года

г) Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

Образец перечня

ПЕРЕЧЕНЬ СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда в 20___ году
№ п/п Профессия или должность Наименование СИЗ Норма выдачи на одного работающего Всего работающих по указанной профессии или должности (чел.) Всего планируется приобрести СИЗ (шт.) Стоимость, руб. Сумма, руб. Дата изготов. Срок годности Основание приобретения СИЗ (указать №, дату протоколов СОУТ)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Протокол №___ от «__»___ ____
2 Протокол №___ от «__»___ ____
Итого х х х х х
Руководитель
(наименование страхователя)
подпись фамилия и инициалы
___________20____г.
М.П.
*- за счет финансирования предупредительных мер

д) Копии сертификатов (деклараций)* соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878;

  1. *Копии сертификатов (деклараций) должны иметь номер, срок их действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), и быть заверены подписью, датой и печатью организации изготовителя, поставщика.
  2. е) для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации — копия Заключения* о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты;
  3. *Перечень выданных заключений размещается в открытом доступе на сайте Минпромторга.
  4. для СИЗ, изготовленных на территории других государств — членов Евразийского экономического союза — копия декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара.
  5. * Копии документов, представляемых страхователем, должны быть заверены печатью страхователя (при наличии приказа)

4. Территориальный орган ФСС России в течении 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявлении о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя.

5. Согласно п. 10 приказа Минтруда России от 10.12.2012 № 580н территориальный орган ФСС России не вправе отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер, за исключением следующих случаев:

  • если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимки, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  • при представлении страхователем неполного комплекта документов.

6. Согласно п. 12 приказа Минтруда России от 10.12.2012 № 580н страхователь ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС России отчет об использовании выделенных средств и после завершения всех запланированных мероприятий представить документы, подтверждающие произведенные расходы.

Образец отчета:

Отчет
о приобретении средств индивидуальной защиты
для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации
(наименование страхователя, регистрационный номер)
№ П/П План Факт
Наименование средства индивидуальной защиты (согласно перечня приобретаемых СИЗ) Кол-во (согласно перечня приобретаемых СИЗ) № сертификата (декларации) соответствия  Наименование средства индивидуальной защиты (согласно счет-фактуре) Счет-фактура (№, дата) Кол-во  Стоимость (руб.) Дата изготовления СИЗ Срок годности (эксплуатации) СИЗ Платежное поручение (номер, дата)
Итого
 Руководитель
____________________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
____________________ 20 ____ год

6. Решение территориального органа ФСС России об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе ФСС России или в суде.

«Возможность получить компенсацию за СИЗ для компаний очень важна для нашего рынка, потому что позволяет нам поставлять работодателям новые современные СИЗ, которых ещё нет в типовых нормах выдачи СИЗ, — комментирует Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков СИЗ. – Если у вас возникают вопросы, обращайтесь в Ассоциацию СИЗ, наши эксперты всегда помогут. Желаем удачи в оформлении компенсации!»

Ассоциация СИЗ

Предоставление льгот после СОУТ: как правильно оформить? — статья

17 января 2020 | Просмотров 19443

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить.

Ключевые проблемы

  • На какие льготы и компенсации может претендовать работник?
  • Как оформить назначение или отмену льгот?
  • Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре?
  • Правовая база

Игорь ЧЕБОТНЯГИН
Директор SRG-ECO

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

На какие льготы и компенсации может претендовать работник 

Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств.

Принципиальным является и положение статьи 219 Трудового кодекса, согласно которой гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда.

Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).

Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда.

Класс условий труда Доплата 4 % Дополнительный отпуск (от 7 дней) Сокращенная рабочая неделя (36 часов)
АРМ Опасный 4 да да да
Вредный 3.4 да да да
3.3 да да да
3.2 да да да
3.1 да да да
Допустимый 2 нет нет нет
Оптимальный 1 нет нет нет
СОУТ Опасный 4 да да да
Вредный 3.4 да да да
3.3 да да да
3.2 да да нет
3.1 да нет нет
Допустимый 2 нет нет нет
Оптимальный 1 нет нет нет

Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.

Екатерина КУЗНЕЦОВА Начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)
“Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав”.

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись.

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда.

Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), вступающим в силу с даты утверждения отчета о спецоценке. Обратите внимание, что в соглашении необходимо указывать конкретные размеры и виды предоставляемых гарантий и компенсаций.

В трудовом договоре с работником должна быть информация об условиях труда на рабочем месте и их характеристика (ст. 57 ТК РФ). Достаточно будет указать итоговый класс (подкласс) условий труда, который проставлен в строке 030 карты спецоценки.

Информацию об условиях труда обязательно нужно вносить в трудовой договор, даже если они признаны оптимальными или допустимыми, то есть когда льготы не назначают. Если условия труда на рабочем месте были задекларированы и карта спецоценки не составлялась, то в трудовой договор необходимо внести лишь информацию о том, что условия труда являются допустимыми (2-й класс).

Отмена ранее действующих гарантий и компенсаций проводится в таком же порядке, но только если работник согласен подписать дополнительное соглашение. Что делать, если работник отказывается работать в новых условиях, не согласен с результатами спецоценки и отменой льгот? Тогда условия трудового договора можно изменить согласно статье 74 Трудового кодекса.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах.

Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда. Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними.

Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку.

Нельзя забывать и про положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 421-ФЗ: нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены.

Это требование распространяется на конкретных работников, подпадающих под данные условия. Если на это рабочее место был принят работник после 1 января 2014 года, то гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

Пример

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.

1. В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.

  • В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:
  • «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)».
  • Или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда».

При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:

«Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».

В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.

2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся.

Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

Третий вариант позволяет соблюсти дифференцированный подход к назначению гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда.

На наш взгляд, включение в коллективный договор фразы о том, что гарантии и компенсации назначаются «по результатам СОУТ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда», обязательно для работодателей, которые не хотят и не могут предоставлять работникам льготы больше положенных по закону.

Так или иначе, сегодня предоставление гарантий и компенсаций требует взвешенного подхода. Действующее законодательство дает возможность работодателю выбирать разные варианты урегулирования данного вопроса. Главное при этом – обеспечить проведение объективной специальной оценки, соблюсти права работников и педантично подойти к юридическому оформлению документов.

Нужно ли измерять вредные факторы в офисе? Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?

Елена ПАШКОВА (Барнаул)

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

Нужно ли сохранять льготы за врачами-стоматологами после спецоценки?

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2.

В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда.

Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.

Александр ЕЛСУКОВ (Красноуральск)

Результаты проведенной у вас спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?

Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?

Юлия ШАБАЛИНА (Белово)

Все зависит от того, совпадает ли класс условий труда, установленный аттестацией рабочих мест, с классом условий труда, установленным спецоценкой.

Если они совпадают (то есть условия труда не улучшились), то отменить дополнительный отпуск нельзя7. Если же по результатам спецоценки установлен класс условий труда 3.

1 и ниже, то дополнительный отпуск можно убрать, если иное не предусмотрено положениями коллективного договора или соглашения.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector