Министр труда: скоро проверки будут полностью удаленными

Минтруд признал, что его «разъяснения» по поводу отстранения невакцинированных от работы не основаны на законе и не имеют никакого обязывающего значения. Об этом говорится в ответе ведомства, которое имеется в распоряжении Накануне.RU.

Напомним, первый раз 15 июля Роструд «разрешил» отстранять от работы непривитых сотрудников из тех категорий, которые перечислили главные санитарные врачи регионов в своих постановлениях.

Притом что у него нет полномочий «уточнять» или «разъяснять» федеральное законодательство, которое разрешает отстранять только работников тех профессий, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 №825.

Это работники здравоохранения, образования и некоторые редкие профессии.

  • 24 июля Минтруд и Роспотребнадзор издали совместные «разъяснения», снова потребовав от работодателей отстранять от работы невакцинированных от коронавируса, но так и не указав ни одного основания в действующем законодательстве.
  • В последнем ответе Минтруда говорится, что «вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан».
  • А также: «Указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника».

Также подчеркивается, что вопросы вакцинации «регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

А федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор.

Туда направлено соответствующее обращение.

То, что Минтруд признал отсутствие у него полномочий толковать и разъяснять федеральное законодательство, можно приветствовать. Но в ответе удивляет то, что ведомство называет призывы к нарушению федерального законодательства (так об этом говорят юристы) рекомендациями.

В ответе также говорится, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10,
11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

Но в этом законе не говорится о том, что эти предписания могут противоречить законодательству. Да, в настоящее время этого противоречия юридически нет, так как главные санврачи действительно могут выносить постановления о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ч. 6). Но, согласно ч. 2 ст.

5 Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отстранить от работы за отсутствие прививки можно только тех, кто входит в специальный перечень 1999 года, утвержденный Постановлением Правительства РФ №825. Там сказано, что расширить его может только уполномоченным Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, т.е.

 Минздрав РФ, но никак не главные санврачи регионов.

То есть, по мнению юристов, нарушение законодательства происходит фактически, поскольку граждан, не входящих в перечень Правительства, принуждают делать прививки, дезинформируя о том, что они обязаны их сделать или должны быть отстранены от работы. Согласно закону, такого обязательства у них нет. Как и у работодателя — права отстранить. А у органов власти — требовать это от работодателя. Если, конечно, работники не входят в правительственный перечень 1999 года №825.

Примечательно, что Минтруд это фактически признал, т.к. в «разъяснениях» от 24 июля требовал отстранять невакцирированных от работы, а теперь сдал назад? Сможет ли Минтруд признать, что и рекомендовать нарушать законодательство он тоже не вправе?

Министр труда: скоро проверки будут полностью удаленными

(Ссылка на документ в хорошем качестве)

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.

График проверок ГИТ в 2021 году в связи с коронавирусом

Одной из важных функций контролирующих органов выступает выполнение проверок коммерческих организаций на предмет соблюдения требований действующего законодательства.

Они осуществляются рядом государственных органов в соответствии с их сферой деятельности.

Так, государственная инспекция труда проверяет компании на выполнение правил, установленных Трудовым кодексом и другими нормативными документами в области трудового права.

Общий правила реализации таких мер определены положениями федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, посвященного вопросам защиты прав предпринимателей и юридических лиц при организации государственного контроля. Этот закон предусматривает два основных вида проверок:

  • плановые, которые выполняются по заранее утвержденному графику;
  • внеплановые, которые проводятся по полученным жалобам или при обнаружении фактов нарушения законодательства.

Оба типа проверок могут проводиться в документарном или выездном формате, предполагающем посещение компании инспекторами ГИТ.

Организация плановых проверок

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ.

После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства.

Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875.

Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода.

Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:

  • добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
  • потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
  • вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.

На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.

Категории риска

Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:

  • высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
  • значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
  • средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
  • умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.

Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска.

Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.

Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.

Министр труда: скоро проверки будут полностью удаленными

План проверок

График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:

  • название предприятия;
  • место ее государственной регистрации;
  • основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
  • дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
  • дата начала запланированной проверки;
  • число дней, отведенных на проведение контроля;
  • тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
  • название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.

Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.

Правила проведения проверок

Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством.

Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия.

Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.

Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:

  • проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
  • срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.

Дополнительные ограничения при проведении контроля в 2021 году

Уже совершенно определенно можно сказать, что 2020 год стал особенным для российской экономики. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции серьезно ударила по отечественному бизнесу.

Более месяца большинство предприятий были полностью закрыты в связи с объявлением режима самоизоляции, а когда часть ограничений была снята, стало понятно, что, во-первых, те меры, которые продолжают действовать, существенно снижают эффективность работы предприятия, а во-вторых, объем платежеспособного спроса за это время резко сократился.

Многие российские компании оказались буквально на грани выживания, поэтому Правительство задумалось о принятии мер, которые могли бы способствовать если не росту, то хотя бы нормальному самочувствию экономики.

Для некоторых организаций были введены арендные и налоговые каникулы, часть компаний смогла получить финансовые субсидии на выплату зарплаты.

Однако это еще не все: некоторые послабления для представителей бизнеса были сделаны и в области организации государственного контроля.

Они сформулированы в отдельном постановлении Правительства от 3 апреля 2020 года N 438. Согласно этому нормативному документу плановые проверки всех категорий малого и среднего бизнеса на период панедмии полностью запрещены для всех категорий контролирующих ведомств, включая Государственную инспекцию труда.

Соответствующие изменения должны быть внесены во всех согласованные графики плановых проверок, размещенные на региональных сайтах ГИТ и порталах других ответственных государственных органов. Указанное постановление требует, чтобы из этих списков были полностью исключены малые и средние предприятия. Критерии отнесения компаний к этим категориям приведены в федеральном законе от 24.07.

2007 № 209-ФЗ. Основными из них становятся характеристики численности и дохода организации:

  • микропредприятия – число работников не превышает 15 человек, доход за предшествующий год – не более 120 миллионов рублей;
  • малые предприятия – число работников составляет от 16 до 100 человек, объем дохода – не больше 800 миллионов рублей;
  • средние предприятия – число работников в большинстве ситуаций составляет от 101 до 250 человек, объем дохода – не больше 2 миллиардов рублей.
Читайте также:  Образец должностной инструкции обвальщика мяса в 2021-2022 году

В дополнение к этому действует ряд отдельных критериев юридического характера, которые зависят от организационно-правовой формы компании. Отметим, что принадлежность компании к соответствующей группе для применения запрета на организацию проверок будет определяться по данным 2019 года.

Это, однако, не значит, что малые и средние компании будут полностью исключены из зоны государственного контроля. Действие описанного правила предусматривает два важных исключения. Во-первых, плановые проверки все равно будут выполняться в малых и средних компаниях, которые отнесены к категории высокого риска – для предупреждения серьезных нарушений трудовых прав их работников.

Во-вторых, внеплановые проверки будут проводиться в полном объеме. В соответствии с действующим законодательством они, например, могут быть инициированы по заявлению работника, который столкнулся с нарушением своих трудовых прав – а такие проблемы действительно нередко возникают в сложных экономических условиях. В этом случае контролирующие органы будут действовать оперативно.

Экономика учебного времени

Минтруд и Минобрнауки по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко «актуализируют» перечень наиболее востребованных для экономики РФ профессий и должны будут предложить новые подходы к формированию контрольных цифр приема в вузы на его основе. Это, как предполагается, позволит обеспечить кадрами отрасли российской экономики, которые столкнулись с масштабными санкциями западных стран.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки и Минтруду актуализировать перечень наиболее востребованных профессий и сопоставить его с направлениями и специальностями, которые доступны в вузах РФ. Об этом он заявил по итогам вчерашнего совещания с профильными министерствами и вузами в Координационном центре правительства.

«Прошу Минобрнауки с Минтрудом на основании прогноза развития рынка труда и тех исследований, о которых мы говорили, при участии отраслевых ведомств провести актуализацию перечня наиболее востребованных профессий, направлений подготовки.

И на основании этого срочно ждем предложения в правительство по подходам по изменению контрольных цифр приема»,— заявил вице-премьер.

Он подчеркнул, что в первую очередь российским вузам необходимо подготовить кадры для тех отраслей, где происходит «оперативное импортозамещение».

Напомним, что в 2019 году Минобрнауки уже перешло к новой методике определения числа бюджетных мест в вузах — она, как тогда поясняли в ведомстве, позволяет учитывать потребности рынка труда в новых специалистах, а не только предпочтения самих вузов.

Так, в процессе формирования контрольных цифр приема с 2020 года ведомство ориентируется на данные о нуждах регионов, отраслевых министерств и госкорпораций.

Впрочем, очевидно, что изменение подхода не решило всех существовавших проблем с трудоустройством выпускников — в первую очередь, работу не по специальности после окончания учебного заведения, а также низкий уровень их трудоустройства в целом, о котором свидетельствовал 20-процентный уровень безработицы по МОТ среди молодых россиян (в возрасте от 15 до 29 лет).

В 2020 году премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минтруду, Минпросвещения и Минобрнауки разработать дополнительные меры для поддержки трудоустройства молодых специалистов, выходящих на рынок труда РФ.

В конце 2021 года Минтруд также презентовал отдельную госпрограмму содействия занятости молодежи до 2030 года, которая, в том числе, также предлагала больше ориентироваться на потребности экономики при определении числа бюджетных мест на образовательных программах в вузах и профучилищах. «Актуализация» востребованных экономикой РФ профессий, впрочем, логична с учетом той перестройки, которая предстоит ее отдельным секторам, которые столкнулись с санкциями западных стран — и вряд ли правительство могло создать методику приема в вузы под такую задачу заранее.

Поскольку протокол по итогам вчерашнего совещания с вице-премьером будет опубликован позднее, пока неясно, какие именно из перечней, которые сейчас ведут профильные министерства, они будут актуализировать.

Можно предположить, что в первую очередь изменения ожидают базовый для этой сферы документ — справочник востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессий, который ведет Минтруд.

Он, как пояснили “Ъ” в ведомстве, основан на исследованиях рынка труда, которые ежегодно проводит подведомственное учреждение министерства — ВНИИ труда.

«Он используется системой образования в том числе при формировании перечней профессий и специальностей среднего профессионального и высшего образования, а также региональными органами образования — для формирования региональных списков наиболее востребованных профессий «ТОП-регион».

Они, в свою очередь, учитываются при формировании контрольных цифр приема в учреждения среднего профессионального образования в субъектах РФ»,— пояснили в Минтруде.

Анастасия Мануйлова

Минобрнауки отменило все проверки вузов в 2022 году

Эксперт назвала виновных в отсутствии воды в Николаеве

«Трубопровод был поврежден украинской стороной, которая хвасталась наступлением на Херсон. И теперь они, продолжая перестрелки, не могут починить единственный источник питьевой воды в городе.

В этом виноват лично губернатор Виталий Ким», – заявила газете ВЗГЛЯД политолог Лариса Шеслер. Ранее губернатор Николаевской области Ким заявил, что завершить ремонтные работы на трубопроводе мешают бои.

Вода в Николаев не подается с 12 апреля.

«ВСУ неоднократно заявляли, что обстреливают Чернобаевку в Херсонской области. Об этом говорил и Ким. Именно в результате этих обстрелов и был поврежден трубопровод. Причем сделано это на том участке, который находится под контролем России», – рассказала руководитель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.

Собеседница уточнила, что в Николаеве сейчас проживает порядка 400 тыс. человек. «Это единственный источник питьевой воды. Оставить население без воды равносильно гуманитарной катастрофе», – добавила Шеслер. «Предприятие «Херсонводоканал» уже несколько раз выходило на руководство Николаевской области с просьбой хотя бы временно обеспечить безопасность на месте ремонта», – пояснила эксперт.

«Власти Николаева постоянно заявляют, что с их стороны ведется наступление на Херсон. То есть именно Украина несет ответственность за обострение обстановки на этом участке.  Более того, в том, что Николаев сегодня без воды, виноват лично губернатор Виталий Ким», – утверждает Лариса Шеслер.

Политолог также обратила внимание на заявление заместителя командующего войсками Центрального военного округа (ЦВО) генерал-майора Рустама Миннекаева, который назвал цели второго этапа спецоперации. Среди них – взятие под контроль юга Украины.

«При создании сухопутного коридора до Приднестровья обойти Николаев и Одессу не получится. И, на мой взгляд, это последовательное и правильное решение.

Уверена, что местное население, которое лояльно в отношении России, позитивно воспримет факт взятия городов», – заключила Шеслер. 

Ранее в Минобороны сообщили, что местные власти в Николаеве прекратили соцвыплаты, не работают коммунальные службы, отключено водоснабжение, есть опасность возникновения эпидемиологической катастрофы. При этом гуманитарная помощь разворовывается местной администрацией.

«В случае непринятия местными властями безотлагательных мер по восстановлению городских систем жизнеобеспечения город Николаев окажется в зоне эпидемиологической катастрофы», – подчеркнул генерал-полковник ВС России Михаил Мизинцев.

При этом в пятницу губернатор области Виталий Ким сообщил, что власти не могут починить водовод Николаев – Днепр, так как он находится якобы в зоне боевых действий. В то же время командование ВСУ и политическое руководство Украины в последние недели неоднократно заявляли о «наступательной операции на Херсон».

Ранее в Минобороны РФ обвинили боевиков в Николаеве в массовой раздаче населению оружия и наркосодержащих медицинских препаратов, проведении карательных рейдов с целью выявления у местных жителей любых признаков пророссийских взглядов.

Напомним, в конце марта мэр Николаева Александр Сенкевич высмеял призывы местных жителей убрать из города артиллерию ВСУ. Газета ВЗГЛЯД разбиралась, зачем украинские войска используют гражданские объекты в военных целях.

Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Министр труда не ожидал, что людям нужны деньги

Удивились, что из-за столь ничтожной суммы граждане обрушили сайт госуслуг

Власти пребывают в полнейшем неведении относительно реальной жизни населения страны. Вчерашнее выступление министра труда и социальной защиты Антона Котякова в программе «Познер» на Первом телеканале подтвердило этот факт целиком и полностью.

Речь в передаче шла о выплате 10 тысяч рублей на каждого ребенка от 3 до 16 лет.

11 мая Путин объявил, что они будут выплачиваться, а «12-го числа было порядка 40 тысяч обращений в минуту на сайт для получения этих выплат», рассказал министр труда. «Конечно, мы, честно скажу, с коллегами не ожидали такой востребованности этой меры», — добавил он.

На современном слэнге подобные признания называются «каминг-аутом».

В принципе россияне подозревали, что власти не очень-то представляют, насколько хреново им, россиянам, живется.

Понятно, для министра с коллегами десять тысяч не деньги. Один раз в приличный магазин за продуктами заехать, тележку набрать, вот и все десять тысяч. Они потому и удивились, что из-за столь ничтожной суммы граждане обрушили сайт госуслуг.

Такие милые! Вообще вне контекста.

Интересно, конечно, как они определяют эти потребности. На основе данных Росстата, наверно, тасованных-перетасованных. Или, может, телевизор смотрят и верят тому, что там рассказывают.

Как бы там ни было, каминг-аут вышел отменный. Теперь мы точно знаем, что министр труда с коллегами не владеют достоверными данными касательно уровня жизни населения. Или даже владеют, но представить этот уровень, приложив его к собственной шкуре, не могут. Не хватает воображения.

Раньше россияне об этом только догадывались, подозревали. А теперь уверены на сто процентов.

Доходы упали сейчас почти у всех. Кто-то потерял работу, кому-то понизили оклад. Из-за падения рубля одновременно выросли цены. Когда в стране экономический кризис, доходы не могли не упасть.

На начало пандемии порядка 70% россиян, по данным «Левада-Центра», не имело сбережений на случай кризиса.

Если раньше у них не было средств, чтоб откладывать на черный день, падение доходов не могло не привести к тому, что им перестало хватать на самое необходимое.

Не нужно статистических опросов и сложных выкладок, чтоб это понимать. Две трети населения сейчас еле сводят концы с концами. Или вообще не сводят. И конечно, десять тысяч на ребенка для них большое подспорье.

И конечно, они отложат все дела, чтоб получить их как можно скорее.

А министр труда с коллегами не ожидали востребованности такой меры…

https://www.mk.ru/politics/2020/05/19/ministr-truda-diko-vys…

Минтруду удалось запутать специалистов по охране труда

1 марта 2022 года вступит в силу всеми ожидаемый обновленный Раздел Х «Охрана труда» Трудового Кодекса РФ. Изменения формируют новый подход к охране труда и касаются каждого работодателя и работника.

Читайте также:  Что представляет собой дропшиппинг

Приближающаяся дата вызывает все больше вопросов у специалистов по охране труда. Об этом свидетельствует обсуждение на форуме нашего портала в теме «Что нужно сделать к 1 марту».  

Действующему Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 уже более 18 лет. Казалось бы что здесь каждый параграф уже был прокомментирован и разъяснён сотни раз и поэтому здесь все однозначно. 

Но на прошедшей неделе настоящую информационную бомбу с новой интерпретацией постановления 1/29 подкинул сам Минтруд РФ. В сети интернет было распространено Письмо Минтруда РФ от 01.02.

2022 №15-2/ООГ-16 за подписью замглавы департамента условий и охраны труда Минтруда РФ А.А.

Воротилкина, которое внесло окончательную неразбериху в части сроков проведения внеочередной проверки знаний в связи с вступлением новой редакции ТК и ряда новых подзаконных нормативных правовых актов по охране труда .

В письме утверждается, что согласно Постановлению от 13 января 2003 года №1/29 работодатели обязаны провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда всех работников независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний, при этом осуществляется проверка знаний только этих новых и измененных законодательных и нормативных правовых актов.

На этом основании чиновник Минтруда ПОЛАГАЕТ, что внеплановое обучение по охране труда и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников следует проводить в период со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта и до вступления его в силу, т.е. до 1 марта 2020 года.

Реакция СПЕЦИАЛИСТОВ по ОТ не заставила себя долго ждать, вот примеры многочисленных высказываний в отношении этой позиции:

  • «Короче как всегда наворотили так, что не то, что чёрт ногу сломает, а и нормальные люди мозги свихнут»;
  • «Запутали, сами запутались, других запутали»;
  • «у меня просто мозг взрывается от всей информации» и т.д.
  • Хороший анализ письма №15-2/ООГ-16 представлен в видеоролике АНО «Тюменский Межрегиональный Центр Охраны Труда», предлагаем внимательно посмотреть его
  • Мы же присоединяемся к оценке коллег о запутанности и непонимании ситуации со стороны Минтруда.
  • Также обратим внимание, что разъяснения Роструда на портале «Онлайнинспекция.рф» полностью противоположны новой позиции чиновников Минтруда:

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159363 — здесь поясняется, что обучение и проверка знаний по ОТ проводится только по ДЕЙСТВУЮЩИМ нормативным актам и выполнять процедуру до 1 марта 2022 года по сути нельзя.

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159884 — Здесь говорится о необходимости проведения внеочередной проверки знаний по ОТ ПРИ ВВЕДЕНИИ новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Конкретный срок внеочередной проверки знаний законодательством не установлен и определяется работодателем.

https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/159843 — здесь прямо указано, что «При введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, следует в ближайшее время после их вступления в законную силу провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда.»

Как говорится, комментарии излишни.

Между тем, еще год назад в письме Минтруда РФ от 14 января 2021 года №15-2/10/В-167 за подписью замминистра А. Вовченко, была разобрана аналогичная ситуация по внеочередной проверке знаний в связи с принятием с 1 января 2021 г. многочисленных новых правил по охране труда.

Тогда Минтруд дал четкие разъяснения: «В связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда.

Форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем

P.S. Чтобы не получить наказание за нарушение действующего законодательства – его необходимо знать и исполнять. Рекомендуем всем специалистам по охране труда ориентироваться только на свои знания и на содержание действующих нормативно-правовых актов, а не на частное мнение отдельных чиновников.

Апдейт от 09.02.2022

Учитывая повышенный интерес и активное обсуждение данной публикации, мы прикрепляем к новости видеозапись онлайн встречи, организованной АНО «Тюменский Межрегиональный Центр Охраны Труда» с заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области (по охране труда) Ташлыковым В.П.

В ходе беседы представитель Роструда дал однозначную позицию надзорного органа в отношении сроков проведения внеочередной проверки знаний в связи с вступлением в действие 1 марта 2022 года изменений в Трудовом законодательстве в сфере охраны труда.

И да, формально можно было бы согласиться с позицией отдельных специалистов и чиновников, рассуждающих о том, что внеочередную проверку знаний следует проводить в период со дня официального опубликования НПА и до его вступления в силу и в этом точно есть определенная логика.

Тем не менее не хотелось бы, чтобы подобные рассуждения подтверждали суть русской пословицы «Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло».

Отсутствие единого мнения заставляет многих ставить под сомнение позицию обеих сторон, вносит замешательство, говорит о несовершенстве регламентирующих этот вопрос НПА и о неудовлетворительной организации важнейшего этапа, связанного с введением в действие новых норм, регулирующих вопросы охраны труда.

Что будет с рынком труда России в 2022 году: комментарии экспертов

Буквально за 4 дня весь наш привычный мир перевернулся. Запад полностью отвернулся от России и демонстративно рвет все связи, которые мы выстраивали почти 15 лет. Многие из нас находятся в состоянии паники и дезориентации. Основной вопрос сейчас: что будет с экономикой и рынком труда России в 2022 и в ближайшие годы? 

Сейчас все прогнозы напоминают гадание на кофейной гуще — мы еще никогда не оказывались в такой ситуации, несмотря на то, что опыт переживания кризисов у нас богатый. Люди массово кинулись читать гороскопы и статьи экспертов, но эксперты сами ничего не могут понять, а гороскопы дают весьма пространные прогнозы.

В этой ситуации мы все равно решили поделиться с Вами выдержкой из стрима Алены Владимирской, который она провела 28 февраля 2022 года. Напомним, Алена — один из ведущих экспертов рынка труда России, хедхантер для крупнейших компаний нашей страны с огромным опытом и связями во всех отраслях.

Итак, мнение Алены Владимирской о том, что ждет рынок труда России в ближайшие месяцы и годы. Начнем с того, чего стоит ожидать уже в марте-апреле-мае:

  1. Западные компании будут массово сворачивать бизнес в России и сокращать персонал. Из самых мрачных возможностей — уход из России Big4 и Big3, по крайней мере временный, а также перенос производств многих компаний сферы FMCG, , машиностроения, энергетики и финансов — а это крупные работодатели. Нас может ожидать период безработицы и жесткой конкуренции между бывшими сотрудниками российских представительств западных компаний за места в российских компаниях. Рекомендация для таких сотрудников — пытаться искать вакансии на Западе напрямую. У вас есть нужный опыт и компетенции, которые все равно будут в цене, как только уляжется антироссийская истерия (возможно, не в этом году).
  2. Иностранные сотрудники (европейцы и американцы), работающие в России, начнут массово уезжать из нашей страны. Это откроет возможности для российских специалистов занять их места.
  3. Западные компании расторгнут договоры со многими россиянами, которые сейчас работают в Европе — их буквально могут выкинуть из компаний и из западных стран, и им придется возвращаться в Россию и искать работу здесь.

Более долгосрочные прогнозы по отраслям:

  1. Под ударом вся финансовая сфера из-за большого роста издержек и рисков.
  2. Производственная сфера, где были западные инвестиции, тоже резко сократится.
  3. Все виды стартапов столкнутся с невозможностью привлекать деньги в текущем году.
  4. Зоны роста: кибербезопасность и государственные структуры, связанные с IT и высокими технологиями. Самолето и ракетостроение, ВПК, гос медиа и российские фармацевтические компании. Везде, где есть насущная необходимость для быстрого импортозамещения.

Также Алена ожидает глобальный «разворот на Восток» российского бизнеса. Из Азии ни одна страна, кроме Японии — вассала Америки, не стала портить с Россией отношения. В первую очередь наши ожидания связаны с интенсификацией оборота с Китаем и странами ЮВА (Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины).

Арабский мир, Индия, Бразилия, Аргентина и многие другие страны Латинской Америки также нацелены на сохранение связей с Россией.  Российские экспортеры сейчас будут быстро перенастраивать отношения и активно выходить на рынки этих стран.

Следовательно, ожидается повышенный спрос на опытных продавцов, знакомых с рынками этих стран.

Безработица в России в 2022 году прогноз

Что касается безработицы в 22 году: иностранные работодатели, которые сейчас уходят из России, вместе со смежниками, по разным оценкам, обеспечивали до 600 тысяч рабочих мест в нашей стране. БОльшая часть этих рабочих мест сейчас под угрозой.

Сокращения уже идут в консалтинге, аудите, дочках иностранных банков и ряде секторов потребительских товаров, приостанавливаются совместные проекты в энергетике и добыче сырья.

Краткосрочный прогноз говорит, что в марте-апреле будет пик сокращения проектов и безработицы, причем в секторе высококвалифицированной рабочей силы с высокими зарплатными ожиданиями. Низкоквалифицированную рабочую силу кризис напрямую практически не затрагивает.

Причем свято место пусто не бывает.

Эксперты ожидают, что уже в текущем году ушедший бизнес будет практически полностью замещен российскими и азиатскими компаниями — и в среднесрочной перспективе (начиная со второй полвины 22 года) спрос на квалифицированную рабочую силу будет высоким. Особенно это касается отраслей, которые являются ключевыми для импортозамещения — это те зоны роста, которые мы указали выше.

Данный прогноз был сделан Аленой 28 февраля. Обновления от 4 апреля включают следующие факты:

  1. большинство компаний сферы FMCG пока ничего не меняют в своей работе и политике работы с персоналом. У них выстроена вся цепочка от производства до потребителя и локальных брендов в России и им терять слишком много чего в случае разрыва связей. К счастью, руководство этих компаний не стало руководствоваться сиюминутными истерическими настроениями.

    Очевидно, что программы набора новых сотрудников пока будут сокращены, но полностью прекращены, скорее всего, не будут. Есть ряд компаний, которые все таки приостанавливают деятельность — IKEA, OBI, PepsiCo, L’oreal, Estee Lauder, но их пока немного. И это только приостановка деятельности, а не полный уход. Эксперты прогнозируются, что уже летом все эти компании полноценно вернутся в Россию.

    Кстати, конкуренты ушедших компаний, которые НЕ ушли из России, сейчас значительно выиграли от ухода крупнейших игроков. Например, из-за ухода Икеа такие сети как Леруа Мерлен и Мегастрой наблюдают большой приток новых покупателей — магазины переполнены. То же самое наблюдается с другими сферами — пустота от ухода одних компаний была мгновенно заполнена другими.

  2. российские подразделения западных компаний в сфере консалтинга и аудите уже преодолели панику и заняли выжидательную позицию. Каждый год в этих компаниях март-апрель являлся периодом массового набора новых сотрудников, но очевидно, что в этом году не будет набора, хотя сокращения удалось избежать.

    Главное: Deloitte, PWC, EY и KPMG не прекращают деятельность, но выводят российские офисы из под головной структуры — и большая часть рабочих мест сохранена.

  3. IT персонал как иностранный, так и российский массово побежали не только из России, но и из российских компаний.

    IT-компаниям страшно потерять их, поэтому они делают всё, чтобы хоть как-то удержать людей: 13-я зарплата в начале года, дополнительные выходные, повышение оклада. Отметим, что никто российских программистов в настоящее время на Западе с распростертыми объятиями не ждет. Ситуация резко изменилась. Русские в один момент стали нежелательными на Западе.

    Даже Анну Нетребко уволили из Венской оперы и из Ласкала. Вот такой вот современный фашизм. Кстати эксперты ожидают и массвого возвращения сотрудников обратно в Россию в течение уже 2022 года. Потому что с текущими запретами от платежных систем получать зарплату от работодателя, находясь за рубежом, будет непросто. Некоторые уехавшие уже столкнулись с проблемами.

    Далеко не все российские компании готовы давать удаленные доступы сотрудникам к своим внутренним системам, если сотрудники физически находятся в странах НАТО (Турция в них входит).

  4. По данным HeadHunter от 4 апреля количество вакансий в сфере IT уже начинает сокращаться, а количество резюме — расти.

    Есть в марте IT-компании были в панике по поводу удрежания персонала, то в апреле ситуация менятся. Пик спроса на айти-персонал уже относительно спал.

  5. У сервисов психотерапии и эмоциональной поддержки наплыв клиентов. Если ранее корпоративный психолог считался блажью, то теперь многие компании будут их нанимать в массовом порядке для всех офисов.

  6. Почти все крупные компании резко сокращают маркетинговые и инвестиционные бюджеты. У рекламщиков и маркетологов может быть кризис, если они быстро не переориентируются на Восток. По нашим данным, многие уже переориентировались.

Национализация или внешнее управление бизнеса ушедших из России компаний уже точно не произойдет, что сняло напряженность в отношениях между Россией и международным бизнесом, но до нормализации состояния еще далеко.

Нам всем стоит готовиться к тому, что наши доходы и возможности резко сократятся. В Иране под западными санкциями уровень жизни просел на 40%. У нас будет примерно то же самое в 22-23 году, хотя мы ожидаем, что Россия выйдет из кризиса быстрее и более сильной, чем она была раньше. Валюта уже отскочила, кризиса с поставками никакого нет.

Брифинг Министра труда и социальной защиты Антона Котякова

17 марта 2022 16:35

Тема брифинга – о мерах по поддержке занятости.

Из
стенограммы:

Брифинг Министра труда и социальной защиты Антона Котякова

Вопрос:
Павлова
Дарья, РИА Новости.

Антон Олегович, какова сейчас ситуация на рынке
труда в России?

А.Котяков:
На
сегодняшний день мы видим наличие достаточно большого количества вакансий на
портале «Работа России», которым оперируют центры занятости для
трудоустройства наших граждан – это 1,6 миллиона человек.

При этом увеличивается число занятых в организациях,
которые переходят в режим простоя. Это говорит о том, что на сегодняшний день
работники получают заработную плату в зависимости от того, по каким причинам
был организован простой на том или ином предприятии: получают либо две трети
средней заработной платы, либо две трети тарифной ставки на предприятии.

В
основном это обусловлено изменением логистических цепочек поставок
комплектующих, товаров, необходимых для производства, изменением в каких-то
случаях технологических процессов на отдельных предприятиях.

Такие изменения
требуют времени для переоснащения, изменения формата работы, взаимосвязи между
поставщиками, требуют времени на переобучение персонала в каких-то случаях.

Поэтому режим простоя в данном случае является в
какой-то степени вынужденной мерой. Но предприятия, которые вводят такой режим,
прикладывают все усилия для сохранения своих трудовых коллективов.

Плюс ко
всему сохраняют договорные отношения по арендным обязательствам, которые у них
были сформированы. Эти предприятия после перенастройки своих логистических
цепочек смогут продолжить деятельность.

Со своей стороны хотел бы отметить, что Минтруд
вместе с Рострудом достаточно активно сейчас осуществляют контроль и внедряют
систему мониторинга за соблюдением прав трудящихся на предприятиях.

Мы усилили
и ввели в круглосуточный режим работы телефонную линию 8-800 по линии Роструда,
на которую граждане могут обратиться в том случае, если нарушаются их трудовые
права.

Мы организовали рабочие группы на уровне субъектов Российской Федерации,
которые проводят мониторинг за деятельностью предприятий и чётко отслеживают
ситуацию на предприятиях, которые переходят в иной режим организации трудовой
деятельности, нежели стандартный.

То есть это либо простой, либо уход сотрудников,
как я уже говорил, в оплачиваемый отпуск либо в отпуск за свой счёт. Все эти
предприятия на сегодняшний день находятся в поле зрения Министерства труда и
субъектов Российской Федерации.

На текущий момент положение выглядит именно таким
образом.

Вопрос:
ТАСС, Софья Полякова. Вы сказали про горячие линии Роструда, а как ещё
работники компаний, которые приостановили работу, могут защитить свои трудовые
права?

А.Котяков:
Помимо горячей линии Роструда, есть также возможность на сайте Роструда подать
заявление в случае такого рода нарушений.

Кроме всего прочего, есть
консультационные центры, которые работают с 9 утра до 9 вечера в каждом
субъекте Российской Федерации.

И если у сотрудника возникает необходимость
консультации либо есть подозрение на нарушение его трудовых прав, он имеет
возможность обратиться по этим каналам связи в органы государственной власти,
чтобы они помогли ему защитить его трудовые права.

Вопрос
(ТАСС, Софья Полякова): Сегодня было
объявлено, что государство поддержит компании, которые будут сохранять свои
трудовые коллективы. О каких мерах поддержки идёт речь?

А.Котяков: Я бы,
наверное, здесь меры поддержки разграничил в зависимости от той ситуации, с
которой сталкивается компания. И для начала надо разобраться в причинах простоя
в той или иной компании.

Причинами чаще всего, как я
уже и говорил, являются изменение схем поставок комплектующих либо на данный
момент проблема с пересечением границ того или иного сырья, которое необходимо
для производства.

В этом случае компания вынуждена либо отправить свой
коллектив в простой, либо изменить свою технологическую цепочку. В тех проектах
документов, которые сегодня были приняты на заседании Правительства,
предусматриваются две дополнительные меры поддержки таких компаний.

Это в
первую очередь возможность оплачиваемой временной работы для тех сотрудников,
которые будут находиться неполный рабочий день в этой организации.

То есть в
данном случае со стороны государства будет предоставлена субсидия такой
организации на компенсацию затрат в рамках Фонда оплаты труда, исходя из одного
минимального размера оплаты труда в месяц для этих сотрудников.

Это в свою
очередь позволит компаниям перенаправить своих сотрудников на другие задачи в
своей организации либо позволит работникам этой организации, которые
задействованы неполный рабочий день, трудиться в других организациях.
Соответственно, государство со своей стороны поможет таким предприятиям
организовать и предоставить сотрудникам более полную оплату рабочего времени.

Вторая мера, которая также
направлена на поддержку именно таких организаций, – это субсидирование этим
организациям процесса переобучения работников.

То есть в данном случае, если
есть необходимость изменения технологического процесса либо предприятие
переходит на иные производственные и технологические процессы, связанные с
изменением сырья, которое используется для производства, чаще всего работников
необходимо подготовить к такого рода изменениям. И здесь мы
предусматриваем субсидирование такому предприятию до 60 тыс. рублей на одного
сотрудника для его переподготовки или переквалификации. Мы очень надеемся, что
предприятия как раз в период формирования этих чётких цепочек, в период
подготовки к новым реалиям смогут воспользоваться этой программой и подготовить
свои кадры к новым технологическим процессам, к тем новациям, которые будут
введены на том или ином производстве.

Вопрос:
Антон Олегович, как государство поможет тем, кто уже потерял работу?

А.Котяков:
Безусловно, в пакете, который мы на сегодняшний день сформировали, есть и меры
поддержки граждан, которые уже потеряли работу. Это программы повышения
квалификации и переобучения, которые организуют центры занятости. Хотел бы ещё
отметить, что центры занятости уже сейчас переведены в режим проактивной
работы.

И даже граждане, которые ещё не получили статус безработного, не
потеряли свою работу, а находятся под угрозой риска её потери, уже сейчас
смогут воспользоваться всем комплексом услуг, которые предоставляют центры
занятости.

В том числе и переобучением, если гражданин понимает, что в
перспективе ему необходимо будет сменить место работы и адаптировать свои
навыки под новое место работы на ином предприятии.

Брифинг Министра труда и социальной защиты Антона Котякова

Как я уже говорил, это в первую очередь повышение
квалификации, подготовка граждан к новым технологическим процессам на иных
предприятиях. То есть уже в процессе простоя или в процессе неполной занятости
граждане могут воспользоваться такими программами.

Либо, если гражданин уже
потерял работу, в центре занятости его направят на подобного рода
образовательные программы.

А также в случае, если гражданин уже признан
безработным, находится на учёте в центре занятости, есть возможность участия в
оплачиваемых общественных работах.

Это позволит гражданину, помимо пособия по
безработице, которое ему будет выплачиваться в центре занятости, также получать
дополнительный доход в виде одного минимального размера оплаты труда из расчёта
в месяц на тех работах, на которые он будет направлен в центре занятости.

Необходимо отметить, что ситуация на рынке труда
меняется постепенно.

И меры поддержки, о которых я сегодня рассказывал, в
принципе рассчитаны по своему охвату на более широкий круг наших граждан,
которые смогут обратиться за поддержкой либо воспользоваться тем, что
предлагает государство.

На сегодняшний день в рамках принятых решений мы
предусмотрели возможность охвата порядка 625 тысяч наших граждан различными
мерами поддержки на общую сумму более 39 млрд рублей.

При этом в постановлениях, которые приняты уже
сейчас, мы предусмотрели возможность расширения этих программ до охвата более 1
миллиона человек с соответствующим объёмом финансирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector