Из нашей статьи вы узнаете:
Сдача отчетности в ИФНС не означает ее автоматический прием ведомством. Поданные декларации проходят проверку на соответствие требованиям. В ряде ситуаций налоговики имеют право не принимать отчетность. Если проигнорировать этот момент, то можно пропустить сроки сдачи отчетных документов, нарваться на крупный штраф, а иногда — на блокировку счетов и отказ в получении вычета по НДС.
Отказ в приеме отчетности в налоговую оформляется в виде уведомления. В нем указывается причина, по которой ведомство не принимает документы.
Список причин для отказа в приеме декларации
Полный перечень причин, по которым налоговики могут запретить прием отчетных бумаг, представлен в соответствующем Административном регламенте (пункт 19). Его Федеральная налоговая служба РФ утвердила в июле 2019 года приказом №ММВ-7-19/343@.
Отказ в приеме отчетности в налоговую зависит от способа подачи. При сдаче «на бумаге» причины могут быть следующими:
- отчетность подписана лицом, не имеющим на это полномочий;
- достоверность и полнота сведений не подтверждены подписью ответственного лица;
- личность физлица, которое подает бумаги, не удостоверена из-за отсутствия документа (паспорта);
- лицо, сдающее отчетность, не имеет подтверждающего полномочия документа;
- декларация сдается не по форме или не в то отделение ИФНС;
- наличие ошибок или предоставление недостоверных данных.
Электронный способ подачи:
- не соблюдено требование к форме или формату документа;
- нет защиты усиленной квалифицированной ЭЦП ответственного лица;
- подпись лица, у которого нет полномочий на это;
- сдача не в тот орган ФНС;
- есть ошибки или указаны недостоверные сведения.
Отдельно стоит уточнить основание, связанное с отсутствием полномочия на подпись. Если документ подписан руководителем компании, а ФНС отказывает в его приеме, то причины у ведомства могут быть следующие:
- руководитель дисквалифицирован;
- подпись поставлена умершим лицом, о чем свидетельствуют данные госрегистрации смерти;
- документ подписал руководитель, который отказался от участия в организации;
- руководитель недееспособен или признан безвестно отсутствующим, если информации о месте его нахождения нет более 1 года;
- в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о руководителе, подписавшем отчетность.
Дополнительные причины отказа
В соответствии с пунктом 142 указанного Административного регламента, ИФНС выносит отказ в отношении документов, которые не содержат обязательных реквизитов. Правило распространяется на бумажную и электронную отчетность в равной степени.
Реквизиты для ИП включают полное указание ФИО.
ООО должны указать:
- наименование;
- ИНН;
- вид отчетности (первичная, корректировка);
- наименование ИФНС, куда сдается документ.
Также в декларации от ООО должны ставиться подписи лиц, которые уполномочены подтверждать полноту и достоверность подаваемых данных.
На этом список законных оснований для отказа исчерпан. Но иногда налоговики отказываются осуществлять прием, ссылаясь на другие причины.
Когда налоговая не имеет права отказать в приеме декларации
Среди оснований, которые сотрудники ИФНС не могут применять для отказа в приеме отчетности, можно назвать следующие причины:
- организация имеет признаки недобросовестности;
- есть долги по налогам и страховым отчислениям;
- компания зарегистрирована по массовому адресу;
- в декларации есть описки и неточности;
- налогооблагаемая база представлена в заниженном виде.
Право на оценку добросовестности бизнеса и проверку расчетов налоговые органы получают только при проведении камеральной проверки. Данные полномочия на налоговых инспекторов не распространяются. По этой причине перечисленные основания не могут быть препятствием для сдачи отчетов.
Также налоговые органы неправомочны аннулировать поданную отчетность. При несоблюдении правил сдачи инспектор должен проинформировать организацию или ИП о том, что декларация не принята, и выставить срок для ее исправления.
Что делать, если ИФНС не принимает отчетность
Отказ в приеме декларации по НДС чреват нарушением сроков ее подачи. В соответствии со ст. 119 НК РФ, это влечет штраф в размере ежемесячных 5% от суммы налога из непредставленной отчетности. Размер колеблется от 1 тысячи рублей до 30% от налога.
Налоговики имеют право применить более строгую санкцию — блокировку счетов (ст. 76 НК РФ). К этой мере прибегают, если просрочка составила 10 дней.
Если организация получила уведомление об отказе, то следует оперативно принять меры, исправить допущенные нарушения и представить в ИФНС корректировку. Делать это требуется незамедлительно, так как каждый день просрочки чреват штрафными санкциями.
С веб-сервисом Астрал.Отчет 5.0 ваша компания точно не пропустит уведомление об отказе в приеме декларации, а также всегда будет в курсе всех обновлений и сроков сдачи документов:
- удобный интерфейс для сдачи отчетов с автоматическим обновлением форм;
- «умный» редактор для подсказки, как заполнять отчетность;
- импорт в систему всех данных из предыдущей отчетности;
- документооборот с контрагентами и государственными органами в одном окне.
Если отказ вынесен по причине, не входящей в законный перечень оснований, то следует его оспорить. Для этого организация составляет жалобу и направляет ее в вышестоящий налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 138 и п. 1 ст. 139 НК РФ. Это, например, управление ФНС по региону.
При этом подавать жалобу следует в свой территориальный орган ФНС. Он должен в трехдневный срок после получения жалобы передать ее в вышестоящий орган.
Жалоба составляется в свободной форме с подробным описанием сути претензии и адресуется непосредственно руководителю вышестоящего налогового органа. Принять ее должны по почте заказным письмом, через портал www.nalog.ru или при личном визите заявителя.
Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. Период может увеличиться до 30 дней, если для решения потребуется запросить документы из нижестоящего налогового органа.
После принятия решения налоговики должны поставить заявителя в известность в срок до 3 рабочих дней. Если в указанные сроки налоговый орган не рассмотрел жалобу и не оповестил налогоплательщика, то последний может подать в суд.
Для обжалования действий налогового инспектора составляют исковое заявление. Принятый процессуальный порядок предусматривает обращение физических лиц по этому вопросу в суд общей юрисдикции, а ИП и организациям отстаивать свои права надо в Арбитражном суде.
Обновления в 2021 году
С 1 июля 2021 году ФЗ-№374 уточнил в НК РФ перечень оснований, которые позволяют считать декларацию непредставленной. Принятый список размещен в п. 4.1 ст. 80 кодекса:
- декларацию подписало или представило неуполномоченное лицо;
- директор организации был дисквалифицирован;
- реестр ЗАГС включил информацию о смерти лица до момента, когда отчетность была подписана усиленной квалифицированной ЭП этого лица;
- компания исключена из ЕГРЮЛ;
- в ЕГРЮЛ внесена информация о недостоверном характере данных о руководителе компании.
Также декларацию по НДС не примут, если она вступает в противоречие с контрольными соотношениями, а в расчетах по страховым взносам есть ошибки, перечисленные в ст. 431 НК РФ.
Нарушения ИФНС может выявить после принятия бумаг при проведении камеральной проверки. В этом случае принятую декларацию признают непредставленной, а налогоплательщик будет оповещен в течение 5 дней с даты выявления основания для аннулирования.
После направления уведомления об аннулировании налоговая должна завершить камеральную проверку по ней. В связи с этими обновлениями рекомендуется не откладывать сдачу отчетности на последний день.
Заключение
Федеральная налоговая служба имеет закрытый перечень оснований, по которым прием декларации от компании или ИП может получить отказ.
Он сопровождается уведомлением, в котором в обязательном порядке указывается причина. Ее следует незамедлительно исправить и подать в налоговый орган скорректированный отчет.
Игнорирование уведомления чревато штрафами, блокировкой операций по счетам и отказом в вычете по НДС.
Если ИФНС отказывается принимать документ по незаконным основаниям, то налогоплательщик имеет право как подать жалобу в вышестоящий орган ФНС, так и обжаловать решение в судебном порядке. Как показывает практика, в большинстве случаев суд становится на сторону истца и обязывает налоговиков провести прием спорного отчетного документа.
Отчетность признана непредставленной, что делать?
Налоговый кодекс пополнился новыми пунктами, в которых прописаны основания для признания отчетности непредставленной.
С 1 июля 2021 года, согласно законодательства, ФНС не принимает отчетность только на основании причин, прописанных в главном налоговом документе. Основания делятся на формальные и содержательные.
Формальных оснований пять, среди них, например, подпись неуполномоченного лица. Содержательная причина одна — несоответствие контрольным соотношениям. Подробности – в нашей статье.
В конце 2020 года в Налоговый кодекс РФ был внесен существенный пакет изменений, затрагивающий порядок налогового администрирования. 23 ноября 2020 года был принят федеральный закон № 374, который внес дополнения и поправки в две статьи, касающиеся сдачи налоговой декларации и порядка и сроков уплаты налогов: статья 80 НК РФ дополнена пунктами 4.1 и 4.2, статья 174 пополнилась пунктом 5.3.
В новом пункте 4.1 статьи 80 НК РФ (о правилах подготовки и сдачи налоговой декларации) перечислены причины, при выявлении которых в ходе камеральной налоговой проверки налоговая декларация будет считаться непредставленной.
Важно отметить, чтобы налоговая не приняла отчетность, достаточной одной из ниже перечисленных причин.
5 причин отказа в приеме отчетности — по формальным признакам:
- установлено, что декларация подписана неуполномоченным визировать этот документ лицом;
- подписавшее декларацию лицо дисквалифицировано по делу об административном правонарушении;
- на декларации стоит электронная подпись умершего человека. То есть в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) этого человека;
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего декларацию, являются недостоверными. Доказательством этого служит запись в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц) о недостоверности сведений о подписанте. Запись должна быть сделана ранее даты подписания документа. Если лицо внесено в реестр позже, это не является основанием для непринятия отчетности;
- отчетность сдается за юрлицо, официально признанное прекратившим свою деятельность. Отчетность будет признана непредставленной, если запись о прекращении деятельности внесена в Единый государственный реестр юридических лиц до момента подписания и сдачи документа. Основание может быть любым: реорганизация, ликвидация или исключение из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Как подтвердить полномочия?
С 1 июля 2021 начали действовать уточненные требования к документации, подтверждающей полномочия подписанта сдаваемой отчетности.
Теперь к налоговой декларации необходимо приложить копию документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание отчетности или документ в электронной форме, подписанный УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) того, кто выдал лицу данные полномочия, то есть доверителя. С середины 2021 года утверждена возможность подтверждать полномочия электронным способом, через ТКС (телекоммуникационные каналы связи).
Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации в электронной форме, порядок его направления по ТКС утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов – то есть ФНС России. Формат такого документа был утвержден приказом ФНС от 30.04.21 года № ЕД-7-26/445@.
Содержательная причина для признания отчетности непредставленной
С 1 июля 2021 года налоговая декларация считается непредставленной, если в ней выявлены несоответствия показателей контрольным соотношениям. Законодательно установлено, что нарушение контрольных соотношений является свидетельством нарушения порядка заполнения декларации.
Перечень контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость утвержден 25 мая 2021 года Приказом ФНС России № ЕД-7-15/519@. В перечне 14 контрольных соотношений, 13 из них начали действовать с 1 июля 2021 года, 14-е финальное соотношение вступает в силу с 1 января 2022 года.
Пример контрольного соотношения.
Выявление несоответствий Раздела 8 декларации. Сумма налога, подлежащая вычету, построчно по Разделу 8 декларации равна сумме налога всего по книге покупок.
В какой срок фнс должна уведомить о непринятии отчетности?
В случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, ФНС должна направить налогоплательщику уведомление в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Сделать это она должна в день получения декларации или на следующий рабочий день, но не позднее.
Если декларация признается непредставленной по формальным признакам, то налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика об этом в течение 5 дней — со дня обнаружения основания.
Форма и формат уведомления о признании декларации непредставленной утверждаются Федеральной налоговой службой.
Сколько времени дается на исправление?
Налогоплательщик в течении 5 дней с даты направления уведомления обязан устранить нарушения и представить уточненную декларацию, только в этом случае декларация будет считаться принятой налоговой. Это правило начинает применяться с отчетности, сданной после 1 июля 2021 года.
В противном случае возникает 3 вида рисков:
- привлечение к ответственности в виде штрафа, величина которого может составлять от тысячи рублей до почти трети (30%) от суммы налога по непредставленной отчетности;
- блокировка счета в банке и переводов электронных денег. К этой мере ФНС может прибегнуть, если срок непредставления отчетности составляет 10 и более дней;
- возможен отказ в налоговом вычете по НДС контрагенту-покупателю – до тех пор, пока поставщик не сдаст электронную декларацию.
Отчетность принята – такой вердикт от налоговой проще получить, используя СБИС Электронная отчетность.
СБИС позволяет всегда иметь под рукой актуальные формы отчетности, легко заполнять их, учитывая все контрольные соотношения, не допускать путаницу с электронными подписями, быстро и вовремя сдавать отчетность в контролирующие органы. ЭЦП для отчетности можно без труда получить в нашем сертифицированном центре на сертифицированном носителе.
Перевести документооборот на электронные рельсы, не отставать от цифровизации, выстроить документарные отношения внутри компании и с контрагентами, призван СБИС Электронный документооборот.
Если у вас нет опыта работы в подготовке отчетности, если ИФНС «заворачивает» отчетность, на помощь готовы прийти наши специалисты. Воспользуйтесь услугой по сдаче отчетности, вам помогут подготовить как отдельный отчет, так и будут готовы взять на себя все задачи по подготовке и сдаче отчетности.
Подробнее о том, как подключить СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.
С июля 2021 налоговая начнёт отклонять декларации: основания — контур.ндс+
Если прочесть п. 4.1 ст. 80 Налогового Кодекса Российской Федерации, то становится ясным, что отчётная документация может и будет считаться непредставленной в том случае, когда при осуществлении проведения процедуры камеральной проверки будет установлено хотя бы одно из таковых обстоятельств, как:
- Подписание налоговой декларации или расчёта было произведено лицом, которое не было уполномочено руководством организации на осуществление таковых действий;
ВНИМАНИЕ! Если декларацию в налоговый орган подаёт представитель плательщика налогов, обязательно подтверждение полномочий данного представителя путём предоставления налоговикам соответствующего документа, подтверждающего права и полномочия представителя.
ВАЖНО! Со второго полугодия 2021 года допустимо предоставление такого документа в электронной форме при условии, что он будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (новая редакция п. 5 ст. 80 НК РФ). Формат такого документа и порядок его направления утвердит ФНС.
- дисквалификация физического лица, ранее имевшего права и полномочия на основании соответствующей документации, совершать те или иные действия в интересах налогоплательщика. При этом следует обращать внимание на срок установления дисквалификации
- достоверная информация о смерти лица, усиленной квалифицированной электронной подписью которого подписана налоговая отчётность
- наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении руководства, подписавшего декларацию
- наличие в ЕГРЮЛ записи о реорганизации или ликвидации в отношении организации
- присутствие ошибочных сведений или произведение неверных расчётов по страховым взносам, указанным в п. 7 ст. 431 НК РФ
- несоответствие показателей декларации по НДС контрольным соотношениям
В случае когда отчётная документация была признана непредставленной, моментально наступает отмена проведения камеральной проверки данной декларации. Если декларация, получившая статус непредставленной была уточнённой, то параллельно с отменой камеральной проверки происходит возобновление процедуры проверки исходника или предыдущей «уточнёнки».
ВАЖНО! Срок проведения камеральной проверки по признанной непредставленной декларации, не входит в срок возобновленной проверки (новая редакция п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Если декларация получает статус непринятой, то плательщик налогов, сдавший данную декларацию, получит уведомление о непринятии документации от налоговых инспекторов в срок не более 5 дней с момента обнаружения соответствующего обстоятельства (новый п. 4. 2 ст. 80 НК РФ).
ВНИМАНИЕ! В случае выявления в декларации по НДС расхождений с контрольными соотношениями, уведомление будет направлено налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем подачи декларации и оно будет исключительно в электронной форме.
После получения уведомления о признании отчётности несданной, плательщик налогов будет обязан осуществить подачу исправленной декларации по НДС в пятидневный срок с даты направления уведомления. В случае нарушения срока, датой представления отчётности станет дата подачи декларации, которая была признана непредставленной (п.п. 5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).
Новые правила будут применяться в отношении деклараций (расчётов), направленных во втором полугодии 2021 года.
Новая форма декларации по НДС
Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта
- По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
- Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.
- Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):
- выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
- подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.
Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи.
В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).
Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.
Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения.
Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме.
Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.
На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.
В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством.
Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.
Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству.
Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка.
Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).
Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.
Ситуация
Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:
- 1) пояснительную записку о причинах образования убытка;
- 2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;
- 3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;
- 4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;
- 5) копия учетной политики организации.
В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания.
Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению.
До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению.
Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г.
№ АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.
Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление.
При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ).
Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.
2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений.
В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.
Вызов для дачи пояснений
Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:
- с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
- с налоговой проверкой;
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:
- если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
- если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.
В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП).
ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена.
Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.
В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).
Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа.
В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату).
В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.
Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах.
Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика.
Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.
Отказ в приеме деклараций: основания, последствия и порядок действий
Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа.
И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.
В каких случаях налоговики могут не принять декларацию
В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.
Для бумажной декларации:
Для электронной декларации:
Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.
В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:
При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.
Дополнительные причины не принять декларацию
И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.
П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.
Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.
Реквизиты для ООО:
При отсутствии в декларации/расчете обязательных реквизитов из списка выше, налоговый инспектор информирует организацию о том, что декларация не сдана/не принята, с обязательным перечнем причин отказа. Налоговая инспекция обязана отправить требование с указанием причин отказа в принятии декларации.
Данное требование исключает неправомерность отказа ИФНС в принятии отчетности. В случае, когда реквизиты заполнены неправильно, налоговый инспектор должен проинформировать о порядке заполнения декларации и предложить устранить допущенные ошибки в кратчайшие сроки.
Если для ООО/ИП устранить ошибки в кратчайшие сроки не представляется возможным, то декларация будет считаться принятой, с пометкой/штампом «Требует уточнения».
Причины незаконного отказа в приеме деклараций
Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:
Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.
Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.
Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации
Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф.
В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога.
И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Поэтому если налоговая инспекция отказала в принятии декларации по законному основанию, организация должна со скоростью света исправить допущенные ошибки/недочеты и направить в инспекцию корректирующую декларацию. Лучше не затягивать с исправлением ошибок (растет просрочка – растет штраф).
В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу.
В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.
2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.
Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.
Отказ в приеме налоговой декларации
Отклонение налоговым органом поданной налогоплательщиком декларации грозит последнему внушительным штрафом. Рассмотрим, в каких случаях отказ в приеме декларации носит законный характер, когда в действиях налоговой есть нарушения и что делать налогоплательщику в конкретной ситуации.
Отметим, что законные основания закреплены в утвержденном ФНС №ММВ-7-19/343 от 8 июля 2019 г. документе — в административном регламенте.
Из-за чего налоговики вправе отклонить декларацию по закону
Пункт 19 данного регламента указывает на целый ряд моментов, которые определяют право отказа в принятии налоговой декларации на законных основаниях. Наиболее распространенные причины отклонения поданных документов:
- нарушение компетенции при обращении в налоговый орган;
- отсутствие подписи (при электронной подаче — усиленной квалифицированной электронной подписи) лица, уполномоченного подтверждать полноту указанных в документе сведений и их достоверность;
- наличие на документе подписи лица без необходимых полномочий;
- подача декларации физлицом или представителем организации без удостоверяющего его личность документа;
- нарушение формы представления документов;
- ошибки в расчетах;
- подкрепление расчетов недостоверными персональными данными.
Дополнительные причины отказа содержатся в п. 142 регламента и относятся к указанию в подаваемых документах обязательных реквизитов, в числе которых — полные наименования организации-налогоплательщика и налогового органа, ИНН, для индивидуальных предпринимателей — ФИО и пр.
Необоснованный отказ ИФНС
Содержащийся в регламенте перечень оснований является исчерпывающим и расширению не подлежит. Так, у должностных лиц инспекции федеральной налоговой службы нет права ссылаться на признаки недобросовестности налогоплательщика или на периодическую неуплату им положенных сборов.
Также в приеме налоговой декларации нельзя отказать по закону, если:
- в документе есть ошибки/описки/неточности;
- в качестве места регистрации использован адрес, по которому зарегистрированы другие юрлица;
- есть долги или отсутствует хозяйственная деятельность;
- установлена связь с так называемыми фирмами-однодневками;
- операции плательщика налогов носят транзитный характер;
- занижена база налогообложения.
Проверка добросовестности налогоплательщика и правильности его расчетов — прерогатива особой проверки (камеральной), эти параметры не должны оцениваться сотрудниками налоговой инспекции на этапе принятия документов. Поэтому в отсутствие причин, прямо прописанных в пп. 19-го и 142-го регламента, налогоплательщик может настаивать на своем праве задекларировать результаты своей деятельности.
Что делать, если пришел отказ
Если отказ дан на законных основаниях, налогоплательщику необходимо как можно быстрее внести в отчетность требуемые изменения и подать исправленный вариант (штраф за нарушение срок тем выше, чем дольше просрочка).