Небольшим НКО упростят оформление трудовых отношений

Небольшим НКО упростят оформление трудовых отношений

Из нашей статьи вы узнаете:

Организации, образованные юрлицами, делят на две группы: коммерческие и некоммерческие (НКО). Их создают в различных организационно-правовых формах, виды которых регулирует ст.50 ГК РФ.

В статье расскажем: в какие государственные органы и в какой срок происходит сдача отчётности НКО.

Что такое некоммерческие организации

Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).

АНО — это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.

Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет.

Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд.

Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.

НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:

  • учредители и участники платят взносы;
  • граждане вносят пожертвования;
  • организация сдаёт в аренду имущество, которое числится у неё на балансе;
  • иные способы получения доходов, разрешённые законодательством РФ.

Формы НКО

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

  1. Потребительский кооператив, союз или общество. Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
  2. Фонд. Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
  3. Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
  4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз. Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений.
  5. Учреждения. Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.

    Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Отчётность НКО и сроки сдачи

Каждая некоммерческая организация обязана сдавать бух отчётность в государственные контролирующие органы. Сдаче подлежат бухгалтерские, налоговые, статистические документы в Росстат, отчёты в Минюст и во внебюджетные фонды.

Рассмотрим подробнее, как сдать каждый вид отчётности и как она зависит от системы налогообложения.

Бухгалтерская отчётность НКО

Некоммерческим организациям необходимо сдать бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств с приложением. Отдельным видам НКО разрешено представлять отчётность в упрощённой форме, кроме тех организаций, которые выполняют функции зарубежного представителя в РФ.

Отчётность составляется на основе бухгалтерского положения ПБУ 4/99, закона бух учёта и плана счётов. Правила составления регулирует информация Минфина России ПЗ-1/2015. Сдача документов осуществляется до 31 марта. Если отчёт подлежит обязательному аудиту, она публикуется с аудиторским заключением.

Налоговая отчётность НКО на ОСНО

НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за отчётным периодом.

НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.

Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдаёт 6-НДФЛ. Отчётные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.

Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. Её сдают до 15 апреля года, следующего за отчётным.

Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.

Нко на усн

В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.

Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.

Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.

Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.

Отчётность НКО в Минюст РФ

Формы отчётности в Министерство юстиции в 2022 году регулирует Приказ Минюста России от 30 сентября 2021 года № 185.

В соответствии с ст.32 7-ФЗ НКО может не сдавать такие документы, если:

  • не имеет в своём составе учредителей-иностранцев или лиц, не имеющих гражданства;
  • на баланс организации не поступало имущество или денежные переводы иностранного происхождения;
  • НКО не получило доходы и имущество на сумму более 3 миллионов рублей.

Каждый вид некоммерческой организации использует для сдачи отчётности в Минюст свои формы:

  • ОН0001 и ОН0002 при получении имущества от отечественных источников. Дополнительно ОН0003, если были источники иностранного капитала и имущества;
  • ОН0001, ОН0002, ГРК003 — для казачьих обществ;
  • ОР0001 — для религиозных организаций;
  • СП0001, СП0002, СП0003, СП0004, СП0005 — для иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Формы ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 необходимо сдавать ежегодно до 15 апреля. Формы СП000 сдаются в следующие сроки:

  • СП0001 — ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным кварталом;
  • СП0002 — 15 апреля;
  • СП0003 — не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводится мероприятие);
  • СП0004 — в течение 7 рабочих дней со дня начала осуществления программы;
  • СП0005 — один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля).

Согласно ст.32 , 7-ФЗ НКО с функцией иностранного агента раз в полгода обязаны предоставлять поданную информацию в СМИ или выкладывать сведения в интернет.

Также с 1 марта 2022 вводятся новые формы и сроки сдачи отчётности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Они утверждены Приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года № 184.

Отчёт Срок сдачи
Отчёт о деятельности НКО и её составе (Форма ОИА001) Раз в полгода: 15 января, 15 июля.
Отчёт о расходовании денежных средств (Форма ОИА002) Раз в квартал: 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.
Сообщение о предоставлении аудиторского заключения в ГИРБО (Форма ОИА003) Раз в год в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.
Сообщение о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА004) Не позднее чем за 2 месяца до дня начала осуществления программы (проведения мероприятия).
Сообщение об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА005) Ежегодно не позднее 1 ноября.
Отчёт об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА006) Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.
Сообщение о том, что мероприятия, предусмотренные программой и (или) иными документами, не проводились (Форма ОИА007) Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Новые формы можно сдать как на бумаге, так и в электронном виде, в том числе через портал Госуслуг.

Какие штрафы за непредставление НКО отчётности

За непредставление или просроченную отчётность, НКО с функцией иностранного агента оштрафуют согласно ст.19.7.5-2 КоАП РФ. С организации взыщут от 100 до 300 тысяч рублей, с должностных лиц от 10 до 30 тысяч рублей.

Если представитель иностранной неправительственной НКО не сдаст отчётность, уполномоченный орган исключит его из соответствующего реестра.

В соответствии с ст.13.19 КоАП РФ, за непредставленные в Росстат статистические документы взыщут:

  • с организации — от 20 до 70 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 100 до 150 тысяч рублей;
  • с должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 30 до 50 тысяч рублей.

Согласно ст.61 ГК РФ и ст.32 7-ФЗ, за многократное нарушение сроков представления отчётности в Минюст некоммерческую организацию могут ликвидировать.

Читайте также:  Налоговый учёт расходов на мобильную связь

Какую отчётность сдаёт АНО на УСН

Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.

АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно, отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:

  • на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
  • организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.

По этим пунктам сдаются декларации.

Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:

  • ИФНС, ФСС и ПФР;
  • ОПС, ОМС и ФСС;
  • Росстат;
  • Минюст.

Сроки сдачи отчётности Нко на усн в 2022 году

Отчёт Сроки 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Декларация УСН 31.03.2022
Имущественный налог 04.05 30.07 31.10

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций — РБК

Минэкономразвития отнесло к социально ориентированным НКО профсоюзы, частные вузы и участников рынка госзакупок — фундаментальная проблема российского некоммерческого сектора так и осталась нерешенной

Небольшим НКО упростят оформление трудовых отношений

Антон Новодережкин / ТАСС

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.).

Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году.

С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций.

Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности.

Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк.

Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д.

К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс.

организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс.

Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня.

Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко.

В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций.

Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти.

Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

Читайте также:  Надбавки за сверхурочный труд при определении МРОТ

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

Срочные трудовые договоры в НКО

С 1 января 2021 года некоммерческие организации могут заключать срочные трудовые договоры с сотрудниками — эта норма закреплена в ТК РФ.

Согласно статье 59 Трудового Кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон с лицами, поступающими на работу к работодателям, которые являются некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников которых не превышает 35 человек.

Срочный трудовой договор заключается на срок не более 5 лет. Например, можно принять работника в организацию только на период реализации проекта или конкретной благотворительной программы.

Обратите внимание! Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Заключение срочного трудового договора обеспечивает работников НКО всеми правами и социальными гарантиями, установленными трудовым законодательством, в том числе:

  • правом на ежегодный оплачиваемый отпуск,
  • оплатой работодателем или компенсацией затрат на служебные командировки и выплатой «суточных»,
  • возможностью получения выплат в случае временной нетрудоспособности («больничных»),
  • возможностью получения пособий и выплат в случае материнства (по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком).

Обратите внимание на то, что социальные выплаты и пособия производятся не из средств организации, а из средств Фонда социального страхования (для обеспечения этого Работодатель в обязательном порядке перечисляет в ФСС 2,9% от фонда оплаты труда штатных сотрудников). В большинстве случаев размеры выплат официально трудоустроенным гражданам выше, чем социальные пособия.

Выплаты «отпускных» производятся из расчета средней оплаты труда сотрудника за предыдущие месяцы и обычно не превышают ежемесячного размера оплаты. Большинство грантодающих организаций поддерживают соблюдение некоммерческими организациями Законодательства РФ и разрешают производить данные выплаты.

Обратите внимание! Уклонение от заключения трудового договора (подмена его договорами гражданско-правового характера, в том числе с самозанятыми гражданами), является нарушением Законодательства РФ!

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Если ваш сотрудник выполняет в организацию какую-либо постоянную функцию (бухгалтер, руководитель проекта, администратор, уборщица и т.п.) и получает ежемесячную оплату труда — это означает наличие Трудовых отношений, а следовательно необходимость заключения Трудового договора.

Как оформить заключение срочных трудовых договоров с сотрудниками?

  1. Составить и утвердить приказом штатное расписание проекта или программы на период их реализации,
  2. Подготовить Трудовые договоры для каждого сотрудника, включающие все обязательные пункты и условия по ТК РФ (в том числе режим рабочего времени, объем занятости и т.п.),
  3. Составить приказы о приёме работников на заведомо определённый срок,
  4. Подписать срочные трудовые договоры и приказы со стороны организации и работника,
  5. Ознакомить работника с Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Как уволить сотрудников, принятых по срочному трудовому договору?

  1. Необходимо уведомить сотрудников об истечении срока трудовых договоров в письменной форме не позднее чем за 3 календарных дня до увольнения.
  2. Необходимо составить и подписать со стороны организации и работника приказы об увольнении в связи с истечением срока трудового договора.

Дополнительные обязанности работодателя (о чем нужно помнить):

  • Работодатель ведёт учет фактически отработанного времени штатных сотрудников — основанием для оплаты труда является ежемесячно заполняемый Табель учёта рабочего времени. Стандартную форму табеля можно найти в любой правовой базе документов.
  • Работодатель вносит данные о приёме и увольнении сотрудников в их Трудовые книжки (бумажные или электронные, в зависимости от выбора сотрудника). Инструкция по заполнению трудовых книжек доступна бесплатно во всех правовых базах.
  • Работодатель обязан обеспечивать условия труда работника в соответствии с трудовым законодательством РФ и локальными нормативно-правовыми актами. Например, выполнять рекомендации Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции (обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания и т.п.).

Уважаемые коллеги! Помните, что заключение трудовых договоров при наличии трудовых отношений не только требование Законодательства — это обеспечивает социальными гарантиями и правами ваших сотрудников. А люди в некоммерческом секторе — самый важный и необходимый ресурс!

Получить консультацию по оформлению трудовых отношений в НКО, в том числе по составлению документов, можно в СРОО ИЭКА «Поволжье»:

  • по телефонам (846) 3332508, +79276936278 (также viber, whatsapp) — Александра Агапова,
  • по электронной почте povolzje@povolzje.ru, alexandra@povolzje.ru,
  • в группе нашего сайта ВКонтакте vk.com/songo63,
  • в офисе по предварительной записи: г.Самара, ул.Часовая, д.6, 3й подъезд, оф.201, Пн — Пт с 10 до 18 часов.

Некоммерческие организации

1. Институт юридического лица является прежде всего гражданско-правовым оформлением правосубъектности коммерческих организаций при осуществлении ими хозяйственной деятельности, участия в имущественных отношениях, в товарном обороте.

Однако и другие организации, не занимающиеся специально хозяйственной деятельностью, а осуществляющие социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, — организации, деятельность которых направлена на осуществление некоммерческих целей (некоммерческие организации), для своей нормальной работы нуждаются в том, чтобы участвовать в имущественных отношениях. Им также необходимо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать определенные действия (в том числе хозяйственные операции), т.е. приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, что обусловливает необходимость признания таких некоммерческих организаций юридическими лицами.

Главное отличие в правовом положении всех таких организаций от коммерческих состоит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер.

Некоммерческими организациями называются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Специфика деятельности организации должна определять объем ее правоспособности.

Поэтому закрепление того, является организация коммерческой или некоммерческой, помогает четко определить, какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие — специальную.

Основное гражданско-правовое последствие признания организации некоммерческой заключается в наделении ее специальной правоспособностью (п. 1 ст. 49 ГК).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций исчерпывающе поименованы в ГК (п. 3 ст. 50 ГК). Предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций:

  • — потребительские кооперативы;
  • — общественные организации;
  • — общественные движения;
  • — ассоциации (союзы);
  • — адвокатские палаты;
  • — адвокатские образования;
  • — товарищества собственников недвижимости;
  • — казачьи общества;
  • — общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • — фонды;
  • — учреждения;
  • — автономные некоммерческие организации;
  • — религиозные организации;
  • — публично-правовые компании.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

В уставе некоммерческой организации, помимо тех сведений, которые должны содержаться в уставе всякого юридического лица, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Цели, ради которых создано юридическое лицо, род его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры она может заключать.

Однако необходимо разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Одной из форм реализации гражданской правоспособности некоммерческих организаций является их деятельность, приносящая доход.

Некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей и соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом (п. 4 ст. 50 ГК).

Такой деятельностью могут быть производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (ст.

24 Закона о некоммерческих организациях).

Полученный доход должен использоваться некоммерческой организацией для покрытия расходов, связанных с той некоммерческой деятельностью, которая осуществляется для достижения целей, ради которых существует юридическое лицо. Обусловлено это недопущением отклонения деятельности некоммерческой организации от ее основной цели.

Исходя из того что некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, законом могут быть установлены ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм и видов (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях), а также на отдельные виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации.

2. Некоммерческие организации являются либо корпоративными юридическими лицами (корпорациями), где участники юридического лица являются членами такой корпорации, либо унитарными юридическими лицами, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства (ст. 65.1 ГК).

Читайте также:  Применение новой формы счета-фактуры с 1 июля 2022 года

Корпоративными некоммерческими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ГК), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

  1. Большая часть всех некоммерческих организаций относится к корпорациям.
  2. Некоммерческие корпорации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), адвокатских палат, адвокатских образований, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.
  3. Признаки некоммерческой корпорации:
  4. 1) основная цель организации не связана с извлечением прибыли;
  5. 2) организация не распределяет полученную прибыль между участниками;

3) учредители (участники) приобретают право участия (членства) в ней, обладают корпоративными правами и несут корпоративные обязанности, предусмотренные ст. 65.2 ГК;

4) учредители (участники) формируют высший орган некоммерческой корпорации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК.

Все некоммерческие корпорации являются собственниками своего имущества, в том числе того, что передано членами корпорации в качестве имущественных взносов.

3. Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 123.2 ГК).

Правовое положение потребительских кооперативов определяется как ГК, который устанавливает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность всех потребительских кооперативов, так и специальными законами об отдельных видах потребительских кооперативов.

Гражданский кодекс определяет примерный (неисчерпывающий) перечень видов потребительских кооперативов, к которым относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (п. 3 ст. 50 ГК).

Все указанные некоммерческие корпорации объединяет общее — целью создания, в отличие от производственных кооперативов, создаваемых для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, является удовлетворение материальных и иных потребностей их членов, а различает то, удовлетворение каких именно материальных и иных потребностей преследуют граждане и (или) юридические лица, участвующие в создании того или иного кооператива, — в жилье, садоводстве или огородничестве и т.д.

В настоящее время деятельность различных видов потребительских кооперативов регламентируют Закон о потребительской кооперации, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон о кредитной кооперации, Закон о ЖНК, ЖК (разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы»).

Члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы сравнивают с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц.

В создании потребительского кооператива в качестве его учредителей (членов) могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если специальных ограничений не предусмотрено федеральным законом в отношении какого-либо из видов кооператива. Минимальное число учредителей также может быть установлено специальным законом в отношении отдельных видов кооперативов. Граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.

  • В уставе потребительского кооператива должны быть указаны:
  • — сведения о наименовании с указанием на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив», сведения о месте нахождения;
  • — предмет и цели деятельности кооператива;
  • — порядок вступления в члены кооператива;
  • — порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;
  • — размер и порядок внесения паевых взносов, меры ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

Небольшим НКО разрешат заключать срочные трудовые договоры

Некоммерческие организации с небольшим штатом сотрудников смогут вскоре отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Положения этих документов разрешат им прописывать в условиях трудовых договоров. Законопроект об этом до конца недели будет внесен Правительством в Госдуму, сообщили в минэкономразвития.

В ведомстве пояснили, что нововведение коснется НКО с численностью сотрудников до 15 человек и выручкой не более 120 млн рублей в год.

Таким образом, по аналогии с микро- и малыми предприятиями им не нужно будет утверждать, например, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие документы.

При этом работодатель некоммерческой организации вправе пойти на этот шаг по своему усмотрению: он может оставить все утвержденные локальные акты или отказаться только от части из них.

Помимо этого, как и субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации с численностью сотрудников до 35 человек смогут на законных основаниях заключать с работниками срочные трудовые договоры.

«Это обеспечит гибкость в трудовых отношениях, поскольку НКО часто привлекают сотрудников на временные проекты«, — отмечает минэкономразвития.

Некоммерческим организациям часто требуются работники на временную занятость, но Трудовой кодекс разрешает заключать срочные трудовые договоры с работниками только в крайних случаях.

Например, работодатели могут оформить его с работником на период не более двух месяцев или на время одного сезона, если в силу природных условий работа может быть выполнена в определенное время года. Разрешается прописывать срок окончания договора, если сотрудник приглашен на место другого человека, временно отсутствующего.

Но в большинстве случаев срочный трудовой договор может трактоваться как уклонение работодателя от предоставления прав и гарантий работнику.

Положения законопроекта распространяются только на те НКО, которые по организационно-правовой форме могут относиться к социально-ориентированным некоммерческим организациям.

Источник: https://rg.ru/2020/08/31/nebolshim-nko-razreshat-zakliuchat-srochnye-trudovye-dogovory.html

Новости соседних регионов по теме:

До конца недели Правительство внесет в Госдуму законопроект, упрощающий делопроизводство в некоммерческих организациях с небольшим штатом сотрудников.16:54 02.09.2020 Газета Наше время — Ростов-на-Дону

Внесены изменения в трудовое законодательство в сфере НКО — Система поддержки СО НКО

04 Мая 2021

​Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внесены изменения в статью 59 и в главу 48.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющие работодателям-некоммерческим организациям, соответствующим установленным требованиям, отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права и заключать срочные трудовые договора по аналогии с работодателями — субъектами малого предпринимательства. 

В соответствии с изменениями, внесенными в часть вторую статьи 59, по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям, которые являются некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников которых не превышает 35 человек.

Согласно новой редакции главы 48.

1 и работодатель — некоммерческая организация вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу, принимаемого работодателем в соответствии со статьей 312.

9 Трудового Кодекса Российской Федерации.

При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — некоммерческая организация должна включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Для целей настоящей главы под работодателями — некоммерческими организациями понимаются некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов, религиозных организаций), среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях распространения на такие некоммерческие организации установленных настоящей главой особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г.

№ 617 установлены предельные значения среднесписочной численности работников (не более 15 человек) и величины дохода (в размере 120 млн рублей) некоммерческих организаций за предшествующий календарный год в целях распространения на них установленных главой 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Типовая форма трудового договора, заключаемого работодателем –некоммерческой организацией закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г.

№ 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям, и работником и работодателем — некоммерческой организацией» (ред. от 19 апреля 2021 г.). 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector