Обновят правила ведения реестра недобросовестных поставщиков

В мае 2021 года Минфин выдвинул несколько проектов постановлений Правительства РФ, качающихся действующей контрактной системы В частности, ведомство предложило внести корректировки в порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В настоящее время порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков и рассмотрения вопроса включения в него хозяйствующих субъектов урегулирован постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062. В своем проекте Минфин предлагает признать его полностью утратившим силу и ввести новые правила ведения РНП.

Предлагаемые правила в значительной степени отличаются от действующих, в частности:

  • предусматривают ввести преимущественно электронный документооборот между госзаказчиками и контролирующим органом, уполномоченным рассматривать вопрос о включении поставщика, подрядчика, исполнителя в РНП. Предполагается, что заказчики будут подавать информацию о контрагенте и допущенных им нарушениях через Единую информационную систему — в ней появится возможность сформировать электронное обращение. Это правило не коснется закупок, проводимых в бумажном виде, например конкурса с ограниченным участием. Если закупка проводилась в бумажном формате, и у госзаказчика возникли основания подачи информации для внесения контрагента в РНП, он подаст ее в бумажном виде по форме, прилагаемой к новым правилам ведения РНП, — проект Минфина содержит предлагаемый бланк;
  • проект содержит перечень контролирующих органов, куда заказчикам предстоит обращаться для внесения компании в РНП. Более того, в тексте указано, в каких случаях куда обращаться, например в центральный аппарат ФАС следует писать при цене закупки от 1 млрд рублей;
  • установлен срок обращения в контролирующий орган — три рабочих дня с момента признания участника уклонившимся от заключения контракта или расторжения последнего в одностороннем или судебном порядке;
  • предлагается перечень информации и документов, которые заказчику предстоит подать с обращением. Процесс составления пакета требуемых документов во многом автоматизирован — ЕИС автоматически добавит информацию и документы, которые к этому моменту уже размещены. В течение одного часа с момента подписания обращения усиленной ЭП, ЕИС отправит его в контролирующий орган;
  • если в полученных документах контролирующий орган обнаружит ошибки, он направит заказчику уведомление об этом. Бланк такого уведомления прилагается к проекту. Заказчику дается два рабочих дня на устранение недочета, иначе обращение не рассмотрят, а против заказчика возбудят административное производство.

Отозвать обращение нельзя.

Рассмотрение информации контролирующим органом и принятие решения

Некоторые предлагаемые изменения коснутся и контролеров, в частности:

  • ограничат срок рассмотрения и принятия решения — на это контролерам дается пять рабочих дней. Если обращение направлено не по подведомственности, срок рассмотрения продлевается;
  • компанию, которую предлагается внести в РНП, контролирующий орган известит в электронной форме о предстоящем заседании по данному вопросу;
  • проект устанавливает причины, которые для контролеров являются основаниями для невключения лица в РНП. Например, если заказчик обратился в связи с тем, что участник закупки уклонился от подписания контракта, основанием для невключения этого участника в реестр являются нарушения закона в ходе процедуры определения поставщика;
  • о вынесенном решении контролирующий орган извещает заказчика в той же форме, в которой подавалось обращение;
  • срок пребывания компании в РНП — два года. Отсчитываться они будут с момента, когда у контролирующего органа возникла обязанность внести компанию в реестр, а не с того дня, когда он фактически это сделал.

Процедура направления данных в РНП с 1 июля 2021 — Компания «АПИ»

Подача обращения о включении сведений в РНП

При электронной закупке обращение нужно сформировать в электронном виде (с. 5 проекта правил). Для ряда случаев предусмотрен бумажный документооборот, например для конкурса с ограниченным участием (с. 9 правил). В этом случае обращение готовят по форме из приложения N 1 к правилам.

Обращение надо направить в территориальный контрольный орган по месту нахождения заказчика (с. 2 правил). Срок — 3 рабочих дня с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения последнего в одностороннем или судебном порядке (с. 2 правил).

В некоторых случаях обращение подают в другие уполномоченные органы. Например, в центральный аппарат ФАС при цене закупки от 1 млрд руб. (с. 2 правил).

В правилах есть перечень сведений и документов для обращения (с. 3 — 7 правил). Часть из них формируется автоматически, например, о закупке, выборочно об участнике или поставщике (с. 7 правил). Если обращение составлено верно, то ЕИС сама направит его контролерам не позднее одного часа после его подписания усиленной квалифицированной ЭП (с. 8 правил).

Если в обращении найдут ошибки, то контролеры направят уведомление по форме из приложения N 2 к правилам. Для устранения недочетов есть 2 рабочих дня после дня получения уведомления. В противном случае обращение не рассмотрят, а также могут возбудить дело об административном правонарушении (с. 9 — 11 правил).

Отозвать обращение нельзя (с. 11 правил).

Отметим, для электронных закупок предусмотрены переходные положения. До 1 апреля 2022 года обращения в контрольный орган подают в бумажном виде.

Рассмотрение обращения и принятие решения

На рассмотрение обращения и принятие решения у контролеров есть 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения (с. 11 правил). Если направить обращение не по подведомственности, процедура займет больше времени (с. 9 — 10 правил).

Установили причины, по которым сведения не включат в РНП. Так, если основание обращения — уклонение от заключения контракта, причиной может стать нарушение закупочного законодательства при определении поставщика. В случае одностороннего отказа — нарушение порядка такого отказа (с. 13 — 14 правил).

О своем решении контролеры сообщат тем же способом, каким направлено обращение. Как и прежде, при включении сведений в реестр они создадут запись. При определении даты включения в РНП учитывают часовую зону контролеров (с. 15 правил).

В новых правилах предусмотрели также порядок исправления технических ошибок в РНП (с. 16 правил).

Исключение сведений из РНП

Информацию исключат из РНП автоматически по истечении 2-х лет со дня, следующего за датой, когда такая информация должна включаться в реестр, а не с даты ее внесения в РНП (с. 16 правил).

Закрепили случаи, когда сведения могут исключить из РНП досрочно. Это произойдет, если, например, решение заказчика об одностороннем отказе признают незаконным или недействительным (с. 16 — 17 правил). Предусмотрен и порядок досрочного исключения из реестра (с. 17 — 20 правил).

  • Правила вступили в силу 1 июля, кроме отдельных положений.
  • Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
  • Обзор: «Утвердили новые правила ведения РНП в госзакупках» (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Новые правила включения в РНП

После публикации на Официальном интернет-портале правовой информации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 539-ФЗ), мы решили подготовить вспомогательный материал об основных изменениях, касающихся процедуры включения и ведения Реестра недобросовестных поставщиков (РНП) в 2021 году.

В конце статьи сравнительная таблица.

Часть 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Новая редакция: Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

Пункт 5 части 15 статьи 99

Новая редакция: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Часть 1 статьи 104

Новая редакция: Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также – реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Абзац 1 части 3 статьи 104

Новая редакция: В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:

Читайте также:  Малый бизнес в России. Регистрация, налоги, бухгалтерия, персонал, документы

Пункт 1 части 3 статьи 104

Новая редакция: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

Пункт 2 части 3 статьи 104

Новая редакция: фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);

Пункт 3 части 3 статьи 104

Новая редакция: наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи.

Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица.

Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица.

Часть 4 статьи 104

Новая редакция: Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

Часть 5 статьи 104

Новая редакция: Утратит силу.

Часть 6 статьи 104

Новая редакция: Утратит силу.

Часть 7 статьи 104

Новая редакция: В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Часть 9 статьи 104

  • Новая редакция: Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
  • 1) решения суда о:
  • а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
  • б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
  • 2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

Часть 10 статьи 104

  1. Новая редакция: Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
  2. 1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
  3. 2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;
  4. 3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
  5. 4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.

Недобросовестных поставщиков изучат подробнее

Белый дом намерен смягчить процедуру признания недобросовестными поставщиков по госзаказу.

Для этого Минфин предлагает регламентировать порядок их включения в реестр недобросовестных поставщиков, оспаривания таких решений и исключения компаний из реестра.

Ключевым при этом станет принцип доказывания недобросовестности и существенных нарушений поставщиком условий контракта. До сих пор ФАС указывала на перекос системы в сторону госзаказчиков и их злоупотребления жалобами на поставщиков.

Минфин опубликовал на regulation.gov.

ru проект постановления правительства, вводящий новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (РНП) — черного списка контрагентов в госзакупках, поскольку при попадании в реестр компании в течение двух лет не могут принимать участие в торгах.

По закону о госзакупках (ФЗ-44) компании могут попасть в реестр в двух случаях: при уклонении от заключения контракта или одностороннем расторжении контракта заказчиком либо по решению суда при существенных нарушениях поставщиком условий контракта.

Зачастую такие нарушения бывают ненамеренными — из-за технической ошибки, проблем с электронной подписью, ошибки в банковской гарантии и пр. Однако госзаказчик обязан сообщить о нарушителе в ФАС — служба и принимает решение о включении поставщика в реестр.

Опубликованные Минфином правила предусматривают случаи, когда ФАС может не включать поставщика в РНП: например, если участник закупки докажет, что у него не было намерений уклониться от заключения контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=inAlSDM3y8c\u0026t=2598s

Поставщик также не попадет в реестр, если не доказаны факты его недобросовестности или существенного нарушения условий контракта. Основанием для отказа во включении в РНП станут и нарушения заказчика — например, при одностороннем расторжении контракта.

Проект Минфина также регламентирует и порядок досрочного исключения поставщиков из РНП — при признании судом недействительным решения ФАС или незаконным одностороннего расторжения контракта заказчиком.

Обжаловать попадание в РНП можно будет и до суда — например, если владельцы компании докажут ФАС, что не контролировали ее в момент расторжения контракта.

Участники рынка неоднократно указывали на несбалансированность механизма РНП — он ставит госзаказчиков в более сильную позицию: так, при одностороннем расторжении контракта исполнитель теряет не только контракт, но и финансовое обеспечение по нему.

В Аналитическом центре (АЦ) при правительстве ранее указывали, что РНП носит карательный характер, а вина исполнителя зачастую неочевидна (например, из-за недостатков в документации заказчика).

Глава профильного управления АЦ Павел Тихомиров предлагал исключить уклонение от исполнения контракта из оснований для внесения в РНП и учитывать его при формировании рейтинга деловой репутации — инициированного ФАС механизма стимулирования поставщиков в противовес РНП (см.

“Ъ” от 31 июля 2020 года). Впрочем, при этом исчезнет и механизм наказания недобросовестных компаний, которые выигрывают контракты в расчете на пересмотр условий.

Курировавший ранее закупки бывший заместитель главы ФАС Михаил Евраев также отмечал, что реестр превратился в механизм борьбы заказчиков с «неугодными поставщиками».

Так, в 2019 году заказчики направили в ФАС 28 тыс. обращений о включении поставщиков в РНП против 14 тыс. в 2018 году, и в половине случаев для включения в черный список не было оснований.

До сих пор порядок рассмотрения жалоб от госзаказчиков не был регламентирован: отдельные нормы содержались в разъяснениях ФАС.

Читайте также:  Изобретатели будут получать за свои разработки больше

В декабре 2020 года были приняты поправки к ФЗ-44, которые и потребовали детализации этих процедур правительством и автоматизации работы реестра в целом.

Реестр уже ведется в электронной форме, а при рассмотрении жалоб заказчики не обязаны направлять в ФАС документы в бумажном виде, если они есть в единой информсистеме в сфере закупок (ЕИС).

Проект же Минфина уточняет — документооборот между заказчиком и ФАС по вопросу о включении контрагента в РНП будет полностью переведен в электронную форму с использованием ЕИС, а часть информации для подачи жалобы будет формироваться автоматически на основе различных госинформсистем. Исключения составят жалобы по итогам конкурсов и закрытых закупок.

Диана Галиева

Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  4. Дату внесения в РНП.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Последствия включения в РНП

Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Госзакупки: что делать, если вас сочли недобросовестным поставщиком

В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.

Профиль автора

На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей.

Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.

Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.

Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.

В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.

Читайте также:  Сотрудник уволился до конца года - платить ли ему годовую премию?

Отдельный РНП есть в закупках по закону 223-ФЗ. Но там свой порядок, о нем подробнее в другой раз.

Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.

Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ. Причин всего две:

  1. Уклонение исполнителя от заключения контракта.
  2. Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.

Расскажу подробнее про каждую.

Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.

Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.

Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.

Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.

Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.

Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным.

У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта.

В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.

Как вести бизнес в РоссииЗарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей

Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.

  1. Потеря обеспечения заявки. Если участник уклоняется от заключения контракта, то может потерять деньги, которые внес как гарантию того, что заключит контракт. Это 0,5—5% от начальной цены контракта.
  2. Взыскание убытков заказчика. Например, победитель в аукционе предложил оказать услуги по охране за 140 000 Р и уклонился, а заказчик в итоге заключил контракт со следующим исполнителем на 190 000 Р. Убыток заказчика — 50 000 Р — должен выплатить уклонившийся от заключения контракта участник.
  3. Внесение в РНП. Участника признают недобросовестным и включают в реестр нарушителей госзаказов.

Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.

Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.

При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.

И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.

В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.

По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.

Если попасть в РНП по закону о госзакупках, то можно потерять возможность участвовать в закупках не только по 44-ФЗ, но также и по 223-ФЗ. Дело в том, что в закупках по 223-ФЗ заказчики зачастую требуют, чтобы сведения об участниках отсутствовали в обоих реестрах.

Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:

  1. контракт не подписан победителем в установленный срок;
  2. контракт расторгнут судом или заказчик отказался от исполнения контракта из-за нарушений поставщика.

Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.

В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.

Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.

В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.

Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.

Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение.

В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука.

Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.

Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.

Протокол: заказчик признает победителя аукциона уклонившимся

Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.

Уведомление Кировского УФАС о заседании по РНП

Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.

Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:

  1. Поставщик пытался заключить контракт: перевел на счет заказчика обеспечение исполнения контракта, направил подписанный контракт курьером заказчику.
  2. Компания готовилась исполнить контракт: поставщик получил коммерческое предложение от фирмы, у которой планировал купить медизделия для исполнения контракта.
  3. Добросовестность поставщика подтверждалась исполненными контрактами по другим закупкам. Список таких контрактов был приложен к пояснениям.

Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.

В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.

УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:

  1. Исполнитель перевел денежные средства заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
  2. Направил подписанный контракт заказчику курьерской службой.
  3. Получил коммерческое предложение от фирмы на закупку медизделий, необходимых для исполнения контракта.

Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.

В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.

Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.

В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание.

Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил.

Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.

Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению.

Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика.

После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.

Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.

С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.

  1. Оценивайте свои силы и ресурсы перед тем, как подать заявку на участие в закупке. Будьте уверены в том, что вы сможете исполнить контракт на объявленных условиях.
  2. Следите за сроками подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта — у вас есть 5 дней с даты размещения контракта заказчиком, чтобы подписать его.
  3. Не отчаивайтесь, если вы эти сроки нарушили. В РНП не вносят автоматически. Обратитесь к юристу, специализирующемуся на закупках.
  4. Контракт нужно исполнить. Если с исполнением есть какие-то сложности, то можно договориться с заказчиком о расторжении по соглашению сторон. В таком случае РНП не грозит.
  5. Подготовьте для антимонопольной службы пояснения, если заказчик все-таки подал в УФАС сведения для внесения в РНП, и примите участие в заседании.
  6. Вы можете обратиться в суд за защитой, если все-таки УФАС приняло решение о внесении в РНП.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector