Должностная инструкция логопеда позволяет работодателю установить обязанности, права и ответственность работника данной профессии.
Файлы в .DOC:Бланк должностной инструкции логопедаОбразец должностной инструкции логопеда
Законодательная база
В настоящее время должностная инструкция не является для работодателя обязательной к разработке. Вопрос о том, нужна она в конкретной организации или нет, решается самим руководителем и принятыми в отрасли правилами.
В случае если руководитель все же решил использовать должностные инструкции как локальные нормативные акты, регламентирующие функции работников, потребуется:
- разработать их на все должности, включая должность самого руководителя;
- убедиться в том, что наименование должности, на которую разрабатывается инструкция, соответствует наименованию этой должности, оговоренному штатным расписанием;
- утвердить инструкции приказом руководителя и ввести их в действие;
- обеспечить регистрацию инструкций в журнале;
- обеспечить возможность ознакомления с инструкцией вновь принимаемых работников до момента фактического заключения трудового договора;
- обеспечить ознакомление уже работающих сотрудников;
- поддерживать актуальность инструкций и переутверждать их при необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
Как организовать разработку ДИ логопеда
В зависимости от принятых в организации правил подготовки локальных нормативных актов разработка должностных инструкций может быть поручена:
- непосредственному руководителю логопеда (зам. директора по учебной части);
- специалистам отдела кадров;
- специалистам отдела делопроизводства;
- иным работникам.
Если руководитель пожелает закрепить ответственность за разработку инструкции за работниками дополнительно и/или назначит срок ее разработки, он может издать соответствующий приказ. О том, как его составить, мы рассказали по ссылке.
При необходимости проект инструкции проходит установленную в организации процедуру согласования. После согласования инструкция подается руководителю для утверждения вместе с приказом об утверждении и введении в действие. Дата и номер приказа проставляются на самой инструкции.
Утвержденная инструкция должна быть зарегистрирована в журнале. Только после этого с ней можно ознакомлять работников.
Структура ДИ логопеда
Должностные инструкции не имеют предустановленной структуры, и инструкция логопеда — не исключение. На нашем сайте представлен типовой шаблон инструкции, который можно использовать в работе.
В структуру инструкции рекомендуется включить следующие разделы.
- Общие положения.
- Должностные обязанности работника.
- Права работника.
- Ответственность работника.
При необходимости документ может быть дополнен другими разделами. Рассмотрим каждый раздел более подробно.
Общие положения
Данный раздел оговаривает цель создания инструкции и устанавливает основные требования к должности логопеда. Так, в раздел вносится следующая информация:
- категория персонала, к которой относится логопед (специалист);
- требования к логопеду (наличие высшего образования, дополнительного обучения по дефектологии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и так далее, стаж);
- порядок приема логопеда на работу и увольнения;
- порядок замещения логопеда в случае его отсутствия;
- непосредственную подчиненность логопеда.
Сюда же можно внести основные навыки и умения, которыми должен обладать логопед, а также перечислить нормативные акты, которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.
Должностные обязанности работника
Это основной раздел инструкции, в котором необходимо перечислить обязанности работника. Так, сюда могут быть включены:
- Проведение обследования обучающихся, выявление отклонений в развитии.
- Комплектование групп детей с учетом особенностей психофизиологического развития.
- Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с обучающимися.
- Консультирование других педагогов и родителей обучающихся по вопросам адаптации ребенка, общения с ним.
- Коррекционная работа с обучающимися с нарушениями речи.
- Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, создание условий для нормального развития психики детей.
- Проведение логопедического обследования и составление логопедического заключения.
- Разработка коррекционных программ, рекомендаций по развитию речи у детей разных возрастов.
- Ведение необходимой документации и предоставление отчетов о работе.
Права работника
Как и любой работник, логопед имеет право:
- вносить предложения по своей работе своему непосредственному руководителю;
- требовать от руководителя обеспечения условий для нормального исполнения трудовой функции (литература, игры, канцелярские товары);
- защищать свои интересы законными способами.
Ответственность работника
В соответствии с законодательством РФ логопед несет дисциплинарную, административную и другие виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Где хранить инструкции
Рабочих оригинальных экземпляров инструкции может быть несколько. Один, как правило, передается в подразделение, где работает логопед (или самому логопеду), второй остается в отделе кадров с тем, чтобы можно было обеспечить ознакомление с инструкцией принимаемых работников. Однако не запрещено выдавать работнику и копию инструкции.
После замены новой копия инструкции уничтожается. Оригиналы же сдаются в архив организации, где хранятся 75 лет, после чего также уничтожаются.
Образец должностной инструкции логопеда в 2021-2022 году
Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста.
В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты.
Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции логопеда .doc
Образец должностной инструкции логопеда
- Кандидат на позицию логопеда должен соответствовать следующим критериям:
- высшее образование педагогического профиля по направлению «Логопедия» либо «Дефектология»;
- успешно пройденное медобследование;
- трудовой опыт по профилю от года.
- Логопед подчиняется заведующему учреждением.
- Логопед принимается на свою должность, как и увольняется с неё, приказом заведующего учреждением.
- В случае отсутствия логопеда (отпуск, лечение и т.д.) его функции на определенный промежуток времени передаются другому специалисту, определенному заведующим учреждением.
- Специалист на данной позиции обязан разбираться в:
- профильной законодательно-нормативной базе;
- отраслевых правилах, в том числе в области этики;
- нормах взаимодействия с посетителями, в том числе в плане получения и обработки информации от пациентов с нарушениями речевых функций;
- анализе данных по посетителям на базе соответствующих медицинских документов;
- методах постановки диагноза при работе с профильными посетителями;
- методах составления индивидуальных рекомендаций по исправлениям выявленных дефектов;
- возрастных и гендерных особенностях посетителей, оказывающих влияние на их речь;
- методах взаимодействия в работе по посетителям с другими специалистами;
- стандартах работы с соответствующей документацией;
- теоретических и практических нормативах дефектологии;
- методах профилактики и исправления дефектов речи;
- нормах технической и пожарной безопасности;
- санитарно-гигиенических стандартах.
- Логопед руководствуется:
- действующей правовой базой;
- отраслевыми правилами;
- документами учреждения;
- содержанием этой инструкции.
Логопед отвечает за следующий круг задач:
- Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
- Заполнение необходимой профильной документации.
- Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
- Получение и обработка информации по пациентам.
- Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
- Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
- Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
- Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
- Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
- Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
- Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.
3. Ответственность
Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:
- За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
- За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
- За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.
4. Права
Логопед наделен следующим комплексом прав:
- Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
- Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
- Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
- Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.
5. Условия работы
Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:
- Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
- Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
- Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
- На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
- Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
- Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.
Основные моменты составления инструкции
В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.
Обязательные части стандартной инструкции:
- Общие параметры.
- Профессиональные функции.
- Потенциальная ответственность.
- Должностные возможности.
Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:
- Особенности трудовой деятельности.
- Правила оценки результативности (KPI).
- Параметры должностных взаимодействий.
- Порядок преобразования инструкции.
Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.
Основные положения
Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.
Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.
Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.
Функции
В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:
- Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
- Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
- Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.
Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.
Ответственность
Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.
Права
В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.
Условия работы
Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.
До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:
- Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
- Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
- Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
- На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.
Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.
Скачать документна сайте Ассистентус
Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), образец 2022 года.
Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).
Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования«.
В должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)
1) Должностные обязанности.
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) должен знать
2) Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) — образец 2022 года. Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).
Рабочая программа учителя-логопеда Мельниковой Ю.Н. 2021-2022 уч.г
- Принята педагогическим УТВЕРЖДАЮ
- Советом МБДОУ Заведующий МБДОУ
- «Детский сад №9 « Дюймовочка» «Детский сад №9 «Дюймовочка»
Протокол № 31 от 08.2021 _________ С.Н. Романова
Приказ №___ от __.09.2021
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- коррекционной образовательной деятельности
- учителя-логопеда дошкольного логопункта
- на 2021-2022 учебный год
Составитель: Мельникова Ю.Н.
- Саки, 2021
- Введение
- Целевой раздел программы (обязательная часть)
- Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированной программы по коррекции речевых нарушений старших дошкольников.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционно — развивающей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной работы на логопункте мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.
- Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде, определить выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- Практическая значимость:
- Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
• ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- • педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем — логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
- Инновационная направленность заключается в использовании информационных носителей, аудио и видео аппаратуры, компьютерных технологий в работе с детьми.
- Степень распространения для учителей – логопедов ДОУ работающих на логопедических пунктах.
- Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Мельниковой Юлии Николаевны рассчитана на 2021-2022 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования и решением ППк (при наличии) на логопедический пункт ДОУ.
Данная Рабочая Программа является нормативно — управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
- Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»