Образец должностной инструкции ответственного за БДД в 2021-2022 году

Все юридические лица и ИП, в производственной деятельности которых предполагается использование коммерческого транспорта, а также организации содержащие на балансе грузовые автомобили и автобусы для внутренних нужд, обязаны иметь в штате специалиста по безопасности дорожного движения (БДД).

Такой специалист должен отвечать за обслуживание, контроль и исправность транспорта, здоровье и безопасность водителей и пешеходов, а также за обучение персонала и профилактику ДТП. Он имеет широкий круг обязанностей и полномочий, которые обычно обозначены в должностной инструкции.

Образец должностной инструкции ответственного за БДД в 2021-2022 году

Специалист по БДД

Обязательность содержания в штате сотрудника по БДД (отдел безопасности или выделенная должность при количестве водителей более 50 человек, либо совмещение в маленьких организациях) определяется ФЗ №196 (статья 20).

Специалист, который назначается руководителем компании на должность ответственного за БДД может заниматься схожей деятельностью – руководители отделов безопасности дорожного движения, начальники эксплуатационных отделов и отделов технического контроля, диспетчеры и механики ОТК, механики автоколонн и отрядов. При отсутствии схожей специализации, на должность может быть назначен главный инженер, заместитель директора и т.п.

При этом специалист по БДД должен иметь:

  • высшее инженерное образование;
  • желательно профильную специализацию 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта (Технология транспортных процессов, Наземные транспортно-технологические комплексы, эксплуатация машин и комплексов, Организация перевозок и управления на транспорте, Техобслуживание и ремонт автотранспорта, Техническая эксплуатация подвижного состава, Автомеханик, Водитель городского электротранспорта, Машинист дорожных машин и т.п.);
  • обязательную аттестацию специальной комиссии Минтранса;
  • сертификаты на право выполнения работ, определенных в должностной инструкции;
  • стаж работы в сфере БДД – не менее 3 лет.

Важно! Если специалист имеет профильное образование, ему достаточно пройти курс повышения квалификации и получить сертификат на 5 лет работы.

Если образование непрофильное, то согласно Приказу Минтранса №106, сотрудник должен в обязательном порядке пройти обучение (до 250 часов или 1.

5-2 месяца) по специальности и аттестацию специализированной комиссии Минтранса (тест на 20 вопросов за 30 минут), после чего получить диплом специалиста и сертификацию на 5 лет.

Назначение на должность производится приказом по организации после того, как данные работника будут опубликованы в реестре аттестованных специалистов по БДД на сайте Росавтотранса. Обязанности ответственного по безопасности дорожного движения обычно оформляются должностной инструкцией.  

Образец должностной инструкции ответственного за БДД в 2021-2022 году

Должностная инструкция ответственного за БДД

Должностная инструкция ответственного по БДД (ДИ) – локальный нормативный документ, который выпускается в соответствии с требованиями внутренней корпоративной политики организации, формулирует требования к знаниям, опыту и профессиональной компетенции сотрудника, а также определяет круг его обязанностей, права и ответственность.  

В государственных организациях такая должностная инструкция обязательна, в коммерческих компаниях может составляться на усмотрение руководства. Но как показывает практика, ее наличии существенно упрощает рабочие отношения и сокращает число трудовых споров.

Оформляется этот документ согласно ФЗ №196 и Приказу Минтранса №287 и на основе профессиональных стандартов и нормативной документации, утверждается руководством организации и предоставляется на ознакомление кандидату на должность специалиста по БДД до его назначения. Структура должностной инструкции стандартна:

Вступительный раздел документа, описывающий требования к образованию, опыту и квалификации специалиста по БДД, основания для приема на должность и порядок подчиненности сотрудника (обычно подчиняется директору напрямую). В разделе также указываются нормативные документы, которыми должен будет руководствоваться сотрудник при выполнении своих обязанностей.

Наиболее важный и самый обширный раздел документа, в котором подробно перечисляются задачи, которые должен решать на рабочем месте специалист по БДД. Обычно в обязанности сотрудника входит контроль над:

  • обеспечением дорожной безопасности и мерами по предупреждению ДТП;
  • изучением, анализом и профилактикой дорожных инцидентов, составлением отчетов по ДТП;
  • проведением консультаций и инструктажей работников по вопросам БДД, формированием отчетов по проверке знаний;
  • проведением предрейсовых и послерейсовых медосмотров, допуском водителей к работе;
  • техническим состоянием транспортных средств, своевременностью ТО и ремонта автомобилей;
  • обучением, переподготовкой и повышением квалификации персонала;
  • соблюдением утвержденных норм расхода ГСМ, расходников и комплектующих;
  • подготовкой нормативных документов по БДД.

При необходимости, ответственному за БДД могут быть приданы дополнительные обязанности по информационному и практическому взаимодействию с ГИБДД.

В этом разделе уточняются права, социальные гарантии и обязательства компании на повышение квалификации сотрудника при выполнении обязанностей на должности ответственного за безопасность дорожного движения.

Кроме того, специалист имеет право доступа к определенной технической и бухгалтерской отчетности, данным по аварийным ситуациям и техническому состоянию автопарка, распоряжениям и приказам руководства организации.

Он также имеет право ходатайствовать о премировании ответственных сотрудников и наложении дисциплинарного взыскания недобросовестных водителей, требовать невыпуска на линию и отстранения от работы сотрудников в рамках обеспечения БДД.

Обычно этот раздел схож с аналогичными разделами в должностных инструкциях других сотрудников и предполагает ответственность специалиста по БДД за неисполнение обязанностей, правонарушения, нарушение трудового распорядка, причинение материального вреда.

Важно! На свое усмотрение руководитель компании может добавлять дополнительные разделы ДИ, связанные с условиями работы, оценки деятельности, взаимодействия специалистов по БДД с другими подразделениями организации.

К оформлению должностной инструкции специальных требований в законодательстве не предусмотрено – обычно она оформляется так же, как и остальные нормативные документы компании. Однако есть и обязательные требования – в документе должны быть:

  • подробная информация о компании и ее реквизитах;
  • гриф «Утверждаю» с печатью компании, датой и подписью руководителя;
  • нумерованные обязательные разделы и положения;
  • подписи руководства, сотрудника по БДД, сотрудников, которые составляли инструкцию (юрист компании, начальник отдела кадров).

Документ оформляется в двух экземплярах на листе бумаги формата А4. Свой экземпляр специалист по БДД должен хранить на рабочем месте, а вторая копия – в отделе кадров (срок хранения – до 75 лет). Даже после выпуска новой инструкции, старая версия сохраняется в течение не менее 3 лет.

Блок

  1. Что обязан запрещать специалист по БДД в обязательном порядке?

В обязанность ответственного по БДД входит перечень обязательных документов, которыми он должен руководствоваться при выполнении своих обязанностей. Один из таких документов – ПДД РФ и КоАП.

Все, что запрещено Правилами и наказуемо по Кодексу, должно запрещаться сотрудником во избежание неприятностей.

В первую очередь, он должен запрещать выпуск на линии не прошедших медосмотр, пьяных, болеющих или не имеющих соответствующей категории водителей, а также неисправные, не обслуженные и переоборудованные транспортные средства.

  1. Можно ли штрафы за нарушение требований БДД оплатить со скидкой?

Да, большую часть штрафов можно оплатить с 50%-ной скидкой, кроме тех, которые запрещены к льготной оплате по КоАП (например, штраф за вождение в нетрезвом виде). Оплата со скидкой возможна на портале Госуслуги и в приложениях коммерческих банков при наличии информации о постановлении.

  1. Должен ли аттестованный специалист по БДД проходить переподготовку?

Аттестация действует 5 лет. В течение этого срока переподготовку можно не проходить. При наличии профильного образования, через 5 лет можно пройти повышение квалификации, при наличии аттестации – переподготовка желательна. Однако решает этот вопрос руководитель организации. Если пункт о переподготовке есть в должностной инструкции и трудовом договоре, вы имеете на нее право.

  1. Обязан ли ответственный по БДД вести журналы инструктажей?

Да, это – часть его должностных обязанностей.

После проведения инструктажей, специалист по БДД должен заполнять журналы вводного, предрейсового и сезонного инструктажа и следить, чтобы водители, присутствующие на лекции отмечали свое присутствие обязательными подписями.

Если к этой работе относиться халатно или невнимательно, организация может быть оштрафована на 100.000 рублей, после чего сотруднику напомнят о его ответственности, которая прописана в должностной инструкции.

Образец должностной инструкции ответственного за БДД в 2021-2022 году

В заключении следует отметить, что составление и утверждение должностной инструкции специалиста по безопасности дорожного движения в организациях, где такой сотрудник должен в обязательном порядке присутствовать в штате – дело добровольное для коммерческих компаний. Но лучше такую ДИ составить, чтобы потом не иметь проблем со трудовыми спорами.

К содержанию и оформлению должностной инструкции особых законодательных требований нет. Инструкцию можно скачать в Интернете и скорректировать ее под требования руководства конкретной компании. Специалист по БДД обязан быть ознакомлен с ней под подпись перед назначением на должность. Инструкция содержится на рабочем месте сотрудника.

Обязательные инструктажи по БДД для водителей новые правила с 1 сентября 2021 года

С 1 сентября у компаний опять появится обязанность проводить инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, как их проводить, а также какие обязательные документы нужно оформить.

Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Правила будут обязательными для всех работодателей и водителей организаций, которые осуществляют перевозку грузов и перемещение лиц (пассажиров, работников организации), как в коммерческих целях, так и для собственных нужд предприятия.

Важно! Если в организации или у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один водитель, в том числе персональный, потребуется проводить обязательные мероприятия, указанные в правилах № 145, и в том числе – инструктажи по безопасности дорожного движения.

Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.

Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.

Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.

Читайте также:  Образование в дании для русских: стоимость обучения в университетах

Ситуация 1. У работника есть профильное «транспортное» образование

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.

Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.

Ситуация 2. У работника нет профильного образования

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.

00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.

Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание! Назначить ответственным за проведение инструктажей водителя не получится.

Водитель, при всей ответственности труда и высокой квалификации, является рабочей профессией. Поэтому водитель не является должностным лицом и не может проводить инструктажи.

Цена ошибки – штраф в 100 000 рублей на организацию (статья 12.31.1 КоАП) и отдельные санкции для должностного лица.

Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.

В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.

Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:

  • НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.

Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Вводный инструктаж по БДД для водителей

Вводный инструктаж по БДД проводится при приеме на работу, независимо от того, насколько водитель опытный, и сколько категорий «прав» у него открыто.

Цель вводного инструктажа – рассказать новенькому о существующих правилах безопасной эксплуатации транспортных средств.

На вводном инструктаже необходимо рассказать о размере и структуре парка транспортных средств, о видах осуществляемых перевозок.

Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.

Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:

  • нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
  • об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
  • порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
  • порядок оформления перевозочных документов;
  • порядок работы тахографа;
  • режим труда и отдыха водителей.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Судя из названия, предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс. Но не все так однозначно.

Если водитель ездит по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж проводят перед первым рейсом водителя по этому маршруту.

В приказе № 145 указано, что предрейсовый инструктаж проводят «Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)».

Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:

  1. Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
  2. Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
  3. Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
  4. Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.

На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.

Сезонные инструктажи по БДД

Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.

В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.

Какими документами оформить инструктажи по БДД

Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.

Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.

Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.

2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.

Пример из практики

Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров.

Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя.

Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.

Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.

Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец

Образец должностной инструкции ответственного за БДД в 2021-2022 году

Скачать образец >>>

Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.

Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.

Читайте также:  Почему отели турции начали снижать цены в 2020 году?

Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:

  • компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
  • автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
  • используются легковые автомобили только для собственных нужд;
  • автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).

Кого можно назначить ответственным за БДД

Логично возложить обязанности ответственного за БДД на специалистов, которые занимаются схожей деятельностью. Если в организации такие есть. Это могут быть:

  • руководители и заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники отделов эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
  • диспетчеры и механики отдела технического контроля;
  • механики колонн и отрядов.

Если таких должностей нет, обязанности специалиста, ответственного за БДД, может выполнять любой сотрудник предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше работников. Отвечать за БДД может главный инженер организации, директор или зам. директора. 

Однако назначенный на должность человек должен соответствовать ряду требований, которые предъявляются к образованию и стажу. 

Требования к выпускникам колледжей и техникумов:

  • Организация перевозок и управление на транспорте,
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
  • Автомеханик, 
  • Водитель городского электротранспорта,
  • Машинист дорожных и строительных машин,
  • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
  • Машинист локомотива

и др.

  1. Если образование получено по другой специальности, нужно пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД, и аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  2. Стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.

Требования к выпускникам вузов:

  1. Диплом об образовании по одному из направлений подготовки:

  • Технология транспортных процессов
  • Наземные транспортно-технологические комплексы 
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  1. Если высшее образование получено по другой специальности, также требуется пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД и аттестацию.

Требований к стажу работы выпускников вузов не предъявляется.

Какие виды обучения должен пройти ответственный за БДД

Если образование претендента на должность ответственного за БДД, не соответствует требованиям, ему придётся пройти профессиональную переподготовку на специальных курсах и получить диплом. 

Курсы можно пройти очно и онлайн. Обучение длится 1,5–2 месяца, то есть не менее 250 часов. Разброс цен в разных регионах составляет от 5 000 до 17 000 рублей и более.

Если образование ответственного за БДД соответствует всем требованиям, он должен пройти аттестацию по БДД. Аттестационная комиссия состоит из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс).

Подать заявление на аттестацию можно онлайн на сайте Росавтотранса, выбрав адрес и время прохождения испытания. Здесь же есть перечень тем и вопросов для прохождения аттестации, по которым можно подготовиться.

В перечне 360 вопросов с вариантами ответов, которые проверяют знания нормативно-правовых актов и технических норм безопасности движения. Непосредственно на аттестации кандидат получит тест из 20 вопросов. На решение теста отводится полчаса.

Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить верно минимум на 18 вопросов. 

О результатах тестирования специалист узнаёт в тот же день. В течение трёх рабочих дней комиссия направляет результаты в Росавтотранс. А там информация об аттестованных специалистах вносится в соответствующий реестр. Как только запись о специалисте появляется в реестре, аттестация считается действующей.

Процедура аттестации специалистов по БДД подробно описана в приказе Минтранса №283. Про необходимость проходить периодическую переаттестацию в документе не упоминается. Поэтому можно сказать, что до истечения срока действия приказа — до 2027 года — переаттестовываться не придется.

Что касается курсов повышения квалификации для специалистов по обеспечению БДД, то их необходимость и периодичность в официальных источниках также не закреплены.

Однако, согласно части 2 статьи 20 ФЗ №196-ФЗ, руководители организации обязаны создавать условия для повышения квалификации этих работников.

А нужно ли направить специалиста по БДД на курсы, руководитель решает на своё усмотрение (статья 196 ТК РФ).

Каковы обязанности специалиста по БДД

Обязанности ответственного за БДД обычно перекликаются с требованиями к его умениям, перечисленным в пункте 15.2 приказа Минтранса №282. Вот некоторые из них:

  • проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе, мероприятия по предупреждению ДТП;
  • анализировать причины аварий и нарушений ПДД, которые совершили водители организации;
  • готовить отчеты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников и руководителей о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • контролировать, чтобы водители допускались за руль только тех категорий транспорта, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, прошли ли они медосмотр и обучение оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи водителей;
  • организовывать работу контролеров технического состояния транспортных средств;
  • проверять наличие документов о ТО, регистрационных документов при выпуске автомобилей на линию;
  • оперативно переключать автомобили с маршрута на маршрут или на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.

Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД

Чтобы обеспечить соблюдение безопасности дорожного движения, в организации не только должны быть специалисты, отвечающие за неё, но и пакет документов, в соответствии с которыми эти работники будут выполнять свои ежедневные обязанности. Перечень документов по БДД довольно объемный. Он включает:

  • должностные инструкции ответственного за БДД и других работников, связанных с эксплуатацией транспорта;
  • приказы о назначении ответственных лиц;
  • инструктажи по мерам безопасности при эксплуатации разных категорий транспорта;
  • инструктажи по особенностям работы в разных дорожных и природных условиях;
  • план мероприятий по БДД и предупреждению ДТП на год;
  • приказы о стажировках водителей;
  • документы, регламентирующие прохождение водителями медосмотров;
  • путевые листы для разных видов транспорта;
  • графики проведения ТО;
  • документы, связанные с обучением и повышением квалификации водителей в области БДД;
  • журналы учета ДТП и нарушений ПДД водителями организации
  • и еще около 50 документов с актами, положениями и приложениями.
  • Документы нужно постоянно поддерживать в актуальном состоянии и своевременно вносить в них изменения. 
  • Купить готовый пакет документов для обеспечения БДД, разработанный специалистами Онлайн ГИБДД, можно на нашем портале.

Запросить пакет документов

Какие предусмотрены штрафы за нарушение требований БДД

В ПДД РФ есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

В пункте 12 этих положений перечислены действия, которые запрещено совершать должностным лицам и другим работникам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

А эта ответственность как раз возложена на специалиста по обеспечению БДД в организации. Согласно документу, им запрещается:

1) Выпускать на линию транспортные средства: 

  • имеющие неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена;
  • переоборудованные без соответствующего разрешения;
  • не имеющие госрегистрации;
  • не прошедшие техосмотры.

2) Допускать к управлению транспортом водителей:

  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;
  • не имеющих страхового полиса ОСАГО;
  • не имеющих права управления соответствующей категорией транспорта.

3) Направлять на дороги с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

За нарушение этих запретов КоАП РФ предусматривает административную ответственность — штрафы. Они прописаны в статьях 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1.

Нарушения Размеры штрафов
Выпуск на линию транспортного средства, не имеющего госрегистрации и не прошедшего техосмотры (часть 1 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 500 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию автомобилей с неисправностями, с которыми их использовать запрещено, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ. Выпуск на линию автомобиля, переоборудованного без соответствующего разрешения (часть 2 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 5 000 до 8 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства с поддельными номерами. Выпуск на линию автомобиля с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета на передней его части (часть 3 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства, оборудованные звуковыми и световыми спецсигналами без соответствующего разрешения (кроме охранной сигнализации), а также с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (часть 4 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам организации (часть 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей (часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на граждан — 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля его технического состояния (часть 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на граждан — 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований безопасности в особых условиях (часть 4 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на водителя — 2 500 рублей;
  • на должностных лиц — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом водителями, допущенными к работе без прохождения ими инструктажей (часть 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц — 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления транспортным средством (статья 12.32 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя без российского национального водительского (статья 12.32.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 50 000 рублей.
Читайте также:  Планируются поправки, связанные с обязательным экземпляром бухгалтерской отчетности

Проверить, есть ли у организации штрафы

Можно ли оплатить штраф за нарушение требований БДД со скидкой?

Все перечисленные выше штрафы можно оплатить со скидкой 50%, если сделать это не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. Такая возможность предусмотрена частью 1.3 статьи статьи 32.2 КоАП РФ.

Но в некоторых случаях, если копия постановления была получена по истечении льготного периода или не пришла вовсе, скидку можно восстановить.

Подробнее об особенностях предоставления скидки на оплату штрафов читайте в нашей статье.

Проверить, есть ли у организации штрафы за нарушение требования БДД, и оплатить их можно на портале Госуслуг, на сайте Правительства Москвы, на сайтах и в приложениях банков.

Но если у организации внушительный автопарк и большой штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять вручную каждый автомобиль и водителя не нужно.

Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юридических и физических лиц.

Кроме того, сервис предоставляет услугу по автоматической проверке водительских удостоверений, что позволяет исключить допуск к управлению транспортными средствами водителей, лишенных прав.

Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения

Название организации, реквизиты

Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения

Общие положения

Служащий, который будет обеспечивать безопасность участников дорожного движения, назначается на должность приказом руководства.

Ответственное лицо, назначенное на эту должность, подчиняется руководству и выполняет работу в соответствии с нормативными актами законодательства, приказами, актами, указаниями Минтранса и настоящим документом, содержащим подробное перечисление его обязанностей.

Обязанности

  1. Разработка плана действий и мероприятий по обеспечению безопасности движения и предупреждению ДТП, контроль выполнения принятых планов.
  2. Учет и составление статистики произошедших происшествий и аварий на дороге.

  3. Статистический учет нарушений, которые допустили водители, и анализ причин возникновения аварийных ситуаций на основе статистических данных.
  4. Составление отчетов по возникшим ситуациям и авариям за период и по планируемым и осуществленным мероприятиям, направленным на их предупреждение.

  5. Предоставление на рассмотрение руководства предложений и проектов по профилактике аварийности и нарушений правил безопасного движения.
  6. Предоставление также аналитических данных на основе статистики и результатов проверок.

  7. Регулярное обновление, сопоставление данных о происшествиях, в которых зафиксированы ТС организации, с информацией, предоставляемой ГИБДД.
  8. Активное участие в разработке новых норм, приказов, проектов, докладов по вопросам, относящимся к созданию удобного и гарантированно безопасного движения.

  9. Разъяснительная работа с сотрудниками за рулем ТС, инженерным персоналом, техническими работниками по темам, относящимся к неприятным и опасным ситуациям на дороге, о причинах, последствиях ДТП.
  10. Подбор кандидатов для поощрения, составление докладов о них – эта часть работы проводится вместе с кадровым отделом.

  11. Участие в расследованиях и выяснениях причин, последствий, обстоятельств ДТП, анализ результатов с точки зрения недочетов в работе организации.
  12. Организация коллективных слушаний по допущенным нарушениям ПДД, неправильного использования ТС, допущенным водителями.

  13. Контроль соответствия подготовки водителей транспорту, которым он управляет.
  14. Контроль своевременного медицинского освидетельствования, предрейсовых, послерейсовых обследований водителей.
  15. Организация и последующее наблюдение за проведением бесед и инструктажей водителей о правильном использовании ТС с учетом условий дороги и климата.

  16. Проверки по грамотному использованию транспортных средств.
  17. Наблюдение и приведение в соответствие с трудовыми нормами работы водителей, их режима.
  18. Наблюдение за стажировками работников.
  19. Работа по подготовке и запуску краткосрочных курсов по специальным программам, проводимых ежегодно.

  20. Методическая помощь, обучение руководящего состава подразделений в целях проведения теоретической работы по профилактике ДТП и повышению безопасности движения.
  21. Работа в составе аттестационной комиссии по повышению квалификации инженерно-технического состава и водителей.

  22. Профилактические обследования состояния дорог и улиц по маршрутам, используемым водителями на транспортных средствах организации.
  23. Оповещение органов ГИБДД обо всех авариях и опасных ситуациях, случившихся с сотрудниками в дороге на ТС компании, а также в случаях обнаружения повреждений транспорта после возвращения с трасс.

Обязанностью работника на должности ответственного по безопасности движения является также составление проектов и перспективных планов максимальной безопасности движения. Составленные планы утверждаются руководством и принимаются к действию.

Права

Сотрудник, ответственный за безопасность движения, имеет право:

  1. Проверять работу любых служб и подразделений, которые обязаны принимать меры по снижению аварийности и предупреждению ДТП, а также требовать материалы, письменные отчеты и разъяснения в письменном виде при необходимости.
  2. Проводить проверки на предмет наличия у водителей:
    • документов на товары и иные грузы;
    • водительских удостоверений;
    • талонов к удостоверениям;
    • маршрутных листов.
  3. Вносить заметки в путевые листы в случае обнаружения нарушений (ПДД, норм эксплуатации транспорта).
  4. Снимать ТС с трассы, если возникает необходимость.
  5. Отстранять от работы шоферов, если обнаружены серьезные нарушения правил эксплуатации авто, при нетрезвом или нездоровом состоянии, при любых ситуациях, которые противоречат нормам безопасности, а также требовать от руководства наказания для них.
  6. Вносить предложения по поощрению и порицанию руководящих лиц, деятельность которых того заслуживает.
  7. Получать для ознакомления проекты докладов и иных документов по профильным темам, составленные другими службами и подразделениями организации, формулировать заключение о них.

Ответственность

  • Все санкции и меры, применяемые к сотруднику на должности ответственного за безопасность движения, проводятся в строгом соответствии с законами РФ.
  • Недобросовестное отношение к перечисленным выше обязанностям пресекается мерами, указанными в ТК.
  • За правонарушения, возникшие во время рабочего процесса, следует наказание в рамках гражданского, административного и уголовного кодексов.
  • За материальный ущерб, полученный организацией в результате халатности или небрежного отношения к работе, наказание определяется по трудовому и гражданскому кодексам.

Условия работы

  1. Режим работы сотрудника, ответственного за безопасность движения, определяется внутренним распорядком организации.
  2. Предусматривается возможность выезда в командировки по делам службы, местного характера в том числе.

  3. Настоящую инструкцию утверждаю….
  4. С инструкцией ознакомлен….

Составление этого документа важно для организации и кандидата на должность.

Благодаря инструкции руководство организации может воплотить желаемую структуру ответственных лиц и координировать из действия.

Кандидат на должность, ознакомившись с подробным описанием своего функционала, сможет четко и планомерно выполнять все возложенные на него обязанности.

Если случится стечение обстоятельств, повлекшее за собой споры, конфликтную ситуацию, обращение в суд, руководство, а также судебная комиссия смогут оценить степень вины сотрудника, и поступить справедливо.

Важно! При составлении инструкции нужно понимать важность этого документа, описывать все пункты как можно более подробно.

Законом не предусмотрено составлять инструкцию строго по форме, поэтому каждое предприятие или организация пишет собственный документ. Текст и пункты формулируются с учетом специфики организации, а также уже сложившейся структуры и распределения работы. Поэтому любой образец из сети, архива можно беспрепятственно дополнять и расширять.

В настоящем документе пять разделов, но при необходимости можно добавлять новые части или использовать более лаконичную структуру. Инструкция составляется в одном экземпляре, который затем копируется по числу ответственных за безопасность дорожного движения.

Сотрудник расписывается под документом после прочтения. Также ставят подписи руководитель организации и лицо, составившее документ – обычно это начальник или представитель юридического отдела.

Начало инструкции – здесь прописывается название организации, ее адрес и прочая информация. Также иногда пишут ФИО руководителя и оставляют место для подписи.

Раздел с основными требованиями и условиями приема на работу в этой должности

Обычно эта часть называется «Общие положения». В ней конкретизируется:

  • категория ответственного за безопасность движения;
  • подчиненность;
  • заместитель.

ФИО упоминаемых должностных лиц не пишут, только название должности.

В этом же разделе подробно описываются требования к кандидату, если есть:

  • уровень образования;
  • стаж работы на подобной должности.

Затем указывается, какими нормами и документами (законодательными и внутренними) руководствуется ответственный.

Следующий раздел – должностные обязанности

Список может меняться в зависимости от конкретных условия работы, структуры организации и прочих факторов. Но все, что возлагается на сотрудника, должно описываться максимально подробно.

О правах сотрудника на должности ответственного за безопасность движения

Права описываются подробно, чтобы не возникало споров впоследствии. Обязательно указание на право обращения к руководству, контактов с другими организациями.

Ответственность

Обязательно указание о правомерности мер пресечения или наказания – все они должны формироваться в рамках, указанных законом РФ. Можно подробно написать список ситуаций, при возникновении которых сотрудник считается виновным.

Раздел об условиях работы подразумевает определение режима работы, вероятность командировок и служебных поездок.

При наличии необходимости особого режима работы, это следует указать и уточнить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector