Особенности уплаты НДС при банкротстве организации

Подробности Опубликовано: 10.01.2021 10:25 Степанова Галина Ананьевна Просмотров: 4370 Особенности уплаты НДС при банкротстве организации

Аннотация: в статье раскрыт порядок ведения в РФ процедуры банкротства юридического лица, дана характеристика его видов и этапов процедуры в соответствии с ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)». Подробно изложен порядок проведения конкурсного производства и порядок ведения бухгалтерского учета с указанием примеров бухгалтерских проводок по основным вопросам учета операций конкурсного производства.Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №13). Ключевые слова: банкротство юридического лица, 127-ФЗ, задолженность кредиторам, признаки банкротства, реальное банкротство, техническое банкротство, преднамеренное банкротство, стадия финансового оздоровления, процедура конкурсного производства, мировое соглашение, упрощенная процедура банкротства, арбитражный управляющий, ликвидационный баланс, конкурсный управляющий, инвентаризация имущества, конкурсная масса, нематериальные активы.

1. Банкротство юридического лица: виды и этапы процедуры банкротства

Банкротство юридического лица – это неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Вопросы банкротства в РФ регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», изменениями и дополнениями к нему. Банкротство – крайняя мера, когда владелец компании не справился с управлением и компания не в состоянии расплатиться по своим обязательствам.

Процедура банкротства предполагает обращение всех имеющихся средств у предприятия на погашение долгов кредиторам. Но не всегда она заканчивается  погашением всех обязательств должника в полном объеме.

1.1. Признаки банкротства

Признаки банкротства юридических лиц перечислены в законе «О банкротстве». ФЗ-127 ст.3 «Признаки банкротства юридического лица». Признаки неплатежеспособности юридического лица:

  • общая задолженность кредиторам превышает 300 тыс. руб.;
  • обязательства по налогам и обязательным неналоговым платежам, кредиторам не исполняются более трех месяцев; 
  • наличие задолженности перед персоналом по оплате труда и другим обязательным выплатам;
  • признаки банкротства просматриваются в финансовых документах организации. Согласно данным бухгалтерского учета по показателям, отраженным в бухгалтерских регистрах, прослеживается негативная динамика:
    • растет долг перед персоналом по оплате труда;
    • растет размер кредиторской задолженности; 
    • возникла просрочка по уплате налогов и обязательных платежей;
    • уменьшается объем высоколиквидных активов предприятия и др.

Обязательное требование для инициирования процедуры банкротства предприятия – наличие признаков его неплатежеспособности.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ФЗ-127 ст.3 «Признаки банкротства юридического лица»). Признать юридическое лицо банкротом может только арбитражный суд, которому дано право принимать подобные решения. Стороной, инициирующей процедуру банкротства предприятия, может быть как сам должник, так и его кредиторы:

  • руководитель и/или учредители юридического лица;
  • государственные органы, в том числе ФНС;
  • банки, лизинговые компании;
  • контрагенты компании (кредиторы);
  • работники и сотрудники предприятия и др.

1.2. Виды банкротства юридического лица

Банкротство юридических лиц (предприятий, организаций, компаний) может быть [2]: 

  • Реальное банкротство – неспособность компании исполнять свои обязательства по оплате или возврате средств кредиторам, по выплате зарплаты сотрудникам, по уплате налогов и другие, т.е. наличие признаков неплатежеспособности.
  • Техническое банкротство – применяется в той ситуации, когда состояние неплатежеспособности юридического лица возникает в результате значительного объема просрочки его дебиторской задолженности. Но при этом сумма активов предприятия заметно выше его финансовых обязательств, а кредиторская задолженность существенно меньше, чем дебиторская. Иными словами, когда сумма долговых обязательств существенно превышает доходы и имеющиеся у организации средства, но возможность исполнять долговые обязательства сохраняется. В этом случае организация и проведение антикризисного управления в течение определенного времени и процедур финансового оздоровления/санирования может помочь предприятию не войти в состояние реального банкротства юридического лица.
  • Преднамеренное банкротство, то есть совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб. Преднамеренное банкротство – уголовно-наказуемое деяние ст.196 УК РФ.

Ликвидация предприятия не единственная цель инициирования процедуры банкротства. В ходе судебного рассмотрения разрабатываются и осуществляются мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, а также выявляются признаки фиктивного либо преднамеренного банкротства.

1.3. Виды и этапы процедуры банкротства

Процедура банкротства юридических лиц при наличии признаков неплатежеспособности предприятия предусмотрена российским законодательством в виде стандартной и упрощенной процедур ее проведения. Виды и этапы процедуры банкротства юридического лица приведены в таблице 1. 

Табл. 1. Виды и этапы процедуры банкротства юридического лица

Стандартная процедура Упрощенная процедура
  • Процедура наблюдения
  • Стадия финансового оздоровления
  • Этап внешнего управления
  • Процедура конкурсного производства
Процедура конкурсного производства

Стандартная процедура банкротства юридических лиц (предприятий, организаций, компаний и др.) относительно финансовой несостоятельности юридического лица предусматривает следующий алгоритм (этапы) ее проведения.

  • Процедура наблюдения. В ходе выполнения данного этапа проводится анализ состояния и оценка имущества, определяется сумма долгов и просчитывается возможность восстановления платежеспособности предприятия. Процедура наблюдения, продолжительностью до семи месяцев, нацелена на анализ и оценку экономического состояния потенциального банкрота и выявление резервов, за счет которых можно реанимировать компанию. В рамках процедуры наблюдения руководителя компании лишают части полномочий, приостанавливают действие требований об уплате денежных средств, снимают аресты, ограничения и приостанавливают начисление штрафов. Система ограничений в отношении полномочий руководителя:
    • запрет на обращение за кредитами;
    • запрет на выдачу поручительств;
    • мораторий на сделки с собственностью, если стоимость договора выше 5% от основной величины активов;
    • запрет на выплату дивидендов, паев.

Ндс банкротов: особенности налогообложения

После возбуждения банкротного дела предприятие-банкрот может продолжать обычную хозяйственную деятельность под контролем управляющего. Все доходы, полученные от реализации услуг, товаров или работ, будут учитываться в составе конкурсной массы. Сохраняется и обязанность рассчитывать и платить налоги по той схеме налогообложения, которую использует организация-должник.

Однако в отношении расчета и уплаты НДС банкротов с 2021 года введены специальные правила. После возбуждения банкротного дела юридическое лицо не включает в налогооблагаемую базу для НДС имущество из конкурсной массы, а также реализуемые услуги, работы и товары.

Налоговые обязанности предприятия-банкрота

Банкротство юридических лиц может проводиться с целью восстановления их платежеспособности, либо ликвидации со списанием безнадежных долгов. Во всех случаях контроль за принятием решений и текущей деятельностью компании-банкрота будет осуществлять управляющий, назначенный судом.

В плане текущей деятельности и исполнения налоговых обязательств предприятию — должнику нужно учитывать следующее:

  • задолженность по налогам будет включена в реестр по требованию местной налоговой — ИФНС;
  • основные средства, иные активы и доходы банкрота включаются в конкурсную массу, если внешнее управление, наблюдение и оздоровление не принесли результата;
  • до завершения банкротства организация-должник вправе вести обычную хозяйственную деятельность, заключать договоры, продавать работы, товары или услуги;
  • по текущей деятельности банкрот несет обычные налоговые обязательства;
  • налоги и сборы, начисленные после возбуждения дела, относятся к текущим платежам.Они погашаются в первую очередь.

Таким образом, от большинства налогов банкрота не освободят. Текущие и просроченные налоговые обязательства автоматически аннулируются, если по решению суда банкрота ликвидируют.

До 2021 года не было никаких исключений и в отношении НДС. Организация-банкрот рассчитывала и платила указанный налог по факту реализации работ, услуг и продукции. Все обязанности должника перед ИФНС исполнял управляющий.

Так как обязанность по оплате НДС сохранялась, предприятие могло использовать вычеты по данному налогу. Но с января 2021 года вступили в силу поправки в НК РФ, которыми снята обязанность оплаты НДС на имущество банкрота.

Как подавать компании-банкроту отчетность в ФНС по новым правилам? Спросите юриста

У вас долги больше 250 000 руб?

Списание долгов через банкротство под ключ

от 9 670 руб./мес.

(действуем на основании закона 127-ФЗ)

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Особенности расчета и уплаты НДС после возбуждения банкротства

Поправки, связанные с освобождением от расчета и уплаты НДС для организаций-банкротов, были внесены в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Эти правила распространяются на все виды юридических лиц, которые обязаны платить налог на добавленную стоимость в обычной текущей деятельности.

Что изменилось с 2021 года

Задолженность по НДС и другим налогам, возникшая до начала банкротства, будет погашаться за счет конкурсной массы. Ее формирует управляющий, назначенный арбитражным судом. Требования в реестр по налоговым долгам заявляет ИФНС, которая будет являться кредитором должника.

С января 2021 года активы, включенные в конкурсную массу, а также реализуемая продукция, услуги и работы уже не являются объектом налогообложения для банкрота.

Вот как применяются специальные правила в отношении начисления и оплаты НДС после возбуждения банкротства:

  • не нужно начислять и платить налог на добавленную стоимость при реализации банкротом услуг, продукции и работ в ходе текущей деятельности;
  • банкрот не платит НДС по товарам, услугам и работам, которые использовались для производства и последующей реализации продукции в 2021 году (следовательно, необходимо восстановить входной НДС по товарам, услугам и работам, принятым к вычету до 2021 года);
  • не платится НДС при реализации имущества банкротов в ходе конкурсного производства.

Как проходит реализация имущества предприятия-банкрота? Закажите звонок юриста

При реализации активов должника в конкурсном производстве не начисляется НДС, не выставляются счета-фактуры. Следовательно, ИФНС не сможет привлечь к ответственности за нарушение правила расчета и уплаты налога на добавленную стоимость.

С 1 января 2021 года банкроты не платят НДС при реализации активов в конкурсном производстве

Также не нужно рассчитывать и оплачивать НДС при реализации услуг, работ и продукции в ходе текущей деятельности при банкротстве.

Отдельные разъяснения сделаны в отношении входного НДС по товарам, услугам и работам, приобретенных должником после возбуждения банкротного дела. Предприятие-банкрот не вправе принимать суммы входного налога к вычету. Поэтому они учитываются в стоимости приобретенных услуг, работ и продукции.

Обращайтесь к нашим специалистам, если вам нужна помощь в подготовке к прохождению банкротства, в отстаивании интересов в ходе ведения дела. Мы разъясним нормы законодательства и судебной практики, поможем с оформлением документов, проконсультируем по всем интересующим вопросам.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Ндс при банкротстве в 2021 году: что изменилось в законе

Как выплачивается НДС при банкротстве в 2021 году? Что изменилось для продавцов и покупателей? В каком случае НДС при банкротстве предприятия подлежит выплате?

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Конституционного суда, устранившее неопределенность в сфере налогообложения по НДС для компаний в стадии банкротства. Теперь при продаже имущества для закрытия долга этот налог можно не уплачивать.

Читайте также:  Авансовый отчет: заполняем его по правилам

Ндс при банкротстве до 2015 года

До 2015 года при продаже имущества при банкротстве НДС выплачивался в полном объёме. При этом компании-банкроты оформляли сделки, выставляли счет-фактуру, декларировали реализацию имущества, но налог не платили из-за отсутствия средств на счету. Поэтому статус налогового агента получали покупатели, которые должны были уплатить налог, а затем получить вычет, снизив базу для расчета.

В 2015 году коллизию попытались исправить: имущественные права и само имущество банкротов перестали выступать в качестве объекта для начисления НДС. Однако это изменение не коснулось готовой продукции и оказываемых услуг. Это привело к двоякой трактовке и спорам между предприятиями и налоговыми службами.

Как правило, имущество банкрота продается на конкурсных торгах и аукционах без НДС и выставления счет-фактуры. Если же предприятие-должник продолжало вести основную деятельность, то продукция могла и облагаться налогом, и нет.

Если покупатель получал счет-фактуру, то при попытке получить вычет ИФНС обычно отказывала в нем, объясняя, что было приобретено имущество банкрота, то есть ставка НДС должна быть равна 0%.

В судебной практике решение обычно принималось в пользу налоговой службы.

В итоге покупатели дважды перечисляли НДС (во время покупки товаров либо услуг, а затем при последующей продаже). Это нарушало равенство ведения бизнеса. На подобный перекос при исчислении НДС при банкротстве обратил внимание Конституционный суд.

В итоге было предписано не препятствовать возмещению покупателям НДС при банкротстве предприятия при условии, что они купили продукцию с выделенным налогом на добавленную стоимость.

Ндс при банкротстве предприятия с 2021 года

В начале года предписание Конституционного суда полностью вступило в силу. Активы предприятия в стадии банкротства реализуются без учета НДС. Все суммы налогов учитываются в итоговой стоимости, что не позволяет теперь выставлять при отгрузке счет-фактуру с отдельно указанным НДС.

В итоге при продаже имущества или готовой продукции подобного предприятия:

  • НДС не определяется отдельно;
  • счет-фактура не выставляется;
  • принятый ранее к вычету НДС должен быть восстановлен.

Если же предприятие-банкрот выставит счет-фактуру с указанием налога на добавленную стоимость, то покупатель однозначно не сможет получить вычет.

Пример расчета НДС при банкротстве

Допустим, предприятие находится в стадии банкротства, действует конкурсное производство. При этом основная деятельность продолжается, выпускается и продается готовая продукция. В первом квартале 2021 года выручка составила 10 000 000 рублей. При отгрузке покупателям НДС не выделялся, и счет-фактура не оформлялась.

При этом сырье было приобретено в четвертом квартале 2020 года, когда предприятие не было банкротом. Итоговая сумма закупки составила 6 000 000 рублей, из которых 1 000 000 рублей пришелся на НДС.

Последняя сумма была принята к вычету и компенсирована из бюджета.

Теперь на эту сумму необходимо провести восстановление НДС при банкротстве в первом же квартале 2021 года, когда были проведены необлагаемые этим налогом операции.

Непосредственно восстановление НДС идет путем регистрации в книге продаж соответствующих «входящих» счетов-фактур:

  • для товаров, услуг и работ в полном объеме;
  • по основным нематериальным активам и средствам в размере, пропорциональном балансовой остаточной их стоимости без учета выполненной переоценки.

В декларации по уплате НДС эти суммы будут зафиксированы в разделе № 3 в строке 080. Налог уплачивается равными частями в течение трех следующих месяцев после завершения первого квартала.

Когда необходимо выплатить НДС при банкротстве

Министерство финансов в апреле 2021 года описало ситуации, лишающие предприятия права на работу без НДС при банкротстве. Так, сегодня должник и кредиторы могут заключать мировые соглашения. В таком случае рассмотрение дела о банкротстве останавливается, и должник возвращается в общее правовое поле. С этого момента компания вновь теряет права на реализацию товара без выделения НДС.

Если в нашем примере произошла такая ситуация и 1 апреля 2021 года было закрыто конкурсное производство, то компания начинает работать на прежних условиях.

Допустим, за апрель продано на 2 400 000 рублей готовой продукции с учетом НДС. При отпуске покупателям был передан весь пакет документов, включая счет-фактуру, где выделен налог.

Если вычет по НДС со стоимости сырья не применялся, то производитель получает право подать заявление на его получение.

Кс решит, нужно ли уплачивать ндс при реализации продукции предприятия-банкрота

14 ноября Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, поводом для рассмотрения которого стал запрос Арбитражного суда Центрального округа.

Повод для обращения в КС РФ

ООО МПК «Подлесный» приобрело свиней по договору купли-продажи у признанного банкротом ЗАО АПЦ «Фатежский». При этом свинокомплекс оформил и выставил счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС.

Данный налог был заявлен обществом к вычету в уточненной декларации за четвертый квартал 2016 г.

По результатам камеральной проверки МИФНС России № 5 по Курской области обязала мясоперерабатывающее предприятие уплатить НДС, а также пени и штраф.

Арбитражные суды первой и второй инстанций отказались признавать недействительным оспоренное обществом решение налогового органа (дело № А35-10414/2015). Они сочли, что операции по реализации имущества банкрота не подлежат обложению НДС в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Следовательно, у продавца не было оснований выделять в счетах-фактурах сумму НДС, а покупатель не вправе претендовать на налоговые вычеты.

Поскольку указанный спор рассматривается арбитражным судом Центрального округа в качестве кассационной инстанции, он обратился в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Правовая позиция заявителя

Как следует из запроса суда округа, из буквального толкования спорной нормы невозможно установить, в отношении каких именно операций предприятия-банкрота законодатель намеревался предусмотреть исключение из объекта налогообложения.

Касалось ли это всех без исключения операций по реализации имущества такого налогоплательщика или же только операций по реализации имущества должника с торгов в рамках конкурсного производства (не затрагивая продукцию, изготовленную им в ходе своей хозяйственной деятельности). По мнению суда, такая неопределенность не исключает на практике ситуаций двойного налогообложения, когда НДС уплачивает и покупатель, и продавец. Таким образом, покупатели продукции под видом НДС фактически вынуждены уплачивать налог с оборота, т.е. не установленный законодательством РФ обязательный платеж.

АС Центрального округа добавил, что предусмотренное оспариваемой нормой правовое регулирование также создает предпосылки для нарушения конституционного принципа равенства, поскольку приводит к установлению существенно разных условий налогообложения хозяйствующих субъектов только в зависимости от того, оказались ли их поставщики банкротами на этапе исполнения договоров. Исходя из этого, заявитель попросил Конституционный Суд РФ проверить оспоренное положение на соответствие положениям Конституции РФ.

Доводы заявителя в Конституционном Суде

В ходе судебного разбирательства судья АС Центрального округа Юрий Бутченко поддержал изложенные в запросе доводы. Со ссылкой на Письмо ФНС России от 17 августа 2016 г.

№ СД-4-3/15110@ он пояснил, что положения спорного пункта распространяются и на реализацию имущества, изготовленного в ходе текущей деятельности организации-банкрота. Данный вывод основан на том, что согласно п. 3 ст.

38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое реализуемое имущество или предназначенное для реализации. Эта позиция последовательно высказывалась и Минфином России.

Как пояснил представитель окружного суда, экономико-правовое обоснование спорной нормы не может устанавливать экономическое ограничение деятельности организации-банкрота в сравнении с другими налогоплательщиками. Какие-либо ограничения в отношении таких организаций должны быть установлены законодательством о банкротстве.

Следовательно, законодательство не исключает право на вычет НДС у предприятия-банкрота вопреки разъяснениям фискальных органов.

Покупатели же зачастую не могут знать о банкротстве поставщика, а при открытии конкурсного производства они не имеют права отказаться от продукции, поставленной по договорам, заключенным до банкротства.

В ходе дискуссии между Юрием Бутченко и полномочным представителем президента Михаилом Кротовом последний задал вопрос: может ли предприятие-банкрот реализовывать свою продукцию, на что получил утвердительный ответ в части возможности реализации ранее произведенной таким юрлицом продукции.

Далее Михаил Кротов задал судье окружного суда следующий вопрос: «вправе ли бухгалтер такого предприятия выставить счет-фактуру с выделенным НДС? Разве законодательство не предписывает, что такое невозможно, ведь они не ведут хозяйственную деятельность?» Его визави отметил, что Закон о банкротстве не запрещает делать этого в отношении той продукции, которая ранее приобреталась с НДС. На вопрос, следует ли налоговый режим за товаром, а не предприятием, Михаил Кротов также получил утвердительный ответ.

Вопросы к Юрию Бутченко были и у двух судей Конституционного Суда – Гадиса Гаджиева и Константина Арановского, который был докладчиком по этому делу. Они, в частности, касались факта исследования Верховным Судом подобных вопросов ранее и наличия единообразной позиции между его судебными коллегиями по экономическим спорам и по административным делам, а также значимости определений ВС РФ.

Судья АС Центрального округа отметил, что таких разъяснений не было ни со стороны Президиума, ни со стороны Пленума ВС. Он также пояснил, что определения Верховного Суда всегда имеют большое значение для разрешения аналогичных споров, и обратил внимание на необходимость выяснения конституционно-правового смысла нормы, который закладывал в нее федеральный законодатель.

Представители госорганов выступили за соответствие спорной нормы Конституции

Полномочный представитель Госдумы Мария Беспалова высказалась за соответствие оспариваемой нормы Конституции. Она отметила, что особенности правовой природы НДС уже не раз становились предметом исследования в высших судебных инстанциях. Указанный налог, как пояснил она, является косвенным, поэтому бремя его несения лежит на покупателе, который уплачивает сумму налога в составе цены.

Мария Беспалова добавила, что в рамках банкротных дел налоги по реализованным товарам относятся к пятой очереди удовлетворения кредиторов. Для конкурсного производства установлены особые правила, подчеркнула она. Спорная норма не разделяет виды реализуемого должником имущества, включаемого в конкурсную массу или реализуемого с торгов.

Данный подход, отметила она, вытекает из правового положения должника-банкрота. В рассматриваемом случае цена товара, реализованного свинокомплексом мясоперерабатывающему предприятию, не содержала суммы НДС. Реализация имущества должника не является объектом налогообложения НДС, так как все его имущество включается в конкурсную массу.

Представитель Совета Федерации, руководитель аппарата Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Петр Кучеренко также подтвердил, что при открытии конкурсного производства все имущество должника включается в конкурсную массу. Он добавил, что произведенная банкротом продукция не подлежит реализации с торгов.

По его словам, НК РФ не запрещает должнику участвовать в процессе переложения НДС на покупателей, доходы от текущей деятельности последнего распределяются между кредиторами должника. В некоторых случаях, подчеркнул Петр Кучеренко, предприятия-банкроты продолжают выставлять счета-фактуры с выделенным НДС своим контрагентам.

В результате таких действий возникает двойная выгода, которую получает либо российский бюджет или же продавец товара.

Полномочный представитель Президента РФ Михаил Кротов отметил, что целью введения спорной нормы было соблюдение принципа равенства и исключения внеочередного удовлетворения по уплате НДС в обход Закона о банкротстве.

По его мнению, спорная норма носит общий характер и из ее буквального толкования следует, что она распространяется на все операции с имуществом должника-банкрота.

То, что в силу Закона о банкротстве особый порядок реализации с торгов не распространяется на продукцию, полученную в результате хозяйственности деятельности должника, не означает, что такое имущество должно облагаться налогом в общем порядке.

В этой связи спикер отметил разную правоприменительную практику. Согласно одной позиции имущественные права охватывают только торги, а не созданную банкротом продукцию. Это, по мнению Михаила Кротова, неверный подход.

Читайте также:  Можно ли справиться ИП с ведением учета без бухгалтера?

«Даже если вдуматься и отойти от текста от закона, задача конкурсной массы сводится к удовлетворению требований кредиторов», – напомнил он. По словам полпреда президента, счет-фактура в адрес покупателя не должна содержать НДС в подобных случаях.

Кроме того, никто не отменял свободу договора, покупатель должен знать о банкротстве своего поставщика и выбрать другого контрагента. Поэтому такая продукция предприятия-банкрота входит в конкурсную массу, несмотря на свой особый статус.

Михаил Кротов сообщил, что согласно второму подходу, которого придерживается и Верховный Суд, все имущество такого должника подлежит включению в конкурсную массу. Он также отметил, что банкрот не может продолжать свою хозяйственную деятельность.

В противном случае нужно вернуться в другую стадию производства по Закону о банкротстве. Появление новой продукции, произведенной банкротом, лишь увеличивает конкурсную массу. Обязанность по выставлению счета-фактуры не распространяется, в том числе, на освобожденных от уплаты налога продавцов, считает Михаил Кротов.

В этой связи он высказался за то, что спорная норма соответствует российской Конституции.

Судья-докладчик Константин Арановский задал Михаилу Кротову вопрос относительно возможности ведения организацией-должником хозяйственной деятельности в ходе конкурсного производства.

Полномочный представитель Президента РФ пояснил, что осуществление такой деятельности на стадии конкурсного производства невозможно: «Сотрудники предприятия должны быть уволены, а активы – опечатаны.

Если арбитражные суды рассматривают такие ситуации как возможные, они должны пресекаться, иначе возникнут необоснованные льготы по уплате налогов». Судья КС Сергей Казанцев спросил, как отличается налогообложение товаров и услуг в таком случае, на что Михаил Кротов ответил, что никак.

Представитель министра юстиции Мария Мельникова поддержала прозвучавшие доводы в защиту оспариваемой нормы.

Начальник отдела правового обеспечения налоговой и таможенной политики аудита, бухгалтерского учета и отчетности правового департамента Минфина России Игорь Летунов отметил, что НК РФ не разделяет товары, возникшие в процессе текущей деятельности банкрота, и имущество, включенное в конкурсную массу.

По его словам, сумма НДС, предъявленная покупателю по приобретенным им товарам, учитывается в стоимости последних. В этом случае налог прерывается на продавце, который учитывает налог в стоимости товара. Спорная норма не противоречит Конституции РФ, ведь она не предусматривает обязанность покупателя по уплате такого НДС и получению соответствующих вычетов.

В этой связи он не нашел оснований для признания спорной нормы противоречащей основному закону государства.

Начальник отдела обеспечения процедур банкротства ФНС России Олег Степанов пояснил, что согласно действующей в законодательстве презумпции налогоплательщик-банкрот точно не заплатит налог. Кроме того, он не ведет хозяйственную деятельность.

Ложное понимание того, что банкрот может продолжать предпринимательскую деятельность, неуместно, ведь речь идет только о распродаже его имущества. Следовательно, он не может находиться в цепочке создания добавочной стоимости на продукт.

Обложение НДС должника при его нахождении в конкурсном производстве нарушает принцип зеркальности, так как его деятельность убыточна, у него нет возможности оплатить закупку сырья и материалов, как и сам налог. Неуплата налогов с такой деятельности заведомо предусмотрена законодателем.

Формирование конкурсной массы происходит лишь в целях удовлетворения требования кредиторов должника.

Олег Степанов добавил, что в рассматриваемом деле свинокомплекс стал банкротом не из-за результатов своей хозяйственной деятельности, которая была безубыточной, а из-за непогашенных кредитов аффилированных лиц. В настоящее время кредитором должника является ПАО «Сбербанк».

Несмотря на возбужденное конкурсное производство, ежегодная прибыль должника увеличивается с каждым годом: за два года она достигла 257 млн руб. Таким образом, подчеркнул он, конкурсный управляющий предприятия не выполняет возложенные на него обязательства, а должник использует банкротную процедуру на незаконных основаниях.

Следовательно, рассматриваемая ситуация является нетипичной и уникальной для процедуры банкротства. Таким образом, представитель ФНС России высказался за конституционность оспариваемых норм.

Налог на прибыль в банкротстве организаций: платить или нет

Руководитель практики разрешения споров A.T.LEGAL Михаил Чернышев подготовил для «Русбанкрота» интересный материал о правоприменении уплаты налога на прибыль при банкротстве. Нужно ли его платить и как обстоят дела в реальных кейсах?

Одним из актуальных и спорных практических проблем в банкротстве организаций является вопрос, должен ли конкурсный управляющий платить налог на прибыль с реализации имущества должника. Мнения профессионалов здесь расходятся.

Если опираться строго на букву закона, то налог на прибыль подлежит уплате. В налоговом законодательстве есть специальные оговорки, что не подлежат налогообложению доходы гражданина-банкрота от продажи имущества (п. 63 ст.

217 НК РФ), что не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников (п. 15 ч. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом в законе отсутствуют специальные указания об освобождении от налога на прибыль выручки от продажи имущества организаций-банкротов.

Описанный разнонаправленный подход законодателя вызывает недоумение.

Понятна и ожидаема позиция налоговых органов, выраженная, например, в письме ФНС России от 24.08.

2017 № СД-4-3/15984@: выручка от реализации имущества должника-организации с публичных торгов (в том числе в случае оставления залогодержателем предмета залога за собой) признается доходом от реализации, полученным залогодателем в дату передачи имущества приобретателю, то есть подлежит обложению налогом на прибыль.

Основательно проблема была проанализирована в 2017 году Виктором Бациевым (с 2009 по 2014 год судья и председатель судебного состава ВАС РФ, с 24 января 2020 года заместитель руководителя ФНС РФ).

Бациев пришел к выводу, что налог на прибыль при реализации имущества организации-банкрота возникает, но не согласился с этим порядком в принципе, как нарушающим основные начала налогообложения, закрепленные в ст.

3 НК РФ, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Бациев не согласился также с тем, что с 2009 года налог на прибыль стал признаваться текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований.

На практике часть арбитражных управляющих исчисляют и уплачивают налог на прибыль с полученных от реализации имущества организаций-должников денежных средств. Многие этого не делают, иногда просто не задумываясь об этой стороне процедуры и не просчитывая возможных негативных последствий для себя лично.

Удивительно, но налоговые органы также редко обращают внимание на теоретическую возможность повышения собираемости налогов за счет налога на прибыль организаций-должников, и практика привлечения к налоговой ответственности за нарушения в этой сфере скудная. Однако не все так шатко и безнадежно.

Блестящее постановление вынес 21 октября 2019 года Арбитражный суд Дальневосточного округа по делу № А51-17152/2017, определивший, что требование об уплате налога на прибыль, возникшее в связи с реализацией имущества должника в рамках процедуры банкротства не должно удовлетворяться преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди.

При вынесении постановления суд округа руководствовался базовыми принципами добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ), налогообложения (ст.

3, 41 НК РФ), нормами банкротного законодательства о текущих платежах и порядке удовлетворения требований, заявленных после закрытия реестра (ст.

5, 134, 142 Закона о банкротстве) и приоритетом специального закона (Закона о банкротстве) над общим (НК РФ) (постановление Конституционного Суда от 29.06.2004 № 13-П).

Суд округа мотивировал свое постановление тем, что налог на прибыль взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью которой является получение прибыли.

Процедура конкурсного производства (реализации имущества) не направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг – она предполагает завершение хозяйственной деятельности предприятия, формирование конкурсной массы, ее реализацию и расчеты с кредиторами.

Исчисление и уплата текущих налогов, связанных с продажей имущества должника, приводит лишь к наращиванию кредиторской задолженности и не отвечает целям конкурсного производства, направленным на получение максимальной выгоды от реализации имущества банкрота и соразмерное удовлетворение за счет вырученных средств требований кредиторов.

Обложение дохода налогом на прибыль в силу статьи 41 НК РФ возможно при условии признания этого дохода экономической выгодой получателя такого дохода, тогда как продажа имущества должника в рамках процедуры банкротства производится для выручки средств и погашения имеющейся задолженности перед кредиторами, что не соответствует критериям понятия дохода, учитываемого для целей налогообложения по смыслу норм НК РФ. Текущие требования возникают при совершении расходов, необходимых для осуществления процедуры банкротства. Взимание налога на прибыль с дохода, формально образуемого в связи с реализацией имущества должника, является не необходимой предпосылкой, а следствием, в силу чего возложение указанной обязанности не может приводить к возникновению требования, квалифицируемого как текущее.

В результате суд определил, что уплата налога на прибыль производится за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Судья ВС РФ И.А. Букина с постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа согласилась.

Аплодисменты судьям Арбитражного суда Дальневосточного округа! Браво! Вопреки буквальному содержанию закона, но исходя из общих принципов. Такое встречается не часто.

Логика Закона о банкротстве в Дальневосточном округе восстановлена. Ведь по смыслу данного документа превалирующими являются интересы кредиторов, которым государство посредством установления прозрачной и справедливой процедуры банкротства должника должно максимально гарантировать восстановление их нарушенных имущественных прав.

Нашей задачей мы видим привлечение внимания и актуализация острого практического вопроса. Полагаем, что сложился устойчивый запрос практики на законодательное разрешение дилеммы об уплате налога на прибыль организаций-банкротов с продажи имущества.

Эффективное правоприменение и обмен мнениями в рамках профессионального сообщества позволит всем заинтересованным сторонам прийти к консенсусу относительно наиболее оптимальных вариантов разрешения затронутой проблемы.

Надеемся, позиция бизнеса и правоприменителей будет услышана законодателем.

29.06.2020

Особенности налогообложения несостоятельного предприятия

Порядок уплаты налогов и порядок принудительного взыскания налогов на предприятии в ходе процедур банкротства устанавливаются с учетом положений Закона о банкротстве. Правила Налогового кодекса РФ корректируются правилами специального неналогового Закона, регулирующего отношения при банкротстве предприятия.

НК РФ не содержит отдельной статьи, устанавливающей правила уплаты налогов предприятием, находящимся в стадии банкротства, вероятно, потому, что банкротство — это частный случай ликвидации организации: согласно ст.

65 ГК РФ «признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию». Поэтому нужно руководствоваться общими правилами ст.

49 НК РФ при условии, что организация признана банкротом и возникает необходимость ликвидации организации.

Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требований к должнику. По смыслу гл. 8 НК РФ к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в ст. 57 Конституции РФ обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы: о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к ст. 5 Закона о банкротстве). После введения процедуры наблюдения налоговые органы лишаются права вне процедуры банкротства налагать аресты на имущество налогоплательщика, а также принимать иные ограничительные меры, например приостанавливать операции по счетам, принимать решение о принудительном взыскании налогов. Это касается платежей, не признаваемых текущими (под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные

Читайте также:  Образец договора купли-продажи акций. Бланк 2021-2022 года

платежи, срок исполнения которых наступил после введения соот-ветствующей процедуры банкротства) (ст. 5), последние взыскиваются в общем порядке.

В процессе процедуры внешнего управления организацией также предусмотрены некоторые особенности по уплате обязательных платежей. Последствия введения внешнего управления установлены в ст.

94 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», где сказано, что вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательные платежи, срок уплаты которых наступил после введения процедуры внешнего управления, взыскиваются в общем порядке. Правовое значение имеет дата наступления обязанности по уплате соответствующих сумм налога.

Это подтверждает и арбитражная практика. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 17 ноября 2004 г. по делу № Ф09-4909/04-АК при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Республики Башкортостан отменил решение и передал дело на новое рассмотрение в связи с тем, что не ясно время возникновения налоговых обязательств — до или после введения внешнего управления.

После введения внешнего управления налоговые органы не вправе каким-либо образом налагать ограничения (в том числе аресты) на имущество должника, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, в силу п. 1 ст. 94 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства налоговые органы утрачивают право взыскивать в общем порядке и текущие платежи. Пункт 4 ст. 142 Зако-

на «О несостоятельности (банкротстве)» четко устанавливает, что требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Судебная практика в основном положительная, суды руководствуются п. 4 ст. 142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 4 мая 2005 г.

по делу № Ф04-2648/2005(10969-А61-37) при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа указал: «Кассационная инстанция поддерживает ссылку суда на пункт 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в силу которого требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, внесенных в реестр требований».

Обратиться с требованиями о взыскании налоговых санкций с банкрота также возможно только в рамках дела о банкротстве.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).

Суд, возможно, подтвердит наличие задолженности, но погашаться она будет в порядке очередности. Подтвержденная решением суда сумма налоговой санкции подлежит включению в реестр требований кредиторов соответствующей очереди.

Исключением являются единый социальный налог и страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что особо оговорено п. 5 ст.

134 Закона о банкротстве: при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (в том числе подоходный налог, страховые взносы и др.).

Отдельно следует рассмотреть налоги, связанные с реализацией конкурсной массы, и имущественные налоги, которые относятся к требованиям, погашаемым после всех долгов по реестру в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

В их число входят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, плата за загрязнение окружающей среды, а в случае применения организацией-банкротом специальных налоговых режимов — единый налог по УСНО или единый налог на вмененный доход.

Они уплачиваются в бюджет только после удовлетворения требований кредиторов первой — третьей очередей, заявленных в установленный срок.

Существует точка зрения об отсутствии экономических оснований для исчисления налогов, связанных с реализацией конкурсной массы при банкротстве [28].

Так, М. В. Чернова, аргументируя свою позицию, отмечает следующее. Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, по экономической сущности представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Она может быть определена как разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и затратами, относимыми к ее производству.

Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, услуг, приращенную непосредственно на данном предприятии. Создание добавленной стоимости возможно лишь в процессе производства, рассматриваемого в широком смысле как процесс создания разных видов экономического продукта.

Экономический продукт представляет собой результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной и информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Организация-банкрот ни одного из перечисленных видов экономического продукта не создает, поскольку ее хозяйственная деятельность прекращена, в связи с чем приращение добавленной стоимости в ходе ликвидационных процессов не происходит.

Принцип взимания налога на добавленную стоимость как разницы между НДС, исчисленным с цены реализации, и НДС, уплаченным в составе произведенных затрат на создание продукта (услуги), позволяет изъять в пользу государства часть именно добавленной стоимости, т.е. «реального вклада конкретного предприятия в создание продукта или услуги».

Таким образом, в ходе конкурсного производства при продаже имущества, составляющего конкурсную массу, создания добавленной стоимости организацией-банкротом не происходит. Значит, нет экономических оснований для исчисления налога на добавленную стоимость.

Исследователи рассматривают и другие проблемы, в частности М. В. Чернова акцентирует внимание на следующем. При реализации имущества должник выставляет покупателю счета-фактуры, в которых НДС выделен отдельной строкой.

Если покупатель осуществляет деятельность, облагаемую НДС, то он имеет право предъявить указанные суммы НДС к вычету. Организация-продавец, являясь банкротом, налог в бюджет не уплатит в связи с установленной очередностью по причине недостаточности денежных средств в конкурсной массе.

Следовательно, бюджет вынужден возместить суммы НДС покупателю имущества должника, хотя они не уплачены в бюджет продавцом.

Таким образом, в исчислении НДС при реализации конкурсной массы существуют следующее проблемы:

  • • отсутствие экономических оснований для исчисления НДС, поскольку не создается добавленная стоимость;
  • • потеря бюджетных средств в связи с предъявлением к вычету НДС, не уплаченного продавцом.

С аналогичных позиций исследователь рассматривает наличие экономических оснований для исчисления налога на прибыль.

Прибыль или убыток — это прежде всего финансовый результат деятельности организации, представляющий собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала, образовавшийся в процессе хозяйственной деятельности за определенный период.

В ходе конкурсного производства, как правило, происходит еще большее увеличение убытков организации-банкрота, которые уменьшают собственный капитал фирмы.

Наличие прибыли связано прежде всего с ведением предпринимательской деятельности, которая прекращается с открытием конкурсного производства. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,

выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Целью конкурсного производства является не получение прибыли, а соразмерное удовлетворение требований кредиторов, т.е. погашение различных долгов.

В качестве прибыли предприятия-банкрота можно было бы рассматривать средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов по реестру. В соответствии с приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 денежные средства, оставшиеся в собственности организации после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в уставный капитал.

Можно сказать, что указанные средства представляют прирост собственного капитала. Они распределяются между учредителями, акционерами (участниками) юридического лица. Наличие такой прибыли при банкротстве теоретически возможно.

Это связано с тем, что признаки банкротства в настоящее время определяются по критерию неплатежеспособности, а наличие и стоимость активов по балансу не учитываются.

В исчислении налога на прибыль при банкротстве М. В. Чернова выделяет следующие проблемы:

  • • сложность в соотнесении доходов и затрат (в уменьшение каких доходов можно относить внеочередные расходы по ведению конкурсного производства, возможно ли сальдирование финансовых результатов от продажи различных видов имущества, объектов основных средств);
  • • значительное количество операций по продаже основных средств, убытки по которым в целях налогообложения распределяются между несколькими отчетными периодами, чем не сможет воспользоваться организация-банкрот из-за ограниченности сроков конкурсного производства;
  • • отсутствие бухгалтерской документации, содержащей данные об учетной стоимости продаваемого имущества, ввиду несоблюдения порядка передачи дел руководством должника в ведение арбитражного управляющего.

К тому же работа арбитражного управляющего по исчислению налога на прибыль и НДС бесполезна, поскольку погашение всех долгов по реестру в конкурсном производстве нереально. Следовательно, исчисленные налоги не будут уплачены в связи с недостаточностью конкурсной массы.

  • Пока не погашены долги, образовавшиеся до банкротства, исчисление и уплата налогов, связанных с продажей имущества, приводят лишь к наращиванию неплатежей и удалению от цели конкурсного производства, состоящей в соразмерном удовлетворении требований кредиторов.
  • Вышеприведенные рассуждения во многом логичны, но действующее налоговое законодательство обязывает начислять и уплачивать налог на прибыль и налог на добавленную стоимость с операций по реализации конкурсной массы и предприятия-банкроты обязаны это делать.
  • Однако в связи с тем, что процедуры банкротства предприятия являются особым этапом жизнедеятельности предприятия, условия которого существенно отличаются от функционирования обычного предприятия, представляется целесообразным включить в статьи НК РФ дополнительные нормы, регулирующие особенности уплаты налогов при прохождении организацией отдельных процедур банкротства.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector