Планируются поправки, связанные с обязательным экземпляром бухгалтерской отчетности

Определимся с названием: в налоговую инспекцию мы сдаем экземпляр годовой бухгалтерской отчетности, который в законе о бухучете именуется обязательным экземпляром. Чтобы сдать его с первого раза, вспомним требования к нему и порядок предоставления в 2021 году.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – это, как написано в части 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете, экземпляр годовой отчетности, представляемый в налоговый орган. Его представляют раз в год.

В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономический субъект, не являющийся некоммерческой организацией, представляет (ч. 1, 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к балансу и отчету о финансовых результатах.

В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации представляется:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к балансу и отчету о целевом использовании средств.

Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, в налоговый орган представляется и аудиторское заключение (ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете).

Обязательный экземпляр и аудиторское заключение составляют государственный информационный ресурс (ГИРБО).

Кто представляет обязательный экземпляр

Представлять обязательный экземпляр должны все экономические субъекты, на которых Законом о бухгалтерском учете возложена обязанность составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением:

  • организаций бюджетной сферы;
  • Центрального банка РФ;
  • религиозных организаций;
  • организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБР;
  • организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;
  • организаций в случаях, установленных Правительством РФ (в частности, находящихся под санкциями);
  • тех, кто относится к лицам, не обязанным вести бухгалтерский учет согласно части 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете (например, ИП и другие лица, занимающиеся частной практикой).

Порядок представления обязательного экземпляра годовой отчетности утвержден приказом ФНС от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@ (далее – Порядок).

Бухотчетность за 2020 год подается только в электронной форме

В конце прошедшего года Минфин и ФНС выпустили совместное письмо (от 17 декабря 2020 г.

№ 07-04-07/110599/ВД-4-1/20793@), в котором информировали, что в соответствии со статьей 18 Закона о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года в целях формирования ГИРБО обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в налоговый орган только в виде электронного документа.

В том числе и субъектами малого предпринимательства. С отчета за 2020 год они также обязаны представлять обязательный экземпляр отчетности исключительно в виде электронного документа в налоговую инспекцию по своему месту нахождения.

Фискалы предупредили:

Представление обязательного экземпляра отчетности за 2020 год на бумажном носителе является основанием для отказа в его приеме налоговым органом.

Требования к обязательному экземпляру и аудиторскому заключению

Обязательный экземпляр в электронной форме должен быть представлен только по форматам, установленным приказом ФНС от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи должны соответствовать данным в обязательном экземпляре отчетности (п. 4, 5 Порядка).

А формат представления аудиторского заключения зависит от того, когда оно сдается:

  • если вместе с обязательным экземпляром отчетности, то оно представляется в виде электронного документа в формате PDF;
  • если после сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, то используется формат документа, утвержденный приказом ФНС от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@ (п. 2 приказа № ММВ-7-1/570@).

Теперь о доверенности. Без доверенности отчетность может сдать только руководитель. Лицо, уполномоченное представлять обязательный экземпляр, должно иметь доверенность, подписанную руководителем (или другим лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами) (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Основания для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности

В приеме отчетности откажут, если (п. 9 Порядка):

  1. отчетность представлена не по установленному формату;
  2. отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись или данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным в обязательном экземпляре отчетности;
  3. отчетность представлена в налоговый орган не по месту нахождения организации.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований налоговый орган сформирует уведомление об отказе в приеме, которое организация должна получить в течение одного рабочего дня, следующего за днем отправки отчетности (п. 12, 13 Порядка). 

Основанием для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней за 2020 год будет представление ее на бумаге, а не в электронной форме по ТКС.

Не является основанием для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней уведомление об уточнении (письмо ФНС от 18 февраля 2020 г. № ВД-4-1/2844@).

Чем подтверждается прием-передача обязательного экземпляра

Факт приема-передачи бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения подтверждается квитанцией о приеме документа. При этом дата, указанная в квитанции, считается датой получения обязательного экземпляра отчетности налоговым органом (п. 11 Порядка).

Квитанция формируется налоговым органом в течение одного рабочего дня с момента поступления отчетности, но только при отсутствии оснований для отказа в приеме.

После направления в адрес организации этой квитанции о приеме, а также извещения о вводе информации в систему или уведомления о ее уточнении, отчетность считается принятой налоговым органом.

Планируются поправки, связанные с обязательным экземпляром бухгалтерской отчетности

Что изменится в бухотчетности в 2020 году

Иллюстрация: Никита Коночкин/Клерк

Из этой статьи вы узнаете, какие нововведения и изменения предусмотрены в законодательстве в отношении бухгалтерской отчетности в 2020 году. Сразу скажем, что изменений довольно много и они носят основополагающий характер.

Новые формы отчетности

Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н внёс многочисленные изменения в приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н (далее — приказ № 66н), которым утверждены сами формы бухгалтерской отчетности организаций.

Поправки связаны с внесением изменений в:

Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.

Изменения, общие для всех форм

Поправки есть в заголовочной части всех форм отчетности.

Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.

Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).

Последний показатель исключен из форм.

Изменения в отчете о финрезультатах

Строка 2410 получила новое название — «Налог на прибыль», где убрали слово «текущий».

Из формы исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Одновременно появились новые строки:

  • налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
  • 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
  • 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).

Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:

  • РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
  • РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
  • НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

То есть, это строки 2400 2510 2520 2530.

Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).

Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.

Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.

Что изменилось в упрощенном отчете о финрезультатах

В строку «Налоги на прибыль (доходы)» теперь необходимо включать текущий налог на прибыль и отложенный налог.

Это изменение в отчете о финансовых итогах необходимо применять с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение использовать его и раньше.

ФНС России рекомендовала следующие машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности:

  • форма КНД 0710099 — кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 — кто отчитывается по упрощенным формам.

Кроме того, под шапкой баланса добавлена строка для отметки об обязательном аудите годовой отчетности. Этот блок выглядит так:Планируются поправки, связанные с обязательным экземпляром бухгалтерской отчетности

Если аудит обязателен, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Поскольку аудит касается только годовой отчетности, в промежуточной отчетности в 2020 году нужно всегда ставить отметку рядом с «НЕТ». С бухгалтерской отчетности за 2019 год обязательный экземпляр необходимо сдавать только в налоговый орган. Тем самым, представлять её в территориальный орган статистики больше не нужно: эта обязанность отменена.

Читайте также:  Суды выступили против формализма ФСС в приеме документов

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чья отчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее — Закон № 444-ФЗ), в ФЗ о бухучете — Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО).

В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .

Новые требования к виду отчетности

С отчета за 2019 год все организации, кроме представителей малого бизнеса, могут сдавать бухгалтерскую отчетность только в электронном виде.

Соответствующие поправки в Закон о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.

Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору — на бумаге или через Интернет.

Однако за 2020 год и малые предприятия обязали отчитываться исключительно через Интернет.

Отметим, что ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде.

Уточнен порядок признания бухотчетности составленной

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. С отчетности за 2019 год он вправе подписать электронную бухотчетность при помощи ЭЦП. Такое изменение в Закон о бухучете (уточненная редакция ч. 8 ст.

 13) внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ. Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. Теперь у главы компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

  1. Отметим, что ранее бухотчетность признавали составленной только после того, как руководитель подписал ее именно на бумаге.

  2. Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Уточнения относительно составления бухотчетности

Статья 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухотчетность организации может быть составлена:

  1. на бумажном носителе;
  2. в виде электронного документа;
  3. на бумажном носителе и в виде электронного документа.

При этом независимо от того, в каком виде она составлена, она признается официальной отчетностью организации.

  • Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.
  • Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Установлена плата за бухотчетность контрагентов

С 1 января 2020 года запросить из госресурса бухотчетность контрагентов можно у налоговиков за плату.

Хотя ранее Минфин уверял, что «доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно» (информационное сообщение от 13.12.2018 № ИС-учет-12).

То есть, электронную базу со сданной бухотчетностью за 2019 год и последующие периоды вести Налоговая служба, а не Росстат.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

Отчетность за 2018 год и более ранние периоды по-прежнему предоставляет Росстат, причём бесплатно. Эти изменения в Закон о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.

Новый порядок расчета и отражения показателей в отчете о финрезультатах

C бухотчетности за 2020 год, и добровольно — с отчетности за 2019 год (надо упомянуть об этом в пояснениях) необходимо по новым правилам рассчитывать и отражать в бухучете:

  • временные разницы;
  • постоянные разницы;
  • чистую прибыль.

Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» изменили логику расчета чистой прибыли или убытка.

Соответствующие изменения в ПБУ 18/02 внёс приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, а в формы отчетности — приказ Минфина от 19.04.

2019 № 61н.

В частности, уточнено понятие временных разниц. Под ними теперь понимают не только доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и налоговую базу по налогу в разных отчетных периодах, но и результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу в других отчетных периодах.

С 2020 года организации определяют временную разницу (ВР) на отчетную дату по следующей формуле:

ВР = СТОИМОСТЬ АКТИВА (ОБЯЗАТЕЛЬСТВА)балансовая — СТОИМОСТЬ АКТИВА ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Также расширен перечень временных разниц. Согласно приказу, они образуются из-за различий в правилах бухучета и налогового учета:

  • оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов;
  • формирования себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
  • формирования доходов и расходов, связанных с продажей ОС;
  • создания резервов по сомнительным долгам и иных резервов;
  • отражения процентов к уплате по кредитам и займам.

Кроме того, временные разницы возможны:

  • при переоценке активов по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признании в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, а также запасов и других активов;
  • признании в бухучете оценочных обязательств;
  • наличии убытка, перенесенного на будущее, который не уменьшил налог на прибыль в отчетном периоде, но будет принят в последующих отчетных периодах;
  • прочих аналогичных ситуациях.

Новые обязательные сведения в бухотчетности

Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н внёс изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Согласно ему, теперь в бухотчетности в рамках сведений о прекращаемой деятельности нужно отражать сведения о прекращении использования долгосрочных активов к продаже.

В связи с этим, появилось понятие долгосрочных активов к продаже. К ним относят:

  • ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
  • материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.

При этом долгосрочные активы к продаже учитывают в составе оборотных активов обособленно.

  1. Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, нужно отразить этот факт в отчетности — в составе информации о прекращаемой деятельности.
  2. С учетом принципа существенности в бухотчетности теперь нужно отражать следующую информацию:
  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, вкл. предполагаемый способ и период продажи;
  • прибыль (убыток), связанную с долгосрочными активами к продаже, а также статью отчета о финрезультатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если она обособленно есть в отчете о финрезультатах, то не нужно);
  • в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

Данное нововведение действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.

Новый порядок раскрытия информации о прекращаемой деятельности

В силу упомянутого приказа Минфина от 05.04.2019 № 54н, информацию о прекращаемой деятельности необходимо раскрывать в отчетности вплоть до того периода, когда по этой деятельности завершены расчеты.

И пока идут расчеты по прекращаемой деятельности, информацию о ней нужно показывать в бухгалтерской отчетности.

Отметим, что ранее такую информацию раскрывали в отчетности до отчетного периода включительно, в котором завершена программа по прекращению деятельности. Хотя фактически расчеты по завершенной программе могли быть и не закончены.

Это нововведение тоже действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.

Новые стандарты для госсектора

Согласно письму Минздрава России от 25.12.2018 № 22-00-09/2499 с отчетности 2020 года начинают действовать новые федеральные стандарты бухучета и отчётности для организаций госсектора (государственных/муниципальных бюджетных и автономных учреждений).

Это следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС):

Каким документом утвержден

СГС «Информация о связанных сторонах» приказ Минфина России от 30.12.2017 № 277н СГС «Непроизведенные активы» приказ Минфина России от 28.02.

2018 № 34н СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» приказ Минфина России от 28.02.2018 № 37н СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».

приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н Эти стандарты нужно применять с отчетности за 2020 год.

Гость, скоро старт курса про налоговые проверки!

Курс о всех видах налоговых проверок — выездных и камеральных, меропртиятиях налогового контроля, которые сопровождают проверки: встречка, допрос, инвентаризация, осмотр, выемка . До 15 апреля курс по скидке 63%! Что происходит с рынком онлайн-образования сейчас … Жителям ДНР и ЛНР, приехавшим в Россию, будут плат… Жителям ДНР и ЛНР, приехавшим в Россию, будут плат… Жителям ДНР и ЛНР, приехавшим в Россию, будут плат…

В законе о бухучете изменились требования к отчетности

Планируются поправки, связанные с обязательным экземпляром бухгалтерской отчетности

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон о бухгалтерском учете. Соответствующий Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новый закон изменяет статью 13 и устанавливает, что бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При необходимости представления бухгалтерской отчетности на бумаге организация обязана по требованию распечатать электронную отчетность.

Читайте также:  Какие документы может запрашивать инспекция? Решение ФНС

Если раньше бухгалтерская отчетность считалась составленной после подписания бумажного экземпляра руководителем, то теперь она также считается составленной после подписания электронной подписью.

Поправки в статью 18 устанавливают, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Это требование касается организаций, которые обязаны по закону № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Этот обязательный экземпляр представляется в электронном виде по ТКС не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Одновременно упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

Закон определяет, что обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс, а ФНС обязана обеспечить доступ к нему заинтересованным лицам. Также ФНС будет утверждать электронные форматы представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней.

Кроме указанных поправок в закон о бухучете подписан и опубликован Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ, который дополняет нормы НК РФ в отношении организаций, которых закон о бухучете не обязывает представлять экземпляр годовой бухотчетности (это организации госсектора и ЦБ РФ).

Так, в статью 23 НК РФ вводится положение, по которому такие организации также должны сдавать бухотчетность в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Ранее в правительстве пояснили, что охват организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую отчетность (в соответствии с законом о бухучете или статьей 23 НК РФ) останется неизменным по сравнению с действующими требованиями.

Большинство перечисленных норм вступят в силу с 1 января 2020 года. Субъекты малого предпринимательства будут отчитываться по новым правилам, начиная с отчетности за 2020 год, остальные организации — с отчетности за 2019 год.

Нормы в части возможности составления и подписания отчетности в электронном виде вступили в силу с 28 ноября 2018 года.

БУХПРОСВЕТ

Несмотря на то, что Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ отменил обязанность хозяйствующих субъектов по представлению бухгалтерской отчетности в органы статистики, направить отчетность в Росстат за 2018 год все же придется. Дело в том, что поправки вступают в силу только с 2020 года.

При этом обязанность по сдаче в Росстат бухотчетности установлена в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно данной норме, организации представляют в статистику обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Таким образом, сдать отчетность за 2018 год нужно будет до конца марта 2019 года.

При представлении в Росстат обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Крайний срок — не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Минфин России напомнил об изменениях в порядке представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности

Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12

Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

  • Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее — в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:
  • форма представления — в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);
  • способ представления — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

  1. форматы представления — утверждаются ФНС России;
  2. порядок представления — утверждается ФНС России (ранее — утверждался Росстатом).
  3. Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:
  4. в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);
  5. вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору, представляют свою годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России.

Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливаются соответствующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г.

такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

  • Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — годовая бухгалтерская отчетность религиозной организации представлялась: в органы государственной статистики; в налоговые органы, если за отчетные (налоговые) периоды календарного года у нее возникали обязанности по уплате налогов и сборов).
  • Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.
  • Минфин России также информирует о порядке формирования и ведения Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (далее — ГИРБО).

В частности, сообщается, что в ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ; организаций в случаях, установленных Правительством РФ (ранее — только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее — подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее — Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее — Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство РФ, за предоставление информации будет взиматься плата.

В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе.

Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством РФ.

Читайте также:  Акт о приеме (поступлении) оборудования по форме ОС-14. Бланк и образец 2021-2022 года

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО.

В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате.

Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», т.е. не менее 5 лет после отчетного года.

Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

Статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ) и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ) определен специальный порядок представления годовой бухгалтерской отчетности:

  1. для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. для организаций в случаях, установленных Правительством РФ.
  3. Годовая бухгалтерская отчетность таких организаций не включается в ГИРБО (ранее — включалась). Однако эти организации по-прежнему обязаны представлять по одному экземпляру своей годовой бухгалтерской отчетности:
  4. в налоговый орган по месту своего нахождения;
  5. в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

Срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Данные нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г.

Минфин России также информирует об изменениях в порядке признания бухгалтерской отчетности составленной.

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации.

Однако уточненная редакция части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе (ранее — только после подписания экземпляра отчетности на бумажном носителе).

  • Таким образом, бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:
  • — экземпляра бухгалтерской отчетности на бумажном носителе — в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена на бумажном носителе;
  • — экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью — в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора — со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

  1. Перейти в текст документа »
  2. Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  3. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 14.12.2018

Поделиться ссылкой:

Изменение правил подачи бухгалтерской отчетности

Министерством финансов Российской Федерации были уточнены правила по представлению обязательного экземпляра бухотчетности в ГИР БО.

Новый порядок регламентирован изменениям к ст. 18 закона «О бухгалтерском учете.

Согласно вышеупомянутой статье закона «О бухгалтерском учете», налогоплательщики должны направлять один экземпляр бухотчетности за год в ИФНС по месту фактического нахождения, потому что Федеральная налоговая служба с текущего года начала вести специализированный интернет-ресурс – ГИР БО, на котором публикуется финансовая отчетность организаций. Подробнее об изменении к ст. 18 читайте на портале проектов.

На ресурсе ГИРБО, доступ к которому является открытым для всех, можно найти годовую бухгалтерскую отчетность компаний, в обязанности которых входит ее представление в ФНС. Кроме того, на портале можно ознакомиться с аудиторскими заключениями о представленной на интернет-ресурсе бухотчетности организаций.

ГИР БО — это государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности, запущенный с 2020 года. Ведением ресурса занимается ФНС.

В него будут подаваться сведения о бухотчетности всех организаций, за исключением предприятий госсектора, религиозных учреждений, предприятий с гостайной и тех, кто отчитывается в Центробанк.

Правительство РФ оставило за собой право дополнительно вводить случаи, когда фирма не предоставляет отчетность в ГИР БО.

В процессе работы с порталом Минфином были выявлены проблемы, которые связаны, прежде всего, с доступностью и полнотой представленной информации, а также с рисками распространения информации с портала, влекущими нанесение ущерба компаниям, которые представляют свою бухотчетность в открытый доступ. Кроме того, как отмечают в Минфине, возникли сложности с соблюдением сроков, в течение которых организации обязаны исправить свою бухгалтерскую отчетность и представить ее новые экземпляры.

Чтобы решить возникшие проблемы, Министерством финансов принято решение об ограничении перечня компаний, которые имеют право не представлять свою бухгалтерскую отчетность на портале. Для этих целей были ограничены права Правительства Российской Федерации по определению случаев, когда компании не обязаны направлять свою отчетность для представления на портале.

Дополнительно Минфин предложил наделить Правительство Российской Федерации правом по определению случаев, когда для некоторых пользователей может быть ограничен доступ к порталу.

Например, это возможно в таких ситуациях, как ограничительные меры по отношению к организации со стороны иностранных организаций или межгосударственных образований, включение предприятие в реестр организаций ОПК и др.

Для решения проблемы с нарушением сроков представления финансовой отчетности для размещения на портале, Министерством финансов было предложено установление единого срока, в течение которого компании обязаны направлять на ресурс исправленные экземпляры бухотчетности. Так как последними свою отчетность готовят и направляют в ФНС госкорпорации (их дедлайн – 1 июля в году, который следует за отчетным годом), то для представления исправленной информации на портале назначен срок – 31 июля (в году, который следует за отчетным).

Если отчетность была утверждена после 31 июля и утвержденный экземпляр отличается от версии, которая представлена на портале, то крайний срок для подачи исправлений продляется на 10 рабочих дней, начиная с момента, когда финальная версия финансовой отчетности была утверждена. Тем не менее, эта дата не может быть позднее 31 декабря года, который следует за отчетным.

Ежегодное предоставление финансовой отчетности в ГИР БО

Представление финансовой отчетности в ИФНС по месту нахождения стало обязанностью организаций с начала этого года.

Законом установлен срок, в течение которого компании обязаны представлять свою отчетность, — три месяца с момента окончания отчетного периода (в данном случае – календарного года).

В случаях, когда установленный дедлайн выпал на выходной или праздник, он сдвигается вперед до ближайшего рабочего дня.

Организации обязаны направлять финансовую отчетность через операторов ЭДО. Соответственно, фирма также должна иметь электронную подпись для сдачи отчетности на защищенном сертифицированном носителе.

Освобождение от обязательного представления своей финансовой отчетности для последующего размещения на общедоступном портале имеют религиозные и финансовые организации, которые отчитываются перед ЦБ, а также компании, которые:

  • Относятся к государственному сектору;
  • Имеют в отчетности информацию, относящуюся к категории государственной тайны.

При непредставлении финансовой отчетности в установленные сроки организациям грозят штрафные санкции в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Непредоставоение отчетности грозит фирме наложением штрафа в размере 200 рублей за каждый неотправленный отчет.

Используйте СБИС Электронная отчетность или закажите у нас профессиональные услуги по сдаче отчетности, чтобы сократить риски, связанные с несвоевременным представлением отчетности, а также совершения ошибок в финансовой отчетности.

Обращайтесь к нашим специалистам если у вас остались вопросы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector