Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения
(наименование в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1547).
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации.
Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров.
Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6639).
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (часть введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 234-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6957).
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами (часть введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 234-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6957).
Соглашение подписывается представителями сторон.
Вернуться к содержанию документа
Статья 47 ТК РФ. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения
- Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
- Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
- Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
- Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.
- При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
- Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
- Соглашение подписывается представителями сторон.
Комментарий к статье 47 ТК РФ
В ч. 3 комментируемой статьи наряду с отраслевыми указаны и межотраслевые соглашения, заключаемые на уровне двух и более субъектов РФ (ст. 45 ТК).
Согласно ч.
5 комментируемой статьи сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Виды комиссий и их функции определены ст. 35 ТК. В настоящее время ее функции дополнены также организацией контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.
Все основные организационные вопросы, связанные с разработкой соглашений, включаются в положение о соответствующей комиссии, которое разрабатывается сторонами и участниками комиссии вскоре после ее создания.
Комиссия определяет срок разработки проекта, необходимость участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, порядок его подписания представителями сторон.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
В отношении соглашений, требующих бюджетного финансирования, в целях обеспечения реального выполнения включаемых в них обязательств, а также согласования государственных интересов с интересами социальных партнеров, комментируемая статья установила, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Такие соглашения заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики и других отраслей.
В генеральных, отраслевых (межотраслевых), региональных и территориальных соглашениях отражена специфика сроков их заключения, связанная с периодом внесения проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год в Государственную Думу или в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В настоящее время расширены полномочия комиссии в сфере ведения коллективных переговоров по заключению соглашения. Согласно ч.
5 комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключения соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах.
Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя.
Представляется, что такая новелла носит не только информационный характер для работодателей. Ее практическое значение заключается в том, что она позволяет своевременно включить работодателей, не являющихся членами объединения, в коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения на предложенных им формах участия.
Работодатели, получившие такое уведомление, обязаны ознакомить выборный орган первичной профсоюзной организации, а через них и работников данного работодателя.
Такой порядок будет содействовать расширению сферы коллективно-договорного регулирования условий труда, более единообразному их регулированию в организациях со сходными условиями организации труда и повышению уровня правовой защищенности наемных работников, состоящих в трудовых правоотношениях.
Другой комментарий к статье 47 ТК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи, учитывая общую теорию права о содержании нормы, состоит только из гипотезы, которая заключается в том, что проект соглашения разрабатывается в ходе ведения коллективных переговоров.
Под проектом соглашения следует понимать закрепленные на бумажном носителе примерные положения соглашения, по которым в ходе ведения коллективных переговоров планируется достичь договоренности о придании им юридической силы и введении их в действие.
2. В ч.2 комментируемой статьи урегулированы вопросы заключения соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, то есть выделения денежных средств из соответствующих бюджетов для реализации положений данного соглашения.
В соответствии с БК РФ существуют бюджеты следующих видов:
— федеральный бюджет — бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств Российской Федерации;
— бюджет субъекта Российской Федерации — бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
— муниципальный бюджет — бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.
По общему правилу стороны заключают соглашения, а также вносят в них изменения до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Общее правило, которое имел в виду федеральный законодатель, содержится в ст.5 БК РФ, согласно которой закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года.
В этой связи соглашение должно быть заключено или изменено до 1 января соответствующего финансового года.
- БК РФ называет три вида финансового года:
— текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
— очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом; - — отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году.
Полагаем, что в ч.2 комментируемой статьи федеральный законодатель имел в виду очередной финансовый год, так как речь идет о заключении соглашения до подготовки проекта соответствующего бюджета, а подготовка такого проекта осуществляется на очередной финансовый год.
3. В ч.3 комментируемой статьи закреплен срок заключения генерального соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений — до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (о понятии очередного финансового года см. комментарий к ч.2 комментируемой статьи).
В соответствии со ст.192 БК РФ Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Таким образом, генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения должны быть заключены до 1 октября текущего года.
Положения ч.4 комментируемой статьи касаются сроков заключения региональных и территориальных соглашений.
Эти сроки зависят от сроков внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (имеются в виду бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты). Так, например, в соответствии со ст.
14 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года N 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области» проект закона области об областном бюджете вносится в Саратовскую областную Думу до 20 октября текущего года.
4. В соответствии с ч.5 комментируемой статьи порядок и конкретные сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Под порядком следует понимать собственно процедуру по определению содержания проекта соглашения, его составлению, согласованию и подписанию.
Что касается комиссии, то ч.5 комментируемой статьи содержит лишь упоминание о ней, но не определяет ее статуса.
Полагаем, что федеральный законодатель здесь имел в виду комиссию по подготовке и заключению соглашения, которая создается сторонами (работниками и работодателями), и в состав которой входят представители сторон.
Согласно ч.
5 комментируемой статьи указанной комиссии предоставлено право обеспечить участие работодателей, которые не входят в состав членов объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, в коллективных переговорах по вопросам подготовки проекта соглашения и его заключения. С этой целью данная комиссия уведомляет таких работодателей о начале ведения коллективных переговоров. Относительно данного предложения ст.5 комментируемой статьи закрепляет обязанность работодателя, который получил вышеуказанное уведомление, по информированию выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Информирование касается факта получения такого уведомления и должно быть, на наш взгляд, осуществлено в письменной форме. Недостатком данной нормы является то, что она не определяет срока такого информирования. Полагаем, что аналогично ч.7 ст.37 ТК РФ данный срок может составлять две недели (максимально), так как информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, стороны предоставляют не позднее двух недель со дня получения запроса об этом. В данном же случае роль такого запроса играет уведомление.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ ч.5 комментируемой статьи дополнена положением, предоставляющим право на участие в коллективных переговорах по заключению соглашения работодателю, не являющемуся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры.
Данное право может быть реализовано путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.
Кроме того, указанным законом предусмотрена также обязанность комиссии распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации.
5. В частях 6 и 7 комментируемой статьи содержатся положения, аналогичные положениям ст.38 ТК РФ (см. комментарий к ст.38).
Они касаются урегулирования разногласий, которые могут возникнуть в ходе ведения коллективных переговоров по отдельным положениям проекта соглашения. В этом случае согласно ч.
6 комментируемой статьи стороны подписывают соглашение на тех условиях, по которым достигнута договоренность. По тем условиям, по которым возникли разногласия, стороны составляют протокол разногласий.
При этом ч.
6 комментируемой статьи определяет сроки, в течение которых должно быть подписано соглашение, иными словами, сроки, в течение которых необходимо прийти к общему мнению (согласованию) хотя бы по некоторым (отдельным) положениям проекта соглашения и, соответственно, подписать его по этим положениям (условиям). Сроки эти следующие:
— три месяца со дня начала ведения коллективных переговоров по всем видам соглашений, за исключением генерального;
— шесть месяцев с момента начала ведения коллективных переговоров по вопросам подготовки проекта генерального соглашения. Обратим внимание, что срок в отношении генерального соглашения определен применительно к проекту соглашения, но не ко дню начала ведения коллективных переговоров по вопросу о его заключении.
Полагаем, что такой срок связан с особым характером данного вида соглашения, поскольку оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, которые затем будут применяться при подготовке проектов и заключении иных видов соглашений, а также при регулировании социально-трудовых отношений в целом (см.
комментарий к ч.5 ст.45 ТК РФ).
В соответствии с ч.7 комментируемой статьи положения соглашения, которые включены в протокол разногласий, могут быть в дальнейшем предметом рассмотрения на последующих коллективных переговорах и разрешаться в соответствии с ТК РФ и федеральным законодательством в целом.
При этом возникает вопрос о том, в каком порядке данные положения будут включены в содержание соглашения (в уже подписанный документ), если по договоренность по ним будет достигнута.
Полагаем, что в этом случае может быть составлено дополнительное соглашение к уже заключенному соглашению.
В соответствии с ч.8 комментируемой статьи соглашение подписывается представителями сторон.
Полагаем, что здесь федеральный законодатель имел в виду представителей в виде физических лиц от единого представительного органа и объединения работодателей, которые наделены указанными представителями полномочиями в виде оформленной в соответствии с гражданским законодательством доверенности на подписание такого соглашения.
Статья 47. ТК РФ Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения | ГАРАНТ
Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации.
Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров.
Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Соглашение подписывается представителями сторон.
Порядок разработки и заключения соглашения
Представительство субъектов социального партнерства при проведении коллективных переговоров по разработке и заключению соглашений имеет определенную специфику, которая касается прежде всего представительства работников. Трудовой кодекс РФ признает в качестве единственно возможной формы представительства работников при заключении соглашений профессиональные союзы.
Исключительное представительство в данных отношениях работников профсоюзами объясняется тем, что они представляют собой единственный организационно оформленный вид объединения работников, способный охватить все уровни социального партнерства.
Законодатель в данном случае лишь отразил реально существующее представительство работников на уровнях социального партнерства выше локального.
Представительство работодателей также обладает определенной спецификой. Помимо соответствующих объединений работодатели в рассматриваемых отношениях могут быть представлены «иными представителями».
Однако данное представительство предусматривается только применительно к организациям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют государственные и муниципальные органы.
Данных работодателей могут представлять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство либо законодательством, либо самими работодателями [1].
Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
Процедура заключения соглашений всех уровней едина и довольно проста. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров (трехсторонней комиссией) и оформляются ее решением.
При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Принцип простого, а не квалифицированного большинства в данном случае, в отличие от ведения коллективных переговоров на локальном уровне, применяется в силу того, что на момент начала коллективных переговоров иногда затруднительно определить количество работников, на которых в будущем может распространиться действие соответствующего соглашения. Последний тезис связан с тем, что в состав объединения, представляющего работодателей, могут входить работодатели, в хозяйственной сфере которых вообще отсутствуют профсоюзные организации, а также с расширением сферы действия отдельных видов соглашений посредством процедуры распространения их действия на работодателей, не участвовавших в заключении соответствующих соглашений.
Сроки проведения коллективных переговоров по подготовке соглашений косвенно ограничиваются ст.
47 ТК, согласно которой заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения (см. подробнее подпараграф 3.2.3).
К указанным соглашениям относятся генеральное, региональные, территориальные соглашения, а также отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из соответствующего бюджета.
Следует иметь в виду, что финансовые обязательства органов государственной власти (органов местного самоуправления), включенные в соглашение, но не обеспеченные финансированием из соответствующего бюджета, не имеют обязательной юридической силы.
Содержание и структура соглашения, как и коллективного договора, определяются его сторонами, которые, однако, обязаны включить в соглашение положения о сроке действия и порядке осуществления контроля за его выполнением.
Примерное содержание соглашений устанавливается ст. 45 ТК.
В частности, в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам: оплаты труда (в том числе установления размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установления соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определения составных частей заработной платы, включаемых в ее условнопостоянную часть, установления порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы); гарантий, компенсаций и льгот работникам; режимов труда и отдыха; занятости, условий высвобождения работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников, в том числе в целях модернизации производства; условий и охраны труда; развития социального партнерства, в том числе участия работников в управлении организацией; дополнительного пенсионного страхования и по другим вопросам, определенным сторонами. Нормы, содержащиеся в данной статье, являются для сторон рекомендательными. Окончательное решение относительно содержания соглашения стороны принимают самостоятельно.
Соглашения, как и коллективные договоры, подлежат уведомительной регистрации.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Рострудом), а региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Территориальные соглашения также могут регистрироваться органами местного самоуправления при наделении их данными полномочиями законами субъектов РФ.
Направление соглашения на регистрацию осуществляется представителями работодателей. В отдельных случаях для регистрации соглашения требуются дополнительные документы. Так, Закон Тульской области от 2 ноября 2007 г.
№ 889-ЗТО «О социальном партнерстве в сфере труда» обязывает прилагать к соглашению, направляемому на регистрацию, основания полномочности представителей сторон на ведение переговоров и заключение соглашения; состав комиссии на ведение переговоров и заключение соглашения; протокол разногласий, если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по отдельным рассматриваемым вопросам; информацию об участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления в заключении этих соглашений в случае, если соглашением предусматривается полное или частичное бюджетное финансирование обязательств.
Правовые последствия и процедура уведомительной регистрации соглашений аналогичны правовым последствиям и процедуре регистрации коллективных договоров.
Как применять отраслевые соглашения — НалогОбзор.Инфо
Отраслевое соглашение регулирует трудовые отношения сотрудников определенной отрасли и может быть заключено на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровнях. Если действие соглашения распространяется на сотрудников нескольких отраслей, то оно считается межотраслевым. Это установлено частью 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ.
Разработка проекта соглашения
Проект отраслевого соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров (ч. 1 ст. 47 ТК РФ). По общему правилу в них участвуют представители работодателей и сотрудников данной отрасли. Интересы работодателей представляют объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ). Интересы сотрудников – соответствующие профсоюзы или их объединения (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).
Кроме того, в коллективных переговорах могут участвовать органы государственной власти или местного самоуправления (ч. 3 ст. 45 ТК РФ).
В зависимости от состава участников коллективных переговоров отраслевое соглашение, принятое по результатам таких переговоров, может быть двусторонним или трехсторонним (ч. 2 ст. 45 ТК РФ).
Порядок и сроки разработки проекта и заключения соглашения определяет комиссия по ведению коллективных переговоров, которая состоит из уполномоченных представителей сторон переговоров (ч. 2 ст. 36, ч. 5 ст. 47 ТК РФ).
Работодателям отрасли, которые не являются членами объединения, ведущего коллективные переговоры, также может быть предложено участие в переговорах.
Для этого комиссия направит в их адрес соответствующие уведомления с предложением форм возможного участия.
В частности, таким работодателям может быть предложено направить для участия в переговорах собственных представителей или делегировать право представлять свои интересы уже сформированному объединению.
Работодатели, получившие уведомление, не обязаны участвовать в коллективных переговорах. Однако они обязаны проинформировать об уведомлении профсоюзную организацию (при ее наличии).
Решение об участии или отказе от участия в коллективных переговорах работодатель принимает в ходе консультаций с профсоюзом, а при его отсутствии – самостоятельно.
Такой порядок установлен частью 5 статьи 47 Трудового кодекса РФ.
По общему правилу отраслевые соглашения, требующие бюджетного финансирования, стороны заключают до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, который относится к сроку действия соглашения (ч. 2 ст. 47 ТК РФ).
Содержание соглашения
Содержание и структура отраслевого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон коллективных переговоров, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения их в соглашение (ч. 1 ст. 46 ТК РФ).
Частью 2 статьи 46 Трудового кодекса РФ определен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть урегулированы в отраслевом соглашении. К ним, в частности, относятся:
- развитие социального партнерства.
Срок соглашения
Срок действия отраслевого соглашения также определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Такое правило установлено частью 2 статьи 48 Трудового кодекса РФ.
Вступление соглашения в силу
Отраслевое соглашение подписывают представители сторон, участвовавших в коллективных переговорах (ч. 8 ст. 47 ТК РФ). Со дня подписания оно вступает в силу, если иное не установлено самим соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).
В течение семи календарных дней со дня подписания соглашение направляют на уведомительную регистрацию (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). При этом вступление отраслевого соглашения в силу не зависит от факта уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ).
Действие соглашения по кругу лиц
Подписанное отраслевое соглашение действует в отношении:
- всех работодателей, являющихся членами объединения, которое заключило соглашение. Прекращение членства в объединении после подписания соглашения не освобождает работодателя от его выполнения. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять предусмотренные соглашением обязательства;
- работодателей, которые не входили в подписавшее соглашение объединение, однако уполномочили это объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение;
- работодателей, которые присоединились к соглашению после его заключения;
- органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
- всех работников, состоящих в трудовых отношениях с перечисленными выше работодателями.
Такой порядок установлен частями 3 и 5 статьи 48 Трудового кодекса РФ.
Если в отношении сотрудника действует сразу несколько отраслевых соглашений, работодателю следует применять соглашение, условия которого наиболее благоприятны для сотрудника (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).
Ситуация: нужно ли после подписания отраслевого соглашения вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками? Отраслевым соглашением установлены дополнительные выплаты в пользу сотрудников.
Да, нужно, если организация планирует учитывать такие выплаты в целях налогообложения.
Трудовое законодательство не обязывает работодателя вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками после того, как на организацию было распространено действие отраслевого соглашения.
Положения отраслевого соглашения являются нормами прямого действия, которые регулируют социально-трудовые отношения, в частности устанавливают трудовые гарантии и льготы сотрудникам (постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 августа 2003 г. № Ф03-А51/03-2/1775).
Это значит, что работодатель обязан осуществлять выплаты, предусмотренные отраслевым соглашением, независимо от того, внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с сотрудниками или нет.
Вместе с тем, дополнить трудовые договоры положением о дополнительных выплатах необходимо для того, чтобы такие выплаты можно было включить в состав расходов на оплату труда. Указать на определенные условия в трудовом договоре можно в виде ссылки на нормы соглашения, без конкретной их расшифровки. Об этом говорится в письме Минфина России от 5 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/99.
Присоединение к соглашению
По предложению сторон отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, руководитель Минтруда России может предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.
Предложение о присоединении к соглашению официально публикуют в «Российской газете» и на официальном сайте Минтруда России. Рекомендуемый образец предложения о присоединении к соглашению приведен в приказе Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н.
Порядок публикации заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к ним утвержден приказом Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н.
Работодатели соответствующей отрасли в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению могут направить в Минтруд России мотивированный письменный отказ.
При этом к отказу должен быть приложен протокол консультаций с профсоюзом (при наличии его в организации).
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель Минтруда России может пригласить для проведения консультаций представителей этого работодателя и представителей его сотрудников (профсоюза – при наличии). Участие приглашенных в консультациях является обязательным.
Работодатели, которые такой отказ не направили, автоматически считаются присоединившимися к соглашению со дня официального опубликования предложения о присоединении.
Такой порядок установлен статьей 48 Трудового кодекса РФ.
Изменение и дополнение соглашения
При необходимости отраслевое соглашение может быть изменено или дополнено. Изменения и дополнения вносятся в соглашение по результатам коллективных переговоров или по упрощенной процедуре, которая может быть предусмотрена самим соглашением (ст. 49 ТК РФ).
Внимание: нарушение или невыполнение работодателем обязательств по отраслевому соглашению является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).
Действующие отраслевые соглашения
В настоящее время отраслевые соглашения действуют во многих отраслях, например в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте. Полный перечень действующих соглашений в той или иной отрасли см. в таблице.
Проект соглашения. Заключение, регистрация соглашения и его действие
Положения действующего трудового законодательства закрепляют и регулируют порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения. Непосредственно сам проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Для более детального рассмотрения порядка разработки проектов соглашений и заключения соглашений необходимо руководствоваться положениями ст. 47 ТК РФ.
Так, согласно ч. 2 названной статьи, заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (ч. 3 ст. 47 ТК РФ).
Региональные и территориальные соглашения, в соответствии с ч. 4 ст. 47 ТК РФ, должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией.
Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах.
Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 5 ст. 47 ТК РФ).
Соглашение должно быть подписано уполномоченными представителями сторон.
Действие соглашения регулируется ст. 48 ТК РФ.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок же действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Согласно ч. 3 ст. 48 ТК РФ, соглашение действует в отношении работодателей, которые:
1) являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
2) не являются членами объединения работодателей, заключивших соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
3) представляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Согласно положениям ст.
34 ТК РФ, в отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, которые были указаны выше.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).
Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ для заключения соглашения (ст. 49 ТК РФ).
Регистрация соглашения происходит в соответствии с положениями ст. 50 ТК РФ.
По прошествии недельного срока с момента подписания соглашения представитель работодателя должен направить данное соглашение в соответствующий орган, регулирующий трудовые отношения, для уведомительной регистрации. Однако вступление соглашения в силу от такой регистрации не зависит.
При осуществлении регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).
Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).
Н.А. Алимова Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+