Стоит ли бухгалтеру переходить из коммерции в бюджет?

Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.

Бухгалтерский учет в коммерческих и бюджетных учреждениях имеет одну основу и принципы, определенные в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако бюджет — это, можно сказать, отдельное государство, и на практике приходится столкнуться с совершенно другим подходом к работе.

Выделим принципиальные отличия:

  1. Иные формы учреждений.
  2. Финансирование из двух источников – бюджет и собственная платная деятельность.
  3. Разные планы счетов.
  4. Применение особых видов кодификации.
  5. Специализированная отчетность.
  6. Жесткие сроки для любого действия (операции) и наказание за их нарушение.
  7. Проведение закупок работ, услуг и товаров через торги.

Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата.

К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста.

Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).

Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.

Для кого предназначен бюджетный учет?

К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):

  • Госорганы (в качестве примера можно привести МВД).
  • Местное самоуправление (как вариант – городская администрация).
  • Как федеральные, так и территориальные органы управления внебюджетными фондами (знакомые нам ФСС, ПФР, ТФОМС).
  • Казенные учреждения (это уже скорее подтип госучреждений).
  • Госкорпорации (они стоят особняком и тем не менее финансируются за счет бюджета, к примеру, РОСАТОМ).

Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.

Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.

Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные.

В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями.

При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.

Особенности автономных учреждений (АУ)

Для понимания организации порядка работы АУ необходимо обратиться к Бюджетному кодексу и Закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В числе прочего автономной признается организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) в определенных сферах, в первую очередь социальных, но не только. Например, сюда же относятся СМИ, спорт или занятость населения.

Такая организация (это даже понятно из названия) имеет автономность (самостоятельность) в действиях. Может открыть расчетные счета в банках (для некоторых АУ), наряду с лицевыми счетами.

В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.

В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.

Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).

Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)

Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).

Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):

  • В рамках основной деятельности. Размер платы (тариф) устанавливается руководящим органом.
  • Иные, если они соответствуют уставу и указаны в учредительных документах БУ.

Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.

Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.

Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.

Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.

Казенные учреждения (КУ)

Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).

Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.

Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.

Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:

  • Получать кредиты (в том числе бюджетные), займы, субсидии.
  • Покупать ценные бумаги.

Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).

Финансирование и госзакупки

Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче.

Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе.

Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.

Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.

Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.

Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:

  • Ведут учет методом двойной записи. Формируют внутренние регистры, налоговую, бухгалтерскую и бюджетную отчетность.
  • Придерживаются принятой учетной политики учреждения и действующим планом счетов.
  • Все операции подтверждают оформленными в соответствии с законодательством первичными документами.
  • Проводят инвентаризацию.
  • Проходят проверки как аналогичные «стандартным» выездным – от ФСС, ПФР и налоговой службы, так и внутренние (ведомственные).
  • Публикуют сведения и своей деятельности, в том числе с предоставлением финансовых отчетов.

Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.

План счетов и кодификация

Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:

  • №183н (автономные).
  • №174н (бюджетные).
  • №162н (казенные).

Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:

  • 1 по 4 – раздел и подраздел расходов.
  • 5 по 14 – нули (если иное не установлено федеральным законом или учетной политикой).
  • 15 по 17 – аналитические данные (вид поступления/выбытия – для БУ и АУ).
  • 18 – финансовое обеспечение.
  • 19 — 21 – синтетический счет.
  • 22 — 23 – аналитический счет.
  • 24 — 26 – конкретизированный вид движения объекта учета.

Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.

Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.

Читайте также:  Как организовать питание, досуг и отдых работников

Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.

Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.

Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».

Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.

2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции.

Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.

В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.

Отчетность

Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.

1С онлайн. Бухгалтерия, Управление торговлей, Зарплата и управление персоналом

Кризис, который как гром среди ясного неба переполошил нашу общественность три года назад, сейчас мало-помалу сходит. Люди привыкли к курсу доллара и евро, к выросшим ценам на продовольствие и прочие вещи, за которые приходится теперь платить больше, нежели это было раньше.

И все же находятся те из нас, кто при сохранившемся уровне дохода хочет что-то изменить в своей жизни, а именно, увеличить суммы зарабатываемых денег, если говорить прямо. Давайте честно: в бюджетном учреждении бухгалтер много не зарабатывает.

Если раньше при зарплате в 21000 рублей бухгалтер мог позволить себе съездить отдохнуть летом в Турцию, то сейчас он несколько раз подумает прежде, чем пойдет в туристическое агентство покупать путевки. Государство заботится о нас, но как-то по-своему, глядя, вероятно, с высоты своей колокольни.

Нам таких «высот», к сожалению, не понять. Поэтому приходится что-то придумывать и искать пути к обеспечению более высокого дохода. Так, несколько наших знакомых решили покинуть своих бюджетные учреждения с целью трудоустроиться в коммерческих организациях. Сложности и преграды у них совпали на удивление точно.

Читая посты на форумах, прослеживается единая нить, которая связывает всех «перебежчиков» между собой – потребность учиться многому заново. Что ж, давайте разберемся, что к чему в этом вопросе.

Не пропустите: «Бухгалтер ищет новую работу. Как не натолкнуться на «фальшивое» собеседование»?

Нематериальные причины ухода

Действительно, доход бухгалтера в «бюджете» может достигать гораздо меньших размеров в сравнении с коммерческой сферой деятельности. Однако дело может заключаться не только в деньгах.

Наша коллега, которая работает сейчас главным бухгалтером в одном из крупнейших холдингов страны, а по совместительству является нашим клиентом по услуге «облако 1С», рассказывает свою историю этого «трансфера»:

«После окончания университета я не стала сильно «заморачиваться» по поводу работы и пошла бухгалтером в детский садик.

Во-первых, на тот момент меня и детей обеспечивал муж, во-вторых, работа была недалеко от дома, в-третьих, как вы сами понимаете, рабочий день упрощен настолько, что особо прикладывать силы не приходилось.

В какой-то момент я поняла, что если все пройдет в таком же режиме еще несколько лет, то от меня, как от специалиста, не останется ровным счетом ничего. Мои знания, полученные в университете, могут попросту не пригодиться.

Более того, я не могла и не могу сказать с уверенностью, что сама жизнь меня не заставит развиваться в профессиональном плане. И вот я решила уйти. Пожалуй, основной причиной моего ухода стала боязнь за утрату квалификации. Теперь это все позади, но первый год в коммерции был для меня чем-то сумасшедшим. Все познается в сравнении».

Из этой небольшой истории очевидно, что деньгами причины ухода не ограничиваются.

Действительно, у бухгалтера в бюджетной сфере больше свободного времени (уж простите, бюджетники), работа регламентирована настолько, что как-то фантазировать и находить выходы из сложных ситуаций не приходится.

Кадрами заниматься не нужно, для закупок предусмотрен отдельный специалист или даже отдел, на все есть соответствующие инструкции. Пожалуй, это будет раем для бухгалтера, который мечтает о спокойствии и тишине в самом положительном смысле этих слов.

Кто и чем руководствуется?

Под существенной разницей в ритмах трудовой деятельности есть свои нормативные основания. К примеру, бухгалтерия в бюджетной организации (к примеру, муниципальной) функционирует, отталкиваясь всецело от этих трех документов:

  • Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»;

Бухучет (коммерция или бюджет) | Женский журнал онлайн — EVA.RU | Образование и работа

Открыть тему в окнах

  • Есть предложение пойти главбухом в бюджетное учреждение. Никогда не работала в бюджете, но уже 15 лет в коммерции проработала. Стоит ли пытаться? Может есть у кого-то опыт такой переквалификации? Как считаете, коллеги?
  • А в бюджетном лучше платят или из соображения «до пенсии»?По САБЖУ-почему бы и нет, почитайте литературу, в нете много всего.
  • До пенсии не известно что может случиться, а платят не хуже, чем в коммерции и надежно, без серых.
  • Извините, но все равно анонимно, а где в бюджете платят не меньше, чем в коммерции?
  • Меня возьмите с собой) Коммерция в печенках уже,хочется хоть чуточку стабильности
  • В нацпроЭктах. Ну или просто тем кому считают нужным платить. Оклады так себе. А доплаты приличные набегают, выслуга, 13я и т п. Сейчас в коммерции то пусто, то густо, и как правило, серо.
  • Да, так и есть, смотрю вакансии на hh на аналогичные позиции и такие зарплаты только строители обещают, остальные меньше. Возможно, что кто-то получает гораздо больше, но с тех мест и не уходят.
  • Иллюзий у меня нет, работа скорее всего нервная и напряженная, постоянные фин.проверки, контроль вышестоящих органов и множество заморочек, но мне нужна работа. Если бы была трудоустроена, то даже не думала бы о бюджетной организации.
  • а что в нацпроекты ищут на hh?
  • а где Я это написала? Кстати, может и ищут, сейчас бывает….
  • Идите у меня опыта нет, я не бух. Но наша организация из коммерческой (фгуп), стала бюджетной. Гл бух тот же. Пока жив
  • Прверки специфичные. Все же в белую, все прозрачно. И в принципе каждый год одно и тоже просят.
  • Я пришла в бюджет после декрета и 10-летнего перерыва в работе после коммерции. Не главбухом, сначала бухгалтером в отдел зарплаты. Потом дошла до зам. глав. буха — составляла бюджетную отчетность, первый баланс в авральном режиме с нулевой моей подготовкой и перевод отчетности из бюджета на автономное, но ничего, разобралась в основном сама по инструкциям и с помощью куратора из министерства. Сейчас из бухгалтерии перешла, у меня свой отдел, занимаюсь статистикой и прочей разной отчетностью. Бюджет — это непросто, но очень интересно!
  • это я риторически Мне всегда казалось, что в бюджете на хороших деньгах только свои да наши.Не в детский сад же автор топика собралась…
  • Не в детсад, но и эта работа не работа мечты и зарплата не велика, просто на сегодня нет других вариантов. Можно замом пойти в загибающуюся строительную контору, зарплата меньше, но и хлопот соответственно тоже. Завтра я должна дать ответ и если соглашусь в бюджет, то предстоит еще этап согласования моей кандидатуры в органе власти, которому подчинено учреждение. Могут и не согласовать и тогда я скорее всего останусь ни с чем и продолжу поиски снова.
  • Удачи! Пусть всё сложится как можно лучше! Ну и работать чтобы было комфортно…
  • А бюджетное учреждение в какой отрасли? Если это образование, то тут ни покоя, ни стабильности — все как в коммерции
  • Покоя я и не ожидаю. Область ЖКХ, очень беспокойная и напряженная.
  • Спасибо всем за поддержку! Дала согласие, теперь посмотрим как власти согласуют мою кандидатуру. Настраиваюсь на позитив.
  • удачи вам! делитесь впечатлениями потом ))
  • если не секрет — сколько денег обещают?
  • Я в 2000 км от столицы, так что вряд ли вам эта информация поможет. Но скажу так: предлагают чистыми на руки (это с премиями и матпомощью) на уровне средней заработной платы главбуха в городе.
  • Спасибо! Попробую

Чем хороша работа в бюджете и чем она плоха

Кто-то считает, что для карьеры лучше работать в коммерческой сфере. Другим важна стабильность и защищенность государственных предприятий. Но так ли хорошо работать в бюджетной сфере? Давайте разбираться.

Читайте также:  Акт замера протяженности маршрута. Бланк и образец 2021-2022 года

Первое, что приходит в голову, когда думаешь про работу в бюджетной организации, — это стабильность. Сотрудники знают, что пятого и 20-го числа придет зарплата, начальство не откажет в отпуске, а бухгалтерия исправно перечислит страховые взносы в ПФР и ФСС.

Стабильность стала особенно привлекательна в период пандемии, когда объявили «оплачиваемые каникулы». Предприниматели ломали голову, как отправить сотрудников отдыхать, но при этом платить деньги, а в государственных структурах просто выполнили поручение.

Кроме того, в бюджетных организациях мало кто озадачивается вопросами эффективности, клиентоориентированности, скорости процессов. Потому что бюджетная организация, как и любая госструктура, предполагает четкое вертикальное распределение ресурсов, строгую иерархию, следование регламентам и правилам бюрократии.

Наталья Венерова, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

По разным данным, в России до 25 млн человек работают неофициально, то есть получают зарплату в конвертах с минимальными отчислениями на страховые взносы. Это уменьшает будущую пенсию сотрудника, а его самого начальство может в любой момент уволить без объяснения причин.

В бюджете такого не произойдет. Сотрудники надежно защищены Трудовым кодексом и могут даже судиться с работодателем при нарушении прав. Конечно, в России в принципе принято с недоверием относиться к пенсионной системе, но у бюджетников пенсия определенно будет выше.

Еще один плюс связан с выходом на больничный. В коммерческих структурах сотрудники берут больничный лист лишь в крайнем случае. И то вряд ли работодатель вытерпит долгое отсутствие по болезни. В бюджете же реально спокойно лечиться до полного выздоровления.

Женщины гарантированно получают декретные выплаты и могут спокойно провести весь отпуск по уходу за ребенком дома. Никто косо не посмотрит, и руководство не намекнет, что стоит выйти на работу раньше срока.

В государственных структурах чаще всего не ставят планов, которые влияют на зарплату. Можно спокойно работать и не бояться, что в конце месяца получишь меньше денег.

У большинства бюджетников основная часть дохода — фиксированные оклады, а на премии приходится лишь малая часть. Поэтому и нет смысла ставить показатели, которые нужно выполнить.

В государственных структурах не принято перерабатывать и ровно в 17 или 18 часов все спокойно встают и уходят по своим делам. Когда приходят праздники, каждый сотрудник уверен, что будет отдыхать. Можно легко планировать свое время, в том числе отпуска на весь год, ведь всегда знаешь, когда свободен.

Конечно, в бюджете есть профессии с ночными сменами или гибким графиком. В этих случаях работники выпадают из общего ритма остальных бюджетников. Но большинство работают по строгому расписанию.

Молодые сотрудники на заочной форме обучения легко уходят в отпуск на сессию. Им без проблем дают возможность учиться и сдавать экзамены. В коммерческой организации, скорее всего, придется совмещать сессию с работой.

В некоторых профессиях необходимо повышать квалификацию раз в несколько лет — как правило, такое обучение оплачивает работодатель.

Некоторые предприятия предоставляют своим сотрудникам места в общежитии. Это сокращает расходы на жилье, если работник приехал из другого города. Некоторые дают «подъемные» перед началом работы. Оборонные предприятия могут предоставить ссуду на покупку жилья. Конечно, такое встречается не везде, но чаще всего — в бюджете.

Однако и в бюджетных организациях не всё гладко. Вот основные минусы работы на государство.

Конечно, востребованные специалисты с большим стажем зарабатывают хорошие деньги. Например, врач или оператор станков ЧПУ. Но молодые сотрудники на начальном этапе будут получать меньше, чем в коммерческих структурах.

Плюс сами начисления не всегда прозрачны. Счетная палата утверждает, что рост зарплат происходит за счет премий. Но если поговорить с врачами или рабочими, то многие не понимают, по какому принципу эти премии начисляются. Всё часто зависит от руководителя и его отношений с работником.

В бюджетных организациях почти нет места маркетологам, SMM-специалистам, копирайтерам и рекламщикам. Обычно государственные компании заказывают такие работы у подрядчиков. Да и в целом у государства не большой запрос на самые современные профессии.

В государственной сфере не так просто сделать шаг в сторону или что-нибудь изменить. Процессы построены на документах, структуры неповоротливы.

Например, в коммерческой компании поняли, что клиенты недовольны программой лояльности. Проблему решают за пару дней. В бюджете могут уйти годы, пока в профильных ведомствах согласуют все изменения.

Потому что в целом руководители не так охотно берут на себя ответственность.

Бюрократия влияет и на объем документов: часто приходится заполнять бумаги, которые имеют крайне далекое отношение к самой работе.

В бюджете должности строго регламентированы и по карьерной лестнице сотрудников продвигают по отработанным годам, а не за результаты. На руководящие позиции могут поставить удобного человека, а не того, кто лучше работает. Поэтому карьеру проще сделать в коммерческих компаниях.

В основном государственные организации развиваются не так быстро, как коммерческие. Бизнесу необходимо выживать и бороться за клиента, а бюджетники гарантированно получат деньги от государства. Поэтому один из минусов в том, что квалификация сотрудника с большим стажем может отстать от реалий на 10 лет и ему будет не за кем тянуться, чтобы развиваться.

После учебного заведения стартовать проще и надежнее в бюджетной организации, это вообще полезно для понимания склада нашего общества, но нужно вовремя уйти и поднимать свой уровень уже в коммерческом секторе.

Представляется разумным отработать два-три полных года в бюджетной организации и уже принимать решение о переходе.

В современном обществе у человека за трудовую жизнь может быть от пяти профессий, и периоды в два-три года позволяют принять взвешенное решение для личного роста.

Переговоры с работодателем проще вести, если вы работаете в коммерческой компании с западными ценностями или современным стилем управления. Можно рассчитывать на соблюдение трудовых прав, вести разумные переговоры при расторжении контракта, получать премии за переработки исходя из экономических показателей.

Владимир Калинин, депутат муниципального округа Ломоносовский города Москвы

В каждой работе есть позитивные и негативные моменты. Поэтому для начала определитесь, чего вы ждете в данный момент. Это поможет решить, в какой организации вам будет комфортнее и интереснее работать.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова Иллюстрация: klyaksun/Shutterstock

«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер

Екатерина Шалмина

сходила в бухгалтерию

Профиль автора

Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.

Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.

Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.

Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Родилась я в маленьком приволжском городке с населением около 100 тысяч человек, где грусть, тоска и безнадега. Учиться решила поехать в Киров, выбрала самый дешевый вуз с гарантированным местом в общежитии. Обучение стоило 33 000 Р в год на первом курсе, на последнем — около 40 000 Р. За него пополам платили родители и бабушка с дедушкой.

В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.

В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой.

Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время.

В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.

На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц.

Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц.

На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.

В городе детства меня пригласили работать на машиностроительное предприятие, по которому я писала все свои курсачи и диплом. Мой первый оклад в 2014 году был 10 250 Р. Примерно столько же получали уборщицы. Но уровень ответственности у меня как у бухгалтера был совершенно другой.

Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги.

И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить.

В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.

Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.

Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.

Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь».

Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно.

А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.

Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.

Читайте также:  Законно ли получение премиальных выплат в декретном отпуске

Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи.

Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять.

И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.

Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.

Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее.

Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы.

Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.

Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.

Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».

На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.

Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.

Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.

Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.

Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.

Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.

Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.

С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.

Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.

Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.

Первое время после увольнения старших коллег у нас вообще не было ведущего бухгалтера. Сложные вопросы приходилось регулировать мне, потому что из опытных сотрудников в отделе осталась я одна.

И я дополнительно стала контролировать какие-то процессы, пока все вникали в работу. Так что повышение до старшего бухгалтера в моей функциональности практически ничего не изменило, но зарплату повысили до 35 000 Р.

Из них 30 000 Р — оклад, 5000 Р — премия. Средняя зарплата по рынку — 30 000 Р.

У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.

Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.

Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно.

Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка.

Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.

Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить.

Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня.

Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Официально мой рабочий день — с 08:00 до 17:00. Он начинается с того, что я просматриваю почту и отвечаю на письма, которые пришли вчера, когда меня уже не было на работе. Если есть срочные вопросы, мне об этом говорит мой руководитель.

Из срочного может быть: подготовить отчет о непроведенных документах, в том числе объяснить, почему они не проведены; ответить на письмо по неправильно занесенному документу.

Потом я обрабатываю текущие задачи — провожу документы в рабочей программе. Это занимает большую часть времени. Надо тщательно сверить первичный документ с тем, который хотят провести. На одном мониторе я открываю скан бумажного документа, на втором мониторе — документ, который внес отдел снабжения по поставке.

Проверяю наши реквизиты в скане документа, наличие всех подписей, печатей. В программе проверяю номенклатуру, цены, субсчет, количество. Если мне что-то не нравится, сама я ничего не исправляю, а отправляю задачи на доработку ответственным сотрудникам. Они, конечно, этому не рады, пытаются спорить, иногда ругаются.

Считается, что бухгалтерия мешает всем работать своими придирками.

Самое сложное — доказывать сотрудникам отдела снабжения, что права я и надо сделать так, как я сказала. Мне нравится искать ошибки — их обычно 10—15% — и варианты решения проблем.

Норма — 40 задач в день. На одну задачу уходит от пяти минут до часа. Время выполнения зависит от сложности.

Если приходит акт сверки, сверяю расчеты с поставщиком: какие поставки были сделаны, какие суммы оплачены. По акту сверки можно понять, есть ли документы, которые не проведены у нас в учете, и начать их искать.

Обед всегда беру из дома, за исключением дней, когда идет закрытие. Тогда домой приезжаю только в 10 вечера и нет никаких сил готовить. В эти дни обедаю в столовой, а дома готовит муж.

Во второй половине дня я разблокирую для оплаты авансовые платежи. Если по условиям договора с поставщиком перед тем, как они отгрузят нам продукцию, мы должны им заплатить, то в программе создается ТАП — требование авансового платежа.

Мне нужно проверить, правильно ли заполнен ТАП, соответствует ли он счету на оплату, и, если все верно, разблокировать его, чтобы он ушел следующей службе на проверку.

Если документ заполнен некорректно, связываюсь с исполнителем, чтобы он исправил ошибки.

Еще разблокирую документы, по которым будет постоплата. Блокировки — это инструмент дополнительного контроля. Если по каким-то проведенным документам есть вопросы, то они не отправляются в оплату, а остаются заблокированными.

Бесит, что всегда приходится ставить в приоритет работу, и она двигает все остальные дела.

Если так не делать, то отношение в коллективе к тебе будет хуже, потому что другие тоже не по своей прихоти просят что-то сделать в нерабочее время.

Из удивительных случаев могу вспомнить, как одна коллега, перепутав номер телефона, позвонила мне и стала обсуждать меня. Я так растерялась, что положила трубку. Не знаю, поняла ли она свою оплошность, мы с ней этот момент никогда не обсуждали. Общение у нас всегда было напряженное, но я считаю, что это сложности ее характера, а не последствия той истории.

Раньше я за небольшую плату заполняла декларации в налоговую. С поиском клиентов проблем не было: к нам в бухгалтерию приходили работники нашей же организации и спрашивали, кто сможет сделать. За декларацию по ипотеке брала 300 Р, за другие виды вычета — 150 Р. Такие заказы у меня были только с января по март. Зарабатывала примерно 2000 Р в год.

Моя зарплата — 35 000 Р до вычета налогов, но у нас в области есть районный коэффициент к окладу — 15%, поэтому 13% НДФЛ компенсируется районным коэффициентом. Эту сумму я и получаю на руки.

Я живу с мужем, и траты у нас общие. До переезда в Киров мне удалось накопить собственными силами около 500 тысяч рублей, так как, пока жила у родителей, не платила за коммуналку и еду, тратила деньги только на одежду и развлечения, отпуск в пределах страны. Все остальное заносила на вклад, в том числе денежные подарки. Сложив наши накопления, мы с мужем купили квартиру.

Муж — слесарь-сборщик и бригадир на производстве. Его зарплата выше моей. Мы ведем учет расходов в «Экселе».

В месяц примерно 10 000 Р у нас уходит на продукты. Иногда ходим в кафе или заказываем роллы. Овощи и «закатки» дают родители. Стабильно тратимся на коммуналку и общественный транспорт, остальные расходы нерегулярные: витамины, одежда, техника, товары для кошки, бытовые предметы. В целом получается 25 000 Р на двоих.

Оставшиеся деньги — в среднем 15 000—20 000 Р в месяц — закидываю на накопительный вклад под 4,6% с капитализацией или на ИИС. Инвестировать предпочитаю в фонды, есть акции и немного облигаций. В инвестициях мне помогает муж. Он читает новости, книги. Понимает, куда лучше вкладывать. ИИС у меня с декабря 2020 года, портфель вырос на 2000 Р, дивиденды не считала.

Накопленные деньги потом тратим на путешествия. За нашу недолгую совместную жизнь мы съездили в свадебное путешествие в докоронавирусную Италию. Она просто шикарна. Куда ни посмотришь — везде искусство, куда ни ступишь — везде история.

Стараемся жить по средствам.

Мечтаем о машине, но не торопимся с покупкой, ведь траты сразу резко возрастут. Часто покупаем продукты по акции. Из вещей лишнее не берем, чтобы не захламлять квартиру. Лучше тратить деньги на впечатления.

Хочу стать финансово независимой. А именно — накопить подушку 5 млн рублей.

В планах зарабатывать 60 000 Р в месяц. Этого хватит, чтобы покупать бизнес-ланч, а не носить обеды из дома, и чтобы после работы иногда ходить в кафе, а не проводить весь вечер на кухне.

Еще мне хотелось бы изучить смежные области знаний, такие как финансы, экономика. Пока еще не решила, что именно хочу освоить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector